Рика Хонго: Пробуждение
Тутберидзе, Плющенко, грибы, флутцы, липы, Рудковская, Глейхенгауз, Лакерник, Самарин, судейство, Лайшев...
Нет, сегодня без этого.
К счастью, не Россией единой живо фигурное катание, некоторые локальные старты проходят и в других странах, например, региональный отбор на Чемпионат Японии. Там уже произошло много интересных событий: неудачная, но всё же попытка четверного сальхова от Мако Ямаситы, первое соревнование за долгое время Маи Михары, уверенная победа и две чистых программы Каори Сакамото, но сегодня речь про другое — про возвращение на лёд другой талантливой японки, Рики Хонго.
Шесть лет назад в сборной Японии сложилась очень напряжённая ситуация, ведь две из трёх фигуристок, участвовавших в Олимпийских играх, в следующий сезон не вышли — это и легендарная Мао Асада, и опытная Акико Сузуки. Два места в сборной заняли Канако Мураками и Сатоко Мияхара, хорошо зарекомендовавшие себя на взрослых и юниорских турнирах прошлого цикла, но оставалась ещё одна квота. И именно в этот сезон в мир фигурного катания неожиданно для многих ворвалась Рика Хонго.
На неё мало кто рассчитывал. Рике на момент выхода из юниоров было — страшно сказать! — 18 лет, сейчас подобное и представить тяжело. К слову, и этот выход получился достаточно блеклым — бронза с турнира серии "Б" в Финляндии (позади Лизы Туктамышевой и Саманты Сезарио) и лишь пятое место на Skate Canada, где Рика проиграла в том числе и своей сопернице по сборной — Сатоко Мияхаре.
Второй этап Рики был в России, где явным фаворитом считалась победительница всё того же Skate Canada Анна Погорилая, но распределение мест получилось неожиданным для многих. Аня много ошибалась в прыжковых элементах — осталась без каскада в произвольной программе, да и в короткой получился только 3-2 через тройку. Воспользовалась помарками главной соперницы как раз Рика Хонго. Да, японка набрала скромные 178 баллов, но этого всё равно хватило, чтобы опередить Анну Погорилую и Ален Шартран и выиграть этап Гран-при в Москве. Любопытно, что именно Рика — на текущий момент последняя иностранка, которая увезла золото с Кубка Ростелеком. Сумеет ли кто-то ещё повторить подобное в ближайшее время? Вопрос риторический.
Более того, неожиданный итог этапа привёл к тому, что Рика стала первой запасной для прохождения в финал Гран-при, и ей предоставился шанс выступить в нём из-за травмы Грейси Голд. Получилось не очень удачно — последнее место, но уже сам факт прохода в сильнейший турнир планеты говорит о многом. Кроме того, Рика — единственная японка, принимавшая там участие.
Дальше — больше. Серебро чемпионата Японии, бронза чемпионата четырёх континентов, шестое место чемпионата мира — до сих пор этот сезон в карьере Хонго остаётся самым успешным. Экспрессивную и яркую Рику зачастую ругали за компонентную часть — за осанку, за недоделанные движения, за "старомодные" программы. Но уже к следующему сезону она невероятно преобразилась.
Короткую программу Рике для сезона 2015-2016 ставила недавно закончившая карьеру Акико Сузуки, и ей удалось подчеркнуть иную, нетипичную для японок того времени черту катания — атлетичность. В качестве музыкального сопровождения была выбрана композиция "Incantation" из Цирка дю Солей, которая безумно подходила Рике — мощная, эффектная, как и сама спортсменка. Но ещё большим попаданием стала произвольная программа под известный всем любителям фигурного катания Riverdance.
— Не знаю, как вам, Татьяна Анатольевна, а мне эта программа очень-очень нравится. — сказал Гришин в прямом эфире в начале проката произвольной программы Рики Хонго на ЧМ-2016.
— Вы считаете, что это не набор элементов, а Программа?
— Я считаю, что музыкальное сопровождение подобрано очень здорово.
...
— В этой музыке есть и развитие, и удобный темп, в том числе для публики. Мне очень нравится.
— Под эту музыку и прыгать удобно, — Тарасова по ходу проката постепенно начала проникаться постановкой. — она тебя поднимает!
И только под конец программы Татьяна Анатольевна наконец сдастся и согласится: "Да, я тоже считаю, что это Программа".
После этого Ривердэнса таких зажигательных хореодорожек с таким количеством зубцовых шагов в женском одиночном катании, наверное, не было. У Рики могут быть не такие отточенные движения, но у неё есть мастерство скольжения, широкий раскат, обаяние и харизма - не так-то просто поднять весь зал, когда ты не являешься лидером! Так, как на чемпионате мира-2016 во время проката хлопали Рике, хлопают крайне редко, и эта невероятная поддержка и отдача зрителей наверняка помогли ей кататься ещё лучше.
Что до результатов, то здесь всё было не так радужно. Если сезон 2015-2016 Рика провела достойно, снова завоевав бронзу чемпионата четырёх континентов, то сезон 2016-2017 не сложился. Поздний ли пубертат тому причиной или что-то ещё — сказать трудно, но в протоколах появилось много недокрутов, Рика стала менее стабильной. Пятое и шестое место на этапах серии Гран-при, только десятое место на чемпионате четырёх континентов и лишь шестнадцатое на чемпионате мира. Более того, на чемпионат мира Рика и не должна была проходить отбор, она поехала запасной, заменив травмированную Сатоко Мияхару. Неудачное выступление на ЧМ-2017 вкупе с одиннадцатым местом Вакабы Хигучи и привели к тому, что в олимпийский сезон японская сборная вошла лишь с двумя квотами.
Перед Пхёнчханом позиции Рики выглядели совсем тускло. На кону было лишь два места в сборной, за которые сражались не только Сатоко Мияхара, Вакаба Хигучи, Маи Михара, но и только-только вышедшие из юниоров Марин Хонда и Каори Сакамото, и выжить в таком сражении было крайне непросто. Да и сам олимпийский сезон 2017-2018 для Рики Хонго начался не особо удачно — шестое место на канадском этапе и лишь седьмое на домашнем, в то время как в начале сезона уверенно показали себя и Сатоко, и Вакаба, и Каори, и Маи. Шансов протиснуться через эту плеяду талантливейших спортсменок почти не было.
Декабрь 2017 года, чемпионат Японии в Токио. Конечно, напряжение при такой жесточайшей конкуренции было запредельным, и не всем удалось его выдержать. Сатоко недокрутила тулуп в каскаде — впрочем, всё равно получила отличные оценки, Марин не справилась с тройным риттбергером, Маи после прекрасно выполненного каскада тройной лутц - тройной тулуп внезапно упала с недокрученного двойного акселя, но самое неожиданное - бабочка вместо всё того же акселя от одной из главных фавориток турнира Вакабы, а ведь именно она отобралась в финал Гран-при в этом сезоне. Зато чистый прокат выдала та, от которой уже ничего не ждали, и думаю, вы уже догадались, о ком речь.
Короткую программу под Carmina Burana Рика оставила с прошлого сезона и не прогадала. Хорошо поставленный корпус, особенно в сравнении с ранними сезонами, вдохновенное и чистое катание — Рика отдала всю себя, и выдала именно то, что называется "прокатом жизни". Чёрствая, но справедливая судейская бригада чуть подпортила такой шикарный момент, отметив неясное ребро на лутце, но оценки всё равно получились более чем достойными. Здесь, на Чемпионате Японии, Рика впервые пробила рубеж в 70 баллов, а её реакция... впрочем, просто посмотрите сами.
Короткую программу выиграла Каори Сакамото, ей совсем немного уступала Сатоко Мияхара, а на третью позицию неожиданно забралась Рика Хонго. Даже несмотря на то, что на Олимпийские игры у Японии было только две квоты, защитив бронзу, можно ведь было поехать на чемпионат четырёх континентов и попробовать свои силы на международном старте ещё раз, кто знает, что случилось бы там? Да и первое место было предательски близко, всего лишь в трёх баллах...
Но чуда не случилось. В произвольной программе Рика упала дважды — с лутца и с риттбергера, и эти существенные ошибки отбросили её на шестое место. Выходя со льда, она даже не выглядела расстроенной. Может, мечтать о месте под солнцем в такой сильной сборной было бы слишком смело? Но несложные подсчёты говорят, что без падений Рика наверняка была бы впереди как минимум Маи Михары, а значит, могла получить шанс выступить на чемпионате четырёх континентов. Вот так внезапно оказалось, что шансы пройти через эту мясорубку были, но использовать их получается, увы, не всегда.
Постолимпийский сезон обернулся катастрофой. Шестнадцатое место на турнире серии "Б" в Финляндии с ужасающе низкой суммой баллов, предпоследнее место на единственном этапе Гран-при, семнадцатое место на Чемпионате Японии. Не помогла даже смена тренера в середине сезона — Рика переехала из Нагои в Канаду к Джоан Маклеод и Мегуму Секи. Казалось, что её карьера закончится именно так. Сама спортсменка вскоре объявила, что пропускает следующий сезон, и в её возвращение уже вряд ли кто-то верил.
В мартовском интервью японскому журналу Figure Skating Life Рика рассказала о том, как провела полгода без катка.
— Чем ты занималась, пока у тебя был перерыв от фигурного катания?
— Когда я вернулась в Японию, я чувствовала себя очень нехорошо, возможно из-за стресса. Поэтому я поехала к бабушке в Сендай, чтобы побыть с ней некоторое время. Я обязана была увидеться и с моими кузенами, которых долго не видела, и я даже пришла в школу к кузену на открытый урок (смеётся). Я полностью наслаждалась, пока принимала участие в небольших событиях в Сендае вроде этого, и где-то в августе или сентябре я вернулась в Нагою и устроилась на работу, где проработала около пяти месяцев. Мики (Андо) иногда брала меня с собой на ужин, и я была счастлива.
— За это время ты приобрела новые перспективы?
— Раньше, всё, чем я занималась — это было фигурное катание, я никогда не работала даже неполный день, так что я не осознавала, насколько тяжело работать за деньги. Имея этот опыт сейчас, я стала даже больше ценить, что у меня есть возможность продолжать кататься. К тому же, я счастлива, что узнала, каково это — работать с людьми. Я очень сильно волновалась, смогу ли я делать всё правильно, но окружающие помогли мне, и мне удалось сохранить работу, так что теперь я не так сильно беспокоюсь о своём будущем. Зная, что я могу работать, мне становится легче. Но вообще говоря, самая большая перемена в моей жизни — это то, что мне заново захотелось открыть для себя радость от фигурного катания. Лучшее, что мне удалось — перезапустить себя и вернуть эти чувства.
— Какая работа у тебя была? Обслуживала клиентов?
— Я работала в ювелирном магазине, связанным с определённым дизайнерским брендом.
— Ты рекомендовала клиентам бижутерию?
— Да, так и было (смеётся).
— Как ты с этим справлялась?
— Когда заходил клиент, я говорила "Добро пожаловать" вот этим тоном, а мне говорили это делать голосом повыше (смеётся). Моя мама, кстати, говорит мне, что я могла бы неплохо устроиться в ресторане, но я хотела попробовать именно здесь. Все клиенты были добры ко мне. Я частенько запиналась и дружелюбные клиенты говорили мне что-то вроде "извините, леди, с вами всё хорошо?" (смеётся). Начав запинаться, я уже не могла остановиться.
В этом же интервью Рика рассказала и о своей физической форме.
— Позволь мне уточнить: ты действительно возвращаешься в новом сезоне?
— Да, я планирую вернуться. Если не вернусь, можете считать, что что-то случилось (смеётся). Сейчас я тренируюсь для региональных стартов в Японии и хочется привести себя в форму перед тем, как удастся вернуться в Канаду.
— А сейчас у тебя какая форма?
— Я вернула аксель, тройной сальхов и тройной тулуп. Любопытно, что я вернула эти тройные прыжки в точно таком же порядке, как я их прыгала впервые раньше. Тулуп, сальхов и теперь лутц, который всё ещё не особо хорош, но каким-то чудом я его приземляю. Потом флип. Риттбергер... Я бы предпочла не отвечать на этот вопрос (смеётся). — То есть сначала ты прыгнула тулуп, сальхов, а потом лутц.
— На следующий день после того, как я приземлила лутц, я уже сделала флип, а через небольшое время вернула риттбергер. Но я думаю, что мне пришлось прыжки ставить буквально заново из-за перерыва, так что я надеюсь, что риттбергер ещё сможет стать моей сильной стороной. — Если ты ставишь прыжки заново, у тебя есть хорошая возможность исправить технические ошибки.
— Сперва я работала над лутцем и даже пыталась сделать лутц с очень глубокого наружнего ребра... Не знаю, как обстоит дело с ребром сейчас (смеётся). Моё желание прыгать берёт верх надо мной. Я чувствую, что ко мне возвращаются те ощущения, когда я прыгала раньше. Когда я думаю, что я могла прыгать сальхов и тулуп без лишних раздумий, начинает казаться, что раз я могла делать такие сложные вещи как что-то само собой разумеющееся, то мне не следовать брать перерыв. Но если бы я не взяла его, я бы сейчас не каталась. В общем, получилось всё хорошо, но иногда я немного сожалею. — То есть, каждый раз, когда к тебе возвращаются навыки, ты чувствуешь радость?
— Да, я как будто вернулась в детство, когда светилась от счастья, что приземлила прыжок. Я радовалась, когда делала что-то новое, и даже когда что-то не удавалось, я говорила себе что-то вроде "Почти получилось!". Я немного ностальгирую по этим дням. В любом случае, мне нужно обязательно всё вернуть к региональным соревнованиям, потому что сейчас очень много хороших спортсменок. Когда я решила вернуться, я знала, что будет безумно тяжело. Иногда я даже задумываюсь, что не стоило возвращаться к соревнованиям, но потом прихожу к выводу, что лучше провести новый полноценный сезон, чтобы не зацикливаться на соревнованиях и результатах прошлого, потому что в течение нескольких последних сезонов мои выступления были стабильно разочаровывающими. Если уйду сейчас, я буду сожалеть. Вот почему я хочу попробовать ещё раз и, если не получится, я уйду с достоинством. А если всё пойдёт здорово — буду рада, что попыталась. Сейчас я катаюсь, потому что я люблю кататься и мне нравится, чем я занимаюсь. Я часто волновалась насчёт мест и иногда плохие результаты заставляли меня думать, что продолжать кататься — бессмысленно. Но я поменяла свою точку зрения. Раньше я на себя давила негативными мыслями, но сейчас чётко решила перестать думать подобным образом. Я склонна накручивать себя, даже несмотря на то, что сейчас у меня такой лёгкий характер.
***
Такой пафосный заголовок для текста выбран не просто так. Reawakening (пробуждение) — одна из композиций, которую Рика Хонго взяла для своей новой произвольной программы из фильма Ghost in the shell, основанного на японской манге. Как говорит сама спортсменка, эта постановка от Ше-Линн Бурн была готова ещё к сезону 2019-2020, но так как Рика его пропустила, было принято решение вернуться к программе.
С короткой получилось сложнее. Из-за пандемии было трудно обратиться к именитым специалистам, поэтому ставила Рике её же мать, Юко Хонго, сама ранее занимавшаяся фигурным катанием. Саундтреком к короткой стала песня The song for my brother из популярного южнокорейского телесериала Crash Landing on You, выходившего как раз во время сезона 2019-2020. Это очень нежная и лиричная музыка, поэтому такая программа — это серьёзный вызов для Рики, привыкшей катать другое.
Видео сентябрьского турнира Chubu Regionals с ютуба, к сожалению, уже успели удалить, но из протоколов можно заключить, что к настоящему моменту Рика восстановила тройной флип, тройной сальхов, тройной тулуп и двойной аксель. Риттбергера, лутца и каскадов 3-3 пока нет, но имеющееся сделано чисто, и этого хватило для второго места с суммой баллов 176,07.
Без сомнений, с таким контентом и такими оценками трудно рассчитывать на что-то серьёзное, особенно когда мы говорим про японскую сборную, где конкуренция не перестаёт расти — за счёт Рики Кихиры, за счёт восходящей японской звёздочки Маны Кавабе, так же вставляющей в программы тройной аксель. Но ведь Рика Хонго только в самом начале пути своего Пробуждения, ещё многое предстоит, и я почти уверен, что восстановить все тройные ей точно по силам.
Не всегда всё крутится вокруг мест и оценок. Если Рика научилась получать удовольствие ото льда, находить мотивацию даже тогда, когда кажется, что шансов нет — это ведь безумно здорово! Здорово и для неё, и для нас, болельщиков, ведь уход из спорта такой самобытной и яркой фигуристки, как Рика — действительно потеря. Остаётся только верить, что она будет по-настоящему счастлива, выступая на соревнованиях, и ещё не раз поднимет зал.
Ссылка на полное интервью с Рикой Хонго, вернее, его перевод на английский с японского от пользователя rRainbow:
https://www.goldenskate.com/forum/threads/rika-hongo.52881/page-29