Илья Яблоков: от короткой до «непроизвольной»
В женском катании у нас есть ТЩК, в юношеском - ГМС: Гуменник, Мозалёв, Самсонов (Артур Даниелян не в счёт: после серебра Европы это уже не мальчик, но муж). Фамилии можно расположить и в другом порядке, но такая аббревиатура кажется мне самой благозвучной. В своих лучших прокатах они - Короли юниорского льда, в обычных - принцы или герцоги. Андрей Мозалёв по сюжету своей короткой программы всего лишь граф, но может катать её по-императорски, чего мы желаем ему на чемпионате мира... Виконтов и баронов у нас, по моим ощущениям, сейчас нет, а вот нетитулованное дворянство представлено довольно богато. Его "предводителем" я бы назвала шестнадцатилетнего Илью Яблокова, подопечного Виктории Буцаевой.
Почему же именно Яблочко? Видать - сочное, наливное? Данный нюанс не избежит рассмотрения: таков уж спортсмен... Однако начнём с сухой конкретики. Не считая упомянутой троицы, Илья Олегович является нашим самым успешным действующим юниором (Даниелян, напомню, уже по сути взрослый). Год назад он стал победителем Европейского юношеского олимпийского фестиваля в Сараево (чем, спрашивается, не олимпийский чемпион?:)), а в период новейшей истории взял бронзу на домашнем этапе Гран-при. В общем, я определённо поспешила причислить Илью к "нетитулованному дворянству"...
Знак особого отличия и доверия - статус первого запасного на юниорском чемпионате мира, вопреки шестому месту на внутреннем соревновании. Ну а затем вмешался его величество Случай...
Даже если бы Илюше не удалось покрасоваться на пьедестале в Челябинске, он бы всё равно мог занести этот сезон себе в актив. Нашего героя не баловали судьи - зато его обласкало само Время. Уже в сентябре короткая программа Ильи слилась с ним в единое целое, а к зимним первенствам их связь, кажется, стала нерасторжимой. То ли постановка настолько совпала с внутренним миром юноши, то ли удачно легла на его внешнюю органику - не берусь судить. Может быть, и то, и другое сразу... Программа кажется мне не только очень интересной и самобытной, но и "милосердной", прощающей спортсмену любые ошибки. Время априори сильнее человека, поэтому даже падение будет художественно оправданным, не говоря уже о всяких спотыканиях и жёстких приземлениях. Если же фигурист катает чисто, то он предстаёт в ином образе: не жертвы Времени, а его хранителя, эдакого Часовщика. Судя по работе рук, словно настраивающих какой-то механизм, Илья тяготел именно к этому образу - и он ему, как правило, удавался. Отмечу и музыкальное сопровождение. Оно, мягко говоря, не требует от Яблокова того, в чём он пока не силён: грации, "поз", "линий", в общем - компонентности в её традиционном понимании. Некоторая угловатость движений, присущая Илье, воспринимается как порывистость; некоторая скованность, неуверенность - как знак умственного или душевного распутья. Наконец, часы, изображённые на костюме, вызывают ассоциации с творчеством Сальвадора Дали. Спортсмена это, возможно, не поддерживает, но программу обогащает. По Теду Бартону, Илья в ней не просто young и beautiful, а UNIQUE. Не самый частый эпитет в лексиконе канадского комментатора...
К сожалению, произвольная программа заставила Теда подбирать слова... И, думаю, не его одного. На мой взгляд и слух, "Нотр-Дам де Пари" - великий мюзикл, конгениальный и роману Гюго, и самому собору. Помимо чарующей "Увертюры" и нетленной "Belle", здесь есть ещё пять или семь бриллиантов, а остальные песни можно сравнить с драгоценной оправой. Вероятно, люди, работавшие над программой Ильи, решили, что такой материал вытянет любую интерпретацию, любые эксперименты с формой и содержанием. Костюм ассоциируется не с поздним Средневековьем, а с временами маркизы де Помпадур и шевалье д'Эона; между элементами музыкальной нарезки не швы и не спайки, а какие-то "авангардные" рубцы. Ну а фигурист с внешностью Ильи Яблокова, изображающий Квазимодо и Клопена - это просто какой-то гротеск. Возможно, такое решение было бы вполне допустимым, если бы выбор темы не воскрешал в памяти апрельскую трагедию. А ведь работать над произвольной начали в июне или июле, когда воспоминания о том жутком пожаре ещё не остыли. Не похоже на совпадение... (Отсылка к бедствию есть и в программе эстонского спортсмена Александра Селевко, но её авторы, как мне кажется, проявили гораздо больше вкуса и такта). Впрочем, нужно отдать должное Илье: ошибки постановщиков он чаще сглаживал, чем усугублял.
В случае с Яблоковым особого внимания заслуживает "непроизвольная программа". Так я называю поведение фигуристов в кике: их мимические лутцы, жестикуляционные флипы, вербальные аксели... В эти секунды Илья не использует элементов ультра-си, вроде слёз, приветиков, оскалов, рук-сердечек или гневных уходов. Однако отвести от него взгляд почему-то слегка затруднительно, а для некоторых моих единомышленниц и вовсе невозможно. Дело, безусловно, не только в приятной наружности. Миловидных юниоров предостаточно, но подобной реакции они обычно не вызывают (разве что на льду, ежели даровиты). Например, за Канаду катает вчерашний юниор с абсолютно модельной внешностью, который, тем не менее, уступает в кике не только "полумодельному" Яблокову, но и ребятам с крупноватым носом или оттопыренными ушами. Речь идёт об общей привлекательности Ильи: сочетании забавности, сексапильности и обаяния "хорошего парня". Привлекательности природной, не заученной и при этом довольно надёжной (можно даже не вести инстаграм и накушать небольшое пузико (хотя последнее кое-кому, похоже, не грозит)). Как правило, данный талант развращает своих обладателей, приучает их к безнаказанной праздности и безвозмездной лёгкости бытия. Словно издеваясь над этим правилом, наш герой выбрал каторжный труд большого спорта...
Пожалуй, тренерам стоит научиться встраивать очарование Ильи в его выступления. Здесь прыжок, здесь вращение, ну а здесь... улыбочку, пожалуйста! Для начала!.. Надеюсь, прокаты на чемпионате мира тоже дадут нам повод для улыбки. Гордой и немного удивлённой.
Время пришло, Илья! Сделай его своим!
Спасибо за пост. Удачи Илье, будем болеть!