«И жизнь твоя в учениках продлится...» Присцилла Хилл
4 октября свой юбилей отметила известный тренер Присцилла Хилл (в замужестве Уэмплер), родившаяся в 1960 (по другим данным в 1961) году в Лексингтоне, штат Массачусетс (США).
В два года она пришла на каток после того, как обнаружила под рождественской ёлкой пару фигурных коньков. Белые ботиночки были слишком велики для крохотных ножек, поэтому Присцилла надевала их прямо на обычную обувь. Так она начала кататься на коньках. А к занятиям фигурным катанием малышка приступила в 4 года. Несколько позже, но также в раннем возрасте она начала заниматься балетом. Но в конце концов фигурное катание настолько захватило девочку, что она оставила балет, целиком сосредоточившись на фигурном катании. «Балет – это то, что смотрится очень красиво, но это не мое», - вспоминала она впоследствии.
Вторая половина 1960-х гг.
Уже в пять лет Присцилла прошла свой первый тест по фигурному катанию и в течение следующих пяти лет одолела все существующие в США восемь тестов, подводящие фигуристов к участию во взрослом чемпионате страны. В девятилетнем возрасте она прошла «золотой тест» произвольного катания, став самой юной фигуристкой, которой он покорился. Во время подготовки к сдаче этого теста она познакомилась с Пегги Флеминг, олимпийской чемпионкой 1968 года, которую Хилл всегда считала своим идеалом. Как она говорила позже, Пегги не могла поверить в то, что столь юное создание готово пройти тест, который с трудом одолевали и более опытные фигуристки.
Начало 1970-х гг.
В 1972 году, в возрасте 11 лет, Хилл стала самой юной участницей первенства страны, выступающей во взрослом разряде. Она соревновалась с такими известными фигуристками, как Джанет Линн, Дороти Хэмилл и Кэт Мальмберг. «Я была там, на льду вместе с Джанет Линн, и я была просто в восторге», - делилась воспоминаниями о своем дебюте на чемпионате США Присцилла.
Начало 1970-х гг.
За время своей любительской карьеры Хилл сменила несколько тренеров. Одним из первых ее наставников был Говард Николсон, работающий в Лейк-Плэсиде. Но из-за больших расстояний между домом и катком в Лейк-Плэсиде в течение учебного года Присцилла могла лишь периодически приезжать в Лейк-Плэсид для тренировок, а все остальное время она сама тренировалась на местном катке, следуя рекомендациям Николсона.
Начало 1970-х гг.
Тот был маститым тренером, за более чем 60-летнюю тренерскую практику успевший поработать с четырьмя чемпионами мира и многочисленными чемпионами Европы, США и Канады. Одно время он тренировал даже легендарную Соню Хени. И именно с Соней он сравнивал свою юную ученицу, говоря, что ей, как и Хени, дано природой особое умение сосредотачиваться на том, что она делает в данный момент. Ее не отвлекало то, что происходило вокруг нее, она не сравнивала себя с другими фигуристками, а старалась выполнить то, что требовал от нее тренер. «Она совершенная маленькая леди, в равной мере идеальная как ребенок и как фигуристка», - отзывался о ней Говард Николсон, и подобной характеристике тренера могла бы позавидовать любая спортсменка.
Начало 1970-х гг.
Сама Присцилла, приходящая на каток до занятий в школе и после них, говорила, что когда она находится в школе, то думает только о школе, а когда тренируется на катке, все ее мысли заполнены исключительно фигурным катанием. При этом она всегда умудрялась находить время для своих любимых увлечений – плавания, рыбалки, танцев, занятий музыкой (Присцилла играла на пианино), рисования. А еще она не отказывала себе во встречах с друзьями – как из мира фигурного катания, так и вовсе не имеющими отношения к спорту.
Присцилла с Мэри Петри (Канада) во время летней сессии в Лейк-Плэсиде. Начало 1970-х гг.
Наиболее плодотворными в смысле работы с Говардом Николсом были для Присциллы летние сессии в Лейк-Плэсиде, когда она в течение 3-4 недель тесно работала со своим наставником, выходя на каток в 6.30 утра для отработки «школы», а потом в течение нескольких часов тренируя произвольную программу. Каждую субботу она участвовала в традиционном вечернем шоу на Олимпийской арене, где овладела навыком безупречного проката своей произвольной программы перед многотысячным залом.
Именно в Лейк-Плэсиде Хилл сдала свой «золотой тест». Когда после этого успеха ей задали вопрос, как ей это удалось, девочка ответила; «Я немного нервничала, но думала, что готова (к этому испытанию. – Л.М.), поэтому я забыла о судьях и сконцентрировалась на том, что делаю» (William Haponsky, «Priscilla,,, A Skating Prodigy», журнал Skating, декабрь 1971).
После Говарда Николсона Присцилла некоторое время работала с Томми Литцем, который был членом сборной США на ОИ 1964 года и оказался лучшим исполнителем в произвольном катании на ЧМ в том же сезоне.
А потом она стала ученицей «тренера чемпионов» Карло Фасси. Нам не удалось найти точную дату ее перехода к Фасси, который в то время работал в Денвере, но в феврале 1978 года журнал Skating писал, что этот переход состоялся недавно. Сама Хилл объясняла его тем, что ее очень устраивала сама атмосфера, которая царила в группе Фасси как на тренировках, так и вне льда. Эта всеобщая вовлеченность в фигурное катание весьма способствовала, по мнению самой фигуристки, совершенствованию как ее техники, так и артистической стороны. Хотя к Фасси она пришла, несмотря на свой юный возраст, уже вполне сложившейся спортсменкой с высоким техническим уровнем.
Вторая половина 1970-х гг.
Так, 1974 году она стала первой на международном турнире Nebelhorn Trophy в ФРГ. В 1975 году Присцилла первой из американских фигуристок успешно исполнила тройной риттбергер на соревнованиях Пражские коньки, где также оказалась победительницей.
1977 год
В ноябре 1977 года она победила на международных соревнованиях Richmond Trophy в Лондоне, потом выиграла бронзовую медаль на чемпионате США 1978 года и дебютировала на ЧМ, заняв там 9-е место. По сравнению с предыдущим сезоном она значительно улучшила свою технику прыжков – они стали выше и мощнее, что усилило ее технический потенциал.
Присцилла Хилл - победительница международного турнира Richmond Trophy. 1977 год
При этом значительную часть своей карьеры Присцилле приходилось бороться с различными травмами и недомоганиями. В сезоне 1977 года это были издержки роста: мускулы одной ноги не поспевали за ростом костей, и фигуристка испытывала постоянную боль. Настоящим мучением было для нее разносить новые ботинки. Но как говорила сама Присцилла, никакие проблемы, связанные со здоровьем или экипировкой, не заслоняли в ней любви к фигурному катанию и желания нравиться публике.
Вторая половина 1970-х гг.
Свой стиль фигуристки Хилл определяла как «балетный». «Я склонна к балету. Я стараюсь быть пластичной и грациозной на льду. Я просто не могу исполнять какой-нибудь милый непритязательный номер, мое катание выглядит серьезным, но оно не настолько серьезно, чтобы казаться скучным. Я не атлет на льду, и я не из тех, кто взрывает зал своей эксцентрикой. У меня есть свой собственный стиль, но если бы меня попросили сравнить себя с кем-то, то я бы сказала, что я больше похожа на Пегги Флеминг», - делилась Хилл с журналистом Грегори Смитом (журнал Skating, февраль 1978).
Вторая половина 1970-х гг.
Ее тяга к балету и творческая жилка нашли свое проявление в том, что обе свои соревновательные программы сезона 1978 года Присцилла поставила сама. До этого у нее уже был опыт постановки для себя показательных номеров, но лишь теперь она почувствовала в себе силы взяться за столь ответственное дело, как постановка соревновательных программ. При этом она всегда исходила из музыки: «Музыка для меня значит очень много. Можно интерпретировать любую музыку, но это должна быть музыка, подходящая именно вам».
Произвольная программа на ЧМ 1978 года
В 1979 году Хилл находилась в прекрасной спортивной форме и по праву претендовала на титул чемпионки США. Однако за три дня до начала соревнований она повредила ахиллово сухожилие и вынуждена была сняться с соревнований, а в результате весь этот сезон пошел насмарку.
Вторая половина 1970-х гг.
К сожалению, не суждено было сбыться и ее мечте выступить на ОИ 1980 г.: она пропустила этот сезон из-за болезни. В 1981 г. Хилл завоевывает серебряную медаль на чемпионате США и становится 7-й на ЧМ.
Произвольная программа на чемпионате США 1981 года
В 1982 году Присцилла очень удачно начала соревнования на чемпионате США: она лидировала после «школы» и сохранила свое лидерство после короткой программы. Но произвольную программу (причины этого остались нам неизвестными – Л.М.) ей пришлось исполнять в новых, практически не разношенных ботинках, и она оказалась кошмаром как для самой фигуристки, так и для всех ее поклонников. Результатом столь неудачного выступления Хилл стало итоговое 6-е место, так что она не попала в сборную для поездки на ЧМ. После этого она решила завершить свою любительскую карьеру.
Конец 1970-х гг.
В 1984-85 гг. Присцилла выступала в ледовом ревю Ice Capades. Там она исполняла не только сольные номера, но и каталась в паре с Джеффом Рейнбрейком. Вероятно, этот опыт помог ей обратить внимание и на парное катание, поскольку впоследствии она работала не только с одиночниками, но и с парами.
Конец 1970-х гг.
Затем она перешла на тренерскую работу, где проявила себя как успешный и востребованный специалист. Свой тренерский путь она начала в Лейк-Плэсиде, а вскоре после свадьбы с пилотом Джоном Уэмплером, состоявшейся в 1990 году, переехала в Ньюарк, штат Делавер, в University of Delaware Skating Club.
Поначалу Присцилла тренировала взрослых фигуристов, включая пары, как спортивные, так и танцевальные. Но в 1995 году один из ее коллег-тренеров предложил ей поработать с 11-летним Джонни Вейром. Хилл сразу же почувствовала в этом мальчике незаурядный потенциал – как спортивный, так и артистический, и их тандем очень быстро стал демонстрировать впечатляющие успехи. При этом вне льда Присциллу и Джонни можно было, скорее, принять за брата и сестру, чем за ученика и тренера – настолько раскованны они были в общении, много шутили и смеялись. Но на льду они были полностью поглощены работой.
Присцилла Хилл и Джонни Вейр. 2001 год
Летом 2005 года Хилл и Вейр поехали в Симсбери, где в то время жила и работала Татьяна Анатольевна Тарасова. Вместе они проделали грандиозную работу. Присцилла вспоминала, что такой большой мастер своего дела, как Тарасова, помогла ей на многие вещи взглянуть по-новому и погрузиться в такие глубины дела ее жизни, о которых она раньше даже и не подозревала (Sarah S, Brannen, Life’s Work, журнал Skating, октябрь 2005).
Присцилла Хилл и Джонни Вейр с Татьяной Анатольевной Тарасовой. 2005 год
В 2007 году Присцилла сменила место работы - стала тренировать в Виллингтоне, в Skating Club of Willington Ice Rink. Кроме Джонни Вейра, которого Хилл привела к званию чемпиона мира среди юниоров в 2001 году и трем титулам чемпиона США (2004-2006), среди ее учеников можно упомянуть Эшли Вагнер, танцоров Мелиссу Грегори - Дениса Петухова, Кэтрин Хэдфорд, Ванессу Джеймс, пару Андреа Варро - Давид Пеллетье и др. В 2004 году американская Ассоциация тренеров по фигурному катанию назвала Присциллу Хилл «Тренером года».
2010-е гг.
К сожалению, ей пришлось прервать свою успешную тренерскую карьеру. Дело в том, что в 2005 году у Присциллы диагностировали болезнь Грейвса - аутоиммунное расстройство, которое заставляет щитовидную железу перепроизводить и секретировать сверх положенного количества гормоны щитовидной железы, что изменяет работу целого ряда систем организма, существенно влияя на самочувствие человека.
«В течение нескольких лет у нее то и дело наступала ремиссия, но в конце концов смерть отца, ставшая для Присциллы сильным ударом, вкупе с продолжающейся борьбой с болезнью Грейвса и интенсивными тренировками на уровне Олимпийских игр и чемпионатов мира взяли свое: она оставила тренерскую деятельность. «Мне нужно было стать здоровой, если я хотела помочь детям», - говорила Присцилла Хилл. - «Я люблю работу тренера, но мне было тяжело физически, поэтому я решила отойти от всепоглощающего стресса на этом уровне». Она отказалась от операции по удалению щитовидной железы и стала контролировать болезнь с помощью лекарств.
Ее близкие друзья предложили ей, пока она взяла паузу в тренерской работе, изучить что-то, что ее интересует, но что она не могла себе позволить из-за своего плотного графика тренерской деятельности. «Когда я была моложе, я мечтала стать ветеринаром. Так вот, это был шанс реализовать свою страсть к собакам», - объясняет Присцилла.
2010 год
Однажды в 2012 году, когда она и ее мать, Джин Хилл, были в зоомагазине, покупая еду для своих собак, мать спросила ее, что это за порода такая - морки. «Она смотрела на щенков, и там был морки (смесь мальтийского и йоркширского терьеров), который привлек ее внимание. Короче говоря, это был ее день рождения, и после небольшой игры с этой собакой я подарила ей его, и мы назвали его Тедди» - вспоминала Присцилла.
Она быстро записала Тедди на курсы приручения щенков в Академии дрессировки собак и аджилити («Аджилити — соревнования, в которых человек, называемый проводником, направляет собаку через полосу препятствий. При прохождении учитывается и скорость, и точность. Собаки должны бежать без поощрения едой или игрушками. Проводник не имеет права трогать собаку или препятствия, даже случайные касания штрафуются. Таким образом, средства управления собакой у него ограничены голосом, жестами и различными сигналами тела, что требует исключительных навыков от животного и проводника». Википедия), расположенной в Ньюарке.
Присцилла перестала тренировать фигуристов примерно через три месяца после покупки Тедди и полностью погрузилась в процесс превращения щенка в умную и послушную хозяину собаку. Не все шло гладко поначалу. «Мне никогда не приходило в голову, что он может испытывать синдром оленя в свете фар, который я наблюдала у некоторых из моих соперников по фигурному катанию» - вспоминала Хилл.
2016 год
Она любит сравнивать свой опыт участия в соревнованиях фигуристов-парников с ее работой в аджилити. «Было так здорово пытаться создавать поддержки и различные движения в паре», - говорит она. Присцилла видит много общего в этих двух видах спорта: и тут, и там важен хронометраж, разминка, знание того, что нужно есть перед соревнованиями, когда отдыхать, устанавливая пределы тренировки и имея дело с травмами. Команда Присциллы Хилл по аджилити включает еще двоих членов – силихемских терьеров Литтлмена и Шимми, брата и сестру.
Вовлечение Присциллы в мир собак предусматривало также освоение груминга. «Чем больше я узнавала о груминге, тем больше я связывала его с обязательными фигурами. Это тонко отточенный навык, который требует невероятного количества практики, чтобы овладеть техникой и развить художественное видение форм и линий», - поясняет она. Ныне Хилл является сертифицированным грумером спортивной группы и группы терьеров в Национальной ассоциации груминга собак Америки.
В апреле 2018 года Присцилла вернулась к любимой работе, хотя работает теперь неполный рабочий день директором по фигурному катанию в the Patriot Ice Center в Ньюарке, штат Делавер. Планирование, смеется она, - одна из самых больших ее проблем сегодня. Шоу, тесты по грумингу и тренировки на льду оставляют ей очень мало времени для отдыха. Она и ее муж Джон, пилот коммерческой авиакомпании, купили в 2015 году рекреационный автомобиль, чтобы приспособиться к ее путешествиям. Из-за своего плотного графика он редко посещает соревнования по аджилити. Вместо этого мать Присциллы сопровождает ее и помогает с многочисленными делами по подготовке собак к каждому соревнованию.
Присцилла Хилл со своим учеником Тени Лю. 2018 год
Успешная карьера амбициозной женщины, хотя временами и усыпанная розами, пересекла скользкий склон, который заставил ее переключать передачи, но при этом она всегда умудрялась найти верный курс. Собаки стали ее всепоглощающей страстью и плавным переходом к новой жизни, обеспечивая энергичный старт и новый вызов, придающий ей новые силы в идеальном месте». (Ranny Green, «Off the Ice, Dog Ability Gives This Skating Coach a Sharp Focus», American Kennel Club, 05,12,2016. Печатается с сокращениями. Перевод с английского мой. – Л.М.).
Ждала ваш блог,вы не часто появляетесь здесь, я даже перепутала вас с другим автором, а читать вас очень интересно, открыли для меня многих фигуристов прошлого.Еще раз большое спасибо!
С просьбой и уважением, ваша почитательница