14 мин.

«И музыка передо мной танцует гибко, и оживает все до самых мелочей...» (Б. Окуджава)

Вряд ли кто-то станет оспаривать важность музыки в фигурном катании, которое представляет собой зрелище, в котором единство спорта, музыки и хореографии являет зрителю уникальную триаду, способную не только пробудить в нем сопереживание прекрасному в данный конкретный момент времени, но и дать возможность вспоминать о нем спустя долгие годы.  За те многие десятилетия, что я наблюдаю соревнования фигуристов, тенденции выбора музыкального сопровождения менялись множество раз. При этом одни мелодии начинали звучать под сводами катков все более и более настойчиво (не буду их называть – у каждого из вас, не сомневаюсь в этом, подобный список может быть составлен буквально за пару минут), другие же уходили в забвение, но если порой вдруг возникали в программах следующих поколений фигуристов, воспринимались как нечто новое и оригинальное.

Изучая архив американского журнала Skating за 1968 год, я наткнулась на статью, которая показалась мне небезынтересной: некий автор, скрывающийся за аббревиатурой L-H-T, в статье под заголовком «Choices of the Olympic Skaters» поведал о своих впечатлениях, связанных с выбором музыкальных произведений, положенных в основу программ фигуристов-олимпийцев. Предлагаю вашему вниманию эту статью в своем переводе и проиллюстрирую ее снимками и видео прокатов с гренобльской Олимпиады.   

«Вновь наступило время года, когда фигуристы бродят по музыкальным магазинам и музыкальным библиотекам в поисках новой музыки для своих программ. Трудная проблема поиска чего-то нового и необычного, при этом подходящего лично ему, стоит перед каждым фигуристом. Взгляд изнутри на музыку, используемую лучшими фигуристами мира на Олимпийских играх, даст каждому представление о разнообразии музыки, которая подходит для фигурного катания.

бп

Людмила Белоусова и Олег Протопопов

В то время как на катке по преимуществу звучали все те же старые композиторы и увертюры, многие фигуристы проявляли фантазию и оригинальность в своем музыкальном выборе. В основном музыкальные записи были аккуратно подобраны и хорошо смонтированы. Но порой плохое соединение музыкальных частей или царапающий ухо старый диск отвлекали от катания. Отличная звуковая система олимпийского катка Stade de Glace улучшила воспроизведение большинства записей, но сделала вопиюще слышимыми царапины там, где они имелись.

Самыми популярными композиторами среди одиночниц были старые фавориты - Оффенбах, Верди и Чайковский. «Травиату» Верди исполняли три девушки, в том числе и Пегги Флеминг. Пегги объединила в своей программе четыре произведения четырех разных композиторов. Но при аккуратном соединении музыкальных частей эффект был почти такой же, как от одной композиции.

пегги

Пегги Флеминг (США)

Произвольная программа Пегги Флеминг

Габриэле Зейферт использовала музыку пяти композиторов, в том числе испанца Педро Сарасате. Запись была не такой бессвязной, как можно было ожидать, но Габи не слишком удачно интерпретировала свою музыку, особенно в медленной части программы.

габи

Габриэле Зейферт (ГДР)

Произвольная программа Габи Зейферт

Несколько восточноевропейских фигуристок успешно воплотили на льду музыку на национальную тему. Выбор Ханой Машковой композиции «Влтава» из симфонической картины Сметаны «Моя родина» получил прекрасную ледовую трактовку.

Хана

Хана Машкова (Чехословакия)

Произвольная программа Ханы Машковой

Венгерка Жужа Алмаши выбрала произведение под названием «Дьёрдь Дожа» композитора Ференца Эркеля.

жужа

Жужа Алмаши (Венгрия)

Произвольная программа Жужи Алмаши

К сожалению, многие восточноевропейские композиции недоступны в США, но фигуристы могут найти малоизвестных американских композиторов, чья музыка может быть использована для фигурного катания. В одиночном разряде единственным из американских композиторов был представлен Гершвин.

Живая интерпретация «Порги и Бесс» француженкой Мишлин Жубер была долгожданной разрядкой после, по большей части, серьезной музыки, сложной для восприятия.

мишлин

Мишлин Жубер (Франция)

Наверное, ни один фигурист никогда не выбирал композицию, которая была бы для него слишком легковесной и пустяковой. Тенденция, к сожалению, состоит в том, чтобы переусердствовать, выбирая Бетховена или Вагнера и оправдывая это тем, что их произведения использовали лучшие фигуристы. То, что верно для Протопоповых, совершенно неправильно для юной фигуристки, только начинающей свою карьеру.  Примером этого был выбор Верди румынской фигуристкой Беатриче Хуштиу. Хотя музыка сама по себе была прекрасна, это было слишком серьезно для одиннадцатилетнего ребенка.

беатриче

Беатриче Хуштиу (Румыния)

Произвольная программа Беатриче Хуштиу

Американские фигуристы, похоже, более склонны к эксперименту в использовании современной музыки, чем европейцы. Хотя Тина Нойес не впечатлила меня выбором произведений Шостаковича на первенстве США, я счел его превосходным при втором прослушивании.

тина

Альбертина Нойес (США)

Произвольная программа Альбертины Нойес

Джанет Линн проявила свои амбиции, взяв для своей произвольной программы прелюдию Дебюсси к «Послеполуденному отдыху Фавна» и «Игры», и хорошо их интерпретировала, особенно в первой, медленной части.

джанет

Джанет Линн (США)

Произвольная программа Джанет Линн

Одним из преимущественных факторов некоторых европейских фигуристов являются композиторы, которые пишут музыку специально для них. Чемпионка Западной Германии Моника Фельдман и чемпионка Швейцарии Шарлотта Вальтер обе использовали оригинальные композиции немца Ганса Арно Симона, который сочинил музыку для нескольких фигуристов. Американские композиторы, возьмите это на заметку!

моника

Моника Фельдман (ФРГ)

шарлотта

Шарлотта Вальтер (Швейцария)

Симон также сочинил музыку для бронзовых призеров в соревнованиях пар Маргот Глоксхубер и Вольфганга Данне.  Медленное начало программы было чрезвычайно эффектным, более энергичные части подчеркивали удивительные поддержки этой пары.

маргот

Маргот Глоксхубер и Вольфганг Данне (ФРГ)

Произвольная программа Маргот Глоксхубер и Вольфганга Данне

Чешская пара Богунка Шрамкова – Ян Шрамек подобрала отличную увертюру из оперы «Галька» их земляка Монюшко (похоже, что для автора статьи композиторы из Восточной Европы были все в какой-то мере «одним миром мазаны», раз он польского композитора Станислава Монюшко причислил к землякам фигуристов из Чехословакии – Л.М.) . Эти живые произведения теперь доступны в Англии, так что скоро могут появиться и в США.

шрамковы

Богунка и Ян Шрамковы (Чехословакия)

Татьяна Жук и Александр Горелик выбрали музыку из фильма «Овод», а их соотечественники Тамара Москвина и Алексей Мишин остановились на музыкальной теме из фильма французского режиссера Тирье «Раз, два, три!»

жук и горелик

Татьяна Жук и Александр Горелик

Произвольная программа Татьяны Жук и Александра Горелика

Ни один из этих показателей не был зафиксирован в США. но при некотором поиске можно было бы найти интересную и подходящую музыку из американских фильмов.

москаина и мишин

Тамара Москвина и Алексей Мишин

Произвольная программа Тамары Москвиной и Алексея Мишина

Синтия и Рональд Кауффман открыли свою программу темой Тары из «Унесенных ветром» – впервые за последние несколько лет. Вторая половина их программы построена на музыке из симфонии Дворжака «Из Нового Света». Весь этот выбор идеально подходит для плавного, но силового стиля пары Кауффман.

кауфман

Синтия и Рональд Кауффман (США)

Произвольная программа Синтии и Рональда Кауффман

Нет необходимости менять свою музыку каждый год, как только вы нашли что-то, что действительно работает. Сэнди Свитцер и Рой Уэгелейн выбрали фрагменты «Прелюдии»Листа, прекрасную мелодию «Размышления» из оперы «Таис» Массне и «Славянские танцы» Дворжака. Обеспечивая разнообразие и изменение темпа, умелая склейка фрагментов предотвращала любые несочетаемые эффекты.

рой

Сэнди Свитцер и Рой Уэгелейн (США)

Только фигуристы масштаба Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова могли отдать должное Бетховенской «Лунной сонате», мощному вступлению из его же Пятой симфонии и фортепианному концерту Рахманинова № 1. Фортепианную музыку часто трудно интерпретировать, но для этих мастеров хореографии она не представляла никаких проблем.

людмила и олег

Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Произвольная программа Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова (к сожалению, без первой части)

Самым знаменитым музыкальным произведением, использовавшимся на Олимпийских играх, несомненно, была мелодия «Concerto en Ut», под которую катался Патрик Пера. Эта музыка была специально написана и записана для него Эдди Уорнером, который создал большую часть официальной музыки для Игр. И хотя эта музыка снова была желанным избавлением от обыденности, она казалась слишком серьезной и несколько тяжеловатой для этого счастливого живчика-француза.

пера

Патрик Пера (Франция)

Победная программа Вольфганга Шварца была поставлена на музыку к «Аиде» Верди и «Шахерезаде» Римского-Корсакова.

шварц

Вольфганг Шварц (Австрия)

Произвольная программа Вольфганга Шварца

 Эммерих Данцер также использовал музыку Римского-Корсакова плюс более оригинальные и очень хорошо переносимые на лед венгерские мелодии Кальмана.

эмми

Эммерих Данцер (Австрия)

Произвольная программа Эммериха Данцера

Тим Вуд выбрал для своей программы четыре варианта мелодий, самой оригинальной и эффектной из которых была вступительная часть на музыку Хальворсена «Марш бояр».

тим

Тим Вуд (США)

Произвольная программа Тима Вуда

Музыкальная комбинация канадца Стива Хатчинсона была неплохой, но соединения между частями были слишком явными и резкими для слушателя.

Увертюра к опере «Самсон и Далила» Сен-Санса стала слишком привычной слуху зрителя по мере эволюции мужского произвольного катания. «Романсы» композитора Миколова в исполнении Дэвида Макгилливрея и жизнерадостные мелодии Оффенбаха и Штрауса, использованные Джеем Хэмфри, позволили зрителям несколько перевести дух.

дэвид

Дэвид Макгилливрей (Канада)

джей

Джей Хэмфри (Канада)

Произвольная программа Джея Хэмфри

Но самой выдающейся и оригинальной музыкальной подборкой всех соревнований был пасодобль «Эспана кани» испанского композитора Паскуаля Маркина Нарро в исполнении Джона Миши Петкевича. Музыка создает напряжение и азарт, даже если не видишь перед глазами фигуриста. Это прекрасный пример музыкального произведения, которое полностью соответствует стилю и способностям Джона, но которое было бы полной катастрофой для любого другого фигуриста. Смотрите внимательно и найдите музыку для себя!»

петкевич

Джон Миша Петкевич (США)

Произвольная программа Джона Миши Петкевича

(Журнал Skating, апрель 1968 года).