15 мин.

Возвращение Медведевой к Тутберидзе и другие итоги прокатов 2020. Обзор Морфеуса

Приветствую тебя, Нео! Ты в блоге "Матрица фигурного катания" - одном из немногих мест, где ты можешь узнать правду про этот вид спорта, сорвать покров лжи, разобраться в том, где истина, а где лишь её симуляция. 

Сегодня мы проанализируем, что же показали фигуристки сборной России на традиционных контрольных прокатах. Эти КП отличались от предыдущих по понятным причинам - небывалый соревновательный и тренировочный перерыв из-за пандемии COVID-19 стал неизведанным испытанием для всех спортсменов во всех видах. Поэтому и сезон сам по себе станет совершенно иным. 

Очевидно, что все участницы пережили карантин непросто, у всех в той или иной степени наблюдается спад формы. Тем не менее, можно сделать вывод, что более юные спортсменки переносят такой перерыв проще, чем взрослеющие или совсем взрослые. Нужно отдать должное всем, кто хотя бы попытался собраться, несмотря на сложности. 

 

Однако была одна фигуристка, которой никакого должного воздавать не следует, Она проявила себя довольно постыдным образом. Имя ей Алина Загитова. Её уже давно пора из сборной отчислять, в сущности это Сотникова №2 или постсочинский Плющенко. Фигуристка-призрак, фигуристка-фантом. Доверчивые фанаты созданного ISU и ФФКР симулякра, "чемпионки" раскупили билеты, да только даже и не собиралась Загитова на контрольных прокатах выступать, чем цинично обманула и предала собственных поклонников.

После завершения карьеры Алина вляпалась уже в уйму скандалов, и это совершенно логично. Если реальную загитовскую значимость в спортивные времена помогала вуалировать активная работа ФФКР с судьями, то теперь девушка уже в свободном плавании взрослой жизни. Тут то и срываются маски, фейковое рассыпается на части. Только настоящий чемпион может за пределами стартов вести себя по-чемпионски, но это не про Алину. Хотя в ситуации с Загитовой нужно всегда ещё делать отсылку на то, что те или иные решения вполне вероятно принимаются не ей, а родителями и менеджментом. Она, как написал тот же Авдохин "бренд, который сам себе не принадлежит". Впрочем, Морфеус об этом писал и предвосхищал намного раньше. 

Конечно же, релевантной загитовской ситуацию с Алёной Косторной не назовёшь. Во-первых, она выступила в короткой программе, во-вторых, произвольная также находилась в стадии подготовки, но пока до идеала довести не успели. Этот вопрос решался на днях. Впрочем, стоило всё-таки предупредить болельщиков и извиниться, как это сделала Софья Самодурова. Правда, вероятно, ФФКР вмешалась и решила не извещать зрителей об отсутствии Алёны в ПП. Очевидно, что это одна из самых популярных и хайповых фигуристок сейчас, действующий мировой рекордсмен и чемпион прошлого сезона. Если б Косторной не было в афише, то это бы поубавило зрительский интерес.

Что касается непосредственно катания, то Алёна была одной из немногих фигуристок на открытых прокатах, чьим скольжением и связками ещё можно наслаждаться. А скольжение - это и есть база фигурного катания.  

Смена скоростей, глубокие рёбра, длинные дуги, точность постановки конька - всё это характерные черты искусства Алёны Косторной. Некоторые связки с разбором от Морфеуса:

Начало программы. Тройка с длинной выездной дугой на глубоком внутреннем ребре с переходом в петлю. 

 

Заход на аксель. Спираль ласточка - крюк на хороших рёбрах - скрещенный шаг - инабауэр. На выезде батман. 

 

Шикарный крюк с очень длинной дугой на выезде и для усложнения отведённой назад ногой. 

Напомню, что крюки и петли относятся к сложным шагам. 

Если говорить про постановку программы, то тут новый (отчасти старый) тренерский штаб Алёны не удивил чем-то выдающимся и уникальным. Две склеенные композиции от Билли Айлиш... Первая - спокойная, для завязки ОК. Но тогда во второй хотелось бы взрыва, а его, увы, нет в самой музыке. Идея, образ - пока всё это тоже не проработано. Катала фигуристка на КП без эмоций, хотя такая мелодика наверняка ей нравится больше, чем прошлогодний "ангел".

Из позитивных моментов можно отметить, что хореография поставлена довольно ритмично, музыкально, акценты отыграны, впрочем, по части пластики, танцевальности и умению чувствовать ритм Косторная всегда была одной из лучших в мире. 

Недостаточное эмоциональное, "личное" соединение фигуристки с музыкой - это вообще общая проблема практически всех участниц контрольных прокатов. И компонентно и технически многие предстали публике довольно сырыми. У Алёны были ещё дополнительные факторы в виде травмы и огромного психологического давления, которое на неё, как и на всякую ушедшую ученицу, оказывает Тутберидзе своим публичным поведением, натравливая хрустоботов и неадекватных фанатиков.

В прыжках Косторная всё сделала (вместо триселя был дупель), но лутц и каскад вытаскивала - они на грани докрута. Морфеусу думается, что какой-никакой спарринг и мотивация всё-таки ей нужны, и решение, кем бы оно ни было принято, тренироваться отдельно от Трусовой - сомнительное. Алёна и в прошлом сезоне то рванула именно потому, что сильно отстала технически к открытым прокатам. Конечно, здесь нужна мера и та "Спарта", что обычно устраивает у себя Тутберидзе, где малолетки рвут жилы, дабы друг за другом поспеть, взрослому спортсмену не подойдёт. Но и излишняя самоуспокоенность тоже вещь опасная. 

Впрочем, не исключено, что основной причиной перехода Алёны к Плющенко было  получение хоть какого-то рекламного контракта. Если желание сорвать любой денежный куш от своей спортивной карьеры в голове девушки сейчас превалирует (или в головах её родителей), то о фигуристке Косторной мы очень скоро перестанем много слышать. Надеюсь, найдутся люди, которые ей чётко объяснят, что спонсоры уходят так же быстро, как и приходят, а для больших компаний нужно хотя бы ЧМ выиграть или на ОИ попасть. У Алёны ещё есть огромный потенциал, главное Плющенко и его команде найти необходимые слова, подход к девушке.

--------------------------------------------------

  

Вопреки каким-либо правилам и традициям на взрослые контрольные прокаты Этери Тутберидзе заявила юниорку Камилу Валиеву. Оно и понятно почему. Можно только представить себе, в каком бешенстве находится тренер из-за того, что Плющенко увёл у неё Трусову и Косторную. В глазах федерации, публики и СМИ Этери Георгиевна никак не могла себе позволить поиграть Евгению, а ставить на одну Щербакову слишком слабо. Тут то она и выбила право заявить свою будущую надежду Валиеву. 

Морфеус уже разбирал ПП Камилы прошлого сезона, где наглядно показывал, что купленные или навязанные восторги по поводу этой фигуристки явно преувеличены, даже несмотря на весь её безусловный талант. А в этом сезоне, судя по программам, в компонентах она и вовсе сделала шаг назад. 

Короткая поставлена под приятное, но довольно банальное соло на фортепиано. Какого-либо замысла, идеи и сюжета в программе нет от слова "совсем". Такая... программа-настроение. Музыкальность, отработка акцентов выдержаны на среднем уровне. Актёрская игра стандартная валиевская, с уже многажды виденным ранее выражением лица, изображающим чувственность. Несмотря на всю личную харизму и приятность девочки, этого как бы мало... Ну, а скольжение осталось на том же средненьком уровне, не более. 

Камила, конечно, подкупает растяжкой, хорошо поставленными руками, отличными выездами из прыжков с высокими, дотянутыми арабесками, но это мы всё видели и в прошлом сезоне, а большего ТШТ пока не удалось извлечь. 

Если КП хоть и скучная, предсказуемая, но, более-менее сносная, рассчитанная на конкретные качества Валиевой, которые должны "работать" и "бить", то "Болеро" - эксперимент, судя по всему. И эксперимент абсолютно провальный. 

Все более-менее интересующиеся современным балетом люди знают про постановку Мориса Бежара. Можно её цитировать, как это делала Костнер, можно придумывать своё, как Туктамышева, но нельзя не уважать музыку Равеля, заложенный в ней ритм и темперамент. 

Не иначе как "неуважением" то, что поставили Глейхенгауз и Ко для Валиевой назвать нельзя. Практически всё поперёк музыки, почти ни одна сильная доля хореографически не отыграна. Никакого характера и личностной интерпретации фигуристки. Унылые связки и сплошная беготня на двух ногах от элемента к элементу. Пожалуй, это худшее "Болеро", что Морфеус видел в фигурном катании. Ни сама фигуристка, ни постановщики оказались абсолютно не готовыми к этой музыке. 

Есть серьёзный риск того, что действительно интересная программа "Девочка на шаре" так и останется пиком Камилы Валиевой. 

В прыжковом отношении поклонников фигуристки должно радовать то, что она пока не имеет никаких проблем с докрутами. Было падение с четверного тулупа, но второй квад исполнен на ура. Вообще, прекрасная растяжка и приличный прыжок - вещи, которые очень редко сочетаются у девочек. Валиева в этом смысле, конечно, уникальная, но не будем забывать про то, что самые сложные дни пубертата у неё ещё впереди. 

------------------------------------------------

Анна Щербакова в хореографическом плане вышла на лёд такой ухудшенной копией Валиевой. Вроде очень похожая постановка, да только там, где у Камилы дотянутая ножка, у Ани - торчащая коленка, где у Камилы поставленное танцевальное движение, у Ани что-то близкое, но более небрежное.

По настроению короткая программа тоже аналогичная валиевской - грустная, а-ля "проникновенная" лирика с тем же выражением лица. Что ж, наверное, и Щербаковой и Валиевой сейчас нужно именно это пока и ставить, исходя из их фактуры, внешних данных и темперамента. Но не отпускает ощущение халтуры и конвейера. Для сравнения "Мелодии белой ночи" и "Список Шиндлера" были, конечно, гораздо сильнее. 

Щербаковская произвольная не запомнилась от слова совсем, в том числе и потому, что является ксерокопией короткой. Ни одного ультра-си Анна исполнить на открытых прокатах не смогла, впрочем, в этом блоге уже много раз разбиралось, что Щербакова и не владеет никакими ультра-си. Как прыгала вместо лутца флутцбергер, так и прыгает.

Из позитивных факторов можно отметить, что Анна, конечно, явно прибавила в скольжении, и в этом она сильнее Валиевой.

-------------------------------------------------

 

То же самое можно сказать и про Александру Трусову. Катить стала лучше, причём те связки в дорожке шагов, что Щербакова делает старательно, но медленно, Саша научилась уже делать быстро. В короткой программе показалось, что даже в хореографии она прибавила - появилась прежде невиданная мягкость, выразительность. Сильно отстающая от тех же ВЩК, конечно, но прогресс заметен. 

Увы, всё впечатление испортила совершенно жуткая произвольная. То, что Трусова никакая не Джульетта, было понятно ещё когда объявили музыку программ пару месяцев назад. Увы, все худшие черты трусовского стиля в "Джульетте" воплощены: катание мимо музыки, гимнастика вместо хореографии на льду, абсолютно отсутствие актёрского перевоплощения. 

Впечатление только усугублялось отсутствием платья и комплекцией Саши. Она как была девочкой с фигурой мальчика, так и осталась пока. Постановщики тоже подставили. Даже болельщики с небольшим стажем, а тренеры и судьи тем более, прекрасно понимают как под тот же музыкальный кусок Абеля Корженёвски каталась Настя Губанова: восхитительно, стремительно, музыкально, грациозно, проникновенно. Найдите антонимы каждого из перечисленных наречий и вы наиболее точным образом опишите катание Трусовой. К тому же совмещать музыку из известного балета с композицией из современного фильма... Ну что это за китч и безвкусица? До такого даже Глейхенгауз не додумался бы. Пожалуй, эта "Джульетта" может смело разделить с валиевским "Болеро" звание худшей программы сезона. 

Комплекция, которую Александре пока удаётся непонятным образом сохранять, позволяет ей по-прежнему довольно удачно прыгать, хотя без падений и она не обошлась. Но, в целом, если б фигурное катание являлось соревнованием по прыжкам, то Трусова бы на этих КП победила бы.  

--------------------------------------------------------

Не удались тройные аксели Елизавете Туктамышевой, хотя она на них заходила и в КП и в ПП. В короткой программе ученица Алексея Мишина осталась и без каскада. Видно, что находится в процессе набора формы, но процесс этот будет непростым. Как уже говорил Морфеус, длительные перерывы взрослые, физиологически сформировавшиеся фигуристки зачастую переживают сложнее. 

Программы показались интересными, в короткой в начале даже намёки на балетность проклюнулись, правда, с увеличением скорости и появлением сложных шагов в дорожках шагов полезли все старые хореографические дефекты Туктамышевой. Это относится и к корпусу, и к рукам и к пальцам. 

Произвольная интересная, но платье нужно менять совершенно точно. В нём нет ничего японского. Удивить Лизе удалось восстановленным бильманом, попытками I-spin вращения, а также иными спиралями. Это хорошо, это значит, что идёт работа над растяжкой, а то негоже фигуристке её статуса не иметь в своём арсенале ни одного элемента с ногой выше пояса.  

В остальном это всё та же Туктамышева, со своими явными достоинствами и явными недостатками. Но её такую и нужно ценить: за самобытность, за зрелость, за преданность одному тренеру, за лучшую прыжковую технику, за харизму, за боевой дух. 

----------------------------------------------------------

Морфеус изначально планировал заканчивать свой обзор Евгенией Медведевой, а тут и громкая новость о её возвращении к Тутберидзе подоспела, что даже лучше. 

Есть ли смысл в таком случае разбирать катание Евгении на открытых прокатах? Есть ли смысл разбирать программы, если Глейхенгауз со временем, скорее всего, поставит новые? 

Хорошо, на взгляд Морфеуса, Джеффри Баттл и Ше-Линн Бурн на совесть выполнили свою работу. Интересный подбор музыки, хореография (в этом смысле Медведева при должной обработке материал всё-таки скорее благодатный). Однако форма Евгении сейчас такова, что всё это не смотрится так, как могло бы. А по скольжению на ОП Медведева была, пожалуй, худшей, а ведь именно за ним она к Орсеру вроде как переходила. 

Трудно теперь будет фанатам Медведевой, которые уверовали, что за эти 2 года она превратилась в радикально иную фигуристку, улучшенную и т.д. и т.п. Прямо "гибель Богов";) Но дело всего-лишь в том, что Орсер никакой не Бог и не волшебник. Он не может за 2 года научить кататься как Чан человека, который до этого 18 лет учился у Тутебридзе, и в принципе к скольжению не обладает особым талантом. К тому же Брайан тренер западной формации, предполагающей, что не он подгоняет ученика. Он - нанятый спортсменом работник, фигурист сам из него тянет максимум того, что может взять, т.к. платит ему из кармана.

 

Психологически на такие отношения после тутберидзовской муштры перестраиваться очень сложно. Медведевой удалось, но, видимо, не до конца. По её работе с Брайаном слишком сильно ударил коронавирус. Не настолько она профессиональна, чтобы, как Чен, через скайп тренироваться. 

При этом нельзя сказать, что Орсер свою работу провалил. Оргомный спад Медведевой после ЭТ предсказывался. У Евгении уже не то здоровье, чтобы тренироваться в прежнем русле, но какие-никакие результаты с Брайаном у неё все же были.   

Тем не менее, она вернулась к российскому тренеру и именно к ЭТ, хотя вариант Буяновой или какой другой рассматривался. Наверняка не последнюю, а, может, и ключевую роль посредника во всей истории сыграла ТАТ, которая, что все в кулуарах ФК знают, никогда до конца не портила с Тутберидзе отношения. 

Для Медведевой же возвращение к прежней методике работы - это ситуация пан или пропал, конечно. Это жертва здоровьем в стиле Турсынбаевой ради какой-то медали. Или... в крайнем случае попытка напоследок хайпануть немножечко. Теперь и внимание прессы, публики у неё. Возможно, спонсоры российские подтянутся. Правда, теперь %-ами придется делиться с ЭТ. 

Деньги, кстати, это, конечно, главная причина, почему Тутберидзе взяла Медведеву обратно. Не исключено, что и Загитова перестала отстёгивать. Вообще, давайте призадумаемся, что теряет Этери от возвращения Евгении? Абсолютно ничего, кроме всенародного сочувствия, которого она добилась из-за ухода Трусовой и Косторной. Теперь вновь начнут хейтить, как после ОИ до ухода Медведевой, как во время провалов Липницкой, как после последнего ФГП, где одногруппницы устроили Загитовой феерический разгром. 

Конечно же, фанатики Алины будут воспринимать возвращение ЕМ как окончательный перенос приоритетов ТШТ и отдаление тренерского штаба от их любимки. Но этот скулёж в соцсетях, в сущности, такая мелочь. Зато теперь у ЭТ есть фигуристка с деньгами, контрактами, связями в чиновничьем мире, баллами за авторитет и многими другими профитами. Зарекомендовать себя тренером, способным работать не только с юниорками - тоже определённого рода соблазн. А если не получится, всегда можно будет свалить неудачу на то, что за это время сделал с Медведевой Брайан Орсер.  

 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА БЛОГ "МАТРИЦА ФИГУРНОГО КАТАНИЯ", ЕСЛИ ХОТИТЕ ЗНАТЬ ПРАВДУ ОБ ЭТОМ ВИДЕ СПОРТА