12 мин.

Пара слов вдогонку, или Краткие выводы после чемпионате мира

Чемпионат мира в Хельсинки завершился. У нас две медали, золото Евгении Медведевой и бронза Евгении Тарасовой/Владимира Морозова. Не совсем то, чего бы хотелось, и не совсем так, как хотелось бы.

Между тем в многочисленных комментариях после чемпионата разгорелся невероятный срач было поднято несколько тем, по которым и я счел необходимым высказаться. 

Эти темы я бы разделил на несколько групп. Подчеркну – это исключительно моё мнение, соглашаться с ним вовсе не обязательно. Я пишу о том, что увидел, понял и почувствовал.

1. Программы и костюмы

Не надо быть крупным специалистом в фигурном катании, чтобы понять – без классной программы на пьедестал не подняться, будь ты хоть семи пядей во лбу. К сожалению, программы наших фигуристов – членов сборной страны, в этом отношении явно проигрывают. С костюмами тоже не всё хорошо, пусть и не у всех, но у многих. Конечно, подавляющее большинство болельщиков видят фигуристов по ТВ, а судьи смотрят на катке, но ТВ не так существенно искажает картинку.

В парном катании прекрасная короткая программа Евгении Тарасовой и Владимира Морозова.

Здесь нет претензий ни к программе, ни к костюмам. Конечно, если не сравнивать с чемпионами мира Суй/Хань. С другой стороны, а с кем тогда сравнивать? Произвольная в зрелищности уступает их же короткой программе, а костюмы… Трудно представить, что в таком одеянии можно вообще что-то выиграть. Мы же не будем брать пример с Кевина Рейнольдса, или всё же будем?

Между тем у нас в сборной есть прекрасный пример того, как надо одеваться на лёд, как причесаться – Ксения Столбова и Федор Климов. На мой взгляд, они эталон того, как нужно подбирать костюмы к каждой программе. А вот программы…

В прошлом сезоне у них были совершенно фантастического уровня и короткая, и произвольная. Программы-шедевры.

В этом году они резко сменили стиль, и напрасно. «Лунный свет» в короткой – это совершенно не их формат. С такой программой чемпионаты мира не выигрывают. Произвольная намного интересней короткой, но тоже уступает прошлогодней в зрелищности. Качество катания оставлю в стороне – катастрофа, она катастрофа и есть. Но даже при безупречном исполнении они были бы в лучшем случае третьими.   

К сожалению, блюз «Blues For Klook» уже использован – короткую программу с ним исполняли Суй/Хань, и это была фантастика.

Убежден, Ксения и Федор были бы лучше. Но поезд ушел. Возможно, в следующем сезоне им стоило бы попробовать блюз, не из числа заезженных и хорошо известных, но пронзительный и продирающий до пяток. Честно говоря, меня еще не оставляет надежда, что Столбова и Климов в олимпийском сезоне включатся в борьбу за золото. Конечно, три года практически потеряны, но я так надеюсь…

Программы Максима Ковтуна в этом сезоне неплохие, но у него только одна проблема – доехать до финиша. Программы, безусловно, не шедевр, но по его размеру. Я не уверен, что Макс в принципе способен выкатать шедевр, не испустив дух на третьей минуте.

А вот программы Михаила Коляды явно ниже минимального уровня его возможностей. Его короткая шла на ура в прошлом сезоне, но в этом приелась и зрителям, и самому фигуристу. Произвольная новая, здесь прогресс по сравнению с прошлым годом заметный, но в сравнении с лидерами всё же не дотягивает.

По программам и костюмам девушек у меня вопросов нет – не только тех, кто выступал на чемпионате мира, но и многих из тех, кто катался на чемпионате страны. Прекрасные программы, нормальные платья. Здесь всё в порядке сегодня, а что будет завтра – через пять месяцев на открытых прокатах увидим.

Танцы… Здесь я, пожалуй, соглашусь с Еленой Чайковской: «Мы потеряли этот вид абсолютно. У нас нет самобытности, у нас нет харизмы. У нас нет всего того, о чем я говорила, приводя в пример канадцев и французов: какого-то другого поворота темы, находки, параллельных линий, дыхания параллельного…».

К агрессивной рекламе Александры Степановой и Ивана Букина, которую ведет Наталья Бестемьянова, я отношусь спокойно. Ну такой вот маркетинг, без анализа спроса на рынке. Она видит, и не понимает, что другие могут увидеть нечто иное. К сожалению, такое агрессивное «продвижение товара» плохо отражается на самих фигуристах – болельщики в комментариях явно перегибают палку. Мне эта пара нравится, но все их недостатки налицо, и ни малейших шансов вмешаться в борьбу лидеров в этом сезоне у них не было. Не думаю, что будут и в следующем. Это ни в коей мере не меняет моего к ним отношения – хорошие ребята, неплохие программы, понемногу движутся вперед.   

Я давний болельщик Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Всю их спортивную карьеру за них болею. Они сегодня безусловные и неоспоримые лидеры наших танцев, и программы неплохие, и техника хорошая, но – см. выше, о чем сказала Чайковская. Вопросы по костюмам и прическе Бобровой были и есть. Этот надо как-то решать. Есть же стилисты, в конце концов.

Ели кто-то думает, что Синицина/Кацалапов или Ильиных/Жиганшин могут предложить что-то лучшее, он глубоко ошибается. Как бы ни хвалила Чайковская Никиту Кацалапова, его возможности всем хорошо известны. Здесь Елена Анатольевна скорее приближается к Бестемьяновой, которая, вообще плохо видит.

Программы, особенно в танцах, это половина успеха. А на высшем уровне – 99% успеха.

Помню, в 1984-м Тарасова поставила Бестемьяновой/Букину «Русскую ярмарку», с которой они собирались дать бой Торвилл/Дину. Это был такой трэш… А уж по сравнению с «Болеро»… Хорошо хоть они второе место удержали. А ведь ту программу наши специалисты посчитали достойным ответом англичанам. Конечно, такого больше не было, но в 1991-м Кристофер Дин вновь дал нашим по носу – братом и сестрой Дюшене. Те вообще кататься не умели, но выдали такую программу «от Дина», что стали чемпионами мира и опередили блестящих технарей Климову/Пономаренко.

И тогда именно Тарасова поставила Марине и Сергею абсолютно убойный олимпийский танец. В 1994-м Грищук/Платов выиграли у Усовой/Жулина тоже не техническим мастерством, а именно программой.

Сегодня в наших танцах кризис даже не мастерства и исполнителей, хотя и он имеется. В наших танцах кризис идей. У нас работают Кустарова/Алексеева, Жулин, Румянцева и Жук/Свинин. «Домашние» хореографы – Авербух и Чернышов. Всё. Остальные за рубежом, и состояние наших танцев их мало интересует. Точнее, не интересует абсолютно. А наши тренеры могут дать ученикам только то, что могут. Почему никто из наших танцоров – чемпионов и призеров мировых чемпионатов не остался дома поднимать наше фигурное катание, разговор отдельный. Я его и поднимать не хочу. Скорее, возникает вопрос, как трактовать правила в обязательном танце, и чем помогает здесь нашим тренерам и спортсменам член техкома Алла Шеховцова.

2. Технический уровень

Вопросов нет только по женщинам. Дай Бог, чтобы с Женей Медведевой всё было в порядке. Впрочем, ей уже столько гадостей нажелали, что я не сомневаюсь, что всё будет отлично.

Надеюсь, что будет кататься по взрослым Алина Загитова. Где-то прочитал, что она будто бы остается в юниорках. Надеюсь, это кто-то написал в припадке злобы и зависти. За третью путевку будут спорить Анна Погорилая и Елена Радионова. Они всё же сильнее Маши Сотсковой, и при чистых прокатах у нее выиграют. Шансы Липницкой и, тем более, Сотниковой вообще не рассматриваю, так как там без шансов. А дальше всё будут решать только и исключительно нервы.

В парном катании и Столбова/Климов, и Тарасова/Морозов уже имеют «в заначке» элементы, позволяющие конкурировать и с китайцами, и с немцами, даже при горячей любви судей к соперникам.

У мужчин, думаю, на Игры поедут Коляда и Ковтун. Правда, пока в тени Самарин, он на подъеме, и куда поднимется, еще вопрос.

Алексей Мишин то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что «Наши Михаил Коляда и Максим Ковтун должны либо освоить дополнительные четверные прыжки, либо отдать флаг в руки других российских одиночников. Каких – я пока не вижу. Но они появятся».  

Я тоже уверен, что такие появятся, но пока на горизонте безоблачно. Пока не вижу никого, кто мог бы реально конкурировать с Колядой и Ковтуном. В том числе и среди многочисленных учеников профессора Мишина. Легко критиковать и давать советы – ну, как мне, например. Куда труднее сделать – Петров по сей день кривотулуп прыгает, а Мишин тем временем Костнер восстанавливает.

Максим Ковтун уверенно владеет четверными сальховом и тулупом. Правда, тулуп прыгает через раз, или через два на третий. Ему «хочется избавиться от шлейфа тех провальных сезонов, которые были у меня ранее». Ну так что мешает? Мы все уж заждались. Надо прыгать два четверных в короткой и четыре в произвольной программах, не падать и не пускать бабочки. Пока не получается.

 В активе Михаила Коляды четверной лутц, с которого пока не получается выехать, и тулуп. Максимум возможного для Михаила – пять четверных, два тулупа в короткой и лутц с двумя тулупами в произвольной. Их надо уверенно исполнять. Ну и аксель довести до ума – такой классный прыжок был в прошлом сезоне, а в этом потерялся.

В принципе при хороших программах и чистых прокатах парни могут удивить уже в Пьончане. На Играх всякие чудеса случаются, достаточно вспомнить победу Урманова в 1994-м. Но к любому чуду надо очень тщательно готовиться. А у наших парней пока слишком тонко настроенные душевные структуры, ромашки-одуванчики. Надо не бояться, а выходить и делать, причем всех.

Технический уровень наших танцоров мне оценить сложно. На одних соревнованиях все элементы им на четвертый оценивают, на других на второй, и кому что в голову взбредет… Но по общему от прокатов впечатлению всё же видно, что наши немного отстают от лидеров. Степанова/Букин катаются на почтительном друг от друга расстоянии, у Кати с Димой временами тяжеловаты поддержки. Ну и еще по мелочи можно насобирать. А каждая мелочь влияет на уровень, и это от 0.6 до 1.5 балла, увеличенные на GOE. А в GOE тоже эти мелочи учитываются, и на выходе мы получаем то, что получаем. Но технически наши танцевальные дуэты далеко не безнадёжны, я бы даже сказал, они вполне могут соперничать с лидерами. Но есть небольшой нюанс, о котором я не так давно уже писал. Каждая техническая бригада читает правила обязательного танца по-своему. И их прочтение в большинстве случаев зависит от того, кто им демонстрировал правильность исполнения ки-пойнтов, и на ком. А сегодня это Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон. И результат «прочтения» мы прекрасно рассмотрели в Хельсинки. И снова возникает вопрос, а знают ли наши тренеры, как техспециалисты трактуют правила обязательного танца? Судя по реакции на оценки обязательного танца в Хельсинки, не знают. А ведь проводником этого знания может быть только член техкома Алла Шеховцова. И чем она занята?

3. Комментарии Татьяны Тарасовой.

Конечно, этот третий пункт непосредственно к проблемам фигурного катания не относится. Александр Гришин комментирует фигурное катание с Тарасовой на Матч-ТВ второй год. Это хорошая работа. Да, иногда Тарасову заносит, она не всегда слышит собеседника, она хвалит тех, кого любит, но может и жестко высказаться – и пусть! Её всё равно интересно слушать, и можно услышать много интересного.

Мне странно читать оскорбления в её адрес со стороны малограмотных недорослей и достаточно грамотных взрослых людей. Одна идиотка договорилась до того, что Тарасова увела у Жука Роднину. Надо вообще ничего не знать о фигурном катании, или просто истекать ядом, чтобы такое ляпнуть.

Так вот, я отношусь к Татьяне Анатольевне с глубоким уважением, и могу ей простить небольшие чудачества. А уж обвинять её в неудачном выступлении наших фигуристов в Хельсинки (а и такое читать довелось), это уж совсем мозги растерять. В общем, я тоже… злобствую.

***

И всё же я надеюсь, что привычный для наших спортсменов, тренеров и функционеров штурм перед столь важным событием, как Олимпийские игры, даст результат. У нас же всегда так – пока жареный петух не клюнет. Только вот петуха на сей раз что-то долго жарят