Ирина Роднина: «Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед...»
Сегодня свой юбилей отмечает самая титулованная в мире фигуристка - Ирина Константиновна Роднина.
Мне кажется, что заголовок этой статьи (несмотря на то, что он взят из песни, которая воспевает отнюдь не спортсмена/ку и даже вообще не отдельно взятую личность) отражает внутреннюю сущность моей героини как нельзя лучше, поскольку, усвоив с юных лет теорию "науки побеждать", она применяла ее на практике на протяжении всей своей блестящей спортивной карьеры. И не случайно, наверное, что судьба связала ее с одним-единственным спортивным обществом - ЦСКА, армейским клубом, за какие-либо иные спортобщества Роднина не выступала никогда.
Итак, как потом оказалось, знаковое для всей истории мирового фигурного катания событие - рождение будущей чемпионки - произошло в Москве 12 сентября 1949 года. Ирочка родилась болезненным ребенком, и в 1954 г. родители по совету врачей привели ее на каток, чтобы укрепить здоровье, подорванное неоднократными рецидивами пневмонии.
Вторая половина 1950-х гг.
Самым первым шагам по льду девочку научил отец, Константин Николаевич, кадровый офицер, прошедший всю войну и закончивший ее в звании подполковника. Вскоре она стала заниматься в секции фигурного катания - сначала в парке им. Жданова, где ее первым тренером был Яков Смушкин, а затем - в парке им. Дзержинского в Марьиной Роще и параллельно - хореографией в кружке ДК завода им. Лихачева. В 1960 г., выдержав непростой конкурс, юная фигуристка начинает тренироваться в ЦСКА. в группе экс-чемпиона СССР Льва Михайлова.
Ира Роднина (слева) с подругой по секции. Середина 1950-х гг.
Поначалу она продолжала заниматься одиночным катанием, но когда в ЦСКА по контракту приехали на год поработать известные специалисты из Чехословакии Соня и Мирослав Балун, они предложили Ирине попробовать свои силы в парном катании в дуэте с Олегом Власовым. С ним Роднина заняла 3-е место во всесоюзных юношеских соревнованиях в 1963 г.
1966 год
С 1964 г. ее взял в свою группу Станислав Алексеевич Жук. Вот каковы были первые впечатления тренера о своей ученице: "(... ) Я вернулся на каток. Смотрю - катаются девчонки 11-14 лет. Некоторые еще и на ребре конька держаться на могут, худенькие и щупленькие, типичные "цыплята". И вдруг на лед выбежала черноволосая, с быстрым взглядом малышка. Раз - и прыжок на три метра! Я положил сумку на пол. Потом еще один прыжок, такой же смелый, но с падением. А девчонке хоть бы что. Так и остался на катке до самой полуночи. Просмотрел всю тренировку, но ничего не сказал никому. Только с женой переглянулся: "Поехали домой..."
Середина 1950-х гг.
На следующий день узнал, как зовут малышку. Ира Роднина! Наконец я вспомнил, что о ней мне говорил еще Петр Петрович Орлов, который в 1964 году работал в секции фигуристов ЦСКА и вел отбор в группу новичков. При более тщательном знакомстве с техникой Иры Родниной я понял, что предстоит очень многое разучивать заново, с азов. Но меня это не смущало. В Ирине меня сразу поразило удивительное сочетание непосредственности, игривости, жизнерадостного настроения с очень ясным, трезвым взглядом на цели жизни. Спорт, семья, школа, друзья детства, тренер - все это окружение помогало усилить чувство личной ответственности.
(...) Приходя домой, я нередко представлял себе лед и в паре с партнером Иру, мысленно рисовал композицию и, словно в кино, видел четкие комбинации, серии шагов. Да, я чувствовал в этой 15-летней девочке какую-то огромную взрывную силу. Но чтобы воплотить ее в конкретную программу, нужно было найти достойного партнера, не просто помощника, а фигуриста со своим почерком. Дуэт на льду при всей его специфике, требующей полной синхронности, все-таки складывается из двух разных сольных партий. Он чем-то напоминает концерт для фортепиано с оркестром.
1965 года и начало 1966 года прошли в поисках партнера. Я перебрал в памяти всех известных фигуристов в Москве. И наконец узнал, что к нам в секцию ЦСКА приходит Алексей Уланов. На первый взгляд он не имел ничего общего с такой партнершей, как Роднина. "А нужно ли сходство вообще?, - спрашивал я себя. - Мы ведь не собираемся создавать пару а ля Белоусова - Протопопов..." Пусть сходство будет в другом - в спортивном мастерстве. Путь это будет парное катание равных по технике фигуристов" (С.Жук, "...и серебряный иней", М., "Молодая гвардия", 1971).
На тренировке со Станиславом Алексеевичем Жуком. Конец 1960-х гг.
Новоиспеченный дуэт дебютировал на открытом первенстве Москвы в 1967 г. Произвольная программа дебютантов, в которой они продемонстрировали невероятный темп, чистые прыжки и исключительно синхронные дорожки шагов, произвела фурор, но на первое место судьи поставили все-таки Тамару Москвину и Алексея Мишина, также выступивших удачно и уже имеющих опыт международных стартов, а Ирина и Алексей заняли 2-е место. Год спустя Роднина и Уланов выиграли престижный международный турнир "Московские коньки", обыграв два сильных дуэта: Людмила Суслина - Александр Тихомиров и Галина Карелина - Георгий Проскурин.
1967 год. (В своих воспоминаниях Ирина писала, что этот воротничок из вологодского кружева ей связала бабушка по линии отца, и она украсила им свое первое платье, в котором выступала с Улановым).
Показательный танец "Калинка". 1968 год
Став на "бронзовую" ступеньку пьедестала на чемпионате СССР 1968 г., Ирина и Алексей выступили на ЧЕ в Вестеросе, где после короткой программы занимали 3-е место, но вследствие многочисленных огрехов, допущенных в произвольной программе, в итоге стали 5-ми. Самым большим успехом сезона 1968 г. оказалась для них победа в соревнованиях на Кубок СССР в Барнауле.
ЧЕ 1968 года
В 1969 г. они, бронзовые призеры чемпионата СССР, неожиданно для всех выиграли европейское первенство, ошеломив судей и публику невиданным доселе каскадом прыжков, вихревым темпом катания и юным задором.
ЧЕ 1969 года
Вот как вспоминает об этой своей первой победе Ирина Роднина: "...После короткой программы мы вновь, как в прошлом году, на третьем месте. Я помню, что накануне старта в произвольной программе я думала только об одном: лишь бы не опуститься ниже, как в прошлом году. Я так не хотела потерять третье место! (...) С нами рядом все время были Рыжкин, Плинер и Тарасова (Станислава Алексеевича Жука вышестоящее начальство на ЧЕ вместе с учениками не послало, основываясь на информации статьи в газете "Правда" о том, что он, якобы, узурпирует власть и грубо ведет себя с коллегами и учениками. - Л.М.) Прокаталась немецкая пара (Гудрун Хаусс и Вальтер Хэфнер. - Л.М.), народ свистел, визжал от восторга. Потом вышли Москвина и Мишин. Кто-то начал кричать: "Свободу Дубчеку!", кричащих стали освистывать, и, честно,говоря, была тяжелая ситуация. Шестьдесят девятый год, сразу после событий в Чехословакии.
1969 год
И в разгар всего этого свиста и крика мы с Улановым вышли на лед. Но нас зрители почему-то поддержали, причем хорошо. Может, знали, что мы без тренера? Мы начали катать программу, сделали первую нашу комбинацию из четырех прыжков. Только мы приземлились после второго прыжка, публика сделала так: "У-ух!" И с каждым прыжком этот возглас нарастал. Когда мы делали вторую комбинацию, зал уже был целиком наш. Мы откатали технически чисто, но главное - эмоционально. Наше состояние совпало с эмоциональным состоянием публики. Такие выступления можно пересчитать по пальцам" (Ирина Роднина, "Слеза чемпионки", М., изд-во "Время", 2013).
ЧЕ 1969 года
После победы на ЧЕ Ирине Родниной и Алексею Уланову было присвоено звание заслуженных мастеров спорта.
Удостоверение заслуженного мастера спорта, полученное Ириной Родниной после ЧЕ 1969 года
Свой европейский успех они упрочили на ЧМ в Колорадо-Спрингс (США), с ходу, будучи дебютантами, завоевав золотые медали. И вновь дадим слово Ирине Родниной: "Мы подошли к старту, сохранив форму. Этого вполне хватило для победы. Мы прокатали и короткую, и произвольную программы, думаю, не так лихо, как на чемпионате Европы, но чисто, профессионально, грамотно, не оставляя соперникам никаких шансов в борьбе за первенство" (Ирина Роднина, Александр Зайцев. "Олимпийская орбита"., М., ФиС, 1984).
Произвольная программа на ЧМ 1969 года
ЧМ 1969 года
С выходом на европейский и мировой лед дуэта Роднина - Уланов в фигурное катание пришел новый стиль - скоростное, силовое катание, изобилующее сложными элементами и отражающее солнечное, жизнерадостное мироощущение двух молодых людей, у которых в жизни все еще впереди. Стиль - как предчувствие перемен и их начало, когда все ладится и ждешь от будущего только хорошего.
1969 год
Ирину и Алексея трудно было представить на льду размышляющими о сущности бытия, переживающими превратности судьбы, наконец, проникновенно и с неизменной ноткой грусти рассказывающих зрителю, но прежде всего друг другу, бесконечную историю любви, - то, что так зримо умели передать в своем катании и что так отличало от всех Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. фигуристов зрелых, с богатым жизненным опытом и высочайшим уровнем культуры, а также в немалой степени - их последователей на новом витке развития ФК Людмилу Смирнову и Андрея Сурайкина. Не в последнюю очередь потому, что сами партнеры никогда не испытывали романтической тяги друг к другу - это был дуэт друзей и, на данном этапе развития их спортивной карьеры, - единомышленников, хотя споры на тренировках у них случались регулярно.
1969 год
И если каждую программу и каждый показательный танец фигуристов можно в принципе рассматривать не только как демонстрацию сугубо технического мастерства, но и как своеобразный рассказ о том, что волнует спортсмена, что ему дорого, то Роднина и Уланов не собирались рассказывать на льду о том, чего сами не пережили и не испытали. А если в сезоне 1970 года зрители увидели два их показательных танца на разные обработки одной и той же мелодии "Из-за острова на стрежень", то там медленный танец был задуман Станиславом Алексеевичем Жуком явно лишь как контраст к задорному темповому, чтобы подчеркнуть палитру технических возможностей фигуристов.
"Из-за острова на стрежень". 1970 год
Первые, еще достаточно робкие лирические нотки "проклюнутся" в их показательном танце сезона 1971 года на инструментальную обработку мелодии популярной песни "Город детства", вызывающем светлую грусть от прощания с ушедшим детством. Но это будет их единственный опыт такого рода - покорять вершины они будут по-прежнему силовыми и мажорными программами.
Показательный танец "Город детства". 1971 год
1971 год
В течение последующих трех лет (1970-72 гг.) Ирина и Алексей подтверждали звание сильнейших в Европе и мире и стали олимпийскими чемпионами 1972 г. в японском городе Саппоро. Олимпийское "золото" далось фигуристам нелегко, что, впрочем, можно было предвидеть - ведь совершенно особая атмосфера Олимпийских игр даже у опытных спортсменов может нарушить все уже выработанные психологические стереотипы. Так произошло в Саппоро и с парой Роднина - Уланов.
ОИ 1972 года
На последней тренировке перед исполнением короткой программы у Алексея разладился обязательный элемент 2С. И в соревнованиях этот прыжок подвел Алексея - он прыгнул лишь 1С. Но, поскольку все остальные пять элементов под зажигательную музыку "Чардаша" Монти были сделаны фигуристами практически идеально, то с преимуществом в один судейский голос они все же вышли в лидеры. А в произвольной программе пришел черед партнерши: Ирина ошиблась при исполнении коронного элемента пары - 2А.
1972 год
Вот как писалось об этом в репортаже газеты "Советский спорт", освещавшем соревнования фигуристов: "(...) Телезрители, наблюдавшие за ходом состязаний, наверняка заметили, что в первой половине программы Роднина допустила помарку... Но уже через несколько секунд сбой был забыт. Словно его и не было. И сами спортсмены о нем забыли. Стремительное развитие действия увлекло их и не оставило никакого места унынию, которое так часто посещает иных фигуристов в минуты даже мимолетной неудачи.
1972 год
Роднина и Уланов - сгусток энергии. Они тонко оттеняют и сугубо спортивные части программы, и ее лирические нюансы. Им удаются все поддержки, в том числе и финальная, придуманная специально для олимпийских стартов. Как всегда,эффектна вязь из трех прыжков в полтора оборота, два из которых выполняются в "свою", привычную сторону, а один - в "чужую". Под овацию идет дорожка шагов, в которой использованы танцевальные, чисто русские движения. Последний аккорд прерывает программу как бы на полуслове. И зрители еще не верят, что она кончилась. Что сегодня продолжения не будет. И когда они провожают Роднину и Уланова, когда аплодисменты встречают их оценки - а они чрезвычайно высокие: десять оценок 5,9 и восемь - 5,8, - всем становится уже ясно, кто чемпион XI Олимпийских игр..."
Первая половина 1970-х гг.
Еще тяжелее далась Ирина и Алексею победа на ЧМ в Калгари (Канада), где на тренировке Уланов уронил партнершу на лед с высокой поддержки. Ирина вышла на лед для исполнения произвольной программы с сотрясением мозга, однако фигуристы все же откатали до конца свою программу и сумели справиться со всеми ее сложностями, хоть в тот раз их катание и не выглядело привычно-азартным и эмоционально наполненным. Это был последний старт дуэта Роднина - Уланов: с окончанием сезона жизненные пути фигуристов разошлись.
1972 год
Алексей Уланов, окончивший Гнесинку по классу баяна, хорошо разбирающийся в музыке и в душе больше тяготеющий к романтическому катанию и классической ледовой хореографии, подпал под обаяние грациозной Людмилы Смирновой и сразу после Саппоро женился на ней, составив с ней новую пару и на льду с явной целью воплотить в этом дуэте все свои лирико-драматические задумки. Ирина Роднина в сложившихся обстоятельствах собиралась заканчивать со спортом, тем более, что и ее отец предпочитал видеть свою дочь не спортсменкой, пусть даже и сверх-успешной, а образованным специалистом и все время подталкивал ее к тому, чтобы определиться, наконец, со своей будущей специальностью.
Но Станислав Алексеевич Жук считал, что Роднина еще не сказала своего последнего слова в спорте. Он нашел ей нового партнера - 20-летнего ленинградца Александра Зайцева, и с апреля 1972 г. начались тренировки новоиспеченного дуэта. Большой заслугой Станислава Алексеевича было то, что, в новой паре он не только сумел сохранить жизнеутверждающий стиль Родниной, который за эти годы успели уже полюбить миллионы зрителей во всем мире, но и, подняв на новый уровень техническое мастерство фигуристов, дал заиграть ему новыми гранями.
Ирина Роднина и Александр Зайцев с тренером Станиславом Алексеевичем Жуком. 1973 год
Ирина и Александр выиграли чемпионат СССР 1973 г., а их европейский дебют в Кёльне (ФРГ) завершился феноменальным результатом: они получили 12 оценок 6.0 за свое произвольное катание!
Произвольная программа на ЧЕ 1973 года
Вот что написало об этом выступлении западногерманское агенство ДПА (эту рецензию затем перепечатала газета "Советский спорт"): "Родниной и Зайцеву все удавалось в тот вечер. Свой номер они начали в невиданно быстром темпе, который сохранили до конца выступления, продемонстрировав наивысшую технику. Головокружительные прыжки сменялись прекрасно исполненными пластическими фигурами, в темпераментная Ирина излучала такую неистощимую энергию, что обворожила всех. Все поблекло в этот вечер перед Родниной и Зайцевым..."
ЧЕ 1973 года
А их победа на ЧМ того же года в Братиславе (Чехословакия) вошла в анналы истории мирового ФК. Вот какие воспоминания оставила она у многолетнего члена ИСУ Йозефа Дедича: "Это случилось в Братиславе, на первенстве мира 1973 года. Как сейчас, встают у меня перед глазами те напряженные мгновения, когда шла борьба за «золото», за золотую медаль лучшей из спортивных пар. Я сидел в кабине комментаторов чехословацкого ТВ. Карел Микиска и Карол Полак были в хорошем настроении: вечер проходил так, как комментаторы всех телекомпаний на свете могли бы мечтать – без потерь времени, что так важно при дороговизне трансляций, а стартовые номера участников наилучшим образом способствовали «режиссерской постановке» всего вечера. Лучшие из лучших выступали в заключительной группе вечерней программы. Зрители были в восторге, и все свидетельствовало о том, что об этой дисциплине на братиславском ЧМ еще долго будут вспоминать.
ЧМ 1973 года
Диктор объявляет два имени: имена фигуристов, которые за три недели до этого, на ЧЕ в Кёльне, произвели сенсацию, получив от судей рекордное количество «шестерок» после менее, чем года тренировок. Роднина и Зайцев выходят на лед. Немного взволнованные, а Ирина, как обычно в такие минуты, побледнела. На кону стояло многое: они должны были доказать, что предыдущий успех был не случайным. А еще они могли впервые в таком составе завоевать титул чемпионов мира.
Произвольная программа на ЧМ 1973 года
Первые аккорды, первые привычные дуги по кругу, и волнение исчезает. Конец первой минуты пятиминутной программы показывает, что они несутся к золотым медалям. Вновь их знаменитые, блестяще исполненные прыжковые комбинации на грани технических возможностей, но в согласии с законами физики. Вторая минута программы укрепляет нас всех в убеждении, что Кёльн не был случайностью. А потом произошло это… Хронометр на световом табло показал две минуты двадцать секунд. Нет, время не остановилось, но у всех нас перехватило дыхание. Гробовая тишина в переполненном зале. Но коньки Ирины и Александра нарезают по льду круг за кругом, и их скрип доказывает, что эти двое приехали в Братиславу не сдаваться, но выигрывать.
1973 год
Выяснилось, что же произошло в звуковой кабине. Через несколько секунд телекомментаторы в наушниках слышат известие, что произошло короткое отключение электричества. Теперь все должно решиться. Главный судья д-р Эндерлин из Швейцарии, в то время председатель техкома ИСУ, впервые во время этих соревнований прибегает к свистку. Он хочет дать понять спортсменам, что, согласно правилам, они могут стартовать снова в конце соревнований. Между тем прошло уже три минуты, три минуты катания почти без музыки. Сколько пота, сколько сил и сколько десятков – нет, сотен – часов вобрали в себя эти три минуты! Может быть, они оба это осознали, может быть, железная дисциплина после этих месяцев тренировок у них обоих вошла в плоть и кровь: выдержать и докататься во что бы то ни стало. А может быть, это были остатки надежды, что после устранения технических неполадок музыка включится вновь.
1973 год
Зрители вдруг опомнились и стали поддерживать спортсменов аплодисментами. Они сразу же стали их любимцами, и за каждым следующим движением, будь то прыжок, пируэт или поддержка, следовал новый шквал аплодисментов. Приближался конец произвольной программы. Уложатся ли они во временной лимит плюс-минус десять секунд? Возможно ли вообще выдержать темп, не слыша музыки? Цифры, показывающие минуты и секунды на световом табло, немилосердны, но точны. Пять минут и семь секунд показал хронометр, когда Роднина и Зайцев закончили произвольную программу. По нескольким тренировкам, где я присутствовал, я знал, что музыка у них заканчивается после пяти минут девяти секунд. Они закончили кататься с разницею в две секунды, в то время как почти три минуты катались без музыки! Это было невероятно!
Но на подобные размышления не было времени. Стадион гремел аплодисментами. Я видел, как Станислав Жук бежит к столику главного арбитра. Я тоже поспешил туда. Следовало выяснить, почему спортсмены не прервали катание, но я понял, что они не захотят повторять пятиминутную программу в конце соревнований. Мы все сошлись у д-ра Эндерлина: я, Жук, ассистент главного судьи, оба спортсмена. Был там и Карол Дивин, который случайно оказался неподалеку. После взволнованных дебатов мы пришли к решению, что спортсмены могут быть оценены за то, что представили, пусть даже во второй части у них не было возможности выразить движением музыку.
ЧМ 1973 года
Диктор во Дворце спорта объявил решение арбитров и заодно сообщил, что технические неполадки устранены. На табло появились оценки за технику – очень высокие, почти все 5,9. Вторая оценка, само собой разумеется, у некоторых судей немного ниже. Только в этом отразился факт, что они катались без музыки. И все равно становилось ясно, что из тех, кто будет кататься после них, никто таких высоких оценок не получит.
Интервью Дика Баттона после проката произвольной программы. ЧМ 1973 года
Пожалуй, впервые в истории фигурного катания на место на пьедестале, предназначенное для чемпионов, встали те, кто показал результат, сравнимый с точностью часового механизма и элегантностью и выразительностью великих мастеров конька. Те, кто прокатался половину произвольной программы без музыкального сопровождения. Еще долго говорилось потом об этих соревнованиях и о недостатках в формулировке правил. Но также и о том, какого высокого уровня достигли в последние годы методы тренировок, которые могут подготовить человеческий организм к работе, точность которой может сравниться с точностью станка. Часы тренировок в ритме метронома доказали свое. Но говорилось также и о том, что за всем эти стоят люди – люди, которые в критических ситуациях способны преодолеть самих себя. И это был как раз пример Ирины с Сашей на чемпионате мира в Братиславе в 1973 году". (Й.Дедич, "Пируэты со всего света", изд-во "Олимпия", Прага, 1981. Перевод с чешского - мой. Л.М.)).
ЧМ 1973 года
Повторив свою победную серию в сезоне 1974 г. ("золото" чемпионата СССР, ЧЕ и ЧМ), Ирина и Александр расстались со своим тренером, поскольку чисто человеческие отношения между Родниной и Жуком зашли в тупик, что отнюдь не способствовало тренировочному процессу. После нелегких размышлений они попросились в ученики к Татьяне Анатольевне Тарасовой, возможно, памятуя о том, как она заботливо опекала их на ЧЕ в 1969 году, куда они приехали без Станислава Алексеевича Жука. И в следующий сезон Ирина и Александр вступили с новым тренером.
1974 год
Вот что говорит об этом сама Татьяна Анатольевна: "В сезоне 1975 года зрители увидели их почти прежними. С традиционной музыкой, народной, русской. Но был в запасе уже у нас и новый показательный номер, и некоторые новые элементы. Мы поехали на чемпионат мира и Европы. Они победили, но не это для меня было важно. Они не стали хуже. Может быть, они и не стали лучше, но хуже они точно не были, а это позволяло на сохранившемся фундаменте строить что-то новое, предлагать свои проекты" (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М., изд-во "Советская Россия", 1985).
1975 год
Сотрудничество Родниной - Зайцева и Тарасовой продолжало приносить свои плоды: фигуристы выиграли и все остальные соревнования, в которых принимали участие: ЧЕ 1976-78 и 1980 гг., ЧМ 1976-78 гг., ОИ 1976 и 1980 гг.
1978 год
Особенно сложным для них оказался олимпийский турнир в Лейк-Плэсиде (США), перед началом и во время которого на нашу пару оказывалось беспрецедентное давление СМИ. Вся Америка ждала победы своей пары Тай Бабилония - Рэнди Гарднер, завоевавшей в предыдущем сезоне, в отсутствие наших чемпионов, звание лучших в мире. Но психологического давления не выдержал как раз Рэнди Гарднер, и американский дуэт снялся с соревнований.
Короткая программа на ОИ 1980 года
И вновь дадим слово Татьяне Анатольевне Тарасовой: "Саша нервничал. И все же они показали блестящий прокат короткой программы. Роднина и Зайцев любили эту быструю двухминутную композицию. Они любили откатать короткую на 6,0! В Лейк-Плэсиде, если бы судили из десяти баллов, можно было ставить десять. Эти две минуты были итогом всей их жизни. Скорость, синхронность, абсолютное сочетание движений и музыки — это было идеальное выступление. Я видела их катание тысячи раз: на тренировках, соревнованиях, показательных выступлениях, но так, как в Лейк-Плэсиде, они не катались никогда. И весь тяжело молчавший зал, страдающий от несостоявшейся надежды, встал. И начал скандировать: «Роднина, Роднина, Роднина».
1980 год
Но эта короткая программа, этот вечер забрали слишком много сил у них. Через день они вышли на произвольную, катали ее достойно, не ошибались, однако в конце уже не выглядели темповыми, бодрыми — это происходило не от физической, а от психологической усталости. Запас эмоций у них выплеснулся за день до заключительного вечера. На табло зажглись оценки. Саша подошел ко мне: «Тетя Таня, держи». Я ему плечо подставила, он в бессознательном состоянии, а у него интервью собираются брать, камеры наставлены. Зато Ира как будто сил у бортика хлебнула: «Тетя Таня, я третий раз олимпийская чемпионка!!!» Я говорю: «Ты что, даже не устала?» — «А что уставать, когда третью Олимпиаду выигрываешь!» — «Саше плохо».— «Отойдет»,— отвечает Ира. Мы положили Сашу, дали ему нашатыря... И они поехали к пьедесталу.
На олимпийском пьедестале. 1980 год
Там Ирина заплакала. Плакала и я, понимая, что прощаюсь с ними. В свое время они, знаменитые чемпионы, пришли, доверились малоизвестному тренеру. Шесть лет я работала с ними и теперь прощаюсь, но с легким чувством, понимая, что я сделала все, что могла, Я помогла сберечь эту пару, сохранить ее для спорта, возможно, продлила их спортивную жизнь. Нет, я их не подвела" (Т.А. Тарасова, "Четыре времени года", М., изд-во "Советская Россия", 1985). Таким образом, Ирина Роднина стала самой титулованной фигуристкой за всю историю этого вида спорта.
ОИ 1980 года
Татьяна Анатольевна Тарасова сделала, казалось бы, невозможное: сохранив и упрочив технический арсенал прославленного дуэта, она вывела его на новую ступень того, что касается раскрытия эмоциональной стороны катания, его духовной наполненности. При Тарасовой Ирина и Александр стали выглядеть на льду иначе: более выигрышным воспринималось музыкальное сопровождение программ, как соревновательных, так и показательных; их катание стало намного более артистичным, проникновенным, в нем стали проявляться глубокие лирические нотки.
1976 год
В конце апреля 1975 г. Ирина Роднина и Александр Зайцев сыграли свадьбу, которую давно уже ждали от них их почитатели. И если в искусстве существует (вернее, существовало) звание "народный артист СССР" , отмечающее заслуги того или иного деятеля искусства, то в фигурном катании Ирину и Александра по этой аналогии можно бы было назвать "народными фигуристами" - настолько большими величинами были они в спорте, и народная любовь к ним была поистине всепоглощающей.
1975 год
23 февраля 1979 г. у них родился сын Александр. Однако впоследствии Ирина и Александр расстались. После завершения спортивной карьеры Ирина работала в ЦК ВЛКСМ, затем была старшим тренером СК "Динамо".
Ирина и Александр с новорожденным сыном Сашей. 1979 год
В 1990 г. она вместе с сыном Сашей и новой семьей - мужем, бизнесменом Леонидом .Миньковским, и дочерью Аленой - уехала в США, где работала тренером в международном центре ФК в Лейк-Эрроухеде.
Ирина Роднина с мужем Леонидом и дочерью Аленой. Конец 1980-х гг.
Ее ученики, чехи Р.адка Коваржикова и Рене Новотны стали чемпионами мира в 1995 г., а Роднина - почетным гражданином Праги. Второй брак Ирины тоже распался, и в 2002 г. она вернулась в Россию.
С Радкой Коваржиковой и Рене Новотным в Праге. 1995 год (?)
Заслуги этой спортсменки были отмечены высшими правительственными наградами: Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени и бронзовым Олимпийским орденом.
1980 год
Ныне Ирина Константиновна Роднина - депутат Госдумы, член Общественной палаты РФ. Но для любителей ФК с многолетним стажем она по-прежнему остается той Ириной Родниной, которая всю свою спортивную карьеру была образцом удивительного сочетания трудолюбия, спортивного мужества и воли к победе, подкупая при этом своих многочисленных поклонников огневым темпераментом, жизнерадостностью и обаянием. Поздравляя ее со славным юбилеем, хочется пожелать ей доброго здоровья, энергии и оптимизма, а главное - много-много человеческого, женского счастья!
2010-е гг. (?)
Вы правы в том, что вложив столько трудов и души в этот очерк, я ожидала, по меньшей мере, высказанной заинтересованности (где же те болельщики Родниной, чьим кумиром детства и юности она была?), но в ответ получила одни минусы (сколько их, я не умею посмотреть точно, но сужу по убывающему количеству плюсов). Да, энтузиазм в написании постов после этого убывает, скажу честно. Вот к 26 числу, к юбилею моей любимой фигуристки Ханы Машковой подготовлю еще пост, а там посмотрю. Возможно, как Юрий Вешкин, подумаю о том, чтобы перейти на Яндекс. Дзен.
Что кстати не есть хорошо , пост отображается в "Моей ленте" у намного меньшего количества пользователей , и не попадает в отборы-поиски