38 мин.

Гран-при 2018. Этап 5: Rostelecom Cup

Наступления московского этапа обычно ждешь с особым нетерпением: всегда остается тайная надежда, что на родном льду наши фигуристы покажут все, на что они способны. Но поговорка "дома и стены помогают" оправдывается, к сожалению, далеко не во всех случаях.

   Соревнования мужчин открыл Андрей Лазукин. Не могу знать наверняка, но полагаю, что ему очень хотелось доказать, что его давно уже пора принимать всерьез как классного фигуриста, а не только как бойфренда Лизы Туктамышевой. И ведь вполне хорошо откатал он короткую программу на своем предыдущем этапе! Но здесь Андрей мастерством, увы, не блеснул: едва-едва не свалился на лед после недокрученного 4Т, сдвоил 3А и даже "ущербный" каскад 3Ф - 2Т сделал через "тройку", а главное, катался вяло, словно напрочь забыв о том, что рисунок любой программы находится в неразрывной связи с определенной скоростью катания. За подобное исполнение высоких оценок ждать не приходилось, и результат в 62.45 балла оказался закономерным итогом такого "дуракаваляния".  

Лазукин

   В произвольной программе Лазукин откатался куда как успешнее - включил в свою программу два квада (каскад 4Т - 3Т, который удался ему в полной мере, и 4Т, на выезде с которого он коснулся льда рукой), но на выезде с каскада 3Л - О - 3С еле удержался на ногах. Однако никакой цельности в программе Андрея на прекрасную музыку Рахманинова и в помине не было, что в особенности чувствовалось в середине программы, где музыка ускоряется и напоминает накатывающиеся друг на друга волны - фигурист под эти мощные аккорды просто разъезжает туда-сюда по катку, делая при этом довольно странные движения руками, но абсолютно ничто в хореографии программы эту нарастающую музыку не отражает. Выставленные арбитрами 153.33 балла позволили Лазукину занять лишь 7-е место.  

Лазукин

     Другой наш участник Артур Дмитриев который уже сезон подряд пытается поймать за хвост птицу-удачу, стараясь при этом брать не только и не столько сложностью, сколько нестандартностью прыжкового контента. На сей раз в короткой программе он попытался исполнить невиданный доселе каскад 3Л - 3Ф, но вышел он у фигуриста очень коряво, а если учесть, что и на 4Т, и на 3А Артур еле удержался на ногах, изрядно приложившись ко льду рукой, то становится ясно, что рассчитывать на приличные баллы ему и на сей раз не приходилось. 67.58 балла - и Дмитриев оказался в нижней половине турнирной таблицы в компании таких не хватающих звезд с неба фигуристов, как австралиец Брендан Керри  и малайзиец Джулиан Жи Джи Йи.  Даже не отличающийся стабильностью и высокими прыжковыми качествами немец Пауль Фентц обошел нашего фигуриста в короткой программе больше, чем на 10 баллов.

Дмитриев

   Еще более безобразно катался Дмитриев в произвольной программе. На ум приходили слова басни Крылова "Обоз", выученной в средней школе: "Вот чуть не зацепил за камень: косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять". Но куда бы ни "принимал" Артур - вправо ли, влево - итог, по большей части был один - падение или, в лучшем случае, "спотыкач". Не понимаю резона фигуриста и его тренеров - зачем включать в программу явно не освоенный спортсменом 4А? И свой фирменный каскад 3Л - 3Ф он сорвал, оставшись без второго прыжка.

 Хорошо у него вышел, пожалуй, лишь еще один необычный каскад - 3А - 1Р - 3Р. Ну а о художественном впечатлении от программы и говорить не приходится: работа рук у Артура просто никакая, связи с музыкой не чувствуется вовсе. Честно говоря, оценка в 122.00 балла показалась мне даже завышенной.

       Я симпатизирую шведскому фигуристу Александру Майорову, но у меня сложилось впечатление, что обе его программы нынешнего сезона поставлены, как под копирку - одно и то же в них настроение, и набор выразительных средств, весьма непритязательный, проходит практически без изменений и через короткую, и через произвольную программы. Особенно забавно, на мой взгляд, смотрелись "ласточки" - довольно куцые, больше похожие на батман балетного танцовщика у станка, чем на спираль. Короткая программа на сей раз удалась Саше неплохо: он сделал, хоть и с помаркой 4Т, затем 3А, но на каскаде 3Л - 3Т словно бы на миг задумался перед вторым прыжком. Однако удержался от грубых ошибок и заработал за прокат 82.33 балла, что в результате вывело его на текущее 3-е место.  

Майоров

   Но, по-видимому, реальная близость медали не лучшим образом повлияла на прокат Майорова: после удачно исполненного 4Т он пустил "бабочку" на 3А, едва выехал с каскада 3Л - 2Т, сдвоил 3Ф и кувырком полетел на лед с 2А - так, что это падение даже выглядело своеобразным кульбитом. Саша старался до конца сохранить мажорное настроение программы, но технические ошибки не позволили ему получить выше 123.26 балла, что отбросило его на 9-е место.      

 Странное впечатление производит на меня натурализованный американец Алексей Красножон - не столько с точки зрения техники, сколько с точки зрения манеры катания. Я даже не могу назвать это стилем, поскольку стиля там никакого нет, и уж совсем неожиданным стало для меня открытие, что он, оказывается, воспитанник питерской школы ФК! Ну ничегошеньки от питерской школы с ее узнаваемой манерой скольжения, чистотой линий, музыкальностью я и в помине не вижу у Алексея. На сей раз он не стал вставлять в короткую программу квады, обойдясь каскадом 3Ф - 3Р, 3А, исполненным с помаркой на выезде, и 3Л, и баллы получил соответствующие - 75.32.  

Красножон

     Еще меньше понравилась мне произвольная программа Красножона "Коробушка" - "развесистая клюква" à la russe, в которой лишь пара-тройка небрежных жестов, которые в сознании иностранца (не русского, а именно иностранца!) ассоциируются с русской пляской. Вообще же Алексей напомнил мне своей медвежьей грацией лесоруба на лесной делянке, с размаху орудующего топором. Вроде бы и не было у него заметно слишком уж явных срывов, но лишь считанные элементы (и не только прыжки!) отмечались у него на табло в плюсовой зоне - гораздо больше было тех, после которых загорался красный цвет, что означало ошибки.     Квадов у Красножона не случилось и в произвольной программе, а оценка за прокат составила 132.69 балла, что вывело его на 8-е место. Забавно было наблюдать за Алексеем "в уголке слез и поцелуев", когда он вдруг начинал изображать "американскую белозубую улыбку", больше похожую на оскал, видимо, давая понять, что у него все ОК:))    

   Очень хорошо смотрелся  японец Казуки Томоно в короткой программе, поставленной ему Мишей Ге, который всегда, когда был действующим спортсменом, отличался глубоким творческим подходом к программам и, похоже, следует этому принципу и сейчас, когда полностью переключился на деятельность хореографа. К Казуки можно предъявить, пожалуй, лишь один упрек - недокрут на 4С, но и каскад 3Ф - 3Т, и 3А он исполнил очень прилично, а его вращения достойны особой похвалы. Кроме того, японец привлекает кошачьей мягкостью своего катания и выразительностью жестов, поэтому его оценка  в 82.26 балла мне показалась низковатой. Он занял текущее 4-е место, проиграв сущие крохи Александру Майорову, но для меня лично катание этих фигуристов лежало в разных плоскостях, и предпочтение я отдавала Томоно.  

Томоно

   Настоящим борцом показал себя японец в день произвольного проката. Не все получилось у него в программе, хотя падений он не допустил: каскад 4С - 2Т сделал через "тройку", затем прыгнул великолепный 4С, каскад 3А - О - 3С, еще один каскад 3А - 3Т также сделал через "тройку"... Программа Казуки показалась мне неровной: по большей части излишне размеренной для "Риверданса", но вдруг местами фигурист словно спохватывался и начинал танцевать. За это он получил, тем не менее, свой season best в 156.47 балла и обошел Михаила Коляду, а в результате впервые стал бронзовым призером этого этапа.  

   Ничего не получилось в короткой программе у канадца Кигана Мессинга: он упал с 4 недокрученного Т, причем упал, я бы сказала, весьма артистично, не выходя из образа программы, затем коснулся льда рукой на выезде с 3А и, наконец, сдвоил второй прыжок в каскаде 3Л - 3Т. При этом программа Кигана - а это тоже большое искусство! - почти не потеряла в зрелищности, благодаря великолепному исполнению всех вращений, отличающихся четкой фиксацией поз и законченностью, и дорожек, в которых канадец закладывает эффектные крутые дуги. Ну и, конечно, он до конца остается в образе, хотя оценки за прокат, разумеется, не могли его порадовать - всего 73.83 балла.  

Мессинг

     Неудачи продолжали преследовать Мессинга и в день произвольного проката: он упал с обоих 4Т - и с одиночного, и с того, что планировался в каскаде, а также коснулся рукой льда при выезде с 3А, но огромным усилием воли все же сумел добавить к нему 2Т, чтобы не потерять каскад. Однако до того сохранял фигурист стопроцентное попадание в образ "маленького человечка", что даже эти его падения с квадов выглядели продолжением движения по заданной траектории. Весьма остроумно поставлена эта программа у Кигана, с обыгрыванием самых крошечных нюансов, что выражается, например, сменой позиций во вращении, и он является, пожалуй, единственным из ныне выступающих фигуристов, который при любых неудачах в прокате никогда не теряет нити программы и не позволяет себе ни малейшей небрежности в остальных элементах. Очень я его за это уважаю, поскольку видно, что для него не менее результата важно и внимание зрителей. Но этот этап не позволил канадцу праздновать выход в финал - со своими 146.92 балла он остался на 5-м месте.

Киган

   Очень я всегда волнуюсь за Мориса Квителашвили, выступающего вот уже третий, кажется, сезон под грузинским флагом: при том, что его прыжковый контент выглядит весьма солидно, Морис с равной долей вероятности может как блеснуть своим мастерством, так и "отваляться" по полной программе. К счастью в Москве Морису удалось настроиться на первый вариант: прекрасно исполненные каскад 4С - 3Т, 3А и с крошечной заминкой на выезде 4Т, все дорожки, связки и вращения выглядели и безупречно по технике, и подчеркивали музыкальность фигуриста. Оценка в 89.94 балла позволила Квителашвили подняться на текущее 2-е место.  

Морис

     Нравится мне произвольная программа Квителашвили, которую он на сей раз исполнил с минимальным количеством помарок (еле устоял после 3Р и коснулся льда рукой на выезде с 4Т), но очень прилично сделал все остальные прыжковые элементы, включая каскады 4С - 3Т и 4Т - 2Т. Конечно, пока эта программа у Мориса еще не выглядит вошедшей "в плоть и кровь": он катал ее слишком аккуратно - видно, осознание того, что он не имеет права на ошибку, довлело над фигуристом, и он строго дозировал эмоции. Но очень хочется верить, что эта программа заиграет всеми красками при безоглядном, наотмашь исполнении, чего я от души желаю Морису на предстоящем в январе ЧЕ. А пока его можно поздравить с серебряной медалью этого этапа, заслуженной в честной борьбе!  

     Михаил Коляда в короткой программе выходил на лед сразу вслед за Морисом, и то ли высокие оценки грузинского фигуриста выбили у него почву из-под ног, то ли в очередной раз не сработал психологический настрой на прокат, но только выступление Миши стало для меня самым большим кошмаром дня.  4Т он приземлил на ход вперед, что означало огромный недокрут, затем прыгнул каскад 3Л - 2Т и, наконец, сделал "бабочку" на 3А. При столь грубейших недочетах уже не имели никакого значения ни  чистые линии  мишиного скольжения, ни красота его вращений, ни артистичность - все было напрочь сметено "могучим ураганом" ошибок. И оценка в 69.10 балла казалась еще и авансом судей в сторону фигуриста, хотя и отправила его на 8-е место.    

Коляда

   Казалось бы, что может быть еще хуже подобного катания? Но Коляда, к огромному моему сожалению, доказал, что хуже - может (((. При этом начал он очень убедительно - 4С, затем каскад 4Т - 3Т (не будем обращать внимания на такую "мелочь", как заход на полкатка в обоих случаях), и воодушевившийся зал стал бурно поддерживать нашего фигуриста. Но тут у Миши словно что-то переключилось в мозгу: щелк!- и он тут же выдает убогий каскад из 3А и 1 (одинарного, Карл!) Т, затем последовала "бабочка" на 3А, 2Р, еще один каскад 2Л - О - 2С...

 Настолько вымученно катался Миша, что казалось, его насильно, буквально на веревке притащили на каток и чуть ли не под страхом смерти заставили кататься.     Не помню, где именно я прочла на днях и кто это сказал, но сама мысль мне показалась верной: Коляда ни физически, ни ментально не может катать НЕ СВОИ программы. "Тореадор" же сразу, с первого проката вызвал у меня отторжение - настолько он не лег на индивидуальность фигуриста. Я не знаю, кто ставил Мише эту программу, но хореография совершенно не соответствует образу, который должен, по задумке автора, воплотить фигурист. Где это видано, чтобы у торреро движения рук были из разряда цыганской пляски, и где тот испанский темперамент, который должен его отличать?    

Миша

 Если уж взяли для воплощения на льду мужскую партию из "Кармен", то хотя бы следовало показать, что Эскамильо - тот самый мужчина, к которому ушла Кармен, оставив влюбленного в нее Хозе, а такая женщина, как Кармен, к кому попало не уйдет. Это должен был быть огонь страсти, вихрь, сметающий любую преграду на своем пути! Ничего и близко, как говорится "не лежало" ни в самой этой программе, ни в исполнении ее фигуристом. Очень жаль, что в разгар сезона нереально поменять программу, и у меня, увы, есть большие сомнения, что Коляда эту программу сумеет освоить на 100%. Буду очень рада, если он убедит меня в обратном, поскольку я сама думала раньше, что Мише подвластно все, а теперь мое мнение на этот счет стало меняться. 156.32 балла, выставленных судьями, показались мне издевательством над здравым смыслом: Коляда с таким прокатом еще долго держался в призовой тройке.    

   О выступлении Юзуру Ханью в короткой программе хочется сказать: какое счастье, что я ЭТО видела, и как жаль, что я не присутствовала в этот миг на трибуне "Мегаспорта", как мне в 2017 году повезло присутствовать при выдающемся прокате Юзуру на ЧМ в Хельсинки! Мастерство японца кажется просто запредельным: прыжковый набор из 4С, 3А и каскада 4Т - 3Т, после которого Юзуру сразу встает в "кораблик", не выглядит трюком ради трюка, а логично вписывается в  ткань "ледового повествования", каковым предстает в интерпретации Ханью изумительная музыка "Отоньяля" Рауля ди Бласио.  

Юзу

   В программе Юзуру ни один шаг, ни один жест не исполняется вне связи с музыкой - кажется, что они являются порождением этой музыки, и на каждый ее нюанс есть свой "строительный материал" в виде элементов фигурного катания, складывающихся в единое целое, которое в той же мере принадлежит искусству, в какой и спорту.  Упоение, эстетическое наслаждение - вот те эмоции, которые я испытала в тот день, и безмерно было чувство благодарности Юзуру за совершенство его спортивного и художественного мастерства! И, конечно, полученные им баллы - 110.53, составляющие новый мировой рекорд, выглядели абсолютно заслуженными.    

Юзуру

   Произвольную программу Юзуру начал с 4С, изумительно вписанного в музыкальный аккорд, за ним последовал не менее впечатляющий 4Т, 3Л, 3Р, 3Ф, с небольшой помаркой выполненный каскад 4Т - О - 3С, а потом - падение с 3А и "бабочка" на следующем 3А, который должен был быть в каскаде. Но даже при столь несовершенном исполнении, на которое, конечно, не могла не повлиять травма, полученная Ханью на тренировке, программа японца завораживает. В ней нет ни одного прыжка ради прыжка и ни одного проходного жеста, дорожки шагов, связки и вращения кажутся не заданными необходимыми элементами, а строительным материалом для рождения музыки из-под коньков фигуриста.

 Хорошо помню, как под эту мелодию Эдвина Мартона катался Евгений Плющенко, но насколько же мне ближе по духу гораздо более тонкая, изысканная, но со своим стальным стержнем композиция Ханью. Не будь этих двух срывов, Юзуру, не сомневаюсь, получил бы запредельные баллы, но и со своими 167.89 балла он оказался недосягаем для соперников, и кто бы мог усомниться в таком исходе?    

   Соревнования в ритм-танце открыли наши фигуристы Аннабель Морозова и Андрей Багин. Честно говоря, их прокат оставил меня в недоумении: для чего на столь престижный турнир серии Гран-при отправлять столь еще "неоперившуюся" пару, чьи недочеты  в виде явной нескатанности, отсутствия связи с музыкой, грязи в твиззлах назойливо лезут в глаза, а достоинства пока что разглядеть трудно? Не лучше ли им было начать свою международную карьеру с турниров хотя бы серии "Б", а уж после того, как на них придут первые успехи, претендовать на попадание в число участников серии Гран-при? Понятно, конечно, желание Николая Морозова видеть свою дочь  в мировой танцевальной элите, но до этого юным фигуристам пока что как до Луны, и вряд ли они могли рассчитывать здесь на что-нибудь, кроме последнего места, которое закономерно и заняли после ритм-танца со своими 51.69 балла.  

Аннабель

   "Страсти на болоте" изображали Аннабель и Андрей в своем произвольном танце на музыку из оперы "Тоска", до темы которой, на мой взгляд, не доросли ни по своим чисто спортивным, ни по человеческим меркам. Да, откатались они более-менее гладко, но впечатление от этого танца у меня осталось согласно пословице "не в свои сани не садись". С оценкой за произвольный танец в 81.89 балла Морозова и Багин заняли последнее место.    

   На их фоне другие наши танцоры - тольяттинцы Софья Евдокимова и Егор Базин - выглядели прямо мэтрами, хотя в их ритм-танце в "рокерской" обработке песни "Битлов" "Come together" мне понравилась только низкая поддержка, все же остальное показалось весьма претенциозным и  далеким от требуемого ритма (куда они там сумели вписать танго "Романтика", я так и не уловила). Совсем не понравились и костюмы, в особенности платье из лоскутов партнерши. Но 64.05 балла, составившие лучший результат дуэта в сезоне, позволили им разместиться на текущем 5-м месте.  

Соня и Егор

   Намного больше мне по душе произвольный танец ребят на музыку Генделя, в котором были довольно эффектные поддержки, хотя и не все выглядели новыми (одна из них явно перекочевала в танец Софьи и Егора из танца Тессы Вирчу и Скотта Мойра), неплохо смотрелись танцоры в дорожках, и лишь в одной из серий твиззлов можно было заметить небольшой рассинхрон. Чувствуется еще в этой паре, на мой взгляд, какой-то налет провинциальности, избавившись от которого они смогут составить серьезную конкуренцию некоторым нашим более известным дуэтам. Но на этом этапе Евдокимова и Базин выглядели очень достойно и, получив свой лучший результат сезона в 100.61 балла, заняли 5-е место.    

   Не стесняюсь признаваться в том, что питаю особую слабость к дуэту, представляющему Испанию - Саре Уртадо и Кириллу Халявину. На мой взгляд, фигуристы прогрессируют гигантскими шагами. Мне очень понравилось их вкрадчивое танго с четко расставленными акцентами, и лишь сбой Сары на твиззлах слегка подпортил им оценку, но не мое впечатление от танца. Но и при этом Сара и Кирилл получили свой лучший результат в сезоне - 66.40 балла -  и расположились после первого дня соревнований на 3-м месте.    

Сара и Кирилл

   Мне очень хотелось, чтобы они обошли американцев, и как же я была рада тому, что это свершилось! Да, в произвольном танце Сара допустила заметную ошибку на второй серии твиззлов, но во всем остальном и сам танец ребят, и его исполнение были великолепны! В особенности хочу отметить их красивые поддержки и вращения. И очень здорово, что ребятам есть, куда расти в этом танце. 108.02 балла, полученные за него от судей, принесли Уртадо и Халявину первые в их жизни серебряные медали столь престижного турнира.    

Сара и Кирилл

   Очень нравятся мне в этом сезоне оба танца Александры Степановой и Ивана Букина! Свой ритм-танец ребята начали с сумасшедшей по накалу "Малагеньи", которая сменилась необычным танго с неповторимым вокалом Эдит Пиаф (кстати, до этого я его никогда не слышала, хотя, казалось бы, творчество Пиаф знаю очень хорошо). К сожалению, Саша допустила значительный сбой, который резко опустил вниз их оценку, но из присутствующих на этом этапе дуэтов никто и близко не сумел приблизиться к Степановой - Букину даже с этой ошибкой - 74.49 балла вывели ребят в лидеры. Но что меня порадовало, это то, что ребята, обуздав в значительной степени свои эмоции, все-таки не утратили духа танца, не смазали оставшиеся элементы. Их танго выглядело чувственным и страстным.

Саша и Ваня

     В произвольном танце Саша и Ваня прокатались, кажется, даже не на 100, а на 120%! Совершенно замечательный танец, с массой интересных находок в поддержках, дорожках, шагах, и весь такой разящий наповал своей создаваемой вокруг аурой едва сдерживаемой страсти, готовой выплеснуться наружу. И станцевали его ребята просто образцово! Но не могу не сказать о том, что для меня в этом танце явилось "ложкой дёгтя в бочке мёда" - это несколько движений партнеров, где они, на мой взгляд, переходят тончайшую грань, отделяющую красивую эротику от порнографии: когда в начале танца Ваня оглаживает бедра Саши, затем тот момент, когда он кладет ей руку на бедро ближе к "пятой точке" и, наконец, зазывное покачивание партнерши бедрами ближе к концу танца. Можете считать меня ханжой, но эти моменты буквально резали мне глаз. А в остальном все было превосходно! И рекордные 124.94 балла Степановой и Букина меня очень порадовали, потому что я уже много лет симпатизирую этой паре, несмотря на то, что многие привыкли их критиковать, презрительно называя "внучками" Татьяны Анатольевны Тарасовой. Очень хочу надеяться, что в этом сезоне Саша и Ваня поборются на равных не только за европейский, но и за мировой пьедестал.  

Саша и Ваня

   Польский дуэт Наталья Калишек и Максим Сподырев имеет в моих глазах свой шарм, что в особенности чувствуется, когда танец попадает на их индивидуальность. Но об их ритм-танце я сказать этого не могу: крепко "скроенный", но" сшитый" без каких-любо "изюминок", он позволяет танцорам продемонстрировать свое техническое мастерство, но духа танго, его эмоциональной наполненности я у поляков не почувствовала. Однако судьи оценили этот танец в 66.30 балла, что составило лучший результат пары в сезоне и позволило ей занять текущее 4-е место.  

Калишек

     Столь же мало впечатлил меня и произвольный танец поляков. Я даже не говорю о явном сбое в первой части танца, когда партнеры разошлись в твиззлах - сам по себе мне этот танец остался непонятным: что ребята изображали - двух роботов, киборгов? Рваные движения и нарочито угловатая пластика, неудачные, на мой взгляд, костюмы - из-за фасона платья Наташа смотрелась просто-таки квадратной "тумбочкой", а юбка такой длины зрительно укорачивала ноги. Судьи поставили Калишек и Сподыреву 95.32 балла, что позволило им занять 5-е место.    

Калишек

 Ничем пока не "зацепили" меня  Кристина Каррейра и Антон Пономаренко. Как и в большинстве американских дуэтов, партнерша в нем выглядит излишне "крупногабаритной" на фоне партнера, но главное, при достаточно высокой технике я не чувствую отношений в паре. Когда-то Марина Климова и Сергей Пономаренко были моими любимцами и фаворитами в борьбе за первенство с Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, и если Антону со временем удастся повторить славный путь своих родителей, взяв от обоих все самое лучшее, я буду рада. Но пока он только внешне очень похож на Марину, а больше никакого сходства я не вижу, в общем мастерстве, в филигранности конька, чем так отличались Климова и Пономаренко, ему и его партнерше еще расти и расти до действительно значимых результатов. Но судьи были к Кристине и Антону весьма благосклонны, и со своими 69.01 балла, они после ритм-танца заняли текущее 2-е место.      

Антон

     Не впечатлилась я и произвольным танцем Кристины и Антона: все вроде бы в меру лирично, довольно технично, но танец - ни о чем, и я едва удерживалась от зевоты во время его просмотра. Однако сумма в 105.20 балла, которую поставили за него судьи, позволила Каррейро и Пономаренко занять итоговое 3-е место.    

Антон

   В парном катании было интересно наблюдать за борьбой за медали двух наших пар - Алисы Ефимовой - Александра Коровина и Дарьи Павлюченко - Дениса Ходыкина. Пожалуй, мне более интересны первые; возможно, потому, что  в художественном аспекте их программ, в особенности произвольной, чувствуется рука нежно любимой мною Тамары Николаевны Москвиной. Короткую программу Алиса и Саша исполнили удачно - лишь одна небольшая помарка была на выезде партнерши с выброса 3Р. И полученные баллы не могли не порадовать ребят - season best 65.46, что вывело их на текущее 4-е место.    

Алиса

   У ребят очень хорошая произвольная программа на музыку Нино Рота из фильма "Дорога" (La Strada), в которой есть место для самовыражения. Но, похоже, что Алиса страдает "синдромом Веры Базаровой" - при хорошем исполнении всех парных элементов ей совершенно не даются прыжки. Вот и здесь она упала с параллельного 2А, "стараниями" партнерши не пошел им в зачет и каскад 3С - О - 2С, а также была допущена ошибка при сходе с одной из поддержек. В результате - 116.16 балла за прокат и итоговое 5-е место. Естественно, никаких надежд на выход в финал.    

Саша

 Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин  свою короткую программу исполнили превосходно, каждый ее элемент преподнеся, как на блюдечке и постаравшись разнообразить ее замысловатыми дорожками, необычным заходом партнера на тодес из "кораблика", найдя красивые позиции в параллельном вращении. За это арбитры поощрили их лучшим результатом в сезоне - 69.38 балла и поставили на текущее 3-е место.  

Даша

     В произвольной программе Даше и Денису удалось, к сожалению, не все: после двух удачно исполненных прыжковых элементов - параллельного 3Ф и каскада 3Т - 2Т - 2Т, в которых придраться можно было разве что к тому, что партнеры далеко отстояли друг от друга, Даша внезапно, потеряв контроль, упала на ровном месте, а потом еще и не удержалась на выезде с выброса 3Ф. Зато великолепны были их поддержки, подкрутка, а также им удался крайне редко исполняемый самый сложный вариант тодеса - вперед-наружу.    

 При этом пока можно лишь с натяжкой говорить об их программе - мне кажется, что она выглядит пока как демонстрация отдельных элементов, к тому же у ребят многовато раздельного катания на значительном друг от друга расстоянии. Так что одной из ближайших задач, мне думается, у них должна стать выработка своего стиля, отражающего истинно парное катание со взаимодействием партнеров в любой момент программы. Однако 120.63 балла за произвольный прокат позволили Павлюченко и Ходыкину стать бронзовыми призерами турнира.  

Даша

     Австрийцы Мириам Циглер и Северин Кифер - пара давно скатанная, и за их многолетнюю карьеру  бывали у них и весьма удачные программы, и успешные выступления. На сей раз в короткой программе, впрочем, пара меня ничем не удивила: вместо исполняемого когда-то параллельного 3Л Мириам и Северин прыгнули 3Т, правда, со сложного захода; в тодесе бросалось в глаза слишком высокое положение партнерши, изрядно подпортившее впечатление от элемента; выброс 3Ф, хоть и исполненный чисто, был не слишком амплитудным и, пожалуй, лишь поддержка не вызвала у меня никаких нареканий. При этом явных изъянов в своем катании пара не допустила и получила от судей 63.75, что поставило австрийцев на 5-е место вслед за двумя нашими парами.    

Мириам

     Свою произвольную программу Циглер и Кифер начали с двух ошибок: сначала получили минус за подкрутку первого (!) уровня, которая, впрочем, никогда не исполнялась ими на "ура", а затем в каскаде 3Т - 2Т - 2Т последний прыжок у них был понижен до 1Т из-за ошибки партнера; но больше "ляпов" в своей программе австрийцы не допускали, а, наоборот, по мере того, как она разворачивалась во времени, словно набирали второе дыхание и, полностью раскрепостившись, сумели превосходно выполнить и оба выброса - 3Ф и 3С, и тодес со сложного захода, и необычные поддержки. Очень приятное впечатление оставило у меня это выступление Мириам и Северина, а арбитры поставили им 123.26 балла, что вывело эту пару на 5-е место.    

Мириам

   С тех пор, как пару лет назад итальянцы Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе стали работать с Ниной Михайловной Мозер, они буквально преобразились: обрели уверенность в себе и на льду стали выглядеть премьерами, а не статистами, как это часто бывало раньше. Мне очень по душе их короткая программа, которую они исполнили практически безупречно, блеснув в особенности параллельным 3С, выбросом 3Р и параллельным вращением. Итальянцы по праву заслужили высокие баллы от судей - 72.32 и до выступления Евгении Тарасовой и Владимира Морозова уверенно вышли в лидеры.    

Николь

     Весьма удачна, как мне кажется, и произвольная программа Николь и Маттео на музыку Максима Родригеса "Тристан и Изольда". В ней очень хорошо выступает на первый план душевное единение партнеров. Однако при этом им не удалось прокататься безошибочно: оба партнера допустили ошибки на каскаде 3Т - 2Т, в результате чего второй прыжок был понижен до 1Т. Но все остальные элементы Делла Моника и Гуаризе исполнили на редкость удачно. В особенности эффектно, на мой взгляд, смотрелись поддержки и оба выброса - 3Р и 3С, после которых Николь становилась в "кораблик". В результате итальянцы получили за свой произвольный прокат 13.51 балла и стали серебряными призерами этого этапа.    

   Евгения Тарасова и Владимир Морозов с первых же шагов короткой программы дали всем понять, что не намерены мириться с лидерством итальянского дуэта: их высоченная подкрутка не шла ни в какое сравнение с той, что продемонстрировали Делла Моника и Гуаризе. Им удалось практически все в тот день, ну разве что на параллельном вращении в какой-то момент был едва заметный рассинхрон. Но главное, что ребятам удалось  прокататься раскованно, почти наотмашь, а ведь выбранное ими музыкальное сопровождение и предполагает именно такое и даже еще более "отвязное" катание, которое должно выглядеть так, словно ныряешь головой в омут. Тарасова и Морозов получили лучший результат сезона, составивший 78.47 балла, и отодвинули в протоколе итальянцев на 2-е место.

Женя

     На произвольный прокат Жене и Володе, к сожалению, не впервой приходится выходить с травмой: на тренировке партнерша столкнулась с Александром Коровиным, и ее увезли на "скорой" в больницу, где наложили несколько швов на нижнюю челюсть. Но Женя стоически выдержала выступление, хотя не обошлось без ошибок: она сорвала параллельный прыжок 3С, приземлившись на колено, затем огромным усилием воли спасла два казавшихся почти безнадежными выброса - 3Ф и 3Р. В остальном новая программа Тарасовой и Морозова смотрелась очень сильно и стильно, и в результате полученных фигуристами 147.78 балла хватило им для итоговой победы.  

Женя

 В женских соревнованиях во время короткой программы меня обуревали самые разнообразные чувства - от бесконечной жалости до восхищения. И первое потрясение я испытала от выступления американки Грейси Голд, которую я помню уверенной в себе, порой даже слишком уверенной, с лучезарной улыбкой, всегда с аккуратно причесанной головкой и в красивом, чаще всего бархатном, платье. У нее был один из лучших в мире каскад 3Л - 3Т, прекрасные вращения, и ее потенциал казался огромным.

     Но я с трудом узнала Грейси в матроне, на которой гирей висели с десяток лишних килограммов, не позволяющих ей даже отдаленно изобразить то, что она как орешки щелкала в свои лучшие времена. Пропуск двух сезонов, в которые Грейси пыталась решить свои психологические проблемы, увы, не прошел даром, а последствия депрессии и связанной с ней булимии видны, что называется, невооруженным глазом. Катание Голд было столь жалким зрелищем - корявый каскад 2Л - 2Т, падение с 3Ф и "бабочка" на 2А, - что его хотелось поскорее прогнать из памяти, как страшный сон.

Голд

   Больно кольнуло лицо Грейси после проката - такая была в нем потерянность. И саркастический смешок фигуристки при объявлении оценок - 37.51 балла, даже близких к которым она в жизни не получала... Неудивительно, что Голд снялась с произвольной программы, что я, кстати, сразу же и предположила для себя. Честно говоря, не верится, что из того состояния, в котором нынче находится эта фигуристка, можно вернуться на прежние рубежи, но я в любом случае от души хотела бы пожелать Грейси найти себя в жизни, пусть даже и в деятельности, не связанной с фигурным катанием.

       Удручающее впечатление от катания Голд развеяла выступающая следом за ней фигуристка из Швейцарии Алексия Паганини. Я обратила на нее внимание еще на прошлогоднем ЧЕ в Москве, где она заняла, дебютируя, 7-е место. Хотя у меня уже, кажется, скоро начнется аллергия на программы одиночников, выступающих под музыку танго, Алексия произвела на меня в целом приятное впечатление: она четко исполнила каскад 3Л - 3Т, 3Р и 2А, показала традиционно хорошие для швейцарских одиночников вращения, хотя, может быть, и без особого разнообразия позиций, но, пожалуй, была не столько скованна, сколько излишне расчетлива в своем катании, что все-таки не до конца позволило ей передать характер танго. Не слишком мне пришелся по душе и перебор красного цвета в ее костюме - платье еще куда ни шло, даже эффектно, но красные перчатки до локтя и красный бант в волосах были, на мой взгляд, явно лишними. Оценки арбитров Паганини порадовали - с 63.43 балла она расположилась на третьей строчке протокола.    

Алексия

   Очень хорошо прокаталась Алексия и в произвольной программе, хотя она и явно уступает в сложности и нашим фигуристкам, и кореянке. К тому же в первой части Паганини была явно сосредоточена на прыжках, подход к каждому был слишком длинным, а вот в последней трети программы ее "отпустило" - Алексия растанцевалась, показала всю свою грацию и музыкальность. Оценка в 119.07 балла фигуристку хоть и порадовала, но не позволила ей подняться на пьедестал - представительница Швейцарии осталась 4-й. Однако и это можно считать ее большим успехом.  

     Просто замечательно откатала свою короткую программу с ярко выраженным испанским колоритом Софья Самодурова! Ей покорились и каскад 3Ф - 3Т, и 3Р, и 2А, да и все остальные элементы программы в ее исполнении выглядели практически образцово. Но хотелось бы пожелать Соне вкладывать в исполнении еще больше темперамента, что придаст программе куда больше выразительности. Однако арбитры высоко оценили прокат Самодуровой, поставив ей 67.40 балла, что позволило ей занять текущее 2-е место.      

Соня

   Еще больше порадовала меня Соня в день произвольного проката! Свою программу под песни Шер и  Кристины Агилеры из мюзикла "Бурлеск" она откатала без сучка и задоринки, блестяще исполнив все запланированные элементы и ни на секунду не выходя из образа. 130.61 балла - достойная оценка за подобный прокат! Дебют Сони на взрослом Гран-при получился хоть куда: "бронза" предыдущего этапа и "серебро" нынешнего - это ли не успех?      

Соня

     Большим огорчением стало для меня выступление в короткой программе Полины Цурской. Такая прекрасная программа, музыка с затаенным драматизмом, позволяющая раскрыть артистические способности Полины, - и опять сдвоенный 3Р, еще несколько элементов, поставленных судьями на пересмотр и, судя по оценкам, разрешившиеся не в пользу спортсменки. 56.81 балла практически не оставили Цурской надежд в борьбе за пьедестал.  

Поля

 Но все же хотелось верить, что в день произвольного катания Полина соберется и прокатает свою программу так, что заставит всех забыть о неудаче. К сожалению, моим надеждам не суждено было сбыться. Начала Цурская неплохо: каскад 3Л - 3Т, 3Ф и 2А, но ее хватило ровно на эти три прыжковых элемента - упав с каскада 2А - 3Т, она, по своему обыкновению, начала сдваивать прыжки - 2Л - 2Т - 2Т, падение с 3р, 2С... Полина каталась, как во сне, но сон этот был кошмарной явью. Понятно, что проблемы фигуристки находятся у нее в голове, но вряд ли от этого легче ее многочисленным болельщикам, к коим отношусь и я. 92.64 балла отправили Цурскую на предпоследнее место в турнирной таблице. И становится очень тревожно за ее выступление на ЧР.    

       Не задался прокат в короткой программе и у по-балетному грациозной кореянки Ынсу Лим: она не смогла присоединить 3Т к 3Ф, оставшись в итоге без каскада, и, зайдя с красивого "кораблика" на 2А, споткнулась на выезде. Смотреть на нее, даже при ошибках - для меня все равно наслаждение, но арбитры оценили ее сурово - 57.76 балла.      

Лим

   Ну а ее произвольная программа вызвала у меня настоящий восторг! Очаровательная тростиночка Ынсу каталась с упоением, танцевала, кажется, каждой клеточкой своего тела, не допустив ни малейшей технической ошибки, и смею заметить, что нечасто встречаются в женском одиночном катании столь выразительные, чутко откликающиеся на каждый музыкальный акцент руки, как у этой 15-летней девочки. Лим получила свой season best в 127.91 балла и по праву стала бронзовым призером этапа.  

Лим

   Одно из сильнейших впечатлений этого этапа - короткая программа Алины Загитовой! Наверно, она единственная, кто способен примирить меня с "Призраком оперы":)) Правда, надо отметить, что для музыкального сопровождения программы Алины были выбраны не самые заезженные куски, а платье фигуристки - просто восторг: оно придает яркой внешности Алины нотку трогательной хрупкости, что делает воплощаемый ею образ еще убедительнее.    

   Своим прокатом Загитова не оставила камня на камне от "доводов" тех своих недоброжелателей, которые изощрялись в злопыхательствах в адрес фигуристки. Свой фирменный каскад 3Л - 3Р, и 2А, и 3Ф с руками наверху она исполнила просто здорово, вся ее программа похожа на изящное кружевное полотно - настолько затейлива работа ног фигуристки, а эффектные вращения служат дополнительными акцентами в единой картине. Никогда еще, кажется, Алина не представала столь лиричной и задушевной в своем катании. И арбитры откликнулись на этот эмоциональный порыв фигуристки, выставив ей рекордные баллы - 80.78.      

Алина

     Совсем иной, но не менее убедительной предстала Загитова в день произвольного катания. Ее "Кармен", пожалуй, более, чем короткая программа, отвечает ее темпераменту, но здесь фигуристку подстерегала опасность скатиться в дешевую иллюстрацию "цыганско-испанских страстей", чему за долгие годы моих наблюдений за ФК я не раз была свидетелем. Точкой отсчета при постановке программы Алины явно была "Кармен-сюита", поставленная когда-то в Большом театре для Майи Плисецкой. Однако она была перенесена на лед очень бережно, с акцентом на средства фигурного катания, и лишь в работе рук фигуристки порой "читались" отсылки к балетной партитуре.

Алина

   Для меня лично, пожалуй, Алина в образе Кармен была несколько более изысканна и сдержанна, чем могла бы быть неистовая в своих страстях андалузская цыганка, созданная гением Проспера Мериме, чей образ был перенесен впоследствии сначала на оперную, а затем на балетную сцену, благодаря музыке, написанной Жоржем Бизе и аранжированной для балета Родионом Щедриным. Однако ловлю себя на том, что я предпочту такую Кармен, как у Загитовой, нежели, например, более близкую по воплощению к оригиналу Кармен Натальи Бестемьяновой из их с Андреем Букиным танца 1985 года. Хотя, по большому счету, сравнивать между собой "Кармен" одиночницы и "Кармен" фигуристки, выступающей в танцах на льду, - дело неблагодарное, поскольку образ создается хоть в обоих случаях и ледовыми, но все же совершенно различными средствами. Что же касается чисто технической стороны, то Алина допустила лишь одну явную ошибку - приземлилась на две ноги с недокрутом с 3Ф, все же остальные элементы в ее программе были исполнены просто здорово. Оценка в 142.17 балла лишь подтвердила победу Загитовой за явным преимуществом.    

   Элизабет Турсынбаева свою короткую программу откровенно провалила: сначала она не совсем удачно выехала с 3Л, а потом соорудила ущербный каскад 3С - 2Т через "тройку", который не пошел в зачет из-за того, что первый прыжок был сильно отминусован, так что Лиза в итоге осталась без элемента. Программа ее при подобном исполнении совсем потеряла в зрелищности, и было видно, что Лиза просто докатывает ее, не вкладывая в нее никаких эмоций. Оценка в 61.73 балла никак не могла порадовать ни ее саму, ни тренерский штаб фигуристки.  

Лиза

   В произвольной программе Турсынбаева выглядела значительно лучше: бросающейся в глаза ошибкой выглядело, пожалуй, лишь падение с 3Ф, не совсем удачно исполнила Лиза и 3Р, но в остальном ее выступление оставило у меня благоприятное впечатление. Правда, при этом я все же не могу избавиться от ощущения, что смотрю добротное юниорское катание. Лиза получила за свой прокат 118.72 балла и заняла в итоге 6-е место.    

Лиза

     Подводя итоги этого этапа, нельзя не радоваться за наших фигуристов - 3 "золота", 1 "серебро" и 1 "бронза". Пусть и французский этап нас не разочарует!