Трибуна
17 мин.

По ту сторону Адриатики. Джиро д’Италия впервые стартует в Албании

Если взять контурную карту мира и по линейке провести карандашом прямую линию на карте из Бари на восток, то по другую сторону Адриатического моря можно обнаружить другой город-порт Дуррес. Казалось бы, для чего эти задачки из школьной программы на спортивном ресурсе? Но, видимо, примерно так и сделали организаторы Джиро д’Италия, когда планировали торжественный старт выпуска 2025 года из Албании.

Решение это выдалось настолько многострадальным, что пришлось даже переносить дату официальной презентации маршрута гонки с осени на зиму. И основная проблема здесь крылась отнюдь не в репутационных потерях и логистических издержках, а в том, что к январю все команды Мирового Тура всегда имеют на руках четкий план работы на предстоящий сезон. А как его выстроить, если не знаешь, какие испытания заготовлены участникам на одной из главных гонок года? В итоге, дошло практически до абсурда – организаторам Джиро пришлось под грифом особой секретности в частном порядке передавать спортивным директорам команд подробности предстоящего маршрута.

Официальные лица из компании RCS Sport, которая проводит практически все крупнейшие итальянские гонки, никогда на публике не уточняли причину переноса даты презентации, но слухи утверждали, что с албанцами никак не могли договориться по деньгам, что накладывалось еще и на непростые политические отношения двух стран. Одно время даже говорили, что из-за возникших проблем перекроят все первую неделю велогонки, но в конце декабря, в канун рождественских праздников, организаторы все же выпустили официальный пресс-релиз, где подтвердили, что старт Джиро будет дан в Албании. А всего через три недели был презентован и полный маршрут «Корса Роза».

Албания примет первые три этапа Джиро

Трудно с уверенностью сказать, в конечном итоге, сказалась ли вся эта неразбериха на выборе суперзвезд, но практически никто из них, за исключением Роглича, на Джиро не заявился. Хотя слухи о том, что Вингегор в этом сезоне постарается повторить уникальное достижение Погачара, в прошлом году оформившего дубль Джиро-Тур, а заодно и завладевшего майкой чемпиона мира, в прессе муссировались упорно. Однако, уже достаточно давно, еще задолго до очередного серьезного падения Йонаса, стало известно, что датчанин вновь сконцентрируется на подготовке к Тур де Франс, и ни в какую Италию, а тем более Албанию, не поедет.

Что же касается Роглича, то его всегда в этом списке суперфаворитов выделяют отдельно, поскольку он никогда не был доминатором, с первых этапов привозящим соперникам минуты отставания. Более того, неоднократно он перехватывал лидерскую майку ближе к концу гонки, а, как вы помните, два года назад на Джиро словенец сделал это и вовсе в предпоследний день на горной разделке, проходившей у самой границы с его родиной. Нечто подобное в плане драматичной развязки в заключительные дни ждут от итальянского Гранд-Тура и в этом году.

Конечно, организаторы финансово страдают, когда такие звезды с армией фанатов, как Погачар, Вингегор или Эвенпул к ним не приезжают. Но как же радуются нейтральные болельщики, когда спортивная борьба колесо в колесо идет буквально до последних минут? Все же, Гранд-Туры с Тадеем или Йонасом – это немножко другой жанр в современном велоспорте. Кому-то нравится, когда феноменальный Погачар привозит 10 минут ближайшему сопернику на Джиро. А кому-то по душе разборки Томаса и Роглича в последней горе, когда судьбу трофея разделяют жалкие 14 секунд после 85 часов соревнований на пределе возможностей. Май 2025 года обещает нам второй вариант, по крайней мере, на бумаге.

Роглич с Томасом перед решающей разделкой Джиро 2023 года

Главные фавориты генеральной классификации (Maglia Rosa): Примож Роглич (Словения|Red Bull-BORA), Хуан Аюсо (Испания|UAE), Ричард Карапас (Эквадор|EF), Антонио Тибери (Италия|Bahrain), Адам Йейтс (Великобритания|UAE), Таймен Аренсман (Нидерланды|INEOS), Эган Берналь (Колумбия|INEOS), Микель Ланда (Испания|Quick-Step), Саймон Йейтс (Великобритания|Visma)

Главные фавориты горной классификации (Maglia Azzurra): Джулио Чикконе (Италия|Lidl-Trek), Дерек Джи (Канада|Israel), Майкл Сторер (Австралия|Tudor), Лоренцо Фортунато (Италия|Astana), Джей Вайн (Австралия|UAE), Эйнер Рубио (Колумбия|Movistar), Георг Штайнхаузер (Германия|EF)

Главные фавориты очковой классификации (Maglia Ciclamino): Мадс Педерсен (Дания|Lidl-Trek), Воут ван Арт (Бельгия|Visma), Том Пидкок (Великобритания|Q36.5), Поль Манье (Франция|Quick-Step), Милан Фретин (Бельгия|Cofidis), Олав Кой (Нидерланды|Visma), Кэйден Гроувз (Австралия|Alpecin)

Главные фавориты молодежной классификации (Maglia Bianca): Хуан Аюсо (Испания|UAE), Антонио Тибери (Италия|Bahrain), Джулио Пелиццари (Италия|Red Bull-BORA), Исаак дель Торо (Мексика|UAE), Давиде Пиганцоли (Италия|Polti), Макс Пул (Великобритания|Picnic)

Привычно все эти распределения ролей носят условный характер, и в зависимости от самочувствия и хода гонки конечные цели спортсменов могут меняться.

Отдельной строкой хочется отметить, что это последний Гранд-Тур в карьере Романа Барде, который проведет свою заключительную гонку в июне. Год назад он исполнил свою маленькую мечту – выиграл первый этап Тур де Франс и надел желтую майку лидера. И хотя вскоре он также быстро ее потерял, Роман посчитал, что эта история станет красивым прощанием с «Большой Петлей», и возвращаться туда больше не стоит. Его долгие годы считали главной надеждой Франции на победу в Туре, и он несколько раз финишировал на подиуме в генеральной классификации, однако, добраться до главного приза так и не получилось.

На Джиро Барде стал приезжать только в поздние годы своей карьеры и боролся за топ-10 общего зачета. Примерно такая же задача перед Романом стоит и в этот раз, поскольку его команде очень нужны очки в борьбе с «Астаной» за сохранение места в высшем дивизионе на следующий год: «Мы с Максом Пулом едем в качестве лидеров, хотя моя задача заключается и в том, чтобы помогать ему развиваться. Безусловно, было бы здорово выиграть Джиро, но будем откровенны, моя карьера на излете, и сейчас гораздо важнее, чтобы у команды вырастали новые лидеры».

Роман Барде готовится к своему прощальному Гранд-Туру

9 мая (пятница). Дуррес – Тирана, 160 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 14:00-18:45 мск

Всего примерно 200 километров по прямой через Адриатическое море отделяют Бари от Дурреса, и, хотя это два крупных города-порта в своих странах, они совершенно разные.

Итальянский Бари уютен, приятен, гостеприимен, но никогда не пользовался большим спросом у туристов. Разве что раньше сюда регулярно заглядывали паломники, направлявшиеся в базилику Сан-Николо, где хранятся мощи святителя Николая Чудотворца, а также в Русскую церковь, которая стала подворьем для приезжавших сюда верующих. В остальном Бари заметно уступал в популярности Неаполю, который, как и Дуррес, тоже находится всего в 200 километрах, но на запад, на берегу Тирренского моря.

Что же касается Дурреса, где Джиро 2025 года и возьмет старт, то это второй по величине город Албании после столицы страны Тираны, до которой на машине ехать меньше часа. Собственно, туда в пятницу отправятся и велогонщики, правда, воспользуются для этого объездными дорогами, чтобы набрать нужный километраж и зацепить гору второй категории Грацен (13 километров со средним градиентом 5,1%).  

Сам Дуррес был заселен древними греками еще до нашей эры. На берегу моря они основали неприступный город-порт, с воды защищенный высокими утесами, а с суши – многочисленными болотами. И если бы не постоянные междоусобицы, долгие годы он мог бы служить верой и правдой своим властителям, но в мировой истории такие примеры являются исключением. В итоге, город многократно переходил из рук в руки и не раз менял свое название.

Так или иначе, благодаря своей богатой истории Дуррес считается главным городом страны в плане высокой концентрации достопримечательностей. Например, здесь расположен крупнейший античный амфитеатр на Балканах, способный вместить до 20 тысяч человек, на котором проводились гладиаторские бои. Пользуется популярностью местный замок, построенный полторы тысячи лет назад византийским императором Анастасием I, и хотя его стены были разрушены в результате землетрясения, в Средние века их восстановили, и они радуют жителей города и его гостей и по сей день. А еще здесь есть римские бани, развалины древнего акведука, мозаичное изображение Орфея и несколько менее популярных достопримечательностей.

Дурресский замок окрасился в розовые цвета Джиро

А еще из Дурреса начиналась знаменитая Эгнатиева дорога, считавшаяся самым удобным путем между Римом и его землями, лежащими на восточном побережье Адриатического моря. Во времена Византийской империи это был основной сухопутный путь, связывавший Константинополь с Европой. Сейчас от дороги почти нечего не осталось, но отдельные хорошо сохранившиеся фрагменты все еще можно встретить, например, в пригороде Эльбасана находится мост Камара. Самое удивительное, что он действующий, местные жители по нему переводят через реку коз, которые пасутся на ближайшем пастбище.

Туда же, в сторону Эльбасана, поедет и караван Джиро. В городе будет разыграна спринтерская премия, и сразу после этого начнется тот протяженный подъем на Грацен, который и поведет уже непосредственно в столицу страны, где и определится обладатель первой розовой майки этого Джиро.

Заезд в Тирану будет с юга через небольшой холм в местечке Саук, которое примерно десять лет назад стало относиться к столичному муниципалитету и известно большим городским парком с искусственным озером.  Отмечаем это место по двум причинам: во-первых, сюда гонщики вернутся в субботу в рамках второго этапа Джиро, а во-вторых, на вершине Саука будет разыграна специальная премия гонки, о введении которой стало известно буквально за две недели до старта.

Называется она Red Bull КМ. Известный производитель энергетических напитков, являющийся одним из спонсоров Джиро, на всех этапах, за исключением разделок, получил собственный километр, на котором разыгрываются бонусные секунды, идущие в генеральную классификацию гонки. Первые трое на линии получают 6, 4 и 2 секунды соответственно.

После Саука гонщики выйдут на финальные 22-километровые круги по Тиране, которые состоят по большей части из подъема и спуска на Суррель (6,9 километра со средним градиентом 4,6%). В грубой форме это можно назвать албанской версией Голливудских холмов с модными ресторанами, отелями и виллами на склонах, откуда открывается панорамные виды на город.

Пройдут эти круги дважды, и финиш расположен в конце длинного-длинного спуска с Сурреля, где равнинными фактически будут только последние 500 метров, а до этого почти десять километров – исключительно движение вниз под гору. Кому такое подходит? Все специалисты называют две фамилии: Мадса Педерсена и Воута ван Арта, словно бы для них уже заранее пошили розовую форму. Хотя, в целом, такой профиль позволяет попытать счастье в развязке большому числу гонщиков, и настолько сужать список претендентов, пожалуй, несколько некорректно.

Отдельно хочется отметить, что один из экспертов телеканала Eurosport и вовсе дал крайне смелый прогноз: «Воут ван Арт будет носить розовую майку на протяжении первых пятнадцати этапов, и только после этого отдаст ее в больших горах. Думаете, что это слишком безумная мысль? В весенних гонках он трижды стал четвертым и еще дважды вторым, разве это плохо? А ведь на Гранд-Турах Воут всегда себя чувствует гораздо увереннее, чем в однодневных классиках. Уверен, что он превратится в настоящую машину за эти три недели Джиро».

Профиль 1-го этапа Джиро

10 мая (суббота). Тирана – Тирана, 13 км (индивидуальная разделка, сложность 3*). Трансляция: 14:15-18:45

Субботу гонщики проведут в албанской столице и проедут 13-километровую разделку по центральным улицам города.

Она будет преимущественно состоять из коротких разгонов на прямых, сменяющихся крутыми поворотами. Исключением станет, пожалуй, только участок во второй половине трассы, где гонщиков ждет подъем на тот самый Саук (1,2 километра со средним градиентом 5,7%), что и днем ранее, правда, с другой стороны. На вершине расположена промежуточная отсечка замера времени, а также разыгрывается горная премия 4-й категории сложности. Далее после спуска с Саука гонщики выезжают фактически на ту же дорогу, где финишировали накануне – последние два километра в точности копируют развязку первого этапа.

Старт же будут давать на площади Скандербега возле здания национального исторического музея, который сейчас закрыт на реставрацию. Правда, одну из его главных достопримечательностей, а именно гигантскую мозаику с изображением тринадцати фигур албанцев разных периодов на фасаде здания, мы наверняка увидим. Раньше в ночное время ее ярко подсвечивали и думается, что после длительных ремонтных работ иллюминации только прибавится.

Что же касается самой площади Скандербега, центральной в Тиране, то она названа в честь национального героя Албании, возглавившего антиосманское албанское восстание середины XV века. Его настоящее имя – Георгий Кастриоти, но в историю он вошел именно под прозвищем Скандербег, которое дали ему турки за проявленное мужество в боях. Его можно перевести как «лорд Александр» с прямым намеком на Александра Македонского.

Он оказался одним из немногих князей, которому удалось остановить быстрое распространение Османской империи в Европе. А в 1461 году падишах, после нескольких неудач в военных сражениях, даже официально признал Скандербега правителем Албании. К сожалению, продолжалось это недолго, уже в 1468 году национальный герой умер то ли от малярии, то ли от подсыпанного ему яда, а еще через десять лет Албания все же была завоевана турками и надолго утратила свою независимость.

Памятник Скандербегу на одноименной площади Тираны

Главную площадь Тираны заложили в 1917 году австрийцы. А после установления Албанского королевства на ней началось активное строительство зданий под чутким руководством могущественной соседки Италии. Продолжилось оно и после Второй мировой войны, когда местное руководство ориентировалось уже на СССР и Югославию. Однако, впоследствии практически все те постройки превратились в груду металлолома, и актуальный вид площадь стала обретать примерно сорок лет назад: появилось здание того самого национального исторического музея, дворец культуры, международный отель… а памятник Скандербега пришел на смену памятнику Иосифа Сталина.

Но вернемся на трассу разделки. Крутясь по узким улочкам Тираны с многочисленными достопримечательностями довольно трудно выиграть время, его там можно только потерять. Поэтому главным специалисты называют тот самый участок маршрута, проходящий мимо большого столичного парка с подъемом и спуском в районе Саука. На этих примерно четырех километрах мастера раздельного старта и должны сделать разницу, если они хотят побороться за победу на этапе.

И хотя само по себе восхождение не выглядит тяжелым по цифровым показателям, эксперты несколько расходятся во мнениях, кому такая разделка может подойти. Кто-то ставит на мастера классических индивидуальных гонок на время Джошуа Тарлинга, кто-то предпочитает более универсального Воута ван Арта, а кто-то и вовсе упоминает Брэндона МакНалти, которому лучше, чтобы трасса была посложнее.

Организаторами предполагается, что общее время на прохождение дистанции займет в районе 16 минут, а сильнейшие в этой дисциплине генеральщики смогут привезти своим прямым конкурентам в районе минуты в общем зачете. Не сказать, что это пропасть, но для второго дня гонки – и это уже достижение.

Профиль 2-го этапа Джиро

11 мая (воскресенье). Влера – Влера, 160 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 14:00-18:45

Третий и заключительный день в Албании предлагает гонщикам круговой этап со стартом и финишем в еще одном городе-порте Влере. И если уж мы ранее занимались черчением прямых линий по контурным картам между Бари и Дурресом, то не можем не прибегнуть к этому способу еще раз, поскольку от Влеры до итальянского Бриндизи путь по Адриатическому морю еще короче – менее 150 километров напрямик. Как раз на корабле участники Джиро и переберутся на Апеннинский полуостров, чтобы во вторник продолжить свой веломарафон общей протяженностью в 3443 километра.

И все же, прежде, чем вернуться на территорию Италии, гонщиков ждет непростой этап по ту сторону Адриатики с первой серьезной горой на маршруте. Правда, здесь стоит сразу сделать уточнение, что примерно здесь проходит граница Адриатического и Ионического морей, поэтому считается, что Влера стоит на берегу их обоих.

Отправившись из живописного городского порта караван Джиро, немного попетляв по местным улицам, уйдет немного в сторону от водной глади и возьмет курс на юг в сторону Керавнийских гор. С греческого их название можно поэтично перевести как «горные пики, расколотые громом и молнией». Это отсылка к представлениям древних мореплавателей и путешественников об опасных природных явлениях в данном районе. Впрочем, и в наше время небо часто хмурится над горами и проливается дождем.

Почти вся дорога будет состоять из неровностей, но категорийных гор на пути пелотона встретится всего две. И первая из них – Qafa Shakellës (5,5 километра со средним градиентом 4,2%). Не владея албанским языком, я не готов достоверно утверждать, как ее правильно прочитать, хотя в нескольких русскоязычных ресурсах встречал вариант Че-Шклас. Это ступенчатый подъем с довольно крутым началом и спуском в середине, который, в целом, не должен стать большой проблемой для большинства гонщиков пелотона. Для того, чтобы просеять группу его надо было идти с обратной стороны.

Длинный спуск с перевала приведет обратно к морю в небольшой курортный городок Химара со множеством пляжей. Он исторически заселен преимущественно этнической греческой общиной, поэтому нет ничего удивительного в том, что здесь родилось немало известных деятелей политики, культуры и спорта, которые затем перебрались на историческую родину.

Курортное местечко Химара с огромным числом этнических греков

Среди них, например, трехкратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Пиррос Димас. Он в свое время с огромным трудом смог покинуть Албанию из-за сложной политической обстановки, однако, сразу после того, как сменил спортивное гражданство, начал показывать фантастические результаты. Уже в первый год он сумел завоевать золото чемпионата Европы и Олимпийских Игр. Последней же для него стала «домашняя» Олимпиада в Афинах в 2004 году, где он впервые не смог выиграть из-за обострения старой травмы. Тем не менее, он и там не остался без медали, а с помоста его провожали стоя овациями.

Так вот, именно в Химаре будет разыграна «премия Ред Булл» с бонусными секундами в зачет генеральной классификации, после чего начнется самая тяжелая часть маршрута, включающая в себя и подъем на перевал Логара (10,5 километра со средним градиентом 7,4%). Он является частью одноименного национального парка и известен своими сильными ветрами, из-за чего даже большинство деревьев здесь вырастает в неестественно изогнутом положении. Разумеется, эти места также являются идеальным местом для парапланеристов, которые регулярно проводят здесь различные соревнования. С вершины Логары открываются изумительные виды на Албанскую Ривьеру и расположенный неподалеку остров Корфу.  

Учитывая все вышеперечисленное, кажется довольно странным тот факт, что организаторы Джиро присвоили этому подъему всего лишь вторую категорию сложности. Возможно, отчасти это связано с нежеланием «хозяев» отдавать большие горные очки за пределами Италии, а отчасти с тем, что вершина Логары расположена за 38 километров до финиша, и потенциально у несильно отставших есть хорошие шансы догнать отскочивших вперед лидеров. Правда, надо помнить, что большая часть оставшегося маршрута этапа – это спуск, и только последние 15 километров представляют из себя равнинный заезд вдоль берега мора обратно в порт Влеры.

По профилю такой этап подходит отрыву, однако, к третьему дню гонки обычно слишком много «голодных» команд, и далеко не факт, что пелотон согласится отпустить беглецов. При этом Логара должна отцепить множество чистых спринтеров, делая развязку этого этапа не совсем линейной. Посмотрим, кому в итоге удастся собраться в группу после длинного спуска, и внесет ли этот этап серьезные перестановки в генеральную классификацию Джиро.

Профиль 3-го этапа Джиро

От автора: Албания и Италия ввиду их географического положения имеют длительную и запутанную историю взаимоотношений. О тесных политических, экономических и культурных связях двух стран говорят много, но в этом году впервые их объединила великая велогонка. В этом смысле символично, что Джиро является почти что ровесницей Албании как независимого государства: первый выпуск итальянского Гранд-Тура состоялся в мае 1909 года, а формирование временного правительства и провозглашение независимости Албании выпало на конец 1912 года. Больше века они наблюдали друг за другом дистанционно через Адриатическое море, и пусть и не без привычных соседских разногласий, наконец, решили объединить усилия.

Разогрев перед таким большим событием в Албании начался еще за месяц до старта Джиро, когда в порт Дурреса прибыл трехпалубный парусник «Америго Веспуччи» для торжественного запуска обратного отсчета до начала гонки. Это учебное судно для офицеров морской академии Ливорно Военно-морских сил Италии, которое будет следовать за «Корса Роза». Мы его сможем увидеть 15 мая в порту Неаполя на финише 6 этапа, а также 1 июня в Чивитавеккье, что рядом с Римом, где и будет назван обладатель главного приза Trofeo Senza Fine.

Парусник «Америго Веспуччи» и заветный трофей Джиро

Отдельно хочется поблагодарить читателей нашего блога о велоспорте за поддержку в конкурсе на звание лучшего проекта Трибуны на Спортсе’’. В нашей категории мы набрали 32% голосов и попали в финальный этап, где оценивать уже будут профессиональные эксперты. Еще раз вам спасибо, и не забывайте при желании подписываться, комментировать, отправлять донаты и ставить нам плюсы.

Мы в некотором смысле следуем девизу знаменитого итальянского парусника, который гласит, что важен и значим «не тот, кто начинает, а тот, кто упорствует и продолжает». Поэтому встретимся с вами в понедельник и познакомимся с этапами Джиро, которые пройдут уже с привычной стороны Адриатики.

Photo: i.content4travel.com, aia.al, skysports.com, giroditalia.it, ledauphine.com, viaggi.corriereobjects.it, cyclingnews.com, exoticholiday.bg, albaniatouristplaces.com.