8 мин.

Финал Гран-При и пары: французский камбэк, китайская неожиданность

Как и ожидалось, соревнования спортивных пар в Финале Гран-При 2018 года были непредсказуемыми.

С одной стороны — к камбэкам французской пары Ванесса Джеймс — Морган Сипрэ уже начинаешь привыкать: после срывов на канадской «Осенней классике» и канадском же этапе Гран-При произвольная программа у Ванессы и Моргана начала получаться чисто. И её уровень «в чистом виде» оказался настолько сильным, что его стало хватать для камбэков после ошибок в короткой программе. Так было на этапе Гран-При во Франции, так случилось и сейчас, в Финале Гран-При. Однако, к чести пары из Франции надо отметить, что постепенно у них становится лучше и короткая программа. Перед Финалом Гран-При в короткой программе поменяли прыжок — с сальхова, который прыгали в Гренобле, вернулись к «канадскому» варианту с тулупом. И это упрощение пошло на пользу — он получился почти тройным (хоть и в недокрут), а не сдвоенным, как это было на домашнем этапе. Что касается до выброса в короткой программе, приземленного на руку, то его стабилизация — вопрос времени. В произвольной программе такой же флиповый выброс всегда выходит чисто.

Но техника техникой, а произвольная программа Ванессы и Моргана — волшебная! Если научатся так же выкатывать короткую программу, то это будет очень серьёзная заявка в борьбе за титул чемпионов мира нынешнего сезона и, возможно, статус одних из фаворитов всего цикла.

Ванесса Джеймс - Морган Сипрэ, короткая программа

Ванесса Джеймс - Морган Сипрэ, произвольная программа

С другой стороны, в короткой программе чертиком из табакерки на первое место выскочили китайцы Пэн Чэн — Цзинь Ян. Еще в прошлом сезоне они были третьей парой Поднебесной, а в этом сделали весомую заявку на статус лидеров. Что важно — Чэн стабилизировала прыжки, перестала падать и просто выросла. Обе программы китайцы выкатали практически идеально, обновили все три личных рекорда (в отдельных программах и по сумме) и сделали всё, что могли для итоговой победы. И программы у них в этом сезоне замечательные - «Ophelia» американской фолк-рок-группы The Lumineers в короткой и песня, которую называют визитной карточкой великой Эдит Пиаф, «La Vie en Rose» в произвольной. Обе — стильные, «дорогие» и позволяют говорить о том, что эта китайская пара также будет в числе фаворитов чемпионата мира и лидеров цикла. Одно лишь «но» - сольный двойной сальхов в произвольной программе… Непонятно, почему Чэн и Ян не попробуют вместо него тройной тулуп, который у них шикарно выходит в короткой программе? А может быть — попробуют на чемпионате мира…

Пэн Чэн — Цзинь Ян, короткая программа

Пэн Чэн — Цзинь Ян, произвольная программа

Что-то неладное происходит с Евгенией Тарасовой — Владимиром Морозовым. Никак не получаются у них два чистых проката и ошибки случаются то на одном элементе, то на другом, то на третьем. На обоих этапах сорвали сольный прыжок в произвольной программе, а в Финале он получился, но «полетел» чистый на этапах Гран-При, но сорванный на Челленджере в Финляндии каскад. В Штатах не получился лутцевый выброс — дома сменили на флиповый, который получился идеально. А в Ванкувере — на две ноги. В короткой программе прыжок — через раз… Может и права была Нина Мозер — у Евгении и Владимира есть какие-то проблемы психологического плана, во только с чем они связаны? С тем, что ребятам неоднократно, мягко говоря, доставалось в прошлом сезоне за якобы плохую произвольную программу, которая им очень шла: яркий, зажигательный рок-н-ролл — на 100% их стиль. И подтверждение этому — короткая программа нынешнего сезона под «I Feel Good». Да и эмбиентная произвольная программа отлично смотрится. А может, проблемы Жени и Володи — из-за более ранних заявлений самой Мозер, которая обозначила их неинтересными для себя и передала тренеру-дебютанту Максиму Транькову.

Возможно, Тарасовой — Морозову сдвинуться с мёртвой точки и продолжить прогрессировать поможет уход к другому тренеру? Жали будет, если они не смогут раскрыться до конца…

Евгения Тарасова - Владимир Морозов, короткая программа

Евгения Тарасова - Владимир Морозов, произвольная программа

Шикарная короткая программа у Натальи Забияко — Александра Энберта, прекрасная интерпретация кантаты Сергея Прокофьева «Невский», которая была написана, как саундтрек к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Прекрасные костюмы, прекрасное исполнение, заслуженный личный рекорд. Хотя рассинхрон на финальном вращении — это, конечно, зря. А произвольная программа… Мне кажется, что выбор любовно-лирической темы был ошибкой — эта программа в исполнении Наталии и Александра совсем не сморится, особенно после «Невского». Не «лирики» они… Еще и ошибки пошли, при чем самая досадная — остались без одного подъёма. Если у Мозер виды на эту пару, как на лидеров, то непонятно, почему им поставили программу, которая визуально проигрывает произвольной Тарасовой — Морозова. А с другой стороны — уже не раз в их группе чьи-то программы были откровенно неудачными. Также автору этих строк хотелось бы, чтобы у Наташи Забияко был свой, индивидуальный стиль, а не копирование Ксении Столбовой.

Наталья Забияко — Александр Энберт, короткая программа

Наталья Забияко — Александр Энберт, произвольная программа

Итальянцы Николь Делла Моника — Маттео Гуаризе также имеют отношение к группе Мозер и в прошлом году с программами не повезло им. А точнее — с короткой программой, которую поставили под религиозный гимн. В нынешнем же сезоне у итальянцев с программами всё хорошо. Особенно хороша произвольная, «Тристан и Изольда» Максима Родригеса. Есть в ней атмосфера средневековья, рыцарских эпосов… Однако были в ней и ошибки. Всё никак не получается у итальянцев в произвольной программе каскад — что в Финляндии, что на российском этапе, на котором они установили текущий личный рекорд, что в Ванкувере. И почему-то снова не получился риттбергеровый выброс, который был чистым в России. Стоит добавить, что итальянскую пару нередко обвиняют в отсутствии эмоциональности. С этим скорее можно не согласиться: да, они не фонтан эмоций по имени Маркеи — Готарек, но они и не обязаны быть такими. У Николь и Маттео свой стиль, своё лицо, своя подача и не нужно от них требовать быть другими.

Николь Делла Моника — Маттео Гуаризе, короткая программа

Николь Делла Моника — Маттео Гуаризе, произвольная программа

Молодые дебютанты Финала Гран-При Дарья Павлюченко — Денис Ходыкин, чемпионы мира среди юниоров, которые проводят свой первый сезон. И этот сезон они уже могут занести себе в актив — два подиума на этапах Гран-При, выход в Финал. Пусть в Финале были ошибки, но пара прогрессирует, становится всё лучше. В произвольной программе не только обновили личный рекорд, а и обыграли намного более опытных итальянцев Делла Моника — Гуаризе. И обе программы у них очень красивые. Хотелось бы пожелать ученикам  Сергея Доброскокова продолжать прогрессировать и не слушать всяких «доброжелателей».

Вообще в России сейчас подрастает очень добротное поколение пар. Помимо Дарьи и Дениса это и Ефимова — Коровин, и Мишина — Галлямов, и Панфилова — Рылов, и Костюкович — Ялин, и Ахантьева — Колесов, и Бойкова — Козловский. Мне кажется, что сейчас спортивным функционерам и чиновникам важно дать  всем этим ребятам спокойно прогрессировать и расти в комфортном для них темпе, не давить на них, не требовать всего и сразу здесь и сейчас. И уж тем более — не устраивать перетасовки и развалы-схождения «волевым решением». И тогда это поколение сможет вырасти в очень крепкую, добротную «обойму», которая, быть может, не будет «всех рвать и выносить», но своего не отдаст и соперникам проблем создаст.

Дарья Павлюченко - Денис Ходыкин, короткая программа

Дарья Павлюченко - Денис Ходыкин, произвольная программа***

Первый Финал Гран-При нынешнего цикла подтверждает то, о чем я писал в его превью: нынешний цикл для спортивных пар может стать очень непредсказуемым. Борьба в «пелотоне» плотная — ошибками одних могут воспользоваться другие, в Финал не попали немало пар, которые в Ванкувере точно не были бы статистами, подрастает толковая молодёжь. Тем интереснее будет, когда все вместе соберутся в японской Сайтаме на чемпионате мира 2019 года, который пройдет с 18 по 24 марта.

На обложке: Ванесса Джеймс - Морган Сипрэ. Фото: isu.org