3 мин.

Система судейства ИСУ и эстетика парного катания

Перевод на русский язык статьи Сандры Безич, пятикратной чемпионки Канады в парном катании и участницы Олимпийских игр 1972 года

Всегда интересно смотреть соревнования, когда на них выступают хорошо. Пары, которые выступали на нынешних Олимпийских играх, исполнили выдающиеся по технической сложности программы. Их программы — это продуманные и проникновенные композиции.Короткие программы спортивных пар всегда заставляли меня задуматься об основных вещах.

Сю Вэньцзин - Хань Цун. Фото: AP

Я благодарна хореографу Лори Никол за то, что она делает. Три её китайские пары исполнили утонченные и сложные программы без каких-либо компромиссов — то, что я считаю сущностью парного катания. Также надо отметить российскую пару Евгения Тарасова — Владимир Морозов. Из программа «олдскульная», в смысле — хореографически вторичная, но исполнена с хорошей скоростью, синхронностью, мощно и с точно исполненными качественными элементами. Они напомнили то, чего мне не хватает в современных парах. Надеюсь, движение в этом направлении продолжится.

Когда я смотрю соревнования спортивных пар или сама ставлю программу для пары, меня часто посещает мысль о том, что тот, кто разрабатывал систему судейства ИСУ, правила и стоимости элементов, сам никогда в паре не катался. Конечно, я в этом не уверена, однако мне кажется, что правила меняют наш спорт, но не развивают его.

Евгения Тарасова - Владимир Морозов. Фото: GlobalLookPress.com

Я абсолютно уверена в том, что правила ИСУ противоречат эстетике парного катания. Они вынуждают выполнять много позиций в элементах, которые изначально не созданы для такого. Есть элементы, которые не требуют «большего». Чистый, широкий тодес исполнить идеально весьма сложно. Причудливые «искаженные» заходы, множественные позиции и причудливые положения во вращениях часто выглядят неэстетично и, мне кажется, это — не прогресс.

Парные вращения. Даже не знаю, что сказать о них.

Баллы за захват лезвия в поддержках (да и не только в них) «поощряют» делать позиции просто ради того, чтобы их делать. Согнутые высоко поднятые ноги визуально «сжимают», создают иллюзию статичности и неуклюжести. Поддержки — это возможность создать прекрасную картину и вызвать ощущение полета. Сложность исполнения не должна ощущаться для того, чтобы зарабатывать баллы.

Мне не хватает синхронности, мне не хватает идеально совпадающей работы коньком. Это гораздо сложнее, чем когда партнеры делают разные шаги. Я не говорю, что мы не должны поощрять максимум средств хореографической выразительности, однако думаю, что пары, которые тратят дни, месяцы и годы на шлифование унисона, синхронности, просто лучше. Разница в росте или телосложении — не оправдание. При разумном подходе, наличии желания и времени выработать это способна любая пара.

Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков. Фото: The Fumi Chronicles

Хореографы вроде Лори пытаются преодолевать проблемы в правилах для сохранения целостности парного катания. Я лишь желаю, чтобы правила не ставили барьеры, а поощряли и поддерживали фундаментальные качества парного катания. Все те прекрасные пары, которые мы видели на Олимпийских играх, заслуживают шанс стать лучше той пары, которую я считаю золотым стандартом парного катания — Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова.

Насчет хореографии: первые несколько тактов короткой программы Ванессы Джеймс — Моргана Сипрэ — «наше всё»!

- Сандра Безич, 14.02.2018   

Оригинал

На обложке: Ванесса Джеймс - Морган Сипрэ. Фото: Jung Yeon-je—AFP/Getty Images