16 мин.

Юзуру Ханю. Let's Go Crazy

                      ----------------------//----------------------//----------------------

Никто не "продает" прыжки так, как Ханю (с) Курт Браунинг, NHK Trophy 2016 

                      ----------------------//----------------------//----------------------

У Ханю-сеншю самые красивые прыжки, начиная со скорости на заходе, положения в воздухе и плавного выезда. Он очень щепетильно относится к таким вещам. Он не только технически силен, он настоящий художник/артист. У него есть все, что нужно для фигурного катания (с) Шизука Аракава, 16.04.2017

                      ----------------------//----------------------//----------------------

 Dearly beloved,

We are gathered here today

To get through this thing called life

для разбора короткой программы Ханю Юзуру:) 

Композицию Принса "Let`s Go Crazy" для короткой программы сезона 2016-2017 предложил Джеффри Баттл. Основная концепция программы – преодоление препятствий и праздник жизни. 

"Я хотел, чтобы зрители просто наслаждались, забыв о том, что присутствуют на соревнованиях. Думаю, это стало возможным именно потому, что Юзуру обладает всеми качествами рок-звезды" (с) Джеффри Баттл, интервью газете Asahi от 13.09.2016.

"Эта программа действительно ощущается как концертная, катая её, я пытаюсь подпевать. Мне хочется быть рок-звездой в программе. Когда я слушаю и исполняю её, то чувствую... не знаю, как сказать... чувствую цельность, даже на тренировках. Думаю, эта программа не может быть законченной без аудитории, поэтому отныне моя цель - сделать её таковой с помощью зрителей" (с) Юзуру Ханю, пресс-конференция после КП на ФГП 2016.

Контент короткой программы: 4Lo, 4S+3T, FCSp // 3А, CSSp, StSq, CCoSp.

Некоторые специалисты и комментаторы обратили внимание на интересный прыжковый набор короткой программы Юзуру - все высокооборотные прыжки являются реберными - риттбергер, сальхов и аксель.

По словам Брайана Орсера, у четверного риттбергера свой особый ритм, в который важно попасть при заходе. И ритм этот отличается от ритма четверного сальхова (второго прыжкового элемента программы в каскаде с тройным тулупом). Поэтому изначально стояла задача стабильного "переключения" между прыжками при исполнении программы. И в этом тоже есть определенная сложность и риск при планировании подобного контента. 

Вот что говорит об этом сам Юзуру в интервью журналу Ice Jewels 5:

"- Вместе с 4S у вас в КП два реберных четверых прыжка.

- Когда мне ставили программу, меня больше всего волновало то, что в короткой у меня все прыжки реберные. А если в программе заходы только на реберные, то если делать их по траектории обычного захода, то все они будут выглядеть одинаково, поэтому для того, чтобы это изменить, я захожу на сальхов по горизонтали (прим. - траектория захода по длинному борту), а аксель прыгаю с выкрюка. Думаю, что таким образом удалось расставить акценты."

Еще один отрывок из интервью Юзуру после NHK Trophy: "Это довольно большая редкость, что в короткой программе все прыжки реберные. Таково мое убеждение или моя гордость - я решил, что непременно буду сальхов прыгать по горизонтали (прим. - траектория захода по длинному борту). Реберные прыжки все прыгают по вертикали (прим. - траектория захода по короткому борту). Но я решил, что непременно буду прыгать сальхов по траектории захода, одинаковой с тулупом."

Схема траекторий, о которых говорит Юзуру

1 - привычная траектория захода на сальхов по короткому борту или по ширине катка (большинство фигуристов используют именно такую траекторию); 

2 - траектория захода, используемая Юзуру (по длинному борту или по длине катка). При этом ширина траектории становится меньше, а сама дуга резче (особенно на последних шагах перед прыжком). Само по себе необычно и оригинально. 

*Примечание: аналогичную траекторию захода имеет и сольный четверной сальхов в произвольной программе.

Как выглядит траектория этого захода с трибуны

Еще одна сложность заключается в том, что неровный ритм и "рваный" темп композиции Принса усложняют интерпретацию музыки и тайминг при исполнении элементов. Тем не менее Юзуру отлично справляется с этой задачей, демонстрируя коньковую подачу программы, отражая все музыкальные акценты в хореографии и уделяя особое внимание приемам выразительности, чтобы затронуть сердца зрителей. В этой программе мы увидели действительно другого Юзуру:)

Прокат с чемпионата мира 2017

Программа начинается с вступления-речитатива Принса. Дуга LFO, шассе LFO/RFI, моухок LFO/RBO. Скрещенное шассе RBO/LBI, тройка LBI, переходящая в кораблик на внутренних ребрах (через шассе LFO/RFI), скрещенное шассе LBO/RBI, разворот, тройка LFO - крюк LBI - выкрюк LFI, шассе LBI/RBO, переходящее в тройку RBO, моухок RFI/LBI, шассе LBI/RBO, шассе LBO/RBI, три кроссовера. 

Начало новой музыкальной фразы совпадает с началом захода  на 4Lo: чоктау LBO/RFI - выкрюк RFI - вальсовая тройка LFO -  кораблик RBO/LFO - переход на правую RBO.

Больше всего мое сердце заставляет биться четверной риттбергер! © 

 

Положительные критерии исполнения прыжка: сложный (необычный) заход; хорошая высота и длина; необычный выезд; хорошая плавность от въезда до выезда; выполнение элемента без видимых усилий; соответствие музыкальной структуре (шаги на заходе соответствуют музыкальным акцентам, кораблик точно вписан в начало новой музыкальной фразы).

Такого сложного комбинационного захода на сольный четверной прыжок в КП не имеет ни один из топовых фигуристов-одиночников. Жаль, что в рамках действующих правил исполнение прыжка с такого захода в короткой программе вряд ли может быть оценено дополнительным критерием GOE "четко распознаваемые сложные шаги/движения непосредственно перед прыжком". Шаги (шассе и кросс ролл) перед прыжком относятся к простым, а одного сложного элемента (кораблика) недостаточно для зачета этого критерия GOE.

Исполнение четверного риттбергера и выезд из него совпадает с концом музыкального отрывка-речитатива. Выезд с прыжка в кораблик RBO/LFO, переходящий в бауэр на внутренних ребрах LFI/RBI под слова песни "day or night" (при движении в кораблике на слове "day" левая рука Юзуру взмывает вверх, на словах "or night" фигурист переходит в бауэр и резко опускает правую руку вниз). Хореографические акценты расставлены просто отлично:) 

Темп музыки меняется на более энергичный. Начинается второй музыкальный фрагмент композиции Принса.

Шассе RBO/LBI, тройка LBI, моухок LFO/RBO, шассе RBO/LBI, подпрыжка с изменением направления движения, красивая дуга LFI с переходом в чоктау LFI/RBO, шассе RBO/LBI (на словах "how much of your mind, baby" эффектный жест правой рукой в сторону трибун), кроссовер, моухок RBI/LFI, смена ноги с движением корпуса и рук, моухок RFI/LBI, шассе LBO/RBI, два кроссовера.  

Далее начинается заход на каскад 4S+3T:  чоктау LBO/RFI/LBO (шаг исполнен точно на "In this life") - шассе LBO/RBI - моухок RBO/LFO ("You're on your own") - шассе LFO/RFI - моухок RFI/LBI - шассе LBI/RBO - тройка RBO - моухок RFI/LBI. 

Каскад в одно касание ©

 

Положительные критерии исполнения каскада: четко распознаваемые шаги непосредственно перед прыжком; хорошая высота и длина; хорошая позиция на приземлении (движение рук и головы); хорошая плавность от въезда до выезда; исполнение каскада без видимых усилий; соответствие музыкальной структуре (последние шаги захода совпадают с проигрышем второго музыкального фрагмента, оба прыжка в каскаде исполняются под слова про падение и взлет:) точно в ноту). 

Сразу после каскада выполняется заход на вращение в либеле со сменой ноги FCSp: разворот (на словах  "go crazy" жест правой рукой в направлении виска), тройка RFI и бедуинский прыжок (прыжок во вращение совпадает с началом новой музыкальной фразы - проигрыша). Ритм исполнения самого вращения совпадает с ритмом музыкального отрывка.

Тот самый жест

 

пистолет

Черты сложности вращения: сложный заход прыжком (бедуинский); сложная вариация либелы вверх; сложная вариация либелы с захватом вбок ("кольцо"); 8 оборотов без смены сложной позиции (в "кольце").

Итого вращение 4-го уровня.

Положительные критерии исполнения вращения: хорошая скорость и ускорение; хорошая центровка; сбалансированность во всех позициях; хороший контроль во всех фазах; хорошая, сильная позиция во всех фазах; соответствие музыкальной структуре (отмечу интересное движение обеих рук вверх на восклицании Принса "Оу!", а также движение рукой вверх на высокой ноте в "кольце"; прыжок во вращение и смена позиций совпадают с новым музыкальным аккордом).

Выход из вращения означает начало третьего музыкального фрагмента композиции Принса. 

Танцевальное движение, дуга назад на двух ногах, циркуль, скрещенное шассе LBO/RBI, шассе RBO/LBI, чоктау RBO/LFI/RBO, моухок RBO/LFO, шассе LFO/RFI/LFO, тройка LFO - тройка LBI - кросс ролл LFO/RFO (жест правой рукой "You see I called my old lady for a friendly word").

звонок

Шассе RFO/LFI, моухок RFI/LBI, скрещенное шассе LBO/RBI, разворот, шассе RFI/LFO, два беговых шага, шассе LFO/RFI. 

Начинается заход на : бауэр RFI/LBI - перетяжка LBI/LBO - скрещенное шассе LBO/RBI - чоктау RBI/LFO - тройка LFO - перетяжка LBI/LBO - скрещенное шассе LBO/RBI/LBO - выкрюк LBO. 

Приземление с прыжка исполнено точно на восклицании Принса "Oh, no let's go!"

Положительные критерии исполнения прыжка: сложный заход; четко распознаваемые шаги непосредственно перед прыжком; хорошая высота и длина; хорошая позиция на приземлении и необычный выезд; хорошая плавность от въезда до выезда; выполнение прыжка без усилий; соответствие музыкальной структуре (шаги на заходе, сам прыжок и пижонский мах-шпагат ногой на выезде на словах "Let's go crazy" исполняются в музыкальные акценты).

Сразу после выезда на словах "Let's get nuts" Юзуру исполняет свой фирменный выпад на пятке и через качающуюся либелу заходит на вращение в волчке со сменой ноги CSSp.

Выпад отлично вписан в композицию программы

 

выпад

Черты сложности вращения: сложный заход (качающаяся либела); сложная вариация волчка (нога вперед); сложная вариация волчка (нога в сторону); сложная вариация волчка (нога назад). 

Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Это требование выполнено (две позиции исполнены на правой ноге, две - на левой). Вращение 4-го уровня.

Положительные критерии исполнения вращения: хорошая скорость и ускорение; хорошая центровка; сбалансированность во всех позициях; хороший контроль во всех фазах; хорошая, сильная позиция во всех фазах; соответствие музыкальной структуре (движение руки вверх в позиции нога вперед; смена ноги точно на восклицании "Let's go crazy!"; смена позиции нога вбок/нога назад на восклицании "C'mon baby!"; в позиции нога назад отбивает ритм кулаком правой руки). 

Выезд из вращения в волчке со сменой ноги совпадает с окончанием третьего музыкального фрагмента. Темп музыки становится быстрее.

Наступает кульминация программы - отточенная и драйвовая  дорожка шагов StSq, начало которой совпадает с началом самого быстрого музыкального фрагмента.

Перебежка в стиле и характере музыки. Публика неистовствует ©  Let's go crazy!

                                            Я вас не слышу!                                                 

                                                  Громче!

 Скобка RFI п/ч, зубцовая подпрыжка п/ч, моухок LFO/RBO п/ч, шассе RBO/LBI, скрещенное шассе LBO/RBI, скрещенное шассе LBI/RBO, тройка RBO пр/ч, твизл RFI пр/ч - крюк RBO пр/ч - выкрюк RFO пр/ч, шассе RBO/LBI, тройка LBI пр/ч, шассе LFO/RFI, эффектная позировка в характере музыки. 

                                                  Дерзкий                                                        

на дорожке

                                                Озорной

Скрещенное шассе RBI/LBO, перетяжка RBI/RBO, чоктау RBO/LFI пр/ч, смена ноги, моухок RFI/LBI пр/ч, шассе LBI/RBO, ойлер (RBO-LBI) пр/ч ("Let's go crazy!"), разворот в выпаде LBI/RFO п/ч, тройка RFO п/ч, петля RBI п/ч, шассе RBI/LBO, чоктау LBO/RFI п/ч, чоктау RFI/LBO пр/ч, скрещенное шассе LBO/RBI, подскок, подскок, подпрыжка п/ч, крюк LFI п/ч - выкрюк LBI п/ч - твизл LFI п/ч, скрещенное шассе LBO/RBI, разворот RBI/LFO пр/ч, тройка LFO пр/ч, скрещенное шассе LBI/RBO, разворот в выпад пр/ч, проезд в выпаде на колене "Дзуса" под запилы гитары, разворот на колене пр/ч, шассе RBO/LBI, скрещенное шассе LBO/RBI, разворот RBI/LFO пр/ч, твизл LFO пр/ч - крюк LBI пр/ч - скобка LFI пр/ч, шассе LBO/RBI, разворот RBI/LFO пр/ч, петля LFO пр/ч, шассе LFO/RFI с переходом в выпад пр/ч. 

Схема дорожки шагов

Черты сложности дорожки шагов: 

1. Засчитываются чисто исполненные 2 чоктау (п/ч и пр/ч), 2 крюка (п/ч и пр/ч), 2 выкрюка (п/ч и пр/ч), 2 твизла (п/ч и пр/ч), 2 петли (п/ч и пр/ч), 2 скобки (п/ч и пр/ч). Итого засчитывается 12 сложных поворотов и шагов (необходимый минимум 11 сложных поворотов и шагов). 

Все шесть типов сложных шагов и поворотов исполнены в обоих направлениях (п/ч и пр/ч) при необходимом минимуме для 4-го уровня в пять типов сложных шагов и поворотов. 

Это соответствует критерию «сложность» (complexity), максимальный уровень дорожки 4-й. 

2. Вращение в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении вращения) более чем достаточно. Черта засчитывается. 

3. Использование движений тела в течение хотя бы 1/3 рисунка (работы рук, головы, бедер и ног более чем достаточно). Работа корпуса и рук равномерно распределена по рисунку дорожки как между комбинациями сложных поворотов, так и непосредственно при исполнении  самих комбинаций). Черта засчитывается. 

*Примечание. Когда фигурист исполняет дорожку с активным использованием движений верхней частью тела, нарушается баланс и увеличивается трудность исполнения сложных шагов и поворотов. Поэтому исполнение шагов и поворотов с использованием движений верхней и нижней частей тела позволяет получить не только дополнительный уровень сложности, но также оценивается и в GOE. 

4. Исполнены три различные комбинации из 3 сложных поворотов (две -  на левой ноге, одна – на правой). Все комбинации выполнены с четким ритмом во время исполнения. Для зачета черты сложности требуется исполнить две различные комбинации из трех сложных поворотов на разных ногах. Черта засчитывается. 

Итого дорожка шагов 4-го уровня.  

Положительные критерии исполнения дорожки: хорошие энергия и исполнение; хорошая скорость и ускорение во время исполнения; использование разнообразных шагов при исполнении дорожки (использованы все типы сложных шагов и поворотов, моухоки, тройки, шассе и др.); хороший контроль и участие всего тела при исполнении шагов; необычность и оригинальность (так называемые features (фичи) в виде махов, выпадов, ойлера, подскоков, подпрыжек и корабликов в различных вариациях и сочетаниях); выполнение дорожки без видимых усилий; элемент подчеркивает музыкальную структуру (музыкальные акценты полностью совпадают с хореографическими, движения тела, головы и рук соответствуют характеру и стилю музыки). 

Тройка RFI, разворот и заход через "шагающую либелу" на финальное комбинированное вращение со сменой ноги CCoSp. Заход на вращение совпадает с последними аккордами композиции Принса.

Черты сложности вращения: смена ребра в либеле (с внутреннего на наружное); сложная вариация вращения стоя ("А-спин"); сложная не-базовая позиция; сложная вариация стоя ("винт"). 

В комбинированном вращении исполнены все три базовые позиции: либела, сидя (волчок) и стоя (простой "волчок" был исполнен на второй ноге). Использованы четыре черты сложности. Для любого вращения со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Это требование выполнено (две позиции исполнены на левой ноге, две - на правой). Вращение 4-го уровня.

Положительные критерии исполнения вращения: хорошая скорость и ускорение; хорошая центровка; сбалансированность во всех позициях; оригинальность (например, исполнение не-базовой позиции); хороший контроль во всех фазах; хорошие сильные позиции; соответствие музыкальной структуре (троекратное касание льда свободной ногой при заходе на вращение точно совпадает с музыкальным ритмом; работа рук в либеле и винте).

Это вращение под финальные аккорды электрогитары ставит отличную точку в выступлении Юзуру.

финал

"Какая программа!.. Какой он в ней роскошный, свободный! Очень талантливый... и заматеревший..." (с)

Он невероятен. Кажется, что многое о нем знаешь, но каждый раз словно открываешь заново. Фигурное катание в его понимании - нечто иное. Это сложное катание, катание на грани, сумасшедшее катание. Можно было сделать прыжки проще и отказаться от идеи катать программу именно так, как задумал. И катать программу чисто. Но тогда это не было бы его катанием, потому что стратегию, предусматривающую проявление слабости, он не приемлет. Отказ от своих идей и намерений Юзуру рассматривает именно как шаг назад и считает регрессом. Поэтому всегда стремится не просто к чистому, а к идеальному прокату, причем именно в том виде, в каком сам его задумал. Прыжки с усложнением, выполнение всех элементов с высочайшим качеством - вот это Юзуру Ханю считает своим катанием. "Быть тем, кто ненавидит проигрывать" - это живет в нем с детства. Ненавидит проигрывать прежде всего самому себе. 

И я благодарна судьбе за возможность видеть на льду и столько лет всем сердцем болеть за этого потрясающего фигуриста и обаятельнейшего молодого человека. 

В заключение хочу от имени всех болельщиков сказать огромное спасибо Юзуру, Джеффри Баттлу и Принсу за эту потрясающую программу. За великолепную атмосферу рок-концерта, которая сопровождала зрителей на протяжении всего сезона. Это было здорово!

P.S. Программа Let's Go Crazy была признана лучшей короткой программой сезона 2016/2017 в мужском одиночном катании по версии icenetwork 

https://twitter.com/icenetwork/status/859408475461431298

Спасибо за внимание. Всем отличного межсезонья:)

С уважением, Юлия.

Перевод интервью с японского Анна Замотаева.

Фанкам Sportymags 

Обложка http://choidasa.tumblr.com/post/154815238979/yuzuru-hanyu-season-2016-2017