10 мин.

11 способов нестандартно зайти на прыжки. Часть первая: флип

Неоднократно видел точку зрения, что вставлять в программу связки — то же самое, что портить её, ведь теряется лёгкость катания, всё кажется каким-то скомканным и неуместным. На что лично у меня давно есть ответ, и он довольно простой: связки необходимы как минимум потому, что благодаря им как раз и заметно, у кого это связки, а у кого — так, "ковырялки".

Именно так и начинается серия постов, посвящённых сложным заходам на прыжки. Это важно и с судейской точки зрения, ведь за эти самые заходы ставят надбавки, но перед тем, как у вас загрузится огромное количество гифок, хочется сделать несколько важных уточнений.

Сложные выходы из прыжков больше не оцениваются GOE.

Да, это не новость ещё с сезона 18/19, но почему-то слышать что-то вроде "у моей любимки сложные выезды, поэтому наши GOE заслуженные" я не перестаю. Собственно, именно это и причина, почему в цикле статей рассматриваются только сложные заходы, а с предложениями рассмотреть выезды как-нибудь в следующий раз. Кстати, в вопросе оценивания выходов я солидарен с ISU, потому что способность прицепить связки к выезду определяется его чистотой, что и так отражено в GOE.

Понятия "сложный заход" в правилах нет.

И это тоже правда. В Коммюнике №2334 формулировка совсем иная, а именно "шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент".

Сказать честно, формулировка кривая настолько, насколько возможно — чем те же подсечки не шаги? Впрочем, к теме правил я ещё надеюсь вернуться позже, а сейчас всего лишь веду к тому, что в примерах я старался подбирать те заходы, при просмотре которых сомнений возникнуть не может — да, это сложно, это нестандартно, это неожиданно.

Ну и последнее, что хотелось бы напомнить — определение сложного шага, данное ISU для дорожки шагов. Их всего шесть: чоктау, выкрюк, крюк, петля, твиззл, скобка. Если что-то из этого присутствует непосредственно перед прыжком — заход точно сложный.

Кроме того, визуально запоминая заходы, будет легче отличать прыжки друг от друга. Если не хотите ничего изучать, всё равно не расходитесь — можно лишний раз посмотреть на прыжки ваших любимых фигуристов!

Заход 1. Выкрюк назад-наружу в исполнении Евгении Медведевой

Первый поворот здесь — как раз-таки выкрюк, а второй — стандартная для флипа тройка. Любопытно, что этот сложный заход Женя выучила уже в Канаде под руководством Брайана Орсера. Из существенных минусов — касание зубцом во время выкрюка, что сильно упрощает поворот, но, к сожалению, так делают очень-очень многие.

Пожалуй, именно первый заход и является самым популярным в фигурном катании: им ещё владеют Брейди Теннелл, Ю Ён, Александра Трусова, Сатоко Мияхара, Ын Су Лим, Дмитрий Алиев и наверняка кто-нибудь ещё.

Заход 2. Чоктау вперёд-внутрь + выкрюк назад-наружу в исполнении Алёны Косторной и Дарьи Усачёвой

Значительно усложнённая версия первого захода. После первого чоктау делать выкрюк не очень удобно, но у Алёны получается отлично, причём получается уже очень давно — подобным образом она прыгала флип ещё до перехода в Хрустальный.

Со временем переняла этот заход и Даша Усачёва, но в сравнении очень заметна разница в качестве исполнения. Попробуйте понять, что не так:

А ответ прост. Вместо выкрюка Даша делает перескок, что существенно облегчает заход — нет сложного поворота, зато есть возможность набрать дополнительную скорость за счёт подпрыжки перед самым сложным для неё элементом. Причём перескок этот настолько явный, что непросто понять, а планировался ли вообще здесь выкрюк.

Однако болельщикам Даши расстраиваться рано! Ей ещё есть чем удивить даже в рамках этого поста.

Также этим заходом владеет Александра Трусова, и этот заход на флип у неё появился уже с переходом в "Ангелы Плющенко".

Заход 3. Различные варианты многократных троек в исполнении Елизаветы Туктамышевой, Юханы Йокой и Юзуру Ханю

Технически, тройки не считаются сложным шагом, но не показать эти заходы было бы немного неправильно. Делать несколько поворотов подряд в одном направлении в любом случае непросто, а для исполнения прыжка после такого необходимо действительно хорошо владеть своим корпусом.

Немного иной заход у японки Йокой — если у Лизы тройки риттбергерные, с переступанием между ними, то у Юханы двукратная тройка и переступание уже в конце, да и выезд просто роскошный.

Наконец, абсолютно все тройки на одной ноге у Юзуру Ханю. К сожалению, и он касается зубцом, чуть-чуть упрощая такой сложный заход, но зато как впечатляюще выглядит скорость его поворотов!

Заход 4. Крюк вперёд-наружу + выкрюк назад-наружу в исполнении Александры Трусовой

Саша за последние два сезона показывала на соревнованиях и первый, и второй, и даже четвёртый заход на флип, и это разнообразие не может не восхищать! Заметьте, что она даже не касается зубцом льда во время своих сложных поворотов.

Таким же способом исполняют флип Джейсон Браун и Анна Фролова, а ещё этот же заход мы видели в исполнении Алины Загитовой в сезоне 2018-2019, но уже в следующем его поменяли.

Заход 5. Спираль "шарлотта" + выкрюк в исполнении Алины Загитовой и Брейди Теннелл

А поменяли как раз на знаменитую "шарлотту", которая перекочевала с акселя на флип.

Заходы со спиралей не только сложные, но при этом ещё и очень впечатляющие — этого же мнения придерживается и Брейди Теннелл.

Искренне надеюсь, что никто в комментариях не будет вопить по поводу плагиата, как это любят делать. Брейди и до этого владела сложным заходом на флип, но несмотря на это, продолжила совершенствоваться и попробовала выучить что-то ещё — за что ей огромное уважение! Пожалуй, у американки получилось чуть похуже, всё-таки перетяжка между спиралью и выкрюком у неё куда более заметная, чем у Алины, но всё равно выглядит очень ярко. А когда используют твой фирменный элемент — это ведь тоже чего-то да стоит, это признание, в конце концов.

Заход 6. Чоктау в исполнении Кевина Эймоса

Выглядит непримечательно, но если честно, я поражаюсь такому варианту едва ли не сильнее всего: очень уж неудобный шаг выбрал для захода Кевин. Данный тип чоктау и в дорожках шагов почти никто вменяемо не выполняет, а здесь из такой позиции ещё и надо каким-то чудом прыгнуть тройной прыжок.

Кстати, именно поэтому Эймос делает подготовительные движения руками, немного выбивающиеся из настроения программы — иначе не прыгнешь.

Заход 7. Тройки в выпаде в исполнении Дмитрия Алиева

Чтобы вставить такой заход, нужно быть едва ли не безумцем. Очень энергозатратный, не самый удобный, периодически Дима даже падал с него, но если всё шло хорошо — вау-эффект был обеспечен.

Конечно, немного жаль, что мы давненько не видели этой красоты на соревнованиях, но это легко объяснимо, всё же вставлять такие выпады — это слишком большой риск.

Заход 8. "Это точно флип?" в исполнении Даши Грм

Наверное, по сравнению с большинством заходов этот заход сложным не кажется. Впрочем, и едва ли является. Зато назвать его неожиданным или необычным вполне можно, а за это, как мы помним, тоже ставятся надбавки. Правда, я не уверен, получает ли их спортсменка из Словении.

Что же такого необычного в этой гифке? Дело в том, что скрещивание ног непосредственно перед прыжком типично для совсем других прыжков — для риттбергера и иногда лутца. Но Даша прыгает с одинакового захода и лутц, и флип! И что самое интересное — несмотря на одинаковые заходы на прыжки, Даша, видимо, ещё и успевает менять рёбра на необходимые в последний момент, потому что отметки "e" и "!" от судейской бригады она получает совсем нечасто, причём преимущественно на лутце.

Заход 9. "А что, так можно было?" в исполнении Ксении Синицыной

Какие только шаги и повороты мы сегодня не видели, и с выпадов прыгали, и со спиралей... А вот додуматься прыгать флип с прыжков смог только тренерский штаб Ксюши.

В сезоне 2019-2020 Синицына прыгала флип два раза за произвольную программу, и перед каждым стоял прыжок, очень похожий на одинарный риттбергер, разве что без скрещивания ног перед прыжком. Вот, посмотрите:

Можно было бы придраться, что после прыжка Ксюша ещё достаточно долгое время катит, и ничего не происходит, но когда заход настолько неожиданный — придираться не хочется. Лично мне безумно интересно, как тренеры пришли к мысли исполнять элемент подобным образом.

Заход 10. "Лучшее от Хрустального" в исполнении Дарьи Усачёвой

Спираль, крюк вперёд-наружу, выкрюк назад-наружу, всё это на одной ноге, а после этого ещё и тройной флип — это точно тот случай, когда заход сложнее трудно представить. Мало того, тут ещё и выезд с крюком, который в ГОЕ не зачтётся, но в компоненты — вполне.

До международных стартов этот заход не дожил, поэтому можно сказать, что попал он в подборку чисто случайно — просто мне вовремя попалось на глаза это видео. Так бы и не узнал, что Даша может делать такие умопомрачительные вещи.

Заход 11. "Без беговых" в исполнения Андрея Мозалёва.

На протяжении всего поста я старался не упоминать заходы, заканчивающиеся сменой ноги непосредственно перед прыжком, но здесь... просто сокровище какое-то. Два крюка, цак, подпрыжки, чоктау.

Начало гифки — это выход после предыдущего прыжкового элемента Андрея. Вы понимаете, что у него нет ни единого бегового и ни единого пустого места вплоть до самого флипа? Только связки, возведённые в абсолют, причём конкретно здесь они отнюдь не кажутся лишними. Достойный пример для завершения подборки.

Зачастую бывает и так, что совсем-совсем неизвестные фигуристы вставляют в программы интересные детали, остающиеся незамеченными. К сожалению, всех не посмотришь, да и наверняка есть какие-то иные заходы, которые я не отметил. Так что обязательно пишите в комментариях, если помните что-то ещё!

_______________________________

И мне безумно приятно, что кто-то всё же откликнулся на мой призыв! Выражаю огромную благодарность пользователю Little Sparrow за этот потрясающий заход:

Цак, выкрюк, крюк, выкрюк — и Джейсон не только проехал весь каток по диагонали на одной ноге, но ещё и сделал чистейший тройной флип сразу после. Вполне возможно, этот заход сложнейший из всех показанных! Впрочем, Джейсон никогда не давал повода сомневаться в его уникальном владении коньком.