Трибуна
8 мин.

Ромен Барде – символ разбитых французских надежд Тур де Франс

В 1985 году легенда мирового велоспорта Бернар Ино в пятый и последний раз в своей карьере выиграл Тур де Франс. Сейчас ему уже исполнилось семьдесят, но с тех пор он так и не смог лицезреть торжественного момента, когда француз поднимался на верхнюю ступеньку подиума в желтой майке и забирал главный приз самой престижной велогонки мира. За прошедшие сорок лет его соотечественники ни разу не побеждали в общем зачете домашней гонки, и, что самое ужасное, в ближайшей перспективе пока не видно никого, кто бы мог эту катастрофическую тенденцию сломить.

Поначалу неудачи французов на Туре, хоть и обсуждались, но не подавались прессой как нечто апокалиптичное. Во-первых, все еще жили недавними грандиозными успехами Ино, а во-вторых, у них были такие прекрасные гонщики, как Лоран Жалабер и Ришар Виранк, которые даже без побед в генеральной классификации «Большой Петли» ярчайшим образом прославляли местный велоспорт. Затем этот период сменился тотальным доминированием Лэнса Армстронга, которого на Туре не мог обыграть вообще никто, не только французы. И кажется, только после этого «черного периода в истории велоспорта, замаранного массовыми допинг-скандалами», местные СМИ спохватились и начали бить тревогу.

Жалабер и Виранк были звездами Тур де Франс, но ни разу его не выигрывали

«Караул, хозяева беспомощны на Тур де Франс! Когда появится новый Бернар Ино? Франция переживает небывалый кризис в велоспорте», – примерно такая риторика прослеживалась на телевидении, радио и в печатной прессе. Притом с каждым разом панические настроения звучали все громче, и есть ощущение, что за последние пятнадцать лет были преодолены все пять знаменитых стадий от отрицания до принятия. Тем не менее, даже сейчас, когда все умом понимают, что «наследника» у Бернара Ино все еще нет, любую молодую французскую звезду велоспорта начинают аккуратно подталкивать к борьбе за желтую майку.

Сколько за эти годы уже было таких, кого при первых же успехах называли новой надеждой Франции и начинали психологически давить прессом ожиданий? Жан-Кристоф Перо, Варран Баргий, Тибо Пино, Ромен Барде, Гийом Мартан, а из совсем свежих примеров – Давид Годю и Ленни Мартинес. Доходило даже до полого абсурда, когда этот груз ответственности ложился на плечи Жюлиана Алафилиппа, который по своим характеристикам никак не мог называться генеральщиком.

Несколько особняком в приведенном списке смотрится Ромен Барде, который в отличие от большинства своих соотечественников, дважды подряд смог забраться на итоговый подиум Тура. В 2016-ом он стал вторым после Криса Фрума, правда, по времени проиграл довольно много – более четырех минут. На следующий год Барде уступил британцу почти вдвое меньше, но по позиции пропустил вперед еще Ригоберто Урана и стал третьим в генеральной классификации. Притом львиная доля времени была потеряна им на разделке, в горах Фрум выиграл у Барде менее полуминуты.

Во Франции с нетерпением ждали, что Ромен сделает еще один шаг и, наконец, вернет заветный трофей на родину. Но несмотря на то, что он раз за разом возвращался на «Большую Петлю», повторить свои достижения Барде так больше и не удалось. Француз несколько раз заезжал в десятку сильнейших, но ни о какой реальной борьбе за титул речи более не шло.

В последний раз Ромен Барде напомнил о себе на Тур де Франс год назад, когда в красивом стиле из отрыва, в котором провел более полусотни километров, выиграл стартовый этап и впервые в карьере надел желтую майку. Удивительный факт состоит в том, что несмотря на обилие подиумов и мест в топ-6, промежуточным лидером генеральной классификации француз ни разу не был, и в желтый цвет он облачился только раз на закате карьеры.

Символично, что финишную линию Барде пересекал рядом со своим молодым партнером по команде Франком ван ден Бруком, который проделал огромную работу, чтобы их отрыв не догнали. «Сегодня мы делим эту майку вместе с Франком, который хотел заполучить ее не меньше меня. Представьте, это его первый день на Тур де Франс, ему всего 23 года, и он сделал уже столько для нашего успеха – от такого испытываешь неподдельное наслаждение», – отметил Барде после финиша.

Барде и ван ден Брук побеждают на 1-м этапе Тура в 2024 году

Мало кто обратил внимание, но в интервью Ромен еще добавил, что к этому Туру он подходил совсем с другим настроением – вел себя гораздо более расслабленно, и, хотя, как и всегда, готов был выкладываться на все 100%, не опасался каких-либо неудач. На закате карьеры Барде, наконец, не чувствовал себя спасителем Франции, который должен прервать 40-летнюю трофейную засуху.

Как оказалось, для этого надо было сменить обстановку, перебравшись из родной команды в Нидерланды: «Здесь я чувствую себя свободно. Менеджер при встрече прямо сказал – они ждут от меня того, что я буду просто самим собой. Конечно, хотелось бы одерживать победы, но, если этого не произойдет, ничего страшного не случится, – заметил Ромен, – Во Франции все было иначе, там босс считает, что гонщики хотят его обдурить – устроиться на хорошую зарплату и ничего не делать. Поэтому они начинают давить на спортсменов».

Подобное отношение во многом надломило карьеру Тибо Пино. Ромен Барде оказался гораздо более стойким, поэтому на Гранд-Турах добился больших успехов, хотя все равно есть ощущение, что реализовал себя не до конца. И даже в новой команде он поначалу не мог перестроиться и избавиться от того образа «Мессии Франции», который на подсознательном уровне был заложен во время выступлений на родине. Понимание приходило постепенно, как и его конец карьеры. Барде в команде все чаще играл роль опытного наставника для молодых Оскара Онли и Макса Пула.

А после того, как другой молодой, ван ден Брук, помог ему выиграть этап «Большой Петли», Ромен официально заговорил о завершении своих профессиональных выступлений на шоссе: «Мне кажется, что я добился всего, чего мог на Туре, особенно после той заветной желтой майки. Со мной навсегда останутся эти прекрасные воспоминания в особенной для моего сердца гонке, и именно поэтому я больше не хочу туда возвращаться чисто для прощальных гастролей. Я никогда не хотел приезжать на Тур только ради того, чтобы покрасоваться на стартовой линии и никак себя не проявлять. И я счастлив, что гонка 2024 года стала для меня последней. Теперь пора дать дорогу молодым».

Барде впервые одел желтую майку только на закате карьеры

Впрочем, закончил он все же во Франции – на Критериуме Дофине в минувшие выходные, всего за несколько недель до старта очередного Тур де Франс. За карьеру Барде одержал 11 побед, первые из них были добыты на довольно скромных гонках во Франции, а серьезный успех уровня Мирового Тура пришел именно на Критеруме Дофине десять лет назад. Логично, что он захотел вернуться сюда, чтобы также красиво и завершить карьеру. Ромен несколько раз пытался, проводил по сотне километров в отрыве, но сказки со счастливым концом не случилось – сейчас время других героев.

«Эти 14 лет моей жизни остаются позади. Было тяжело. Моя карьера заключалась в том, чтобы выворачивать себя наизнанку, хотя я никогда за это время не был лучшим. Но я всегда пытался им стать», – говорил в интервью Ромен. Именно таким Барде и запомнят, и, что важно, по нему точно будут скучать.

Этот мушкетер не спас Францию, но он хотя бы пытался.

В последние годы карьеры Барде избавился от груза ожиданий всей Франции

От автора: Барде официально закончил карьеру на шоссе, но в этом и следующем году он хочет еще поучаствовать в гравийных гонках. Кроме того, проходила информация, что на Тур де Франс он будет работать в роли одного из репортеров телеканала Eurosport, сидящего на мотоцикле и сопровождающего гонку буквально изнутри пелотона. Плюс у него останется некая наставническая роль в команде для Макса Пула и Оскара Онли, правда, теперь уже Ромен будет помогать только словом, но не делом.

Но, конечно, главное внимание Барде теперь будет уделять семье – жене Амандин и их 5-летнему сыну Ангусу. «Я просто больше не мог идти на такие жертвы, чтобы дважды или трижды за сезон показать хороший результат. Жизнь, когда ты три недели сидишь на вулкане, потом спускаешься вниз на недельную гонку, а еще через шесть дней уезжаешь на Тур де Франс слишком сложна для меня теперь. Со спортивной точки зрения у меня и так было много всего, а вот отцовская часть значительно проседала, теперь это надо исправить», – заметил Ромен.

Почетный коридор Ромену Барде от звезд мирового велоспорта

Когда же его спросили о том, будет ли его сын присутствовать на старте последней гонки в карьере, то Барде с улыбкой ответил отрицательно: «У него в это время занятия по скейтбордингу, он этим увлекается, и это вполне нормально. Я рад, что у него есть свои интересы, собственно, это то, чего я и хотел». И все же к началу заключительного этапа Дофине Ангус приехал и увидел, как звезды мирового велоспорта, включая Погачара, Вингегора и Эвенпула устроили его отцу почетный коридор. К слову, имя сыну было взято из шотландского кельтского языка, поскольку сам Барде является большим фанатом инди-поп музыканта Ангуса Стоуна. Говорят, что в переводе имя Ангус означает человека, обладающего единой силой или единственным выбором. Думается, отчасти это справедливо и к его отцу, который обладал если не несгибаемой силой, то соответствующей волей.

Нравятся материалы о велоспорте? Не забывайте поддерживать нас плюсами, донатами, комментариями и подписками на блог VeloMajka.

Photo: cyclingweekly.com, dicodusport.fr | Christian Bruchet, total-velo.com, domestique-cycling.b-cdn.net, teampicnicpostnl.com, ledauphine.com.