Гран-при 2019. Этап 1: Skate America
Ну вот и пришло, наконец, время открытия первого этапа серии Гран-при нынешнего сезона, на фоне которого все прошедшие до этого соревнования серии "Челленджер" и другие, относящиеся к группе Б, кажутся все-таки чем-то не совсем серьезным, даже если на некоторых из них отдельными фигуристами и были показаны очень достойные результаты. Ожидания же от Skate America и других, следующих за ним этапов, уже заранее вызвали целый шквал обсуждений в различных СМИ и блогах. И мне кажется, что как нельзя лучше ожиданиям болельщиков, устроившихся перед экранами своих телевизоров или мониторами компьютеров, отвечают слова Пушкина: "...бдения и сна Приходит час определенный; Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход!" Как и большинство метафор великого поэта, их можно рассматривать под разным углом зрения, и под "днем забот" и "тьмы приходом" каждый будет понимать свое. И я, как, наверное, и каждый из нас, хочу пожелать своим любимцам, чтобы в наступившем сезоне каждый "день забот" выливался для них в итоге в новые успехи и выдающиеся достижения.
Открылся турнир короткой программой в парном катании. Что касается пар, выступающих в первой разминке, то там, по большому счету, смотреть было не на кого. Спортивное долголетие англичанки Зое Джонс, выступающей в дуэте с Кристофером Бояджи, конечно, вызывает уважение (даже на выброс 3Ф в конце программы отважилась эта парница, хоть и коснулась на приземлении льда рукой!), но говорить всерьез о каком-либо повышении их спортивного уровня по сравнению с прошлым сезоном, полагаю, не приходится. Мне безумно жаль, что приходится лицезреть этот более чем заурядный дуэт вместо наших Натальи Забияко и Александра Энберта, которые должны были выступать на этом этапе, но в связи с болезнью партнера пропускают все серию, как минимум. Пусть все скорее у них наладится со здоровьем и они вернутся на лед!
Кое-какие надежды на приличный прокат теплились у меня в связи с американцами Хэвен Денни - Брендон Фрэйзер, которые несколько лет назад даже становились чемпионами мира среди юниоров, но за эти годы они гораздо больше растеряли из своего технического багажа, нежели приобрели. В их короткой программе мне запомнилась разве что поддержка, хоть и не блистающая новизной, но все-таки выглядящая довольно рискованно, все же остальное было весьма бледно, а параллельный 3С и вовсе был сорван начисто. Тем не менее, Хэвен и Брендон умудрились заработать за свою короткую программу рекордные для себя 65.18 балла и выйти на текущее 4-е место.
В произвольной программе американцы были куда более убедительны, сделав упор на оригинальные поддержки, причем не только спортивные, но и хореографические, более-менее удачно справившись с прыжками и выбросом 3Р, а вот на втором выбросе - 3С - Хэвен подставила вторую ногу, но программа была исполнена фигуристами с настроением, которое передалось и зрителям. Дэнни и Фрэйзер получили за этот прокат 127.52 балла, что позволило им подняться на 3-ю ступень пьедестала.
Наши Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин на фоне всех прокатавшихся до них в короткой программе пар выглядели более чем достойно: каждый элемент был удачно вписан в программу и исполнен практически безупречно, если не считать неожиданного сиюминутного сбоя партнерши на дорожке. Особенно эффектно выглядели в их исполнении подкрутка и и поддержка. Достойная сумма баллов - 71.25 - вывела их на текущее 2-е место.
Прекрасно выглядели наши фигуристы и в произвольном катании, показав программу почти запредельной сложности - с параллельными 3Ф и каскадом 3Т - 2Т - 2Т, выбросом 3Р, никем более в мире не исполняемым тодесом вперед-наружу, труднейшими поддержками с оригинальными выходами... И только выброс 3Ф им не удался, закончившись падением партнерши. Судили наших фигуристов, однако, по самому строгому "гамбургскому счету", поставив им всего 125.73 балла, что практически исключало их борьбу за первенство, коего как раз на этих соревнованиях они, на мой взгляд, были вполне достойны. А уж оценить их в произвольном катании ниже, чем Денни и Фрейзера, было просто верхом несправедливости! Как говорится, "против лом нет приема". Но и "серебро" престижного турнира, несомненно, запишется в актив Даше и Денису.
Американцев Эшли Кейн, добавившую в этом сезоне после замужества к своей фамилии еще одну - Гриббл, и Тимоти Ледюка я еще по прошлым сезонам запомнила как стремящихся к оригинальности любыми путями, не всегда мне понятными. Начиная с их внешнего облика, в котором они, на мой взгляд, отнюдь не стремятся затушевать не слишком эстетичные особенности своего телосложения, а наоборот, привлекают к ним внимание: весьма претенциозный комбинезон Эшли с лосинами в обтяжку этому как-то особенно способствует.
Технически их программа выглядит достаточно солидно: она включает параллельный 3С, который они исполнили удачно, выброс 3Л, закончившийся, правда, падением партнерши; очень интересно, мне показалось, выглядело у них параллельное вращение, хотя исполнили его американцы неидеально. А вот дорожки, и не только работа ног в них, но и работа рук, которыми они размахивали, словно вращая лопасти ветряных мельниц, резали глаз своей небрежностью. Оценка в 68.20 балла показалась мне, мягко говоря, завышенной. С немалым для себя удивлением я увидела в kiss and cry corner Нину Михайловну Мозер, в одном из интервью которой мне доводилось читать, что она так устала от фигурного катания, что хочет взять тайм-аут. Выходит, что этот тайм-аут распространяется только на наших фигуристов, а с зарубежными спортсменами ей работать не в тягость?
Произвольная программа у Кейн и Ледюка не заладилась вовсе, хотя начали они ее достаточно успешно, исполнив подкрутку и небанальный параллельный каскад 3С - 2Т - 2Р, а потом Эшли, как и накануне, упала с выброса 3Л, затем сделала "бабочку" на параллельном 3Р и, наконец, фигуристы сорвали сход с одной из поддержек. При надлежащем исполнении эта программа должна была выглядеть довольно интересно, в особенности в части поддержек, но теперь они смогут это продемонстрировать на каком-нибудь другом турнире. Здесь же Эшли и Тимоти получили лишь 109.34 балла и остались вне призовой тройки, на 5-м месте.
Короткая программа китайского дуэта Чен Пен - Ян Цзинь, в сравнении с их же программами предыдущих двух сезонов, оставила у меня впечатление вторичности и заурядности. Несмотря на то, что фигуристы постарались разнообразить заход на тодес и заход и сход с поддержки и, как обычно, блеснули исполнением подкрутки и выброса, цельного впечатления программа не произвела, а ее настроение и вовсе осталось мне непонятным. Обычная же "хроническая болезнь" партнерши в виде срываемых прыжков (на сей раз, параллельного 3Т) это впечатление только усугубила. Однако судьи оказались к китайцам весьма благосклонны, поставив им рекордные для них 72.73 балла.
Произвольная программа китайцев не шла ни в какое сравнение с программой наших ребят ни по сложности, ни по качеству исполняемых элементов: всего лишь 2С вместо параллельного 3С, ошибка партнерши, подставившей ногу на выезде в каскаде 3Т - 2Т, падение с выброса 3Р... За все это безобразие судьи, однако, не постеснялись выставить этим фигуристам их лучший в сезоне результат в 128.16 балла (!) и за уши вытянуть их на 1-е место. Стыд и позор! Не оказалась бы эта победа пирровой для китайцев!..
В первой разминке короткой программы у мужчин интересен для меня был, прежде всего, Роман Савосин, перешедший в этом сезоне с юниорского на взрослый уровень. Его программа на молдавские мотивы вызвала у меня нотку ностальгии: под эту музыку когда-то катался в произвольной программе брат его тренера Алексея Четверухина, первый советский призер ЧЕ, ЧМ и ОИ Сергей Четверухин, заслуживший у болельщиков и журналистов негласный титул "прекрасного принца фигурного катания", которому он удивительно соответствовал на льду. Увы, у Романа на сей раз программа не получилась: он упал с первого же элемента - недокрученного 3А, неидеально исполнил 3Ф, сорвал каскад с 3Л, к которому он через невнятную закорючку присоединил 1Т... Создавалось ощущение, что Савосин буквально продирается через элементы программы, как сквозь лесную чащу, и ждет-не дождется ее завершения. Оценка в 57.92 балла не позволила ему подняться выше текущего 12-го места.
К сожалению, не оправдались надежды на то, что Рома пойдет ва-банк и поправит, хоть в какой-то мере, свои дела в произвольном катании. Этот прокат он попросту провалил, сдвоив некоторые из прыжков и не докрутив изрядную их часть. Очень удачно составленная программа на музыку концерта для скрипки с оркестром Чайковского, совершенно не прозвучала. Итог закономерен - 124.29 балла и последнее итоговое место. Есть, над чем задуматься и самому фигуристу, и его наставнику Алексею Александровичу Четверухину.
Катание американца Алексея Красножона практически всегда оставляет у меня впечатление какой-то небрежности, я бы даже сказала, расхристанности - где уж тут связь с чистотой линий классической балетной школы Петербурга, откуда Алексей родом! Я это не к тому, что он непременно должен воплощать на льду программы в классическом стиле, но уж обратить внимание на то, насколько не дотянуты у фигуриста ноги во время исполнения, например, вращения в либеле, как он постоянно бросает, как попало, руки - дело его тренеров да и просто тех людей, кто с ним связан и кто видит его со стороны. Странно, на мой взгляд, выглядит и костюм фигуриста для короткой программы: эти блестящие цветочки на рубашке - они к чему, какую связь с программой призваны подчеркнуть? Технически самым большим недочетом Красножона оказалось падение с недокрученного 4Ф, 3А и каскад 3Ф - 3Р ему удались. Но оценка оказалась не слишком высокой - 72.30, и мне кажется, что большего он и не заслуживал.
А вот в произвольной программе мне Красножон понравился, хотя и тут не обошлось без огрехов - падения после недокрученного 4Ф, ошибки на выезде с каскада 3А - 2Т... Но зато все остальные элементы, включая 3А, каскады 3Ф - 3Р, 3Л - 2Т - 2Р, 3С и 3Л, Алексей сделал прекрасно, а если учесть, что по ходу программы он не только наращивал техническую составляющую, но и раскручивал эмоциональную нить программы, то он вряд ли в чем может упрекнуть себя и своих почитателей. Еще бы ему научиться поменьше обезьянничать в kiss and cry corner, помня о том, что он все-таки не в Голливуде. Оценка в 144.29 балла вывела русского американца на итоговое 9-е место.
Пользующийся моей неизменной симпатией чех Михал Бржезина (которого Алексей Ягудин на комментаторской позиции почему-то упорно называл Майклом Брезиной) в короткой программе на сей раз разочаровал: после невнятно исполненного 4С он выдал простенький каскад 2Ф - 3Т и лишь на 3А в какой-то мере реабилитировал себя в прыжковой части. В отношении дорожек и вращений Михал не позволил себе опуститься ниже установленной уже давно мастерской планки, но ничего принципиально нового ни в хореографическом построении программы, ни в выборе музыкального сопровождения я не увидела. Оценка в 81.11 балла, на мой взгляд, не соответствовала продемонстрированному на сей раз качеству катания этого обаятельного фигуриста.
Еще бОльшим разочарованием стал для меня произвольный прокат Бржезины - корявый 4С с натужным выездом, почти столь же невнятный каскад 3А - 2Т, все же остальное даже не хочется анализировать, достаточно сказать, что ошибка сидела на ошибке и ошибкой погоняла. Сама программа на попурри песен группы "Битлз" не отражает ни индивидуальности фигуриста, ни помогает зрителю погрузиться в атмосферу времен незабываемых 60-х. У меня создалось впечатление, что она была сделана "на коленке" и показать ее Михал забежал сюда случайно, по пути на какой-нибудь более важный для него party. Я бы сказала, что оценили прокат подобного качества еще достаточно щедро, поставив чеху 132.06 балла. Правда, все равно его это не спасло - он остался лишь на 11-м месте.
Схожие впечатления, как от проката Бржезины, остались у меня от короткой программы израильтянина Алексея Быченко: то же "дежа вю" в отношении хореографии и музыкального сопровождения, похожий прыжковый набор - 4Т (правда, исполненный более уверенно, чем у Бржезины), каскад 2Л - 3Т и хороший 3А, но в качестве вращений и дорожек Быченко чеху явно уступает. За этот прокат Алексей, тем не менее, получил свой лучший результат сезона - 79.76 балла, что вывело его на текущее 6-е место.
По сравнению с технической составляющей Джейсона Брауна, вслед за которым Алексей вышел на прокат своей произвольной программы, его контент выглядит куда более солидным - 4Т, 3А, каскад 3А - 2Т... Правда, при этом Быченко допустил помарку на выезде с 4Т, упал с 3А, сдвоил второй прыжок в каскаде 3Ф - 3Т и последний прыжок в каскаде 3Ф - О - 3С... И при всем при том, что хореография его программы вполне выдержана в духе музыкальной канвы фильма "Пираты Карибского моря", лично я после Брауна воспринимала выступление Алексея, как "два притопа, три прихлопа" на самодеятельной художественной сцене в сравнении с наполненной высоким смыслом хореографией программы Джейсона. Никого не призываю присоединяться к моему мнению, но считаю, что имею на него полное право. А за свой прокат Быченко получил 139.94 балла и занял итоговое 7-е место.
Очень мне понравилась короткая программа корейца Джунхван Ча, в которой хореографическая канва превосходно подчеркивала все нюансы музыкального сопровождения и была дополнена выразительной работой рук. Технически у него был один явный сбой - "бабочка" на 4С, остальные же прыжковые элементы - каскад 3Л - 3Р и 3А - были исполнены фигуристом очень хорошо, а вращения, связки и дорожки, на мой взгляд, были просто превосходны. Судьи же отнеслись к нему довольно строго и дали 78.98 балла, поставив его на текущее 7-е место.
К сожалению, в произвольной программе Ча "развалился" совершенно: он упал с недокрученного 4Ф и практически уже исполненного 4С, сделал "бабочку" на 4Т, а в довершении ко всему в каскаде 3Л - 3Р вторым прыжком исполнил лишь 1Р, сдвоил второй прыжок и в каскаде 3Р - 3Т... Удались ему лишь 3А и каскад 3А - О - 3С - маловато, что ни говори, на всю программу... Оценка в 140.69 балла позволила ему занять в итоге лишь 8-е место.
Не может записать в свой актив выступление в короткой программе китаец Боян Цзинь. Много уже лет он ведет борьбу за выход на ведущие роли в мировом фигурном катании, но всегда ему что-то мешает. На сей раз он сорвал два из трех прыжковых элементов - с огромным недокрутом врезался в лед с предполагаемого 4Л, который был переведен судьями в 3Л, упал с 3А, и только каскад 4Т - 3Т был выполнен им удачно. Все же остальное не запомнилось абсолютно ничем и общий посыл программы остался для меня неясен. Оценка в 74.56 балла отправила Цзиня на текущее 9-е место.
Мне на сей раз понравилось музыкальное сопровождение произвольной программы китайца (и, кстати, его костюм), но ее хореография показалась не совсем сбалансированной - первая часть выглядит, на мой взгляд, пустоватой, а конец насыщен дорожками и связками, при этом вращения у него, по-моему, малоинтересны. Что же касается технической стороны, то произвольный прокат Боян откровенно провалил: упал с 4Л, затем в какой-то мере реабилитировал себя каскадами 4Т - 2Т и 3А - О - 3С, - и вновь упал с 4Т, ошибся на каскаде 3Л - 3Т, еле выехал с 3А... Не могу все-таки понять одного: ставя во главу угла техническую сложность программ, Цзинь намеренно пренебрегает художественной составляющей, считая ее "семечками" по отношению к технике, либо просто-напросто так устроен, что ему не дано постичь и выразить движением всю гамму выразительных средств, которые дает фигурное катание. Здесь он получил от судей 150.42 балла и остался в итоге на 6-м месте.
И каким же приятным контрастом к китайцу стало выступление в короткой программе нашего Дмитрия Алиева! Я очень волновалась за него, помня, каким трудным и полным разочарований выдался для него предыдущий сезон. Но Дима с первых же секунд захватил зрителей, вовлек их в орбиту сопереживания своему прокату, хлестко, мощно исполнив каскад 4Л - 3Т, с небольшой помаркой прыгнул 4Т, выехав с него через "тройку" и завершил прыжковую часть программы пролетным 3А. Это было по-настоящему мужское, размашистое катание, и при этом отличающееся точным попаданием в музыкальные акценты, чистотой линий и завершенностью всех позиций. Не побоюсь признаться в том, что с эстетической точки зрения для меня димин прокат не смог затмить никто из катавшихся ни до, ни после него. Очень хорошо оценили его и арбитры, поставив Алиеву 96.57 балла, выведя его тем самым на текущее 2-е место.
В произвольном прокате из элементов ультра-си ровно половина Диме удалась, а другая половина - нет. Так, он пустил "бабочки" на 4Л и 3А, но зато 4Т и каскад 4Т - 3Т вышли на славу, покорились ему и все остальные элементы. Вообще эта программа очень подходит Диме: она дает ему возможность подчеркнуть все его сильные качества - выразительную пластику, музыкальность вкупе с законченностью жеста и умением привлечь зрителей к сопереживанию. Честно говоря, я до последнего не сомневалась, что Алиеву удастся удержать свою 2-ю строчку в итоговом протоколе и была безмерно огорчена, что этого не случилось, увидев судейский вердикт - 156.98 балла. Однако "лиха беда - начало", пусть бронзовая медаль этого турнира послужит своеобразным трамплином для нашего фигуриста на будущих стартах.
Американец Джейсон Браун в очередной раз попытался доказать, что филигранной работы конька, выражающейся в красоте и разнообразии позиций во вращениях и в замысловатости дорожек, может быть вполне для достижения приемлемого результата, даже если прыжковая часть оставляет желать лучшего. На сей раз ему даже единственный сложный прыжок из его арсенала короткой программы - 3А - не удалось исполнить, вместо него была "бабочка", 3Ф и каскад 3Л - 3Т наводили ассоциации с техническим арсеналом учеников средних классов какой-нибудь ДЮСШ. Но в результате, получив 83.45 балла, Джейсон занял текущее 4-е место.
Можно говорить что угодно по поводу "немужского" катания Брауна, но его произвольную программу я смотрела от начала до конца с комком в горле, вообще забыв, что это соревнования. Уже потом, пересмотрев ее, я отметила, что он даже и не сделал попытки прыгнуть 4Т, сдвоил 3Р и второй прыжок в каскаде 3Ф - 3Т... Но все, что касается компонентов и интерпретации музыки, было сделано на каком-то запредельном уровне! Впервые после незабвенной программы Юли Липницкой я смогла не просто воспринять музыку из "Списка Шиндлера", но и прожить каждое ее мгновение вместе с фигуристом. Согласна ли я с судейским вердиктом, поставившим Брауна на итоговое 2-е место с его 171.64 балла за произвольный прокат? Нет, не согласна, полагаю, что Дима Алиев был больше достоин этой медали. Но обливать Джейсона тоннами грязи из-за того, что он борется за свое место под солнцем теми средствами, которые не запрещены (ведь повышать уровень своих компонентов никому не возбраняется, не так ли?) и которые ему по силам, я не буду никогда. Могу сказать одно: мне гораздо больше по сердцу смотреть на вдохновенное катание Брауна без квадов, нежели на бесплодные потуги исполнения квадов, заканчивающиеся падениями, у некоторых ревнителей "силового мужского".
От земляка Брауна Нэйтана Чена всегда ожидаешь чего-то необыкновенного, и, к чести фигуриста, он редко разочаровывает своих поклонников, к коим принадлежу и я. Мне этот парень симпатичен всем - и своим высочайшим мастерством фигуриста, и своей тягой к знаниям, и своим трудолюбием, и желанием искать разнообразные пути воплощения образов на льду. На сей раз я с некоторой тревогой ожидала его короткой программы, поскольку Нэйтан катал ее под песню моего любимого певца Шарля Азнавура, к творчеству которого я отношусь не просто с большим уважением - с благоговением, а "Богема" - моя любимейшая песня из его репертуара, которую мне дважды в жизни доводилось слышать в живом исполнении певца и видеть на сцене воочию картину жизни художника, представленную силой искусства, от которого мурашки бежали по коже. Одна милая деталь помогла мне настроиться на прокат: когда Нэйтан встал в начальную позу, один завиток из его буйного чуба упал ему на лоб, и это было почему-то так трогательно!
Первые шаги его программы мне, правда, показалось, что шли вразрез с общим настроением песни, возможно, потому, что фигурист был полностью сосредоточен на 4Л, который он сделал неидеально - выехал через "тройку". Но после этого прыжка Нэйтан словно забыл о том, что он соревнуется и от элемента к элементу проникался настроением песни, наращивая мощь и силу с каждым шагом, отлично исполнив и 3А, и каскад 4Т - 3Т, в которых придраться можно было бы разве что к коротковатым выездам. Очень красиво в ткань программы были вписаны два кораблика с переходом с одного ребра на другое. Меня очень тронуло бережное обращение фигуриста (или его музыкального редактора) с музыкальным материалом: песня была сокращена до необходимого времени звучания, но настолько искусно были сделаны склейки, что не пострадало ни содержание песни (явно тот, кто этим занимался, хорошо знал французский язык и сумел обойти подводные рифы смысловых нелепиц, в изобилии встречающиеся при компиляциях французского языкового материала), ни музыкальные переходы, составляющие ее мелодическую прелесть. Заключительное вращение шло по нарастающей вместе с убыстряющимся темпом музыки и завершилось на высокой ноте, хотя и жаль, что лимит времени не позволил фигуристу использовать полностью этот кусок, в котором музыкальный вихрь уносит с собой воспоминания художника о счастливом времени молодости. Фантастический результат в 102.71 балла говорит сам за себя: догнать сегодня Чена можно только в мечтах!
Столь же хороша и его произвольная программа с музыкальной канвой Rocketman Элтона Джона. Не все задуманное удалось в ней Нэйтану (была, в частности, "бабочка" на 4Т), но он исполнил при этом и 4Ф, и 4С, и каскад 4Т - О - 2Ф, и два 3А, один из которых в каскаде с 2Т... Казалось, что, летая надо льдом, он понятия не имеет, что такое усталость, а уж заключительный кусок с дорожкой выглядел просто умопомрачительно в своей новизне и остроумии и производил впечатление полной импровизации! Высочайшие баллы - 196.38 - подтвердили безусловное лидерство Чена и ознаменовали собой его победу на этом этапе.
Пожалуй, немного можно найти фигуристов, на первый взгляд, столь мало подходящих для фигурного катания, как канадец Киган Мессинг: вот выходит он на лед - невысокий крепыш (как в поговорке - "Неладно скроен, да крепко сшит"), в мешковатом, слегка небрежном одеянии, и не знаешь, чего от него ждать - то ли будет "зажигать" от души, то ли отполирует собой лед в самых немыслимых позах, случающихся у него при падениях. Взлеты обычно чередуются у него с провалами с регулярностью, которую язык не повернется назвать "завидной". На сей раз короткая программа у Кигана заладилась с первых же шагов: и каскад 4Т - 3Т, и 3А, и 3Л были исполнены им уверенно, ну а в разнообразии интересных позиций во вращениях и дорожках с нем могли бы посоревноваться немногие. Так что свой лучший результат сезона в 96.34 балла канадец получил совершенно заслуженно и занял 3-ю строчку в турнирной таблице после первого дня соревнований.
Произвольная программа Мессинга хоть, на мой взгляд, и не столь хороша, как его же позапрошлогодний и прошлогодний "Чаплин", но все же поставлена достаточно интересно, с учетом индивидуальности фигуриста, а поэтому при надлежащем исполнении может, мне кажется, увлечь зрителей. Но на сей раз ничего подобного не произошло: Киган коснулся льда рукой на выезде с 4Т, сорвал 3А, а вместо второго 3А сделал "бабочку", и хотя нашел несколько оригинальных, я бы сказала, даже забавных поз во вращениях, до общего уровня впечатления от программ, которые он может оставить у зрителей, он не дотянул. Получив 143. 00 балла, канадец вынужден был удовольствоваться 4-м местом.
По поводу открывших соревнования в ритм-танце американцев Кэролайн Грин и Майкла Парсонса могу сказать только одно: в этом составе пара смотрится куда приятнее глазу, чем Майкл в дуэте со своей сестрой Рэйчел, ну а мастерство - дело наживное, глядишь, через пару - тройку сезонов их уже можно будет рассматривать достаточно всерьез. Пока же создавалось ощущение, что девочка пришла на дискотеку покрасоваться в "крутых" - ну прямо "вау-секси"! - штанах, а мальчик дал ей возможность продемонстрировать всем, какая она милашка. Правда, даже при далеко не самом высоком уровне катания для себя они получили баллы солидные - 67.29, составившие их личный рекорд.
С трудом я дождалась окончания произвольного танца Грин и Парсонса - до того мне он показался скучным в своей банальности. Глаз все время натыкался на странного дизайна платье партнерши, которое, вероятно, что-то должно было символизировать,но сей посыл остался мне непонятным. Честно говоря, не поняла я и того, за что этому дуэту поставили баллы выше, чем нашему - 105.06. Ну да Бог с ними, с американцами - выше 8-го места они все равно не поднялись.
С интересом ожидала я выступления в ритм-танце Тиффани Загорски и Джонатана Геррейро: как-то сказался на них вынужденный пропуск главных стартов прошлого сезона? По первому впечатлению от танца я бы сказала, что ничего они, в общем, не потеряли, но и ничего нового не приобрели. Чисто технически бросались в глаза шероховатости в исполнении твиззлов и в финстепе, не отличалась, на мой взгляд, оригинальностью и поддержка. Совершенно не понравился костюм Тиффани, делающий ее фигуру плоской, как бревно (ну не может же у девушки совсем не быть талии?). Оценка в 70.49 балла давала им надежду на попадание в сильнейшую разминку, не более.
Произвольный танец Тиффани и Джона, хоть и ставил его "бог постановки" Кристофер Дин, показался мне,увы, совершенно заурядным, слово бы фантазия Дина как постановщика на этом танце иссякла. Иначе чем можно объяснить перешедшие из прежних танцев поддержки - и ту, в которой Тиффани бросается за спину партнера вниз головой, удерживаясь руками за его талию, и вращательную за бедро? Ну да, ребята прибавили в скорости, может быть, несколько увереннее чувствуют себя в дорожках, в твиззлах же большого рывка не наблюдается. Может быть, еще и потому, что ни образ Лары Крофт, ни музыка из фильма мне совершенно не близки, данный танец оставил меня равнодушной. Но хорошо хотя бы, что выставленные судьями 110.64 балла не позволили Загорски и Геррейро опуститься ниже 5-го места, а рассчитывать на что-то большее они, по-моему, изначально вряд ли могли.
Никогда я не могла понять нежелания датской ФФК побороться за то, чтобы под их флагом выступал столь незаурядный дуэт, как Лоранс Фурнье-Бодри и Николай Соренсен. Ну что ж, у кого-то убудет - у другого прибудет, как говорится, и свято место пусто не бывает - место страны, которую они представляют, у Лоранс и Николая заняла Канада, а фигуристы от этого, полагаю, только выиграют, если учитывать влиятельность канадской федерации в мире фигурного катания. Мастерство же этого дуэта никуда не делось, и на сей раз я с огромным удовольствием посмотрела их ритмический танец в образах бессмертного, хоть и скандального толка, романтического дуэта гангстеров Бонни и Клайда. Танец изобиловал множеством оригинальных находок, среди которых в особенности выделялись обе поддержки, прекрасно передавал необходимое настроение, и даже небольшое нарушение синхронности в одной из серий твиззлов не испортило цельного впечатления от танца. Не могу не отметить изысканные в своей простоте костюмы с легким намеком на эротику у партнерши, нигде не переходящую грань хорошего вкуса. И оценку канадцы получили очень достойную - 77.85 балла, выведшую их на 3-е место.
Несколько меньше понравился мне произвольный танец Лоранс и Николая, хотя и в нем они показали мастерство скольжения и взаимопонимание, эффектные поддержки и добротные твиззлы. 118.36 балла от судей позволили им сохранить за собой 3-е место, что для них является несомненным успехом.
Софью Шевченко и Игоря Еременко я, признаюсь, наблюдала впервые - юниоры, в особенности танцоры, мне малоинтересны, поэтому их соревнования я практически не смотрю. Пара очень симпатичная внешне, но в их танце мне запомнилась разве что лихие твиззлы и в какой-то степени поддержка, правда, весьма типичная для танцоров группы Жук - Свинина, все же остальное как-то прошло мимо меня. Оценка в 66.10 балла показала, что и судьи танцем наших юных фигуристов не слишком впечатлились, поставив их на текущее 9-е место.
Нарочито механистические движения произвольного танца Сони и Игоря, наверное, ставят перед танцорами непростую задачу выдержать подобную стилистику на протяжении всего танца, с чем наши ребята, в принципе, справились. Сказать же, что они меня чем-то зацепили, я пока не могу, хотя про себя я отметила их уверенные твиззлы и показалась очень креативной их низкая поддержка. Думается, что полученные ими 99.72 балла - неплохой результат для дебюта, хотя в итоговом протоколе это вылилось лишь в 9-е место.
Ритм-танец французов Мари-Жад Лорьо и Ромэна Ле Гака понравился мне, прежде всего, своим музыкальным сопровождением - фильм "Девушки из Рошфора" в изобилии дает красивую и легкую для восприятия музыку, которая как раз и требуется для танца нынешнего сезона. В том же, что можно было сделать постановку более зрелищной, не могу не согласиться с Ильей Авербухом, ну и технически французы не блеснули, допустив, в частности, явное расхождение в твиззлах. По поводу костюмов и причесок, также можно бы было, мне кажется, обратиться к прелестным, изысканным костюмам и прическам 60-х гг., которые можно было увидеть в фильме, сделав такую своеобразную реминисценцию, которая помогла бы поддержать визуально стилистику танца. Вообще у меня создалось впечатление, что танец до конца не вкатан танцорами, допускающими множество неточностей технического толка, поэтому и не производит должного эффекта. Оценка в 75.31 балла и текущее 7-е место говорят сами за себя.
Не оставил впечатления цельности и произвольный танец французов, даже если не учитывать падения партнерши на дорожке. В нем были отдельные интересные куски, необычные поддержки, в особенности заключительная вращательная, но в последнем бравурном куске танца, мне показалось, танцоры были как-то излишне небрежны в своих "ужимках и прыжках" и это не имело ничего общего с раскованностью. В произвольном танце получившие 98.91 балла Лорьо и Ле Гак проиграли нашим Соне и Игорю, но в итоге обошли их на одно место и расположились на 8-м месте.
Не побоюсь признаться, что настоящим открытием на этом этапе стал для меня испанский дуэт Оливия Смарт и Адриан Диас. Я никогда не испытывала к этим танцорам ни малейшей симпатии, с трудом выносила их танцы, но на сей раз не смогла не поддаться тому безудержному напору, с которым они танцевали. Этот их ритм-танец - просто блеск: все абсолютно в стиле, раскручивается по нарастающей, нет ни малейшего проходного жеста, взаимодействие танцоров, что называется, до кончиков пальцев, и как Оливии удается в столь смелом костюме, демонстрируя непринужденность и раскованность, совершенно не выглядеть вызывающей дивой, я просто диву даюсь! Снимаю шляпу! 75.31 балла вывели этот дуэт на 4-е место.
Еще больше понравился мне произвольный танец испанцев. Как редко можно увидеть на льду (да и раньше это было не чаще!) танцы живые, веселые, полные юмора! Навскидку вспоминаются ранние Бестемьянова и Букин, произвольный танец "Барнум" 1983 года англичан Джейн Торвилл и Кристофера Дина да еще обаятельные Юлия Злобина и Алексей Ситников. Танец Оливии и Адриана - из той же серии, он увлекает зрителей, вызывает у них добрую улыбку. Его хочется пересматривать, чтобы вновь насладиться прелестной вращательной поддержкой, с которой танец начинается, другой поддержкой, искусно "разбивающей" твиззлы, всеми этими жестами, которые следуют друг за другом как отклик на предыдущий жест партнера/партнерши. Признаюсь, что я вовсе не заметила тех технических огрехов, о которых говорил Илья Авербух - настолько была увлечена действием, разворачивающимся в танце. Я благодарна танцорам за те несколько минут хорошего настроения под чудесную мелодию, которые они мне подарили. Сами они также остались довольны своими оценками, получив свой лучший результат в сезоне - 114.39 балла, что позволило им занять итоговое 4-е место.
Понравился мне и ритм-танец американцев Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью, который они откатали на одном дыхании. В их танце подкупала присущая им особая мягкость скольжения, производящая особенный эффект на стремительном ходу, лихие и безупречные по качеству твиззлы, продуманная работа рук, в особенности у партнерши, выдержанная в стилистике танца. Вот поддержки у одного из ведущего дуэтов мира могли бы быть, как мне кажется, более сложными и оригинальными. Ну и очень мне понравился внешний облик партнеров, в котором каждая деталь играла свою роль в создании нужных образов. Можно, наверное, спорить о том, заслуживал ли этот танец 83.45 балла, но то, что он отвечает стандартам танца высочайшего уровня, у меня сомнений не вызвало.
От произвольного танца американцев впечатление осталось неоднозначное: технически к ним трудно придраться - все основные элементы они делают мастерски, но элемент "дежа вю" проступал и в поддержках, и в каких-то отдельных подходах к элементам. Многовато, мне показалось, было теневого катания, где партнеры скользят порознь. В целом мне мешал воспринимать танец как нечто, по крайне мере стремящееся к области "высокого искусства", слишком явный налет гламурности. При всей моей симпатии к Мэдисон и Закари их победу здесь я не восприняла как нечто, не подлежащее сомнению. Но, получив 124.58 балла, они сохранили за собой 1-е место.
Все присматриваюсь я к американскому дуэту Кристина Каррейро - Энтони Пономаренко, но опять поймала себя на том, что мне они - абсолютно никак. Не вижу я между партнерами гармонии: Кристина мне кажется слишком громоздкой для Антона. Танец же не запомнился ничем особенным, разве что техническими ляпами в виде сорванной партнершей серии твиззлов. 69.44 балла позволили танцорам занять лишь 6-е место.
В какие-то "страсти на болоте" ушли, мне показалось, Каррейра и Пономаренко в своей "Малагенье", танцуя даже как-то яростно, а Антон при этом еще и свирепо играл лицом. Много разных танцев на подобную тему мне приходилось видеть на своем веку, и некоторые помнятся до сих пор, как, например, оригинальный танец Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера на ОИ 2002 года. В танце же американского дуэта все выглядело до банальности предсказуемо, особым техническим мастерством Кристина и Антон тоже не поразили, разошлись в твиззлах, например. И разве что в сравнении с оценками выступавших до них фигуристов, классом пониже, была какая-то логика, что они получили за свой произвольный танец 110.14 балла и остались на 6-м месте.
От ритм-танца Александры Степановой и Ивана Букина, скажу без обиняков, я ожидала большего. Даже не столько от исполнения (естественно, что самый первый старт сезона мог быть подобен тому первому блину, который хоть и не оказался комом, но все же далек от своей необходимой для гурманов кондиции), сколько от самой постановки. Мне она показалась несколько суетливой что ли в подобной интерпретации, какое-то излишнее мельтешение виделось мне в катании наших ребят, к которым я отношусь с большой симпатией. Были в танце, конечно, и удачи - твиззлы, которые Саша и Ваня отчеканили, как полагается, неплохо смотрелась поддержка.
Смазали мое впечатление от танца костюмы и вообще слишком нарочитый, на мой взгляд, облик партнерши, которой соорудили (разумеется, в стилистике заявленного танца, но уж слишком перестарались стилисты!) прическу с использованием невероятного количества лака и шпилек (а не побоялись, что энная их часть попадет на лед?), а платье со множеством оборок на юбке было перегружено излишним количеством мишуры. Не случайно, наверное, кусок его попал под колено Ване, когда он присел, и слава Богу, что Саша вовремя сориентировалась и выдернула его, тут же заткнув куда-то под юбку. И зачем партнеру нужен был этот фрак с длиннющими фалдами, да еще и с красным подбоем? Чувство меры и вкуса явно изменило тем, кто в команде фигуристов отвечает за внешний облик пары. Думается, что этот урок будет учтен впоследствии и больше подобных казусов Степанова и Букин не допустят, тем более, что бороться и с Хаббелл-Донохью, и с Синициной-Кацалаповым ребятам вполне по силам. Оценка в 80.46 балла поставила нашу пару на 2-е место.
А вот произвольный танец Саши и Вани понравился мне безоговорочно с первых же шагов! Все, начиная с костюмов, было продумано так, чтобы ни одна лишняя деталь от танца не отвлекала - ни платье партнерши, ни ее прическа. Все линии танца в подобных костюмах, да еще и при их черном цвете, просматривались, словно выписанные графитом на меловой бумаге. Очень красивы были все поддержки, превосходно исполнены твиззлы, и даже любимые ребятами "пистолетики" здесь смотрелись к месту. Мне кажется, что значительно возросла степень взаимопонимания между партнерами, и я восприняла этот танец как следующую ступень на пути и обретения ребятами своего стиля, и достижения ими весомых результатов. И не случайно, наверное, что произвольный танец, хоть и на сущие крохи, Степановы и Букин у американцев выиграли, а в итоге стали серебряными призерами.
Как, наверное, и многие болельщики, с особым волнением я ожидала выступления в Лас Вегасе наших девочек. Все, что было до выступления Ани Щербаковой в короткой программе, не стоило, на мой взгляд, особого внимания. Аня свой прокат начала, может быть, несколько более скованно, чем обычно, но ей удались и 2А, и 3Ф, менее успешным было исполнение каскада 3Л - 3Р, в котором на выезде Аня чиркнула свободной ногой (и где впоследствии судьи углядели все-таки недокрут!), но сбило нить программы обескураживающее падение фигуристки на дорожке, что привело в конце концов к тому, что она не уложилась и в музыку. При столь серьезных огрехах оценка в 67.60 балла выглядела все же не катастрофичной и оставляла Анечке шансы на борьбу за первенство.
И свой шанс она использовала сполна! Ее прокат произвольной программы был просто феерическим - с первых же шагов, на которых она взмыла вверх в каскаде 4Л - 3Т, а несколько секунд спустя - в 4Л, до самого конца, до головокружительного вращения в шпагате! Даже если судьи и поставили Ане какие-то недокруты, это на ее технике практически не отразилось - она все равно получила за нее гроссмейстерский результат за 90 баллов, а то, что они попытались отыграться на компонентах - ну что ж, все равно "собака лает - караван идет". Программа, на мой взгляд, очень точно поставлена именно на конкретную исполнительницу, подчеркивая хрупкость и воздушность Анечки (ну точно птичка-невеличка, вызывающая нежность и умиление у тех, кто ее видит), позволяя ей продемонстрировать свою невероятную гибкость и растяжку в спиралях и вращениях, а меняющийся на излете одного из вращений цвет платья с синего на красный, кроме того, что это попросту выглядит очень эффектно, еще и ставит смысловой акцент на переходе к музыке "Жар-Птицы". Полученные Щербаковой за прокат произвольной программы 160.16 балла оставили всех соперниц далеко позади и принесли ей первую победу на этапах взрослого Гран-При. Браво!
Не задался прокат короткой программы у Елизаветы Туктамышевой. После роскошного 3А, исполненного со сложного захода, она неудачно выехала с каскада 3Т - 3Т и не докрутила 3Л, что урезало ее итоговый результат до 67.28 балла и позволило ей занять лишь 4-е текущее место. В целом, хотя выбранная для нее музыка далека от моего понимания прекрасного, мне нравится эта лизина программа, которая позволяет ей показать свое мастерство под другим углом, и чувствуется, что для самой Лизы она становится все более и более органичной.
В произвольной программе Туктамышева была просто неотразима! Не знаю, где уж там судьи углядели у нее недокрут на 3Р - все прыжки она отщелкала, как семечки, а оба высоченных 3А, один из которых в каскаде с 2Т, могли бы, по-моему, служить наглядным примером для какого-нибудь учебного фильма ИСУ по технике исполнения прыжков. Лиза просто разительно изменилась в лучшую сторону и в плане скольжения, и в плане общего представления программы, сложнее и разнообразнее стали у нее шаги и связки. На мой взгляд, наиболее уязвимыми у Лизы еще остаются вращения, хотя и они выглядят куда интереснее и разнообразнее, чем раньше. Но главное все-таки - это то настроение, с которым она катается, то удовольствие, которое она сама испытывает от программы и которое невозможно сымитировать, если этого нет. Зритель это чувствует сразу.
Идея с брючным костюмом (не комбинезоном, а именно брючным костюмом) мне, в принципе, нравится, поскольку еще Коко Шанель в свое время считала, что женщина, одетая в мужской костюм, может выглядеть -по контрасту! - особенно женственной. Но красные перчатки, хоть и гармонируют в какой-то мере с небрежно повязанным красным галстуком, вносят, по-моему, нотку диссонанса. То есть я бы брючный костюм на месте Лизы оставила, но внесла бы в него кое-какие изменения. Очень обидно было видеть более чем сдержанную судейскую реакцию на этот прокат Лизы - уж явно она заслуживала гораздо больше, чем выставленные ей 138.69 балла, где оценка за компоненты почти на 10 баллов отставала от оценки за технику. А этого ей хватило только для завоевания "бронзы".
Очень гармонично смотрелась на льду прелестная кореянка Ынсу Лим. В красивого оттенка синем платье, под музыку "Испанского каприччио" Римского-Корсакова она каталась на огромной скорости, и каждая деталь в программе - от вкрадчивого скольжения, воздушных прыжков, интересных позиций во вращениях до продуманной работы рук - играла на образ. Лишь один явный сбой случился у нее - на каскаде с 3Ф, где вторым прыжком она исполнила донельзя скомканный 2Т. С оценкой 63.96 балла Лим не смогла подняться выше 9-го места.
Не стопроцентно удался Ынсу и произвольный прокат: она выехала через "тройку" с каскада 3Л - 3Т и, не докрутив 3Ф, на выезде оперлась обеими руками о лед. Все же остальное в ее программе было просто замечательно - филигранная работа ног была в абсолютной гармонии с чуткими, выразительными руками фигуристки, не могу не отметить удачный выбор музыкального сопровождения и красивое платье кореянки, говорящее о ее хорошем вкусе. 120.54 балла - далеко не самый лучший результат, на который способна Лим, и здесь он принес ей итоговое 5-е место.
Японка Вакаба Хигучи, в прошлом году не попавшая в сборную на главные старты сезона, вышла на лед с явным намерением доказать, что ее рано еще сбрасывать со счетов. За время своего отсутствия Вакаба набрала несколько лишних килограмм, так что при своих увеличившихся габаритах вызвала у меня в памяти песенку Винни-Пуха из советского мультика: "Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь..." :)) Правда, похоже, это не кардинально отразилось на ее спортивных качествах: все элементы своей программы, включая прыжки 2А, каскад 3Л -3Т и 3Ф, катающаяся на огромной скорости Хигучи исполнила наотмашь, но вот эстетически она для меня ушла в минус. Не добавило ей элегантности и платье с одним рукавом, идея которого и связь с программой осталась для меня непонятными. Получив за свой прокат 71.76 балла, Вакаба заняла текущее 3-е место.
Вышедшая на лед в произвольной программе сразу после Ани Щербаковой Хигучи ошибок допустила много - падение с 3Л, "бабочку" на 3Р, 1А вместо 2А... Но дело даже не в этом - те элементы, что она исполнила, выглядели у нее, достаточно впечатляюще, но я не увидела там программы, хотя, судя по костюму и по звучанию музыки в заключительной части программы, Вакаба катала "чего-то испанского", но выглядело это как езда от элемента к элементу. Оценка в 109.56 балла японку не порадовала, поскольку означала, что место в лидирующей тройке она потеряла. В итоге Хигучи стала 6-й.
Не могу признаться в своих особых симпатиях к американке Брэйди Теннелл, но не могу и не согласиться с тем, что когда она в ударе, то бывает очень убедительна в своем катании, а главное, что дано не каждому, умеет обращать в достоинства свои не самые лучшие качества. Так, присущую ей от природы некую угловатость,она прекрасно подчеркнула хореографически в ткани короткой программы, которая вызвала у меня ассоциацию с ходом механических часов, с их точностью и безупречностью хода. Столь же четко она "печатала" один за другим прыжки - каскад 3Л - 3Т, 3Ф и 2А, не потеряла хода ни в дорожках, ни во вращениях и по праву заработала у судей свой лучший в сезоне результат в 75.10 балла, который вывел ее в лидеры.
Понравилась мне ее произвольная программа на одну из моих любимых мелодий Эннио Морриконе, которую Брэйди откатала с большим подъемом. Впечатления от программы не смазал даже единственный заметный глазу недочет - степ-аут после каскада 3Л - 2Т, все же остальное Теннелл исполнила просто здорово. И опять она должна поблагодарить своего хореографа, который сумел ярко раскрыть эту фигуристку в лирической программе, на первый взгляд, казалось бы, совсем не из ее репертуара. Со 141.04 балла арбитры вывели ее на итоговое 2-е место.
С первых же шагов своей короткой программы японка Каори Сакамота набрала внушительную скорость и сумела сохранить звенящий нерв своей программы до конца выступления. Ей удались все прыжковые элементы - каскад 3Ф - 3Т, 2А и особенно эффектно выглядящий с шагов 3Р, на высоком уровне были исполнены все вращения и дорожки шагов. Поэтому Каори могла радоваться результату в 73.25 балла, с которым она вышла на текущее 2-е место.
Очень мне понравилась и произвольная программа Каори на музыку из "Матрицы", которая при надлежащем исполнении должна подчеркнуть все лучшие спортивные качества фигуристки - ее высокие амплитудные прыжки, умение держать скорость и внимание зрителей на протяжении всей программы. Но здесь, хотя фигуристке и удалось для зрителей создать видимость безошибочного катания, и сама она знала, что это не так, и судьи не упустили возможность снять с нее баллы за сдвоенные прыжки, коих в программе оказалось немало. В результате, получив за свой прокат 129.22 балла, японка осталась вне призовой тройки - на 4-м месте.
Мало кого из фигуристок природа одарила столь щедрыми внешними данными, как нашу Станиславу Константинову: черты лица античной богини, прекрасная фигура дают зрителю возможность в еще большей мере прочувствовать красоту ее катания, когда ей все удается. Увы, на сей раз это был не тот случай: Стася начала свою короткую программу достаточно робко, неплохо еще справилась с 2А, потом прыгнула 2Л вместо 3Л, с трудом присовокупив к нему недокрученный 3Т, после которого рухнула на лед, затем врезалась в лед с недокрученного 3Ф, также закончившегося падением... Все остальное уже не имело никакого значения для итогового результата: Константинова отправилась в подвал турнирной таблицы на 11-е место с жалкими 48.27 балла.
Оставалась еще надежда, что она вычеркнет из памяти неудачный прокат накануне и в какой-то мере поправит свои дела в произвольной программе. Первый каскад 2А - 3Т дался Стасе, на мой взгляд, тяжеловато, но следующий каскад - 3Ф - 2Т, а также прыжки 3Ф и 3Р она исполнила прилично. Все изменилось в один миг, когда фигуристка упала с 2Л, затем коснулась льда рукой на выезде с 2А и, наконец, не докрутив 3Л, приземлилась на две ноги и упала на лед. Последнюю часть программы - "Танго Роксаны" - Стася докатывала уже "на автопилоте". К сожалению, этот прокат стал одним из худших в ее карьере. Полученные фигуристкой 95.12 балла оставили ее на 11-м месте.
Подводя итоги первого этапа, можно отметить, что он оказался довольно удачным для наших фигуристов: одно "золото", два "серебра" и две "бронзы". С почином!
Плюсую! Программы в виде набора из заходов на квады и падения с них в восторг не приводят.
Деталь-наблюдение, как "один завиток из его буйного чуба упал ему на лоб, и это было почему-то так трогательно!" (Улыбаюсь. Удивляюсь. Я на этот завиток тоже обратила внимание.))
Несколько наблюдений по танцам.
Тиффани и Джонатан как "застыли" в развитии. У Тиффани опять проблемы с коленом. Жаль. Обидно. Именно она кажется движущей и вдохновляющей силой пары. Не пойму, почему они не оставили прошлогоднюю ПП - прекрасная музыка, постановка Дина(в той постановке сомнений авторства не вызывало). И не успели они ту постановку представить на ГС. И сэкономили бы, и смогли бы отточить до безошибочных прокатов. Не понимаю, когда пары катаются, катаются, а просвета не видно...
Молодые Шевченко-Еременко и внешне очень симпатично смотрятся, стараются и, как мне кажется, имеют потенциал. Им бы пристального внимания со стороны тренеров.)
Саша с Ваней удивили меня.
В РТ видно, как мне кажется, заложена и задумана интересная хореография. Сложно пока судить - не доработали по объективным причинам. Костюм отвлекает. Может, пока отвлекает.
А их ПП для меня - однозначно в одной из лучших в сезоне. Таковой может быть вполне! Мне хотелось бы, чтобы осталось такое же эмоциональное ощущение от танца. Над исполнением элементов, безусловно, еще будут работать.
Как всегда, практически такие же впечатления... Как всегда, это повторяю.)
Спасибо, Лариса!
Сначала тоже очень удивилась, и пошла сравнивать последние такты программы с прокатом на Ломбардии - и правда, там можно их расслышать)
По поводу того, что Вам танец Степановой и Букина показался "полным плагиатом" "Лунной сонаты" французов - то я этого мнения совершенно не разделяю. У меня даже и близко такой ассоциации не возникло. Кстати, "идельной" я их ПП не называла, идеал вообще почти не достижим, и для меня в последние годы близкими к нему были только танцы Пападакис и Сизрона, хотя нравились и другие танцы, и танцоры тоже. А то, что новый танец Саши и Вани понравился - да, этого я не отрицаю. Но не вижу в этих танцорах подражателей чужим танцам и чужим стилям.