8 мин.

Брайан Покар: и фигурист, и хореограф, и комментатор CTV

 27 октября 1959 года в г. Калгари, провинция Альберта (Канада) родился Брайан Джеймс Покар. К сожалению, данных о том, когда и как он начал заниматься фигурным катанием, найти не удалось. Но его первым успехом в избранном виде спорта была бронзовая медаль на юношеском первенстве Канады в 1974 году.

покар

Конец 1970-х гг.

Впоследствии Покар был чемпионом Канады 1979-80 гг. и серебряным призером первенств страны 1981-82 гг.

покар

Конец 1970-х гг. 

На ЧМ он, завоевавший серебряную медаль на национальном чемпионате, дебютировал в 1977 году, заняв там место, далекое от пьедестала - 14-е. Его путь наверх нельзя назвать стремительным: 10-е место на ЧМ 1978 г., 13-е - на ЧМ 1979 г., 9-е - на ЧМ 1980 г.. На ОИ 1980 года Покар занял 12-е место.

покар

Конец 1970-х гг.

Осенью 1980 года он стал серебряным призером международного турнира Skate Canada. Вот что писалось о его участии в тех соревнованиях в журнале Skating за январь 1981 г.: «Канадец, катаясь на своем домашнем катке с национальной поддержкой и, с другой стороны, неизбежным давлением, которое это влечет за собой, выглядел едва ли не лучшим одиночником сезона. Действительно, выступление Брайана дало понять, что он может быть главным соперником Скотти (Хэмилтона, претендента на мировой титул. – Л.М.) в Хартфорде. Но фигурист из Калгари на сей раз не смог дать настоящий бой блистательному Скотти. Он включил в свою программу два тройных тулупа и тройной сальхов, но перекрутил тройной риттбергер» (перевод с английского здесь и далее – мой. – Л.М.).

покар

Начало 1980-х гг.

Однако весьма радужный прогноз на ЧМ 1981 года, данный обозревателем журнала Skating, Покар в Хартфорде оправдать не смог, оставшись лишь 8-м.

покар

1980 год

Наивысшим успехом в его карьере можно считать бронзовую награду ЧМ 1982 г., к которой его привела тренер Барбара Роулз-Пёрсли. При этом именно тот сезон оказался поистине драматическим для Брайана из-за того, что ему пришлось удалить аппендицит, а операция прошла не лучшим образом и дала осложнения.

покар

1980 год

Брайан Покар был типичным представителем североамериканской школы фигурного катания, демонстрируя исключительную стремительность катания, раскованность и прекрасный контакт с публикой. Правда, в эмоциональности и артистичности ему все-таки не удалось превзойти своих предшественников - Толлера Крэнстона и Рональда Шэйвера. Однако, отмечая техническую составляющую его программ, упомянем, что он считается первым в мире фигуристом, успешно исполнившим на ЧМ каскад тройной сальхов-двойной флип.

Произвольная программа на ЧМ 1982 года

покар

1980 год

После чемпионата мира 1980 г. в Дортмунде (ФРГ) президент ISU Жак Фавар высказался за исключение школьных фигур из крупных международных чемпионатов. Журнал «Канадский фигурист» задал ряду известных в фигурном катании личностей следующий вопрос: «Фавар сказал: «Обязательные фигуры должны умереть. Они являются пустой тратой времени и мешают фигуристам быть более творческими». Вы с ним согласны?»

покар

1980 год

Вот что ответил на этот вопрос Брайан Покар: «Я решительно не согласен с утверждением мсье Фавара. Лучшее сравнение, которое я могу придумать, – это пианист. Гаммы – это основная техника, которую необходимо освоить, прежде чем любой пианист сможет надеяться стать профессионалом. Фигуры «школы», как и гаммы, – это то, с чего все начинается. Они учат основам катания на коньках и дают фигуристу почувствовать этот вид спорта – внутренние грани и повороты. Кроме того, они учат тело контролю и дисциплине, столь важным для овладения фигурным катанием.

покар

1980 год

Было много критики в адрес судейства обязательных фигур на Олимпийских играх и чемпионате мира в этом году. На мой взгляд, судейство с каждым годом улучшается. Конечно, некоторые ошибки были. Этого и следовало ожидать, и в судействе фигур «школы» есть несправедливость, как и в любом соревновании. Но если и есть какая-либо проблема с оценкой фигур, то она, несомненно, связана с системой, а не с самими фигурами. Решение этой проблемы должно прийти через тщательное изучение системы суждений об обязательных фигурах, а не через их устранение. Без них фигурист никогда по-настоящему не научится кататься, и в этом, в конце концов, и заключается смысл подобных упражнений» (блог о фигурном катании Skate Guard, 2019).

покар

Начало 1980-х гг.

После завершения в 1982 году любительской карьеры, Покар перешел в профессионалы. Он успешно выступил в 1983 году в ледовом балете своей постановки Robin Cousin's Electric Show и в течение нескольких лет гастролировал по свету в составе ледового шоу Stars on Ice.

покар

Вторая половина 1980-х гг.

В 1983 году он также снялся в фильме Romeo and Juliet on Ice в роли Ромео, где его партнершей была неподражаемая Дороти Хэмилл. В 1990 году на экраны вышел еще один фильм с его участием: On Thin Ice: the Tai Babilonia Story.

покар

Брайан Покар и Дороти Хэмилл в фильме Romeo and Juliet on Ice.  1983 год

Брайан был незаурядным хореографом и постановщиком: именно он был художественным руководителем церемонии закрытия Олимпийских игр 1988 года в своем родном городе Калгари. Кроме того, он в течение нескольких лет работал комментатором на канале CTV. В 1989 году он был введен в Зал Славы Альберты.

В 1999 году вышла в свет автобиографическая книга С. Хэмилтона Landing it, в которой он упоминает о нетрадиционной сексуальной ориентации Покара, написав при этом, что Брайан был одним из тех людей, которые помогли ему в некоторой степени избавиться от гомофобии.

покар

Середина 1980-х гг.

К сожалению, именно факт его нетрадиционной сексуальной ориентации стал в немалой степени причиной преждевременной смерти Покара: 28 апреля 1992 года он умер от последствий СПИДа в Калгари.

покар

Конец 1980-х гг.

В книге «Zero Tollerancе» выдающийся канадский фигурист Толлер Крэнстон трогательно рассказывает о том, как Покар впервые рассказал ему о своем диагнозе: «Мы говорили как фигурист с фигуристом, брат с братом, отец с сыном, человек с человеком, художник с художником. Нам нужно было поговорить, потому что времени оставалось совсем немного. Мы говорили без эмоций. Мы говорили обо всем, что нужно было сказать. Я рассказал ему о том, что ушло с ним в могилу, а он рассказал мне о таких вещах, которые я никогда никому не открою. Мы обменивались записями и секретами. На следующий день мне снова пришлось кататься на ледяной арене, но мы поклялись встретиться во второй раз. Три вечера подряд мы встречались в одном и том же ресторане, за одним и тем же столиком, пили одни и те же напитки и разговаривали» (с. 320).

Брайан Покар похоронен в одной могиле со своим отцом в родном Калгари, на кладбище Queen Park Cemetery and Mausoleum, в секторе St.Josefs Cemetery.

покар