Игорь Бобрин: «Как достать рукой до звёзд...»
14 ноября 1953 года в г. Ленинграде родился Игорь Анатольевич Бобрин, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России.
Вторая половина 1950-х гг.
Его путь в фигурное катание начался в 6-летнем возрасте на катке в Измайловском парке Ленинграда, куда родители привели его для укрепления здоровья. Однажды на этот каток приехала тренер фигуристов Татьяна Ивановна Ловейко, которая увидела мальчика, перебегающего с одной ледяной аллеи на другую, чтобы успеть покататься под разные мелодии, и предложила его маме привести его к ней на занятия фигурным катанием. Татьяна Ивановна и стала первым тренером Игоря в секции, которая занималась в ЦПКиО им. Кирова. Правда, для серьезных занятий льда там не хватало, поэтому со своими самыми талантливыми учениками, к которым, кроме Игоря, относились еще и Татьяна Оленева с Игорем Лисовским, Татьяна Ивановна после занятий в ЦПКиО ездила заниматься еще на стадион "Искра" и на стадион "Зенит".
Игорь Бобрин и Таня Оленева. Конец 1950-х гг.
А первым хореографом Игоря была Елена Дмитриевна Рожкова. "Елена Дмитриевна занималась с маленькими фигуристами не только у станка, учила с нами полечки, другие танцы на полу. Как мне это нравилось! Я считался у нее первым учеником, я лучше всех поднимал ноги, я больше всех "бросал батманы в пугливых прохожих", я "выкаблучивал кабриоли", - вспоминал Бобрин (Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин, Андрей Букин. "Пара, в которой трое", М,, изд-во "Вагриус", 2001).
Конец 1950-х гг.
Игорь очень рано стал участвовать в различных соревнованиях, что не осталось незамеченным теми, кто руководил детско-юношеским спортом в Ленинграде, и в восьмилетнем возрасте он был приглашен в спортивное общество "Буревестник". А в 1965 г. его взял в свою группу Игорь Борисович Москвин. "Отношения со спортсменами у Москвина были выстроены очень мудро. В его группе никогда не было никаких проявлений дедовщины. Он как-то умел уравнивать нас в возрасте и даже самые разгромные замечания делать так, что никто не чувствовал себя несправедливо ущемленным. Никогда не делил группу на сильных и слабых, на опытных и новичков. Поэтому и обид не возникало", - вспоминал работе с Москвиным Игорь Бобрин (Елена Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб, изд-во "Амфора", 2011).
На тренировке с Игорем Борисовичем Москвиным. Вторая половина 1970-х гг.
Игорь Борисович за годы совместной работы (а она продолжалась целых 15 лет) не только поставил Бобрину великолепную технику, но и оказал большое влияние на развитие у юноши тонкого музыкального вкуса и умения воплотить программу в безупречную хореографическую форму. Своеобразие творческого почерка Игоря на фоне других, более сильных фигуристов, какими были в то время Сергей Четверухин, Сергей Волков, Юрий Овчинников своим зорким глазом сумел сразу же уловить известный спортивный журналист Станислав Токарев, который в 1971 году в газете "Советский спорт" в одном из своих очерков писал о Бобрине: "Бледное, тонкое, нервное лицо. Сжатые в нитку губы. Сдержанность, даже юношеская чопорность... "Да, так еще не катались, но - это очень нескромно? - надо же кому-то быть первым?.." Я спросил: "Вы в десятом классе, не мешает ли спорт учебе?" Он сказал: "Это совместимо". За употребленным к месту современным понятием стоял юный интеллигент, серьезный книжник..."
Вторая половина 1970-х гг.
Правда, путь Игоря наверх не был стремительным, и тернии на нем встречались, возможно, чаще, чем розы. Первые успехи пришли к Бобрину на родном ленинградском льду: он шесть раз становился чемпионом Ленинграда и четыре раза - обладателем приза Панина. На этом же льду он ставил и обкатывал свои показательные номера, за которые зрители полюбили этого фигуриста еще тогда, когда о каких-либо значительных наградах в его карьере речь еще не шла. Но публика устраивала ему в "Юбилейном" настоящие овации, когда он выходил на лед в образах "Футболиста", или "Бубы Касторского", веселил народ под "Песенку про зайцев" из фильма "Бриллиантовая рука", на смену которым впоследствии пришли его знаменитые номера "Спящий ковбой", "Гарсон" и "Пародия на парное катание".
Начало 1970-х гг.
"Я с малых лет любил импровизировать, хотя не знал, конечно, и слова такого - "импровизировать", это потом мне объяснили. Услышав любое музыкальное произведение, я начинал танцевать. При этом очень любил смешно изображать кого-то, то, что называется "пародия", но и этого слова я тоже еще не слышал. Неосознанное желание "пошутить коньками" во мне проявилось с малых лет. Это качество, наверное, и выделяло меня из остальных детей", - вспоминал впоследствии Бобрин (Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин, Андрей Букин. "Пара, в которой трое", М,, изд-во "Вагриус", 2001).
"Я одессит, я из Одессы - здрасьте!". Первая половина 1970-х гг.
Игорь Бобрин был бронзовым призером чемпионатов СССР 1972, 1974-76 гг., обладателем Кубка СССР 1977 и 1979 гг., чемпионом СССР 1978 и 1980-82 гг. В 1976 г. состоялся его дебют на ЧМ, где он занял 8-е место.
Конец 1970-х гг.
На ЧЕ 1978 г. он был 4-м, а на ЧМ - 5-м. В 1979 г. он вошел в пятерку сильнейших фигуристов Европы, а ЧМ того же года закончил на 10-м месте.
Конец 1970-х гг.
В 1980 г. Игорь занял 4-е место на ЧЕ и 7-е - на ЧМ, был 6-м на ОИ, вызвав восторг зрителей своей произвольной программой.
Короткая программа "Паганини" на ОИ 1980 года
Начало 1980-х гг.
Наиболее успешным в карьере Бобрина был 1981 год, когда он, уже под руководством нового тренера Юрия Овчинникова, стал чемпионом Европы. Вот что сам он вспоминал о том времени: "Уже под руководством Юры я стал чемпионом Европы. Много лет спустя понял, что этот титул на самом деле был завоеван благодаря совокупности нескольких моментов. Той технической основы, которую мне дал Москвин, стержня и навыков, которые он во мне воспитал, и, безусловно, влияния Юры с его идеями и свежести восприятия, которая у меня появилась из-за смены привычной обстановки. Я лишь недавно впервые посмотрел то свое выступление в Инсбруке в 1981-м и с удивлением увидел, что откатался практически безошибочно. И это при том, что Москвина на тот чемпионат не послали, поскольку официально он уже перестал быть моим тренером, а Юру не послали, посчитав, что он это право еще не заработал" (Елена Вайцеховская, "Москвины. Лед для двоих", СПб, изд-во "Амфора", 2011).
Начало 1980-х гг.
Показательный номер "Пародия на парное катание". 1983 год
На лед Игоря выводил Сергей Волков, наш первый чемпион мира в мужском одиночном катании, ставший к тому времени тренером. Чемпионат складывался для Бобрина непросто. В "школе" он был вторым после француза Жана-Кристофа Симона, но в интереснейшей короткой программе "Подстреленная птица" его постигла неудача - он сорвал каскад и опустился на 4-е место. Однако, собравшись, Игорь настолько блестяще откатал свою произвольную программу, в которой чисто исполнил пять тройных прыжков, включая 3Л и редко кем исполняемый в те годы 3Ф, что привел зал в неистовый восторг, а судьи выставили ему оценки, позволившие ему обойти всех своих соперников.
С Юрием Овчинниковым. Начало 1980-х гг.
"Первый раз в своей жизни я прокатал программу технически без сучка и задоринки. Исполнил все пять тройных прыжков, тогда это считалось гроссмейстерским набором. Чисто сделал все каскады и все дорожки. При этом я катался абсолютно осмысленно. Совершенно отстраненно я играл свою партию под музыку Рика Вейкмана к мюзиклу "Король Артур и рыцари Круглого стола". И от хореографии, и от постановки я получал наслаждение. Видимо, мое удовольствие передавалось не только зрителям, но и судьям. К тому же в этой программе у меня присутствовали кое-какие "примочки", придуманные специально для судей. Я то вроде снежки бросал, то делал вид, что жонглирую. Прошло много лет, и не очень я сейчас в деталях помню ту мою чемпионскую программу, но не могу забыть, как смеялись судьи, сидя за своими пультами. В тот вечер я доставил удовольствие всем, включая себя. Такое крайне редко случается, может, всего несколько раз за спортивную карьеру" - писал в своих воспоминаниях Бобрин (Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин, Андрей Букин. "Пара, в которой трое", М,, изд-во "Вагриус", 2001).
1983 год
В ранге чемпиона Европы Игорь поехал на ЧМ в Хартфорд (США). Там он был пятым в обязательной программе и 4-м - в короткой. Зато в произвольной программе доказал, что по праву является лучшим из европейских фигуристов, заняв в ней 2-е место вслед за чемпионом мира американцем Скоттом Хэмилтоном и завоевав в итоге бронзовую медаль.
Начало 1980-х гг.
В 1982 г. Бобрин приехал защищать свой титул чемпиона Европы во французский город Лион, но когда он уже готовился к исполнению произвольной программы, на лед внезапно вышли неизвестные люди с плакатами в поддержку польской "Солидарности". И хотя через несколько минут полицейский патруль вывел их из зала, это непредвиденное происшествие не лучшим образом повлияло на настрой фигуриста - он сделал ошибку на 3Л, сдвоив его, не лучшим образом исполнил и несколько других прыжков. В результате Бобрин смог завоевать лишь бронзовую медаль, а на ЧМ в Копенгагене он занял 7-е место.
1980 год
В январе 1983 года Игорь стал серебряным призером чемпионата СССР, но под предлогом "снижения спортивных результатов" и "омоложения сборной", руководство Спорткомитета не послало его ни на ЧЕ, куда он получил персональное приглашение от организаторов, ни на ЧМ. И в апреле 1983 г., во время показательных выступлений сильнейших фигуристов СССР, состоялись проводы Бобрина из большого спорта.
Чемпионат СССР 1983 года
Да, Игорю зачастую не хватало стабильности, что во многом объяснялось его, по-видимому, лабильной нервной системой, но при этом мало кто из фигуристов может похвастаться такой искренней и преданной любовью зрителей, которой пользовался этот спортсмен на протяжении всей своей карьеры. Его спортивные программы, нередко отмеченные печатью гениальности, и полные тонкого юмора показательные танцы заставляли зрителей в едином порыве вскакивать с мест и стоя аплодировать этому кудеснику льда. Многие из тех, для кого фигурное катание стало любовью всей жизни, обязаны этим именно Игорю Бобрину (сама знаю нескольких таких людей).
"Спящий ковбой". 1980-е гг.
Показательный танец "Спящий ковбой". 1984 год
Ко времени своего ухода из большого спорта Игорь, закончил ЛИФК им. Лесгафта, затем получил второе высшее образование на режиссерском отделении ГИТИСа. В течение 10 лет он возглавлял отделение балетмейстеров по фигурному катанию в ГИТИСе. В феврале 1986 г. он создал Театр ледовых миниатюр, где сам является художественным руководителем и режиссером. Свой талант хореографа он ярко проявил и в постановке программ для многих фигуристов (Кристины Чако из Венгрии, Елены .Бережной и Антона Сихарулидзе, Ирины Слуцкой и др.).
1983 год
В 1975 году Игорь женился на Наталье Овчинниковой, сестре Юрия Овчинникова, которая занималась вместе с ним в группе Москвина. В 1977 г. у супругов появился сын Максим, но этот брак не продержался долго. "Наташа вырастила из Максима великолепного парня. И я благодарен ей за то, что со временем она переоценила наше расставание (мы, слава Богу, меняемся с возрастом) и допустила меня к общению с сыном, к его воспитанию. Сразу после развода я вызвал у Наташи полное отторжение", - писал Бобрин (Наталья Бестемьянова, Игорь Бобрин, Андрей Букин. "Пара, в которой трое", М,, изд-во "Вагриус", 2001).
С сыном Максимом. Конец 1970-х гг.
В жизни Игоря появилась другая Наташа - Бестемьянова, олимпийская чемпионка 1988 года в танцах на льду в дуэте с Андреем Букиным. Свадьба Бобрина и Бестемьяновой состоялась в 1983 году. А после окончания своей спортивной карьеры Наталья пришла в Театр ледовых миниатюр Игоря Бобрина, куда вскоре из Спорткомитета, где он работал в течение 9-ти месяцев, пришел и Андрей Букин. Ледовые спектакли театра, среди которых можно назвать "Фауст - XX век", "Еврейская баллада", "Распутин - постфактум", "Талисман", "Мы любим классику", "Алиса в Стране Чудес", "Танго нашей жизни" и др. всегда пользуются огромным успехом как у российских, так и у зарубежных зрителей.
Свадьба Игоря Бобрина и Натальи Бестемьяновой. Июнь 1983 года
"Его любили за творческое начало, за дерзость и бесстрашие, с которым он утверждал свое видение фигурного катания - для него лед всегда был не стадионом, а сценой. И до сих пор, когда он выходит кататься на этот белый холодный прямоугольник катка, зрители, как и тридцать лет назад, кричат: "Бобрин, "Ковбоя" давай!" И он дает "Ковбоя" и платит зрителю ответной любовью" - писала об Игоре Бобрине журналистка Светлана Лепешкова (С.Лепешкова, "Игорь Бобрин: поэт на льду". Журнал LЁD, декабрь 2009).
2016(?) год
Здоровья и долгих плодотворных лет жизни этому замечательному фигуристу, новых творческих успехов и большого личного счастья!
Автор, спасибо!!! Вернули в детство!👍
Игорь Бобрин был ярким и запоминающимся фигуристом для всех, кто его видел. Была еще девчонкой, когда мы всей семьей болели за Артиста на льду.
Красивым, необычным и с чувством юмора помню Игоря.
Здоровья и творческих успехов ему! Хочется видеть его программы для действующих спортсменов.
Спасибо вам за возможность вспомнить :)