Австралийка покорила интернет брейком с кенгуру на Олимпиаде. И ее жизнь изменилась
История Рэйчел Ганн доказывает: звездой можно стать, даже провалившись.
36-летняя австралийка выступала на Олимпиаде-2024 в брейкинге. На фоне соперниц выглядела очень смешно – прыгала как кенгуру и ползала как змея.
Итог: без шансов отдала все три баттла на Играх, не взяв ни раунда.
Проведя на сцене в сумме менее десяти минут и проиграв, Ганн превратилась в звезду: ее выступление моментально захватило соцсети, став одним из главных мемов Олимпиады.
Знакомимся с ее историей: Рэйчел ведь еще доктор наук!
Жизнь до Олимпиады: в брейкинг привел будущий муж, совмещала танцы с наукой, раздавала студентам автографы
До брейкинга Ганн пробовала разное: бальные танцы, джаз, степ, хип-хоп. Но не чувствовала себя по-настоящему комфортно. В 2008-м Рэйчел поступила в университет, где познакомилась с брейкером Сэмюэлом Фри, который позднее стал ее мужем.
Сначала Рэйчел ходила на баттлы Сэма, чтобы поболеть, а потом увлеклась сама. Ей было чуть за 20 – очень поздний старт для брейкинга. «Сэм учил меня, но из-за прошлого в хореографии, где весь класс повторяет одно и то же, было очень сложно, – говорила Ганн для The Sydney Morning Herald перед Олимпиадой. – В брейкинге все иначе. Бывало, я просто уходила в туалет и плакала из-за того, что не могла сделать то, чему на глазах других парней учил меня Сэм. Постепенно я освоила базовые движения, но на это ушли годы».
В 2011-м она приняла сразу два важных решения: поступить в аспирантуру и всерьез заняться брейкингом. «На баттле я увидела одну девушку и подумала: «С ума сойти, как же круто», – вспоминала Рэйчел. – Знала, что в брейкинге есть и другие девчонки, но никогда до этого не видела их вживую. После этого сказала Сэмми: «Я буду тренироваться».
На первый большой турнир Рэйчел отправилась в 2018-м. «Думала: потренируюсь и пройду очень далеко», – вспоминала Ганн. Но все пошло не по плану: она остановилась на топ-8. «Сэмми тогда такой: «Ты мало тренировалась. Нужно становиться лучше», – говорила Рэйчел.
Звучало жестко, но Ганн знала, что он прав.
Жизнь Рэйчел протекала между наукой и соревнованиями, пока в 2020-м брейкинг не стал олимпийским видом спорта. Тогда для Ганн многое изменилось. «Помню, проснулась и увидела сообщение от журналиста ABC – в семь утра, – рассказывала Ганн The Guardian. – Наверное, я раздала с десяток интервью. Тогда новость подавали в духе «это прикольно». Никто не копал глубже. Все думали, что это шутка».
Впервые на Олимпиаде – брейкданс (на самом деле брейкинг). А как он стал спортом?
Брейкинг появился в 1970-е и быстро набрал популярность среди афроамериканских и пуэрто-риканских сообществ Нью-Йорка. В нем есть «собственные знания, язык и иерархия», – писала Ганн в 2012-м для доклада в Университете Ньюкасла.
«Представьте: образованная белая девушка, выросшая в пригороде, входит в сборную по брейкингу – с его корнями и масштабами, особенно в не самых благополучных сообществах, – говорила Рэйчел. – Но я стараюсь пользоваться положением, чтобы менять восприятие брейкинга».
Изучая разные аспекты брейкинга в университете, Рэйчел заинтересовалась его культурной и литературной сторонами, а также гендерными вопросами. Это и стало темой ее докторской.
«Когда я начала изучать брейкинг, стало очевидно, что в нем есть гендерная политика, которую можно исследовать и анализировать, – говорила Ганн. – Изучая брейкинг, я проходила через изменения – даже в том, как со мной разговаривали. Было ощущение, что мое развитие в брейкинге пытались контролировать».
Чтобы попасть на Олимпиаду, Ганн тренировалась в среднем по 15 часов в неделю. Несмотря на это, не прекращала научную деятельность – везде носила с собой ноутбук и работала каждую свободную минуту.
«У меня был новый курс, и я должна была писать лекции, а еще заканчивать исследование, – говорила Ганн. – Тогда я действительно хотела, чтобы у меня была не такая большая академическая нагрузка, и я могла бы сосредоточиться на тренировках. Но я справилась».
Отобравшись на Олимпиаду, Рэйчел стала известнее среди студентов – после лекций к ней подходили за автографами и фотографиями и желали удачи.
Выступление Ганн в Париже – что это?
Мы обратились к российским брейкерам, чтобы узнать, так ли все было плохо.
«Если бы эта девушка станцевала так на каком-то баттле по брейку, никто не смутился бы, – говорит Спортсу” художественный руководитель центра брейк-данса «Танцуй, не комплексуй» Артур Хабиров. – К сожалению, СМИ работают так, что, когда кто-то не укладывается в их парадигму реальности, сразу начинаются хейт и унижения. Девушку очень жаль.
Брейк – искусство, самовыражение. Он учит мыслить свободно. Ганн танцевала и выражала себя так, как умеет, делала то, что чувствует, выступала как художник своего материала. Да, можно выйти, сделать отработанную жесткую связку и выиграть баттл. А можно выбрать другой путь.
И мне кажется неправильным осуждать и высмеивать человека за это. Если бы она оскорбляла соперницу или вела себя неадекватно, тогда негатив она бы получила. Почему девушка должна становиться изгоем, когда просто танцует как умеет? Предлагаю всем быть чуть добрее.
Самая большая ошибка – оценивать целую культуру по одному ее представителю. Брейк – это не только про физику, но и про творчество, раскрытие себя и честное самовыражение».
«Я посмотрел видео с Raygun до Олимпиады, и там совершенно иной уровень, – говорит Спортсу” Искандер Фатхутдинов. – Могу предположить, что у нее либо была травма, либо она вымоталась физически при подготовке и из-за этого не смогла выложиться на все сто. В одном интервью она сказала, что это лучшее, на что она была способна. Со стороны выглядит так, словно ее организм был истощен и она не смогла показать лучшее.
Рэйчел попыталась сломать шаблоны брейка. Она крутая и музыкальная, у нее все хорошо с танцем. Ее выступление на Олимпиаде – это такой брейк, когда ты пытаешься включить голову, привнести что-то свое, придумать фишечки, которые разрушают стереотипы классического брейка. То, что завирусилось в интернете, – довольно необычный способ вылезти из рамок. И это достаточно сложно.
Так что да, считаю, выступление Рэйчел – топ-уровень, но ее подвела физическая форма. Все-таки в 36 невозможно танцевать как в 16, потому что ты, скорее всего, сильно травмирован. Как и в любом спорте высоких достижений, нужен ресурс тела, а он достаточно ограничен. Даже в 16 танцоры уже сильно травмированы. Не знаю никого, кто в 36 занимался бы брейком без серьезных травм».
Уже после выступления Ганн призналась, что подходила к Олимпиаде особо.
«Все мои движения оригинальны, – сказала Рэйчел The Guardian. – Для меня очень важна креативность. Я выхожу на сцену и демонстрирую артистизм. Иногда судьям заходит, иногда – нет. Хотелось выйти на сцену и сделать что-то новое, особенное и креативное.
Креативность – моя сила. Я бы никогда не превзошла этих девочек в том, что они делают лучше всего – речь о динамичных и мощных движениях. Поэтому я хотела двигаться иначе, быть артистичной и креативной, потому что ну сколько еще таких шансов выступить на международной арене у меня будет?
Я всегда была андердогом, поэтому хотела отличиться другим способом».
Как Рэйчел вообще попала на Олимпиаду?
До Олимпиады Ганн несколько раз представляла Австралию на международных турнирах, а в 2020-м и 2021-м Австралийская ассоциация брейкинга признала ее лучшей би-герл в стране.
«Я выиграла квалификацию в Океании – так и получила путевку в Париж, – говорила Рэйчел перед Олимпиадой. – Это было очень интенсивное соревнование, я испытала сильный стресс. Но турнир вышел потрясающим».
На самом деле путь в Париж начался еще в 2019-м, когда появилась Австралийская ассоциация брейкинга (ABA) – ее создал двукратный победитель Австралийского-Океанского баттла года Лоу Нэпалан. Незадолго до этого брейкинг вошел в олимпийскую программу, поэтому вокруг царил ажиотаж. В декабре 2020-го олимпийский статус брейкинга подтвердили, и ABA объявила сбор заявок для тех, кто хотел в квалификацию.
Разыскивая таланты, Нэпалан и ABA создали несколько турниров и запустили национальный рейтинг. В 2021-м, в первый год после появления рейтинга, Ганн шла первой среди 26 зарегистрированных женщин.
В апреле 2022-го Всемирная федерация танцевального спорта опубликовала положение о квалификации. Отбор для австралийцев проходил через три турнира: чемпионат мира, чемпионат Океании и Олимпийскую квалификационную серию. Австралия могла отправить на Игры до двух мужчин и до двух женщин.
ABA выбрала двух женщин для участия в первом квалификационном турнире – чемпионате мира, который прошел в Бельгии в сентябре прошлого года. Ганн, которая возглавляла австралийский рейтинг в 2021-м, а в 2022-м и 2023-м шла второй, поехала туда вместе с Молли Чапмэн, которая в 2021-м была второй, в 2022-м – первой, а в 2023-м – четвертой.
Лучшие с чемпионата мира автоматически попадали в Париж. Но Чапмэн заняла 79-е место из 80, а Ганн – 64-е. Так что ни одна из них на Игры не отобралась.
Следующий шанс – чемпионат Океании, состоявшийся в Сиднее в октябре. Зарегистрироваться на него мог любой желающий, место в национальном рейтинге значения не имело. Турнир судили десять человек, среди которых – арбитры из Японии и Южной Кореи. Участвовало 15 девушек. По итогам первого дня Ганн с лучшим результатом вошла в восьмерку финалистов, а во второй превзошла сразу трех соперниц (Чапмэн – в том числе) и отобралась на Олимпиаду.
Последний шанс попасть на Игры – Олимпийская квалификационная серия, состоявшаяся в Шанхае и Будапеште в мае-июне этого года. На турнир приехали три австралийки (среди них была и Чапмэн), но ни одна не выполнила нужный норматив.
Так Рэйчел и попала в Париж.
В австралийском танцевальном сообществе не отрицают, что Ганн попала на Олимпиаду справедливо, но задают вопросы по поводу системы отбора.
По словам бывшей би-герл Катрин Цанг, технические факторы помешали многим австралийкам поучаствовать в отборе. Например, чемпионат Океании в 2023-м прошел чуть ли не спонтанно – между объявлением о его проведении и самим событием было очень мало времени. Участницам нужно было регистрироваться в трех разных органах и иметь действующий паспорт – а у многих его либо не было, либо они не хотели тратить несколько сотен долларов на выпуск нового. Поэтому участниц было всего 15.
Еще до Игр в Австралии обсуждали, что такая система квалификации не очень-то справедлива. «У лучших танцоров Австралии и Новой Зеландии нет доступа к этим соревнованиям, – сказал брейкер Лукас Мари. – У Австралийской ассоциации брейкинга мало денег, поэтому финансирования для участников тоже мало. Конечно, были и те, кто не знал об отборе или не смог поехать».
Ганн же светилась от счастья. Перед Олимпиадой она сказала: «Честно, мне очень повезло получить этот шанс, оказаться в этой точке карьеры в брейкинге. И повезло, что есть чемпионат Океании, через который можно отобраться».
Ганн травят в интернете. Но за нее заступаются и Олимпийский комитет Австралии, и премьер-министр
Выступление Ганн в Париже вызвало так много вопросов, что в тиктоке вышло несколько десятков тысяч видео с критикой, а на сайте Change.org появилась анонимная петиция с требованием извинений от Ганн и главы австралийской олимпийской делегации Анны Мирс (легендарная велогонщица, выигравшая Игры в 2004-м и 2012-м – Спортс”).
В петиции без каких-либо доказательств писали, что Ганн сама возглавляет Австралийскую ассоциацию брейкинга, а судьей на отборе был ее муж. Петиция собрала более 50 тысяч подписей, а потом Change.org удалил ее «за распространение ложной информации».
Австралийские организации, специализирующиеся на фактчекинге, и Австралийская ассоциация брейкинга заявили, что это неправда, но никого это не интересовало – клевету продолжали распространять.
Нагнетали ситуацию и через видео с Молли Чапмэн, соперницей Ганн. Их публиковали с посылом в духе «знакомьтесь с девушкой, которая уступила Рэйчел Ганн отбор в Австралии», как бы намекая, что Чапмэн гораздо сильнее.
На фоне травли за Ганн заступилась Австралийская ассоциация брейкинга.
«Мы увидели исключительную физическую выносливость, гибкость, точность и креативность, которые и нужны спортсмену самого высокого уровня, – сказали в ABA. – Давайте прославлять главные ценности австралийского и мирового брейкинг-сообщества – мир, любовь и единство.
Отбор для всех заинтересованных был открытым. Участвовать мог любой человек из Океании. Процесс был справедливым и прозрачным. Осуждаем мировую травлю в отношении Рэйчел. Выступление на Олимпиаде связано с большим давлением, особенно в той группе, где была она. Выражаем солидарность с Рэйчел».
Брейкер Лукас Мари, который недавно выпустил с Ганн совместную статью, тоже считает, что все справедливо: «Она по-честному выиграла те баттлы и заработала квалификацию. И это особо никого не удивило. Она довольно стабильно выступает, уже 5-10 лет занимает первые, вторые или третьи места на многих турнирах по брейкингу в Австралии».
Глава Олимпийского комитета Австралии Мэтт Кэрролл тоже поддержал Ганн. «Позор, что ложь, состряпанная анонимом, может быть опубликована вот так, – сказал он. – Это травля, издевательство и клевета. Важно, чтобы сообщество знало о фактах, чтобы люди не формировали мнение на основе злонамеренной лжи и дезинформации».
Анна Мирс тоже встала на сторону Ганн. «В 2008-м она закрывалась в раздевалке и плакала, потому что была единственной женщиной в виде спорта, где доминируют мужчины, – сказала Мирс для ABC News. – Нужна смелость, чтобы не бросить и продолжить борьбу за шанс быть частью любимого спорта. Это привело ее к попаданию на Олимпиаду. Ганн – лучшая би-герл Австралии».
Высказался даже австралийский премьер-министр Энтони Албаниз.
«Олимпиада – это про участие, – сказал политик. – Здорово, что она попробовала. Большое спасибо ей за это. Пытаться – это в австралийской традиции. Она попробовала представить нашу страну, и это хорошо. Без разницы, взял ли спортсмен золотую медаль. Показать максимум – все, о чем мы просим. Участие важнее всего».
Ганн моментально стала мемом
Сейчас в тиктоке более 85 тысяч постов с тегом #raygun (это сценическое имя Рэйчел). Большая часть из них – мемы, которые выглядят так:
(Я каждую ночь, когда пытаюсь удобно лечь в кровати)
И в твиттере:
(Я, когда вижу, что на подоконнике остывает вкусный пирог)
Есть видео и с биографией Ганн, и с похвалами, но издевательских шуток куда больше. В стороне не остался даже американский комик Джимми Фэллон, который ведет комедийное шоу на телеканале NBC. Его рассказ о выступлении Ганн прервала комедиантка Рэйчел Дратч, выскочившая на сцену с пародией. Она карикатурно повторяла движения Ганн, а потом пригласила Фэллона присоединиться.
Ждут Ганн и в сборной Австралии по крикету. Аккаунт Double Bay Today выпустил сатирическую статью с заголовком «Олимпийская звезда брейкинга Raygun получила удививший многих вызов в сборную Австралии по крикету». И подзаголовок: «Как говорят селекционеры, то, что у нее уже есть форма, очень поможет».
Скрин репостнул аккаунт сборной Австралии по крикету и написал «Будем рады в любое время, Raygun», добавив эмодзи с короной.
Ганн критикуют и коллеги – австралийских би-герлз ее выступление даже довело до слез
Вокруг Ганн – не только шутки, но и критика. Несколько цитат:
● Брейкер Cookie из Китая: «Не отрицаю, здесь есть свой стиль, но не думаю, что у нее есть «словарь» танца. Она плохо делает топрок (движение ногами в брейкинге – Спортс”) и футворк (ритмичные шаги ногами вокруг своего тела – Спортс”), не очень хорошо работает на полу. А это же основы брейкинга».
● Баскетболист Малик Диксон: «Она оделась, как член команды по крикету или австралийский учитель физкультуры. Выглядело как сатира, словно кто-то решил посмеяться над культурой и не знал, как важно представить брейкинг на первой для него Олимпиаде. Для многих это было очень важно. А я смотрел на ее и думал: ее тренер по брейкингу – Борат?»
● Брейкер из Австралии Леа Кларк: «Это сильно повлияло на нас. Некоторые би-герлз даже плакали. Как мне теперь идти на работу и пытаться найти спонсора или получать гранты, если только что брейкинг превратили в посмешище? Как нам представлять нашу страну на других событиях мирового уровня, если над Австралией насмехаются? Это влияет на нас гораздо сильнее, чем появляющиеся мемы».
● Пионер австралийского хип-хопа Spice: «Это выступление вернуло нас в Темные века. Австралийская сцена превратилась в посмешище. Думаю, поэтому многим из нас больно. Когда я это увидела, мне было стыдно».
Ситуация серьезная: Кларк рассказала, что над ней издевались в соцсетях, а пранкеры звонили ей на работу. Многим австралийским би-герлз пришлось закрыть аккаунты в соцсетях, чтобы оградиться от оскорблений.
В австралийском танцевальном сообществе описывают Ганн как уважаемого представителя местной сцены, но говорят, что ее выступление на Олимпиаде не отражает стандарты брейкинга в стране. «Нам жаль Рэйчел, – говорит Кларк. – Надеемся, она в порядке, учитывая, сколько оскорблений на нее направлено. Но в то же время мы разочарованы».
Травле в соцсетях подверглись не только коллеги, но и сама Ганн. «Мы предложили ей помощь нашего офицера по безопасности, – сказал генсек Всемирной федерации танцевального спорта Сергей Нифонтов. – Мы знаем о происходящем в соцсетях, и мы должны ставить психологическое здоровье спортсмена на первое место. Поддерживаем ее».
Не все смеются над Ганн: Адель, главный судья и брейкеры из Австралии – на ее стороне
Рэйчел получает не только критику – есть и те, кто высоко ценят ее выступление.
Например, на концерте в Мюнхене Адель призналась, что Рэйчел – ее любимица на этой Олимпиаде. «Не знаю, была ли это шутка, – сказала певица. – Но в любом случае: меня это выступление очень, очень посмешило. Мы с друзьями почти сутки умирали со смеху».
А главный судья брейкинга на Олимпиаде Мартин Джилиан заявил: «Брейкинг – это про оригинальность, возможность показать что-то новое и представить страну или регион на международном уровне. Это Raygun и сделала. Она вдохновилась тем, что ее окружает. Так в ее выступлении появился кенгуру. Она попыталась сделать оригинальное, показать новое. По нашему мнению, она не сделала ничего такого уж шокирующего».
Поддержал Ганн и брейкер из Мельбурна Марлон Сангаланг. «Она была креативной и оригинальной, а это в брейкинге необходимо, – сказал он. – Ее соперницы были невероятно атлетичны, но я считаю, что по ощущению музыки и креативности они были равны. Теперь в своей танцевальной студии я введу движение «кенгуру» – в честь Рэйчел».
Ганн страдает от критики и смеха
Правда, Рэйчел все это не особенно веселит. Несколько дней назад она опубликовала видеообращение.
«Хочу начать с благодарности всем, кто меня поддерживал, – начала Рэйчел. – Я очень ценю позитив. Рада, что смогла принести вам радость. На это я и надеялась. Не думала, что все это откроет дверь такому количеству хейта, который, честно, был довольно разрушительным. Я здорово провела время. Я восприняла все это очень серьезно и много трудилась перед Олимпиадой. Я отдала все силы».
Ганн много критиковали, упирая на то, что она не получила ни балла на Олимпиаде. Она ответила: «Небольшой забавный факт для вас. В брейкинге нет очков. Если вы хотите увидеть, как, по мнению судей, я выглядела в сравнении с соперницами, то можете найти проценты по пяти критериям на сайте Olympics.com. Результаты опубликованы там».
В комментариях Ганн получила обширный ответ.
«Я посмотрела результаты… И ауч, – пишет пользователь mysticwaterfall. – Пять категорий и девять судей. Три баттла, каждый – по два раунда. Всего – шесть раундов. Шесть раундов умножить на девять судей и на пять категорий – это 270 возможностей превзойти соперника. Из этих 270 возможностей вы использовали семь. Шесть раз – в категории «оригинальность» и еще один – в «языке выражения».
Ваши соперники превзошли вас в 97,4% случаев. 2,6% – это ваше превосходство в одной категории по мнению одного судьи. А в среднем вы были лучше в 1,09% случаев. Это чрезвычайно низкий показатель. Ни разу судьи не посчитали вас лучше.
Не думаю, что кто-то обвиняет вас в недостаточном трудолюбии или смелости. Но вам еще предстоит признать, что связи и привилегии проложили вам путь к выступлению на международной арене, ведь таланта и навыков у вас гораздо, гораздо меньше, чем у других людей, которые больше заслуживали честь и возможность назваться олимпийцами. Участие в жизни сообщества, изучение брейкинга в университете и попадание на турниры, где нет талантов, к сожалению, не сделали вас подходящей для этого всего».
Многие поддержали этот комментарий – больше трех тысяч лайков. Рэйчел не ответила.
После Олимпиады Ганн прогнозируют миллионные контракты
Как известно, плохой пиар – тоже пиар. После провальной Олимпиады Ганн известна по всему миру.
«У нее теперь огромный бренд, – говорит американский эксперт по маркетингу и пиару Макс Марксон для Daily Mail. – Репутация Рэйчел в Австралии не очень хороша, но она известна по всему миру. Не думаю, что в других странах понимают, какого мнения о ней австралийцы.
Мне кажется, австралийские рекламодатели будут избегать Рэйчел по этой причине, но, думаю, кто-то из США попробует с ней договориться. Она получит предложения от спортивных брендов – например, adidas или Puma. Предложения от McDonald’s или KFC тоже будут. Появится и телефонный бренд – например, Telstra, Optus или Vodafone. Будут и другие международные компании, которые захотят подписать с ней контракт».
По словам Марксона, люди, недавно ставшие звездами, обычно получают от трех до пяти контрактов на сумму около 500 тысяч долларов. Так что, по оценке Марксона, в случае подписания пяти контрактов Ганн заработает около 2,5 млн долларов.
«У нее звание доктора наук, хорошее прошлое, поэтому она получит говорящие предложения, – говорит Марксон. – Ее можно использовать и как рекламное лицо для детей. Люди захотят увидеть Рэйчел и по телевизору – в ближайшие полгода точно стоит ждать выступление на телевидении».
Так танцевали брейкданс в СССР. Теперь этот спорт дебютировал на Олимпиаде
Фото: Gettyimages.ru/Jason McCawley, Ezra Shaw, Elsa, Cameron Spencer, Ryan Pierse
В петиции без каких-либо доказательств писали, что Ганн сама возглавляет Австралийскую ассоциацию брейкинга, а судьей на отборе был ее муж. Петиция собрала более 50 тысяч подписей, а потом Change.org удалил ее «за распространение ложной информации».
50 тысяч озлобленных идиотов без личного мнения, не способных провести минимальную проверку информации. Противно от всей этой ситуации с травлей и от того, каким ведомым бывает общество, желающее уничтожить любого, на кого ЛОМы покажут пальчиком
https://www.youtube.com/watch?v=MorhA98eK7M
По факту, даже без учёта того что мужа не было в судьях, она туда явно проползла не особо в белую.
Скажем, Немов и Носов стали по настоящему знаменитыми благодаря своим выступлениям, историям преодоления, силой духа, а никак не благодаря победам. И еще сотни историй, где помнят участника соревнования больше, чем победителя
Но её танец действительно меметичный, и положительные эмоции оставляет, так что травля явно не обоснована