Звезды ледовых ревю: Милена Кладрубска
Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Милена Кладрубска.
Она родилась 22 ноября 1936 года в Праге. Ее родители были весьма состоятельными людьми: отец - банковским служащим и по совместительству международным арбитром по хоккею (кстати, первым из граждан Чехословакии получившим это статус), а мать – владелицей салона модных шляп в престижном районе Праги. Ее клиентами были не только знаменитые чехословацкие артисты, но и сама Соня Хени, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, которая вплоть до своей смерти в 1969 г. поддерживала дружеские связи с семьей Кладрубских.
Милена Кладрубска с родителями. 1938 год
На коньки Милена встала в раннем детстве и очень скоро проявила себя как талантливая фигуристка. Девочке очень нравилось фигурное катание, и она дни напролет проводила на пражском стадионе LTC Praha. Кроме того, она брала уроки балета у солистов Национального театра, что также развивало данный ей от природы талант к танцу.
1941 год
Ее родители поощряли увлечение дочери. При этом Милена довольно рано поняла, что ей хочется не столько участвовать в соревнованиях (очень уж она не любила «школу», которая в то время приносила 60% успеха), сколько выступать в ледовых ревю.
Когда ей было десять лет, она впервые побывала на представлениях Венского Айс-ревю и осталась в таком восторге от увиденного, что втайне стала лелеять мечту стать однажды его звездой. Однако ее путь к карьере ледовой балерины был непростым.
Милена с родителями. 1951 год
Большим авторитетом для Милены была Айя Врзаньова, которая была на пять лет старше нее. Во время тренировок девочка старалась не упустить из виду ни одно движение Айи, которая отличалась высокими, мощными прыжками. И прыжки Милены тоже значительно улучшились. В 1947 г. Врзаньова выиграла чемпионат страны в разряде взрослых, а Кладрубска – среди юниоров.
Тем временем в семье Кладрубских наступили нелегкие времена: так как они считались «реакционерами» в глазах властей, то отец вынужден был сменить профессию, у матери национализировали магазин, и они должны были переехать в меньшую по размеру квартиру.
Первая половина 1950-х гг.
В 16 лет Милена выступала на международных соревнованиях в Берлине, и когда в один из дней она пошла посмотреть на Бранденбургские ворота, приставленный к команде агент госбезопасности обвинил ее в том, что она хотела сбежать на Запад. «Такая мысль мне даже в голову не могла прийти» - вспоминала позже об этом инциденте фигуристка.
Первая половина 1950-х гг.
Тренируясь под руководством Зденека Фикара, Кладрубска стала яркой исполнительницей произвольной программы и первой в Европе исполнила в соревнованиях прыжок двойной аксель – по тем временам элемент экстра-класса. Она была бронзовым призером чемпионата ЧССР 1955 г. и принимала участие в ЧЕ 1955 и 1956 гг., где оба раза занимала 20-е место.
Как вспоминала об этом впоследствии Милена, ей донельзя надоели интриги, сплетни и политические игры, сопровождающие спортивные события высшего уровня, и после чемпионата Европы 1956 г. она решила завершить свою любительскую карьеру.
1956 год
В 1957 г. в Праге впервые было организовано ледовое ревю, и Кладрубска, наряду с двукратными чемпионами Европы Верой Суханковой и Зденеком Долежалом, Сашей Черной, Павлиной Гудцовой и другими известными в стране фигуристами, стала его солисткой. Программа под названием «В сердце Европы», поставленная хореографом Борисом Милецом, пользовалась успехом у зрителей, а Милена переживала минуты подлинного триумфа. По мнению критиков, это ревю по своему уровню могло посоперничать со многими западными ансамблями.
В 1957 г. Кладрубска вышла замуж за фотографа из Англии Питера Паула, и в 1958 г. у нее родился сын Томаш.
Свадьба Милены Кладрубской и Питера Паула. 1957 год
К тому времени Милена уже ярко проявила себя как ледовая балерина, выступая с ансамблем в Чехословакии и в странах Восточной Европы, и ей поступило предложение на ангажемент в Венском Айс-ревю. Однако министерство культуры Чехословакии не дало ей разрешение на заключение контракта.
В личной жизни Милена также переживала не лучшие времена: ее брак с Питером дал трещину, и в 1961 г. супруги расстались. В эти годы Кладрубска снялась в двух фильмах - "Ледовые мужчины" (1960) и "Флориан" (1961), проявив себя неплохой актрисой. В качестве актрисы и хореографа она подрабатывала на чехословацком телевидении.
Конец 1950-х - начало 1960-х гг.
В 1963 г. в Прагу приехало на гастроли Венское Айс-ревю. Милена и ее тогдашний партнер Иржи Црга попали в орбиту внимания руководства знаменитого ледового коллектива и получили предложение выступать в его составе. Милена и Иржи подали запрос в организацию «Прагоконцерт», который выдавал артистам разрешения на работу за границей. Им следовало разорвать контракт с Чехословацким ревю, что создало им большие проблемы.
Но после множества мытарств «добро» на заключение двухлетнего контракта было получено, и мечта Милены выступать в западных ревю начала осуществляться. Но ей не разрешили взять с собой 4-летнего сына, который остался дома на попечении ее родителей как заложник.
Выступление в Венском Айс-ревю. 1960-е гг.
Кладрубска, благодаря своему яркому произвольному катанию, быстро стала одной из ведущих солисток Венского Айс-ревю, настоящей звездой этого шоу. Режиссер Вилли Петер, который терпеливо дожидался возможности фигуристки выступать в его коллективе, подготовил новое представление «Кошка», где Милена могла блистать в главной роли.
В ледовом спектакле "Кошка". Середина 1960-х гг.
Но первые шаги в новом качестве были нелегкими: она очень тосковала по сыну и родителям, да к тому же испытывала и финансовые трудности. «Впервые в жизни мне часто приходилось голодать, - вспоминала о том времени Кладрубска. – Вместо трамвая я везде ходила пешком, почти через всю Вену, чтобы потом могла купить себе на рынке какие-нибудь фрукты. Однажды я шла мимо ресторана, где за окном подавали восхитительный венский шницель. Я могла только глотать слюнки: такой обед я себе не могла позволить. С другой стороны, я была именно там, где хотела быть, и в двадцать семь лет я знала, что что-то умею и что непременно добьюсь успеха».
С Полом Сибли (США) в спектакле "Кошка". 1967 год
Успех не заставил себя долго ждать: с первого же представления «Кошка» начала свое триумфальное шествие по Европе. Журналисты не скупились на комплименты прекрасной солистке, а Милена не только исполняла главную роль, но и принимала участие в постановке программы как хореограф. В Вене повсюду можно было видеть фото до сих пор практически неизвестной широкому зрителю чешки, а люди на улицах стали останавливать ее с просьбой об автографе.
С коллегами по ревю Карин Фронер (Австрия) и Полом Сибли (США). 1967 год
Так началась ее жизнь на льду в новом мире – волнующая, счастливая, но и очень тяжелая: день за днем, месяц за месяцем, год за годом, не менее девяти представлений за неделю. Выходной она получала только при переезде в другой город или страну. Милену выручало хорошее здоровье и приобретенная с детства привычка к тяжелой работе.
Венское Айс-ревю выступало в Европе, Северной Америке, в арабских странах, Израиле, СССР. Но наибольшим счастьем для Кладрубской всегда были выступления в родной Праге: овации публики были нескончаемы.
Вторая половина 1960-х гг.
В 1966 г. Милена вторично вышла замуж. Некоторое ослабление коммунистического режима в преддверии "Пражской весны", наступившей двумя годами позже, позволило Милене и ее мужу зарегистрировать брак в ратуше на Староместской площади, куда поздравить новобрачных пришли тысячи пражан. Супругом Кладрубской стал английский комик Дункан Уэйли, также выступающий в Венском Айс-ревю.
Милена со вторым мужем Дунканом Уэйли. 1966 год
В следующие два месяца Милена получила английское гражданство и новый паспорт. «Это очень облегчило мне путешествия по миру. Я также не должна была больше платить огромные налоги в Чехословакии, и управляющие ревю сразу же втрое повысили мой гонорар. Они осознали, что теперь я могу подписать контракт с теми, с кем захочу. Но я бы и сама от них не ушла. Когда я в британском посольстве в Копенгагене предъявила паспорт и свидетельство о натурализации, я полностью осознала, что такое свобода», - говорила Кладрубска.
Конец 1960-х гг.
Ее карьера в Венском Айс-ревю продолжалась сотнями новых представлений, и, что немаловажно, она имела большую свободу в хореографическом воплощении своих номеров.
В 1971 г., после того, как ревю было куплено владельцем американского ансамбля «Холидей он Айс» Моррисом Чалфеном, Милена с частью труппы из Венского Айс-ревю перешла в «Холидей он Айс». Там она познакомилась и подружилась с его главной солисткой, своей землячкой Ханой Машковой и ее возлюбленным, поэтом-песенником Иржи Штайдлом. Оба они потом, в течение полутора лет, погибли в автокатастрофах.
«Огромная жалость при воспоминании о Хане никогда не оставит меня. У нас с мужем в то время уже был новый дом с четырьмя спальнями, и мы обе планировали, в каком цвете мы оформим ту «ее» спальню, когда она будет приезжать к нам в отпуск. Хана хотела, чтобы она была бело-голубая…» - вздыхает Милена.
1975 год
С 1970 г. Кладрубска стала вплотную заниматься тем, чтобы воссоединиться с сыном. Препятствия, чинимые властями ЧССР, порой приводили ее в отчаяние. Наконец, благодаря помощи британского посла, ее усилия дали свои плоды. Сын Томаш, унаследовавший талант матери к фигурному катанию и ставший между тем чемпионом страны среди юниоров, выступал в любительском ледовом ревю. Он смог приехать к матери, лишь когда ему исполнилось 15 лет. Теперь, когда ее сын был рядом, Милена почувствовала себя по-настоящему счастливой.
В 1977 году Кладрубска закончила свою блестящую карьеру солистки ревю. Она поселилась с мужем и сыном в Брайтоне, где живет и поныне. Родители ездили к ней и внуку при каждом удобном случае.
После смерти отца в 1986 г. Милена взяла мать к себе. Когда здоровье матери ухудшилось, она купила, по ее желанию, дом на морском побережье. Мать Милены умерла в 2001 г., а сама она с мужем продолжает жить в этом доме. Недалеко от нее живет сын с женой Патрисией и семнадцатилетней дочерью Амелией.
С Айей Врзаньовой. 1990 год
Кладрубска говорит, что счастлива в Англии. А когда заскучает по Праге, то звонит всем своим знакомым, садится на первый же самолет – и летит на родину, где, к ее радости, жизнь изменилась к лучшему.
(Написано на основе статьи чешского журналиста Петра Фельдштейна "Милена Кладрубска", опубликованной на сайте Reflex.cz 30.11.2006. Перевод с чешского мой. - Л.М.)