Гран-при 2020. Rostelecom Cup - «единственный и неповторимый»
Коварный, а главное, непредсказуемый в своем коварстве коронавирус поставил жизнь всего человечества с ног на голову. Что поделаешь, мы уже как-то приспособились, тем не менее, жить в этом царстве абсурда, ищем в окружающей обстановке какие-то ориентиры, которые бы помогли нам с наименьшими моральными потерями пережить этот нелегкий период. И если вспомнить знаменитое высказывание Тургенева о русском языке, который «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» единственный служил ему поддержкой и опорой, то, перефразируя это изречение, скажу, что для меня, как, не сомневаюсь, и для тысяч любителей фигурного катания, именно оно, родимое, стало тем спасательным кругом, который во многом не позволил погрузиться в бездну пессимизма и тоски.
Доходящая из разных источников информация о том, как живут и чем занимаются в период строгих ограничений любимые фигуристы, как им удается поддерживать форму, какие новые программы они ставят и выкатывают – все это давало надежду на то, что новый сезон все же начнется и мы вновь сможем наблюдать за ледовыми баталиями сильнейших.
Реальность же оказалась такова, что серия Гран-при стала стремительно сжиматься, как шагреневая кожа из романа Бальзака, теряя один за другим свои этапы: донельзя урезанные Skate America и Cup of China, отмененные канадский и французский этапы, неизвестно куда перенесенный (и перенесенный ли вообще?) финал серии… Соревнования на Кубок России, конечно, в какой-то мере заполнили лакуны состязаний, но, наблюдая за ними, даже при отдельных замечательных прокатах, я не могла отделаться от мысли, что это все-таки соревнования не того накала и не того формата, к которым мы привыкли.
Поэтому московский этап Гран-при Rostelecom Cup стал буквально бальзамом на измученную ожиданием настоящего праздника мою душу многолетней болельщицы😊 Конечно, мечтать о том, чтобы поехать в Москву наблюдать соревнования вживую, в нынешних условиях мне и в голову не приходило, тем более, что попасть в число тех 25% зрителей, которые могли заполнить трибуны, было, наверное, крайне проблематично. Но, слава Богу, сайт Первого канала не тормозил и соревнования можно было наблюдать без проблем.
Кто же особенно запомнился мне на сей раз? Начну по порядку.
В короткой программе у мужчин первым, кто привлек мое внимание по-настоящему, был Макар Игнатов. Я давно симпатизирую этому фигуристу – люблю высоких и фактурных, а Макар этими качествами отличается, как никто другой, и при удачном прокате его программы способны заиграть всеми красками. Здесь Игнатов в великолепном стиле исполнил свой коронный 4Р, сумел спасти каскад, не слишком удачно выехав с 4Т, но ухитрившись каким-то образом присоединить к нему 3Т, и устоял на выезде с 3А, хоть получился этот выезд у него не самым уверенным. У Макара найдены интересные позиции во вращениях, особенно в первом, но вот на двух последних вращениях, в особенности в предпоследнем, он явно терял скорость. И еще на сей раз мне не хватило в этой программе легкости исполнения, некоей «отвязности», которую диктует стилистика программы, поддержанная музыкой. Но результат Игнатова стал первым, перевалившим за 90 баллов – 91.82, что вывело его на промежуточное 4-е место.
В произвольной программе Макару удалось сделать почти все прыжковые элементы, включая роскошный 4Р, 4Т, каскады 4Т – 3Т и 3А – 3Т, но неожиданная «бабочка» на 3Ф лишила его каскада 3Ф – О – 3С, и это дорого ему обошлось Мне импонирует програма Игнатова несмотря на то, что песня «Je suis malade» давно уже стала слишком растиражированной в фигурном катании, в особенности в женском варианте – в исполнении Лары Фабиан. Правда, я бы предпочла услышать, как ее поет Серж Лама – не только ее первый исполнитель, но и автор стихов. Итальянец же Фраческо ди Челло, в чьем исполнении звучит песня, под которую катается Макар, поет с ужасным французским прононсом да еще и проглатывает изрядную часть слов. Правда, ему не откажешь в бьющей наотмашь экспрессии, что, вероятно, и привлекло в этом исполнителе Игнатова. Не случись этого досадного срыва на флипе, Макар мог бы с большой долей вероятности рассчитывать на третью ступень пьедестала, но в результате с 168.96 балла, полученными за прокат, опустился на 7-е место.
Михаил Коляда, вернувшийся на лед после долгого перерыва, в короткой программе технически уступил Игнатову: он неудачно исполнил открывающий программу 4Т, в котором не докрутил четверть оборота, так что чудом избежал падения, схватившись руками за лед, затем блеснул высоченным 3А и с небольшой помаркой прыгнул каскад 3Л – 3Т. Но все остальные элементы – вращения, дорожки, связки, найденные хореографом «фишечки» в пластике фигуриста – были наслаждением для глаз. Алексей Ягудин, комментирующий эти соревнования, сказал, что Миша может выступать на льду в любой роли. Да творческий диапазон Миши необычайно широк, но все же не могу полностью согласиться с Алексеем: пример тому – ПП «Тореадор», в которой Коляда чувствовал себя крайне некомфортно, катал ее буквально через силу, и я полагаю, что это было именно оттого, что Мише этот образ был чужд, не вязался ни с его внешним обликом, ни с внутренним состоянием. В этом же сезоне в новой группе Мише (слава Богу!) поставили две превосходных программы, не входящих в противоречие с его индивидуальностью и подчеркивающих разные грани его дарования.
В модерновой КП пластическая выразительность всех жестов и поз фигуриста позволяет ему в полной мере отразить эмоциональный посыл музыки и чувствуется, что самому Мише эта программа очень нравится. А поскольку филигранной работой конька он славится давно, то нет ничего удивительного, что компонентами Коляда выиграл у Игнатова – 93.34 балла, полученные от арбитров, позволили ему занять промежуточное 3-е место.
Ну а выступление в произвольной программе стало настоящим триумфом Михаила несмотря на то, что с технической точки зрения оно не было идеальным: фигурист пустил «бабочку» на 3А и сдвоил сальхов в комбинации с 3Л и ойлером, а также тулуп в каскаде с 3А. Однако Миша изумительно исполнил каскад 4Т – 3Т, 4Т с переходом в кораблик, 3А и 3Р, показал запредельной красоты вращения и дорожки. Но главное, что все эти элементы настолько органично вошли в ткань программы, что она казалась рождающейся на глазах зрителей импровизацией, великолепным экспромтом, в котором исполнитель чувствует музыку буквально кончиками пальцев. Даже взгляд фигуриста – то устремленный куда-то к высшим сферам, то погруженный в свой внутренний мир – был связан с ведущей нитью программы и играл большую роль в общем восприятии ее зрителем Работа рук Михаила своей выразительностью навевала ассоциации с пластикой балетного танцора, что и требовал замысел программы, посвященный гению балета Рудольфу Нурееву. Этими жестами Миша сумел выразить столько эмоций, что с какого-то момента в зале воцарилась тишина – казалось, что каждый боялся хоть чем-то помешать этому полету души фигуриста.
При всех вышеупомянутых технических недочетах программа Коляды нисколько не потеряла в цельности, не утратила своей образности и оставила впечатление сродни тому, какое оставляют в душе зрителя настоящие произведения искусства. Браво Илье Авербуху за эту постановку! Я полностью согласна с Алексеем Ягудиным, который назвал ее «гениальной». Настоящей находкой я считаю и костюм фигуриста – предельно простой (примерно в таком Нуреев мог репетировать свои партии в балетном классе), не отвлекающий внимания зрителей ни на йоту от содержания программы. Ну а результат в 188.55 балла позволил Коляде стать победителем соревнований.
Мой земляк Андрей Мозалёв с прошлого сезона вошел в число моих любимцев. Мне очень импонирует этот 17-летний паренек с сильным, как видно, внутренним стержнем. Он так наполняет собой, своей индивидуальностью любую программу, настолько сильна его аура на льду, что смотреть на него - одно удовольствие. У Андрея, кажется, нет явно слабых мест – сложнейшие прыжки, виртуозные вращения, филигранные дорожки – все ему под силу, и когда он в ударе, кажется, гору может снести своей энергетикой. Но на сей раз, увы, не все ему удалось в короткой программе. Первый 4Ф вышел на загляденье, а вот в каскаде он не докрутил 4Т, вследствие чего выезд оказался скомканным и вместо 3Т Андрей смог присоединить к нему лишь какую-то жалкую закорючку в виде 1Т, да и выезд с 3А, который Андрей выполнил со сложного захода с кораблика, был не самым удачным. Тем не менее цельность впечатления от программы фигуристу удалось сохранить, и результат в 86.01 балла, свидетельствующий об огромном творческом потенциале этого фигуриста, позволил ему расположиться на 6-м промежуточном месте.
Очень мне по душе произвольная программа Мозелёва на загадочно-тревожную музыку Эннио Морриконе, где практически каждый музыкальный акцент обыгрывается искусной хореографией, где разнообразны и затейливы движения рук, а к прыжкам фигурист подкрадывается практически незаметно, и они возникают внезапно, как гейзеры. Жаль, что не удался Андрею открывающий программу 4Ф – вместо него он исполнил лишь 2Ф, но зато потом он прыгнул и каскад 4Т – 2Т, и отдельно 4Т, да и все остальные прыжковые элементы исполнил вполне достойно, ну а дорожки и вращения у Андрея были и интересны по форме, и хороши по исполнению. Полученные им за прокат 180.68 балла позволили ему несколько подняться в турнирной таблице и занять итоговое 4-е место.
Истинным наслаждением для глаз и для души стало для меня выступление в короткой программе Петра Гуменника! Этот фигурист очень нравится мне своим интеллигентным обликом, мягкостью скольжения, почти балетной выразительностью рук и законченностью каждого жеста, умением находить неожиданную окраску во вращениях. Порой его подводят прыжки, но на сей раз он был безупречен в каждом компоненте программы. Каждый из трех прыжковых элементов – 3А с кораблика, 4С и каскад 3Л – 3Р – был выполнен на загляденье, вращения соперничали друг с другом в красоте, и каждый шаг в дорожке был на редкость связан с музыкой. Сюда бы я для полной картины добавила еще и в меру роскошный костюм, дополняющий образ. Впечатление, которое произвел на меня Петя, чем-то напомнило мне те эмоции, которые оставляли у меня выступления Стефана Ламбьеля – то же стремление фигуриста полностью раствориться в музыке, отразить суть ее движением.
И вспомнилось, как я впервые увидела Петю в 2011 году на шоу, посвященном 70-летнему юбилею Тамары Николаевны Москвиной. На лед вышел 9-летний малыш в красных штанишках с кушачком и под песню из фильма «Бумбараш» несколько раз заходил на 2Р и падал, падал, падал… Забавный такой был мальчишечка! Помню, я тогда подумала, что ему бы больше подошло кататься по песенку «В траве сидел кузнечик», чем под песню из «Бумбараша», которая ему была явно не по возрасту. Потом на много лет я его как-то потеряла из виду. Ну а теперь вырос из него такой красавец и умница! 96.26 балла получил Гуменник и ненадолго вышел в лидеры.
Музыка из «Призрака оперы» у меня давно уже в зубах навязла за одним-единственным исключением – произвольной программы Гуменника. Настолько удачно она поставлена, так логично подобраны музыкальные куски, да и костюм фигуриста (чуть не написала «артиста») в столь немалой степени «играет» на общее восприятие этого произведения ледового искусства, что смотреть на это зрелище мне доставляет неизменное удовольствие. Даже несмотря на то, что на сей раз не все удалось Пете в его программе. Мне очень импонирует то, что он старается вставлять в программу элементы, которые не увидишь у его соперников – каскады 4С – 2Т – 2Р и 3Л – 3Р, которые как раз удались ему на славу, присущие только ему позиции во вращениях (ах, до чего же хорош его заклон в конце программы!)… Но, увы, Петя с трудом удержался на выезде с 3А, упал на дорожке и при исполнении 4С, что несколько снизило общее впечатление от программы и, разумеется, повлияло на оценки. Однако полученные от арбитров 172.21 балла с учетом его запаса баллов после КП позволили ему войти в тройку призеров, чему я была очень рада.
Морис Квителашвили – еще одна моя симпатия, и уже довольно давняя. Когда же я увидела, под какую музыку будет катать свою короткую программу Морис, то на какой-то миг даже дар речи потеряла! Жак Брель – один из моих любимейших певцов, а песня «Амстердам» – одна из определяющих в его творчестве. Жизнь моряков из порта Амстердама в песне представлена как сменяющие друг друга различные, весьма прозаические действа, которым герои при этом предаются с неистовой страстью, как, впрочем, проживал свою жизнь и сам Брель. У меня эта песня всегда вызывает в воображении яркие, почти импрессионистические картины. Какую же ледовую трактовку ей можно дать, не нарушив ее изначального посыла и ее стилистики? Возможно ли это вообще? Эти мысли очень быстро пронеслись у меня в голове, пока Морис готовился к старту.
И вот он начал свою программу превосходным каскадом 4С – 3Т, после которого сразу встал в кораблик, затем последовали столь же впечатляющие 3А и 4Т – демонстрация мощного мужского начала, заложенная в программе, удалась на все 100%! При этом Морис нисколько не потерял в остальных компонентах – и дорожки, и вращения, и связки – все работало на образ и все было исполнено на высочайшем уровне. Нередко так случается на соревнованиях, что музыка, на которую поставлена программа, оказывается сильнее, чем ее хореография и, тем более, исполнение, если фигуристу не удается избежать ошибок. Но на сей раз все звезды сошлись в пользу Мориса – и песня, спетая Брелем, и программа, исполненная Квителашвили, оказались в гармоничном тандеме, впечатление от которого у зрителя осталось на редкость сильным. Не удивительно, что арбитры поставили Морису 99.56 балла (уж не могли дать все сто!), и он возглавил турнирную таблицу.
Не менее сложный образ он взялся воплощать и в произвольной программе, взяв за музыкальную основу знаменитую арию Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска». Техническое наполнение программы было на высоте: каскады 4С – 3Т, 4Т – 2Т и 3Ф – О -3С, мощный 3А, 3Р и 3Ф… Единственной явной неудачей Мориса стало падение с 4Т. От всей программы веяло неудержимой силой, ее драматический накал до последних мгновений держал зрителей в напряжении. Мне весьма понравились дорожки, украшенные подпрыжками, что также очень играло на воплощаемый образ. Конечно, если сравнивать конек Коляды и Квителашвили, то у первого, на мой взгляд, он выглядит более искусным, более тонким, а вращения – более разнообразными и более скоростными, отсюда и более высокие оценки Миши за компоненты. Но и Морис в последнее время значительно улучшился в этом отношении, а умением устанавливать контакт со зрителем он славился всегда, так что борьба, в общем-то шла на равных, и то, что на сей раз Квителашвили со 176.24 балла за ПП стал вторым, его заслуг ничуть не умаляет.
За Дмитрия Алиева я всегда как-то особенно волнуюсь, тем более что на сей раз это был его первый старт после залеченной травмы. Он катал свою старую короткую программу на «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Технически не все получилось гладко у Димы: каскад 3Л – 3Т (маловато сложности по нынешним временам), удачный 4Т и недокрученный 3А, после которого фигуриста закрутило на выезде, а чуть позже его пошатнуло на дорожке… Но, пожалуй, если оценивать программу в целом, то она мне понравилась больше, чем когда он ее катал в первый сезон. Может, Дима повзрослел и лучше стал чувствовать все нюансы как музыки, так и самой программы, может, больше проникся ее настроением. Если он в течение сезона сможет восстановить 4Л и стабильно прыгать каскад с квадом, то, полагаю, эта программа будет производить очень сильное впечатление. Пока же Алиев получил от судей 89.62 балла и занял промежуточное 5-е место.
В произвольной программе Дима дрался, аки лев, за каждый исполняемый элемент (сравнение со львом, пробирающимся сквозь джунгли, не покидало меня во время диминого проката) и сумел-таки прыгнуть в ней три квада. Правда, 4Л вышел у него с недокрутом, и в результате не получилось чистого выезда – Диму закрутило, но на ногах он удержался. Следующий прыжок – 4Т – он приземлил на две ноги, а в каскаде после 4Т не совсем удачно выехал, вследствие чего сумел присоединить к нему лишь 2Т. Были у него и еще недочеты на выездах после прыжков, с немалым усилием давались ему и вращения – чувствовалось, что он буквально «на зубах» вытягивает необходимое количество оборотов, но, учитывая то, что Алиев еще далек от своей оптимальной формы, можно лишь похвалить его за то, что не сдавался, боролся до конца.
Программа Димы пока еще выглядит достаточно сырой, хотелось бы от него не только стабильности в исполнении прыжков, но и более осмысленной работы рук. А когда посыл, заложенный в программе красивой музыкой, полной внутренней экспрессии, будет полностью реализован технически и артистически, думаю, Дима сможет противостоять самой сильной конкуренции. Пока же он получил за нее 175.49 балла и сохранил за собой 5-е место.
Вообще на этом турнире соревнования мужчин лично для меня оказались самыми интересными и по своему накалу, и по уровню демонстрируемого фигуристами мастерства. Собственно, только белорус Александр Лебедев явно выбивался из общей когорты мастеров экстра-класса, каковыми предстали в глазах зрителей не только вышеперечисленные фигуристы, но и юные «звездочки» с солидным техническим контентом Евгений Семененко и Илья Яблоков, представившие в ПП каждый свою имеющую право на существование версию «Нотр-Дама», Роман Савосин с его интересной ПП на испанскую тему, выступающий за Азербайджан Владимир Литвинцев, от природы очень музыкальный и обладающий культурой жеста. И даже Артем Ковалев, у которого не задались обе программы, все равно не выглядел беспомощным неудачником – трудно скрыть свой потенциал, если он у тебя есть. Так что не только в женском и парном, но и в мужском одиночном катании у болельщиков теперь будет головная боль насчет того, кто сможет, и кто не сможет попасть в сборную для поездки на ЧЕ и ЧМ (дай Бог, чтобы они состоялись!). L’embarras du choix (затруднение от выбора), как говорят французы, но это все же значительно лучше, чем когда выбор слишком мал😊
Соревнования танцоров в ритм-танце открыл новоиспеченный дуэт Елизавета Худайбердиева - Егор Базин. В своей прежней паре с Софьей Евдокимовой Егор всегда мне казался не просто ведущим, но и танцующим лучше партнерши. Что же касается Лизы, то я совсем ее не знала, так как соревнования юниоров смотрю редко, а танцоров практически не смотрю вообще – пыталась как-то, но интереса не испытала. Но дуэт Егора с Лизой произвел на меня приятное впечатление: они, как мне кажется, хорошо дополняют друг друга – надежный, чуточку сдержанный партнер и эмоциональная кокетливая партнерша. Правда, порой, на мой взгляд, эмоции Лизу несколько захлестывают, наверное, от полноты и радости ощущения жизни. Здесь как раз и требуется рука опытного партнера, чтобы вернуть ее на землю. Несмотря на мелкие шероховатости, их ритм-танец вызвал у меня положительные эмоции, а из особо удавшихся элементов отмечу твиззлы и поддержку, которая хоть и не явилась новым словом в танцах, но была сделана на хорошем ходу и с четкой фиксацией каждой ее фазы. Оценка в 76.10 балла для дебюта на международном уровне – результат очень приличный, как и промежуточное 5-е место, на которое Худайбердиева и Базин вышли после первого дня состязаний.
Хорошее впечатление оставил у меня и произвольный танец этой пары на музыку Людовико Эйнауди. Они станцевали его с большим чувством, показали немало интересных находок, из которых мне особенно понравилась вращательная поддержка в начале танца и низкая поддержка. Судя по тому, что в самом начале танца Лиза и Егор изобразили нечто вроде того, как два пожилых человека с трудом передвигаются, держась друг за друга, а у Лизы при темных волосах были припорошены белым виски, я решила, что они воплощают на льду образы двух старых влюбленных, проживших жизнь, полную страстей. Но как бы там ни было, а судьи благожелательно приняли этот танец Худайбердиевой и Базина, оценив его в 117.08 балла, что позволило им подняться в итоге на 4-е место.
Аннабель Морозова и Андрей Багин, помню, просто поразили меня своей беспомощностью на льду, когда пару лет назад дебютировали на московском турнире серии Гран-при. Даже как-то неловко за них тогда становилось. Но за это время, должна признать, дуэт значительно вырос в своем мастерстве – видно, Николай Морозов всерьез взялся за ледовое образование своей дочери. Свой ритм-танец Аннабель и Андрей исполнили на хорошем ходу и с настроением, хотя на повторе мне показалось, что на твиззлах у них все же был небольшой рассинхрон. Но судьи весьма благосклонно отнеслись к этому дуэту и поставили им 76.21 балла, что позволило им расположиться на промежуточном 4-м месте.
Произвольный же танец Морозовой и Багина, в общем, не произвел на меня впечатления, хотя и в нем были удачные, на мой взгляд, элементы – совместное вращение с интересным заходом на него и последняя поддержка. Однако весь танец чувствовалось нервное напряжение обоих партнеров, в особенности Аннабель, был «спотыкач» Андрея, смазавший впечатление, да и весь танец для меня распался на некоторое множество маленьких кусочков, не составляющих единого целого. Судьи, конечно, не могли не заметить всех этих шероховатостей и вынесли свой вердикт – 113.39 балла, что не позволило Морозовой и Багину подняться выше 5-го места. Я бы их поставила еще и ниже украинцев, но судьям, конечно, виднее.
Анастасия Скопцова и Кирилл Алёшин в образах Бонни и Клайда в ритм-танце смотрелись намного более убедительно по сравнению с предыдущими парами. Свой танец, которые они впервые представили на суд публики в прошлом сезоне, Настя и Кирилл отшлифовали до блеска. Очень эффектно смотрелась у них замысловатая поддержка, с легкостью и на близком расстоянии друг от друга они исполнили твиззлы и в целом должны были остаться довольными своим прокатом, который судьи оценили в 79.75 балла, что стало 3-м промежуточным результатом.
А вот их произвольный танец мне не понравился совсем, поскольку его эстетика далека от моего понимания прекрасного. Мне показались неудачными как вращательная поддержка, в которой Настя зачем-то дрыгает ногами, так и акробатическая поддержка, и совместное вращение – попросту некрасивые, на мой взгляд. Аффектированные объятия по ходу танца тоже грешат, как мне кажется, отсутствием чувства меры. Но арбитры поставили фигуристам 119.50 балла, что позволило им сохранить за собой 3-е место.
Для представляющих Украину Александры Назаровой и Максима Никитина круг, похоже, замкнулся весьма удачно: когда-то они начинали тренироваться у Александра Жулина, потом уезжали к другим тренерам, работа с которыми, в общем-то себя не оправдала – результаты явно пошли на спад. И вот они вновь вернулись к Александру Жулину – и показали соперникам, что с ними нужно всерьез считаться. Мне очень по душе этот ритм-танец Саши и Максима – легкий, в меру игривый, украшенный интересными «фишечками». При этом чувствуется, что они в этом танце будут еще набирать по ходу сезона. А пока Назарова и Никитин получили от арбитров 74.87 балла и расположились на промежуточном 6-м месте.
Признаюсь, что произвольный танец Саши и Максима, окрашенный юмором и с легким налетом гротеска, понравился мне больше всех представленных на этом этапе танцев. Он настолько отличался по своему настроению от привычных лирических, драматических либо экспрессивных танцев «латинского» типа (пожалуй, лишь прошлогодний ПТ испанской пары Оливия Смарт – Адрия Диас был поставлен в подобном ключе), что заставлял следить за каждым его нюансом с неослабевающим интересом. Очень небанально выглядели поддержки Назаровой и Никитина, и отнюдь не только низкие, в коих они давно уже зарекомендовали себя большими мастерами, но и все остальные. И весь танец изобилует маленькими остроумными находками, логично вписывающимися в его ткань. Конечно, украинским фигуристам есть еще над чем работать – и в твиззлах, и в дорожках были заметны шероховатости, но впечатление, оставленное этим танцем, было у меня самым благоприятным. Результат в 113.39 балла позволил Назаровой и Никитину сохранить за собой место в шестерке сильнейших.
Приятно было увидеть Тиффани Загорски и Джонатана Геррейро (наконец-то и диктор на стадионе правильно объявил его фамилию!), по сравнению с прошлым сезоном, поднявшимися (хочется надеяться!) на новый уровень своего мастерства. Свой ритм-танец они исполнили на «ура», отыграв в нем каждый нюанс, удачно пройдя рифы коварных твиззлов и блеснув залихватской поддержкой. Так что танец, который в прошлом году не произвел на меня особого впечатления, предстал в новом свете, а судьи оценили его в 84.46 балла, что уверенно вывело ребят на промежуточное 2-е место.
Еще лучше выглядели ребята в произвольном танце. С самого начала они задали высочайшую эмоциональную планку и выдержали ее до конца. Они были на льду настоящим сгустком энергии, порой казалось, что при исполнении элементов у них искры проскакивают между коньками. При этом Джонатан, как и полагается классному партнеру, был в этом танце не едущим, а ведущим, а Тиффани, сохранив свой внутренний огонь, не тянула одеяло на себя. Они, кажется, сами испытывали наслаждение от того, насколько здорово у них получается все задуманное, и это не могло не передаться зрителям. 122.45 балла – и итоговое 2- место порадовали как самих ребят, так и всех их почитателей.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов вышли на лед с уверенностью несомненных лидеров, которым по плечу самые высокие задачи. И они поклонников не разочаровали – свой ритм-танец «пропели под дождем» так, что вряд ли даже самый строгий арбитр смог усмотреть в нем хоть малейший изъян. Уже в прошлом сезоне этот танец произвел настоящий фурор, поскольку и выбор музыки, и его хореография стали для танцоров настоящим попаданием «в яблочко» - настолько они совпали с индивидуальностью обоих партнеров. Было некоторое опасение, что танец этот по мере того, как все больше исполняется на льду, потеряет ощущение новизны и с этим – немалую часть своего очарования. Но Вика и Никита, во всяком случае, на сей раз, сумели этого избежать: они танцевали уверенно и непринужденно, с удовольствием обыгрывая каждый нюанс музыки и всем своим видом показывая, насколько приятно им танцевать друг с другом и как легко дается им каждое движение. Итог закономерен – 91.13 балла и несомненное лидерство Синициной и Кацалапова.
Что же касается их нового произвольного танца, то я разочарована. Первая его часть показалась мне «второй серией» их короткого танца, а обе поддержки – открывающая танец и вращательная – банальными до скрежета зубовного. Вторая часть танца – «Come together» - также не показалась мне интересной, а поддержка à la Вирчу и Мойр выглядела, на мой взгляд, верхом неприличия. Даже если учесть, что Вика, возможно, не в задуманной позе на шею Никите взгромоздилась, то навряд ли эстетика этой поддержки будет мне близка и в другом варианте. Ну, не сорвали ничего явно – и на том им спасибо. Не исключаю, конечно, что по ходу сезона, от соревнования к соревнованию я изменю свое мнение об этом танце, как это уже было с тем танцем, с которым Вика и Никита впервые стали серебряными призерами ЧМ. Но пока что есть – то есть. Для судей же сомнения в том, кто победил на этом турнире, конечно, не было: Синицина и Кацалапов получили 126.38 балла и заняли 1-е место.
В целом же скажу, что соревнования танцоров оказались для меня, пожалуй, наименее интересными и по составу участников, и по представленным программам.
Соревнования в короткой программе у пар открыли представляющие пермскую школу Ясмина Кадырова и Иван Бальченко, только недавно составившие дуэт. Для столь короткого периода совместных тренировок пара выглядит очень солидно в отношении технического оснащения программ. В своей КП на музыку из фильма «Мемуары гейши» Ясмина и Ваня прекрасно исполнили подкрутку, параллельный 3Ф (как-то не припомню навскидку, кто еще из парников когда-либо его исполнял, в отличие от 3Л), выброс 3Р, оригинальными подходами к элементу отличались их выброс и тодес. Меньше мне понравилась поддержка – показалось тяжеловато исполненной – и дорожка, в которой довольно хаотично, на мой взгляд, выглядели движения рук, долженствующие, вероятно, по замыслу постановщика, придать программе японский колорит. Явный сбой у ребят случился на параллельном вращении, за которое судьи прилично их отминусовали. Но в целом прокат Кадыровой и Бальченко можно считать удачным для дебюта – 70.62 балла и промежуточное 4-е место.
В произвольной программе фигуристы катались под музыку Максима Родригеса из фильма «Ангелы и демоны» и, судя по костюмам, Ваня в белоснежной рубашке воплощал на льду светлое начало, а Ясмина в черном платье - темное. Партнерше не удались в должной мере оба выброса, а также небольшая ошибка была у нее на выезде с комбинации 3С – О – 3С, но зато прекрасно были выполнены подкрутка и все поддержки. Хотелось бы только пожелать Ясмине и Ивану, так же, как и дуэтам Артемьева – Назарычев, Ахантьева – Колесов не зацикливаться на техническом оснащении своих программ, а искать свой собственный неповторимый стиль. Кадырова и Бальченко со своими 134.05 балла за прокат произвольной программы сохранили за собой 4-е место.
Их земляки Юлия Артемьева и Михаил Назарычев тоже не подкачали. Они открыли свою короткую программу эффектной хореографической поддержкой, затем последовала подкрутка – несколько менее впечатляющая, чем у их соперников и получившая лишь 3-й уровень, параллельный 3Т был выполнен в целом неплохо, но расстояние между партнерами было далековатым, что снизило впечатление, а вот выброс 3Р, тодес и поддержка смотрелись весьма эффектно. Незначительное расхождение в параллельном вращении практически не повлияло на результат. Что же касается художественного впечатления от программы, оно было никаким – красивая песня звучала сама по себе, ребята катались сами по себе. Полученные от арбитров 70.11 балла вывели ребят на промежуточное 5-е место.
Произвольную программу Юля и Миша выполнили далеко не лучшим образом – дважды ошибся партнер, упав с комбинации 2А – О – 3С и сделав ошибку в тодесе, а еще у меня сложилось впечатление, что ему с трудом удавались поддержки. Не самое лучшее выступление этого дуэта, но результат за него был вполне приемлемым – 130.66 балла и итоговое 5-е место.
Ксения Ахантьева и Валерий Колесов выбрали для музыкального сопровождения своей короткой программы мелодию коллектива Cirque du Soleil, которая предполагает достаточно бравурное, может быть, даже с долей эксцентрики катание, если вспомнить черты, присущие цирковому искусству. Однако ничего этого я не почувствовала в катании этой пары. Технически они не опустились ниже планки, заданной представителями российской школы парного катания – удачно в их исполнении выглядели подкрутка, тодес, поддержка; Ксюша не без труда, но вытянула параллельный 3С и выброс 3Р, хотя сильное расхождение в параллельном вращении изрядно подпортило общую картину. Но вот на отношение этой мелодии к цирку намекали разве что костюмы фигуристов – ни в хореографии, ни в общем настрое программы от этого не было и следа. Результат в 67.50 балла позволил этим фигуристам лишь замкнуть шестерку.
Не задался с самого начала и прокат произвольной программы этой пары: Ксюша упала на ровном месте еще на подходе к первому элементу, затем сорвала каскад 3С – О -2С, упала с параллельного 3Т и с выброса 3Р… К более удачным элементам, исполненным фигуристами, можно отнести подкрутку, все поддержки и тодес. Но, как и в короткой программе, блюзовая мелодия, являющаяся музыкальным сопровождением программы, совершенно не обыграна в ее хореографии, что делает катание пары достаточно, на мой взгляд, безликим. 109.13 балла не позволили Ксении и Валерию подняться выше итогового 6-го места.
Аполлинария Пафилова и Дмитрий Рылов по сравнению со всеми остальными дуэтами, только-только вышедшими из юниорского возраста, смотрелись наиболее представительно. Уровень исполнения ими подкрутки, выброса 3Ф, поддержки, тодеса впечатляет. В упрек им можно поставить разве что незначительное расхождение в параллельном вращении и простенький, по сравнению с остальными парами, параллельный прыжок 2А. Сам уровень их конька и скатанность партнеров представляется мне уже приближающимся к эталонам зрелого катания, хотя программа эта мне показалась еще не слишком вкатанной, и партнерша, казалось, больше прониклась ее мелодией, чем партнер. Но оценки порадовали Полю и Диму – 73.84 балла соответствовали промежуточному 3-му месту.
Двоякое впечатление оставила их произвольная программа: с одной стороны – ребята музыкальны, хорошо чувствуют друг друга, прекрасно владеют всеми парными элементами. Их подкрутка, все выбросы и поддержки не могут не впечатлять. Правда, на тодесе на сей раз у партнера случилась осечка, повлекшая за собой снижение уровня. Но вот что касается прыжков, то похоже, что партнерша страдает «синдромом Веры Базаровой» и прыжки свыше 2А ей попросту не даются. Честно говоря, у меня вызывают большие сомнения дальнейшие перспективы этой симпатичной пары, поскольку, если судить по прошлым примерам, «синдром Веры Базаровой» не поддается излечению, а без сложных прыжков в современном парном катании, будь ты хоть семи пядей во лбу во всех остальных элементах, делать попросту нечего. Тем более, пара, владеющая всеми титулами на юниорском уровне, вряд ли согласится на роль аутсайдера во взрослом парном катании. На этом турнире прокат произвольной программы Панфиловой и Рылова был оценен в 136.23 балла, и это дало им возможность войти в тройку призеров.
Анастасия Мишина и Александр Галлямов продолжают радовать своих поклонников. После их перехода в группу Тамары Николаевны Москвиной, сохранив высочайший технический уровень, полученный ими в группе Великовых, они приобрели столь не хватавший им ранее лоск, уверенность в себе и видимую радость от того, как много новых образов они могут воплотить на льду. Их короткую программу на музыку Цезаря Пуни из балета «Эсмеральда» я считаю настоящим постановочным шедевром. «Жест – это стрела, выпущенная из души; он оказывает немедленное действие и попадает прямо в цель, если только правдив» - писал когда-то знаменитый французский хореограф Жан-Жорж Новерр в своих «Письмах о танце и балетах». Вот эти слова со стопроцентной точностью отражают мое впечатление об этой программе, в которой каждый элемент стоит на своем точно найденном месте и обыгрывается и музыкой, и средствами хореографии, поэтому и воспринимается зрителем выпукло, ярко. Настя и Саша показали высочайшего уровня подкрутку, выброс 3Ф, тодес, прелесть что такое были у них затейливая дорожка и в особенности залихватская, но не выбивающаяся из стилистической канвы программы поддержка. Лишь параллельный 3С был исполнен Настей с ошибкой на выезде, да Саша как-то слегка замешкался после эффектного входа в параллельное вращение. Эти недочеты не снизили общего очень благоприятного впечатления от программы, но не могли не повлиять на оценку – хотя и 79.34 балла хватило Мишиной и Галлямову для того, чтобы выйти в лидеры.
Очень по душе мне и их произвольная программа – «Богемская рапсодия», в которой Саша и Настя, кажется, едва сдерживают свою выплескивающуюся через край молодую силу, показывают радостное восприятие мира, что не может не захватить зрителей. Великолепно были выполнены ими подкрутка, все поддержки (ай да Саша, чудо-богатырь!), параллельный прыжок 3Т. К сожалению, Настя сорвала сложную комбинацию 3С – О – 3С и чуть жестковато приземлилась на выезде с первого выброса – 3Р. Это, разумеется, сказалось на оценке за прокат – 146.46 балла, что позволило фигуристам стать серебряными призерами турнира.
Короткая программа Александры Бойковой и Дмитрия Козловского на музыку из фильма «Звезда пленительного счастья» в начале сезона не показалась мне достаточно интересной для этой пары, но теперь впечатление от нее было совсем иным. Пронзительную нежность и одновременно щемящую тревожность мелодии Саша и Дима воплотили так, как могли только они, владеющие той удивительной незримой нитью, которая связывает их на льду. Технически их подвел только выброс 3Ф, с которого Саша выехала со степ-аутом, все же остальное, начиная с превосходного параллельного 3С, с которого оба партнера выехали как по струночке, подчеркнув красоту элемента затянутым выездом, продолжив подкруткой, тодесом, красивейшей поддержкой и искусными дорожками и заканчивая параллельным вращением, которое лишь у них одних в тот вечер было действительно параллельным – все это было для меня настоящим эстетическим наслаждением! Единственное, чего я не понимаю в этой «картине маслом» - так это начальной позы Саши, в которой она стоит, скукожившись каким-то невероятным образом – разве что в трубочку не закрутилась. И идею ее костюма я не поняла – издали сашино платье на меня производит впечатление костюма наложницы из гарема, поскольку на расстоянии вышивка на бирюзовом фоне платья кажется кусками обнаженного тела. Ошибка на выбросе дорого обошлась фигуристам – 78.29 балла позволили им занять лишь 2-е промежуточное место.
На старт произвольной программы, было видно, Бойкова и Козловский вышли, заряженные только на победу. С первых же шагов они демонстрировали впечатляющую уверенность во всех элементах, из которых мне больше всего понравились в их исполнении параллельный прыжок 3С, подкрутка и все поддержки. С выбросами, которые еще день назад вызывали у Саши проблемы, она справилась блестяще. Ну и, конечно, каждое мгновение своей программы ребята чувствовали, что именно они катают, так что можно сказать, что на сей раз «Бонд и его девушка» задание из центра выполнили на все 100% 😊 Оценка в 154.27 балла вывела их на первое место.
В целом выступления парников показали достойный уровень всех наших пар – единственный зарубежный дуэт Юлия Щетинина – Марк Мадьяр из Венгрии и близко не сумел подойти к нашим ребятам. Правда, справедливости ради скажем, что никто из сильных зарубежных парников в соревнованиях участия не принимал, так что судить о том, как пойдет соперничество с ними, пока еще рановато. Но будем верить в лучшее, ведь столько прекрасных спортивных пар у нас давно уже не было.
Соревнования женщин по обыкновению вызывали наибольший ажиотаж, поскольку кандидатур на пьедестал почета там было предостаточно, а у каждой из прекрасных девушек есть свои преданные болельщики. Да и вообще за последние годы наши фигуристки приучили нас к тому, что борьба за медали у них на каждом соревновании проходит с неменьшим накалом, чем в прежние поры битвы на турнирах доблестных рыцарей. Очень жаль, конечно, что не смогла участвовать в этих соревнованиях по болезни Анна Щербакова. Аня, выздоравливай поскорее и возвращайся на лед! Мы тебя очень ждем!
Петербурженка Елизавета Нугуманова в своей короткой программе на музыку Штрауса из оперетты «Летучая мышь» была просто обворожительна – «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна» (сразу пришли мне на ум при лизином прокате эти строки Пушкина!), продемонстрировала прекрасные вращения и дорожки, а умение Лизы слышать музыку и отражать ее движением вызывает мое искреннее восхищение. Очень красиво смотрятся для зрителя и прыжки Нугумановой, в особенности ее коронный каскад из двух 3Р, но, к сожалению, как раз в нем она не докрутила второй прыжок и приземлилась на две ноги. И еще – мелочь, а приятно! – Лиза словно услышала мои заклинания: «Сними эти ужасные гамаши поверх ботинок!». Сняла – и показала всем свои прелестные ножки в белых ботиночках. За свой прокат она получила 68.47 балла и расположилась на промежуточном 5-м месте.
Довольно хорошо сложился у Нугумановой и прокат произвольной программы, ей во многом удалось исполнить задуманное (были все-таки ошибки на 3Л, 3Р, был сдвоен 3Ф), хотя она на меня произвела все же меньшее впечатление чем накануне. Возможно потому, что у меня костюм фигуристки как-то вошел в диссонанс с музыкальным сопровождением ее программы – вроде бы, ерунда, а тоже вносит свою лепту в общее восприятие. Лиза получила от арбитров 123.05 балла и заняла итоговое 5-е место.
Прекрасно откатала свою короткую программу на музыку симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шахеразада» воспитанница Алексея Николаевича Мишина Анастасия Гулякова. Она не допустила видимых ошибок в прыжках (правда, на 3Л судьи отметили у нее неясное ребро), была энергична во вращениях, показала интересные дорожки и вообще, на мой взгляд, довольно удачно передала на льду сказочный образ дочери царского визиря – девушки не только прекрасной собой, но и хитроумной, и лукавой, своим недюжинным умом победившей кровожадного шаха. Мне понравилась пластика Насти, ее темперамент, хотя, мне кажется, восточный колорит в программе мог бы быть передан еще более ярко – фигуристке с ее данными вполне по плечу было бы решить эту задачу. Но своими оценками за прокат Гулякова могла быть довольна – 70.07 балла – и промежуточное 4-е место.
Произвольную программу Настя катала на современные мелодии и была в ней более раскованной и непринужденной, чем накануне, я бы даже сказала, что с легким уклоном в агрессию, что подчеркивалось и выбором костюма. Видимых ошибок она не допустила, но на повторах арбитры усмотрели несколько недокрутов. В результате Гулякова получила 128.96 балла и смогла войти в призовую тройку – успех, о котором, наверное, она и сама не могла мечтать до начала соревнований.
Не все получилось в короткой программе у обаятельной эстонки Евы-Лотты Кийбус: она упала с 3Л и едва удержалась от падения, когда ее повело в сторону на одном из твиззлов в дорожке. Да и в целом технический уровень ее программы не слишком высок, например, она исполняет каскад 3Т – 3Т, что сейчас уже кажется вчерашним днем. Но эта фигуристка демонстрирует очень женственное, плавное катание и умеет окрасить своей индивидуальностью любую программу, на что всегда очень тепло реагируют зрители. С оценкой в 57.88 балла Ева-Лотта заняла промежуточное 9-е место.
Но, выйдя на старт в день произвольного проката, Кийбус, похоже, постаралась забыть свое не совсем удачное выступление предыдущего дня и всю душу вложила в произвольную композицию на музыку Второго фортепианного концерта Рахманинова. Если уж быть совсем точной, то и здесь фигуристка допустила пару заметных ошибок – на выездах с комбинации 3Ф – О – 3С и с 3Л, но не они определили качество того, что представила на льду Ева-Лотта. Она каталась очень музыкально, подчеркивая хореографию программы выразительной работой рук, и от зачина до кульминации вся программа шла по нарастающей, что было в абсолютной гармонии с великой музыкой Рахманинова. Наградой Кийбус были 128.12 балла, что позволило ей занять итоговое 6-е место.
Достаточно прохладно приняла я прокат короткой программы выступающей за Азербайджан Екатерины Рябовой. Дело даже не в том, что она с недочетами исполнила каскад 3Л – 3Т и прыжок 3Ф – мне показалось, что Катя катается как-то тяжело и недостаточно экспрессивно для выбранной мелодии. Да и каких-то находок, которые могли бы украсить ее программу, я как-то при ее прокате не обнаружила. Думаю, что результат в 58.58 балла не слишком порадовал и саму фигуристку, расположившуюся в результате на 8-м месте.
Более удачной по композиции мне показалась произвольная программа Кати, и исполнила она ее внешне довольно гладко, но при подсчете баллов на свет божий вылезла куча недокрутов и неверных ребер в прыжках, что привело к весьма скромной оценке проката в 109.27 балла. В итоге Рябова не смогла подняться выше 9-го места.
Короткая программа Елизаветы Туктамышевой на адажио Хачатуряна из балета «Спартак» в начале сезона меня не впечатлила совсем. Но здесь она выглядела совершенно иначе и многим лучше. Да, не все сложилось идеально в прокате у Лизы – она серьезно ошиблась на выезде с 3Ф, а каскад у нее получился лишь с двойным вторым прыжком – 3Л – 2Т. Но программу открыл превосходный 3А, а еще, что приятно было наблюдать, Лиза значительно улучшилась во вращениях, хотя в дорожке есть еще, на мой взгляд, некоторые пустоты, которые при доработке могли бы превратиться в интересные связки и сделать программу еще насыщеннее. Но даже при этих недочетах Туктамышева смогла получить за прокат от судей 74.70 балла и занять промежуточное 2-е место.
Произвольная программа с японским колоритом, являющаяся новым словом в творчестве Елизаветы, стала ее настоящим триумфом, который многочисленные поклонники фигуристки, да и сама она, разумеется, ожидали много лет. Она исполнила в ней два трикселя – один из них в каскаде, и хотя одиночный 3А ей не удался в полной мере (выезд с него был со степ-аутом), Лиза словно забыла об этой неудаче и дальше каталась так, что только набирала и набирала по ходу программы – удачно выполненных элементов, эмоций, куража. Она абсолютно растворилась сама в этой сложной для восприятия музыке и погрузила всех зрителей в прекрасное действо, которое разворачивалась на их глазах. Настолько органичной выглядела Лиза в своей программе, что это казалось настоящим чудом! Судьи оценили этот прокат в 148.69 балла, и это позволило Туктамышевой стать победительницей соревнований. Заслуженный успех!
Очень благоприятное впечатление осталось у меня от короткой программы Софьи Самодуровой. Соня на первый взгляд удачно исполнила в ней все прыжковые элементы – каскад 3Ф – 3Т, прыжки 2А и 3Л (впоследствии, правда, выяснилось, что судьи все же нашли у нее неясное ребро на 3Ф и недокрут на 3Т), показала интересные позиции во вращениях; прекрасно, на мой взгляд, отразила характер программы и дорожка. Вообще вся программа, включая музыку, хореографию, костюм и внешний облик фигуристки, предстала как хорошо продуманное единое целое. Однако арбитры, все же ставя во главу угла чистое исполнение всех элементов, не слишком оценили усилия Сони и ее творческие поиски в новом для себя художественном направлении и поставили ей 68.01 балла, что не позволило ей подняться выше 6-го места.
Произвольную программу Самодурова представила совершенно в ином ключе – темповую, зажигательную, легко находящую отклик у зрителей, и поначалу вроде бы все у нее шло удачно. Но затем Соня упала с 3Л, пустила «бабочку» на 3Ф, и программа начала разваливаться на глазах. К концу проката ценой невероятных усилий Соне удалось все же вновь найти необходимое настроение программы, но потеря баллов оказалась велика – всего 116.80 и итоговое 7-е место.
Больше всех волновалась я за Алену Косторную, памятуя не самое удачное ее выступление на этапе Кубка России. Видимо, не желая форсировать постепенно набираемую форму, Алена сделала ставку на чистоту исполнения, оставив попытку прыгнуть в короткой программе 3А. Но зато все, что было представлено на суд арбитров – высоченный 2А, 3Л и каскад 3Ф – 3Т – было исполнено фигуристкой без сучка, без задоринки, а бисерная россыпь узоров ее дорожек, отточенные линии вращений, выразительная работа рук доставили мне настоящее эстетическое удовольствие. Не разделяю мнение тех, кто считает, что КП Алены является перепевом ее прошлогодней произвольной программы, на мой взгляд, фигуристка в этой программе выглядит совершенно иначе, чем раньше. Она повзрослела, расцвела и стала еще более женственной, поэтому новая хореография в программах этого сезона пришлась Алене, по-моему, как нельзя кстати. Судьи оценили этот прокат Косторной в 78.84 балла, что вывело ее в лидеры.
В произвольной программе, поставленной Ше-Линн Бурн, Алена, к моему большому сожалению, не смогла избежать нескольких ошибок – судьи усмотрели у нее три недокрута в прыжках, а еще мне показалось (могу ошибаться), что у нее был и небольшой сбой на дорожке. Сама же по себе программа на музыку Абеля Корженёвского мне очень нравится. Мне кажется, что она высвечивает все лучшие качества, которые есть у Алены: ее не просто музыкальность – слияние с музыкой, одухотворенность, грациозность, а на той огромной скорости, на какой катает эту программу фигуристка, каждый элемент в ней предстает особенно ярко. За прокат произвольной программы Косторная получила 141.94 балла и стала серебряным призером.
Александра Трусова, видимо, придерживалась противоположной по отношению к Косторной тактики, решив все-таки прыгать в короткой программе так и не дающийся ей до конца 3А. Риск себя не оправдал – Саша упала, сильно не докрутив прыжок, но все остальные элементы исполнила отменно: 3Ф, каскад 3Л – 3Т, все дорожки, связки и эффектные вращения. Нельзя не заметить, что, перейдя в ледовую академию «Ангелы Плющенко», Саша стала кататься значительно мягче, женственнее, с бОльшим проникновением в музыку. Еще в прошлом сезоне я попросту не могла представить Трусову в подобной программе с этим музыкальным сопровождением, сейчас же Саша не просто катает эту программу – она в ней живет.
Нужно ли ей было непременно исполнять этот злосчастный 3А? В отличие от команды комментаторов, считающих, что у Саши нет выхода не исполнять его, я как раз считаю наоборот – что ей незачем ломаться на этом прыжке, раз он ей не дается, а чисто исполнять все остальные элементы. Ведь исполни Саша чистый 2А при всех остальных элементах, которые она без труда сделала, то еще неизвестно, кто бы оказался после первого дня в лидерах. Тем более что у Саши всегда есть возможность поправить свои дела превосходным прокатом произвольной программы. Ну а здесь ее результат в 70.81 балла вывел Трусову на текущее 3-е место.
Что же касается ее произвольного проката, то это была, как говорит моя приятельница, «одна печаль» - сплошные недокруты на прыжках и три падения, одно – почти падение… Более-менее прилично из всех заявленных квадов Саше удалось исполнить лишь 4Т в каскаде 4Т – О – 3С, да и то с последнего прыжка она приземлилась на две ноги. Относительно цельно воспринимался лишь последний фрагмент ее программы на музыку Прокофьева, все же остальное было – как разорванная в клочья прекрасная ткань. И вот что интересно – за этот прокат Саша получила в точности такую же сумму баллов, как Ева-Лотта Кийбус – 128.12. Но если для эстонской фигуристки этот результат стал личным рекордом и источником нескрываемой гордости, то для Трусовой он означал полный провал.
Конечно, лишь сама спортсменка и ее тренерский штаб вправе решать, какие именно прыжки и в каком количестве исполнять на соревнованиях. Но если рассуждать здраво, то так ли уж нужно было Саше непременно исполнять все четыре квада в своей ПП? Ведь в книгу рекордов Гиннесса она уже вошла, и ее место там никто не оспаривает. Или речь идет о том, что всегда и во всем нужно быть первопроходцем, а иначе – что? А если бы Саша исполнила прекрасно, как она это умеет, ВСЕГО два квада, один из них, например, в каскаде плюс все остальное? И все – уже ее соперницы, у которых этих прыжков нет в арсенале, были бы повержены. (Я сейчас не говорю о Щербаковой, которая не участвовала в этом турнире. При ее участии можно бы было рассмотреть иную тактику, на это и существует тренерский штаб). А здесь эта погоня за ускользающими прыжками привела к тому, что одна из главных фавориток турнира осталась вовсе без медали – на 4-м месте. Конечно, «ведь жизнь кончается не завтра», будут еще у Трусовой победы, но для нее самой и ее поклонников эти соревнования стали холодным душем, которого никто не ожидал.
В целом могу сказать, что этот этап оказался на редкость удачным для наших фигуристов. Даже не потому, что российские фигуристы победили во всех видах – этого, в общем-то, следовало ожидать. Но вот то, какого качества оказались в своем большинстве прокаты как коротких, так и произвольных программ наших ребят, даже и не попавших на пьедестал, не могло не порадовать болельщиков. А выступления некоторых зарубежных участников стали приятным бонусом для зрителей, а им самим позволили приобрести бесценный опыт участия в соревнованиях на высшем уровне. До новых встреч!
Раньше такие посты на спорце были обычным явлением, сейчас днем с огнем не сыскать качественного обзора с критической оценкой и личным мнением. Везде либо заказуха, либо просто некомпетентность в стиле "платьишко очинь красивое!" Причем это редакционные материалы. Блогиры так еще хлеще..
Спасибо вам за интересный обзор!
Спасибо!
Со многим согласен , кое с чем не согласен (ну это как водится;)
Я очень рада возвращению Михаила Коляды. Программы этого сезона раскрывают внутренний мир исполнителя. Не самый сильный среди участников прыжковый арсенал компенсируется мАстерским коньком, проникновением в музыку программы, качеством исполненных элементов. Алексей Николаевич и Илья Авербух как будто вдохнули новую жизнь в фигуриста. Хочется успешного продолжения карьеры.
Спасибо, что отметили и Макара. Тоже симпатизирую ему и переживаю за него. Высоченный красавец, с огромным, как мне кажется, потенциалом. Но... Как и в прошлом, ему не удается сохранять силы на всю программу.
Когда я смотрела девушек, почему-то вспомнилось из Дарвина: "Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям."
А еще: судьба - это характер.
Считаю Сашу Трусову одареннейшей технически фигуристкой, трудолюбивой, целеустремленной, способной к изучению нового. И тем больнее мне видеть ее слезы после таких неудавшихся прокатов. Девочка растет, меняется и, мне кажется, свой организм нужно все-таки беречь. Такие нагрузки, непомерные даже для подавляющего большинства мужчин, непостижимы даже для Саши с ее талантом и работоспособностью. Понятно, что Саша хочет представить все, что она умеет, может. Скорее всего, на тренировках у нее многое получается удачно, но в стрессовой ситуации соревнований получает такие удары "непослушания организма". И льющиеся со всех сторон обсуждения и осуждения не добавляют сил. И еще хочу отметить, что вижу значительные изменения в катании Саши, ее все бОльшее проникновение в музыку, стремление показать то, что она чувствует. Искренняя девочка, искренне катание. Лично я это вижу.
Алена, мне кажется, более стрессоустойчива, разумно расчетлива, умеет слышать и понимать себя. Мне понравилось ее катание, настрой. И программы, на мой взгляд, она все лучше чувствует и представляет. Вернет свой коронный 3А, получит больше возможностей выигрывать на соревнованиях с сильнейшими. А ее катание выделяется легкостью, скоростью, качеством исполнения элементов.
А Лиза - заслуженный победитель этих соревнований! Обожаю на нее смотреть, когда она в "ударе", в настроении. И программы этого сезона - в помощь. Лиза и Алексей Николаевич пишут учебник для фигуристов о том, как нельзя сдаваться, а бороться и развиваться, несмотря ни на что!
Еще раз - спасибо, Лариса, за обзор, мнение, взгляды, с которыми практически во всем солидарна.
Для меня и ,судя по реакции зрителей на трибунах, не только, однозначным фаворитом стала Лиза Туктамышева. Вот она свою программу не прокатала- прожила, рассказала. « Хроники Заводной Птицы» одно из моих любимых произведений у Х. Мураками , и Лиза, как мне показалось, передала атмосферу этого романа: мистическую и такую приземлённую ,как стремление каждого человека найти родственную душу и не утратить ее в этом мире, где испокон веков Добро борется со Злом. А эти руки- птицы, что пронеслись надо льдом!
Вот все совпало: Лиза , Музыка, Хореография, Платье. Пока это лучшая ПП для меня.
Очень рада за Мишу Коляду, несмотря на то, что его упрекают в слабом техническом контенте, но по интерпретации программ, чувства музыки, жеста, позы - ему нет равных.
Очень рада и победе Лизы. Смогла и не дрогнула.
Вы в посте написали, что « Произвольная программа с китайским колоритом, являющаяся новым словом в творчестве Елизаветы, »
Это неверно, ибо это «Хроники заводной птицы", балет музыку к которому написал молодой композитор Бхима Юнусов.
Этот балет о японском театре Кабуке, о том моменте, когда все роли стали исполнять мужчины. А Лиза показывает любовь. Женщину, Идзумо-но Окуни, которая создала этот театр.
Иероглиф на спине платья 愛 - означает в переводе с японского «любовь».