3 мин.

Паркур

Паркур называют искусством перемещения и преодоления препятствий – и слово «искусство» здесь не случайно. Паркур трудно отнести к спорту, потому что в нем практически отсутствует соревновательный элемент, он слишком сложен для того, чтобы быть чем-то вроде зарядкой и слишком прост, чтобы всерьез считать его философией. К искусству его приближает постоянная импровизация – и красота движений.

Смысл паркура заключается в перемещении по спонтанной полосе препятствий – лестницам, стенам, столбам и прочим объектам городского ландшафта. По ходу маршрута трейсерам приходится взбегать по отвесной стене, перемахивать с крыши одного дома на другую на высоте 50 метров и прыгать в контейнеры с мусором. А самым крутым элементом паркура считается «слепой прыжок», выполняющийся без созерцания точки приземления. При этом ни один трюк не делается ради зрелища. Главный идеолог современного паркура, француз Давид Белль, принципиально выступает против сальто, стоек на руках и прочих зрелищных каскадерских приемов, если в них нет необходимости. Он признает лишь один принцип – никогда не двигаться назад.

Паркуром часто начинают заниматься, не найдя более достойного вида спорта, но по ходу дела становится понятно, что в основе этих пробежек и прыжков лежит целая философия. С одной стороны, трейсер просто выполняет элементы, наиболее подходящие для оптимального прохождения трассы, с другой – творит, импровизируя в свободном движении. На первых самопальных паркур-видео, сделанных в начале 90-х, Давид Белль прыгал с десятиметровой высоты и мягко приземлялся за счет амортизирующего кувырка, скользил по перилам на одной ноге и подтягивался на одной руке, но эти кассеты ходили по рукам не только из-за демонстрации чудес ловкости. Люди шли в паркур ради ощущения свободы.

Паркур-видео довольно быстро заняло место в современной культуре – британская студия BBC сняла документальный фильм «Jump London», где реальные трейсеры передвигались на руках по стреле гигантского подъемного крана на фоне знаменитого «огурца» Нормана Фостера и прыгали с мачт на палубу военного корабля на Темзе. Через несколько лет Люк Бессон сделал ключевую для популяризации паркура картину «Ямакаси», где банда трейсеров спасала жизнь маленькому мальчику, попутно штурмуя парижские небоскребы, а еще чуть позже был снять фильм «Тринадцатый район». Кульминацией проникновения паркура в киноиндустрию стало появление легендарного трейсера Себастьена Фукана в «Казино Рояль», очередной серии бондианы.

Популяризация паркура привела его всемирному распространению. Долгое время вне конкуренции были французские и английские паркур-команды Majestik Force, Parkour Generations и Urban Free Flow, теперь в число влиятельных входят и российские – например, RFA и ParkourSochi. Впрочем, Давид Белль пытается не создавать шума вокруг своего любимого занятия и активно выступает против его коммерциализации. Смысл паркура он формулирует так: «Дело, которым я занимаюсь, не нуждается в объяснении. Оно нуждается в практике». Недавно Белль отклонил предложение режиссера Сэма Рейми о съемках в голливудском фильме «Спайдермен». «Да, в детстве я мечтал когда-нибудь надеть костюм Спайдермена, - признавался Давид. – Но теперь я хочу быть на афише под своим реальным именем».

Несмотря на то, что паркур идет в комплекте с философией, он по-прежнему остается отличным развлечением – особенно для тех, кто не склонен слишком задумываться. Трейсеры просто выходят на улицу и бегут – и каждый новый день YouTube прирастает новыми роликами с прыжками, полетами и падениями. Как и любое бесхитростное повседневное занятие, паркур совершенно не претендует на то, чтобы быть смыслом жизни. Но иногда он им становится.