Гравий Финестре доведет до Ватикана
Насколько же разительно по сюжету отличается Джиро д’Италия прошлого года от нынешней. Вместо космического отрыва невероятного Погачара мы имеем трех гонщиков в пределах одной минуты. И это положение, заметьте, в середине третьей недели, когда в ногах у спортсменов уже почти 3 тысячи километров.
Не будем лукавить, мы изначально говорили о том, что на нынешней Джиро ожидается высокая конкуренция, и борьба вверху завяжется довольно плотная. Но, кажется, мы не до конца понимали, насколько тесно будет на подиуме, и тем более не могли предсказать тройку фаворитов – без Роглича, без Аюсо, а кто-то даже не представлял ее без Тибери с Берналем.
Соглашается с нами и 5-кратный чемпион Тур де Франс Мигель Индурайн: «Гонка выходит действительно безумно плотной, и назвать победителя я сейчас не возьмусь. Дель Торо молод и амбициозен, он умеет держать удар и возвращаться. За Саймона Йейтса говорит его опыт и хорошо организованная команда. А Карапас безумно хорош в длинных горах, что очень важно на третьей неделе Джиро. Словом, борьба будет идти до конца. Впрочем, в целом, современный велоспорт – совсем не тот, что был в мои годы. Этапы короткие, быстрые, насыщенные, и командам необходимо реагировать на происходящие в гонке события гораздо точнее и быстрее».
К слову, отсутствующий в Италии все еще пока действующий чемпион Джиро Погачар, незримо находится с командой. В соцсетях он активно комментирует успехи парней и особенно тепло отмечает достижения Исаака дель Торо. Хуана Аюсо с победой словенец ранее также поздравлял, но очевидно, что к юному мексиканцу Тадей относится гораздо приветливее. Впрочем, наверное, это неудивительно, зная характер всех троих. Но вот сумеет ли Исаак удержать розовую майку, или команда из Эмиратов вновь убедится в том, что несмотря на множество звезд в составе, Гранд-туры пока способен выигрывать только Поги?
Генеральная классификация (Maglia Rosa): 1. Исаак дель Торо (Мексика|UAE), 2. Ричард Карапас (Эквадор|Bahrain) +0:41, 3. Саймон Йейтс (Великобритания|Visma) +0:51, 4. Дерек Джи (Канада|Israel) +1:57, 5. Дамиано Карузо (Италия| Bahrain) +3:06
Очковая классификация (Maglia Ciclamino): 1. Мадс Педерсен (Дания|Lidl-Trek) – 252 балла, 2. Олав Кой (Нидерланды|Visma) – 135, 3. Воут ван Арт (Бельгия|Visma) – 98
Горная классификация (Maglia Azzurra): 1. Лоренцо Фортунато (Италия|Astana) – 355 баллов, 2. Кристиан Скарони (Италия|Astana) – 125, 3. Хуан Аюсо (Испания|UAE) – 54,
Молодежная классификация (Maglia Bianca): 1. Исаак дель Торо (Мексика|UAE), 2. Джулио Пеллиццари (Италия|Red Bull-BORA) +5:02, 3. Макс Пул (Великобритания|Picnic) +8:00

30 мая (пятница). Биелла – Шамполюк, 166 км (горный этап, сложность 5*). Трансляция: 13:00-18:45 мск
Ровно посредине между Турином и Миланом у подножия Альп начинается очередной пятизвездочный по сложности этап третьей недели Джиро. Снова под пять тысяч метров набора высоты с тремя горами первой категории и еще несколькими подъемами чуть попроще – таково представление организаторов об «альпийском таппоне», как его назвали на официальном сайте гонки.
Год назад Биелла стала началом триумфа для Тадея Погачара, поскольку после спринтерской премии в городе гонщики сразу отправились вверх на север к Сантуарио-ди-Оропа, где словенец и надел розовую майку, которую потом больше никому не отдавал. В этот раз из Биеллы выбрали западное направление через Кроче-Серра (11,2 километра со средним градиентом 4,6%), прежде чем все равно взять курс на север к большим Альпам. Наверху перевала обращает на себя внимание вилла Кастелло Рубино, построенная в начале ХХ века в виде замка с лоджиями, башнями и зубчатыми стенами. Она изначально принадлежала промышленникам из Биеллы, затем перешла в руки другой семьи, а ныне и вовсе находится в заброшенном состоянии.
Спуск с горы ведет в регион Валле-д’Аоста, где и будут проходить большие горные баталии пятницы. Но прежде оставшиеся в пелотоне спринтеры, а их должно быть еще немало, разыграют очковую премию в городке Пон-Сен-Мартен, названном в честь одноименного римского каменного моста, построенного еще при Октавиане Августе в I веке до нашей эры. С пролетом длиной более 30 метров он считается одной из самых смелых построек того времени и, что удивительно, прослужил безумно долго. По прямому назначению для дорожного движения его использовали почти две тысячи лет, но сейчас по мосту-символу разрешают проходить только пешеходам.

Впрочем, вскоре после проезда Пон-Сен-Мартена «пешеходам» на трассе будет делать нечего, поскольку начнутся длинные и тяжелые горы. Первой из них значится Коль-Цекоре (16 километров со средним градиентом 7,7%). Фактически этот подъем можно назвать дублером куда более известного Коль-де-Жу, поскольку начинаются и завершаются они оба практически в одних и тех же местах, только у первого дорога проложена чуть южнее по склону. Правда, если Жу используют на Джиро аж с 1962 года, то Цекоре появился на карте итальянского Гранд-Тура сравнительно недавно – всего семь лет назад. А для любителей электробайков даже разработан специальный круговой маршрут со стартом и финишем в Брюссоне и покорением обеих вершин, рассчитанный примерно на два с небольшим часа.
В этот раз на «Корса Роза» используют обе дороги, но между ними поставили еще тяжелый подъем Коль-Сен-Панталеон (16,5 километра со средним градиентом 7,2%). Многократно эту гору использовали на Джиро в качестве подъезда к подножию знаменитой Червинии, но в этот раз гонщиков вернут обратно к Коль-де-Жу (15,1 километра со средним градиентом 6,9%). Правда, перед этим разыграют бонусные секунды от «Ред Булл» в Сен-Венсане. Популярность у туристов этого город обрел в конце XVIII века с открытием неподалеку термального источника, соединив его с городом при помощи фуникулера. Впрочем, и без этого там есть что посмотреть и куда сходить: наскальные рисунке, остатки римского моста, небольшой дворец, роскошные виллы…
Отдельно хочется отметить, что в Сен-Венсане открыто казино. Казалось бы, ничего особенного, но в действительности, это одно из четырех игорных заведений во всей Италии. Идея крутить рулетку в Альпийской Ривьере зародилась у мэра города в 1921 году, дабы развлекать публику в летние месяцы. Разрешение было получено, и почти двадцать лет Сен-Венсан зарабатывал на этом деньги и славу, но с началом Второй мировой войны стало не до игр.
В конце 1945-го настойчивый мэр вновь обратился в Министерство внутренних дел страны, с просьбой открыть уже полноценное казино в городе, но поначалу ответа не получил. И только через полгода главой региона был издан указ, разрешавший работу подобного заведения. В качестве места было выбрано площадка рядом со зданием роскошного Гранд-Отеля Биллия, который ныне, после глобальной реконструкции, считается одним из лучших дизайн-отелей Италии. К слову, одним из первых посетителей нового казино стал текстильный промышленник из Биеллы. Правда, вряд ли он проделывал такой же путь на велосипеде, как и участники Джиро в пятницу.

Коль-де-Жу можно назвать последним серьезным препятствием на пути гонщиков. Короткий спуск с него ведет к заключительному восхождению дня к зимнему курорту Антаньо (9,5 километра со средним градиентом 4,5%), но по факту солидные уклоны там встречаются всего на паре километров ближе к вершине. Затем дорога поведет вниз к финишу к другой альпийской лыжной деревне Шамполюк.
Резюмируя, отметим, что этап, несмотря на наличие трех вершин первой категории, которые вполне способны отцепить немало сильных генеральщиков, имеет довольно невзрачную концовку на последних 20 километрах, и если топ-фавориты не успеют разобраться друг с другом до вершины Коль-де-Жу, то, скорее всего, перенесут решающее сражение на субботу. И там уже будут истязать себя и соперников горными гравийными дорогами.

31 мая (суббота). Веррес – Сестриере, 205 км (горный этап, сложность 5*). Трансляция: 11:30-17:45
Последний горный этап Джиро, разумеется, имеет 5 звезд сложности и включает в себя знаменитую гору. Фактически исключительно из-за нее этот день на «Корса Роза» и считается сверхсложным, поскольку все остальные восхождения дня не вызывают больших опасений у генеральщиков. Но одного Колле-делле-Финестре достаточно, чтобы сделать эту субботу на Джиро невыносимо тяжелой. Справятся не все.
Впрочем, пойдем по порядку из стартового городка Веррес с его изящным средневековым замком. Особенность его заключается в том, что это был один из первых образцов, построенных как единое сооружение, а не ряд зданий, соединенных крепостными стенами. Со стороны он смотрится, как огромный куб с ребрами длиною примерно по 30 метров каждый.
Замок стоит на скале, и подняться к нему можно было только с правой стороны по тропе для мулов. Такой выбор был не случаен, поскольку войны того времени носили в левой руке щит, а правая часть тела у них была всегда открыта, и это облегчало задачу обороняющихся. И подобных мелочей, вплоть до удобного сбора дождевой воды, в местной крепости было продумано немало.

Караван из Верреса отправится на юг, и через 27 километров достигнет Ивреи – города, славного своим карнавалом с «Битвой апельсинов». Эта традиция имеет замечательную легенду, согласно которой местный герцог захотел использовать свое право первой брачной ночи с дочерью мельника, а она не только отказала, но и отрезала ему голову, которую и символизируют апельсины на празднике. А оранжевый цвет является символом мятежников, которые спасли ее от стражников герцога. Отдельно стоит отметить, что изначально в карнавальной битве использовались яблоки, но затем по непонятной причине их заменили апельсины, которые везут специально из Сицилии, поскольку здесь они не растут. Возможно, получить по лбу апельсином несколько менее больно, чем яблоком, но все равно около сотни участников ежегодно завершают шуточную битву с различными повреждениями. Эх, местные нравы и забавы…
Далее по маршруту последует Рокка-Канавезе, где будет разыграна спринтерская премия. Это место известно страшным пожаром, случившимся сотню лет назад на фабрике по производству спичек. Взрыв прогремел в центральном крыле, но огонь быстро распространился дальше, в итоге, погиб 21 человек, притом подавляющее большинство из них – девочки возраста от 12 до 16 лет. Несмотря на огромный резонанс, фашистские власти дело быстро замяли, поскольку хотели, чтобы Италию знали, как образец благополучия, а вся документация и свидетельства судебных процессов впоследствии были уничтожены. Вспоминать ту трагедию начали только в 1980-е годы по инициативе местного приходского священника, а сейчас в Рокка-Канавезе есть даже улица, получившая название в честь жертв взрыва на той фабрике.
После розыгрыша спринта начнутся горные испытания – восхождения на Корио (3,1 километра со средним градиентом 4,6%) и Колле-дель-Лис (13,7 километра со средним градиентом 4,3%). Последняя из-за своего близкого расположения к Турину во время Второй мировой войны стала центром партизанского движения против нацистов. Во время одной из массированных вылазок 26 человек было поймано, их сначала пытали, а затем расстреляли на месте. В память о тех событиях на вершине холма была воздвигнута специальная монументальная башня, у стен которой вспоминают все две с лишним тысячи погибших в этих краях партизан.
Но как мы уже и говорили, все эти дороги ведут к ужасающей Колле-делле-Финестре (18,5 километра со средним градиентом 9,2%), восхождение на которую начнется за 44 километра до финиша. Этот перевал возвращается на маршрут Джиро впервые с 2018 года, когда Крис Фрум устроил здесь настоящее супершоу и умчался к своей единственной победе в общем зачете на Джиро. Именно на Финестре «закончился бензин» у тогдашней розовой майки Саймона Йейтса, и, вот, спустя семь лет британец возвращается на место своего эпического провала. Сумеет ли он взять реванш у «гравийного горного монстра» и стать-таки чемпионом Джиро?
Сложность этого подъема заключается даже не в его протяженности и крутизне, хотя они вполне солидные, а в том, что почти половина его проходится по гравийным дорогам, притом не самого высокого качества. Наличие колеи от различного транспорта, обилие мусора от туристов, и само по себе неоднородное покрытие таят в себе риски прокола, и, хотя под Джиро наверняка была проведена большая работа, исключить форс-мажорные ситуации на Финестре просто невозможно. Именно поэтому многие ждут субботний этап с благоговейным трепетом, одновременная уважая и опасаясь знаменитой горы.

Отдельно отметим, что Колле-делле-Финестре в этом году является еще и Чима Коппи, то есть самой высокой вершиной этой Джиро, расположенной на высоте 2178 метров над уровнем моря. И еще три недели назад у организаторов были серьезные опасения относительно возможности проехать по перевалу, поскольку тут лежало несколько метров снега, который еще и дополнительно подсыпал с неба. Техника работала днями и ночами, чтобы расчистить дорогу наверх.
Ближе к вершине Колле-делле-Финестре будут разыграны бонусные секунды от «Ред Булл», а спуск с нее ведет к финальному подъему дня Сестриере (16,2 километра со средним градиентом 3,8%). Большая часть подъезда к известному альпийскому курорту – тягун, и лишь последний треть подъема имеет сколько-нибудь значимые уклоны. Это вполне классическая развязка для Джиро, которая по итогу должна стать бенефисом победителя сложнейшего этапа, который, при определенных обстоятельствах, вполне может захватить и розовую майку.
Впрочем, загадывать что-либо до пересечения вершины Финестре не стоит. Это слишком коварный подъем, чтобы к нему относиться с малейшим пренебрежением. «Обычно розовую майку выигрывает не самый сильный гонщик на отдельных этапах, а тот, кто последовательно и регулярно хорошо смотрится все три недели. Но, конечно, Колле-делле-Финестре в предпоследний день опасен для всех. Если и есть подъем, который может перевернуть ход всей гонки, то это именно он», – считает Альберто Контадор. И уж кому, как не ему, об этом прекрасно знать. Десять лет назад именно на Финестре испанец потерял половину своего преимущества над Фабио Ару и Микелем Ландой в общем зачете, и будь в конце дня еще какая-либо тяжелая гора, возможно, Альберто и остался бы без титула чемпиона Джиро 2015 года.

1 июня (воскресенье). Рим – Рим, 143 км (равнинный этап, сложность 1*). Трансляция: 15:45-20:30
Парадокс, но вот уже второй год подряд на Тур де Франс не будет классического «этапа дружбы», к которому все привыкли, зато Джиро д’Италия, наоборот, обзавелась подобной традицией, и в этом году итальянская столица вновь откроет свои двери лучшим спринтерам.
Маршрут заключительного этапа «Корса Роза» уже вполне привычен – старт из квартала Roma EUR в память о всемирной выставке Экспо, дорога к побережью до курортного Лидо-ди-Остия и возвращение назад в столицу с привычными 8 кругами по 9,5 километров. Из заметных отличий, пожалуй, стоит выделить тот факт, что в этот раз линию финиша перенесли от стен Колизея к крупнейшему древнеримскому ипподрому Чирко Массимо, который вмещал до 150 тысяч зрителей, хотя некоторые историки называли и куда большие цифры.
Сейчас мы его знаем, как кольцевое место для скачек, но изначально гонки на колесницах в Чирко Массимо проходили по прямой от одного конца ипподрома до другого. Все изменилось с прокладкой тоннеля с канализационными системами, который образовывал хребет прямо по центру арены. Поначалу площадку пытались выравнивать, но трудозатраты себя не оправдывали, и тогда возникла идея проведения соревнований по кольцу. Предполагается, что в последний раз гонки прошли здесь в 549 году во времена правления короля остготов Тотилы, занявшего «вечный город» всего несколькими месяцами ранее. Помогла ему в этом измена охранявших Рим исаврских солдат, которые были крайне недовольны тем, что им не платили жалование.
Впрочем, пожалуй, главное событие всего заключительного дня Джиро произойдет еще до пересечения отметки километра ноль. Все дело в том, что церемониальный проезд предполагает посещение Ватикана, и этот факт подавался организаторами, как веха в истории Джиро. Посещение гонщиками местных садов с многочисленными изображениями Мадонны задуманы не как туристическое промо, а как некий символ единения спорта, культуры и религии.
Разрешение на проезд Джиро через Ватикан было получено еще при Папе Франциске, и, как утверждается, это было одно из последних его значимых указаний до смерти. Разумеется, изначальная задумка была куда более торжественной, но сейчас она превратилась в некие памятные мероприятия.

Увидим мы в воскресенье и площадь Святого Петра с одноименной базиликой. В ее центре находится древний обелиск египетского происхождения, единственный в Риме, который никогда не падал (всего же их в городе насчитывается тринадцать). Считается, что прибыл он из Гелиополиса, стоящего на Ниле, по приказу императора Калигулы. Но изначально обелиск находился примерно в 250 метрах от того места, где он стоит сейчас. Переместить его решились в XVI веке ближе к базилике, называя это символическим актом, иллюстрировавшим победу христианства над язычеством. Казалось бы, не такое солидное расстояние, но на подготовку всего процесса у архитектора Доменико Фонтаны ушло больше года, а к самой работе было привлечено огромное число людей, лошадей и лебедок.
Говоря же о соборе Святого Петра, нельзя не упомянуть тот факт, что за 120 лет его строительства в работе над ним приняли участие почти все знаменитых архитекторы Италии, включая Микеланджело Буонаротти, Донато Браманте и Рафаэля Санти. Традиционно считается, что на этом месте захоронен Святой Петр, который был одним из двенадцати апостолов Иисуса и первым епископом Рима, то есть первым Папой. Он был распят вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Иисус. К слову, произошло это возле того самого обелиска. Впоследствии многие Папы были также захоронены в некрополе под базиликой.
Менее ста лет назад во время археологических раскопок под собором нашли фрагменты костей, которые были сложены в ткань с золотыми украшениями, тонированными драгоценным пурпуром. И хотя с уверенностью нельзя было определить, что это кости Петра, редкие облачения говорили о том, что это захоронение большой важности. А 23 декабря 1950 года в своем предрождественском радиообращении к миру Папа Пий XII объявил об открытии гробницы Святого Петра.
«Это будет незабываемый канун Дня Республики (который отмечается 2 июня – прим.). День, который объединит спортивную страсть и общечеловеческие ценности в путешествии, которое тронет сердце великой красотой и завершится в Большом цирке. Джиро д’Италия подарит миру захватывающий финал, и Рим снова будет рядом, чтобы сделать его незабываемой открыткой», – так мэр города Роберто Гуалтьери описал заключительный день на «Корса Роза» 2025 года.

От автора: Выезд из Ватикана станет особенным и для директора Джиро Мауро Веньи, который подтвердил, что с большой долей вероятности в воскресенье он в последний раз взмахнет флажком для официального старта этапа «Корса Роза». Он работал в качестве организатора гонок RCS Sport с 1996 года, и сейчас приходит время попрощаться с любимым делом.
«Я, в целом, помешан на организации и планировании. Мне нравится смотреть на событие как на идеальную картинку, проработанную от А до Я, чтобы все шло по плану Конечно, мне помогает огромная команда. Сейчас технические специалисты прорабатывают каждую деталь маршрута, но я и сам все еще люблю разведывать новые дороги. Но мне уже 66, и сейчас самое время задумываться об уходе на покой», – отметил Мауро.
Велоспорт – это вообще больше про команду, нежели про отдельного человека, хотя со стороны так не кажется. За Мауро Веньи стоит сильная команда. За Тадеем Погачаром стоит сильная команда. И за нашим велоблогом стоит команда, состоящая из вас – подписчиков и читателей. Если бы не ваши плюсы, отзывы, донаты, не было бы и этого блога.
Буквально накануне я побывал на церемонии вручения наград лучшим спортивным блогерам от Спортс” в «Лужниках», и возможно это стало только благодаря вашим голосам на предварительном этапе. И хотя по вполне очевидным причинам, объективным и не очень, победить в своей номинации не удалось, само участие в подобном мероприятии – это знак того, что читатель разбирается, какие тексты пишутся авторами для души, а какие – для кликбейта. Просто одни собирают вдумчивую аудиторию, а другие – награды. ;)
На этом наш многосерийный рассказ о 108-й версии Джиро д’Италия подошел к концу. Осталось только узнать имя чемпиона. Сi vediamo!
Photo: thevaticantickets.com, cyclinguptodate.com, montmars.it, ilturista.info, cyclingnews.com, visitmonterosa.com, tripadvisor.com, events.restless.co.uk.
31-го запланирована собственная покатушка на 100+, так что надо до середины дня приехать домой, чтобы вечером не пропустить восхождение на Финестре))