8 мин.

В ожидании Весны

Больше всех времен года я люблю весну. Наблюдать пробуждение природы от зимнего сна под теплыми лучами солнца и веселое журчание ручейков. Слушать звон падающей весенней капели и звонкое пение птиц на утренней заре. Любоваться весенними пейзажами, радующими глаз яркими красками.

В Японии считают, что человеку, не воспринимающему красоту природы, нельзя доверять, так как у него “каменное сердце”. С каждым временем года у японцев связаны определенные обряды и обычаи. Особую известность имеет “ханами” (花見) – японская национальная традиция любования цветами или праздник цветения сакуры. Период цветения сакуры - самое долгожданное и любимое время в Японии. 

Японцы придают празднику особый смысл, сравнивая цветение сакуры с красотой и мимолетностью жизни. Цветущая сакура одевает страну в нежнейшие бело-розовые тона и обволакивает упоительным ароматом. Прекрасное и захватывающее по своей красоте зрелище.  

О красоте весеннего пробуждения природы рассказывает новый показательный номер Юзуру Ханю Haru Yo Koi “Приходи, весна”, поставленный хореографом Дэвидом Уилсоном. 

Это очень японская программа, олицетворяющая образ весенней Японии как время цветения сакуры и обретения новых надежд и мечтаний.  

Цветы сакуры символизируют облака, что подчеркивается нежно-розовым цветом блузы с легкими воланами из легчайшей органзы по рукавам и низу. 

Сам Юзуру в программе подобен цветущей сакуре, дуновению теплого весеннего ветерка, доброму лесному духу и расправляющему крылья нежному лебедю. И прекрасен как сама Весна. 

Премьера программы под живое фортепианное исполнение состоялась во время летнего тура шоу Fantasy On Ice. Фортепианную версию Haru Yo Koi исполнил японский пианист Шинья Киёзуки.  

Из интервью Дэвида Уилсона Japan Times, взятого во время тура FaOI: 

“Я прилетел на день раньше для постановки номера. Мы с Юзуру работали на протяжении четырех с половиной часов и еще полтора часа на следующий день. Затем я был на групповых репетициях. Вот и всё.  

Ему нравится эта песня и для него эти чувства искренни. Он может часами находиться в своём гостиничном номере, тщательно разбирая перед зеркалом каждое движение, каждую музыкальную интонацию”. 

Дэвид признался, что был восхищён тем, как быстро Юзуру смог представить программу, а затем безупречно её исполнить. 

“Мы поставили номер в понедельник, а в пятницу он уже катал программу. Я наблюдал за его выступлением три раза и был просто поражён. 

Он может сделать самую затянувшуюся паузу, самый ничтожный момент таким запоминающимся, потому что так это чувствует. Юзуру - удивительный спортсмен и потрясающий исполнитель, обладающий харизмой десяти человек. Он - единственный в своем роде, это точно!” 

Из беседы с пианистом Шинья Киёзуки о совместном выступлении с Юзуру на FaOI: 

"При живом исполнении интерпретация музыки каждый раз отличается. Кульминация не всегда бывает в одном и том же месте. Ханю-сеншю отличает выдающаяся способность приспособить свое исполнение к этим изменениям. Он каждый раз старается прочувствовать музыкальные акценты, невольную смену ритма и кататься, учитывая все подобные ньюансы.” 

 

Программа начинается с хореографической позировки (пробуждение природы с приходом весны). Две тройки через перетяжку с переходом на ход вперед и коньковая связка из простых шагов/поворотов и хореографических движений. Далее длинная дуга вперед-наружу на левой ноге с хореографическим акцентом на раскрытие рук на сильную долю в начале нового музыкального такта. Затем с той же дуги - одноножная связка (на левой ноге): крюк вперед-наружу - выкрюк назад-наружу - петля вперед-наружу. Быстрый переход на правую ногу с исполнением музыкального твизла вперед-внутрь, который великолепно вписан в ритмический рисунок заключительного такта первой музыкальной фразы. 

Хореографическая позировка с переходом в циркуль в начале новой музыкальной фразы, подсечка, пара вальсовых троек. Две подсечки в начале следующего такта, моухок, перетяжка, скобка и еще пара подсечек.  

Следующий далее сложный заход на 3Lo замечательно вписан в ритмический рисунок такта: чешский шаг (тройка назад-внутрь - чоктау вперед-наружу с правой ноги, тройка назад-внутрь - чоктау вперед-наружу с левой) - тройка – крюк. Все шаги захода вписаны в мелодическую канву, а сам прыжок исполнен на сильную долю с акцентированным приземлением в начале нового музыкального такта. Полная гармония музыки и движений от захода до выезда - как теплый весенний ветерок...  

Хореографическая связка из шагов и движений после выезда с прыжка (провозка, зубцовые шаги и выпад со сменой направления) подчеркивает финальные акценты второй музыкальной фразы. 

“Нежная и трепещущая на ветру ветка сакуры” в начале новой музыкальной фразы со сменой мелодических интонаций.

Переход на ход вперед и очень музыкальный заход через “шагающую либелу” на комбинированное вращение, великолепно вписанное в мелодический рисунок программы. Сложные вариации базовых позиций подчеркивают музыкальную фразировку, а точная работа рук усиливает звуковые акценты: 

  • каждый удар о лед зубцом конька свободной ноги в “шагающей либеле” соответствует длине ритмической доли; 

  • акцентированное движение обеих рук в либеле в финале музыкального такта; 

  • смена ноги – в начале нового такта; 

  • мягкая работа рук при исполнении сложной вариации волчка подчеркивает пронзительность фортепианных аккордов. 

 Летящие рукава блузы усиливают легкость и воздушность исполнения элемента.  

Музыкальный пируэт на выходе из вращения под легкий фортепианный проигрыш, переход на ход вперед, перекидной, связка из шагов и хореографических движений и остановка в финале мелодической фразы. 

Две тройки через перетяжку в начале новой музыкальной фразы, тройка с переходом на ход вперед и коньковая связка из простых шагов и хореографических движений, вписанных в ритмический рисунок такта. Пара беговых, широкий шаг, моухок и две подсечки с переходом в великолепный гидроблейд, в котором Юзуру описывает целый круг.   

Хореографические акцент в начале исполнения элемента в виде одновременного раскрытия рук на сильную долю в начале такта подчеркивает музыкальную структуру. 

После выхода из гидроблейда в финале музыкальной фразы Юзуру собирает в ладони ледяную крошку из-под коньков. 

Начало новой музыкальной фразы обозначено комбинированной связкой из хореографических движений и шагов. Джаксон с фейерверком снежной крошки “в ноту”, ойлер в начале нового музыкального такта, несколько беговых, тройка-моухок, вписанные в яркие финальные аккорды этого такта. Беговой, моухок, пара подсечек с переходом на ход вперед, вальсовая тройка и великолепный отложенный аксель (delayed аxel) с акцентированным приземлением на сильную долю в начале следующего музыкального такта. Шикарное с точки зрения техники и композиции исполнение одной из вариаций акселя. Переход на ход вперед с дуги приземления и далее через пару беговых и моухок в великолепный ина-бауэр с акцентированным раскрытием рук на усиление звучания фортепианных аккордов.  

  

Вальсовая тройка на дуге выезда с ина-бауэра, переход на ход вперед и прыжок в волчок через либелу в финальное вращение стоя (в винте), исполненное на трехкратное глиссандо. 

Хореографическая связка элементов (отложенный аксель - ина-бауэр - заключительное вращение) и финальная поза становится изящным штрихом в ритмическом рисунке и изюминкой композиции программы.  

Хореографический рисунок движений (включая коньковые связки) наложен на мелодический, а элементы вписаны музыкальную канву программы. Юзуру как всегда демонстрирует потрясающее чувство музыки. И в показательном номере поражают точность и присущая Юзуру  деликатность в интерпретации фортепианной музыки, особая выразительность движений корпуса, красота и изящество каждого жеста и удивительная гармония музыки и самого катания. Красота, заключенная в то же пространство, что и ноты. 

Я очень скучаю по Весне... Но точно знаю, что наша Весна обязательно вернется вместе с цветением сакуры. По другому быть просто не может. 

 Коллаж @yuzumami источник