Ответственность перед великой силой. Пять четверных Александры Трусовой как главная интрига сезона
Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие.
Альберт Эйнштейн
Лишь в мечтах свободны люди! Всегда так было и так будет.
Джон Китинг «Общество мертвых поэтов»
Фигурное катание – это вселенная, в которой ничего не меняется десятилетиями и, напротив, все может измениться за считанные месяцы. Меняют же его те, кому удается подчинить себе две главные стихии: талант и упорство.
Вирчу-Мойр и Дэвис-Уайт совершили революцию в танцах, и те никогда уже не станут прежними. Боян, запрыгав на регулярной основе четверной лутц, стал одним из тех, кто преобразил мужское одиночное. Как оказалось, и женскому катанию своих провозвестниц ждать оставалось недолго…
Вышеизложенная присказка плавно подвела нас к современным реалиям, а реалии таковы, что «Хрустальный» располагает сразу тремя топ-фигуристками, которые опередили свое время. А одна из этих учениц – героиня данного текста, Александра Трусова – и вовсе бросает Этери Тутберидзе, вероятно, вызов всей ее карьеры.
Вызов этот прост и по-голливудски захватывающ: в руках лучшего тренера мира изначально оказывается прыжковый талант беспрецедентного уровня, уникальный фигурнокатательный организм.
Очевидный, но оттого не менее ошеломляющий факт: Трусова – первая фигуристка, к которой эпитет «великая» мог обоснованно употребляться, даже если бы она не провела во взрослых ни единого старта.
Аргументы, опять же, спокойны в своей убийственности. Она, помимо прочего, первой в истории женского одиночного исполнила три четверных: лутц, тулуп и флип. Совершенно ясно, что уже никто и никогда не исполнит первым в истории три разных одиночных прыжковых элемента – это попросту невозможно.
Казалось бы, самое время направить амбиции первооткрывателя на штамповку медалей, но здесь есть определенного рода нюансы…
Глава 1. Солнечная система
Великого тренера от просто хорошего в ста процентах случаев будет отличать совершенно определенный фактор – умение подстраивать свою модель под материал, а не наоборот. Можно сколь угодно долго рассуждать о «конвейерной» природе ошеломляющего успеха Этери Тутберидзе, но все эти утверждения упираются в один очевидный контраргумент: три ее главные воспитанницы до ТЩК обладали принципиально разными сильными сторонами, они выигрывали за счет разных вещей.
Персональная харизма и природная пластика Юлии Липницкой вылились в ставшую легендарной «Девочку в красном пальто». Произвольная сочинского командника и по сей день является самым популярным видео, связанным с соревновательным фигурным катанием, а мелодия из «Списка Шиндлера» для топ-фигуристок закрыта в той же степени, в которой для фигуристов закрыта «Зима» или «Крестный отец».
Следующий «продукт конвейера» – Евгения Медведева. И главные добродетели уже совершенно другие: характер и просто феноменальная стабильность. Будучи не самой одаренной в именно спортивной составляющей (по юниоркам, напомню, куда более перспективными считались и Радионова, и Саханович), она своей несгибаемостью добилась просто аномальной статистической вехи – одно второе место на два «золотых» сезона. И тоже вошла в историю.
Алина Загитова, естественно, также располагает определенными козырями, главным из которых, вопреки распространенному мнению, является отнюдь не каскад с риттбергером и даже не яркая внешность. Икс-фактор Алины – это способность выдерживать невероятный темп. Именно беспрецедентный ритм позволил воплотиться потрясающему «Дон-Кихоту», именно он дал возможность забивать программы Загитовой каким-то непостижимым количеством связок и исполнять прыжковые в режиме пулеметной очереди. Именно темп позволил Алине выиграть Олимпиаду.
Так, опираясь на преимущества и оглядываясь на недостатки, Тутберидзе и ее команда благополучно выводили на пик принципиально разных Липницкую, Медведеву и Загитову…
Все это – лишь длинная подводка к очевиднейшему вопросу: какова же сильная сторона Александры Трусовой? Х-мм… Надо, как говорится, подумать.
И ведь по сути Этери не делает ничего нового – она только лишь подстраивает свою модель под материал. И радикальность этой модели с обилием сложнейших прыжковых является всего лишь следствием уникальности материала. Ибо перед нами, просто вдумайтесь, фигуристка, которая заставляет нас дискуссировать на тему «Сколько четверных лучше прыгать в произвольной: три или пять?»
Да, эта система по-своему жестока и да – подразумевает фантастические нагрузки.
Но нужно отдавать себе отчет в том, со скольки лет эти люди тренируются. Среди топ-спортсменов нет и не может быть абсолютно здоровых людей. Степень риска, определяемая триумвиратом спортсмен-тренерский штаб-родные, в случае с фигуристами действительно всегда будет высока. Но высока будет и награда.
Система Тутберидзе – это солнечная система. Какие-то из планет не выдерживают жара и сгорают, какие-то – внезапно оплутониваются и отдаляются. А на каких-то планетах зарождается жизнь. И этих «золотых» планет с рекламными контрактами и интересом со стороны шоу, согласитесь, куда больше, чем в других системах.
Александра, как и Алена с Анной, уже сейчас являются успешными с коммерческой точки зрения спортсменками. Они интересны брендам и телеканалам. Что уж говорить об Алине или Евгении…
Лучи солнца могут опалить. Но вовсе без Солнца – никуда.
Глава 2. Кесарю кесарево
Еще Антон Чехов говорил, что в фигуристе все должно быть прекрасно: и прыжки, и вращения, и хореография, и костюмы. Но по дороге к совершенству любому спортсмену нужна точка опоры.
Леброн, проходя свой путь к величию, опирался на неимоверный спортивный интеллект и антропометрию, Борзаковский – на уникальный финиш, а Месси – на скорость принятия решений. Не бывает так, чтобы фигуристка сразу располагала и вращениями Липницкой, и выразительностью Костнер, и темпом Загитовой, и дорожками Лекавалье.
Фундамент Трусовой – прыжки – столь весом сам по себе, что является аргументом в борьбе за любые медали. А их количественная величина, что удивительно, это не только очередная цель исторических масштабов, но и жизненная необходимость. Конкурентная среда современного женского фигурного катания не имеет аналогов. Так что пять четверных – это, во-первых, во многом вынужденная мера для гарантированного достижения максимального результата.
А во-вторых…
Это цель даже не спортивная, а надспортивная.
Пять четверных Александры – это «Оперная партия» Пола Морфи, это Барселона эпохи Гвардиолы. Это нечто такое, что можно поместить в палату мер и весов как образец спортивного стремления. Сила, как известно, в правде. Но, если мы говорим о спорте, то и правда – в силе.
Ведь, услышав «Ламбьель», мы вспоминаем не серебро Олимпийских игр, а неземные вращения и поразительную интерпретацию. Говоря о Мишель Кван, мы вспоминаем не ее регалии, а ту нежность и искренность, которой она плавила лед. Величие, несомненно, должно быть подкреплено титулами, но никогда исключительно на титулы не опирается. Трусова и ее четверные уже в истории, о них не забудут никогда. А помните ли вы, например, кто из женщин выиграл Чемпионат мира-2006?
Если кто-то правда вспомнит без гугла, я готов поставить этому человеку плюсики под всеми комментариями и постами на спортсе.
Глава 3. Явление природы
Здесь во мне, конечно, будет говорить болельщицкое, но все же…
Александра сама по себе является слишком иррациональным феноменом, чтобы на пути к успеху руководствоваться рациональными доводами.
Природное явление – вещь контролируемая лишь до определенного уровня. Мне понятны доводы тех, кто считает пять четверных избыточным бравированием. Чем-то невозможным. Скажу больше – эта точка зрения во многом мне близка
Но меня не покидает дурацкая, дерзкая, романтическая мысль следующего содержания: любое сдерживание таланта такого масштаба – задача кармически обреченная.
Александра, ровно как и ее Учитель, уже сделала для фигурного катания столько, что заслужила того, чтобы мы ей верили. Если она уверена, что ей по силам пять четверных, то какое право мы имеем в этом сомневаться.
Впрочем, и во мне эти сомнения периодически вскипают. Сможет ли? Оценят ли? И главное – нужно ли? Ведь Александра, с ее харизмой и характером, и с «лишь тремя четверными» – фигуристка великая. А тут пять… Но знаете что.
Я почему-то уверен, что она их сделает.