6 мин.

Интервью Брайана Орсера для «AERA»

── Выиграв Чемпионат Четырёх Континентов, Юдзуру Ханю (25) собрал Супер-Шлем, который включает в себя победы в главных юниорских и взрослых стартах, в том числе Олимпийские Игры и Чемпионат Мира.

Брайан: Я счастлив за него. Юдзуру всегда хотел завоевать этот титул. Он выиграл первое же соревнование в этом сезоне, впервые выиграл этап Skate Canada, и, поймав кураж, впервые выиграл Чемпионат Четырёх Континентов. Думаю, национальный чемпионат стал поворотным пунктом для него. Вернувшись к бортику после проката произвольной программы, Юдзуру сказал "я устал". Я понял, что устал он не от четырёхминутной программы, речь об общей усталости, которая копилась в нём все прошедшие восемь лет. Он дважды завоевал титул Олимпийского Чемпиона, становился чемпионом мира и выиграл множество других соревнований, его боевой дух неизмерим. Он упустил титул на чемпионате Японии, но я испытал большое облегчение от того, что наконец почувствовал, что мы можем успокоиться и начать с чистого листа.

Skate Canada

── NHK, финал Гран-При, чемпионат Японии, эти постоянные соревнования стали ему в тягость?

Брайан: Для Юдзуру в порядке вещей постоянно соревноваться, его адреналин набирает обороты постепенно. Однако, на этот раз он много летал - в Японию, Канаду, Италию и снова в Японию, а тренер, который должен был быть с ним на финале Гран-При, не смог приехать вовремя из-за возникших проблем, и ко всему прибавился тот неожиданный драматический момент с отсутствием тренера, что добавило Юдзуру и моральную усталость. Для него важнее было не восстановиться физически, а вернуться в привычную обстановку.

── Как проходил процесс возвращения к программам Олимпийского Сезона Пхёнчхана?

Брайан: В начале года, Юдзуру сказал тренерам, что вернёт старые программы, и мы все с этим согласились. Мы сразу же позвонили хореографу Шэ-Линн Бурн и попросили её обновить постановку, чтобы она соответствовала новым правилам и длилась не 4,5 минуты, а 4. Поскольку в это же время Шэ-Линн работала над программой Чжун Хван Ча, она довольно быстро выделила для нас время.

── Каково Вам было снова увидеть Балладу №1 и СЕЙМЕЯ впервые за два года?

Брайан: Если кратко, то я подумал, "Это настоящий Юдзуру Ханю". Конечно, это не значит, что мне не нравились программы, которые он катал в сезоне, но они были, в первую очередь, посвящениями. Иногда дань уважения кому-либо может привести к уменьшению уверенности в себе. Я был рад увидеть программы, в которых Юдзуру мог говорить за самого себя и выражать свои чувства. Вскоре после возвращения программ, я с облегчением увидел, что он катается с радостью, а спустя неделю на передний план снова начало выходить его собственное "я", и это меня впечатлило.

── Фанаты тоже с нетерпением ждали этих программ.

Брайан: На официальной тренировке в Сеуле, когда Юдзуру встал в начальную позу без музыки, зрители сразу же узнали её и зааплодировали. Это расширяет воображение зрителя и делает даже незаметные части видимыми. Такое присуще шедеврам.

Юдзуру и Брайан

── Прыжковый набор в произвольной программе Юдзуру на Чемпионате Четырёх Континентов включал четыре четверных трёх видов.

Брайан: Изначально, мы не планировали включать четверной риттбергер. Конечно, с моей точки зрения, этот набор прыжков не является техническим пределом для него. Наша стратегия заключалась в том, чтобы на первом месте было завершение соревнования без травм. Нэтан Чен (20) из США также уменьшал количество четверных до четырёх в своей произвольной, когда принимал участие в ЧЧК.

── В этом сезоне Юдзуру восстановил четверной лутц.

Брайан: В 2017 году он получил травму, но с того момента, как он снова начал тренировать четверной лутц в этом сезоне, я могу сказать, техника его исполнения улучшилась, поскольку он исполняет его намного качественнее, чем два года назад. Я думаю, когда он только начал исполнять этот прыжок снова, ему было страшно, но он преодолел этот страх. В прошлом, он мог прыгать его только в "удачные дни", но сейчас он добился того, что может исполнить его в любом состоянии.

── Что насчёт четверного акселя?

Брайан: Юдзуру впервые прыгнул его перед публикой на тренировке во время финала Гран-При. Более того, он выждал удобного случая - тренера рядом не было (смеётся). Когда я услышал об этом, я совершенно не удивился. Зная характер Юдзуру, я понимал, что такое возможно. Он часто устраивает небольшие "представления", на эмоциональном подъёме он даже в финалах ледовых шоу порой пробует исполнить новые элементы. Но на тот момент, этот прыжок было не очень хорош, и Юдзуру упал. Мне кажется, что четверной аксель, который он прыгает на тренировках в Торонто, куда ближе к успеху.

── С технической стороны, чего ему пока недостаёт для успешного четверного акселя?

Брайан: Самое серьёзное задание для него заключается в том, чтобы его тройной и четверной акселя несколько отличались в технике прыжка. Другими словами, он должен учиться прыгать его как другой, новый тип прыжка. Когда он прыгает тройной аксель, между моментом отрыва ото льда и началом оборота проходит больше времени. Это невероятно красивый прыжок. Но чтобы сделать четыре с половиной оборота, он должен начать оборот как только отрывается ото льда.

── А что если увеличить высоту прыжка и время пролёта?

Брайан: Это не так работает. У Юдзуру высокий тройной аксель, поэтому ему не нужно увеличивать высоту. Если он попытается увеличить высоту за счёт мышечной силы, он будет входить в оборот позже. Всё, что ему нужно научиться делать - начинать оборот сразу после отрыва. Это сложно из-за того, что существует небольшая разница в самом отрыве ото льда. Если начинать вращение сразу, не получится сохранить высоту, ось вращения также сместится. Он постепенно, шаг за шагом, приспосабливается к этому. Юдзуру уже знает, что "ответ совсем рядом". Его тело уже знает ответ, и сейчас мы на таком этапе, когда мне уже не нужно что-то говорить. 

── Какова стратегия на дальнейшие соревнования?

Брайан: Для Юдзуру одной целью является безупречное выступление с пятью четверными, но он также хочет исполнить четверной аксель. Однако для меня, как для тренера, на первом месте - качество. Сейчас фигуристы хотят играть в "игру", в которой они соревнуются, кто больше прыгнет. Особенно, когда появляется соперник типа Чена, вы тоже захотите исполнять много прыжков. Но суть фигурного катания - "Главное не количество, а качество". Сильная сторона Юдзуру в безупречной красоте "мощного, но лёгкого катания", поэтому самая лучшая стратегия - делать ставку на свои главные преимущества. Моя главная задача - продолжать напоминать, "Качество важнее", до тех пор, пока я его не достану.

── Вы работаете с Юдзуру восьмой сезон. Насколько Юдзуру вырос, во всех отношениях?

Брайан: Для меня Юдзуру по-прежнему остаётся тем семнадцатилетним мальчиком, который приехал в Торонто восемь лет назад. Но за последние восемь лет изменилось отношение зрителей/общественности. Он стал знаменитостью, у него появились определённые обязательства, и он неизменно хочет делать своих фанатов счастливыми. Другими словами, изменилось чувство ответственности. Поэтому мы, на нашем катке, своего отношения не меняем, чтобы он продолжал любить фигурное катание и мог им наслаждаться. Юдзуру исполнилось двадцать пять, он стал фигуристом, которого уважают все. Фигурному катанию присущи не только прыжки, но и особенная красота. Я хочу, чтобы он продолжал говорить, "моё катание прекрасно".

ИсточникAsahi

Перевод: Ele a.k.a Rebel Soul