Фредди Томлинс: «От героев былых времен не осталось порой имен...»
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения знаменитого английского фигуриста Фредди Томлинса.
Фредерик Уильям Эдвин Томлинс родился 5 августа 1919 (по другим данным - 1920) года в Лондоне. В семимесячном возрасте он был увезен в Канаду, где служил в армии его отец и где затем родилась его младшая сестра Пегги. Когда Фредди было 6 лет, его семья вернулась в Великобританию и мальчик впервые попробовал свои силы в спорте. Как оказалось, он был наделен исключительным спортивным талантом: плавание, бег, бокс, теннис, футбол, крикет - в каждом из этих видов спорта он демонстрировал явные способности для достижения незаурядных результатов.
В этом он унаследовал отцовские гены - Эрнест Томлинс еще во время пребывания в Канаде много внимания уделял занятиям спортом: он играл в хоккей и в теннис, был инструктором по боксу. Он поощрял тягу к спорту у маленького Фредди, и нередко утро в их семье начиналось с импровизированного боксерского поединка отца и сына. По возвращении в Лондон Эрнест Томлинс решил, что спортивный талант мальчика нельзя зарывать в землю, а поскольку особую любовь он питал к ледовым видам спорта, то открытие как раз в это время лондонского катка Streatham Ice Rink оказалось как нельзя кстати. Отец привел туда Фредди и Пегги и сам научил своих детей кататься на коньках. Но если первые шаги по льду давались Пегги ценой огромных усилий и преодоления страха, то Фредди с самого начала отверг какую бы то ни было помощь и сам заскользил на середину катка, чувствуя себя на льду, как рыба в воде.
Совсем скоро дети стали ждать наступления каждой субботы как праздника - до такой степени им понравилось носиться вихрем по льду среди неспешно катающейся публики. И тогда Эрнест Томлинс принял решение отдать брата и сестру в клуб фигурного катания. Им очень повезло с тренером, коим стал Фил Тэйлор, отец фигуристки-вундеркинда Меган Тэйлор, которая несколько лет спустя выиграла чемпионат мира. Под его руководством Фредди начал быстро прогрессировать и уже спустя несколько месяцев смог сдать зачетный "бронзовый тест".
Продолжая совершенствоваться в одиночном катании, он еще и встал в пару с Джой Риккетс и в 13-летнем возрасте сдал "бронзовый тест" вместе со своей партнершей. Рикеттс и Томлинс участвовали в соревнованиях различного ранга и не упускали возможности проявить себя в многочисленных показательных выступлениях, пользуясь большим успехом у публики. Когда этот дуэт стал тренировать специалист по парному катанию Юджин Майклер, то юные фигуристы значительно прибавили в технике и скольжении, не утратив при этом присущей им скорости и лихости. Джой и Фредди выиграли соревнования пар среди юниоров в своем клубе и соревнования на кубок the Count de la Feld Challenge Trophy, а затем стали самыми юными участниками соревнований пар чемпионата Великобритании в Глазго.
Фредди Томлинс и Джой Риккетс. Первая половина 1930-х гг.
Фредди при этом был гораздо честолюбивее своей партнерши и мечтал достигнуть настоящих вершин в фигурном катании, поэтому, возможно, руководствуясь пословицей "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", решил полностью сосредоточиться на одиночном катании. Он стал работать с Говардом Николсоном, известным тренером, который некоторое время тренировал олимпийскую чемпионку Соню Хени. Под его руководством Фредди значительно улучшил свои обязательные фигуры и еще больше развил способности к произвольному катанию. В ноябре 1935 года он выступил на показательных выступлениях в the Westminster Ice Club и до того поразил публику, что спортивный обозреватель газеты the Times оценил его выступление как "самое лучшее показательное выступление фигуриста-одиночника, которое можно было когда-либо видеть в Англии". На чемпионате страны 1936 года Томлинс финишировал вторым вслед за Грэмом Шарпом и дебютировал на ЧЕ, где занял 8-е место.
Первая половина 1930-х гг.
А потом сбылась его мечта: он стал членом олимпийской сборной Великобритании на ОИ 1936 года в Гармиш-Партенкирхене (Германия), где замкнул десятку сильнейших одиночников. При этом он настолько ярко выступил в произвольном катании, что его пригласили участвовать в показательных выступлениях не только в месте проведения Олимпиады, но и в Париже, Брюсселе, Гамбурге, Дюссельдорфе и Берлине. И везде, где бы он ни выступал, зрители принимали его наравне с самыми выдающимися мастерами произвольного катания.
Еще более успешным стал для Томлинса сезон 1937 года, когда на ЧЕ в Праге он разместился вплотную у пьедестала на 4-м месте, а на ЧМ в Вене был 5-м, заняв при этом 2-е место в произвольном катании. На обоих главных стартах сезона Фредди не проявил ни малейшего смущения перед своими гораздо более опытными и авторитетными соперниками, завоевав симпатии и пражской, и венской публики сумасшедшим калейдоскопом прыжков и вращений.
Середина 1930-х гг.
А 15 марта 1937 года в Хэррингее состоялся чемпионат Великобритании. Уже за пару недель до начала турнира газеты наперебой соревновались в прогнозах, кто же победит в острой борьбе сильнейших британских одиночников - опытный Грэм Шарп, уже дважды успевший стать серебряным призером ЧЕ и ЧМ, или 17-летний Томлинс. В произвольном катании Фредди потряс зрителей своей скоростью, отвагой, с которой шел на трудные элементы, и в то же время изысканностью движений. Он стал первым в этом виде соревнований, но проиграл Шарпу сущую малость в обязательных фигурах и в итоге был вынужден удовольствоваться 2-м местом.
Вторая половина 1930-х гг.
Спортивный обозреватель газеты The Times писал в своем отчете: "Мне трудно понять, почему судьи продемонстрировали такую большую разницу в оценке мастерства победителя и его основного соперника Фредди Томлинса, который катался очень чисто, показав хорошие линии и блестящий стиль... Произвольное катание открылось выступлением Томлинса, которое было просто изумительным. Его сложная программа содержала несколько красивых комбинаций прыжков и вращений в сочетании с великолепной работой ног, она была исполнена безошибочно и на высокой скорости".
26 марта 1937 года Томлинс принял участие в международном турнире фигуристов в Берлине, где на глазах у многотысячной публики и почтивших своим присутствием эти соревнования гитлеровских бонз во главе с самим фюрером вырвал победу у немецкого фигуриста Хорста Фабера. Победителю были преподнесены часы с выгравированной на них надписью: "Нашему дорогому Фредди Томлинсу в память о его катании в Берлинском дворце спорта".
Вторая половина 1930-х гг.
Кстати, высокая скорость, которой всегда отличались выступления Фредди, была не случайной, поскольку он занимался еще и конькобежным спортом под руководством отца и показывал в нем очень высокие для своего времени результаты - одно время был даже обладателем рекордов страны в беге на 1/2 мили и на милю. А еще он на какое-то время увлекся танцами на льду, которые в то время еще находились в стадии своего становления и также показывал в них многообещающие результаты. Кроме того, в свободное время он был не прочь поиграть в хоккей.
Фредди на тренировке со своим отцом Эрнестом Томлинсом. Первая половина 1930-х гг.
Но все же осознание того, что его путь наверх тормозят достаточно скромные успехи в "школе", привело его к решению всерьез заняться обязательными фигурами. И Фредди взялся за дело с присущей ему энергией. Осенью он выступил в нескольких показательных выступлениях по всей стране, упрочив свою популярность у зрителей. А 13 декабря 1937 года в Уэмбли состоялся чемпионат Великобритании, на котором результаты засчитывались уже за 1938 год (традиция, которая с некоторых пор прижилась и в нашей стране). На нем Томлинс вновь стал серебряным призером вслед за Грэмом Шарпом, уступив ему совсем немного. "Если бы он мог выполнять обязательные фигуры, как я, а я бы выступал в произвольном катании, как он, то мы бы разыграли между собой мировое первенство", - заявил после своей победы над Фредди Грэм Шарп. Думал ли он, что его слова уже в следующем сезоне окажутся пророческими?
Фредди отличался от многих спортсменов тем, что никогда не позволял себе каких бы то ни было высказываний, ставящих под сомнение результаты соревнований или принижающих победу соперника, даже если и специалисты, и зрители выражали при этом свое несогласие с судейским вердиктом. Блестящие результаты произвольной программы и приводящие в экстаз публику показательные выступления Томлинса стали причиной волны слухов и появления в прессе прогнозов о перехода этого фигуриста в профессионалы. Но, вопреки всем заманчивым предложениям, Фредди остался в любительском спорте. Он продолжал прилежно тренироваться по 8 часов в день, а в конце декабря 1937 года уехал в Берлин для серии показательных выступлений, откуда прямиком направился для тренировок в Санкт-Мориц (Швейцария), где с 20 по 23 января 1938 года должен был пройти чемпионат Европы.
Конец 1930-х гг.
14 января на Айсстадионе Санкт-Морица состоялись показательные выступления, в которых приняли участие сильнейшие фигуристы Старого Света и которые журналисты назвали "генеральной репетицией" предстоящего турнира. Фредди Томлинс произвел фурор своим выступлением. Его прыжки, исполненные в безупречном стиле, разнообразие представленных им вращений, некоторые из элементов, которые стали для зрителей настоящим открытием (например, поза в кораблике, напоминающая орла с распростертыми крыльями), вызвали шквал зрительских аплодисментов. Во время соревнований Фредди вновь блеснул в произвольной программе, однако в общем зачете не смог подняться выше 6-го места, во многом из-за судейства, далекого от законов fair play, что было встречено вздохом разочарования его многочисленных поклонников.
Спортивный обозреватель газеты The Times не преминул выдать по этому поводу язвительный комментарий: "Томлинс сильно усовершенствовался со времени британского чемпионата... Фабер, Лоренц, Альвард и Томлинс - каждый из них полностью "перекатал" чемпиона (Феликса Каспара из Австрии - Л.М.) по разнообразию и сложности своей программы". На ЧМ 1938 г. в Берлине Томлинс занял 5-е место. После того, как Гитлер аннексировал Австрию, Фредди наотрез отказался выступать в соревнованиях и показательных выступлениях в Германии, несмотря на поступающие оттуда многочисленные приглашения.
В 1938 году открылся Ледовый дворец в Сиднее (Австралия), и Фредди был приглашен для участия в показательных выступлениях. Австралийская пресса представляла его как "всемирно известного кудесника ледового искусства", "самого яркого фигуриста-любителя современности". Сезон 1939 года сложился удачно для английских одиночников: Грэм Шарп впервые стал чемпионом Европы и мира, а Фредди Томлинс с обоих этих стартов привез серебряные медали. Чемпионкой Европы стала Сесилия Колледж, а чемпионкой мира - Меган Тэйлор - обе близкие приятельницы Фредди. На ЧМ Томлинс проиграл Шарпу всего 5 баллов, хотя многие специалисты и журналисты считали, что победителем должен был быть провозглашен именно Фредди. Однако и "серебро" было большим успехом совсем еще молодого фигуриста.
Чемпионат Европы 1939 года: чемпион Европы Грэм Шарп, серебряный призер Фредди Томлинс (справа) и бронзовый призер Хорст Фабер (Германия)
После восхождения на мировой пьедестал Томлинс стал всемирно известен. Зрители буквально ломились на показательные выступления с его участием, которых после возвращения в Англию он дал несколько. О его стиле, скорости катания, прыжках, вращениях спорили специалисты, писала пресса. "Единственный в своем роде, завораживающий, пленяющий! В его катании были волшебство, шарм, от которых у зрителей мурашки бежали по телу", - вот лишь одна из цитат, характеризующих мастерство Фредди Томлинса.
1939 год
Национальная ассоциация ФК США пригласила его принять участие в ежегодном благотворительном ледовом карнавале в клубе ФК Нью-Йорка в Madison Square Gardens. Его популярность только возрастала от его многочисленных показательных выступлений в США, Канаде, Австралии и по всей Европе. Но, в отличие от многих известных фигуристов, в его планы вовсе не входило становиться профессионалом. Он был любителем в полном смысле этого слова. Все его счета, за исключением поездок на соревнования, что было разрешено правилами, оплачивал отец. По достижении 21 года Фредди собирался заняться бизнесом в Лондоне. А еще у него было одно увлечение: он собирал значки клубов фигурного катания со всего мира и его коллекция была уникальной - в ней были даже значки тех клубов, которые к тому времени уже перестали существовать.
1939 год
Осень 1939 года расколола мир на "до" и "после" - 1 сентября с нападения Гитлера на Польшу началась Вторая мировая война. Томлинс еще принял участие в нескольких показательных выступлениях, по большей части благотворительных, в последних из которых перед поступлением на военную службу в 1940 году он катался в присутствии Уинстона Черчилля и Энтони Идена. После выступления он был представлен Черчиллю, которого привела в восхищение эффектная мускулатура фигуриста.
Показательный танец The Blonde Bombshell в исполнении Фредди Томлинса. Конец 1930-х гг.
Фредди к тому времени уже понял, что война - не время для любимых занятий, сколь бы успешными они ни были, что пришло время забыть о соревнованиях и принял решение вступить в состав Британских королевских военно-воздушных сил - Royal Air Forces. Он отдался освоению своей военной специальности с тем же энтузиазмом, что и прежде совершенствованию в своем любимом виде спорта. Фигурное катание долгие годы было его жизнью, теперь же оно отошло на второй план перед необходимостью выполнить свой долг перед Родиной.
Начало 1940-х гг.
После прохождения предварительной подготовки в 1941 году он был послан в Канаду, где ему предстояло освоить мастерство пилотирования самолета на специальных курсах под названием British Empire Air Training Course. Однако, узнав о присутствии Томлинса в Канаде, в конце 1941 - начале 1942 гг. руководство нескольких клубов ФК пригласило его участвовать в в благотворительных ледовых карнавалах в Ванкувере, Калгари, Окленде, Сиэттле, Сан-Франциско и некоторых других городах США и Канады, для чего командование предоставило ему месячный отпуск.
1941 год
Газеты наперебой помещали восторженные рецензии на его выступления. Вот что, например, писал о Фредди журналист газеты The Oaklend Tribune Sports Боб Блэйк 19 декабря 1941 года: "Фредди Томлинс летает на самолетах и на коньках, не оставляя ни малейшего сомнения в том, почему он был назван лучшим фигуристом-любителем в мире. Мы никогда не видели столь высоких прыжков, какие продемонстрировал Томлинс, так же как и что-либо подобное его кораблику в позе орла с распростертыми крыльями... Его прыжки включали сальхов, аксель и лутц, и все они были выполнены безукоризненно. То, что Томлинс был великолепен, доказывается тем фактом, что зрители четырежды вызывали его на "бис" ".
По окончании этого турне Фредди продолжил свое обучение мастерству пилота на аэродроме в Трентоне, провинция Онтарио. Наконец, наступил день, когда он получил свое столь долгожданное свидетельство - Pilot Officer's Certificate, которое он ценил больше, чем любой из полученных им призов за участие в соревнованиях. По возвращении в Лондон в мае 1943 года он был приглашен к участию в серии показательных выступлений в пользу пострадавших от военных действий.
1943 год
Затем он проследовал к месту службы в свой полк в местечке Сент-Ивал, недалеко от Корнуэлла. Но, к сожалению, служить ему довелось недолго: 20 июня 1943 года Фредди вылетел в свой последний полет и его самолет был сбит над Ла-Маншем во время боя против немецкой подводной лодки.
Вот что написал о нем в журнале Ice Hockey World and Skating Review весной 1946 года его многолетний соперник и товарищ по сборной Великобритании Грэм Шарп: "Фредди всегда будет жить в памяти мира фигурного катания как один из тончайших и величайших фигуристов, которых когда-либо видел свет. Все его деяния в жизни были свободны и просты. Он был неотразим. В нем была невероятная энергия, наполненная радостью жизни. И он был прекрасным товарищем".
Его сестра Пегги добавляет к этому: "Я убеждена в том, что не вмешайся безжалостный рок - мой брат достиг бы высокого ранга в Королевских Воздушных Силах. У него были все качества, присущие асу - отвага, хладнокровие и умение просчитывать возможности. Мир фигурного катания оплакивает его потерю, а я до сих пор оплакиваю его в своем сердце. Но я утешаюсь тем, что из своей Валгаллы (в германо-скандинавской мифологии - небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов. - Л.М.). его душа, перенесенная туда по воздуху валькириями (в германо-скандинавской мифологии - дочери конунга, девы-воительницы, реющие на крылатых конях над полем битвы, чья миссия - сопровождать павших героев в Валгаллу - Л.М.), смотрит вниз на сцену его триумфа - ледовую арену - и участвует в достижениях его наследников. Per Ardua ad Astra!" (Через вершины - к звездам!)
При написании этого поста были использованы фото и факты биографии Фредди Томлинса из книги его сестры Пегги Томлинс " Фредди Томлинс. Его жизнь на коньках", изд-во New Art Publishers Guild Ltd., 26, Noel Street, London, W.I. Перевод с английского - мой. Л.М.)
Авторке, Ларисе-сан - наше почтение!