Поддержка в приседе вчера и сегодня
Собственно, идея этого поста родилась давно, но поскольку я люблю всё откладывать, то собиралась долго. И продолжала бы в том же духе и дальше, но тут праздник подоспел. И я всё же уговорила себя сделать себе же подарок на День Парижской коммуны.) Возможно, этот подарок и ещё кому-то понравится.
Речь пойдёт о стационарной поддержке в приседе, которая в судейских протоколах значится как StaLi и которая стала визитной карточкой группы Дюбрей – Лозона. Нет-нет, не пугайтесь, я не собираюсь никого убеждать, что канадцы являются первооткрывателями этой поддержки. Я вообще не склонна наделять какого-то одного тренера всеми мыслимыми и немыслимыми заслугами, принижая при этом достоинства его коллег. В современном ФК редкий наставник не менял место дислокации и соратников, а спортсмены – тренера, поэтому идеи и элементы кочуют с катка на каток, и определить их авторство рядовому болельщику подчас весьма затруднительно. Вот и я не буду этим заниматься, а просто продемонстрирую в хронологическом порядке все найденные вариации поддержки в приседе.
Не поверите, но самая ранняя поддержка, датируемая 1977-80 г.г., обнаружена мной в программах Ирины Родниной – Александра Зайцева. Да-да, не у танцоров, а у парников. Тренировала их тогда Татьяна Тарасова, так что вполне возможно, это плод её фантазии. А может, и подсмотрела где.) Причём Роднина и Зайцев исполняют элемент в двух разновидностях: с заходом через парное вращение и через вращение вокруг шеи партнёра, да и положение у партнёрши разное. Конечно, по нынешним временам, выступай они в танцах, вряд ли получили бы четвёртый уровень – число оборотов явно маловато, – но у них и не стояло такой задачи.)
Наверно, сейчас мало кто помнит танцевальный дуэт из Великобритании Марика Хамфрис – Виталий Баранов. Но именно в их шоу-программе 2005 года «Мадам Баттерфляй» есть StaLi, которую можно квалифицировать как часть комбинированной поддержки. Марика на протяжении всей карьеры, и в паре с Филиппом Аскью (отчимом Пенни Кумс), и в паре с Виталием, была постановщиком своих танцев, поэтому совсем неудивительно увидеть этот оригинальный элемент в её исполнении.
В том же 2005 году StaLi можно было увидеть и в программе Жами Сале – Давида Пеллетье, поставленной предположительно Лори Николь для шоу Stars on Ice. У канадцев она сочетается с простым парным вращением. И этот же элемент через пять лет украсил совместное выступление Сале – Пеллетье и Дюбрей – Лозона.
У Мари с Патрисом в репертуаре 2008 года присутствовала и несколько другая интерпретация.
А годом позже, в 2009, такую же комбинацию: вращение плюс поддержка в приседе исполняли в показательном номере опять же канадские парники Джессика Дюбэ – Брайс Дэвисон. Голову не прозакладываю, но, скорее всего, автор программы – Дэвид Уилсон.
Ну и как тут не вспомнить финальную хореографическую поддержку в победном танце Тессы Вирту – Скотта Моира в Ванкувере. Она из той же оперы.)
Однако вернёмся в Европу и, поскольку интерес к этой теме возник у меня в результате дебатов на тему «кто придумал все фишки группы Лозона?», попробуем определить, как и когда появилась поддержка в приседе у спортсменов группы мадам Буше-Зазуи. Сразу оговорюсь, что совершенно не претендую на истину в последней инстанции, это всего лишь моё видение развития событий. Поскольку Мари-Франс Дюбрей – Патрис Лозон и Роман Агенауэр совместную деятельность начинали в Club des Sports de Glace в Лионе, осмелюсь предположить, что в процессе какие-то общие наработки у них появились. Тем более что в группе Мирюэль Буше-Зазуи поощрялось коллективное творчество. Какое-то время там же работал Паскуале Камерленго, уже успевший сделать себе имя постановщика в мире ФК. Именно в программе сезона 2004-2005 «Фрида», придуманной Камерленго для Изабель Делобель – Оливье Шонфельдера, впервые появилась вращательная поддержка, которую можно считать прообразом стационарной в приседе.
В следующий раз её использовали через три года в танце под Pink Floyd, и так же, как и во «Фриде», она была частью комбинированной поддержки. А вот на Олимпиаде в Ванкувере исполнялась уже соло. На гифках прекрасно видно эволюцию, которую претерпела эта поддержка: партнёр с каждым разом приседает всё ниже, а продвигается всё меньше.
Однако Изабель с Оливье так ни разу и не исполнили подлинную StaLi. К слову, два последних танца в карьере французов ставили Мари с Патрисом. Кто не видел или забыл – советую посмотреть: танцы замечательные и вполне себе бодрые. Это к вопросу о том, что Лозоны только на «нудли» способны.
В том же олимпийском сезоне ещё одни ученики Зазуи – Агенауэра использовали похожую вращательную поддержку.
А на следующий год это была уже полноценная StaLi.
Кто довёл её до ума – Пернель Каррон с Ллойдом Джонсом или их тренеры – история умалчивает. Но факт остаётся фактом: лионская группа общими усилиями создала эффектный элемент. А Каррон с Джонсом пошли дальше: сменив тренеров, они поменяли и положение партнёрши в поддержке. Получилось симпатично.)
Здесь позволю себе маленькое отступление.
Ни Агенауэр, ни Лозоны не имеют никакого отношения к танцу Пернель – Ллойда под песню Жака Бреля, в котором они и презентовали обновлённую StaLi. Поскольку информация о постановщиках на разных ресурсах отличалась, коллега ssera по моей просьбе связалась с Марикой Хамфрис-Барановой, которая в тот год тренировала французов, и задала ей вопросы касательно этого танца. Затея казалась совершенно утопической, но случилось чудо – Марика ответила! Привожу её ответ полностью:
Thank you for your questions. Coaching Lloyd and Pernelle holds many happy memories for me. They were talented and expressive dancers. Pernelle and Lloyd chose the music and the idea to have the changing moods in the tango. As I felt an immense responsibility to this team in their year to qualify for Olympics, I recruited Paolu and Godoy (the argentine tango dance experts we worked with) to get the authentic movements on the floor before adapting those moves to the ice. Pernelle, Lloyd and I then worked very hard to compose the dance and develop the story on the ice. As Pernelle and Lloyd wanted to break from anything they had done before when training in France they asked me to lead the choreography to avoid rehashing old habits they felt they had in their transitions. I can assure you that that routine was exclusively the work of those I have listed above. Romain, Marie-France and Patrice were not involved in this season of Lloyd and Pernelle's training or choreography. Pernelle and Lloyd had developed the stationary lift from an original idea they had. They were very creative also in the rotational lift adding a very difficult twisting action to the one arm support. I hope this helps clarify the origins of the ideas and moves from that programme. I am sure Pernelle and Lloyd would be very happy that you enjoyed it and remember it so well. Marika.
Искренне надеюсь, что после прочитанного желающих выдавать за истину фантазии, что авторству Романа Агенауэра принадлежат все более-менее удачные танцы бывших воспитанников лионского клуба и что в Монреале француза безбожно обирают, присваивая себе плоды его трудов, значительно поубавится. Всё-таки стоит оперировать фактами, а они говорят о том, что в Гадбуа-центре идёт совместная работа, в которую каждый вносит свою лепту.
А теперь, собственно, давайте посмотрим на результаты этой работы.) Да, все пары группы Лозона исполняют стационарную поддержку в приседе. Но, на мой взгляд, она гораздо эстетичнее, чем куча перестроений на теле партнёра или задранные кверху ноги партнёрши с демонстрацией нижнего белья. Вряд ли подобные физкультурные упражнения способны украсить танец. А StaLi украшает. К тому же она многофункциональна.
Используется как переходный элемент при смене ритма (в КТ Габи и Гийома)
и как часть комбинированной поддержки (у Лорио – Ле Гака),
или совмещена с вращением (как у датчан и у Суси – Фируса),
а может выступать финальной точкой танца (как у Мэди с Заком и у Тессы со Скоттом).
Заходы-выходы, как и положения партнёрш тоже разные, поэтому лично меня совершенно не напрягает частое использование этой поддержки.
На этом можно было бы и закруглиться, но обойти вниманием самых креативных фигуристов наших дней – Пайпер Гиллес и Поля Пуарье – совершенно невозможно. Уверена, все помнят их прошлогодний ПТ в красно-чёрных революционных костюмах. Ну и поддержку в приседе с партнёршей в шпагате наверняка не забыли.
А вот эту красоту сезона 2012-13 помните? Любуйтесь.)
P.S. Если у кого-то есть другие примеры использования StaLi, делитесь, не стесняйтесь.)
P.P.S. Прошу прощения за неудобство, но письмо Марики Хамфрис не получается разбить на абзацы.
Засим прощаюсь, всех с праздником!
по истории вопроса мне почти нечего сказать , разве сто про Парижскую коммуну порассуждать) Помню , что у Родниной с Зацевым были придумки с поддержками. - они были такого танцевального плана. Помню , что Торвилл- Дин упрекали , что какой то поддержке они нарушили правила. Нет, она не вращательная. Дюбрей- Лозон вообще запомнились прежде всего именно оригинальными поддержками. И Кумс- Бэклэнд тоже. На самой заре карьеры были супер поддержки у Бэлбин- Агосто. У Нечаевсих дуэтов были оригинальные вариации Мушкутенок Дмитриев такие были изобретательные на льду.У них нет вращательной?
Я: Постановщиков ДЛ всегда выбирали сами, поддержки придумывал Патрис, так о каком таком особом влиянии на стиль Лозонов Агенауэром вы толкуете?
Вы: Это какие поддержки придумывал Патрис? Не смешите народ. Заодно эти же поддержки он придумал Анисиной- Пейзера, Шонфельдеру и Ванагасу. Вы не знаете, что Ванагас как раз несколько сезонов работал с Лозонами именно над поддержками и обязаловкой.
Опять вы: Не слышу какие такие поддержки придумал Лозон самолично и до него их никто не делал...
Считаете, что из ваших слов я позаимствовала для поста какую-то очень ценную инфу?
//Вы написали, что прога 2002 года у Делобель- Шонфельдера,- это постановка Зазуи и она вставляла им коленную.//
И где я подобное писала? Или вы текст не читали, исключительно на костюмчики ориентировались? А вы Анин пост не читали, где она рассказывает о переходе костюмов от одного фигуриста к другому? Полюбопытствуйте, очень занимательно. Здесь тот же случай: костюмы ДШ перешли по наследству к Каррон - Джонсу. Но даже в этом случае этих фигуристов трудно перепутать. Но у вас получилось.)
Ещё раз: ссыль открывает танец Яновской.
Лично я считаю, что определять авторство в ФК в нынешнее время - вещь неблагодарная хотя бы из-за того, что все новое придумывается на платформе уже кем-то созданного. И порой маленький нюанс способен украсить элемент и сделать его шедевром.
За ГП - отдельное спасибо)
Что-то не припомню, чтобы мы обсуждали с вами эту конкретную поддержку, а вот с Анной обсуждали, и было это аж в середине декабря. Так что не льстите себе, вы к этому посту отношения не имеете. Хотя кое-какие слова в нём адресовались и вам. Абзац сразу после письма Марики. Впрочем, если вы опять завели песню про гениальность Агенауэра, вы меня не услышали. Боюсь, не услышите и сейчас и даже глазам своим не поверите. Всё равно будете на своём настаивать. Но я всё же попытаюсь.)
Итак, ссыль на ИСУ-шный профайл ДШ сезона 2004-05, где указан постановщик "Фриды". https://web.archive.org/web/20050405211448/http://www.isufs.org/bios/isufs00000038.htm
И чтобы два раза не вставать, ИСУ-шный профайл следующего сезона с указанием автора танца "Карнавал". https://web.archive.org/web/20060425123716/http://www.isufs.org/bios/isufs00000038.htm
Чьи это были идеи, меня мало волнует, мне интересно, кто их воплотил на льду. И это не Агенауэр.
По вашей ссылке танцует Яновская. Вполне возможно, что Тарасова придумала для ДШ вращательную поддержку. Почему нет? Но меня интересует положение тела партнёрши в ней. Если оно не параллельно льду, говорить не о чем.
//Это были ученики ТАТ еще , Зазуи их намного позже тренировали.//
Это вы, простите, о ком?
------
Нет, не поубавится. Я не позволю))
Дарлинг, а ты можешь ещё куда-нибудь написать (или письма какие поднять), чтобы узнать авторство шедеврального пт для Марджори Ладжой-Захари Лажи ? ☺ Вот прям только-только на ЮЧМ выступили. А то что-то терзают смутные сомнения...
И огромное спасибо за финальную позу Хаббеллов! Как раз для поста, который сейчас делаю! Я и забыла, что они там так сидели.
А я надеялась.)
Прежде чем куда-то писать, неплохо бы знать, о чём спрашивать.) Что конкретно тебя смущает в танце Ладжой - Лага?
Да, спасибо тебе за идею поста. Если бы не наш спор, ничего бы не было.