Итоги Минска: и «грудь в крестах», и «голова в кустах». Субъективные заметки очевидца ЧЕ 2019. Часть II
Соревнования пар в произвольной программе открыли Лаура Баркуэро - Аритц Маэсту. Прокат получился неровным: прыжковые элементы - каскад 3С - 2Т и 2А - были скомканы, при этом "слабым звеном" здесь оказалась партнерша, а вот тройная подкрутка, поддержки и выбросы выглядели в исполнении испанского дуэта вполне прилично. Но общее впечатление от него осталось положительным, есть ощущение, что эти фигуристы будут расти в своем мастерстве. Лаура и Аритц получили за прокат свой season best в 106.27 балла и заняли 7 место. Кто бы мог предсказать подобный результат до начала соревнований?
Когда на разминку вышла вторая группа участников, сидящая за мной дама спросила свою соседку: "Ты за кого здесь будешь болеть? Я - за немцев! Очень они мне понравились!". Действительно, Минерва Фабьенна Хазе и Нолан Зеегерт по своему мастерству были уже "из другой лиги" по сравнению с парами, выступившими до того. И тот факт, что они даже с падением удержались после короткой программы в первой шестерке, говорит сам за себя. В качестве своего музыкального сопровождения они выбрали известную песню "Дом восходящего солнца" в интересной обработке и катались слаженно и технично, лишь на выбросе 3Р партнерша приземлилась на две ноги. Хотелось бы в будущем увидеть у них новые интересные находки на пути обретения своего узнаваемого стиля. А пока они получили здесь свой лучший результат сезона в 120.48 балла, что позволило им в итоге сохранить за собой 6-е место.
Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин включили в свою программу несколько элементов ультра-си - параллельный 3Ф, каскад 3Т - 2Т - 2Т, крайне редко исполняемый тодес вперед-наружу и прекрасно с ними справились. Единственной явной их ошибкой стало падение партнерши на выбросе 3Р., а вот выброс 3Ф она героически спасла. Конечно, Даша и Денис находятся еще в поисках своего стиля, их катание еще во многом юношеское, но главное, в их дуэте ощущается внутренняя связь партнеров, и смотреть на них мне приятно. Ребята получили от судей 120.03 балла и заняли итоговое 5-е место - прекрасный результат для дебюта на ЧЕ!
Ощущение праздника остается у меня обычно от произвольной программы Александры Бойковой и Дмитрия Козловского на музыку Чайковского из "Щелкунчика". На сей раз у них был единственный промах - партнер сорвал каскад 3Т - 2Т - 2Т, все же остальное было исполнено на высочайшем техническом уровне (особенно хочется отметить амплитудные выбросы, после которых Саша стояла "железно") и очень артистично. Саша и Дима заслужили рекордные для себя баллы - 132.70 - и сумели украсить свой европейский дебют бронзовыми наградами. Браво!
Очень мне по душе постановка произвольной программы Николь Делла Моники и Маттео Гуаризе "Тристан и Изольда", дающая фигуристам простор для демонстрации продуманного, зрелого катания, которое стало их отличать в последние годы. Но, по-видимому, близость пьедестала и высокие баллы, полученные нашими фигуристами, не лучшим образом сказались на психологическом состоянии Николь - именно она допустила ошибки на выбросах, приземлившись на две ноги с 3Р и коснувшись льда рукой на выезде с 3С, а также сорвала каскад 3Т - 2Т. Эти недочеты отразились в баллах - 131.44 - и стоили Делла Монике и Гуаризе бронзовых медалей. Полагаю, что особенно обидно было им проиграть нашим ребятам всего 0,14 балла! Не коснись Николь льда рукой после выброса - и все могло быть иначе. Мне искренне жаль итальянцев (кто знает, может быть, это был их последний шанс стать призерами ЧЕ), но куда как больше я рада за Сашу и Диму! Свои медали они добыли в честной борьбе!
Ванесса Джеймс и Морган Сипре впервые за свою уже долгую карьеру стартовали в произвольном катании с позиции лидеров соревнований. Их прокат оставил у меня двоякое впечатление. С одной стороны, за последние годы французы значительно поработали над своим скольжением, что в особенности чувствуется, когда наблюдаешь их катание вживую - они скользят практически бесшумно. Но с другой стороны, им так и не удалось в полной мере обрести отточенность движений, что вылезает тут и там в небрежно брошенных руках, недотянутых ногах, словно бы фигуристы пренебрегают работой с хореографом. Головокружительные поддержки, красивая линия тодеса, пролетные выбросы 3Ф и 3С, но при этом пришедшая обеими руками на плечи партнера с подкрутки Ванесса, каскад 3Т - 2Т - 2Т, исполненный согласно поговорке "кто в лес, кто по дрова", касание рукой льда партнершей на выезде с параллельного 3С... Ну не произвело на сей раз на меня катание французов, при всей моей давнишней к ним симпатии, впечатления, близкого к идеалу, но оценки они за него, тем не менее, получили фантастические - 149.11 балла! У меня создалось ощущение, что судьи постарались создать заранее для этих спортсменов задел, который бы было не под силу преодолеть какой бы то ни было паре.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов начали свою программу великолепно выполненными тройной подкруткой и параллельным 3С, а затем Женя сорвала каскад 3Т - 2Т - 2Т. Больше видимых огрехов у наших ребят не было, остальные элементы были выполнены очень достойно. И все-таки, и все-таки... Мне нравится их нынешняя произвольная программа, в ней есть, что исполнять и куда расти, но, к моему большому сожалению, не могу не отметить: что-то ушло из катания этих фигуристов, оно стало каким-то стерильным, не чувствуется в нем больше той теплоты, которая так привлекала меня в этом дуэте.
Мне доводилось как-то слышать, что Женя и Володя перестали быть парой в жизни. Я не знаю, насколько верны эти слухи - специально я подобную информацию не отслеживаю, мне важно, как ведут себя спортсмены по отношению друг к другу на льду, а их личные отношения для меня - дело десятое. Но, возможно, как раз в данном случае этот холодок между партнерами имеет под собой основанием разрыв их личных отношений. Было бы очень жаль, если бы они пошли по пути дуэта Ильиных - Кацалапов, принесшего в жертву личным отношениям свою многообещающую профессиональную карьеру. Как-то хочется верить, что Женя и Володя сумеют преодолеть разногласия, если они действительно возникли, и на ЧМ предстать перед публикой и судьями совершенно в ином качестве - уверенными в себе, сильными и яркими, настоящими лидерами. Ну а здесь, хотя они и получили свой season best в 144.92 балла, им пришлось довольствоваться серебряными медалями, что для них, несомненно, является шагом назад.
По сути у меня нет возражений против того, как распределились места на пьедестале данного чемпионата, но я категорически не согласна с запредельно высокими баллами, выставленными при этом французскому дуэту, поскольку закрадывается мысль, что вопрос о первом месте был решен заранее. Судьи таким образом создали Джеймс и Сипре "подушку безопасности", а это, что ни говори, уже не по правилам fair play.
В день исполнения произвольной программы одиночниц Станислава Константинова вышла на лед в гораздо более слабой разминке, чем это полагалось бы ей по уровню ее мастерства - результат провала в короткой программе. Уж не знаю, какую работу пришлось проделать тренерскому штабу фигуристки и ей самой, чтобы преодолеть последствия этой неудачи, но свою произвольную программу Стася исполнила так, словно бы в эти два дня соревновались две разные фигуристки. От растерянности и беспомощности, так огорошивших зрителей в первый день, не осталось и следа - Константинова самозабвенно скользила по льду в удивительно идущем ей образе Анны Карениной, продемонстрировав и свою музыкальность, и культуру движений, а в техническом плане к ней можно было придраться только в том, что она сдвоила 3Л и, как мне показалось, тяжеловато исполнила каскад 2А - О - 3С. Оценка в 132.96 балла была довольно высокой, однако не достаточной для того, чтобы занять место на пьедестале. Очень жаль - Стася, можно сказать, своими руками отдала сопернице европейскую медаль, которой по своему потенциалу была, несомненно, достойна.
Неоднозначное впечатление производит на меня катание Элишки Бржезиновой. Вроде бы она исповедует атлетичный стиль, отражением которого являются мощные прыжки и неудержимый напор, но он способен произвести настоящий эффект только при приличной технике, а у чешской фигуристки было слишком много двойных прыжков - каскады 3Л - 2Т, 3Т - 2Т, 2А - О - 2С, а в обоих зубцовых прыжках 3Ф и 3Л она приземлилась на две ноги, при этом довольно невнятной мне показалась и хореография программы. Однако радовалась Элишка так, будто попала если и не на пьедестал, то, по крайней мере, в первую шестерку, хотя ее season best в 110.92 балла позволил ей занять лишь 10-е итоговое место.
Екатерина Рябова, выступающая за Азербайджан, с первых же шагов своей произвольной программы набрала впечатляющую скорость, но сдвоила первый же 3Л, позднее она попыталась все же зайти на 3Л, но выполнила его с ошибкой. Больше видимых огрехов у Кати я не заметила, но, в отличие от короткой программы, ее произвольная показалась мне демонстрацией отдельных элементов, без какой-либо связующей нити, при этом не самое лучшее впечатление оставили у меня и долгие, в некоторых случаях, подходы к прыжку. Похоже, что и сама фигуристка осталась не в восторге от своего катания - 103.22 балла отправили ее в итоге на 12-е место.
Сама по себе звучала музыка, сама по себе катала свою произвольную программу фигуристка по имени Александра Фейгин. Немало недочетов было у Саши - подставила вторую ногу на выезде с 3Л, коснулась рукой льда на выезде с 3Р, дважды прыгнула каскад 2А - 3Т,.. Но главное, что бросилось в глаза - выбор музыки Чайковского из балета "Щелкунчик" предполагает совершенно иной уровень хореографической подготовки и общей культуры движений, с чем у юной болгарки пока еще наблюдаются явные проблемы. Она получила, правда, свой лучший результат сезона в 105.40 балла, но этого ей хватило лишь для того, чтобы занять итоговое 11-е место.
Словно бы через силу начала свой прокат в произвольной программе Лорин Лекавелье: она весьма коряво исполнила каскад 2А - 3Т, спасла 3Ф и тяжеловато ввинтилась в каскад 3Т - О - 2С. Однако, начиная с дорожки, француженка словно сбросила с плеч давивший на нее груз и стала кататься более раскованно и даже по большей части попадая в музыку, правда а технической части недокрутила 3Л и ошиблась на выезде из 3Р. При этом сама Лорин осталась весьма довольной своим прокатом, получив от судей свой season best в 116.76 балла, что позволило ей стать в итоге 5-й.
Целая россыпь ошибок усеяла выступление словачки Николь Райичовой: она коснулась льда рукой на выезде с 3Л, ошиблась на 3Т, упала с 2А, а в самом конце программы, неудачно выехав с еще одного 2А, не смогла сделать каскад. Мне показалось, что по сравнению с прошлым сезоном габариты Николь несколько увеличились, что, возможно, объясняет и проблемы с прыжками, и отсутствие легкости в скольжении. Оценка в 104.95 балла не порадовала ни саму фигуристку, ни ее отца-тренера, так как в итоге стоила Райичовой места в первой пятерке, которое она занимала после короткой программы - ее результат оказался 9-м.
Вивека Линдфорс прокаталась с подъемом, хотя каких-либо изысков хореографии, и отражения индивидуальности самой фигуристки я в ее программе не заметила, к тому же были у нее и две явных ошибки - на 3Р и 3С. Но судьи расщедрились на оценки, поставив 128.79 балла, что позволило Вивеке впервые в жизни стать бронзовым призером ЧЕ. Около 5 баллов проиграла ей в итоге Станислава Константинова, по всем параметрам более достойная стоять на пьедестале почета, - вот она, цена "заваленной" короткой программы...
Алина Загитова начала свою произвольную программу с пролетного 2А, а потом последовало неожиданное падение с каскада 3Л - 3Т. К чести Алины, она поначалу продолжила кататься, словно бы и не было этого злосчастного падения, четко исполнив 3С и еще один 2А, но допустила грубую ошибку на 3Л и не смогла, разумеется, при подобном выезде с прыжка присоединить к нему еще и 3Р. Она попыталась соорудить каскад из 3Ф и 3Р, но вместо 3Р у нее вышло нечто невнятное, которое судьи в итоге оценили как 1Р, а закончила Загитова свою программу скомканным каскадом 3Ф - 2Т - 2Р. Многое, очень многое для фигуристки такого класса не получилось, увы, в этот день у Алины.
Но нельзя не отметить, что при столь катастрофическом развитии ситуации она продолжала отчаянно бороться, не забывая при этом и о художественной стороне программы, стараясь удержаться в образе. Конечно, впечатление от ее Кармен при безошибочном прокате было бы совершенно иным, но, провалив прыжковую часть, Алина вполне достойно исполнила остальные элементы. Конечно, результат за произвольную программу в 123.34 балла бесконечно далек от ее лучшего результата, показанного на турнире в Оберстдорфе, но второе место за собой Алина удержала прочно.
Выйдя на лед после неудачного проката Загитовой, София Самодурова показала редкое самообладание. Если в первой, более лирической части своей программы она еще держала эмоции под контролем, старательно преподнося судьям и публике каждый прыжок, то в зажигательной второй части дала волю своему темпераменту и, не забывая о технике, с головой бросилась в стихию танца, казалось, каждой свой клеточкой воплощая музыку на льду. Восторженные зрители поддерживали Соню бурными аплодисментами, и она на всех парусах мчалась к своей первой большой победе! Закончив программу на ликующей ноте, фигуристка не смогла сдержать слез - столько эмоций стоил ей этот "прокат жизни"! И арбитры не поскупились на оценки, поставив Самодуровой 140.96 балла и вынеся свой вердикт о новой чемпионке Европы.
Если вести речь о претендентках на бронзовую медаль, исключив, в силу сложившихся обстоятельств, из борьбы за пьедестал Станиславу Константинову, то между Вивекой Линдфорс и Алексией Паганини мои симпатии были, скорее, на стороне последней. Швейцарская фигуристка, на мой взгляд, выглядит интереснее в плане презентации, более пластична, но техническая сторона на сей раз ее подкачала - Алексия не исполнила ни одного каскада 3 - 3 и, хотя обошлась без видимых ошибок, судьи не впечатлились ее катанием, поставив ей всего 114.25 балла, что отбросило ее с промежуточного 3-го на итоговое 6-е место.
Да, итоги женских соревнований навевают ассоциации с пословицей "Человек предполагает, а Бог располагает": таким близким представлялось до начала чемпионата видение европейского пьедестала исключительно в цветах российского флага, но - не сложилось... Будем надеяться, что получится в следующий раз, ведь наши девочки все равно сильнейшие в Европе!
Соревнования в короткой программе у мужчин также подарили нам немало надежд, которые жизнь, к сожалению, в значительной степени скорректировала. Симпатичный Александр Селевко, выступающий за Эстонию, от призовых мест пока очень далек, но я обратила на него свое внимание еще на тренировке, а потом в день исполнения короткой программы. В произвольной программе Саша не обошелся без ошибок - упал с 3С, не лучшим образом исполнил каскад 2А - О - 2Ф, и вообще его технический уровень пока еще не слишком высок - много двойных прыжков там, где полагались бы тройные. Но, тем не менее, этот фигурист мягко скользит, у него хорошо поставленные руки, он чувствует музыку, поэтому смотреть на него мне было приятно. И результат он в произвольной программе показал очень неплохой для себя - 125.19 балла и занял итоговое 17 место.
Представитель Франции Адам Сяо Хим Фа не побоялся пойти на риск, исполнив в своей произвольной программе три квада. Правда, два из них - 4Т и 4С закончились падениями, но каскад 4Т - 2Т Адаму удался. При этом была у него грубая ошибка и при исполнении 3Л, но в целом чем-то сумел зацепить меня этот фигурист. Да, он пока еще выглядит немного "неотесанным" с точки зрения хореографии, но в напоре и просматривающейся у него брутальности вряд ли можно ему отказать. Даже с ошибками он получил неплохие баллы - 141.36 и разместился на итоговом 12-м месте.
Буквально зубами вгрызался в каждый элемент своей произвольной программы представитель Азербайджана Владимир Литвинцев. Она удалась ему не так хорошо, как короткая - было падение с недокрученного 4Т, ошибки в исполнении 3А и одного из вращений, несколько "рыхлой" показалась мне сама хореография программы на музыку из "Щелкунчика", но есть какой-то стержень в этом фигуристе и чувствуется его хороший потенциал, так что буду с интересом следить за его становлением. А пока Володя заработал свой season best в 130.68 балла и занял итоговое 16-е место.
Экспрессивность, танцевальность, чувство ритма - эти качества в полной мере присущи итальянскому фигуристу Маттео Риццо, и его произвольная программа весьма удачно позволяет их ему продемонстрировать. На сей раз ему удались и 4Т, и каскады 3А - 2Т и 3Ф - О - 3С, но вот с каскада 3Л - 3Т он выехал через "тройку" и приземлился на две ноги с 3А, опершись при этом еще и рукой о лед. Тем не менее, ему удалось до конца сохранить настроение программы, и результат оказался выше, чем я ожидала - 165.67 балла. Маттео впервые завоевал "бронзу" ЧЕ, но я бы сказала, что ему ее, скорее, "подарили" наши фигуристы Михаил Коляда и Максим Ковтун.
После прошлогоднего 4-го места на ЧЕ 12-е место Дениса Василев(с)а после короткой программы казалось нонсенсом. Денис, видимо, горел желанием доказать, что это - случайность, о которой следует забыть как можно быстрее. Свою произвольную программу он начал с Т, который, по-видимому, планировался квадом, но в результате вышел лишь тройным, и то с ошибкой, затем последовали два подряд падения на 3А, один из которых должен был быть исполнен в каскаде... На этом кошмар для многочисленных поклонников латвийского фигуриста, к коим принадлежу и я, к счастью, прекратился: дальше Денис катался, будто бы и не было этих неудач, четко отпрыгав каскады 3Р - 2Т, 3Л - О - 3С, прыжки 3Л и 3Ф, ну а в замысловатости дорожек и красоте вращений он, как известно, фору даст любому.
Правда, мне не слишком по душе выбранный им для произвольной программы образ Самурая - как-то не вяжется у меня симпатичный улыбчивый паренек с японским воином-рыцарем. Когда я сказала об этом моей прошлогодней знакомой, киевлянке Анне,приехавшей в Минск вместе с большой группой фанатов Дениса из разных городов, она мне ответила, что Денис не случайно выбрал эту тему - он очень интересуется историей и культурой Японии и захотел попробовать себя в новом образе, который интересен ему с духовной точки зрения. Ну что ж, в этом тоже есть свой резон. Мы с Анной смотрели разными глазами на программу Дениса, но в том ведь и прелесть фигурного катания, когда одно и то же явление можно увидеть с разных точек зрения. Я полагаю, что впереди у этого совсем еще юного фигуриста будет много интересных программ, в которых он будет представать в разных ипостасях. А в Минске, несмотря на ошибки, Василье(с) получил свой лучший результат в сезоне - 140.63 балла и разместился на итоговом 11-м месте.
Михал Бржезина после многообещающего начала этого сезона словно бы напрочь забыл о своих успехах и вернулся к своему, ставшему уже, к сожалению, привычным состоянию лузера. Так, в произвольной программе первый 4С у него получился со степ-аутом, так что присоединить к нему 2Т он не смог, затем был хороший каскад 3А - 3Т, но когда Михал решил повторить каскад 4С - 2Т, то на выезде с первого прыжка коснулся льда рукой и с великим трудом сумел присоединить 2Т к 4С. Дальше была "бабочка" на 3А, нелепый каскад 1Ф - 2Т - 2Р, падение с 3А... Одним словом, ошибка на ошибке сидела, что называется, и ошибкой погоняла. Но за счет высокой оценки за компоненты - мастерство владения коньком этого фигуриста, полагаю, никто не будет оспаривать! - Михал получил 150.59 балла и занял в итоге 7-е место.
Не меньше, чем в короткой программе понравился мне в день произвольного проката итальянец Даниэль Грассл. Несмотря на падение с 4Л, он не растерялся и тут же следом исполнил 4Р, а затем 3А и все остальные прыжки и каскады. При этом нельзя не отметить очень добротной художественной составляющей программы Даниэля и пластичности юного фигуриста. Пожалуй, он мне понравился даже больше своего товарища по команде Маттео Риццо, хотя тот за полтора сезона в "высшей лиге" европейского ФК сумел составить себе имя, а Даниэль находится еще в самом начале своего спортивного пути к вершинам. Тем не менее, своим результатом Грассл остался доволен - 155.01 балла позволили ему занять итоговое 6-е место.
После произвольного проката Максима Ковтуна, наверно, не одному из ошеломленных сим действом зрителей хотелось задать вопрос: "А что это было?", поскольку НИ ОДИН из заявленных прыжков фигурист не исполнил как следует: касание рукой льда на выезде с 4Т, падение с 4С, "бабочка" на втором 4Т, 3А со степ-аутом, еще один такой же, который должен был идти в каскаде, 2Р и каскад 2Л - О - 2С... После того, как Ковтун выиграл весьма убедительно чемпионат России в декабре, я решила, что фигурист осознал все свои прежние ошибки и вернулся к новой жизни на льду. Но, похоже, что я ошибалась - психологическое состояние Максима (а я почти уверена, что именно в нем все дело), судя по всему, осталось прежним. Нет у него уверенности в своих силах, отсюда и страх перед прыжками. За этот, как мне показалось, худший в жизни прокат Ковтун получил 128.48 балла и отправился далеко в низ турнирной таблицы - на 14-е место.
Ассоциацию с американскими горками навеяла мне произвольная программа Кевина Эймоза - в ней было, пожалуй, столько же взлетов, сколько и падений: фигурист упал с 4Т, едва удержался на ногах после 3Р, с ошибкой сделал каскад 3Л - О - 3С, но очень хорошо исполнил каскад 3Л - 3Т, блеснул 3А и каскадом 3А - 2Т из "кораблика", 3Ф, а кроме того, украсил программу необычным вариантом "бауэра" и оригинальными вращениями. В рубашке интересного фасона, чем-то напоминающей блузу художника, Кевин выглядел на льду, скорее, представителем мира искусства, нежели спортсменом. Но при этом, в отличие от Ковтуна, в ответ на каждую свою ошибку он выдавал на-гора достойно исполненный элемент и получил в результате 158.32 балла, причем баллы за компоненты значительно превышали баллы за технику. В итоге Эймоз занял 4-е место, что для него очень большой успех.
Никак не может занести свой произвольный прокат себе в актив мой израильский любимец Даниэль Самохин: падения с 4Т, 4С, выполненный с ошибкой каскад 3Л - 2Т, "бабочка" на 3Ф, касание рукой льда при приземлении с 3Л... Даня как-то еще умудрялся показать свое мастерство хотя бы в дорожках и вращениях - программа у него очень мне по душе, так что хоть какие-то ее куски я восприняла. Но, конечно, итог оказался неутешительным - 130.69 балла и 13-е место.
Необыкновенной силы энергетический заряд несет в себе программа Александра Самарина! И Саша в ней очень хорош, в особенности, когда катается так, как в Минске! Не все у него получилось идеально - с 4Л он выехал через "троечку", были недочеты в исполнении 3Р и каскада 3Л - 3Т, но какой красоты и мощи были 4Т, 3А, каскад 3А - 2Т - 2Р и 3Ф! Плюсы программы намного перевесили ее минусы, и зал чувствовал эту силу с первых же секунд, вовсю поддерживая нашего фигуриста. Саша получил за прокат свой season best в 177.87 балла и стал серебряным призером ЧЕ!
Сразу вслед за Самариным на лед вышел Хавьер Фернандес. Я всю его карьеру была и остаюсь большой поклонницей этого великолепного фигуриста и, зная, что этот выход на лед будет последним выступлением Хави в любительском спорте, особенно волновалась за него и желала ему успеха. Не все получилось у него идеально (еще бы - после такого-то перерыва!): каскад 4Т - 3Т был исполнен со степ-аутом, не заладился первый прыжок и в каскаде 2Ф - О - 3С, но остальные прыжковые элементы Фернандесу удались, а 4С и 3А были, на глаз зрителя, просто на загляденье! Но главное, что Хави своим катанием сумел донести до зрителей основную идею этой программы, которая, на мой взгляд, является квинтэссенцией творчества испанца - "Достичь недостижимой звезды!" Он сам за многие годы стал такой звездой, которая открыла этот вид спорта для целой страны, которая до того и слыхом не слыхала о каком-то там фигурном катании.
Однажды на трибуне я оказалась рядом с болельщицей из Испании, которая приехала поболеть за своих земляков и в особенности, конечно, за Фернандеса. Она рассказала мне, как любят, буквально боготворят Хави на родине, какие у него замечательные родители, в особенности мама. "Наша федерация бедна, как церковная мышь, - сказала она. - И спонсоров практически нет. Так что все успехи Хави - это результат родительской любви и самоотверженной помощи его родителей. Любую копеечку, которая у них заводилась, они посылали сыну, чтобы он имел возможность тренироваться." У самого Хавьера после тренировки я спросила, чем он планирует заниматься после ухода с любительского льда. "Буду кататься в шоу по всему свету, а потом, возможно, стану тренером", - ответил он.
Когда я, продолжая разговор с той испанкой предположила, что, возможно, став тренером, Хавьер вернется на родину и будет поднимать испанское фигурное катание уже в новой ипостаси, она замахала руками: "Нет-нет, что вы! У нас всего четыре катка (я только не поняла - во всей Испании или только в Мадриде - Л.М.) и все с отвратительным льдом, и тренеры там работают такие, которые сами-то на коньках едва держаться умеют. У федерации денег нет. Как там Хави сможет работать? Нет уж, пусть лучше тренирует где-нибудь в Америке или Канаде, тогда, по крайней мере, он сможет рассчитывать на успех". Ну а пока Фернандес праздновал свой седьмой подряд европейский успех в Минске, и эта победа была по праву его!
Правда, до выступления Михаила Коляды нельзя было сказать наверняка, завоюет ли Хави "золото" или ему придется довольствоваться "серебром" - у Миши был запас в 9 баллов, что составляло очень значительную фору. Ему надо было прокататься с холодной головой, и европейский титул впервые за семь лет мог сменить своего обладателя. Но Коляда, к сожалению, в который уже раз наступил на собственные грабли - стал "валить" прыжки один за другим. Он словно бы уподобился тому самому Тореадору, чей образ воплощал в своей программе - боролся с прыжками так же, как торреро с быком, причем с переменным успехом. В самом начале программы он упал с 4С, затем удачно прыгнул 4Т, упал с 3А, с 3Р, исполнил 3Т и пустил "бабочку" на 3А, с ошибкой сделал 3Л... При падении после одного из прыжков Миша неловко оперся о лед левой рукой и, похоже, повредил ее, поскольку ехал после выступления, придерживая ее на весу и морщась от боли.
Посмотрев это выступление, я в очередной раз укрепилась в своем мнении, что эта программа для Миши так и не стала своей, что она не подходит ему по стилю, по образу - ну какой из него Тореадор, роковой соперник Хозе в борьбе за сердце Кармен? Миша совсем иной и обликом, и темпераментом, на его индивидуальность совсем иные образы ложатся. Возможно, он и сам внутренне это чувствует, поэтому так и не смог ни разу выкатать эту программу как следует. Здесь прокат получился просто провальным - 140.38 балла вмиг "съели" все преимущество Коляды над соперниками, полученное в короткой программе, и не позволили ему подняться выше итогового 5-го места.
Так вот и получилось, что за всех наших одиночников "отдувался" Самарин - похоже, что ему одному из всей троицы свойственны бойцовские качества. Мишу и Максима жаль, но и чувства досады на них мне сдержать трудно. Получается прямо по высказыванию Черномырдина - "Хотели как лучше, а получилось как всегда" - это словно о Коляде с Ковтуном сказано.
Не меньше эмоций обещали соревнования в произвольном танце. Софья Евдокимова и Егор Базин показали, на мой взгляд, все, на что они способны - танцевали очень чисто и с большой экспрессией. Мне симпатичен этот дуэт, хотя не все их танцы нравятся в одинаковой степени: произвольный мне по душе, а вот ритмический не трогает совсем. И еще, признаюсь честно, мне больше нравится, как танцует Егор. Ребята получили здесь свой season best в 108.97 балла, но этого им хватило только для завоевания 9-го места. Вот я думаю: а если бы приехали в Минск Загорски и Геррейро, какой результат они могли бы показать? Мне кажется, что они могли бы бороться за шестерку. По-любому они были бы здесь выше Евдокимовой и Базина!
Нравится мне тонкий, акварельный произвольный танец финнов Юлии Турккилы и Маттиаса Верслуиса, в котором так нежно льются выразительные руки партнерши. Не все его нюансы пока позволяет передать техническое мастерство дуэта - партнер ошибся в первой серии твиззлов, тяжеловато выглядел сход одной из поддержек, но в целом, по-моему, Юлия и Маттиас со своей задачей справились, получив свой лучший результат сезона в 101.16 балла и разместившись на итоговом 11-м месте.
Оливия Смарт и Адриан Диас свой произвольный танец на попурри из "Битлз" исполнили вполне прилично, без видимых огрехов, но меня в этом танце ничто не цепляет, я бы даже затруднилась сказать, каково настроение этого танца, поэтому говорить о каком-то эстетическом впечатлении от него было бы неправомерно. Смарт и Диас получили за него 106.82 балла и заняли в итоге 8-е место.
Волновалась я за Сару Уртадо и Кирилла Халявина, памятуя, что Сара сорвала твиззлы в коротком танце. Но в произвольном, к счастью, обошлось без помарок, хотя твиззлы, пока, во всяком случае, так и не стали сильной стороной этого дуэта. Но мне этот их танец нравится, в нем чувствуется внутренняя экспрессия, но без перехлеста, найдены интересные позиции в совместном вращении, впечатляют и поддержки. Сара и Кирилл получили за него свой лучший результат в сезоне - 11.39 балла и обошли и Евдокимову - Базина в произвольном танце, и Смарт - Диаса в общем итоге, заняв 7-е место.
С произвольным танцем Лайлы Фир и Льюиса Гибсона на меня словно повеяло атмосферой дискотек, где мы в студенческие годы могли танцевать и до утра, и до упаду - кто кого перетанцует? Лайла и Льюис танцевали, на мой взгляд, с тем же настроением, словно соревнуясь друг с другом в лихости и замысловатости танцевальных шагов, недаром на первый план, для меня лично, выступали элементы, исполняющиеся параллельно, а не те, где партнеры вели разные партии, как в поддержках или совместном вращении. Очень яркий танец у англичан, и получили они за него весьма высокие баллы - 112.28, выйдя на итоговое 6-е место.
И каким тематическим м эмоциональным контрастом к нему стал произвольный танец Виктории Синициной и Никиты Кацалапова! Чем больше я смотрю этот танец ребят, тем больше он мне нравится - трудно, по-моему, было придумать на данном этапе их карьеры что-то, лучше отвечающее их индивидуальности. Если уж судить по самому строгому счету, то мне показалось, что в первой части танца, в особенности в твиззлах, Вика и Никита были слишком явно начеку, исполнив все предельно аккуратно, словно выписывая прописи по линеечке, чтобы, не дай Бог, не заступить за невидимую черту, и примерно то же ощущение осталось у меня от дорожки, в которой мне немного не хватило раскованности. Но, повторяю, это такие мелочи в сравнении с тем, что ребята исполнили все безошибочно!
А начиная со второй части танца, напряжение словно бы отпустило Вику и Никиту и они затанцевали в полную силу, и их вдохновение росло по мере того, как танец шел к своему апогею. В едином порыве, самозабвенно летели они к заключительному аккорду. Видимо, они все же где-то передержали одну из поддержек, поскольку с них сняли один балл, а итоговый результат составил 123.71 балла. Бесконечно жаль, что срыв в коротком танце не позволил ребятам вмешаться в борьбу за медали - уж одной из них они точно были достойны!
Произвольный танец Натальи Калишек и Максима Сподырева не лишен некоторых интересных моментов - поддержек, переходов, хотя общая его идея мне так и остается непонятной: кто это танцует - роботы, киборги? Аранжированная с каким-то скрипом музыка мне совсем не по душе. При всей моей симпатии к Наталье и Максиму не могу сказать, что этот их танец запал мне в душу. И получили поляки хоть и свой season best в 112.48 балла, но разрыв с танцем Синициной и Кацалапова составил ни много ни мало 11 баллов, что говорит о значительной разнице в классе этих дуэтов, хотя в турнирной таблице они в итоге окажутся рядом - наши на 4-м, а поляки на 5-м месте.
Говоря откровенно, Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри - не самая фактурная пара в танцах. Что им остается - только танцевать так, чтобы ни у кого и в голову не пришло спросить: "А что это они, такие маленькие и невидные, делают здесь на фоне таких роскошных дуэтов?" А Шарлен и Марко не только "делают", но и умудряются обыгрывать своих наделенных шармом соперников! Очень удачно, считаю, поставлен у них в этом году произвольный танец, в котором немало интересных находок и который действительно хочется если и не танцевать вместе с танцорами, то хотя бы "двигаться" на месте в одном ритме с ними. Синицина и Кацалапов выиграли у итальянцев произвольный танец, но полученные Гиньяр и Фаббри 120.79 балла позволили им в итоге сохранить за собой 3-е место.
А потом на лед вышли Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон и без надрыва и страстей типа "я страдала-страданула, с моста в речку сиганула" показали нам кусочек жизни и в ней отношения двоих, в которых есть разные периоды, и безмятежная растворенность друг в друге может на какой-то момент уступить место тревоге и отчаянию, но если есть одна душа на двоих, то гармония отношений все равно берет верх и все расставляет по своим местам. Я бы для характеристики ауры этого танца употребила оксюморон "целомудренная чувственность" - именно так я воспринимаю то, каким образом выражают музыку движением Пападакис и Сизрон, и так дано уметь только им. Если привлекать сравнение с живописью, то я бы сказала, что все рисуют свои ледовые картины разными кисточками и разными мазками, употребляя разные краски, и Габи и Гийом при этом пользуются самой тонкой и мягкой кисточкой из имеющихся возможных, а из красок используют акварель или пастель и никогда - гуашь или масло.
Вызывает восхищение продуманность каждой детали, предназначенной для создания единого целого - кроме хореографии танца, его чисто технического воплощения, это выбор музыки и костюмов. На редкость гармонично сочетание платья партнерши цвета увядшей розы и костюма партнера глубокого сливового цвета. И какое отдохновение для глаз, что на платье Габриэллы нет ни одной блестки! Эти фигуристы нравятся мне всегда и в "любом формате", но смотреть на них вживую мне приятнее стократ! Ни одна фотография и ни одна телевизионная картинка не могут передать достоверно обаяния Габи, сияния ее лучистых глаз и ее милую улыбку, а Гийом - ну просто неотразимый красавец! За свой прокат французы получили рекордные баллы в 133.19 - и кто бы сомневался, что будет что-то подобное!
К чести Александры Степановой и Ивана Букина, овация, устроенная зрителями французскому дуэту, не выбила их из колеи. На контрасте с танцем Пападакис - Сизрона Саша и Ваня представили зрителям нечто совершенно в ином ключе - танец страстный, щедро окрашенный эротикой и очень яркий. По эмоциям это был, несомненно, самый "зашкаливающий" танец из всех представленных. Но при этом, как мне кажется, ребятам все же удалось не перейти ту грань, за которой уже начинаются "страсти на болоте". Порадовало то, Саша и Ваня, на глаз зрителей, не испытывали ни малейших технических трудностей, их акробатические поддержки, которые в предыдущих танцах порой выглядели чужеродным телом, здесь были органично вписаны в ткань танца, и своим фирменным твиззлам в "пистолетике" они наконец-то нашли удачное применение. Так что вопрос об обладателях серебряных медалей сомнений, кажется, ни у кого не вызывал с того момента, как завершился последний музыкальный аккорд. Здорово, что Саша и Ваня получили при этом свои лучшие баллы в сезоне - 125.04!
Подводя итоги завершившемуся чемпионату, еще раз могу сказать, что метафора "и грудь в крестах", и "голова в кустах", мне кажется, как нельзя удачно отражает сложившуюся ситуацию: первая ее часть в полной мере относится к Софии Самодуровой, Александре Бойковой и Дмитрию Козловскому, Александру Самарину, Александре Степановой и Ивану Букину, ну а вторая - к Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову, Алине Загитовой, Станиславе Константиновой, Михаилу Коляде, Максиму Ковтуну, Виктории Синициной и Никите Кацалапову. Одно "золото", четыре "серебра" и одна "бронза" - итог неплохой, но далекий от максимального, на который наши фигуристы по своему мастерству вправе были рассчитывать. Успехов им на ЧМ в Японии!
Я разве сказала, что Стася представила лучшую "Каренину" в своей жизни? Но разве она вам не показалась прекрасным контрастом к проваленной короткой программе? Для меня это было именно так!
Комментаторов я, как вы понимаете, не слышала, сидя на стадионе, а пересматривала видео с испанского телеканала с испанскими же комментариями, поэтому в отношении Алексии у меня не было предвзятости. Я помню, что ей удавалось попасть в призы на каком-то этапе Гран-при, по хореографии она для меня однозначно интереснее Линдфорс. Так что ее шансы на пьедестал я до конца не отметала.
Ну вот отношение к Делла Монике и Гуаризе - это как раз тот пример, когда на одно и то же явление можно смотреть по-разному. Для меня они вовсе не "бесчувственная итальянская пара", мне по душе их катание и те образы, которые они воплощают. Вы увидели в прошлом году "водоросли" - я же уязвимость и красоту нашей планеты.
По поводу Тарасовой и Морозова я отметила, что, кроме прыжков, катание было достойным. Но это чисто технически. А вот эмоций и "ниточки" между партнерами не чувствовалось.
Только насчет Ванессы с Морганом не соглашусь - на прошлом ЧЕ они выиграли КП, но напортили в произвольной, что в итоге стоило им медалей вообще.
У Стасюни видали мы Каренину нааамного лучше минской по презентации.
Не очень понимаю, что Вы ждали от Алексии в плане результата. Комментатор ещё до проката сказал, что у неё просто нет таких прыжков, чтобы претендовать на высокое место.
Просто поражает, что Вы такого разглядели в бесчувственной итальянской паре. В прошлом году они, кажется, изображали водоросли, и это им было самое то.
И, наконец, о Тарасовой-Морозове. Как-то за очевидными срывами прыжков прошло незамеченным, что остальную ПП они выполнили много чище обычного, просто на чемпионском уровне. Так что их катание, на мой взгляд, заслуживало лучших отзывов.
По французской паре Джеймс/Сипре полностью согласен - вытягивают их судьи. И даже не столько на золото этого ЧЕ (оно и так было очевидно), сколько давая аванс уже на грядущее сражение в Сайтаме. Очень рад за землячку Соню, свой пока главный Георгиевский крест она несомненно заслужила. Профессор держит марку.)
Спасибо Вам, Лариса, большое за очень интересный обзор, который было нескучно и познавательно читать. Побольше публикуйте материала о ваших беседах со специалистами и любителями фигурного катания из других стран (по возможности). Буду и дальше ждать ваших обзоров. На них отдыхаю душой, ругань и беспредел уже надоели.