56 мин.

Предолимпийский бал на льду Хельсинки. Субъективные заметки о ЧМ 2017 года

Завершившийся в Хельсинки чемпионат мира останется в моей памяти событием совершенно особого рода, поскольку впервые в жизни мне довелось наблюдать соревнования подобного ранга воочию. Неделя в Финляндии пролетела, как одно мгновение... Впечатлений столько, что просто голова идет кругом! 

Мы с мужем приехали в Хельсинки в воскресенье днем. Оказалось, что наш маленький отель расположен очень удачно - всего минутах в десяти ходьбы от вокзала, а вокзал нам был нужен каждый день, поскольку добираться до Хартвалл-арены, где проходил чемпионат, было удобнее всего на электричке. Она шла до первой от Хельсинки станции всего 4 минуты, а дальше нужно было еще минут 10-15 пройти уже до самой арены. Мы съездили туда в первый же день нашего пребывания, чтобы разведать обстановку и прикинуть, сколько нам понадобиться времени, чтобы добраться до места. В полчаса вполне можно было уложиться.

 С утра понедельника на главной арене начинались тренировки, расписанные с 6 утра до 11 вечера. Билеты на тренировки тоже входили в наш комплект: мы приобрели именно его, поскольку он стоил дешевле, чем при покупке билетов отдельно на каждый день соревнований. Так что в первые два дня мы поприсутствовали на тренировках. Конечно, были мы далеко не на всех из них, но то, что видели, было тоже довольно интересно.

Совершенно великолепны были все ребята-японцы и наши девочки, в особенности Женя Медведева. Женя и Юзуру Ханью невольно заставляли вспомнить пословицу "Против лома нет приема": видимо, нечто, схожее по эмоциям, должны были испытывать их соперники, глядя на то, как они безошибочно "печатают" каскад за каскадом. Женя неоднократно делала каскады из трех, а однажды и из четырех прыжков, да при этом еще и с поднятой над головой одной или обеими руками.

Прекрасно выглядели и китайские пары, но и наши очень старались. Надо сказать, что интерес к тренировкам был немалый: уже с утра на трибунах было достаточно зрителей, и с каждым часом они заполнялись все больше и больше. Особенно много было японцев, которые бурно приветствовали каждый удачно исполненный своими любимцами элемент. И они же дружными рядами стали покидать Хартвалл-арену, когда тренировки японской сборной закончились.

На тренировках можно было сидеть, где хочешь, и мы устроились совсем близко ото льда, прямо над тем местом, где фигуристы выходят на лед и где уже к середине первого дня появились постеры с пожеланиями любимым фигуристам от поклонников. Едва войдя в зал, мы наткнулись на Анну Леванди, которую я хорошо помню как Анну Кондрашову, серебряного призера ЧМ 1984 г. Мне она нравилась в то время, пожалуй, больше всех из наших одиночниц. Она давно живет в Эстонии, замужем за эстонцем, выучила эстонский язык и тренирует фигуристов в Таллине. Я перекинулась с ней несколькими словами (видно, что ей было приятно, что ее помнят как спортсменку) и взяла автограф у ее ученицы Хелери Хяльвин - симпатичной фигуристки, которая, правда, не прошла в произвольную программу, хотя и каталась в короткой очень хорошо для себя. Но, конечно, все это было только предвкушением праздника.

 В среду утром начались соревнования. И дни со среды по субботу были до отказа ими заполнены (на показательные выступления мы не оставались – я уже давно охладела к  зрелищам подобного рода). Сначала я слегка огорчалась, что наши места расположены в 19-м ряду  и немного сбоку (на соревнованиях я люблю сидеть по центру и как можно ближе ко льду), но потом оказалось, что мы сидим очень удачно: во-первых, это не так высоко, как я полагала, обзор всего катка был прекрасный и даже лица фигуристов хорошо различимы, а во-вторых, выйдя в холл, мы сразу же в числе первых попадали к буфету, так что за 20 минут, отведенных на заливку льда, дважды в день мы еще и успевали «заморить червячка».

 Соревнования открывали одиночницы короткой программой. Основной интерес, кроме наших девочек, вызывали у меня канадки, японки и американки. Помнится, еще анализируя финал Гран-при, я писала, что в этом сезоне самой опасной соперницей для нас будет Кейтлин Осмонд – и как в воду глядела!  Канадка и на тренировках выглядела очень уверенной в себе, и на соревнованиях предстала, пожалуй, в лучшей своей форме. Изумительно хороша была ее «французская» короткая программа, открывающаяся шикарным каскадом 3Ф – 3Т. Не менее четко исполнила Кейтлин и два остальных прыжка, из которых особенно эффектно смотрелся 2А с огромным пролетом, обрамленный сложными заходом и выездом. Придраться в ее исполнении было абсолютно не к чему: ни технически, ни артистически Осмонд ни на секунду не нарушила образа прекрасной парижанки, и лучезарная улыбка на ее лице была не наигранной – от души.

Осмонд

 В произвольной программе Кейтлин была не столь безупречна технически, слегка споткнувшись на выезде в одном из каскадов и сдвоив 3Р, но эти недочеты лично для меня не сказались на общем впечатлении от программы, которую я считаю одной из наиболее удачных постановок в этом сезоне. В ней очень верно расставлены все акценты, фигуристка – дорожкой ли, вращением или пластикой мягких, чутких рук - обыгрывает каждый музыкальный кусок, создавая на льду  образ красивой юной девушки, героини пуччиниевской оперы «Богема», чье счастье и сама жизнь оказались погублены неизлечимой болезнью.

Вторая канадка, Габриэль Дэйлман, на этом чемпионате предстала, полагаю, не для меня одной в новом свете. Раньше у нее, как правило, на один удачный прокат приходилось пара-тройка неудачных или, во всяком случае, не слишком удачных. Здесь же она обрела так не хватавшую ей ранее уверенность в себе. В короткой программе на музыку «Танца Иродиады» она продемонстрировала яростное, напористое катание, полное внутреннего огня и вполне приемлемого, хотя и не самого высокого по сложности, технического уровня. Видимо, она предпочла с блеском исполнить каскад 3Т – 3Т, чем напортачить в каком-нибудь более сложном. Правда, ее 3Л был на грани фола, но Габби устояла на выезде и тем самым спасла программу.

Габи

 И впервые в этом сезоне я по-настоящему прониклась ее произвольной  под «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, единственным недочетом которой можно считать «спотыкач» на 2А.  Во всем же остальном Дэйлман показала себя настоящим мастером, катаясь самозабвенно и умело варьируя пластику в различных по темпу музыкальных частях программы, настоящим украшением которой были высокие, мощные прыжки. Спору нет, канадки на этом чемпионате выглядели как никогда сильно.

А вот американки не произвели на меня ожидаемого впечатления. С особым интересом я ожидала выступлений Эшли Вагнер, зная, как она может «выстрелить» в нужный момент. Несомненно, она является одной из самых женственных и сексапильных фигуристок и в полной мере проявляет эту свою женскую притягательность на льду. Обе программы, которые она катает в этом сезоне, как нельзя лучше ложатся на ее индивидуальность – экспрессивная, зажигательная короткая и плавная, лирическая произвольная. Но если короткую программу Вагнер удалось откатать без видимых недочетов, то в произвольной она сорвала один из каскадов и выдала ряд своих застарелых ошибок – недокруты, неправильные ребра, прыжок на две ноги…  7-е место в короткой, 10-е в произвольной, итоговое 7-е место – и этот сезон Эшли вряд ли может записать в свой актив.

Эшли

 И все же смотреть на нее мне было гораздо приятнее, чем на ее соотечественниц Карен Чен и Мэрайю Белл.  Чен не убедила меня ни своим «лебедем» в короткой программе «На золотом пруду», где «лебединое начало» выражалось разве что в сложенных в виде клюва пальцах в начале и в конце программы, ни тем более танго «Жалюзи», где, кроме явных технических огрехов в виде падения с недокрученного 3Л и ошибки на 2А, в хореографическом воплощении не было ничего, что передавало бы характер этого танца – ну не считать же воплощением духа танго черное платье, отделанное кружевом, и красную розу в волосах.

Чен

 Ничуть не лучше показалась мне Мэрайя Белл: какая-то суетливая короткая программа, в которой фигуристка еле выкрутилась, чтобы не упасть со второго прыжка в каскаде и где единственным интересным для меня элементом стал 2А, сразу после которого Белл исполнила почти нынче не исполняемый простой, но эффектный прыжок «олень». В произвольной программе она сдвоила сальхов в комбинации 3Ф – о – 3С и споткнулась при заходе на 2А, и сразу же ее программа как-то поблекла и совсем не произвела того впечатления, которое приятно удивило меня осенью на турнире Skate America.

Белл

 Травма, полученная Сатоко Мияхарой, открыла дорогу в японскую сборную Рике Хонго, у которой были в прошлом довольно удачные выступления. Но на сей раз с двумя маловыразительными прокатами она осталась далеко за пределами первой десятки. Помню, как зажигательно выглядела ее произвольная программа «Риверданс» в прошлом году на ЧМ, а здесь из нее словно выкачали весь воздух, и смотреть стало не на что.

В короткой программе мне понравилась юная Вакаба Хигучи: ей удалось в ней все и с технической, и с художественной точки зрения. А вот ее «Шехерезада» меня не убедила. И дело здесь не только в технической «грязи», которой было немало, включая падение с недокрученного 3Т, и которую не замаскировали непривычно высокие для японок прыжки: главное, что я не увидела заявленного образа, поскольку музыка и костюм легендарной восточной красавицы были сами по себе, а фигуристка прыгала сама по себе, подкрепляя эти скачки маловразумительной работой рук. Мне показалось, что она попросту взялась не за свою мелодию, будучи слишком юной для такой музыки, чтобы суметь передать ее нюансы в своем катании.

Вакаба

 Больше всех из японок мне на этом чемпионате понравилась Маи Михара. В своей короткой программе под «Рондо каприччиозо» Сен-Санса она была стремительной и гибкой, практически до конца великолепно прыгала, демонстрировала интересные позиции во вращениях, и лишь в работе рук фигуристки ощущалась явная недоработка. Падение с 3Ф на последних секундах программы, сразу отбросившее ее на 15-е место, явно выбило ее из колеи: в холле Хартвалл-арены, когда она прошла мимо меня в сопровождении тренера и приставленного к ней неизвестного мне персонажа (менеджера команды? телохранителя?), на ней просто лица не было – она была вся сплошное смятение.

Но, похоже, эта девочка умеет справляться с собой в сложных ситуациях – в день произвольной программы от ее смятения не осталось и следа. Она порхала по льду, подобно маленькому эльфу и не совершила ни одной технической ошибки, не допустила ни одного неверного жеста! Да, можно было бы пожелать ей большего проникновения в музыку, более выразительной работы рук, но я нисколько не сомневаюсь, что все это придет к ней в самое ближайшее время, и тогда более опасной соперницы для наших девочек, пожалуй, не будет.

михара

 Что касается Элизабет Турсынбаевой из Казахстана, то, пожалуй, до сих пор мне не доводилось видеть столь уверенного ее катания: она безупречно исполнила короткую программу и с минимальными недочетами произвольную. Однако при взгляде на нее я никак не могу избавиться от ощущения, что катается маленький робот: абсолютно никакой радости я не чувствую в ее катании и ни малейшего слияния с музыкой. Мешает и чисто визуальное восприятие: щупленькая девчушка в больших ботинках на тонких ножках напоминает мне персонаж из кукольного театра.

Лиза

Полной противоположностью ей, если говорить о зрительном восприятии, является итальянка Каролина Костнер – фигуристка в расцвете своей женственности. Немного найдется тех, кого и на тренировке, и на соревнованиях так бы приветствовал зал. И все-таки не могу не задаться вопросом: для чего она вернулась в свои 30 лет?

Короткую программу, если уж быть честными, она попросту завалила: две ошибки на выездах в прыжках и почти сорванное вращение – это ли тот результат, на который она рассчитывала? Сама по себе программа мне не понравилась совершенно – ни музыкальное сопровождение, ни хореография, ни какая-то «рваная» пластика рук, в особенности на дорожке. Пожалуй, интересно выглядело первое вращение, да и то во многом за счет оптического эффекта, заданного черно-белым костюмом. 66.33 балла, выданных судьями за это зрелище, выглядят, лично для меня, попросту неприлично.

Костнер

 В произвольной программе Каролина проявила присущий ей изысканный вкус в выборе музыкального сопровождения, которому абсолютно соответствовала и хореография, но ее закрутило на первом же каскаде 3Т – 3Т, была «бабочка» в другом каскаде, недокрут на 3Р. Однако после проката фигуристка радовалась так, будто рассчитывала попасть на пьедестал. Честно говоря, в ее олимпийские перспективы я не верю, разве что судьи будут уж совсем бессовестно тянуть ее вверх запредельными компонентами.

Спектр эмоций, подаренных нашими девочками, был неописуем: от беспредельного отчаяния после проката Ани Погорилой до безудержного ликования после выступления Жени Медведевой. Но сначала пришлось поволноваться за Марию Сотскову: на разминке она прямо перед нашей трибуной дважды заходила на каскад и оба раза падала. Видимо, сердясь на себя, Маша дважды сильно стукнула себя по ноге.

Может быть, именно это помогло, но в короткой программе она выглядела, на мой взгляд, замечательно: легкий, воздушный каскад 3Л – 3Т, столь же уверенный 3Ф и 2А, все элементы отточены до блеска, и программа производит впечатление цельного единства. Произвольная программа с технической точки зрения удалась Машеньке в меньшей мере – было падение на недокрученном 3Л, мне показалось, что фигуристка была несколько излишне старательна, но эстетическое впечатление она у меня оставила самое благоприятное. Жаль, что Маше не удалось «зацепиться» хотя бы за шестерку сильнейших, но ее, как и всех наших девочек,  судили по самому строгому «гамбургскому счету». А в том, что Маше еще проявит себя с самой лучшей стороны, я не сомневаюсь.

Маша

 В самой сложной ситуации из наших фигуристок оказалась Анна Погорилая. После короткой программы ее попросту «задвинули» под двух канадок, откатавшихся, не скрою, замечательно. Но даже при таком раскладе преимущество перед Аней у Осмонд в 4 балла выглядело, мягко говоря, сомнительным. А Погорилая прокаталась практически безупречно, на высоком эмоциональном накале и могла рассчитывать на более объективные оценки.

Аня

 Возможно, именно это, не в ее пользу, решение арбитров стало причиной переживаний Ани, приведшей к столь катастрофическим последствиям в произвольной программе. Мало кто сомневался в том, что Анечка способна вырвать «серебро» у Осмонд, прокатай она свою бесподобную произвольную программу безошибочно. Но что случилось, то случилось: первая же «бабочка» на каскаде, похоже, включила в голове у Ани всю цепь ассоциаций с ее неудачными прокатами, случавшимися в прошлом и - «пошла писать губерния»… Три падения с прыжковых элементов и, как во сне, исполненное все остальное… Видно было, что Погорилая  «на зубах» тащит к финалу свою программу, а потом весь мир увидел ее неподдельное отчаяние.

Аня

Зрители на трибунах (публика в Хельсинки была изумительная - в высшей степени доброжелательная ко всем фигуристам!) поддерживали нашу девочку, как могли и в едином порыве вскочили с мест после ее проката. Но, увы, это ничего уже не могло изменить – 13-е место в итоговом протоколе Аня и ее многочисленные поклонники во всем мире восприняли, наверно, примерно так, как Жан Вальжан из романа Гюго «Отверженные» свой приговор к многолетней каторге.

Наверное, Ане потребуется кропотливая работа с психологом, чтобы выбраться из этой моральной ямы, но эта спортсменка уже не раз проходила через такие испытания, что не дай Бог никому, как говорится, и каждый раз возрождалась к новым достижениям, доказывая всем, что за ее ангельской внешностью скрывается сильный и мужественный человек. Пусть так будет и на этот раз, а мы, кто ее любит, будем всячески поддерживать Анечку в ее борьбе за место под солнцем фигурного катания.

И каким же мужеством надо было обладать Жене Медведевой, выходя на лед в произвольной программе сразу после провального проката Погорилой! Да, у нее был неплохой запас баллов в короткой программе - светлой, проникнутой легкой грустью хореографической миниатюре, где она показала свое расставание с детством и которую выполнила безупречно.

Женя

 Но испытание произвольной было не в пример сложнее. С первых же секунд медведевской программы у меня по спине побежали мурашки, и чувство сопричастности к творимому на льду шедевру не отпускало ни на секунду: так пронзительно, искренне, вдохновенно каталась Женечка, а безупречная техника фигуристки была той самой опорой, благодаря которой ее артистическая составляющая предстала столь ярко и выпукло. Весь огромный зал, кажется, боялся дышать во время катания Медведевой и только взрывался аплодисментами после прыжков.

Женя

 Еще до объявления оценок стало ясно, «кто в доме хозяин»: Женя попросту переместилась в какое-то космическое измерение, и догнать ее кому бы то ни было представлялось задачей нереальной. Эта девочка подарила нам столько эстетической радости и гордости за нашу страну, что трудно найти слова, которые могли бы выразить нахлынувшие чувства! Спасибо ей и ее тренерам за эту победу и дай им Бог всем здоровья и новых достижений!

пьедестал

Соревнования в парном катании вызвали у меня достаточно нареканий необъективным судейством. Да, я снова о них – об Алене Савченко и Брюно Массо. Я уже не раз писала о том, что не являлась поклонницей Алены в ее дуэте с Робином Шолковы (вот к Робину я, наоборот, всегда относилась с симпатией), не перешла в ряды ее почитателей и тогда, когда она встала в пару с Брюно Массо. Правда, я всерьез рассматривала такую вероятность, что вживую катание Савченко может произвести впечатление совсем иное и изменит мое представление о мастерстве дуэта.

 Не изменило: сумасшествие трибун при выступлении Савченко и Массо по-прежнему за гранью моего понимания. Наверно, слишком далеко отстоят мои критерии того, что является хорошим вкусом в парном фигурном катании, от того, что демонстрируют эти фигуристы. Их короткую программу иначе, чем китчем, не назову – эта расхлябанность, вероятно подразумевающая раскованность, и вихляние бедрами и пятой точкой вызывают у меня эстетическое отторжение. Судьи как-то закрыли глаза на две грубые ошибки – приземление на две ноги в параллельном 3С у партнерши и опять-таки приземление на две ноги и касание рукой на выбросе 3А: 79.84 балла за этот «спектакль» удивили бы кого угодно, если бы это была не Савченко. Уверена, что любой нашей паре за равноценное выступление таких баллов бы в жизни не выставили.

Савченко

Произвольная программа Алены и Брюно поставлена в ином ключе – лирическом, но если говорить о ее эстетическом восприятии, то позволю себе процитировать слова моей подруги Ольги Алтуховой, лучше которых, пожалуй, не найти и под которыми стопроцентно могу подписаться: «Очень красивая произвольная Савченко-Массо совсем не трогает, потому что это история не про них и не для них. А актерские способности у фигуристов не на такой высоте (особенно у Бруно), чтобы настроение, заложенное в хореографии, сыграть. Все кажется несколько формальным, и красивый значимый жест Алены в финале совсем не «исполнен душой»»…  

Да, было у них несколько эффектно исполненных элементов – например, «тяжеловес» Брюно поймал Алену при приземлении с подкрутки и жимом поднял одной рукой в поддержку. Технически же фигуристы, как и в короткой программе, не избежали ошибок: у партнерши вновь было приземление на две ноги с касанием льда рукой в выбросе 3А и приземление на две ноги с недокрученного выброса 3С. И опять судьи расщедрились на оценки – 150.46 балла! Явно было видно их желание вытянуть этот дуэт на первое место.

И тем почетнее в этой ситуации победа китайцев Вэнцзин Суй и Цун Ханя! Если учесть, после каких травм пришлось восстанавливаться партнерше, то выражение «снимаю перед ними шляпу» не в силах передать всех моих эмоций. Короткая программа этого дуэта была, не побоюсь этого слова, поистине фантастической! КАК могли парники – не танцоры! – до такой степени передать дух и характер блюза в программе, где каждый элемент находился точно на своем месте и был исполнен на высочайшем уровне! Одна их подкрутка с рукой партнерши над головой чего стоит! И такая параллельность в прыжке, в шагах, изумительной красоты дорожка – единение партнеров на каком-то клеточном уровне! Разница меньше, чем в два балла с Савченко и Массо, где партнеры по-прежнему смотрятся отдельно друг от друга, выглядела, по-моему, как насмешка над здравым смыслом.

Суи-Хан

 При исполнении Вэнцзин и Цуном произвольной программы у меня буквально дыхание сводило от переживаний за фигуристов и погруженности в то, что они творили на льду! Это было настоящее Искусство!  Феерически смотрелась их четверная подкрутка, их каскад 3-2 с поднятыми над головой руками во втором из прыжков, их поддержки и выбросы… Да, было падение партнерши на параллельном 3С, но оно совершенно не нарушило художественной цельности программы и не помешало фигуристам исполнить все остальное на высочайшем уровне! Яркая, заслуженная победа китайской пары!

Великолепно выглядел и второй китайский дуэт – Сяою Ю – Хао Чжан. В их гармоничной короткой программе каждый элемент был исполнен просто образцово, и при этом партнеры все время были «в одной связке»! Даже не верилось, что такое единство демонстрирует дуэт, начавший совместные выступления только в этом сезоне. В произвольной программе  Ю и Чжана после блестяще исполненной четверной подкрутки партнерша сорвала каскад, но это была единственная к ним претензия – все остальные элементы они исполнили очень хорошо, и их программа не затерялась на фоне других интересных программ.

Ю-Чжан

 Сенсацией, правда, в некотором роде ожидаемой, учитывая их провалы в нынешнем сезоне, можно счесть результат, показанный двукратными на тот момент чемпионами мира канадцами Меган Дюамель и Эриком Редфордом. Словно бы у судей спала с глаз пелена, и они, наконец, увидели, что «король-то голый»!

Короткая программа, которая и сама по себе никогда не представала шедевром хореографической мысли, в беспощадном свете выявила все недостатки пары – небрежность, неряшливость жестов, суетливость и полное отсутствие взаимопонимания между партнерами. Без своего единственного козыря – параллельного 3Л – Меган и Эрик сразу же перешли в разряд аутсайдеров, тем более что и в отсутствии элемента ультра-си они не обошлись без ошибок – корявого выезда партнера с параллельного 3Т, столь же грязного выезда партнерши с выброса, да и их подкрутка, получившая, тем не менее, третий уровень, выглядела на фоне подкруток других пар какой-то раскорякой. Поэтому победный жест Меган по окончании программы остался мне непонятен – чему там было радоваться?

Меган и Эрик

 Никогда мне не нравилась и произвольная программа канадцев, поставленная под кошмарную – не побоюсь этого слова! – интерпретацию знаменитой песни Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien» Патрисией Каас. Она, похоже, просто из кожи вон лезла, чтобы не быть похожей на свою легендарную предшественницу, но явно переусердствовала в этом. Не знаю, чем уж именно эта интерпретация оказалась близка сердцу канадских фигуристов, но программу, поставленную под нее, вряд ли можно назвать удачной. Но, даже не вдаваясь в критику недостатков ее хореографической интерпретации, скажу, что катались фигуристы откровенно плохо: сделали вразнобой каскад, затем Меган уселась на лед после попытки исполнения четверного выброса (там, похоже, и трех оборотов не набралось), чиркнула ногой лед после второго выброса… Одним словом, «кошмар на улице вязов»  - и итоговое 7-е место.

Зато у их соотечественников Любови Илюшечкиной и Дилана Московича программы в этом сезоне на редкость удачные. Особенно хороши они были в короткой, на музыку танго «Жалюзи», выверенной хореографически до малейшего акцента: очень логично ложатся на музыку подкрутка и выброс, подобные четко расставленным восклицательным знакам, и даже выезд с тодеса был связан с музыкой.

илюшечкина

 Да, есть у Любаши застарелая «болезнь» - у нее плохо получаются прыжки. Вот и на этот раз эта «болячка» дала о себе знать в произвольной программе: Люба споткнулась на 3С, упала на 3Т, сорвав тем самым каскад, но зато выстояла на всех выбросах. Но возможно, как ни странно, что обратной стороной того, что  Люба знает за собой эту слабость, является тот факт, что ошибки и даже падения после прыжков не выбивают ее из колеи – она продолжает кататься, как ни в чем не бывало и заставляет и зрителей забыть об инциденте.

Так было и на этот раз. Сама же программа ладно скроена и крепко сшита: она вся полна оригинальных находок, будь то заход на тодес или поддержки, которые ни у кого более не встречаются и в которых Люба выглядит такой изысканно-нежной, вроде бы беззащитной и при этом защищенной своим мужественным партнером. Удивительная гармония царит в этом дуэте, и я очень рада, что они стали на этом чемпионате первой парой Канады.

Очень жаль, что смогли проявить себя на сей раз в полной мере французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Ванесса, как мне кажется, с каждым стартом становится все неотразимей – ну просто одна из основных претенденток на звание «мисс чемпионата», если таковые ныне устраиваются. Их программы тоже очень интересны, индивидуальны и полны остроумных технических находок. Но, уже приземлившись в короткой программе с первого же элемента – подкрутки, Ванесса неожиданно не удержала равновесия и упала, да еще так сильно ударившись спиной, что меня буквально током пронзило. К ее чести, дальше она продолжала кататься, словно ничего не произошло, и их программа, в которой буквально каждый элемент выполнен с необычного захода и потрясающе смотрится, ничуть не потеряла в зрелищности.

Джеймс-Сипре

В произвольной программе Ванесса в комбинезоне напоминала своей кошачьей пластикой и гибкостью черную пантеру и, несмотря на то, что упала с выброса 4С и сорвала параллельный 3С, заставила меня смотреть на них с Морганом с замиранием сердца. Это едва ли не самая любимая моя программа этого сезона, окрашенная столь яркой индивидуальностью исполнителей.

По-настоящему зажигали публику в оба дня соревнований итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек. Особенно они понравились мне в произвольной программе. Исключительно удачно подобранное музыкальное сопровождение позволило им в полной мере проявить свой природный темперамент и эротичность, нигде не переходящую грань пошлости.  После соревнований, в холле Хартвалл-арены, Валентина и Ондрей раздавали зрителям свои фото с автографами и фотографировались со всеми желающими. В жизни они показались мне столь же яркими и обаятельными, как и на льду.

Маркеи-Хотарек

Но, конечно, самые большие волнения были связаны у меня с нашими дуэтами, за каждый из которых я болела особенно сильно. Особое беспокойство вызывали Ксения Столбова и Федор Климов: в этом сезоне они выступали мало, да и вряд ли эти старты можно отнести к числу удачных. Что касается постановок их программ, то при безошибочном исполнении обе бы предстали истинными шедеврами.  Однако чтобы шедевр, подобно бриллианту,  заиграл всеми гранями, следует откатать его, как он задуман, в нужное время и в нужном месте.

И как раз с этим, к большому сожалению, Столбова и Климов не справились. В особенности это касается короткой программы. В самом ее начале, после далеко не самой удачной подкрутки Федор, поймав партнершу, упал, как подрубленный; ошибку тут же подхватила Ксения, упав после выброса, а потом еще и споткнулась на выезде из прыжка. Хрупкая, нежная ткань программы на музыку Дебюсси «Лунный свет» была разодрана в клочья, а оценки заставляли схватиться за голову: 13-е место и предстоящий старт в произвольной в первой разминке.

Столбова

 Однако Ксюша с Федей смогли доказать, что их рано сбрасывать со счетов и в день произвольного катания показали почти все, что умеют. «Почти» - поскольку они все же допустили ошибки в каскаде 3-3-2 и в параллельном 3С, но все остальное было сделано ими просто превосходно! Главное, что программа, наконец, прозвучала и еще раз показала, что эти фигуристы являются самым стильным дуэтом не только в нашем, но и в мировом фигурном катании.  Результат в 141.03 балла еще долго оставался недосягаемым для других пар и итоговое 5-е место Столбовой и Климова можно, как мне кажется, считать не самым плохим плацдармом для олимпийского сезона.

Прекрасно проявили себя в первый день соревнований наши дебютанты Наталья Забияко и Александр Энберт. Им очень идет эта короткая программа на музыку Свиридова из фильма «Метель». И придраться там было, по большому счету, не к чему – характер музыки очень точно отражен в хореографии, и технически все было исполнено на высоком уровне. 5-е место после короткой программы внушало осторожный оптимизм.

Забияко

 Однако произвольная программа удалась ребятам значительно меньше: сначала партнер напортачил в каскаде, следующий прыжок сорвала партнерша, но главной ошибкой стала, конечно, неудачная поддержка, в которой Саша едва не свалил Наташу с самого верха. Они докатались, что называется, «на автопилоте», и были наказаны, к сожалению, слишком сурово – лишь 12-е место.

Основные надежды мы связывали, конечно, с Евгенией Тарасовой и Владимиром Морозовым, которые на ЧЕ доказали, что являются достойными представителями нашей школы фигурного катания. Короткую программу они исполнили просто на «ура» - весело и задорно, и придраться можно было разве лишь к тому, что Женя слегка чиркнула ногой на выезде. Но ведь тогда я даже не знала, смотря с трибуны эти соревнования, что она катается после того, как на тренировке после столкновения с партнером получила серьезную травму ноги, и ей было наложено больше десятка швов! Вот это самообладание! Однако судьи, считаю, были заведомо предвзяты, поставив наших ребят за Савченко и Массо.

Женя и Володя

 Правда, было видно, что Тарасова и Морозов сдаваться не намерены: они ринулись в свою произвольную программу, словно прыгнули с обрыва реки, начав ее высоченной четверной подкруткой, правда, с небольшой ошибкой партнера на выезде, далее были уверенно исполненные прыжки – и каскад 3Т- 2Т – 2Т, и 3С, в одном из выбросов Женя чуть задела лед ногой на выезде, но основной ошибкой стала сорванная поддержка. Но какие же ребята молодцы, что боролись, не опустили руки! Пусть на сей раз Савченко и Массо оказались впереди, но все-таки разницу между вторым и третьим местами в 11 (!) баллов считаю полным беспределом.

  После соревнований я встретила в холле дворца спорта Робина Шолковы и задала ему вопрос, который всегда интересовал меня: кому он во время соревнований больше желает победы – своей бывшей партнерше или русским парам, с которыми работает. «Конечно, русским парам», - ответил Робин. – Они все замечательные, очень талантливые, у них прекрасное будущее». А на вопрос, как ему живется и работается в России, он ответил, что ему здесь очень нравится, но по-русски он говорить пока не научился – только понимает немного.  Робин произвел на меня самое благоприятное впечатление – очень симпатичный молодой человек.

А уже в последний день соревнований в толпе прогуливающихся в перерыве между заливкой льда людей я увидела Женю Тарасову и Володю Морозова, поздравила их с «бронзой» и взяла автографы. Они вели себя очень скромно, казалось, даже немного смущались – такие милые «рыжики»! Пусть все у них в новом сезоне сложится самым благоприятным образом!

пьедестал

 Соревнованиями высочайшего уровня стали выступления мужчин в обеих программах. Фактически все вышедшие в финал 24 участника показали прекрасное катание и интересные программы. К сожалению, шансы наших ребят на успех изначально расценивались не слишком высоко, однако, памятуя о прошлогоднем прорывном дебюте на ЧМ Михаила Коляды, я все же не теряла надежды, что он может войти хотя бы в шестерку лучших.

Эта надежда подкреплялась и его короткой программой, выступление с которой стало для него лучшим в этом сезоне. Но то, что его результат в 93.28 соответствовал лишь 7-му место, говорило о высочайшем накале состязаний. Произвольная программа у Миши не задалась, как надо – на первых секундах последовало падение с 4Л. Правда, второй квад – 4Т -  Коляда исполнил хорошо, но затем пустил «бабочку» на 3А. Больше видимых ошибок у него не было, но для соревнований такого уровня это уже было почти равносильно провалу.  

Миша

В следующем сезоне Мише, возможно, не помешало бы полностью сменить амплуа – отойти от эксцентрики, выбрать что-нибудь более соответствующее его индивидуальности, позволяющее по-новому раскрыть его талант. А в том, что Миша по-настоящему талантлив, у меня нет ни малейших сомнений. Пока же его итоговое 8-е место можно расценивать хоть и не как успех, но все же и не как явный провал.

Что же касается Максима Ковтуна, то от него я и не ожидала какого-то прорыва: он уже давно приучил нас, что успешно катает лишь одну программу из двух-трех. Здесь все было из серии «я бы удивилась»: после прекрасного каскада 4С – 3Т последовало падение с 4Т и успешно исполненный 3А. Что же касается художественной стороны программы, то ее эстетика по-прежнему вне моего понимания – деревянный корпус, расхлябанные руки и выражение лица «где это я, мамочки?».

 Справедливости ради, стоит сказать, что Максим неудачно упал на разминке и в какой-то мере повредил колено. На следующий день после исполнения короткой программы я встретила в кулуарах дворца спорта тренера фигуриста Инну Гончаренко и спросила, как чувствует себя Максим. «Болит колено» - ответила она. Но сниматься с произвольной не будет, будет кататься на обезболивающих». Я пожелала ему успеха и заодно спросила Инну Германовну, как идут дела у Лены Радионовой. «Готовится к новому сезону. Разнашивает новые ботинки», - ответила она. Я сказала, что мы ждем Леночку и верим в нее. «Ждите! Верьте! Ей это очень нужно», - сказала Инна Германовна. Надо сказать, что по телевизору она выглядит какой-то суровой и значительно старше, чем есть на самом деле. Мне она показалась очень симпатичной и приятной в общении женщиной.

Макс

 В произвольной программе Максима элементы вновь чередовались, как при катании на качелях: один – удавшийся – вверх, другой – неудачный – вниз. К удавшимся следует отнести 4С, каскады 4С – 2Т и 3А – 3Т, к неудавшимся – «бабочки» на 4Т и 3Р и лишний 2Т, который не пошел в зачет. Но мне не по душе сама эта программа Ковтуна: невнятный вокал, местами переходящий в речитатив, на фоне рваного ритма и малоинтересной для воплощения мелодии. Ну и соответствующая бледная хореография, ставшая уже привычной в программах Максима.  А главное, чего я не вижу в этом фигуристе – это радости от катания, кажется, что для него оно – всего лишь нудная обязанность. 11-е место Ковтуна, конечно, далеко не успех, и некоторым утешением ему может служить разве что тот факт, что ниже его в турнирной таблице оказался, например, такой признанный мастер, как Денис Тен.

Денис тоже проводит не лучший свой сезон. Записать в свой актив он может разве что победу на Универсиаде, но разве уровень ее участников имеет что-либо общее с уровнем участников чемпионата мира?  Что касается технической составляющей его короткой программы, то на фоне других она не слишком впечатляет: да, хороший 4Т в начале программы, но всего лишь каскад 3Л – 3Т и не слишком уверенный 3А. Что было по-настоящему в ней здорово, так это дорожка шагов, в которой проявилось в полной мере хорошее владение Дениса коньком. У меня вызвало недоумение музыкальное сопровождение программы: в музыку «Танца с подушками» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» вдруг ни с того, ни с сего вклинился кусок из «Щелкунчика» Чайковского. Где тут логика?  9-е место в короткой программе лишало Тена надежды на пьедестал, но давало надежду его болельщикам увидеть, на что способен спортсмен, которому уже нечего терять.

Тен

У Дениса прекрасно поставленная произвольная программа на музыку арии Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска», она ему очень идет. Но, увы, исполнил он ее из рук вон плохо: можно по пальцам пересчитать удавшиеся ему прыжки, а остальное было сплошной «грязью». Удивило меня и то, что Денис словно бы вовсе забыл о руках: он то бросал их, как попало, то начинал размахивать ими совсем, как говорится, ни к селу, ни к городу.  20-е место в произвольной программе и итоговое 16-е – это ли результат, достойный бронзового призера Олимпиады?

Болела я за Мишу Ге из Узбекистана – очень мне симпатичен этот фигурист. Да, у него нет квадов, но зато есть хорошее скольжение, прекрасные вращения и, главное, что я в нем ценю – умение жить на льду музыкой, под которую он катается. Его «Грезы любви» под музыку Листа были полны пронзительной нежности. А произвольная на музыку Чайковского из балета «Щелкунчик» была им выполнена просто великолепно. Миша не позволил себе испортить эту великую музыку ни единой технической помаркой, ни одним фальшивым жестом. Он буквально жил в ней! И зрители оценили это в полной мере, в едином порыве вскочив с мест после того, как Миша закончил программу.

Миша

 После соревнований многие зрители подходили к Мише за автографом и просили его сфотографироваться с ними. Миша не отказывал никому. Я тоже взяла у него автограф и сказала, что будет очень жаль, если он все-таки решит уйти из спорта. «Если бы вы только знали, что стоит за парадной стороной фигурного катания», - сказал Миша.  И все-таки хочется надеяться, что он останется и прокатается на Олимпиаде.

Сплошным удовольствием было наблюдать за выступлениями в обеих программах представителя Латвии Дениса Васильева. Он тоже, как и наш Максим Ковтун, выбирает для своих выступлений современную музыку, явно говорящую что-то его душе. Но в отличие от Ковтуна, мелодии, выбранные Денисом, становятся канвой интереснейших программ, в которых находят отражение лучшие спортивные качества, присущие этому фигуристу – эластичность ног, взаимосвязанная работа корпуса и рук, в которых и прыжковые элементы – пусть пока без квадов! – и шаги со связками составляют одно единое целое. Ну а вращения Васильева – это отдельная феерия, заставляющая вспомнить лучшие моменты выступлений его нынешнего наставника Стефана Ламбьеля. Очень перспективный растет фигурист, и такой симпатяга!

Денис

 Нравится мне и американец Джейсон Браун, кто бы что про него там ни говорил. Даже без квада мне смотреть на него гораздо интереснее, чем на тех же Ковтуна, Быченко, Бессегье и даже (какое кощунство с точки зрения его отпетых фанатов!) Бояна Цзиня, у которых квады имеются. Зато у Джейсона бесподобная пластика и красивые программы, да и во вращениях он многим даст фору. Его итоговое 7-е место можно считать хорошим достижением.

Браун

Ну а выступления фигуристов из первой шестерки по праву можно назвать «битвой титанов». Никогда я не была болельщицей Патрика Чана, но его выступление в короткой программе на этом чемпионате было, на моей памяти, лучшим, чем когда бы то ни было. Он чисто исполнил каскад 4Т – 3Т, 3А и 3Л, ну а в дорожках, связках и вращениях он был в своей стихии и своего шанса подняться в лидирующую тройку не упустил.

Произвольная программа удалась ему значительно меньше: борясь за медаль, он включил в нее 3 квада и успешно осилил каскад 4Т – 3Т и 4С, но после исполнения 4Т коснулся льда обеими руками. Более чем странно смотрелся и его 3А, после которого он как-то неуверенно прыгнул еще и 2Т. Заунывная музыка, написанная «широко известным в узких кругах» композитором Эриком Редфордом, не произвела на меня должного впечатления, и хореографические изыски программы прошли, прямо скажем, мимо меня. И все же по сравнению с прошлым сезоном Чан явно сделал шаг вперед.

Чан

 Другое дело, что его перспективы борьбы с более молодыми соперниками, да и с тем же Фернандесом, видятся мне, мягко говоря, туманными. Ну хочется человеку выступить еще раз на Олимпиаде – что ему в этом помешает? Главное же, как сказал Пьер де Кубертен, не победа, а участие, не так ли?

Юный американец Нэйтан Чен после своей феноменальной победы на ЧЧК вправе был рассчитывать, по крайней мере, на место на пьедестале мирового первенства. И он ринулся в бой с открытым забралом; замечательно исполненный каскад 4Л – 3Т, высоченный 4Ф и – неожиданное падение на выезде с 3А, на который Нэйтан зашел с красивого кораблика. Конечно, техническая сторона у Чена пока еще явно превалирует над художественной составляющей, что как раз особенно заметно в короткой программе на музыку из балета «Корсар», но при всем при том его катание меня увлекает.

Чен

В особенности нравится мне он в произвольной программе. Возможно, что сама огненная стихия «Половецких плясок» больше отвечает натуре Нэйтана, нежели в какой-то мере рафинированный «Корсар», но в этой программе он выглядит очень органично. На сей раз Чен, кажется, решил побить все рекорды, исполнив в произвольной 6 (!) квадов, среди которых были и два сложнейших – лутц и флип. Да, он упал с первого же 4Л, затем с 4С, его несколько закружило после 4Т, но был прекрасно исполненный 4Ф и каскад 4Ф – 2Т, каскад 4С – 3Т с небольшой ошибкой на выезде. Но Чен не боялся рисковать, видимо, памятуя пословицу – «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». И пусть на сей раз отведать шампанского ему не удалось (разве что на заключительном банкете вместе со всеми участниками), но свою дорогу к олимпийскому пьедесталу он застолбил уверенно. И кто знает, как бы он прокатался, если бы по жребию ему не пришлось стартовать после исторического проката Юзуру Ханью? Нервы – они ведь не железные ни у кого, тем более у 17-летнего дебютанта ЧМ.

Не к чему было придраться в оба дня соревнований к китайцу Бояну Цзиню. В короткой программе он с большого хода и с огромным пролетом исполнил каскад 4Л – 3Т, 3А и 4Т и, поймав кураж, резвился на льду до самого конца, доводя при этом зрителей до экстаза. Пожалуй, впервые за все время мне понравилась его произвольная программа, в которой он так беспомощно с эстетической точки зрения выглядел в начале сезона. Боян безупречно исполнил четыре квада – 4Л, 4С, каскад 4Т – 2Т и 4Т и, в общем-то, сумел раскрыться в артистическом плане в музыке Нино Рота, написанной к фильму «La Strada». Хотелось бы пожелать ему более внимательно отнестись к работе рук, которые у него еще не вполне «созрели» для полноценного создания образа. Завоевание бронзовой медали в такой сумасшедшей конкуренции можно считать большим успехом китайского фигуриста.

Боян

 Героем первого дня соревнований стал, вне всякого сомнения, на тот момент действующий чемпион мира Хавьер Фернандес. Его «Малагенья» на сто процентов удалась ему так, как она была задумана – со всеми переходами от вкрадчивого, мягкого скольжения к бурным всплескам в виде великолепно исполненных каскада 4Т – 3Т, 4С и 3А, к дорожкам, в которых выплескивалась затаенная страсть, и к вихревым вращениям. Это было абсолютным воплощением на льду испанской самобытности и духа именно испанского танца – лучше, кажется, и придумать нельзя. 109.05 балла, полученных  за эту феерию, вывели Фернандеса в лидеры. И казалось, что запас почти в 5 баллов от ближайшего преследователя Шомы Уно гарантирует Хавьеру если и не легкую прогулку за «золотом», то уж, во всяком случае, может в достаточной степени самортизировать удар, на который готовы решиться соперники.

Хави

 Но нервы испанца не выдержали накала борьбы. В произвольной программе он совершенно «развалился». Даже не буду перечислять все ошибки, которые он допустил – их была уйма, и его очень удачно поставленная произвольная программа не произвела и десятой доли того впечатления, которое произвела на том же ЧЕ, где Фернандес победил в пятый раз. Я очень симпатизирую Хави, и мне жаль, что на сей раз он остался без медали. Но, возможно, что этот ушат холодной воды поможет ему пересмотреть свою не только спортивную, но и психологическую подготовку и во всеоружии подойти к Олимпиаде.

Совершенно неотразим был в короткой программе Шома Уно! Под красивейшую мелодии «Фантазии для скрипки с оркестром»  маленький японец катался поистине самозабвенно, отражая каждый нюанс мелодии движениями своего гибкого тела, и на загляденье хороши были как все его прыжки – 4Ф, каскад 4Т – 3Т и 3А, сразу из которого он встал в свой коронный низкий кораблик, так и вращения, в особенности заключительное.

Шома

 Его произвольная программа на музыку Пьяццолы – одна из самых моих любимых в этом сезоне. Казалось бы, и темперамент, и ментальность японцев и аргентинцев настолько далеко отстоят друг от друга, что добиться того, чтобы мелодия танго настолько удачно легло на индивидуальность Уно, было задачей почти невыполнимой.  Но действительность опровергла все прогнозы – танго «село» на Шому как влитое! По ходу программы он искусно варьировал ритм, то замедляя, то убыстряя его, причем это убыстрение шло по нарастающей, и при этом словно бы  исполнитель черпал новые силы откуда-то извне, что захватывало зрителей с первых же секунд и не отпускало до самого конца.

Прыжковый набор у Уно был на загляденье – 4Р, 4Ф, 4Т с небольшой потерей равновесия, каскады 4Т – 2Т, 3А – 3Т, и пусть у него были кое-какие недочеты, например, на выезде из 3Л, но впечатления от программы это не испортило. Серебряная медаль – достойная награда талантливому фигуристу!

Ну а Юзуру Ханью, заставив своих почитателей, к коим отношусь и я, изрядно поволноваться в день короткой программы, сделал им, а главное, самому себе, щедрый подарок в виде рекордного проката произвольной. Собственно, ошибка в короткой программе Ханю была одна – после исполнения 4С он неожиданно встал на колено, но тут же сориентировался и вышел из положения, прыгнув еще и 2Т с двумя поднятыми вверх руками.  Все же остальное – 4Р, который он исполнил с захода из «кораблика» и тут же вновь встав в кораблик, с огромным пролетом 3А, все дорожки, вращения и шаги были выполнены не просто безукоризненно, но и с неподдельным драйвом, от чего публика на трибунах просто неистовствовала. Однако сумма в 98.39 баллов отбрасывала его лишь на 5-е место, и от первого места его отделяли более 10 баллов, что при данной конкуренции выглядело цифрой совершенно неотыгрываемой.

Юзуру

  Я, как, думаю, и многие, начала прикидывать шансы Юзуру хотя бы на призовую тройку, и выходило, что и здесь ему мало, что светит. Однако этот фигурист доказал, что именно он – и по праву! – является королем фигурного катания современности. То, что он совершил в произвольной программе, было просто невероятным, запредельным, ошеломляющим! Даже не хочется писать о том, какие прыжки были в программе Юзуру (достаточно упомянуть о том, что все они были выполнены на высочайшем уровне) – ведь когда мы рассматриваем произведение искусства, будь то картина или скульптура, мы рассматриваем его целиком, и нас в последнюю очередь интересует, каким образом нанес художник на полотно отдельные мазки краски или из какой породы дерева сделана эта скульптура.

Юзуру

Так и Юзуру своими коньками живописал на льду многоцветную картину, где техника, артистизм и музыкальность сливались воедино.  И последний его жест, совпадающий с последним музыкальным аккордом – разведенные в стороны руки, словно обнимающие весь мир, говорит так много! Для меня есть много хороших, выдающихся, великих фигуристов, но истинным гением фигурного катания я считаю именно Юзуру! Я бы сравнила его с Моцартом в музыке, именно с Моцартом и ни с кем другим, потому что гений Моцарта полон света и доброты, и именно таким я воспринимаю Юзуру.

Ох, какая борьба ожидается в следующем году на Олимпиаде! Дай Бог, чтобы все мальчики, подарившие нам столько радости, подошли к главному соревнованию своей жизни в оптимальной форме, и да минуют их всяческие травмы и болезни! Собственно, это пожелание можно отнести ко всем фигуристам, в каком бы виде они ни выступали.

пьедестал

Ну и, наконец, последний по счету, но отнюдь не по значимости – все виды для меня равноценно значимы! – турнир, где соревновались танцоры. И вновь, как это уже бывало на этом ЧМ, он был омрачен для меня судейским беспределом. Но не буду забегать вперед.  

Наши пары меня не огорчили и не порадовали – собственно, ничего иного я от них и не ожидала, и они заняли места, которые, на мой взгляд, соответствуют их уровню мастерства. Не отношу себя к поклонникам пары Боброва – Соловьев, о чем уже не раз говорила. Признавая, что у ребят приличная техника, не приемлю их стиля катания. Мне кажется, что Катя очень жеманна, манерна, что называется, «жеста в простоте не сделает» (даже если посмотреть на то, как она только выезжает на танец),  и практически всегда переигрывает. Кроме того, у них (как всегда, на мой вкус) неудачные костюмы и в этом сезоне еще более неудачный имидж у партнерши. Собственно, партнера – и это отнюдь не касается только внешнего вида - я вообще за ней не вижу, а я очень ценю, когда именно партнер является ведущим в паре.  

Боброва-Соловьев

Мне не нравятся обе постановки этого сезона, в особенности произвольный танец, в котором все, буквально каждый жест, отдает нафталином. Полагаю, что Катя с Димой способны исполнить – и очень хорошо! – по-настоящему интересный танец, только таковых Жулин им не ставит, вероятно, истратив весь свой постановочный пыл на всяческие «Ледниковые периоды» (танец «Сумасшедшие», столь любимый когда-то публикой и самими спортсменами, я ни интересным, ни новаторским не считаю). Конечно, хорошо, что Боброва и Соловьев поднялись в итоге с 8-го на 5-е место, но почему их произвольный танец стал в итоге 3-м, понять не могу.

Александра Степанова и Иван Букин замкнули первую десятку, и слабым утешением им, вероятно, может служить тот факт, что здесь они обыграли израильтян Изабеллу Тобиас – Илью Ткаченко, которые были впереди них на ЧЕ. Их танцы этого сезона значительно больше мне по душе, чем танцы Бобровой и Соловьева: они более выдержаны стилистически, в них есть свои маленькие изюминки в виде поддержек и вращений.

Ваня и Саша

Вокруг их произвольного танца, заявленного как «вариации на тему танго» на музыку Пьяццолы скрещиваются копья: кто-то его ругает, кто-то хвалит. Мне этот танец нравится, но на этот раз было заметно, что перед твиззлами-«пистолетиками» у ребят появилась какая-то суетливость и они словно бы слегка запутались в ногах. Кстати, сами эти твиззлы не считаю подходящими именно к данному танцу, несмотря на их зрелищность. Тяжеловато выглядела и последняя поддержка. Одним словом, впечатление от произвольного танца Степановой и Букина на сей раз у меня осталось довольно среднее.

Словно бы по контрасту к «вариациям на тему танго» сразу же после Саши и Вани на лед вышли канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье со своим танцем – самым настоящим танго. Я очень люблю этот дуэт, уважаю танцоров, за то, что они ни на кого не похожи, идут своим путем и не поступаются ничем, что им дорого в их творчестве. Они сейчас только третья пара в иерархии канадской сборной, но для меня именно она из всех канадцев – самая интересная.

Пайпер и Поль

 Пайпер и Поль танцуют свое танго с нарочитой серьезностью и немного аффектированной страстью, нигде не переходя при этом грань хорошего вкуса. Их танец – как старое выдержанное вино, приобретающее свой вкус с годами. В нем продумана каждая деталь – не только элементы, выстраивающиеся в единое целое, но и жесты рук, даже взгляды, которыми партнеры обмениваются по ходу танца, костюмы и – как вишенка на торте! – лиловая роза в волосах у партнерши. Истинное наслаждение для меня этот танец!

Не менее интересен у Гиллес и Пуарье короткий танец в ритме диско, превосходно поставленный и замечательно, от души, исполненный. Не теряю надежду, что когда-нибудь этот самобытный дуэт будет по достоинству оценен не только зрителями, но и судьями.

Как всегда, несколько минут хорошего настроения гарантировали мне итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте. Мне нравится этот дуэт своей жизнерадостностью, подлинно итальянским темпераментом, клокочущим в них и прорывающимся наружу, как потоки лавы из вулкана, и мне, как правило, по душе все их танцы. В коротком танце Анна в ретро-платье в горошек была необыкновенно мила и женственна.

Очень удачно лег на их индивидуальность и произвольный танец на музыку из фильмов Чарли Чаплина, который они и прокатали прекрасно. Но этих баллов им хватило только для того, чтобы расположиться на шестой строчке турнирной таблицы.  

А вот Майя и Алекс Шибутани, при уникальном качестве скольжения и совершенно выдающихся твиззлах, не будят во мне никаких эмоций, будь это их короткий или произвольный танец. Для меня они всегда предстают каким-то механическим целым, в котором плотно-плотно пригнаны все винтики.   Катаются они практически безошибочно, но в душу мне не проникают, хотя вроде бы и вполне симпатичные ребята.

Шибутани

Я была очень рада, когда в коротком танце их обошли Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью. Красавцы Мэди и Зак скользили, как по маслу и с блеском исполнили все, что заложено в их программе. Честно говоря, не понимаю разговоров вокруг фигуры Хаббелл – толстая она, сбросить бы ей несколько килограммов и т.п. Можно подумать, что Тесса Вирчу ныне выглядит изящнее, чем Мэдисон, но никто ей на ее отяжелевшую фигуру при этом не указывает. Я, например, как раз считаю, что комплекция Хаббелл в немалой степени составляет изюминку этого дуэта, поскольку делает партнершу особенно женственной, а качества скольжения это нисколько не портит. 76.63 балла, полученные Мэди и Заком за короткий танец, стали их лучшим результатом в сезоне.

Мэди и Зак

 Прекрасно начали они и произвольный танец – стильно, чувственно, глаза в глаза, и зрители на трибунах боялись дышать. И вдруг, когда до конца танца оставалось всего ничего, Зак внезапно падает на серии твиззлов, вскочив, еще пытается встроиться в последнюю из них, но все уже ясно – дуэт остается без элемента, и это равносильно провалу. Мне было очень жаль ребят, но спорт есть спорт, и у него свои законы. Прорыва, столь, казалось бы, близкого, для пары Хаббелл – Донохью не случилось.

 Еще один американский дуэт – Мэдисон Чок и Эван Бэйтс переживал свою драму. На одном дыхании исполнили они свой креативный короткий танец, не похожий ни на один другой, и расположились в непосредственной близости от лидирующей тройки с надеждой взойти на пьедестал. Но, видимо, поэтому они были настолько «under pressure» в своем произвольном танце, что не выдержали испытания – Эван «запорол» одну из серий твиззлов. 105.79 балла – 8-й результат в произвольном танце и итоговое 7-е место.

Мэди и Эван

 С симпатией отношусь я к канадской паре Кейтлин Уивер – Эндрю Поже, хотя и принимаю не все в их творчестве. Так, в этом сезоне мне настолько же не нравится их короткий танец, насколько по душе произвольный. Короткий танец Кейтлин и Эндрю исполнили без видимых огрехов и получили за него свой лучший результат в сезоне – 74.84 балла, что соответствовало 6-му месту.

Очень красиво танцевали они свою испанскую тему в произвольном танце и также благополучно прошли все ее подводные рифы, хотя, не скрою, никогда не могу наблюдать спокойно за их твиззлами – мне всегда кажется, что у Эндрю они на грани срыва. Мне еще показалось, что были исполнены чуть натужно некоторые из поддержек. Но и в произвольном танце фигуристы показали свой лучший результата в сезоне – 109.97 балла. Казалось, еще пару лет назад эти баллы гарантировали бы им место на пьедестале мирового первенства, но сейчас об этом говорить заранее было бы рискованно.

Кейтлин и Эндрю

 Конечно, у танцоров все зрители ожидали дуэли между чемпионами мира двух последних лет, французами Габриэллой Пападакис и Гийомом Сизроном и вернувшимися в спорт после тех же двух лет перерыва канадцами Тессой Вирчу и Скоттом Мойром. Но было заранее ясно, что защитить свое звание Габи и Гийому не дадут, так как с начала сезона судьи ставят впереди Тессу и Скотта. Причем, дуэтам просто не дают соревноваться по-настоящему.

Вот и на сей раз за свой короткий танец канадцы получили 82.43 балла, что равняется мировому рекорду. Ничуть не ставя под сомнение мастерство Тессы и Скотта, скажу, что такой результат все же считаю завышенным. Насчет самого танца я уже неоднократно писала, что он мне не нравится: на мой вкус это – типичный китч, начиная с музыки, постановки и кончая костюмами.

Тесса и Скотт

  Что же касается короткого танца Пападакис и Сизрона, то в нем мне, напротив, нравится все – музыкальное сопровождение, хореографическое воплощение, костюмы. Да, были в нем мелкие недочеты, например, в первой серии твиззлов, но разрыв между дуэтами в 6 баллов, что на этом уровне уже неотыгрываемо, понять не могу.

Габи и Гийом

 После короткого танца в фойе Хартвалл-арены мимо меня проходил Гийом, впереди которого шел Ромэн Агенауэр, а сзади – еще какой-то мужчина. Я не ожидала увидеть Гийома и поначалу опешила, а потом у меня был порыв подойти и сказать ему, что они с Габи для меня – самые лучшие и пожелать успеха в произвольном танце, но Ромэн Агенауэр сурово посмотрел на меня и сделал отрицательный жест рукой. И только тогда я увидела, что Гийом прижимает к кисти белый платок: я не знала еще, что во время исполнения твиззлов он неловко схватился за лезвие конька и разрезал руку.  Видимо, он как раз шел на перевязку.

В произвольном танце Габи и Гийом были божественны: они представляли собой какое-то запредельное единство! Два французских слова могут, пожалуй, наиболее точно выразить стиль этих фигуристов – fluidité и délicatesse. Оба вбирают в себя целый спектр значений. Первое может означать «текучесть, плавность, невесомость, неуловимость», второе – «нежность, тонкость, изящество, изысканность, деликатность, лёгкость». Каждое из этих качеств в полной мере присуще Пападакис и Сизрону и каждое может выступать на первый план, проявляясь в поддержках, твиззлах, дорожках, в тот или иной момент по мере того, как их танец разворачивается во времени и в пространстве. Их искусство пронзает меня до мурашек, и их произвольный танец был воистину чемпионским!

Габи и Гийом

 Но какое судейское фарисейство: заранее сделать разрыв между дуэтами непреодолимым, а потом с легким сердцем поставить Габи и Гийому рекордные 119.15 балла, которые все равно ведь ничего не решат. И тем самым «подстелить соломку» Тессе и Скотту, чтобы победа не уплыла из их рук!  Так и хочется процитировать Пушкина: «Какое низкое коварство!...»

Вирчу и Мойр катались нервно, без привычной легкости, к тому же Скотт сделал две явные ошибки, поначалу допустив рассинхрон в третьей серии твиззлов, а затем споткнувшись и припав на колено. Но судьям, как мы говорили в детстве – «пофиг веники»: 116.19 балла, второе место в произвольном танце и итоговое первое место. Таков был конец этих соревнований, оставивший у меня горькое послевкусие.

Тесса и Скотт

Хочу еще рассказать о некоторых встречах в кулуарах дворца спорта. Так, в один из дней мы с приятельницей, с которой были давно знакомы по переписке, но впервые встретились на этом чемпионате, за столиком близлежащего от нашей трибуны буфета увидели выступавших когда-то в парном катании за ГДР, а ныне являющихся немецкими тренерами Кнута Шуберта и Александра Кёнига. Они «приняли на грудь» по стаканчику вина, пользующегося неплохим спросом среди зрителей, и находились в благодушном настроении.

Мы подошли к ним, и я сказала Кнуту, что хорошо помню их дебют на ЧЕ и ЧМ с сестрой Катей в 1974 году, когда им было по 14 и 12 лет. Он схватился за свою голову, на которой не осталось ни одного волоска:) Я спросила его, почему Катя так рано перестала кататься – ведь их пара была очень перспективной, и они были такими милыми вместе. Травма помешала?

Он ответил, что вовсе нет. Дело в том, что после войны члены их большой семьи оказались в разных частях  Германии. И когда они выступали на ЧМ, который в 1974 г. проходил в Мюнхене, то посмотреть на них и пообщаться с ними приехали их дедушка с бабушкой и дядя с тетей. Такое общение спортивными функционерами, представляющими власти ГДР, не приветствовалось: они испугались, что брат с сестрой могут попросить политического убежища в ФРГ, и поэтому Кате стали чинить всяческие препятствия, выдавливая ее из спорта, что им в конце концов и удалось, а перспективного парника поставили в пару с Биргит Лоренц. Вместе они потом неоднократно были бронзовыми призерами ЧЕ.

Еще одна встреча состоялась с Мартином Скотницким. Когда я протянула ему для автографа фотографию их дуэта с сестрой Дианой с ЧМ 1973 года, то он нежно прижал к себе это фото, где они молодые и красивые, а его приятели наперебой принялись это фото снимать на свои телефоны, крича, что они никогда его таким не видели.

Я спросила Мартина, как поживает Диана. «Хорошо, - сказал он, она живет с семьей в Париже, замужем за французом». Еще я спросила у него, где сейчас живет Ева Романова, поскольку знала, что после смерти ее матери они с мужем (он тогда еще был жив) уехали из Чехии. Оказывается, Ева живет в Англии, недалеко от Манчестера, около моря и в январе приезжала в Остраву на ЧЕ. А вот где похоронен ее брат Павел Роман, ему неизвестно.

Видели мы с приятельницей и Ростислава Синицына. Она взяла у него автограф, а у меня их с Наташей автографы есть еще с 1979 года. Я сказала ему, что очень любила их танго, поставленное Татьяной Анатольевной Тарасовой, где Наташа так трогательно идет в одном месте на цыпочках (они потом это танго и ледовом театре «Все звезды» исполняли), и спросила, нет ли где записи этого танца, а также записи их танца сезона 1979 года в ритме диско. Но он ответил, что, к сожалению, у них самих нет ни одной записи их танцев. И поблагодарил нас за то, что мы помним о них с Наташей.

После победы Жени Медведевой я увидела в коридоре Этери Георгиевну Тутберидзе и подошла поздравить ее. Очень она мне понравилась: женщина удивительной, благородной красоты, держащаяся с большим достоинством, но без малейшей чопорности, охотно ответившая на несколько моих вопросов.

А Елена Анатольевна Чайковская, пробегавшая мимо меня на короткий танец, на мои пожелания удачи нашим танцорам, потрепала меня по руке. Кстати, выглядит она просто потрясающе, несмотря на свои 76 лет!

В общем, впечатлений этот чемпионат оставил множество, и я думаю, что они будут греть меня еще бесконечно долго. В особенности радует то, что я стала свидетелем вошедших в историю "прокатов жизни" Жени Медведевой, Юзуру Ханью и Габриэллы Пападакис с Гийомом Сизроном.