Интервью с тренером по спортивным танцам Дарьей Лыжиной
«Если человеку захочется освоить классический танец и выходить в балетных номерах, то никакая сила не способна его остановить»
Дарья, вы занимаетесь танцами около 15 лет. Какие метаморфозы произошли с вами за это время?
Благодаря занятиям танцами я стала гибче и сильнее. Улучшилась координация движений, лучше слышу музыку, её ритм. Легче запоминаю новые танцы, и в основном благодаря поддержкам перестала бояться высоты.
Говорят, что хореографы строгие и темпераментные. А каким был ваш первый преподаватель по танцам?
Она очень темпераментная, эмоциональная, всегда переживает за каждого участника группы и за постановки в целом.
Вы пошли получать педагогическое образование, потому что уже знали, что хотите тренировать, преподавать хореографию взрослым и детям?
Я поступила в педагогический вуз раньше, чем начала заниматься танцами. Так что изначально хотела преподавать и работать с детьми, а на дополнительное образование (хореографию) пошла благодаря хореографу, которая увидела во мне желание делать свои постановки.
Расскажите о своём опыте поступления в МГИК на хореографа. Вы самостоятельно готовились к вступительным экзаменам или с чьей-то помощью?
Допобразование платное и не требует вступительных экзаменов. Для поступления нужен диплом об оконченном первом высшем, независимо от специальности.
Что вы чувствовали, когда вас окружало много творческих личностей? Не было такого, что начинали сомневаться в своих способностях, обесценивать себя на фоне однокурсников?
До поступления я уже несколько лет участвовала в различных театральных и музыкальных постановках. Меня всё это время окружали творческие люди: поющие, танцующие, пишущие, рисующие… Мне нравится, что с ними я себя чувствую на одной волне, и всегда есть темы для обсуждения.
Вы вели кружок ритмики в детском клубе «Оранжевая кошка». Использовали на занятиях музыкальные инструменты?
Я и тогда, и сейчас использую множество подручных средств на занятиях с детьми, в том числе музыкальные инструменты, так как у детей очень хорошо развито предметное мышление. Это помогает им быстро понять то или иное движение или быстрее услышать акценты в музыке.
Какой самый яркий момент в вашей работе связан с дошколятами?
В работе с детьми никогда не бывает тусклых моментов. Особенно выделяются выступления, они вызывают сильные эмоции и у детей, и у взрослых.
Сейчас у вас собственная группа танцев для начинающих взрослых. Скажите, какие танцы легче всего освоить новичкам?
Каждый человек уникален по своему, и многое зависит от природных данных: один лучше прыгает, другой лучше тянется, третий чётче запоминает схему. А ещё многое зависит от желания. Если человеку захочется освоить классический танец и выходить в балетных номерах, то никакая сила не способна его остановить. В последнее время популярны парные танцы: сальса, бачата, хастл.
Вы также принимаете участие в постановке танцевальных номеров и пластических этюдов для различных мюзиклов и театров. Чем отличаются просто танцы от хореографии в спектаклях?
Есть различные направления: современные танцы, исторические, народные, спортивные, бальные, социальные… Также есть эстрадный танец, который включает в себя любое направление (или их смесь), необходимое для создания определённой картинки, образа или сюжета. Так вот, в театральных и музыкальных постановках чаще всего встречается эстрадный танец.
Как вы стали частью рок-оперы «Орфей»? Легко было работать с артистами мюзикла?
В проект меня позвала моя первая хореограф, когда проходил отбор (кастинг). С артистами мюзикла работать было легко и приятно, как и с любыми профессионалами. Постановка не статична, она постоянно растёт и развивается. Был набран сначала миманс (массовка), потом акробаты. Пошито много дополнительных костюмов, вводились новые персонажи (иринии, чудовища). Сейчас это грандиозное зрелище с вокальными, танцевальными, пластическими и акробатическими номерами, а так же спецэффектами (искусственный снег, дым-машина).
Что лично для вас важнее в танце: идеально отработанная техника или переданные танцовщиком эмоции?
Техника — это база, которую каждый танцовщик развивает всю жизнь, и всегда есть куда расти. Но для номера так же важна эмоциональная подача, актёрское мастерство, передающее сюжет и задумку хореографа. Для взрослых профессиональных исполнителей я бы сказала, что 50/50, для любителей и детей важнее эмоция, харизма.
Многие хореографы определяют уровень танцора по стопам. Вы тоже в первую очередь обращаете на это внимание?
Уровень танцора виден не только по стопам (к тому же многое зависит от обуви и стиля танца). Я смотрю на манеру движения, плавность, завершение движения, точки, изоляции, переход от одного движения к другому.
Дарья, каким советом вы можете поделиться с начинающими танцорами?
Любить своё дело. Учиться и танцевать в первую очередь то, что нравится, даже если трудно.