14 мин.

Хочешь побеждать - умей вращаться

Твизлы - до недавней поры единственный элемент в танцах на льду, который я знала и различала в программе среди нескончаемых шагов и непонятно-почему-разных поддержек. Для многих любителей ФК твизлы так и остаются неким символом этой дисциплины, как прыжки у одиночников или выбросы у пар. Казалось бы, это всего лишь параллельные вращения, никакими недокрутами или преротейшенами тут и не пахнет. Верно ли это на самом деле, и в чем все-таки разбираться легче - в прыжках или твизлах

Твизлы vs Вращение

Твизл - вращение (не менее одного оборота) в движении на одной ноге по часовой стрелке или против при перемещении по дуге или прямой. Несмотря на то, что данный элемент достаточно востребован одиночниками как шаг в дорожке или просто связка, свое главное назначение твизлы находят в танцах на льду, где исполняются и как обязательный шаг той же дорожки, и как самостоятельный элемент.

Некоторые люди, выучившие слово "твизлы", определяют этим термином все, что параллельно, особенно если присутствует вращение вокруг своей оси. Но "твизлы" и "вращение" - совсем разные понятия. Главное отличие - центровка: вращение выполняется на одном месте, твизлы - в движении. Еще одно - смена позиций: чтобы получить уровень вращения, необходимо продемонстрировать несколько позиций во время элемента, твизлы же выполняются по секциям, и положение фигуриста в секции не меняется. И наконец, шаги: между секциями твизлов могут быть недлительные хореографические переходы или связки, между позициями одного вращения - нет (разве что смена ноги в комбинированном).

Если уж зашла речь о сравнении, необходимо упомянуть, что каждая секция твизлов так же, как и вращение, выполняется непрерывно. Если во время исполнения твизла партнер совершит остановку, то количество оборотов до нее обнулится и станет дополнительным шагом, что неминуемо приведет к потере уровня. При оценивании секции учитываются только обороты, выполненные без прекращения движения в одной позиции.

Типы твизлов

Сегодня в фигурном катании существуют два типа твизлов - синхронизированные и последовательные. По требованиям ИСУ на каждый сезон одни выполняются в ритмическом танце, другие - в произвольном. В синхронизированных твизлах между секциями разрешается выполнять до трех различных шагов, в последовательных - лишь один. Количество шагов играет очень важную роль в оценке элемента, ведь если оно будет превышать норму, фигуристы потеряют уровни. Но несмотря разницу в технике, базовая стоимость серий одинакова.

Ребра въезда

Парадоксально, но даже танцорам, в программах которых нет прыжков, снятся в кошмарах ребра. Как оказалось, наружное и внутреннее ребро решают судьбу не только лутца и флипа, но и серии твизлов. Во время самих поворотов ребра не выражены, они определяются на заходе в элемент. Помимо ребер твизлы классифицируются по направлению захода, т.е. каким движением, вперед или назад, осуществляется въезд. Фактически, мы имеем восемь типов ребер въезда - по четыре на каждую ногу, но в правилах учитываются только четыре без учета ноги опоры:

  • вперед внутрь (ход вперед, внутреннее ребро)

  • вперед наружу (ход вперед, наружнее ребро)

  • назад внутрь (ход назад, внутреннее ребро)

  • назад наружу (ход назад, наружнее ребро)

При ошибке партнера на ребре (т.е. повторе одного и того же ребра - обязательном условии для хотя бы второго уровня, о которых чуть позднее) его уровень всей серии может понизиться до первого даже при безупречном исполнении остальной части элемента.

Дополнительные детали

Дополнительные детали - различные усовершенствования элемента, влияющие на уровень сложности серии и классифицирующиеся на 3 группы по месту действия:

Группа A (верхняя часть корпуса и руки)

  • локоть (локти) на уровне или выше уровня плеча, но может (могут) быть как над головой, так на уровне головы или ниже уровня головы, руки не сцеплены;

  • значительное непрерывное движение рук;

  • кисти рук сцеплены за спиной и вытянуты назад от корпуса;

  • руки сомкнуты спереди и вытянуты вперед от тела;

  • средняя часть корпуса смещена с вертикальной оси

Группа B (опорная и свободная ноги)

  • Купе спереди или сзади со свободной ногой в контакте с опорной ногой открытой позиции бедер не менее 45 градусов;

  • позиция "держа рукой конёк или ботинок свободной ноги";

  • позиция "свободная нога скрещена сзади опорной ноги и рядом со льдом";

  • позиция "свободная нога удерживается под углом 45 градусов от вертикали или более";

  • позиция "сидя";

  • непрерывное изменение уровня за счёт сгибания и выпрямления колена опорной ноги с непрерывным волнообразным движением вверх и вниз

Группа C (рисунок, вход, выход)

  • исполнение третий секции (обоими партнерами) не менее 3-х оборотов, которая правильно исполнена и начата с другого вступительного ребра, чем первые две секции;

  • зеркальное исполнение;

  • вход в первый или второй твизл с танцевального прыжка (вступительное ребро Твизла будет определено ребром приземления после танцевального прыжка).

  • исполнение двух твизлов без смены опорной ноги и без ограничения количества поворотов или движений, исполненных между секциями (возможно в Ритм Танце между всеми твизлами, в Произвольном Танце только между 2-м и 3-м твизлами);

  • трудный, креативный или неожиданный вход (может быть разный у каждого из партнеров).

Позиции

Правда позиции и являются самым ярким отличием между твизлами для простого зрителя, в оценках они дают мало преимущества. Хоть некоторые из них и влияют на уровень серии как дополнительная деталь, но, к сожалению, такие позиции четко прописаны ИСУ, из-за чего мало кто занимается изобретением кардинально новых положений в твизлах, ведь такое творчество может дать свои плоды разве что при выставлении GOE, если повлияет на впечатление судей. Жаль, что и здесь новаторство не поощряется, и созерцать твизлы в виде, скажем, бильмана нет возможности, так что остается любоваться лишь имеющимися позициями. Подборочка самых зрелищных из имеющихся позиций:

Уровни и надбавки

Твизлы, как и все элементы в фигурном катании, кроме прыжковых и хореографических, имеют уровень, выставляемый техническим специалистом. Уровней всего четыре - от базового ("нулевого") до четвертого. Уровень выставляется отдельно каждому из партнеров, поэтому в протоколах серия твизлов значится как * Tw L ** + * Tw M ** (* - тип твизлов, Sq - последовательные, Sy - синхронизированные; Tw - сокращенное "Twizzle"; L и M - lady и man соответственно; ** - уровень выполнения для каждого партнера). Рассмотрим, что необходимо для получения каждого из уровней:

Базовый уровень, стоимость для одного партнера 0.8: минимум 1 оборот в каждой из двух секций

1-й уровень, стоимость для одного партнера 2.42: минимум 2 оборота в каждой из двух секций + минимум одна дополнительная деталь

2-й уровень, стоимость для одного партнера 2.67: минимум 2 оборота в каждой из двух секций + разное ребро входа + разное направление вращения для двух секций + минимум 2 разных дополнительных детали

3-й уровень, стоимость для одного партнера 3.05: минимум 3 оборота в каждой из двух секций + разное ребро входа + разное направление вращения для двух секций + минимум 3 разных дополнительных детали из 2-х или 3-х разных групп

4-й уровень, стоимость для одного партнера 3.42: минимум 4 оборота в каждой из двух секций + разное ребро входа + разное направление вращения для двух секций + минимум 4 разных дополнительных детали из 3-х разных групп

Если не выполнены даже базовые требования, то элемент получает статус "без уровня" стоимостью 0.00.

Помимо уровня, на итоговую оценку элемента влияют надбавки судей - GOE, варьирующиеся от -5 до 5. Работает система надбавок за качество элемента следующим образом: девять человек из тех. бригады выставляют свою оценку, из полученных чисел выкидываются самая высокая и самая низкая для объективности, оставшиеся числа суммируются и умножаются на определенный коэффициент, после чего полученный результат суммируется с базой. На GOE, в свою очередь, влияют зрелищность, музыкальность, скорость и, конечно, синхронность исполнения.

В дорожках шагов исполняется одна секция, причем для получения максимального четвертого уровня каждому партнеру достаточно скрутить один оборот на льду.

Параллельность или симметричность?

Современные танцы на льду формируют стереотип о том, что твизлы обязательно выполняются параллельно, но даже в группе С дополнительных деталей упоминается зеркальное исполнение. Казалось бы, в данном редком случае правила даже поощряют усложнение, ведь за счет него можно прибавить в уровне, и фигуристы нередко вставляют зеркальные твизлы в дорожки шагов, но почему тогда никто не исполняет так серию? В данном случае, противоположно ситуации, где на одну секцию одна позиция, либо исполняешь зеркально всю серию, либо ни одну секцию. Данные рамки объясняется возможными халтурством одного и усердием другого спортсменов: при смене зеркальности на симметричность или наоборот всегда получается, что лишь один из партнеров меняет направление (т.е. выполняет необходимое хотя бы для второго уровня условие), и уровень элемента уже априори не может быть выше первого. Сейчас фигуристы выполняют серию твизлов исключительно параллельно но так было не всегда. Вернемся в 2010, Ванкувер, оригинальный танец. Китайские и британские спортсмены исполняют серию твизлов зеркально:

Интересная находка уже нашего времени - исполнение секции параллельно по движению, но зеркально по рисунку: Пайпер Гиллес и Поль Пуарье исполняют серию на разных ногах, соблюдая при этом параллельность движения. Опять-таки фантазия взята из дорожки:

Хотя сейчас на соревнованиях кроме параллельного и зеркального исполнения на почти нет шансов увидеть что-то еще, на шоу за изобретательность двумя руками вверх. Так, на шоу "Ледниковый период. Дети" дуэт Дарья Дрожжина/Ярослав Черняев неоднократно вставлял в свои танцы твизлы по восьмерке, рисунком похожие на исполнение вышеупомянутых участников ОИ-2010. "Это очень редко кто делает, и выглядело это очень технично и очень своевременно, потому что в этом была новизна в дорожке" - прокомментировала элемент Татьяна Анатольевна Тарасова.

Лучшие "твизлисты"

Рейтинг составлен по сумме оценок за серии твизлов в ритмичном и произвольном танцах. И да, чтобы топ не был полностью французским не содержал одних и тех же дуэтов несколько раз, у каждой пары учитывается лучший результат в сезоне на международных стартах.

*У всех дуэтов рейтинга твизлы выполнены на четвертый уровень обоими партнерами, т.е. базовая стоимость серии - 6.84.

**Видео будет представлено после рубрики

5 место - 18.96

Пайпер Гиллес/Поль Пуарье, Чемпионат Четырех континентов 2020

Открывают наш топ канадцы Гиллес/Пуарье. Надо отдать им должное - сезон получился довольно успешным и стабильным, результат - их твизлы попали в пятерку лучших в сезоне.

4 место - 18.97

Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри, Чемпионат Европы 2020

На четвертой строчке расположились запомнившиеся своими необычными программами итальянцы. На протяжении всего сезона оценки за твизлы Гиньяр/Фаббри были далеки от полученных ими на ЧЕ в этом году, но спишем это на разницу в судействе, ведь на континентальном первенстве твизлы и вправду были исполнены без сучка без задоринки.

3 место - 19.28

Александра Степанова/Иван Букин, Чемпионат Европы 2020/NHK Trophy 2019

Ни для кого не секрет, что судьи не балуют оценками Сашу с Ваней, и тем важнее их стабильно недостаточно высокие оценки хотя бы за серию твизлов. Но на мой субъективный взгляд Степанова/Букин - абсолютные лидеры в этом рейтинге, сильно недооцениваемые технической бригадой. Так как спортсмены по сумме за обе серии показали одинаковые результаты на двух стартах, думаю, будет справедливо упомянуть оба соревнования, ведь российских спортсменов много не бывает.

2 место - 19.39

Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон, Финал Гран-При 2019

И да, французы вновь не первые! Надо признать, что французы могут похвастаться стабильными грибами похвалами судейской бригады, но стабильным идеальным исполнением - нет. Но любимчиков, не побоюсь этого слова, принято тянуть, хотя конкретно в финале гран-при они показали образцовое исполнение серии твизлов.

1 место - 19.80

Виктория Синицина/Никита Кацалапов, Чемпионат Европы 2020

С гигантским преимуществом лидирует российский дуэт. 0.41 - на первый взгляд крохи, а на ЧЕ-2020 - цена победы. Исполни французы твизлы ТАК на вышеупомянутом турнире, не видать нам долгожданного золота в этой дисциплине. "Такое впечатление, как будто Никита сделал твизлы и за тот сезон, и за этот" - восхищался Илья Авербух после проката.

А теперь своими глазами увидим лучших "твизлистов" прошедшего сезона:

В завершение хотелось бы сказать...

Подводя итог поста нельзя не отметить, что в современных танцах на льду осталось очень мало фантазии. Может, в этом виновата система оценивания, ведь до изменений 2010-ого и музыка была самой разной и нестандартной, и изюминок в технике было гораздо больше, и даже небольшой реквизит был разрешен (на фото).

Кэти и Крис Рид

Федерика Фаелла/Массимо Скали

В современном судействе нет поощрения изобретателям новых позиций, фигур и прочих деталей, к примеру, тех же твизлов, поэтому на соревнованиях мы из раза в раз из программы в программу видим плюс минус одни и те же представления "вращений в движении". Пытается компенсировать эту рутину шоу, но далеко не всем зрителям соревнований интересны выступления даже самых любимых фигуристов при отсутствии конкуренции, и многие сейчас очень редкие новшества и задумки спортсменов так и остаются за занавесами ледовых постановок.

P.S. Приношу извинения за неудобства с видео, возникли проблемы с GIF-изображениями, из-за чего пост и так вышел на неделю позднее. Спасибо за понимание!