Эннио Морриконе... «Ветер, плачь... »
Ушел из жизни легендарный итальянский композитор Эннио Морриконе — один из самых известных композиторов современности и безусловно самый известный в мире композитор кино.
С 1960-х и до наших дней Эннио Морриконе оставался настоящим профессионалом, сумевшим покорить как Голливуд, так и европейский арт-хаус.
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи, он был старшим из 5 детей.
Как Моцарт, он ходил в вундеркиндах и писать музыку начал с шести лет.
Когда Эннио исполнилось 9 лет, он поступил в консерваторию Святой Сецилии -"Санта Чечилия" - в Риме, где проучился в общей сложности 11 лет и блестяще закончил ее, получив 3 диплома: по классу трубы, по классу оркестра (фанфар) и по классу композиции.
В 16 лет Эннио сменил отца в ансамбле Альберто Фламини, играл в ночных клубах Рима.
Затем юноша начал работать в театре — сначала музыкантом, а после композитором.
В 1950-1960-е годы делал аранжировки для радио и телешоу. Но при всем этом Эннио мечтал стать врачом.
Мечте своей не изменил - только исцелял души волшебными мелодиями...
Он был перманентным новатором в музыке.
Создавал самые необычные, томительно чарующие звучания, вводя в партитуру то церковные колокола, то треск выстрелов, то банальный свист, то флейту Пана или уличные колокольчики, соединяя симфонический оркестр с гармоникой или гитарой.
В кинематограф Морриконе пришёл уже в зрелом возрасте, в 1961 году.
Первый и главный успех в кино пришел к нему в картинах его товарища по школе Серджо Леоне - так называемых "спагетти-вестернах".
За свою долгую карьеру знаменитый итальянец написал музыку почти к 500 фильмов и телесериалов, снятых в Италии, Испании, Франции, Германии, России и США.
Среди режиссеров, с которыми работал Морриконе, такие титаны, как Тарантино, Пазолини, Бертолуччи, Белоккио, Торнаторе, Дзеффирелли, Де Пальма, Стоун, Карпентер, Альмодовар, Полянский, Левинсон.
Начав свой путь с незамысловатых музыкальных тем для вестернов Эннио Морриконе стал:
- лауреатом премии "Оскар" за выдающиеся заслуги в кинематографе,
- 9-кратным лауреатом национальной кинопремии Италии "Давид ди Донателло" за лучшую музыку к фильму,
- двукратным лауреатом премии "Золотой глобус" и «Грэмми».
- 5-кратным лауреатом премии BAFTA.
- обладателем "Золотого льва" Венецианского фестиваля (Venice Film Festival).
Кроме того, композитор - был офицером и командором орденов "За заслуги перед Итальянской Республикой", а также обладателем "Золотой медали за заслуги в области культуры и искусства".
Эннио МОРРИКОНЕ: «По сравнению с Бахом я просто бездельник»
Вспоминая великого Эннио Морриконе предлагаем вам топ-10 лучших саундтреков, которые сделали данные фильмы легендарными:
1. “Хороший, плохой, злой” (1966) реж. Серджио Леоне.
Культовый спагетти-вестерн Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли.
Сюжет повествует о трёх охотниках за потерянным золотом конфедератов во времена Гражданской войны в США. Картина входит в списки лучших вестернов и лучших фильмов всех времён.
Лейтмотив фильма, стилизованный под вой шакала, считается одной из самых узнаваемых мелодий в истории кино. Композитор мастерски смешивает акустические (флейта, труба, акустическая гитара), электронные инструменты (электрогитара, орган) и вокал, используемый как инструмент.
2. “Дни Жатвы” (1978) реж. Терренс Малик
Фильм, который по сей день называют визуальным шедевром. По окончании работы над лентой Малик на 20 лет отошёл от режиссуры.
Картина повествует о двух любовниках Билле и Эбби, приехавших на плодородные земли Техаса в поисках лучшей жизни. Они выдают себя за брата и сестру, но когда фермер влюбляется в Эбби, любовники решают затеять с ним рискованную игру.
Как известно, сотрудничество со скрупулезным Маликом стала испытанием для Морриконе. Малик хотел, чтобы отправной точкой музыкального ряда послужил “Аквариум” из сюиты “Карнавал животных”. Именно эта мелодия звучит в начальных титрах.
3. “Однажды в Америке” (1984) реж. Серджио Леоне
Успешный опыт работы итальянца Леоне в Голливуде превратился в одну из лучших гангстерских картин в истории кино - “Однажды в Америке” с Робертом Де Ниро в главной роли.
История дружбы и предательства нескольких гангстеров и бутлегеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена сухого закона в США, показана через прихотливое сплетение воспоминаний, сновидений и опиумных грёз главного героя.
Эпичность картине придал звуковой ряд под руководством самого Морриконе.
4. “Неприкасаемые” (1987) реж. Брайан Де Пальма
Продолжая совершенствовать музыкой жанр криминальных драм, Морриконе взялся за работу над картиной о противостоянии группы специальных агентов ФБР и подпольной империи гангстера Эла Капоне в 1930-е годы в США. Фильм был создан по мотивам реальных событий.
“Неприкасаемые” - образцовое гангстерсоке кино, за саундтрек к которому Морриконе получил свою первую премию Британской киноакадемии.
5. “Новый кинотеатр “Парадизо”” (1988) реж. Джузеппе Торнаторе
Фильм стал началом долгого сотрудничества Морриконе с молодым самобытным итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе.
Это рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое «кризис итальянского кинематографа». В центре разделенной как бы на три части картины — сицилийский мальчишка Сальваторе.
Картина стала настоящим триумфом для режиссера и композитора, отхватив Оскар, Золотой Глобус, награду BAFTA, Сезар, а также большой приз жюри Каннского кинофестиваля.
6. “Малена” (2000) реж. Джузеппе Торнаторе
Новый фильм Торнаторе о непростой жизни девушки Малены в маленьком итальянском городке вновь был озвучен Эннио Морриконе.
Малена — красавица-вдова, наваждение мужчин и предмет зависти женщин. Жены распускают о ней грязные сплетни. Мужья преследуют ее по пятам и грезят о ней.
Главную роль здесь сыграла Моника Беллуччи и начинающий итальянский актёр Джузеппе Сульфаро (которому на момент съёмок исполнилось 16 лет).
За основу сценария режиссёр взял одноимённый рассказ сценариста Лучано Винцензоли. Картина получила номинацию на Оскар и Золотой Глобус как лучший саундтрек.
7. “Бесславные ублюдки” (2009) реж. Квентин Тарантино
Действие картины, в которой снялись Брэд Питт, Майк Майерс, Элай Рот и Кристоф Вальц, происходит во время Второй мировой войны.
В оккупированной немцами Франции группа американских солдат-евреев наводит страх на нацистов, жестоко убивая и скальпируя солдат.
Саундтрек состоит из разных жанров музыки, начиная с композиций, свойственных спагетти-вестернам, и заканчивая R&B. Именно классическую составляющую саундтрека с жанровой вестерн-музыкой Тарантино доверил Морриконе.
8. “Джанго освобожденный” (2012) реж. Квентин Тарантино
Снять настоящий красочный вестерн было давней мечтой Тарантино. После работы в “Бесславных ублюдках” Квентин пригласил в кресло композитора Эннио Морриконе, поскольку является большим фанатом его музыки к фильмам Серджио Леоне.
Тарантино снял историю об охотниках за головами. Немец “Дантист” (Кристоф Вальц) и чернокожый раб Джанго (Джейми Фокс) промышляют отстрелом самых опасных преступников. Однако Джанго намерен вернуть свою жену Брумгильду и для этого готов убить ее хозяина - влиятельного и опасного землевладельца.
Как и с “Бесславными ублюдками”, саундтрек состоит из микса жанров, где Морриконе был ответственным за вестерн-баллады.
9. И конечно же, хочется отдельно вспомнить тут фильм "Профессионал" (1981) Жоржа Лотнера с Бельмонодо и мелодией Морриконе...
10. А ещё - сериал "Спрут" (1984)... Комиссар Катани и чарующая музыка Эннио Морриконе...
******************************************************************
Но всё это вовсе не значит, что Эннио Морриконе был эдаким чудаковатым отшельником, живущим исключительно музыкой.
Он был заядлый шахматистом, имел вторую национальную категорию (аналог нашего мастера спорта).
С великим удовольствием вспоминал партии, сыгранные с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым.
Он также был и футбольным фанатом, давним болельщиком «Ромы».
Были у него и чисто человеческие причуды: он ненавидел сиреневый цвет и число 17, которое считал плохой приметой.
Маэстро — был любящим мужем и заботливым отцом.
С 1955 года он шел по жизни с любимой и единственной женой Марией.
У них четверо детей: сыновья Марко, Андреа и Джованни и дочь Алессандра.
Андреа - дирижер, композитор, Марко - работник общества по авторским правам, Джованни - работник компании Universal, дочь Алессандра - хирург (давнишняя мечта отца?!!).
Успех не изменял Эннио Морриконе.
Но он не обзавелся великосветским снобизмом – ни в жизни, ни в творчестве.
И по-прежнему, как и в молодости, старался сочинять простую и душевную музыку, которая понятна каждому слушателю.
Бонус - интервью Эннио Марриконе...
Прекрасных Вам небесных мелодий, великий Маэстро!
Покойтесь с миром, Маэстро...