Интервью с тренером по трюковым самокатам Юрием Акимовым
«Экстремальный самокат — разносторонний вид спорта, где каждый найдёт для себя что-то по душе»
Юрий, в 2009 году вы начали спортивную карьеру в экшн-спорте. Расскажите, как вы осваивали трюковый самокат?
К 2009 году у меня уже была хорошая спортивная подготовка, благодаря дополнительным секциям по дзюдо, каким-то навыкам паркура и катанию на велосипеде БМХ. Обладая сравнительно неплохими физическими данными, пониманием происходящего и прекрасными ремонтными способностями, я укрепил свой обыкновенный самокат, чтобы он выдерживал все мои задумки, и, в общем-то, приступил к плотному и активному развитию на этом поприще. Имея такую подготовку, оперативно мог починить самокат, а развитое чувство контроля над телом помогло не тратить много времени на изучение трюков. Сам процесс освоения элементов, оглядываясь назад, был далек от совершенства за неимением доступных материалов на просторах интернета, более прогрессивных райдеров или каких-либо методик или обучалок. Поэтому всё освоение сводилось к тому, чтобы пытаться самому выполнить то, что видел в исполнении зарубежных райдеров.
Вам знакомо чувство страха или у занимающихся экстремальными видами спорта «иммунитет» к этому состоянию?
Конечно, знакомо. Отрицать не буду. Но нужно понять природу страха. Страх, в принципе, — иррациональная эмоция, основанная на неуверенности, недостатке информации или отсутствии убеждающих факторов. В большинстве своём ребята, правда, боятся упасть, опасаются, что трюк не получится. На тренировках мы не только учим, но и учимся сами. У многих свои причины и свои страхи. Кто-то боится не долететь, кто-то — упасть назад, кто-то — высоты, кого-то останавливают воспоминания о неудачной попытке. И ко всему свой подход, который сводится к убеждению, что всё в наших руках, разбору, что может привести к падению, и не допускать этих условий. В подавляющем большинстве случаев удаётся внушить уверенность и непоколебимость. С возрастом и практикой страх тоже притупляется благодаря отработанным элементам и моментам, когда этот самый страх удалось перебороть.
В 2012 году вы попали в команду KSS, которая занимается развитием самокатного движения в России. Как стать членом этого коллектива?
Есть два пути, которые зависят от целей: приобщиться к коллективу, чтобы развивать данное направление с организаторской стороны или приобщиться, чтобы стать частью действующих спортсменов. Вы знаете, любой спортсмен, который в спорте большую часть жизни, при завершении карьеры испытывает такое чувство, как аддикция. Спортсмен привыкает к режиму, ритму, нагрузкам и за неимением этого начинает чахнуть. Таким образом, гаснут действительно таланты и очень многообещающие личности. Наш долг — поддержать спортсменов и организаторов, толкающих индустрию вперёд. Чтобы примкнуть к подразделению действующих спортсменов, нужен набор определённых качеств: спортивная составляющая, медийная составляющая, человеческие качества. Под спортивной составляющей подразумеваются и спортивный режим, и выступления на соревнованиях, высокий профессиональный уровень и нетипичный подход к катанию. Под медийной — способность показать свои умения, способность делиться своей жизнью, частью которой этот спорт и является и заведомо положительный образ в интернет-пространстве. Человеческие качества важны не меньше. Ведь у нас коллектив, команда из мальчиков, девочек, детей, подростков и уже взрослых ребят. Независтливые, открытые и честные. Также очень ценится ответственность и способность её нести на своих плечах. Чтобы примкнуть к той части нашего коллектива, которая занимается организаторской деятельностью, важны опыт и достижения в экстремальном самокате. Любой опыт ценен, особенно если он будет полезен для всех, кто занимается экстремальным самокатом. Достаточно начать с заявки на сайте. А если же есть идеи по развитию вида спорта, то проще и лучше связаться сразу напрямую. Все телефоны и адреса указаны на сайте.
В 2014-м вы были признаны райдером года по версии Russian Scooter Awards. А как отличить крутого самокатера от новичка?
Очень абстрактная и очень субъективная тема. Поэтому расскажу, на что обращаю внимание именно я. За всё время я повстречался действительно с большим количеством спортсменов с набором самых разных способностей и талантов. Действительно крутыми, такими их делает опыт. И в то время, пока из новичков формируется уже крутой спортсмен, воспитывается способность принимать поражения. Я сейчас даже не о той общеизвестной мотивационной речи про то, что неважно, какой удар ты наносишь, а важно, какой можешь держать. Но, действительно, это так. Имеет большое значение то, с каким духом спортсмен после падения встаёт и продолжает работать над поставленной задачей, как он радуется победам других, как он лоялен к окружающим его ребятам. Я, правда, замечал за уже опытными атлетами, как они относятся к везде снующим новичкам, не знающим правил поведения в парках, как они отвечают тем, кто пишет им уместно и неуместно или помогают незнакомым ребятам, в которых, быть может, видят себя в начале пути. И хотелось бы отметить, что доброжелательность, радушие — это ресурс, а не характеристика. Поэтому не следует делать выводы по одной ситуации. А мнение о крутости или некрутости сложится само к концу дня.
Сколько времени вы тратили на занятия трюковым самокатом? Во сколько вообще обходится такое увлечение?
В детстве, когда из дел на день у меня были домашние уроки и работа по саду, почти всё свободное время проводил на улице, где мы с друзьями собирали из подручных средств аналогии фигур парка. Повзрослев и начав уже полноценно заниматься экстремальным самокатом, время катания увеличилось до большей части дня, с графиком примерно дня четыре в неделю. Желание было, конечно, бешеное не слезать с самоката вообще. Думаю, с наличием нынешней развитой инфраструктуры и обилию запчастей современные дети меня поймут. С учётом имеющейся практики, с которой я сталкивался у своих подопечных, время тренировок сейчас от 2 часов в неделю до 10, почти 6 дней в неделю. Причина всё та же — доступные парки и изобилие теоретических материалов. С учётом этих факторов катание не влетает в копеечку, да и безопаснее намного, чем было в моё время. Стоковый комплит, который способен дать не только азы катания, но и сопровождать до высокого соревновательного уровня, порядка 15 тысяч. Абонемент на групповые занятия на месяц — около 3 тысяч рублей. Ну и львиную долю бюджета будет съедать катание в парке для отработки полученных навыков. Хотя по стоимости в день — примерно как обед в ресторане быстрого питания, из разряда «Вкусно — и точка» или «Бургер Кинг». Но этот пласт трат сразу снижается в летне-осенне-весенний период, когда на улице хорошая погода и нет нужды ехать в крытый парк.
Насколько хорошо вы помните своё выступление на первом биг-эйре для экстремального самоката? Этот опыт на фестивале «Прорыв» был положительным или отрицательным?
Исключительно положительным. Я впервые себя испытал в новой для себя дисциплине, которой осмелились заняться немногие. Это такая привилегия. Конечно, можно было бы выступить и лучше, и ярче, но на тот момент мы были первопроходцами. Это незабываемые ощущения, выступления перед многотысячной публикой, опыт больших скоростей и больших пролётов, который я жадно почерпнул тогда и использую полученные знания сегодня. Сейчас эта дисциплина стала уже нормой, и тот уникальный опыт мне очень помогает доступно объяснить, что собой представляет эта дисциплина тем, кто только к ней прикоснулся.
Как считаете, на какой период пришёлся ваш профессиональный пик?
Мы уже говорили про членство в нашем коллективе, поэтому в спортивном плане, думаю, пик пришёлся на, примерно, 2018‒2020 гг. С тех пор я начал заниматься не только развитием своих спортивных показателей, но и подопечных. Вектор сместился в сторону доступности для подрастающего поколения как в практическом плане: организаций, соревнований, их проведении, форматов тренировок, так и в теоретическом: философии, разработке концепций, обучения и методик. Не знаю, насколько я на этом поприще на пике, надеюсь, к нему ещё только стремлюсь. Впереди много всего интересного, но сейчас я точно в соку. (Смеётся.)
В 2016 году вы стали преподавать. Какие навыки и качества, на ваш взгляд, должен иметь тренер, чтобы успешно начать свою деятельность?
В первую очередь, конечно, способность доступно объяснить подопечному, что от него требуется. Я часто сталкивался с тем, как профессионалы абсолютно не могут объяснить, как они это делают, говорят, просто делают — и всё. Необходимо уметь составить действительно интересный пошаговый план к выполнению трюка, чтобы те, кому даётся тяжело, чувствовали успех, пусть даже минимальный. А для этого нужно развиваться всесторонне, ведь причины страхов или сомнений могут крыться где-то очень глубоко. Ну и, конечно же, обладать располагающей энергетикой. Это собирательное понятие, когда тренер способен мягко, но настойчиво направить в нужную сторону, должным образом утешить, ну и общем, зажечь тот самый огонёк.
Как ведутся тренировки в самокат-школе KSS, главным тренером которой вы являетесь? На чём делаете акцент?
Есть уже утверждённые методики, по которым мы преподаём. Они составлены с учётом актуальных потребностей для последующей соревновательной деятельности. Вся прелесть экшн-спорта в том, что путь к цели может быть абсолютно разным даже для двух братьев. Начинается всё с незыблемой классики — разминки. Разминка призвана не только подготовить ребят, но и провести полный чекап организма, чтобы выявить травмы и слабые стороны. Кому-то по итогу будут даны личные рекомендации для укрепления или дополнительного развития. После разминки начинается сама тренировка, которая включает в себя нахождение на всех фигурах парка для всестороннего развития спортсменов. Сами же тренировки никогда не проходят одинаково, на каждую составляется уникальный план с учётом записавшихся, построенный на балансе желаний и необходимостей. Экстремальный самокат — разносторонний вид спорта, где каждый найдёт для себя что-то по душе. Тут, конечно, можно петь оды тому, что мы развиваем все дисциплины этого вида спорта. Все тренеры преследуют три основных цели. Во-первых, привить любовь к этому спорту, принять его рутинные дни и даже те дни, которые прямо ну их. Во-вторых, заложить универсальный фундамент и понимание трюков. Я убеждён, что более 80% успеха кроется в понимании трюка. И задача тренеров нашей школы состоит в том, чтобы научить их понимать и раскрыть причину этих 20 оставшихся процентов. Ну и главное — мы не только учим делать трюки, мы учим кататься.
Многие отмечают, что вы знаете, как найти подход к детям. Это как раз-таки тренерский талант или, может, ваше умение ладить с детьми идёт из семьи? У вас есть браться, сёстры?
Просто судьба сводила с близкими по духу людьми. (Улыбается.) У меня есть двоюродная сестра, я старше её. Но, думаю, основу строгости и справедливости во мне заложили родители. Помимо прочего, конечно, и тягу к саморазвитию и убеждению, что всё зависит от нас самих. С возрастом я уже понимаю, что это всё было далеко не указанию к действиям, а именно концепция. Концепция дисциплины, труда и стараний. В период становления всякое было. Я был жуткий шалун, за что всегда получал, и ленился, и вредничал, и обманывал. И, думаю, именно это и только вкупе с возлёгшей на меня ответственностью дало понимание, как всё же вести себя правильно. Грубо говоря, я был по обе стороны, и тем, кто не слушается, и тем, кто воспитывает. Это помогает мне понять ребёнка и, соответственно, что делать в той или иной ситуации. Возвращаясь на пару вопросов назад, я бы порекомендовал тренером всё-таки относиться к подопечным не как просто ребятам, пришедшим на тренировку. Всё же мы не только учим, как кататься или выполнять элемент, а и взаимовыручке, заботе об окружающих, различным социальным нормам и этикету.
Как главный тренер сборной Федерации самокатного спорта города Москвы, скажите, в каком направлении нужно идти дальше в целях развития этого вида спорта в столице?
Только вперёд! Считаю, что под развитием подразумевается вся индустрия — от показателей на соревнованиях до лучшего опыта как от участия в них, так и от просмотра болельщиками. В любом случае, говорю это без ложной гордости, если и идти, то только к нам. У нас за плечами опыт сотен соревнований за период существования общероссийской федерации, десятки трансляций на всевозможных интернет-ресурсах, колоссальные затраченные деньги и на призовые фонды, и на максимально качественную организацию. Именно на соревнованиях, организованных нашей федерацией, обеспечиваются актуальные конкурентные условия среди сильнейших спортсменов страны. Сами соревнования, открытые и доступные. И, конечно же, совет всем участникам. Дорогие, экстремальный самокат — это уже далеко не хобби или просто увлечение. Это полноценный вид спорта, где, чтобы побеждать, нужно соответственно к нему и относиться. Качайте физуху!
Вы признавались райдером года, а в прошлом году стали тренером года по версии Russian Scooter Awards. Эти достижения как-то повлияли на ваш авторитет среди спортивного сообщества?
Конечно! Молва обо мне теперь разошлась буквально в самые отдалённые уголки страны. Вот интервью теперь даю чаще. (Смеётся.) На самом деле и до этого своим характером был сформирован какой-никакой авторитет. Это награда в первую очередь помогла мне самому. Это, знаете, как одобрительный кивок, что то, чем я занимаюсь, те знания, которые у меня есть, та манера передачи опыта, подход к делу и своя стратегия — верны. В этом году планы ещё больше, ещё амбициознее. (Улыбается.)
В 2023 году вы начали командную менеджерскую деятельность. Каких успехов уже удалось добиться?
Отношусь к этому так же, как говорил ранее. Всё-таки я в экстремальном самокате большую часть своей жизни, много видел, что называется, много знаю и есть чему научить. Этим и занимаюсь. Я воспринимаю этих почти 30 мальчиков и девочек как своих детей. Учу уму-разуму, как правильно себя преподносить, как организовать плодотворную работу, личный бренд, спортивные показатели. В общем, все-все-все свои знания передаю уже им. Если там у нас самокат — школа, то тут уже самокат — университет. (Улыбается.). Что же касаемо успехов, то и ребята добиваются лучших результатов. Думаю, мы нашли ответы на многие интересовавшие их вопросы. Ну и, конечно же, оптимизировали всю нашу работу, чтобы дать возможность развивать и проявлять себя не только в центральном регионе страны.
Юрий, какими советами вы можете поделиться с ребятами, которые только осваивают самокатный спорт?
Во-первых, конечно, внимательно слушать тренера, если таковой есть. Во-вторых, но не по значимости, заниматься физподготовкой. В-третьих, не торопиться. Очень многие, только-только приобретя самокат и даже посещая тренировки, рвутся выполнять то, к чему они ещё не готовы. Они пробуют, пытаются, но проблема в том, что таким образом они пытаются научиться сразу нескольким неизвестным им техническим элементам. Это оставляет очень неприятный отпечаток на всём опыте, как тренировочном, так и опытном. И, как следствие, многие просто прекращают этим заниматься. Я же стремлюсь все движения разложить на составляющие, чтобы понять, в чём проблема, и составить такой тренировочный план, где действительно будет результат. Составляю пошаговую карту к трюку. И хотелось бы, чтобы все такую составляли себе не только касательного одного элемента, но и их комбинаций. Конечно же, и про основную составляющую всех элементов — понимание — тоже бы не забывали. Ну и совет: если вдруг что-то не понимаете, не стесняйтесь обращаться в парке к нашим спортсменам. На вопрос они ответят точно. Я об этом позаботился ещё до предыдущего вопроса. (Улыбается.)