Воспоминания о ЧМ 1970 года
Когда на днях я решила навести порядок в своей коллекции, в которую уже давненько не заглядывала, одним из первых на глаза мне попался альбом, в который мы с подругой наклеивали снимки фигуристов сезона 1970 года – с чемпионатов СССР, Европы и мира. И как только я его открыла, на меня сразу же нахлынул целый поток воспоминаний, которые ярко врезались в память: прекрасные в своем вдохновении лица фигуристов, незабываемые программы, музыка, костюмы….
О ленинградском чемпионате Европы я уже писала на одной из первых страниц своего блога в позапрошлом году. И тогда же, помнится, пообещала при случае поделиться и своими воспоминаниями о чемпионате мира, который проходил в Любляне, столице Словении, входившей тогда в состав Югославии. Сегодня я выполняю свое обещание.
Соревнования по традиции открывались выступлениями спортивных пар. Наша сборная приехала туда в статусе главного фаворита: Ирина Роднина и Алексей Уланов, Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин были настолько сильнее всех своих соперников на завершившемся в феврале в Ленинграде чемпионате Европы, что было ясно, что и на мировом первенстве зарубежные фигуристы могут, в лучшем случае, рассчитывать лишь на бронзовые медали. Заокеанские представители парного катания в ту пору явно уступали своим европейским соперникам, которые всегда оставляли их лишь на подступах к пьедесталу, поэтому триумф европейского парного катания был вполне ожидаемым.
Ирина Роднина и Алексей Уланов, годом ранее ослепительно ворвавшиеся в мировую элиту, утверждали себя в роли лидеров, диктуя моду на свой стиль - вихревой, азартный, полный внутреннего огня, великолепно подчеркнутый каскадами прыжков и дорожками шагов. Значительно меньше им удавались медленные части – лирика была не их стихией.
Ирина Роднина и Алексей Уланов
Катание Ирины и Алексея не давало зрителям передышки - настолько головокружительным выглядел этот ледовый фейерверк. Но их победа в Любляне далась им нелегко – в их катании были помарки, и победили они с преимуществом всего в два балла.
Дебютанты мирового первенства Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин сразу же дали понять специалистам и зрителям, что их европейское «серебро» отнюдь не было случайным. И в Любляне они совсем немного уступили лидерам (а двое судей даже отдали им первое место), покорив публику своим проникновенным катанием, где каждый жест был точно положен на музыку, и, казалось, что партнеры не только скользят, но и дышат в унисон. Незримая ниточка связывала их на протяжении всего выступления, и в благородстве почерка, умении отразить тончайшие нюансы музыки, создании гармонии на льду равных им не было.
Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин
Галина Карелина и Георгий Проскурин, наша третья пара и еще одни дебютанты того ЧМ, каталась тоже очень хорошо - слаженно, вдохновенно и практически безошибочно.
Галина Карелина и Георгий Проскурин
Но им не удалось обойти опытную пару из ГДР Хайдемарию Вальтер-Штайнер и Хайнца-Ульриха Вальтера, которые доказали, что они не зря считаются лучшими последователями - но отнюдь не подражателями! - советской школы парного катания, с ее мягкостью скольжения, безупречностью линий, сложностью прыжков и поддержек.
Хайдемария Штайнер и Хайнц-Ульрих Вальтер
Все это Хайди и Улли с блеском продемонстрировали в своем выступлении в Любляне, ставшем их «лебединой песней» и принесшем им бронзовые медали. А Галина Карелина и Георгий Проскурин были вынуждены удовольствоваться четвертым местом, что для дебюта могло считаться неплохим результатом.
Из зарубежных фигуристов, не попавших на пьедестал, самое приятное впечатление на меня произвели канадцы - брат и сестра Сандра и Вэл Безич (Безик). Это были очень симпатичные, совсем еще юные фигуристы с югославскими корнями, и я помню, что публика приветствовала их особенно тепло. Сандре и Вэлу были присущи хорошая хореография и музыкальность, они прекрасно смотрелись вместе на льду и явно отличались в лучшую сторону от других заокеанских пар, делающих упор на техническую составляющую и порой забывающих о гармонии.
Сандра и Вэл Безич (Безик)
Из американских дуэтов лучше всех выступили Алисия Старбук (впоследствии ее чаще объявляли под ее детским прозвищем Джо Джо, что меня всегда приводило в некоторое недоумение) и Кеннет Шелли. Они катались очень темпераментно, с настроением, передающимся публике, которая бурно приветствовала их головокружительные поддержки и особенно выброс "кауффман" (он в то время назывался по имени его изобретателей - брата и сестры Кауффман из США), при котором партнерша летела вперед буквально на полкатка, правда, совершала при этом не более полутора оборотов.
Алисия (Джо Джо) Старбук и Кеннет Шелли
Еще один американский дуэт - брат и сестра Мелисса и Марк Милитано - выступил менее успешно. У них чемпионат как-то сразу не заладился. Сначала на разминке во время короткой программы Мелисса налетела на фигуристку из ГДР Анетту Канзи и так сильно рассекла ей ногу коньком, что Анетту прямо со льда увезли в больницу, где ей наложили швы и «приговорили» к постельному режиму до конца соревнований.
Мелисса и Марк Милитано
Я очень сожалела, что Анетта Канзи и Аксель Зальцман вынуждены были пропустить этот чемпионат, поскольку эта пара с первого своего появления на ЧЕ в Ленинграде стала одной из моих любимых.
Анетта Канзи и Аксель Зальцман
Но злоключения пары Милитано инцидентом с немецкой парницей не закончились. На вечерней тренировке перед произвольной программой Мелисса не удержалась на поддержке и рухнула с высоты на лед. Не знаю, диагностировал ли врач сотрясение мозга или нет, но дуэт все-таки вышел для исполнения произвольной программы, правда лоб Мелиссы украшал огромный пластырь, и катались фигуристы явно ниже своих возможностей.
Не могу не вспомнить еще об одной паре, входящей в число моих любимцев - Мануэле Гросс и Уве Кагельмане из ГДР. 13-летняя Маня и 19-летний Уве заняли 7-е место, но были настолько распахнуты и безоглядны в своем катании, так отважно шли на самые сложные элементы, что не откликнуться душой на этот их порыв было невозможно.
Мануэла Гросс и Уве Кагельман
Обратили на себя внимание и фигуристы из ФРГ Альмут Леманн и Герберт Визингер. Дебютировав на ЧМ, они сразу же заняли высокое 6-е место. Но запомнились не только этим, а красотой и почти балетной изысканностью линий, своеобразной пластикой.
Альмут Леманн и Герберт Визингер
Лучшие фигуристы мира 1970 года Ирина Роднина и Алексей Уланов, Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин, Хайдемария Вальтер-Штайнер и Хайнц-Ульрих Вальтер
Очень драматично сложились соревнования у танцоров. Причем, вначале вроде бы ничто не предвещало такой бескомпромиссной борьбы: на ленинградском ЧЕ Людмила Пахомова и Александр Горшков были явно вне конкуренции и казалось, что ЧМ станет для них лишь «продолжением банкета». Но не тут-то было! Александр во время оригинального танца трижды (!) ошибся в одном и том же повороте серий танца, и вперед вышли американцы Джуди Швомейер и Джеймс Сладки.
Я очень симпатизировала этому дуэту и в их борьбе с немцами из ФРГ Анжеликой и Эрихом Бук всегда была на их стороне. Но желать им победы над нашей парой, конечно, не могла, и отнюдь не из «квасного патриотизма»: Пахомова и Горшков для меня, вне всякого сомнения, были в то время танцевальным дуэтом № 1. А в их танец того сезона на музыку Грига, Монюшко и Бетховена в необычной современной аранжировке в исполнении дуэта польских пианистов я была просто влюблена, несмотря на то, что не все его поняли и приняли.
Людмила Пахомова и Александр Горшков
Вот что писала о том произвольном танце тренер наших фигуристов Елена Анатольевна Чайковская: «Новый танец принес особенно много творческих находок. Нет медленной части в программе – медленной по темпу музыки. Но с точки зрения постановочной, средняя часть программы все же контрастна по отношению к другим. В новом танце играет все: тело, руки, глаза. Найдено много поддержек, необычны смены направления движения, заново осмыслены положения партнеров относительно друг друга, увеличилась сложность и филигранность шагов, широта и мягкость жестов» (Л.Доброва, Е.Чайковская. «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).
Когда Людмила и Александр вышли на лед для исполнения произвольного танца, сердце у меня готово было выскочить из груди, и в то же время я ни на секунду не сомневалась в том, кто победит - настолько сильна была вера в талант и мастерство нашей пары. И Пахомова с Горшковым, выиграв всего одну сотую балла и ценой голоса одного арбитра, не упустили свой шанс и впервые стали чемпионами мира! Радости моей не было предела!
Произвольный танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова
Серебряные награды Джуди Швомейер и Джеймса Сладки также меня порадовали, так как в моей тогдашней «шкале симпатий» эти фигуристы занимали место сразу же вслед за Пахомовой и Горшковым. Я не могу согласиться с характеристикой внешности этих танцоров, которую дала им Татьяна Анатольевна Тарасова: «Швомейер — Сладки — это два коротеньких, толстеньких человечка. Джуди Швомейер была ростом с Роднину, только пухленькая, почти квадратная» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия». 1985).
Джуди Швомейер и Джеймс Сладки
Да, Джуди была маленького роста, но отнюдь не «квадратная», а ее партнер был на голову выше ее и корпулентностью явно не страдал. Но это были очень атлетичные танцоры, и они с таким напором вылетали на ледовую арену, что, казалось, у них искры из-под коньков летят. Они умели увлечь зрителей стихией своего танца, неизменно радуя их какими-нибудь находками творческого плана и заряжая хорошим настроением. Очень обаятельная была пара!
Произвольный танец Джуди Швомейер и Джеймса Сладки
Бронзовыми призерами стали западные немцы Анжелика и Эрих Бук. Они уверенно опередили наших Татьяну Войтюк и Вячеслава Жигалина. Скатанный, слаженный дуэт брата и сестры не будил во мне особых эмоций, но им нельзя было отказать в большом умении плести замысловатое кружево движений в полном соответствии с привычными канонами английского ледового танца, которые считались эталонными в течение многих лет и которые как раз в это время стали рушиться под напором советского и американского дуэтов.
Анжелика и Эрих Бук
Хотя Татьяне Войтюк и Вячеславу Жигалину и не удалось повторить свой европейский успех, когда они неожиданно стали бронзовыми призерами, катались они все равно очень здорово, покорив зрителя жизнерадостностью, темпераментом и искренностью проживаемых эмоций. Их 4-е место так и осталось для них самым высоким результатом, показанным ими на чемпионатах мира.
Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин
Третий наш дуэт – Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов – занял 8-е место, что по тем временам считалось очень приличным результатом. Мне нравились эти фигуристы, по душе был их танец на русские народные мелодии в современной обработке, и уступили они, в общем-то, дуэтам гораздо более опытным и имеющим больший престиж в глазах арбитров.
Одним из таких дуэтов, замкнувшим шестерку сильнейших, были Аннерозе Байер и Эберхард Рюгер – единственная танцевальная пара из ГДР. Аннерозе и Эберхард, хотя и не отличались каким-то особым новаторством и танцевали в русле привычных канонов, тем не менее, вызывали мою неизменную симпатию слаженностью и взаимопониманием партнеров.
Аннерозе Байер и Эберхард Рюгер
Помню, что вызвал у меня интерес и новоиспеченный дуэт Джанет Соубридж и Питер Дэлби из Великобритании. Это был уже третий по счету партнер Соубридж, с которым она пыталась выйти на новый уровень своего мастерства. Однако в первый сезон своих совместных выступлений этим фигуристам не удалось совершить прорыв и выйти хотя бы на уровень выступлений Джанет с предыдущим партнером, Джоном Лэйном, с которым она стала бронзовым призером ЧЕ 1969 года. Соубридж – Дэлби заняли 7-е место, но какая-то изюминка, позволяющая им не затеряться среди остальных дуэтов, в них была уже тогда.
Джанет Соубридж и Питер Дэлби
Очень острой была борьба в мужском одиночном разряде. Чемпион мира предыдущего года, американец Тим Вуд, несомненно, имел преференции у многих судей. Но действующий чемпион Европы Ондрей Непела из Чехословакии дал ему настоящий бой. Он показал значительно возросшее мастерство и в «школе», после которой лидировал, и в произвольном катании.
Тим Вуд никогда не относился к моим любимцам: мне он казался слишком расчетливым фигуристом, почти не проявляющим на льду свои эмоции, да и внешне не был мне симпатичен, но нельзя было не согласиться с тем, что он демонстрировал высокое мастерство скольжения и владения коньком. Он никогда не увлекался количеством прыжков – в его программе их был необходимый на то время минимум, но все они были исполнены очень уверенно. Словно бы Тим своим катанием говорил, что отнюдь не одни только прыжки определяют мастерство фигуриста.
Тим Вуд
Вуд, который сразу же после завершения этого сезона заключил контракт с профессиональным ледовым ревю, победил у шести арбитров, трое сочли необходимым отдать победу Ондрею Непеле. Возможно, что число голосов за Непелу было бы еще больше, но он ошибся на выезде после одного из прыжков.
Произвольная программа Ондрея Непелы
В остальном же его катание на классическую музыку было превосходным. Я не скрывала своего разочарования: Ондрей всегда был моим любимым фигуристом, и именно ему я желала «золота». Но я ничуть не сомневалась, что впереди его ждет еще немало побед.
Ондрей Непела со своим тренером Хильдой Мудра
Борьбу за «бронзу» вели между собой француз Патрик Пера и немец из ГДР Гюнтер Цоллер. Я симпатизировала обоим этим фигуристам, но на этот раз удачливее оказался Цоллер, который на европейском пьедестале стоял на ступеньку ниже француза. Патрику не удалось избежать падения в произвольном катании, что и стоило ему медали. Его нестабильность, которой он всегда, в общем-то, отличался, проявила себя в полной мере: видимо, он перегорел в ожидании старта.
Патрик Пера
Гюнтер же, напротив, сумел собраться в нужный момент и показал прекрасное катание с высокими, мощными прыжками, напористое и истинно мужское.
Гюнтер Цоллер
Интересно катался симпатичный американец Джон Миша Петкевич. Он также был апологетом силового, атлетического стиля, его прыжки были в то время, пожалуй, самыми высокими и амплитудными (разве что у нашего Юрия Овчинникова они были не менее впечатляющими), но эта мощь порой захлестывала его самого – и он допускал ошибки.
Джон Миша Петкевич
Особенно эффектно в его исполнении выглядели прыжки в волчок, в особенности один, на который он заходил с акселя в 1,5 оборота – больше я такого не видела ни у кого. Он в течение 3-4 сезонов считался претендентом на мировой пьедестал, но так ни разу на него и не поднялся. В Любляне он был 5-м.
Произвольная программа Джона Миши Петкевича
А шестерку лучших фигуристов мира замкнул наш Сергей Четверухин. Этому фигуристу в полной мере было присуще какое-то особое благородство стиля, отточенность движений и интеллигентность облика. Он катался очень хорошо в произвольной программе, но отставание в «школе» не позволило ему подняться выше. Его расцвет наступит уже в следующем сезоне.
Сергей Четверухин
Сразу же вслед за ним расположился второй наш фигурист – Сергей Волков. При всех своих достоинствах – бесшумном, по-кошачьему вкрадчивом скольжении, уверенном прогрессе в «школе» - он был, на моей памяти, одним из самых нестабильных фигуристов и редко когда обходился без падений в произвольном катании. Но было в нем обаяние особого рода: при его скромности и даже застенчивости чувствовалась в нем какая-то исключительная широта души, которая проявлялась в его катании, в особенности в его показательных танцах.
Сергей Волков
Интересным фигуристом со своим почерком был красавец-англичанин Хайг Оунджиан – высокий, стройный брюнет.
Хайг Оунджиан
А еще запомнился 15-летний фигурист из ГДР Ян Хоффман, воспитанник Ютты Мюллер, занявший 10-е место. Такой в нем был азарт, желание соревноваться – и ни малейшего смущения перед признанными авторитетами. Маленький, ушастенький и большеротый, он походил на еще не оперившегося птенца и вызывал у меня умиление, граничащее с нежностью.
Ян Хоффман
На пьедестале почета чемпион мира Тим Вуд, серебряный призер Ондрей Непела и бронзовый призер Гюнтер Цоллер
Исход соревнований среди женщин предугадать было нетрудно: хотя австрийка Беатрикс Шуба была непревзойденной исполнительницей «школы», фигуристка из ГДР Габриэле Зейферт в этом разряде соревнований отставала от нее не настолько, чтобы быть не в состоянии ликвидировать этот зазор после исполнения произвольной программы. В произвольном катании эти фигуристки попросту находились в разных «весовых категориях».
Габи вышла на лед, излучая привычную уверенность в своих силах. Впрочем, ее мастерство никем не подвергалось сомнению, да и авторитет у судей она своими многолетними выступлениями на высшем уровне заработала к тому времени прочнейший. Так что Габи каталась раскованно и непринужденно, в своем привычном спортивном стиле, который лучше всех, пожалуй, охарактеризовал журналист Станислав Токарев: «не грация – амазонка, сильная отважная и победоносная».
Габриэле Зейферт
При этом лично я не была поклонницей Зейферт (я уже неоднократно писала, что моей любимицей на все времена была чехословацкая фигуристка Хана Машкова, соперничающая с Габи и покинувшая спорт в 1969 году). Отдавая должное ее техническому мастерству, я не испытывала от ее катания эстетической радости, поскольку, на мой взгляд, оно не отличалось ни проникновением в музыку, ни хореографическими находками.
Произвольная программа Габи Зейферт
Моему же сердцу всегда гораздо милее были «грации», нежели «амазонки», даже столь харизматичные, как Габи. Никто тогда еще не подозревал, какую горькую пилюлю преподнесет через пару месяцев Зейферт своим болельщикам, неожиданно завершив свою карьеру.
Что же касается того чемпионата, то для меня стало откровением выступление американки Джанет Линн. С самых первых шагов по льду она, казалось, устремлялась за каким-то невидимым ветром – настолько мгновенно и незаметно набирала скорость, варьировала темп, отражая пластикой рук, поворотом головы каждый мелодический нюанс. Этой степенью слияния с музыкой она напомнила мне Хану, хотя каталась совсем иначе, искусно соединяя при этом в своем катании спортивность с грацией.
Джанет Линн
В скромном платьице, с простой стрижкой (в те годы, когда в моде были замысловатые укладки), Джанет была необыкновенно мила и естественна. Не влюбиться в нее было невозможно! Ее же произвольная программа осталась в моей памяти, наряду с произвольным танцем Пахомовой и Горшкова, самым сильным впечатлением того чемпионата.
Произвольная программа Джанет Линн
Еще одной моей любимицей стала очаровательная канадка Карен Магнуссен. В том сезоне она вернулась в спорт после серьезнейшей травмы – компрессионного перелома обеих ног, вследствие которой ей пришлось пропустить ЧМ 1969 года.
Произвольная программа Карен Магнуссен
И каталась она превосходно – порхала по льду, как маленький эльф, самозабвенно и упоительно! Но ни Джанет, ни Карен, от катания которых я испытала подлинное эстетическое наслаждение, к моему большому огорчению, рассчитывать на медали не могли – слишком велико было их отставание в «школе».
Карен Магнуссен с тренером Линдой Брукман
А серебряным призером стала Беатрикс Шуба, хотя в произвольном катании она сильно уступила и Линн, и Магнуссен, и еще нескольким фигуристкам. Ну не умела Трикси толком ни прыгать, ни вращаться, хотя скользила вполне прилично – не зря же в «школе» она была мастерицей, а там без правильной реберности успехов не добьешься.
Беатрикс Шуба
Шуба, при том, что была очень симпатичной внешне, всегда производила впечатление грузной, несколько неуклюжей фигуристки, чему, думаю, в немалой степени способствовали и ее костюмы. Как раз в сезоне 1970 г. у нее и на ЧЕ, и на ЧМ были хоть и разные, но очень неудачные, на мой взгляд, платья. Темно-синее с ЧЕ просто сидело на ней мешком, а на ЧМ она надела платье с рукавами ¾, да еще с воланами, что при ее фигуре создавало впечатление непропорционально коротких рук и утяжеляло и без того массивный низ.
Произвольная программа Беатрикс Шубы
Зрители не слишком жаловали Шубу, и понятно почему – ведь редко кто видел соревнования в обязательных фигурах, чтобы понять и принять ее лидерство, а даже если и видели, то сравнивать интерес к произвольному катанию и к «школе» будет попросту некорректно: ясно, в каком разряде фигуристы завоевывали зрительскую любовь.
Эту любовь зрителей в полной мере ощущала и обаятельная венгерская фигуристка Жужа Алмаши. Годом раньше ей удалось стать бронзовым призером ЧМ, и я втайне лелеяла надежду, что и в Любляне ей удастся вмешаться в спор за награды.
Жужа Алмаши
Жужа каталась замечательно, с большой отдачей, как всегда блеснув своими коронными бедуинскими прыжками и качающейся либелой, но смогла расположиться лишь на 5-м месте, между Карен Магнуссен и Джанет Линн.
Произвольная программа Жужи Алмаши
А бронзовым призером стала американка Джулия Холмс. Занявшая после ухода из любительского спорта несравненной Пегги Флеминг место главной ученицы Карло Фасси, она была и достаточно технична, и изящна, но для меня она всегда была вторична, я считала ее подражательницей Флеминг.
Джулия Холмс
Не продолжательницей ее стиля, в который были бы привнесены свои черты, как это можно было видеть на примере Джанет Линн, влияние Флеминг на которую было явным, но отнюдь не помешало ей найти свое запоминающееся лицо в женском одиночном катании. Холмс была для меня в какой-то мере ухудшенной копией Пегги и поэтому, наверно, оставляла меня равнодушной. Даже музыку для своих программ она зачастую выбирала ту, которая сопровождала произвольное катание Пегги.
Произвольная программа Джулии Холмс
Запомнились мне юная фигуристка из ГДР Соня Моргенштерн и Шарлотта Вальтер из Швейцарии. Соня была чуть старше меня, и я из всех сил за нее болела. Она отважно прыгала, хорошо вращалась, и в ней чувствовался большой потенциал.
Соня Моргенштерн
Шарлотта была лирична и музыкальна, а еще она нравилась мне внешне. Кроме того, ее тренером была Хильда Мудра, которая тренировала и Ондрея Непелу, и словно бы через общего тренера какой-то отсвет моего любимца падал на нее и также давал ей бонусы в моих глазах.
Шарлотта Вальтер
От нашей страны в Любляне выступали две Елены – чемпионка страны Елена Александрова и серебряный призер Елена Щеглова. Более опытная атлетичная Щеглова опередила изящную и лиричную дебютантку Александрову, но не намного: она заняла 12-е место, а Александрова – 14-е. Обе наши фигуристки не блистали в «школе», а их произвольные программы не отличались сложностью.
Произвольная программа Елены Щегловой
О тех временах, когда наши девушки будут законодателями мод в одиночном катании, мы тогда могли только мечтать.
Чемпионка мира Габриэле Зейферт, серебряный призер Беатрикс Шуба и бронзовый призер Джулия Холмс принимают поздравления
Теперь по существу заданного Вами вопроса. На этот счет существуют разные мнения, я выскажу свою точку зрения, опираясь на свои воспоминания. Чемпионат СССР, проходивший тогда в Киеве, вызвал бурю эмоций у болельщиков. После короткой программы чемпионы мира и Европы 1969 г. Ирина Роднина и Алексей Уланов оказались на 8-м месте, поскольку из-за того, что конек Алексея попал в выбоину на льду, оставленную кем-то из предыдущих выступающих, они не смогли выполнить один из элементов, если не ошибаюсь, тодес. Их выступление по ТВ тогда не показали, поскольку транслировали только выступления первой шестерки, поэтому сказать, как они катались, не могу, но судя по итоговому результату, ошибок они не допустили. Белоусова и Протопопов лидировали после короткой программы, опережая Галину Карелину-Георгия Проскурина, которые были вторыми. Но в произвольном катании очень сильно выступили Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин, и именно они стали в итоге вторыми вслед за Родниной-Улановым. А Белоусова и Протопопов, сколько помню, катались небезупречно, были у них ошибки, и Карелиной с Проскуриным, у которых, впрочем, тоже была в конце небольшая помарка, удалось их обойти и стать третьими.
Честно говоря, я не разделяю точку зрения, что Белоусову и Протопопова стали искусственно задвигать под более молодые пары. Иначе выглядит нелогичным предложение, которое они, несмотря на итоговый результат чемпионата СССР, получили от руководства ФФК СССР - выступить на ЧЕ в Ленинграде. Они сами от этого отказались, мотивируя это тем, что подачек получать не хотят. Мне кажется, что руководство ФФК как раз хотело проверить их форму на том ЧЕ (было ясно, что первое и с большой долей вероятности второе место нам гарантированы парами Роднина-Уланов и Смирнова-Сурайкин), и в случае хорошего результата послать и на ЧМ. Если оценивать объективно их форму того времени, то она уже не была стабильной - прекрасные, как в добрые старые времена, выступления чередовались у них с неудачными. Собственно, уже и в 1969 г. на всех главных стартах они допускали ошибки. Я полагаю, что сами они не желали смириться с неизбежным и переоценивали свою форму в этот период. Технически они уже значительно уступали более молодым парам, и это была объективная реальность.
Не согласна по поводу Жарковой, в ней была своя неяркая прелесть. Думаю, что если бы она не решила закончить со спортом, то в последующие годы она бы смогла раскрыться по-настоящему, глядишь, и судьба ее не сложилась бы столь трагично.
MrVChertov, спасибо за уточнение, уже исправила свою оговорку насчет Жарковой и Карпоносова.
Да, то падение пары Мэри Петри - Роберт Макэвой, оставившее их на 15-м месте я тоже помню. У меня даже есть фото их, лежащих после падения на льду, так же, как и фото Мелиссы Милитано с пластырем на лбу и Анетты Канзи в больнице, которую пришли навестить Пахомова и Горшков. Но у меня, к сожалению, не работает сканер, поэтому пришлось ограничиться теми фото, что уже были отсканированы давно.
Кеннет Шелли запомнился мне в одиночном катании больше со следующего ЧМ, 1971 года.
Габи Зейферт, конечно, была хороша, но не моя это фигуристка, что поделать - так уж сложилось.
Если не ошибаюсь, именно после этого чемпионата Гюнтер Цоллер сбежал в ФРГ.
Петкевич был хорош, спору нет. Он мне больше Пера понравился - француз всегда казался мне каким-то... мелковатым