Соня Бьянкетти: Мы утратили то, что делало фигурное катание уникальным
Соня Бьянкетти, более 25 лет проработавшая в ИСУ, объясняет корни системы судейства фигурного катания на льду, а также проблемы, с которыми столкнулись в процессе эксплуатации этой системы, для того, чтобы дать более четкую картину на этапе внедрения системы РоллАрт.
Как появилась система судейства ИСУ?
Систему судейства ИСУ представил Оттавио Чинкуанта, тогда - президент ИСУ, на пресс-конференции после сканжала во время Олимпийских игр в Солт-Лэйк-Сити. Новая программа, в основну которой была положена программа, изобретенная Бруно Гранди для гимнастики, была представлена, как его изобретение и как та, которая решит все судейские проблемы нашего спорта. До этого никто о ней не слышал, не проводились никакие обсуждения для понимания того, какие последствия для спорта могут быть от внедрения этой системы. Затем программа была представлена в виде "проектп", на конгрессе ИСУ в Киото в июне 2002 года, который ее принял, в таком виде. "Проект", к сожалению, стал окончательной программой и был принят для всех соревнований под эгидой ИСУ уже в сезоне 2004/05 и Олимпийских игр 2006 года.
Какие проблемы появились после внедрения этой системы?
Во-первых - отмена оценки 6.0, которая более ста лет была эталоном и тем, к чему стремились все фигуристы.
Во-вторых - новая система предписала максимальное число элементов (прыжков, комбинаций и последовательностей прыжков, вращений и их комбинаций, шагов), которые фигурист может делать в произвольной программе. Всем этим элементам была присвоена оценка в зависимости от сложности. К сохалению, в таком спорте, как фигурное катание, где сложность элемента, будь то прыжок, вращение, или последовательность шагов, определяется не названием или числом оборотов, а бесчисленным множеством вариаций, объективной оценки сложности элемента быть не может.
К тому же - любой элемент, исполненный сверх положенного количества, будет зафиксирован, как "лишний элемент" и не получит баллов. Иными словами - произвольная программа превратилась в удлинненную версию короткой с очень небольшими возможностями для творчества.
Год за годом добавлялись детали, необходимые для получения высоких уровней сложности за вращения и шаги, и правила стали слишком сложными для большинства фигуристов. Во время программ фигуристы, в сущности, бегут от прыжка к прыжку (а нередко - от падения к падению). Создается впечатление, что им приходится бороться с чрезмерно большим количеством прыжков, чрезмерно большим числом вариаций позиций во вращениях и чрезмерными ограничениями в дорожках шагов. В итоге большинство программ похожи друг на друга независимо от выбора музыки и в них не остается места для хореографии. Мы утратили то, что делало наш спорт уникальным - музыкальность и искусство.
Насколько вашу позицию поддерживают в ледовом мире?
Насколько я знаю, многие соглашаются с тем, что фигурное катание сильно утратило в популярности и привлекательности из-за чрезмерно сложных правил с сильным перекосом в сторону технической сложности в спорте, в котором художественная составляющая всегда играла важную роль. К счастью, кажется, что и руководители ИСУ поняли, что пришло время кардинальных перемен.
Кажется, что за эти годы аудитория приняла это "новое катание"...
К сожалению, это не совсем так. И это хорошо видно по статистике популярности разных видов спорта. Публика не особо привечает большое количество ошибок, падений и то, что стало меньше оригинальности и творчества. Программы стали очень похожими друг на друга, а оценки часто непонятны большинству зрителей.
В прошлом сезоне даже технический комитет ИСУ во главе с Фабио Бьянкетти принял все эти ограничения и проблемы во внимания,и в июне были приняты изменения.
Считаете ли вы эти изменения полезными и полностью решающими все проблемы?
Полезными - конечно, полностью решающими проблемы - очевидно, нет. Однако нет никаких сомнений в том, что направление изменений - правильное.
Давайте перейдем к проблемам, которые кажутся главными...
Стандартизация, мало пространства для творчества из-за чрезмерного количества правил и требований для набора баллов. Превалирование количества сделанного над уместностью жестов-рисунков-шагов-переходов, исходя из музыки и идеи программы, а также над качеством, как в целом, так и отдельных элементов. Кроме того - мало места для хореографии.
Если коротко - недостаток внимания к художественной составляющей, который может привести к тому, что будет утрачено одно из измерений, которые являфются частью изначальной сущности нашего спорта.
Тогда возникает вопрос - можно ли сделать еще что-то для того, чтобы лучше сбалансировать компоненты и технику? И как учесть ценность хореографии, интерпретации, экспрессии, способности к интроекции и проекции - всего того, что должно быть в художественной дисциплине? Есть ли еще изменения, которые ИСУ должен рассмотреть?
Мне кажется, что поскольку система, которая используется, не будет пересмотрена кардинально, я бы посоветовала такое:
1. Уменьшить количество прыжков в произвольной программе;
2. "Обнулять" прыжки в случае падения;
3. Убрать так называемые "черты" во вращениях и шагах и присваивать только базовую оценку каждому типу вращений подобно тому, как это происходит с прыжками. А потом оставить судьям задачу оценить самые сложные, оригинальные вращения при помощи ГОЭ. Это позволит стимулировать творчество фигуристов, увеличит важность базовы качеств вращений - скорость, эстетичность позиций, центровка. И избавит нас от созерцания тех ужасов, которые сейчас происходят на льду - особенно в волчках и дрожания в либелах.
Еще одним важным изменением, по моему мнению, должно быть уменьшение количества компонентов до трех, а в произвольной программе - повысить их удельный вес в общей оценке до 60%.
- Владение коньком: навыки скольжения, переходы и связующие шаги.
- Композиция программы: хореорафия, интерпретация, экспрессия музыки.
- Исполнение: судьи должны оценить исполнение программы полностью - умение фигуриста выразить себя, передавать эмоции, а также небольшие ошибки и падения.
Спустя годы после того, как система судейства ИСУ была представлена, мы пришли к тому, что во время соревнований спортсмены и их программы описываются и оцениваются исключительно в цифрах. Что Вы думете об этом тренде и как он влияет на новых поклонников нашего спорта?
К сожалению - это естественное последствие системы, которая превратила фигурное катание в "математический" спорт. Все должно быть оценено в числовом эквиваленте. Следовательно, надо описать каждую позицию во вращении, доходя до абсурда в деталях, которые не видит никто, кроме так называемой "технипческой бригады", которая может отсматривать элементы в замедленном режиме. Разумеется, это не способствует популярности нашего спорта.
Чего еще не хватает современному фигурному катанию на льду?
На льду жизненно важно разграничить короткую программу и произвольную. Сейчас разница, по сути, только в их длительности.
К частью, стала реалистичной возможность замены нынешней произвольной программы на Художественную или Креативную. Я бы очень хотела, чтобы это предложение как можно скорее изучил Технический комитет и оно было вынесено на следующий Конгресс ИСУ.
***
В свете этих слов и грядущих перемен хотелось бы пожелать, чтобы команда разработчиков РоллАрт во главе с Николой Дженчи приняла во внимание то, что из системы ИСУ могут перекочевать дефекты и ограничения, причины и последствия которых мы обсудили, и не наступила на те же грабли, на которые уже наступили на льду.
Фото обложки: adivinesport.com
Наплевательское (а по другому и не назовешь) отношение к судейству компонентов как раз и имеет следствием безумное наращивание сложности программ (и как следствие и травматизма и "падучести")
Например сейчас в группе ЭТ (и не только у неё но она явно и с отрывом лидирует в этом направлении) явно сделана ставка на девочек-носорогов . Не в том смысле что многие подумали ))
Есть очень мудрая поговорка "Да, у носорога очень плохое зрение, но с его массой - это совершенно не его проблемы"
Например Саше Трусовой ну абсолютно пофигу какие компоненты будут выставлены ей а какие соперницам , с её базой технической сложности - компоненты это не её проблемы. Раз компоненты ставятся "от балды" , надо двигаться в том направлении подготовки фигуристов что бы влияние компов значения не имело . Ну а ЭТ как ни крути - на переднем крае всегда...
А теперь подробнее. Плачет, много раз повторяет как мало стало хореографии. Но изменения, принятые на конгрессе – правильные по её мнению, ну а то, ведь укорочение ПП до 4 минут очень способствуют избытку хореографии, а ещё можно будет постоять как раньше минутку в центре катка, загадочно смотря вдаль – это и есть настоящее искусство.
«Во-вторых - новая система предписала максимальное число элементов (прыжков, комбинаций и последовательностей прыжков, вращений и их комбинаций, шагов)»
Так и раньше так же было, разве нет?
«К тому же - любой элемент, исполненный сверх положенного количества, будет зафиксирован, как "лишний элемент" и не получит баллов»
Так и должно быть, иначе можно прыгать бабочки до победного конца.
«правила стали слишком сложными для большинства фигуристов»
Ну и хорошо, повышает мастерство и интеллектуальный уровень фигуристов.
«фигурное катание сильно утратило в популярности и привлекательности из-за чрезмерно сложных правил»
Если на амер. каналах – спонсорах МОКа падают рейтинги фк, это совсем не значит, что они падают везде. В США сейчас нет сильных женщин-одиночниц, которые там обычно и создавали популярность виду. Да и вообще в век интернета и различных способов посмотреть турнир все эти рейтинги сомнительны. В Европе результаты одиночников давно пошли под откос, НСС тут не при чём. В Европе, России и Японии на фк-турнирах нет проблем с посещаемостью.
«1. Уменьшить количество прыжков в произвольной программе;»
Отлично, попрыгуны стали недостижимы – теперь все их прыжки в ПП – четверные. )) Кроме того, прыжок занимает меньше всего времени среди элементов. Сэкономить несколько секунд на прыжке, чтобы фигурист сделал на пару взмахов руками больше – очень «умно», попахивает лицемерием. Тогда логичнее убрать вращение.
«2. "Обнулять" прыжки в случае падения;»
Хорошо, все будут недокручивать в случае чего и выезжать кое-как на две ноги враскоряку, лишь бы не упасть, вот это красота и искусство – зрителям понравится. Или, например, – я сделал 4 лутц и случайно упал из-за выбоины во льду, а мой соперник сдрейфил и сделал тройной. У меня 0, у него 8 баллов, отличный спорт.
«3. Это позволит стимулировать творчество фигуристов, увеличит важность базовы качеств вращений - скорость, эстетичность позиций, центровка.»
Единственная разумная мысль в интервью. Ради уровней многие крутят корявые, деревянные вращения, лишь бы набрать оборотов и позиций. Вот, кстати, где пустая трата времени в программах.
«повысить их удельный вес в общей оценке до 60%»
Что за бред? Во-первых, сразу противоречит постулату, что фк – это смесь спорта и искусства, теперь это будет искусство с элементами спорта, вряд ли МОК обрадуется. Во-вторых, как это реализовать. Допустим, вышел попрыгун, напрыгал на сто баллов техники, ему поставили компы 70, а технику тогда урежут до 46, т.к. она не должна превышать 40% в оценке? ))
Пусть худ. программы скользуны исполняют на шоу и т.п. турнирах. На ОИ такому не место.
Надо просто судить по честному. Не моргать никому недокруты, не ставить завышенные уровни вращений квадистам, не привязывать компоненты к уровню технической оценки. И сами компоненты оценивать не от фонаря к уровню skating skills, а каждый как следует. Если, как говорит Лакерник, судьи не успевают фиически оценить все 5 компонентов, возможно, действительно следует сократить до трех.
Ну а отсутствие дифференциации компонентной оценки , очень больное место . Отчасти проблему можно было бы решить разделением судейских бригад на "техническую" и компонентную" , но предложение выдвинутое на последнем конгрессе ИСУ было отвергнуто