37 мин.

Итоги Минска: и «грудь в крестах», и «голова в кустах». Субъективные заметки очевидца ЧЕ 2019. Часть I

Признаюсь честно - не было поначалу в моих планах ехать на чемпионат Европы в Минск! Но во время  российского первенства в Саранске я встретилась  с несколькими болельщиками из разных городов, которые к тому времени уже запаслись билетами на ЧЕ, и, что называется, "взыграло ретивое" - до того захотелось опять погрузиться в атмосферу, подобную той, которая царила в Москве в прошлом году!  

    К счастью, удалось купить абонемент на приличные места, позволяющие наблюдать все действо вблизи, и снять гостиницу в шаговой доступности от "Минск-Арены". То, что до катка было идти в пределах 10-15 минут, оказалось большим плюсом, поскольку моим соседям по трибуне приходилось добираться до своих снятых квартир долго и в переполненном  транспорте. Да и сама я в день показательных выступлений после того, как посетила Музей истории Великой Отечественной войны, с огромным трудом втиснулась в переполненный автобус в направлении "Минск-Арены". Хорошо еще, что времени было с запасом, поскольку очереди на вход были немаленькие, а турникеты, проверяющие билеты, то и дело выходили из строя.    

Вообще же, что касается организации первенства, то вопросов по ней было предостаточно. Вызывало удивление, например, то, что в секторе С, через который я заходила внутрь Дворца спорта, всех просили расстегнуть верхнюю одежду, показать сумки, но у меня ни разу, кроме дня показательных выступлений, не спросили билета, да и на трибуне мне его не пришлось показать ни разу! То есть, теоретически я могла бы ходить на соревнования без билета, а место на трибунах при желании всегда можно было отыскать.  

    Из разговоров с соседями по трибуне я узнала, что довольно много мест в зале было занято людьми, далекими от фигурного катания, которых буквально сгоняли на соревнования по разнарядке от школ, вузов, предприятий и воинских частей. В первый день соревнований места передо  мной (я сидела во втором  ряду)  поначалу были заняты школьниками-подростками, которые болтали, вертелись, играли в компьютерные игры и были заняты чем угодно, только не просмотром того, что творилось на льду. Я возмутилась: "Вас что, пригнали сюда под дулами автоматов что ли? Вам же глубоко наплевать на фигурное катание! Ведите себя тихо, по крайней мере!"  Один из компании подростков отреагировал: "Мы вас поняли!" И, досидев до следующей разминки, они дружными рядами покинули зал. Видимо, вняв жалобам болельщиков, в последующие дни самую юную часть публики организаторы отправляли на верхние ряды. Но наполняемость зала если "не мытьем, так катанием", была соблюдена в должной мере. Однако надо сказать, что болельщиков из разных городов России, с Украины и стран дальнего зарубежья также было немало: место прямо передо мной занимала англичанка, а чуть в стороне - японка, на моем ряду правее сидела группа испанцев. Любовь к фигурному катанию объединяла всех!  

    Первые два дня чемпионата были посвящены тренировкам, которые проходили на двух аренах - главной и конькобежной, и болельщики могли свободно перемещаться туда-сюда по своему желанию. Но я оба дня тренировок присутствовала только на основной арене в надежде как увидеть фигуристов в ходе тренировочного процесса, так и взять у них автографы. Нас, таких любителей, собралось около полусотни по обе стороны трибун у самого выхода спортсменов на лед.      

Правда, в первый день фигуристов на льду были считанные единицы - не приехали наши ребята, да и многие другие звезды. Только Ванесса Джеймс и Морган Сипре тренировались бок о бок с испанцами, англичанами и немцами. А на некоторых тренировках каталось по одной паре вместо четырех-пяти, либо вообще никто на нее не являлся. Но лед тем не менее исправно заливали после каждых двух разминок, как положено, даже если никто на него вовсе не ступал.    

  Ну а во второй день уже шли более-менее полноценные тренировки, и было очень интересно наблюдать, кто как себя ведет, что у кого получается и что нет. Особый интерес у всех вызывали, конечно, наши девочки. Великолепно выглядела Алина Загитова: у нее все получалось - и отдельные прыжки, и каскады. Казалось, что она не испытывает ни малейшего затруднения при их исполнении, взлетая вверх, как пушинка. Столь же уверенно выглядела и Софья Самодурова.      

А вот у Станиславы Константиновой, к сожалению, сразу же вылезли проблемы с каскадом 3Л - 3Т и вообще с зубцовыми прыжками. Проблемы эти повторились и на тренировке в день проката короткой программы - никак не давался Стасе этот злосчастный каскад! Ну и итог этого всем известен - 11-е место Константиновой после короткой программы.      

Наши танцоры, к сожалению, не присутствовали на тренировке ни в первый, ни во второй день, поскольку прилетели в Минск буквально перед тем, как она началась. Я видела их только на тренировке в день проката короткого танца, и там у них все шло хорошо. Зато с большим удовольствием я дважды наблюдала за тренировками французских дуэтов, из которых меня интересовали, собственно, только Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон, и за катанием выступающих за Испанию Сары Уртадо и Кирилла Халявина.    

  В первый день Габи и Гийом поначалу слишком резко зашли на вращательную поддержку своего произвольного танца и упали с нее. Но потом повторили ее безошибочно. Ну а на тренировке в день ритмического танца ошибок у них я не заметила. Сара и Кирилл в тренировочном процессе смотрелись вполне убедительно, что меня порадовало, поскольку все мои симпатии были на их стороне в противостоянии с Оливией Смарт и Адрианом Диасом. Оливия и Адриан, кстати, в первый и во второй день на тренировке не присутствовали, а на тренировку в день исполнения ритм-танца я немного опоздала и когда пришла, свое танго они уже прокатали. Так что ничего не могу сказать о том, как они тренировались.  

    С большим интересом все ожидали тренировки наших мальчиков и Хавьера Фернандеса. Наши тоже приехали позже, поэтому их можно было увидеть только в день проката короткой программы. А вот Хавьер тренировался и накануне, и в день короткой программы. Нельзя сказать, что все у него шло идеально - все же долгий перерыв, который он взял после Олимпиады, давал о себе знать. Но многое все же и получалось, что меня очень порадовало.    

  Понравились мне на тренировке француз Кевин Эймоз, Александр Селевко из Эстонии и выступающий за Азербайджан Владимир Литвинцев. Его на лед выводил, кстати, Владимир Котин - один из моих любимцев-одиночников первой половины 1980-х гг. После тренировки я сказала Котину: "Какой у вас хороший мальчик катается, Владимир!" - "Да вот, - ответил он, не могли его никак  пробить в нашу команду, поэтому пришлось пойти таким путем - выступать за Азербайджан." Володе всего 17 лет, и он легкий, прыгучий и очень пластичный. К тому же в нем чувствуется характер, и,что немаловажно, требовательность к себе. Когда девочка, сидящая за мной, попросила у него автограф, он поднял на нее глаза и сказал очень серьезно: "Я еще пока этого не заслужил" - "Ничего, Володя, - сказала я ему, - привыкайте!" И он поставил свою подпись в блокнот девочке.  

    Вообще же, что касается автографов и общения фигуристов с болельщиками, не могу не отметить одну особенность, которая разительно бросается в глаза. ВСЕ иностранные фигуристы, включая и мега-звезд, и звезд рангом пониже, и даже совсем почти еще не известных широкому кругу спортсменов, никогда не отказывали в просьбе дать автограф или сфотографироваться с болельщиками, терпеливо расписывались до последнего желающего.    

  Когда я попросила автограф у Габи Пападакис и в течение нескольких минут говорила ей, как ценю их с Гийомом искусство танца на льду и что именно меня в нем подкупает, она смотрела мне глаза в глаза, улыбалась, благодарила и при этом не отвлекалась на подпись других фото, которые ей тянули со всех сторон. Она общалась в эти секунды только со мной, и в этом было проявление уважения спортсмена к своему болельщику. Я у нее, в частности, спросила, не приходила ли им с Гийомом в голову мысль станцевать на музыку греческого танца "Сиртаки" - почему-то мне их уже довольно давно хотелось бы увидеть в этом танце. Глаза у Габи округлились от удивления: "Нет, никогда!" - "Это было бы слишком непривычно? - спросила я. - "Да, очень непривычно!" Ну а потом она подписала фото, флаги и блокноты всем желающим. Так же вели себя и Гийом Сизрон, и Хавьер Фернандес, и Ванесса Джеймс с Морганом Сипре, и все остальные иностранцы.      

Что же касается наших фигуристов, интерес со стороны публики к которым был ничуть не меньшим, то и девочки, и мальчики после тренировки прошествовали мимо с каменными лицами, не повернув головы в сторону болельщиков. Только Женя Тарасова с Володей Морозовым,  Саша Бойкова с Димой Козловским и Денис Ходыкин дали автографы нескольким желающим. Даша Павлюченко убежала сразу, по всей видимости, расстроенная тем, что несколько раз упала с выбросов. Синицина - Кацалапов и Степанова - Букин начали было расписываться на протянутых болельщиками фотографиях и листочках из блокнотов, но тут подошел Петр Дурнев и буквально взял за плечи и увел Вику Синицину, а за ней ушли и остальные. Выглядело это, скажем прямо, не слишком красиво в сравнении с зарубежными спортсменами. Все ведь при этом находились в равных условиях, но при этом наши вели себя как снобы - кто-то, видимо, выполняя волю начальства из федерации, а кто-то - "словив звезду", как Загитова, которая и после показательных выступлений натянула на лицо капюшон и на просьбу дать автограф ответила резким "Нет!".    

  А вот очень меня тронул венгерский танцор, чемпион мира 1980 года в дуэте с Кристиной Регоци Андраш Шаллаи. Сначала он очень удивился, что их с Кристиной еще помнят и просят об автографе. Но я сказала, что хорошо помню и их, и их танцы, из которых мне в особенности понравился показательный танец на музыку Первого концерта Чайковского, который они исполняли на гала-концерте в Москве в 1979 году, где мне довелось присутствовать. На глазах Андраша показались слезы: "Этот танец мы поставили тогда в память наших с Кристиной отцов, которые незадолго до того ушли из жизни".      

Необычайно интересным и содержательным был наш разговор с Ростиславом Синицыным, партнером из очень мною любимого и, по моему глубокому убеждению, сильно недооцененного танцевального дуэта с Натальей Карамышевой, выступавшего в конце 1970-х - начале 1980-х гг. , а ныне известного тренера, живущего уже много лет в Чехии. От него, в частности, я узнала о том, что полтора года назад скончалась Мила Новакова, знаменитый тренер, выведший в чемпионы мира и Европы Еву и Павла Романовых, первых чехословацких танцоров, сломивших гегемонию английских танцевальных дуэтов, а также тренировавшая на излете ее любительской карьеры мою любимицу Хану Машкову. Кстати, Ростислав сказал, что фигурным катанием он начал заниматься именно под впечатлением танцев Евы и Павла Романовых.      

Также от него я узнала ответ на давно мучивший меня вопрос: отчего умерла в день своего пятидесятилетия Лилиана Ржегакова, которая танцевала в прекрасном дуэте со Станиславом Драстихом и была 4-й на ОИ 1980 года? Оказывается ее сразил инсульт - вот так, по роковому стечению обстоятельств, день в день... Сын Натальи и Ростислава Александр, выступавший тоже в танцах на льду за Чехию, ныне завершил свою карьеру, не в последнюю очередь из-за подковерных игр чешской федерации. А сам Ростислав с этого сезона приступил к работе с литовским дуэтом Элисон Рид - Саулюс Амбуклевичюс, которых он и выводил на лед в Минске.  

    У Михаэля Хута я спросила, как чувствует себя Каролина Костнер. Он ответил, что в целом лучше, но пока врачи не разрешают ей привычные нагрузки. На вопрос, выйдет ли Костнер на лед в Саитаме, он ответил, что с очень малой долей вероятности. Но о своем уходе она пока не заявляла, так что вполне возможно ее появление на соревновательном льду в следующем сезоне.    

  У Андрея Депутата я спросила о том, чем занимается сейчас Вера Базарова. Он ответил, что Вера и ее бывший партнер Юрий Ларионов вновь объединились в пару и выступают в шоу Ильи Авербуха. Сам же Андрей немного работает тренером и также выступает в шоу Авербуха с некоей девочкой Настей, фамилию которой я не запомнила, поскольку она себя в спорте ничем особенным не проявила.  

    Йорик Хендрикс, с которым я поздоровалась, к моему удивлению, узнал меня: "Мы с вами разговаривали в прошлом году в Москве!" Я спросила его, что случилось с его сестрой Люной. "У нее травма, и достаточно серьезная. Возможно, что она и на чемпионате мира не выступит". Я спросила Йорика, как разрешился вопрос с поездкой их мамы в Пхенчьхан - в прошлом году он говорил, что у их семьи не хватает денег на то, чтобы мама посмотрела выступления своих детей на Олимпиаде. "Она ездила с нами в Пхенчьхан! Нам удалось собрать деньги по краудфандингу, так что все разрешилось благополучно. А теперь я ушел из спорта и стал тренером, тренирую в том числе и Люну". Я пожелала успехов Йорику в его новой ипостаси, а его сестре - в спорте.  

    У руководительницы датской команды я спросила о судьбе одних из моих фаворитов в танцах - Лоранс Фурнье-Бодри и Николая Соренсена, которые не смогли выступить на Олимпиаде из-за того, что партнерше не дали датского гражданства. Оказывается, они вовсе не ушли из спорта, как я полагала, не увидев их и на чемпионате мира в Милане, а с этого сезона выступают за Канаду и, заняв третье место на национальном первенстве, будут выступать на Чемпионате четырех континентов и ЧМ. Отличная новость! В общем, много интересного вокруг фигурного катания было у меня во время этого чемпионата, что осталось в памяти.  

    Но главное, конечно, это были соревнования, и тут эмоций и со знаком плюс, и со знаком минус было хоть отбавляй. Первыми вступили в борьбу юные леди. Как обычно, в начальных разминках уровень подавляющего большинства участниц был откровенно слабым. На этом фоне оживление в зале вызвало выступление Екатерины Рябовой, представляющей Азербайджан. 15-летняя воспитанница Александра Волкова, сына нашего незабвенного  первого чемпиона мира Сергея Волкова,  под задорную мелодию Puttin' on the Ritz уверенно исполнила каскад 3Л - 3Т, 2А и 3Ф, нашла пару интересных позиций во вращениях, неплохо скользила в дорожках и в целом сумела оставить по себе вполне приятное впечатление. Катя получила свой season best в 59.95 балла и довольно долго удерживала лидерство, а в итоге стала 7-й после короткой программы.  

Катя

  Чешка Элишка Бржезинова, которую на этом чемпионате у бортика встречал не только тренер-отец, но и бронзовый призер ОИ 1984 г. Йозеф Сабовчик, с этого сезона вошедший в тренерский штаб фигуристки, на сей раз откаталась без привычных для себя "ляпов", чистенько исполнив свой более чем скромный по нынешним временам прыжковый контент из каскада 3Т - 2Т, 2А и 3Л, но не отметившись при этом ни малейшей оригинальностью ни в дорожках, ни во вращениях. А если учесть полное отсутствие женственности у этой фигуристки, то оценка в 55.85 балла выглядела, на мой взгляд, приличным авансом в адрес сестры незаурядного фигуриста Михала Бржезины.    

Элишка

  Андрей Лутай, нашедший свою судьбу в Болгарии, похоже начинает пожинать первые плоды своих тренерских успехов: не припомню, чтобы дотоле болгарские фигуристки в турнирной таблице поднимались так высоко, как его 16-летняя ученица Александра Фейгин. Саша успешно исполнила каскад 3Т - 3Т, 3Р и 2А, неплохо вращалась, но главное, сумела оставить впечатление логической связности всех элементов программы и ее эмоциональной наполненности. Оценка в 58.80 балла стала ее лучшим результатом сезона и позволила ей занять текущее 9-е место.    

Саша

  От финских фигуристок, со времен пользующихся моей большой симпатией Кииры Корпи и Лауры Леписто, мне всегда хочется ждать хорошего катания.  Вивека Линдфорс, которой трудно отказать в обаянии, тем не менее, меня ничем особенным не зацепила: каталась хотя и мягко, но, на мой взгляд, бледно. Ей удались каскад 3Л - 3Т и 2А, а 3Ф был выполнен с явной ошибкой на выезде. Однако оценки она получила более чем достойные - 65.61 балла, выведшие ее на текущее 4-е место, чем оставила меня в некоем недоумении.  

Вивека

    Приятное впечатление произвела на меня короткая программа словачки Николь Райичовой на музыку "Истории любви" Фрэнсиса Лэя, где весьма удачной показалась музыкальная аранжировка. Возможно, что лавры Алины Загитовой не дают ей покоя, но знаменитый каскад Алины Райичова все же упростила до 3Л - 2Р, прыгнула 3Р и 2А и неплохо справилась со всеми остальными элементами программы. Полученные ею 64.08 балла фигуристку явно порадовали - она разместилась на текущем 5-м месте.  

Николь

     Алина Загитова открывала своим катанием последнюю разминку. Ее "Призрак оперы" прозвучал очень убедительно: каскад 3Л - 3Р выглядел на редкость пролетным, удачно исполнила она и 2А, но на выезде с 3Ф едва удержалась от того, чтобы коснуться рукой льда. Рекордных баллов Загитова на сей раз не получила, но результат за короткую программу выглядел все же весьма впечатляющим - 75.00 балла, что вывело ее в абсолютные лидеры. Кстати, хочу сказать тем недоброжелателям Алины, которые презрительно пишут о ее "ковырянии" льда, что ничего подобного - она скользит совершенно бесшумно, и приземляется после прыжков - тоже.  

Алина

  Как же мне нравится "Малагенья" Станиславы Константиновой! Стася с ее строгой  классической красотой в этой программе смотрится просто потрясающе, но, разумеется, при должном исполнении. А оно на сей раз было, к сожалению, из рук вон плохим: сначала у Константиновой получилась "бабочка" вместо 3Л да еще с неубедительным выездом, так что задуманный каскад был сорван, с 2А Стася справилась и попыталась соорудить каскад из 3Ф, присоединив к нему 3Т, но эта попытка закончилась падением, и все остальные элементы, будь они исполненными хоть идеально, уже ничего не решали.  Отчаянию  фигуристки не было предела, потому что становилось ясно, что пьедестал ей уже не светит - слишком велик становился отрыв от лидеров. Конечно, жалкие 56.76 балла - это не результат для спортсменки класса Константиновой, но на столь грубые ошибки судьи не могли закрыть глаза. Поэтому получилось то, что получилось - текущее 11-е место.      

Стася

    От француженки Лорин Лекавелье я каждый год жду какого-то прорыва: девушка она симпатичная, и смотреть на нее мне приятно. Но прорыва не получилось и на сей раз: после каскада 3Т - 3Т Лорин слишком быстро подставила свободную ногу, ее закрутило на выезде с 3Л, да и выезд с 2А не был идеальным. В целом в программе на египетскую тему Лекавелье попыталась уйти от привычных образов, но попытка, на мой взгляд, не удалась, поскольку хореография программы мне не показалась оригинальной. Однако Лорин осталась весьма довольна оценкой - полученные ею 63.29 балла стали ее лучшим результатом в сезоне и вывели ее на 6-е место.  

Лорин

  Удивительную стабильность (стучу по дереву!) демонстрирует в этом сезоне София Самодурова. В своей короткой программе она пронеслась по льду на одном дыхании, отчеканив каскад 3Ф - 3Т, 3Р и 2А, при этом каждый музыкальный нюанс программы был ею отыгран на редкость точно. И еще одно ценное качество есть у Сони - умение вступать в контакт с залом, который поддерживал фигуристку на протяжении всего выступления. Оценки арбитров были очень высоки - 72.88 балла, и Самодурова после первого дня соревнований расположилась в непосредственной близости от Загитовой.  

Соня

      Завершала соревнования в короткой программе Алексия Паганини из Швейцарии. Она чисто откатала свое танго, исполнив каскад 3Л - 3Т, 3Р и 2А, но не могу сказать, что ее программа запала мне в душу. Как-то не совсем вяжется она у меня с обликом Алексии, которой, на мой взгляд, подошло бы что-нибудь не столь страстное, а, скорее, более нежное. Но судьи оценили программу Паганини на 65.61 балла и вывели ее на текущее 3-е место.    

Алексия

  После перерыва состоялось открытие чемпионата, ничем особенным мне не запомнившееся. Я к таким зрелищам отношусь как к неизбежной части общего протокола и терпеливо высиживаю до конца, но они меня никогда не увлекают. А вот соревнования пар в короткой программе подарили массу эмоций. Еще на тренировке обратила на себя внимание испанская пара Лаура Баркуэро - Аритц Маэсту. Видно, конечно, что пара еще совсем "сырая", но что-то в них начинает просматриваться интересное. До этого ведь у испанцев спортивных пар не было, эта - "первая ласточка". В короткой программе далеко не все удалось Лауре и Аритцу - скомканной получилась подкрутка, партнерша ошиблась на параллельном 3С, затем партнер с немалым трудом вывел Лауру в поддержку, было и расхождение в параллельном вращении, и некая корявость в дорожках... И при всем при том я бы все-таки не сказала, что "первый блин у них вышел комом" - 53.89 балла для европейского дебюта считаю вполне неплохим результатом этой пары.  

лаура

    На редкость удачно начали свою лирическую короткую программу немцы Минерва Фабьенна Хазе и Нолан Зеегерт, эффектно исполнив и тройную подкрутку, и параллельный 3Т, и выброс 3С; несколько меньше впечатлили меня поддержка и высоковатый, на мой вкус, тодес, но падение обоих партнеров на только что начавшейся дорожке стало неприятным сюрпризом и для зрителей, и в особенности для самих спортсменов. К их чести оставшийся обязательный элемент - параллельное вращение - они исполнили практически безупречно. И оценки оказались совсем не удручающими - 60.08 балла.

Хазе

    Ловлю себя на том, что все больше и больше влюбляюсь в своих земляков Александру Бойкову и Дмитрия Козловского. Ну до чего же милые ребята! Зрители в зале, похоже, были единого со мной мнения, горячо поддерживая Сашу и Диму аплодисментами. А они уж постарались на славу, играючи исполнив и параллельный 3С, и высоченную тройную подкрутку, и выброс 3С с оригинальным подходом к нему, и все остальные элементы, передав при этом своим катанием залихватское настроение популярной песни "Очи черные" и заслужив за свой прокат 72.58 балла, позволившие им разместиться поначалу в лидирующей тройке.    

Саша и дима

  Еще один очень симпатичный наш дуэт Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин допустил в своей программе лишь одну явную ошибку - партнерша на выезде с выброса 3С коснулась льда обеими руками, все же остальные элементы, из которых в особенности хороша была поддержка, были ими исполнены просто здорово. Но оценки были не самыми высокими для уровня этой пары - 65.89 балла, что дало им 5-й результат после короткой программы.    

даша

  Еще на тренировках был заметен настрой французов Ванессы Джеймс и Моргана Сипре на борьбу не просто за пьедестал, но за его "золотую" ступеньку. И исполнением своей короткой программы они это подтвердили, успешно исполнив все предписанные элементы, из которых я бы в особенности выделила поддержку, на которые Морган большой мастер, и выброс 3Ф. Получив свой season best в 76.55 балла, Ванесса и Морган заняли лидирующую позицию.    

ванесса

    Вышедшие следом за ними на лед Евгения Тарасова и Владимир Морозов словно бы с первых секунд старались доказать самим себе, судьям и зрителям, что пока еще чемпионы Европы - они, и именно в этом качестве с ними надо считаться. Их подкрутка, как обычно, была головокружительной и идеальной по линиям, но проблемы с параллельным 3Т, вылезающие и во время тренировок, не преминули напомнить о себе - Женя безнадежно загубила прыжок, явно его недокрутив и едва удержавшись от падения; выброс 3Р был очень хорош, так же, как и поддержка, и тодес, но расхождение в параллельном вращении добавило еще одну, и немаленькую, ложку дегтя в эту бочку меда. Итоговая оценка в 73.90 балла хоть и не давала рокового разрыва с французами, но в значительной степени усложняла задачу нашим чемпионам отстоять свой прошлогодний титул.  

Женя

  Итальянцы Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе не скрывали своих честолюбивых планов на этот турнир - в буклете, выпущенном к ЧЕ, было их небольшое интервью, в котором они заявили: "Наши цели на чемпионат Европы - откатать две наши программы как можно лучше и привезти домой медаль для Италии!"  Что касается короткой программы, то она удалась им в полной мере - все элементы Николь и Маттео исполнили просто здорово, хотя если сравнивать качество подкрутки итальянцев и всех наших пар, то сравнение будет не в пользу Делле Моники и Гуаризе. Однако они получили свой лучший результат сезона в 73.70 балла и расположились на текущем 3-м месте, отодвинув на 4-е Бойкову и Козловского. Интрига в соревнованиях пар сохранялась до последнего.  

Николь

      Соревнования в короткой программе мужчин начались для меня с катания 17-летнего фигуриста из Эстонии Александра Селевко, обратившего на себя мое внимание еще на тренировках. Саша успешно справился со своим не самым сложным по нынешним временам прыжковым контентом - 2А, 3Ф и каскадом 3Л - 3Т, но катался с настроением, отражая характер музыки, и остался доволен своим результатом - 69.94 балла - вряд ли он мог пока рассчитывать на что-то большее.  

Саша

    Точно такой же прыжковый набор - каскад 3Л - 3Т, 2А и 3Ф - продемонстрировал в своей короткой программе ровесник Селевко из Чехии - Матиас Белоградски. На мой взгляд, у него весьма удачно поставленная "молодежная" программа, в которой Матиас чем-то напомнил мне по стилю своего наставника Томаша Вернера, когда он был в таком же примерно возрасте. Полученные Белоградским 67.40 балла позволили ему пройти в произвольную программу, что, полагаю, было на данный момент основной задачей фигуриста и его тренерской команды.    

МАти

    Не разочаровал и выступающий за Азербайджан Владимир Литвинцев, включивший в свою короткую программу 4Т, хотя и выполненный небезошибочно, и прекрасно исполненный 3А, и каскад 3Л - 3Т, показавший при этом неплохую хореографию и интересные позиции во вращениях, но где-то по ходу программы потерявший музыкальную нить, что привело к тому, что к концу программы он заспешил, но все равно не уложился в музыку. Правда, к моему удивлению, дидакшн за это не последовал, а полученные Володей баллы - 73.60, ставшие его лучшим результатом в сезоне, вывели его на промежуточное 14-е место.      

Вова

    Максим Ковтун, вернувшийся в этом сезоне в европейскую элиту, начал свою короткую программу с неудачи - падения на 4С, но потом взял себя в руки и успешно справился с каскадом 4Т - 3Т и 3А. У него эта программа очень ладно скроена, при надлежащем исполнении способна буквально "поставить на уши" зал. Но на сей раз мне показалось, что все-таки Максим катался тяжеловато, несколько расчетливо, не было в его движениях бесшабашной легкости, которую диктует музыка, хотя трибуны вовсю поддерживали нашего фигуриста. Оценка, тем не менее, оказалась вполне неплохой для подобного проката и даже составила season best Максима - 87.70 балла, что позволило ему занять текущее 5-е место.  

Макс

  Никак не ожидала я увидеть на этом чемпионате Бриана Жубера - по-прежнему неотразимого! И когда он оказался буквально передо мной, придя на тренировку французских одиночников, я не удержалась от вопроса: "Бриан, в каком качестве Вы приехали на этот чемпионат? Тренера?" - "Да, я теперь тренер" - ответил он. - "И кого же Вы тренируете?" - "А вот увидите - нового мальчика". И он назвал мне его фамилию, которую я с ходу не запомнила. Но теперь уже ее знаю - Адам Сяо Хим Фа. Мне он понравился и на тренировке, и на соревнованиях проявил себя очень хорошо. В короткой программе Адам исполнил 3А, каскад 4Т - 2Т и буквально спас 3Л, в который ввинтился по сомнительной траектории. Похоже, что он будет исповедовать истинно мужское катание - именно тот стиль, приверженцем и одним из лучших представителей которого был в годы своей блистательной карьеры его наставник Бриан Жубер. А здесь этот фигурист получил свой лучший результат сезона - 76.70 балла и занял текущее 13-е место.    

Адам

Чех Михал Бржезина в этом сезоне уже не раз радовал своих поклонников достойными прокатами, и они, полагаю, могли рассчитывать, что и на сей раз их любимец не ударит в грязь лицом. Но прокат короткой программы у Михала не заладился: после каскада 4С - 2Т он допустил ошибку на выезде с 3Ф, едва удержавшись от падения и коснувшись льда рукой, затем было касание рукой и на выезде с 3А. К исполнению остальных элементов придирок не было - Бржезина показал себя мэтром конька, но оценка в 83.66 балла не оставляла ему надежд на пьедестал.  

Михал

  Пожалуй я согласна со словами плаката, который фанаты француза Кевина Эймоза развернули на одной из трибун: "Kevin. tu es un artiste!" ("Кевин, ты художник!"). Очень сильно продвинулся в своем мастерстве этот невысокий симпатичный паренек. У него очень своеобразная короткая программа, в которой он удачно исполнил 4Т, каскад 3Л - 3Т, похоже, что недокрутил 3А, еле удержавшись от падения, но эта ошибка не смазала благоприятного в целом впечатления от программы, в которой Кевин постарался придать необычную окраску привычным элементам, и зал на это реагировал очень живо. Эймоз заработал свой лучший результат сезона в 88.02 балла и уверенно вошел в число лучших одиночников после короткой программы, став 4-м.    

Кевин

  Настоящим открытием оказался для меня Даниэль Грассл, пепельный блондин с белоснежной кожей, внешне совсем не похожий на итальянца, а, скорее, на норвежца или датчанина. Никак не ожидала я увидеть на этом чемпионате исполнение 4Р, а Даниэлю этот прыжок удался в полной мере, так же, как и каскад 3Л - 3Т, и лишь 3А был им исполнен с ошибкой. Но меня увлекла сама программа Грассла, в которой музыка шла по нарастающей, и это было отражено в хореографии, а уж вращения, которые продемонстрировал этот фигурист - просто выше всяких похвал! Он получил за свой прокат 81.69 балла и занял текущее 9-е место, что вполне достойно для европейского дебюта.  

Даниэль

    Катание израильтянина Даниэля Самохина импонирует мне своим безудержным напором. Если сравнивать с живописью, то его программа - это картина, написанная без полутонов, широкими, яркими мазками, и Даня в ней очень органичен. На сей раз не обошлось без огрехов, но они все же были минимальными - фигуриста закрутило на выезде с 4С, но 3А и каскад 4Т - 3Т были выполнены прилично (мне показалось, что на выезде с 4Т было касание льда рукой, но в оценках это не отразилось). Самохин получил свой season best в 86.48 балла и занял текущее 6-е место.  

Даня

  Итальянец Маттео Риццо начал свою короткую программу с впечатляющего 3А, потом его закрутило на 3Л, но каскад 3Ф - 3Т он исполнил прилично. Вкупе с музыкальностью и культурой движений, которые присущи этому фигуристу, его программа в целом мне понравилась, хотя, конечно, какого-нибудь квада в ней явно не хватает для полной картины:)) Судьи оценили ее в 81.41 балла, что вывело Маттео на текущее 10-е место.    

Маттео

  Очень по душе мне короткая программа Александра Самарина - без каких-либо "финтифлюшечек", брутальная, полная внутренней энергии, прекрасно отражающая стиль, присущий этому фигуристу. Вот смотришь на Сашу - и всегда знаешь: будет бороться до конца! Единственный, к сожалению, из наших фигуристов, кто обладает этим качеством. И единственный, кто включает в свою программу "старшие" квады - 4Л и 4Ф, честь ему и хвала! На сей раз Саша превосходно исполнил каскад 4Л - 3Т и 3А, не не докрутил 4Ф. Все же остальное было им подано, как на блюдечке! И оценка оказалась сашиным лучшим в сезоне результатом - 91.97 балла, что позволило ему стать вторым после первого дня соревнований одиночников.    

Саша

    Умопомрачительный - наконец-то! - прокат короткой программы выдал Михаил Коляда! Все прыжковые элементы - каскад 4Т - 3Т, 3Л и 3А были сделаны им с огромной амплитудой, уверенно и красиво, при этом он катался мощно, хлестко и в то же время филигранно, заполняя собой, кажется, каждый квадратный сантиметр "Минск-Арены". Достойные такого проката оценки - 100.49 балла, составившие личный рекорд Миши, вывели его на лидирующую позицию после короткой программы.  

Миша

      Любимец публики Денис Васильев(с) из Латвии показал короткую программу в своем привычном стиле, позволяющую ему продемонстрировать редкое слияние с музыкой, ну а в филигранной работе конька в дорожках и в красоте вращений с Денисом мало кто может сравниться. Но вот прыжковая часть программы по-прежнему остается его уязвимым местом - после хорошо исполненного 3Ф он не смог безошибочно прыгнуть 3А и как-то тяжеловато, на мой взгляд, сделал каскад 3Л - 3Т. Оценка в 78.87 балла не позволила ему подняться после короткой программы выше 12-го места.  

Денис

"Малагенья" испанца Хавьера Фернандеса, несомненно, принадлежит к числу лучших творений этого фигуриста за всю его спортивную карьеру - настолько она яркая, с четко выраженным внутренним нервом и как нельзя лучше отражающая индивидуальность красавца Хави! И минская публика с первых же тактов была вовлечена в действо, которое разворачивалось на ее глазах, и не жалела ладоней для аплодисментов. Однако прыжковая часть программы Фернандеса на сей раз оставляла желать лучшего: он прыгнул каскад 4Т - 2Т вместо задуманного 3Т, недокрутил 4С и сделал степ-аут на выезде с 3А. Впечатление от программы у меня все равно осталось сильным, но было ясно, что лидерам Хавьер проиграет прилично. Так оно и получилось - Фернанедес заработал сумму в 91.84 балла и сумел зацепиться в лидирующей тройке, хотя и с непривычным для себя отрывом от лидера.

Хави

    Становилось уже совсем "горячо" - сумеет ли испанец стать в седьмой раз чемпионом Европы или им после уже долгого срока станет кто-то из наших ребят? Наверняка сказать это было нельзя.  

    Соревнования в ритмическом танце для меня приобрели интерес с того момента, как на лед вышли наши танцоры Софья Евдокимова и Егор Базин. Было интересно не только узнать, на какое место поставят судьи наших дебютантов, но и прикинуть, какое место могли бы занять здесь Тиффани Загорски и Джонатан Геррейро, если бы по нелепой случайности, связанной с экипировкой, не "пролетели" мимо чемпионата Европы. Соня и Егор сделали, по-моему, все, что могли в ритм-танце, получив за него свой лучший результат в сезоне - 66.65 балла, но для того, чтобы доказать что-то на европейском уровне, этого явно мало. Мне симпатичны эти ребята, трудяги - сразу видно, но от их ритмического танца я совсем не в восторге - не по душе мне сама идея их танца с уклоном в рок, и по-настоящему нравится, пожалуй, только низкая поддержка ребят. Поэтому возразить что-то по поводу их 11-го места у меня не поворачивается язык.  

Соня

  Приятное впечатление производит на меня финский дуэт Юлия Турккила - Маттиас Верслуис, тренирующийся под руководством Маурицио Маргальо, давно уже живущего в Финляндии. Как-то никогда не думала, что весьма заурядная одиночница Юлия станет такой притягательной, гибкой партнершей в танцевальном дуэте. Пока она, пожалуй, несколько затмевает своего партнера, что для танцев не всегда удачный вариант, но ритм-танец этого дуэта мне понравился, и баллы они за него получили приличные для себя - 67.18, обойдя нашу пару и став 10-ми.  

Юлия

  Испанцы Оливия Смарт и Адриан Диас с первого до последнего такта находятся в образах своего танго. Нельзя не признать, что их интерпретация не похожа ни на одну из представленных здесь (местами у меня, правда, возникали туманные ассоциации с танго Пайпер Гиллес и Поля Пуарье позапрошлого, кажется, сезона) и что исполнили они ее достаточно удачно, получив 70.02 балла и выйдя на текущее 6-е место. Но мне не по душе нарочитая застылость партнерши, словно бы через силу заставляющей себя делать какие-то движения, и с танго, на мой взгляд, никак не вяжущаяся и контрастирующая со "свирепым" выражением лица партнера. Понимаю, что именно на этом контрасте и поставлен танец, но что-то меня в нем отталкивает.  

Диас

    И насколько же больше мне нравится танго их товарищей по команде Сары Уртадо и Кирилла Халявина! Этот танец вкрадчивый, затаенно-страстный, и Сара в нем просто обольстительна, а Кирилл - настоящий джентльмен! Если бы не твиззлы, сорванные партнершей, то можно было бы, думаю, ожидать очень высоких баллов. Но и при столь грубой ошибке ребята смогли получить свой лучший результат в сезоне в 69.28 балла, проиграв при этом совсем немного Смарт и Диасу и расположившись после ритм-танца сразу вслед за ними.  

сара

    Правда, их сразу же после своего проката подвинул на одну позицию вниз английский дуэт Лайла Фир - Льюис Гибсон. Хорошая, на мой взгляд, появилась пара у англичан: Лайла и Льюис танцевали самозабвенно, сделав упор на создание позитивного настроения и погружая зал в атмосферу своего зажигательного танца. И получили тоже свой season best в 69.77 балла, заняв текущее 7-е место.

Лайла

Виктория Синицина и Никита Кацалапов начали свое изысканное танго просто замечательно! У меня, правда, сразу мелькнула мысль: "Только бы голову сохранили ясной!" - и Никита тут же упал на твиззлах, подбив и Вику. Это падение произошло вблизи нашей трибуны, и мне показалось, что после прекрасно исполненной первой серии Никита просто на секунду расслабился, потерял контроль над собой, его актерский дар пришел в противоречие со спортивным - вот и случилось это несчастье. Судя по тому, что сняли с них в результате не один, а два балла, они еще и передержали вращательную поддержку. Но так как все остальное в их танце было исполнено просто замечательно, то результат оказался не столь катастрофичным, как казалось поначалу - 70.24 балла. А сколько бы они могли получить, не случись этого падения!    

Вика

    Но спорт, как и сама жизнь, не приемлет сослагательного наклонения. Доказывать что-то надо здесь и сейчас. Возможно, что именно с этой мыслью вышли на лед Александра Степанова и Иван Букин. Проиграв в честном поединке чемпионат России Синициной и Кацалапову, они явно не смирились с ролью второй пары страны. И полностью доказали это в Минске - ярко, красиво, страстно и попросту безупречно станцевав свой ритмический танец. Им удалось удержать свои эмоции под контролем, ничуть не потеряв при этом в выразительности. Саша и Ваня заслужили свой рекордный результат - 81.37 балла, и всем стало ясно, что обойти их под силу только Габриэлле Пападакис и Гийому Сизрону.

Саша

  Понравились мне в ритм-танце воспитанники Барбары Фузар-Поли Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри. Итальянцы танцевали увлеченно и в высшей степени выразительно, четко акцентировав все элементы танца и не допустив ни малейшего промаха. Результат в 79.05 балла позволил им войти в тройку лидеров и стало очевидно, что разрыв между ними и Синициной - Кацалаповым слишком велик, чтобы иметь возможность отыграть его произвольным танцем.  

Шарлен

  На фоне превосходных танцев трех предыдущих дуэтов танго поляков Натальи Калишек и Максима Сподырева выглядело несколько простоватым, лишенным лоска, хотя и по-своему симпатичным. Я бы на их месте только несколько сократила вступительную часть, которая мне показалась излишне затянутой. Но ребята выступили вполне успешно, получив свой лучший результат сезона в 72.87 балла и расположившись на 4-м месте.    

Наташа

  О танго Габриэллы Пападакис и Гийома Сизрона хочется сказать словами, которые я где-то читала, но не помню, кому они принадлежат: "Все простое и естественное есть истинно прекрасное!" Не знаю на льду дуэта более естественного, чем Габи и Гийом! Они никогда не ставят своей целью произвести, как это сейчас модно говорить, "вау-эффект", но у меня от их танцев всегда мурашки бегут по спине! Такого единения, слияния друг с другом на уровне душ и сердец мало кому удается достичь, хотя все к этому стремятся. Габи и Гийом танцуют как единое целое, проникаясь друг другом и подчеркивая при этом лучшие качества друг друга. Прекрасная музыка танго Oblivion и изумительное платье Габи цвета морской волны служат словно обрамлением этого танцевального шедевра, за который французы получили свои рекордные 84.79 балла.    

Габи

  При этом не могу не отметить, что при бесспорном лидерстве этого дуэта отрыв от него наших Степановой и Букина составил чуть больше трех баллов, и не будь падения Синициной и Кацалапова, их результат мог бы быть примерно на том же уровне. А это означает, что наши дуэты значительно приблизились по классу к лидерам и дальнейшая борьба обещает быть еще более бескомпромиссной.

    Окончание следует.