Беззащитная красота - «Парфюмер» Анны Щербаковой
Летом 2019 г. фигурнокатательную общественность всколыхнула новость - в новом сезоне переходящая из юниоров во взрослые Анна Щербакова будет выступать под музыку из фильма "Парфюмер. История одного убийцы". Много было копий сломано в попытке выяснить, подходящий ли это выбор, но, как мне кажется, ответ мы получили если не на контрольных прокатах, то на недавнем выступлении Анны в Ломбардии уж точно. Короткая программа получилась на редкость удачной, во многом благодаря исполнительскому мастерству фигуристки, но также за счёт грамотного подбора образа, о котором мы поговорим в данном посте.
Книга "Парфюмер. История одного убийцы" за авторством немецкого писателя Патрика Зюскинда вышла в свет в 1985 г. и в литературном мире произвела настоящий фурор. История "гениального чудовища" разошлась по всему миру значительными тиражами и спустя двадцать лет после издания была экранизирована соотечественником писателя Томом Тыквером. Режиссер и композитор в соавторстве с Джонни Климеком и Райнхольдом Хайлем сочинил музыкальное сопровождение к фильму, создающее тревожную, напряжённую и таинственную атмосферу в фильме, полностью соответствующую настроению книги.
Книга представляет собой жизнеописание Жан-Батиста Гренуя - рождённого в парижской клоаке сына торговки рыбой, чья удивительная и ужасная судьба представлена на страницах книги так ярко, словно он существовал на самом деле. Гренуй - "ошибка природы", с самого рождения ставший изгоем общества из-за своих необычных и противоречивых особенностей. Он был способен различить любой запах на свете, даже те, что не имеют названия - и при этом собственного запаха не имел. Он был невероятно живуч и начисто лишён какой бы ни было человечности. Люди инстинктивно ненавидели и избегали его, и он платил им тем же. Самым знаменательным событием в его жизни стала встреча с безымянной красавицей со сливами - её аромат показался ему чудом после смрада, в котором он вырос, она пахла, как сама красота. Но, неспособный на любовь и вообще на какое-либо проявление привязанности, он тут же задушил её, и единственное, что огорчило его - невозможность сохранить этот волшебный запах. Именно это подвигло Гренуя стать величайшим творцом запахов в истории, создав аромат любви и красоты.
Для создания эликсира любви Греную необходим был аромат 13 невинных девушек, красивых едва расцветшей красотой юности - именно у таких девушек, как обнаружил чуткий нос Гренуя, аромат самый изысканный и прекрасный. Венцом его композиции должна была стать Лаура Риши, дочь грасского богача, самая красивая девушка в городе. Но для Гренуя, живущего исключительно своим гипертрофированным обонянием, внешняя красота Лауры ничего не значила - его интересовал только её запах.
Справедливости ради, надо сказать, что, согласись эти 13 красавиц добровольно полежать в тряпках, пропитанных жиром, они были смогли сохранить себе жизнь, поскольку Гренуй был одержим их запахом, а не убийством. Но представить себе такое в XVIII веке было невозможно, поэтому "чудовище с талантом" методично расправлялось со своими жертвами, собирая их ароматы один за другим, словно урожай. В конце концов, достигнув идеала, создав духи, которые заставили целую толпу людей сойти с ума от любви к нему, Гренуй постиг жестокое разочарование:
"То, чего он всегда желал, а именно чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимо, ибо сам он не любил их, он их ненавидел".
Для короткой программы Анны Щербаковой хореограф Даниил Глейхенгауз выбрал отрывки из трёх частей саундрека к фильму: "Девушка со сливами", "Встреча с Лаурой" и "Убийство Лауры", что наводит на мысль, что Анна в данной программе олицетворяет собирательный образ замученных Гренуем девушек. Однако я бы не стала понимать данный образ настолько буквально: не зря выбранный для фигуристки костюм не копирует одежду героинь фильма, а представляет собой платье с абстрактным декором, украшенное узором из красных лепестков.
В моём понимании лейтмотивом программы является один из ключевых мотивов книги: беззащитность, обречённость красоты перед лицом бессмысленной жестокости. Гренуй неотвратим, как злой рок: ничто не может остановить его в его убийственной погоне за совершенством, и красота обречена погибнуть в его руках, оставляя после себя самый неустойчивый след - только запах.
Выбор данной темы для Анны абсолютно оправдан - со свойственной ей природной хрупкостью и выразительностью она рассказывает трагическую историю красоты на льду. Выражение её лица строгое и торжественное, при этом Анна много взаимодействует с залом: "Ничто не оправдывает уничтожение красоты и невинности" - как бы говорит она, обращаясь к зрителям. Финальный жест в конце программы - последняя слеза? - Анна совершает в тишине, сопровождаемой только последним ударом, похожим на бой огромных часов.
Программа Анны трагическая - но это не триллер и не фильм ужасов. Это глубокая философская постановка, напоминающая о том, какой хрупкой бывает красота, и как трудно уберечь нечто поистине прекрасное в мире людей, забывающих порой, что они люди.
Очень хорошо!!!