Агата Кристи обожала серфинг. Она первой из британок научилась делать pop up
Начала в 32 года.
Начинать что-то новое никогда не поздно – этот принцип прекрасно характеризует Агату Кристи. До 26 лет она вообще не планировала стать писательницей, а к серфингу приобщилась еще позже – в 32 (и в этом деле тоже многого добилась). Сегодня фотографии катающейся на доске Агаты Кристи дополняют образ немного дерзкой, находчивой и готовой на эксперименты королевы детективов.
Катбэки, снэпы, флоатеры – все эти элементы серфинга появились относительно недавно, но сам вид спорта очень старый. Его придумали полинезийцы много столетий назад, а европейцы впервые столкнулись с аборигенами, катающимися на деревянной доске, во второй половине XVIII века – во время экспедиции на Таити. Спустя несколько десятилетий серфинг оценили жители США (по крайней мере те, кто мог позволить отправиться на Гавайи). Например, в 1872 году на острова приехал Марк Твен и впервые опробовал «купание в прибое» – так в дневниках он описал опыт серфинга.
Гавайский пляж Вайкики много лет оставался главным центром катания на доске. К примеру, сюда в 1906 году приезжал Томас Эдисон: знаменитый изобретатель первым в истории запечатлел на кинокамеру серфингистов.
В то время самым известным и мастеровитым серфером считался Джордж Фрит, спасатель на пляже Вайкики (за помощь тонущим рыбакам он даже получил Золотую медаль Конгресса). О Фрите мы знаем гораздо больше благодаря еще одному писателю: В 1907 году британец Александр Хьюм Форд поселился на острове Оаху после долгой рабочей поездки по Азии и Тихому океану. К океану его вывела Транссибирская Магистраль, о строительстве которой он оставил много заметок. На Гавайях его больше интересовали привычки и культура местных жителей, Фрит научил Форда кататься на доске, а позже они вместе основали на Оаху клуб каноэ и серфинга.
В том же году Александр Хьюм пригласил в клуб Джека Лондона, который не только полюбил кататься, но и помог популяризировать увлечение гавайцев на континенте. Лондон позвал Фрита в Калифорнию, где познакомил с местным железнодорожным магнатом. Тот организовал шоу «Человек, который ходит по воде», главная роль в котором отводилась Джорджу Фирту.
Джордж Фирт – легенда серфинга начала XX века
А вот Агате Кристи повстречаться с гавайцем не удалось. Писательница впервые оказалась на пляже Вайкики спустя три года после смерти Фрита (он умер в 35 лет от испанки). Но к тому моменту она вместе с мужем Арчи уже опробовала катание на доске в Южной Африке.
В начале 1920-х публикация романов еще не приносила семье много денег, поэтому дорогостоящая поездка по миру была им явно не по карману. Все изменила встреча мужа Агаты Кристи с майором Эрнестом Белчером. Тот предложил работу финансового консультанта в рамках подготовки к Британской имперской выставке. Кругосветное путешествие продолжалось 10 месяцев и включало встречи с представителями бизнеса. Перед Белчером стояла задача убедить предпринимателей поучаствовать в выставке 1924 года. Она должна была стать важнейшим событием в жизни Лондона: на подготовку выделили 12 миллионов фунтов, которые потратили, в частности, на строительство «Уэмбли». В итоге в метрополию съехались представители пяти десятков колоний, а открывал выставку лично Георг V – дед Елизаветы II. Возможно, событие оказалось бы не столь успешным без содействия мужа Агаты Кристи.
Пароход, на котором Агата Кристи отправилась в кругосветку
Рабочая поездка включала посещение Южной Африки, Новой Зеландии, Тасмании, Австралии, Фиджи и Канады. Кейптаун был одним из первых портов, куда зашел пароход «Килдонан Касл» с делегацией на борту. Деловые переговоры дополнялись обедами, чаепитиями, экскурсиями и сафари.
Но самое сильное впечатление на Агату Кристи произвели катания на доске. В свободное время она вместе с мужем отправилась на поезде в Майзенберг – небольшой городок на побережье Ложной бухты. Правда, серфинг в те годы в Южной Африке напоминал больше уроки плавания в бассейне. На доску вставать было не принято, поэтому Агата, как и большинство серфингистов того времени, ловила волну лежа. «Иногда бывает больно, когда ты ныряешь носом в песок, но в остальном катание на доске – это простой вид спорта, и он приносит большое удовольствие», – так она описывала серфинг в письмах матери.
Заодно писательница подмечала, что не могла уплыть подальше от берега из-за сеток, защищавших пловцов от акул. Нападения в Ложной бухте случались регулярно, одно из них произошло через несколько недель после отбытия Агаты Кристи из Южной Африки.
Поездка на Гавайи не входила в официальную программу путешествия. Острова принадлежали США, туда пароход прибыл только ради отдыха делегации: Агата Кристи и Арчи жили возле пляжа Вайкики целый месяц. О Гонолулу она писала так: «Город оказался куда более современный, чем мы себе представляли: множество гостиниц, автомобилей и дорог. Мы приехали рано утром, заселились в отеле и сразу же, увидев из окна серферов на пляже, отправились к морю, взяли в аренду доски и бросились в воду. Мы решили, что всему научились еще в Южной Африке. Как же мы ошибались! Волны были такими, что кататься на доске отважились только смельчаки».
На Гавайях пришлось учиться с самого начала. Агата не так хорошо плавала, к тому же местные доски были гораздо тяжелее тех, на которых она каталась в Африке. Сложности возникли и с одеждой: купальники 1920-х годов меньше всего подходили для серфинга. Обычно их делали из шелка, и сильная волна вполне могла сорвать одежду. Как раз такой случай и произошел с писательницей на пляже Вайкики. Пришлось покупать новый и более прочный изумрудно-зеленый купальник из шерсти.
Агата Кристи в том самом шерстяном купальнике
Месяц, проведенный на Гавайях, Агата Кристи полностью посвятила серфингу. Именно там она увидела, что на доске можно стоять, и довольно быстро освоила этот навык. О первой успешной попытке сделать pop up (то есть встать ногами на серф) она писала в мемуарах: «Это мой триумф! Я балансировала на доске и добралась до берега! Теперь могу называть себя экспертом в серфинге, по крайней мере среди европейцев».
Эдуард – серфер и Принц Уэльский
Агата Кристи считается первой британкой, которая встала на доску. Она вполне могла стать первой и среди всех подданных Соединенного Королевства, но ее немного опередил будущий английский король Эдуард VIII. Принц Уэльский приезжал на Гавайи еще в 1920-м и тоже научился вставать на серф.
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot.
Почему во Франции нет ни одного настоящего дерби? Оказывается, из-за немецкой оккупации
Фото: theguardian.com, wikimedia.org, mypaipoboards.org, surfertoday.com, lisawallerrogers.com
"Я на тебе, как на войне"!