Какие самые необычные трофеи вручают в велоспорте?
В воскресенье в курортном городке Сан-Бенедетто-дель-Тронто завершилась юбилейная 60-я версия гонки Тиррено – Адриатико, которую выиграл Хуан Аюсо, опередивший сразу двух итальянцев. Правда, нас сегодня интересует не спортивная составляющая, и даже не очередной успех команды из Эмиратов, еще раз доказавшей, что она способна побеждать даже без Погачара. Взглянув на фотографию победителя, мы в очередной изумились красивейшему оригинальному трофею «Гонки двух морей», и по этому случаю решили вспомнить самые необычные награды, вручаемые в мировом велоспорте.
Тиррено – Адриатико
Начнем как раз со ставшего уже знаменитым трезубца хозяина и повелителя двух побережий Тирренского и Адриатического морей, который впервые был представлен публике в 2010 году. Метровый гигант из латуни и алюминия весит около пяти килограммов и вручается сильнейшему гонщику, тем самым отождествляя его с Нептуном, богом морей и потоков.
Для еще большей живописности картинки существует даже специальная церемония, когда береговая охрана Италии якобы извлекает из моря это трезубец, чтобы торжественно вручить новому чемпиону. Собственно, поэтому же лидер генеральной классификации носит майку непривычного глубокого синего цвета, символизирующего море.
И хотя тема богов здесь слегка притянута за уши для потехи публики, дважды обладателями заветного трезубца становились исключительно выдающиеся гонщики современности: Винченцо Нибали, Найро Кинтана, Тадей Погачар и Примож Роглич. Трудно сказать, представляете ли вы их себе в роли Нептунов, но все они впоследствии становились победителями главной гонки страны – Джиро д’Италия. К слову, трофей выпускает компания Penello Mario SRL, изготавливающая и главный приз «Корса Розы».

Джиро д’Италия
Из всех Гранд-Туров кубок победителя Джиро, при всем уважении к остальным, значительно выделяется на фоне «вазы» Тур де Франс и «тарелки» Вуэльты Испании, которые, разумеется, также имеют свою историю. Приз, носящий по-итальянски красивое название Trofeo Senza Fine, представляет из себя бесконечную ленту с выгравированными на ней именами чемпионов «Корса Розы».
В свое время мы уже рассказывали, что этот почти 10-килограммовый кубок из меди, покрытой сверху 18-каратным золотом, вручается с 1999 года. Но не все знают историю его появления, а она довольно любопытна. Дело в том, что за год до этого произошел казусный случай, когда трофей Джиро из-за организационной путаницы не доехал до места финиша гонки, и Марко Пантани всерьез рисковал остаться без приза победителю.
Спас ситуацию присутствовавший в Милане на гонке владелец компании по производству экипировки Роберто Маффецеони. По счастливому стечению обстоятельств у его отца по соседству был магазин, специализировавшийся на выпуске медалей, трофеев и кубков, и собственно там и был приобретен приз, врученный Марко Пантани.
Такой провал организаторов, очевидно, не должен был больше повториться на главной велогонке Италии. Поэтому тогдашний директор Джиро Кармине Кастеллано поручил группе из 14 международных дизайнеров разработать проект именного трофея, который впоследствии при участии Gazzetta и RCS Sport, должен был быть утвержден на народном голосовании. В итоге победила та самая бесконечная спиралевидная лента, созданная дизайнером Фабрицио Галли, и символизирующая длинную дорогу и бесконечную историю Джиро.
Отдельно хочется отметить, что именно во времена «правления» Кармине Кастеллано в маршрут главной гонки Италии впервые был включен подъем Колле-делле-Финестре с многокилометровым гравийным участком ближе к вершине. Позже он признался, что вдохновил его успех гонки Erоiсa, проходившей по грунтовым дорогам Сиены, которую сейчас мы знаем под названием Страде Бьянке.

Страде Бьянке
Из-за некоторого сходства, в первую очередь по своему бескомпромиссному характеру и сложности маршрута, с Париж-Рубе и Туром Фландрии итальянскую гонку иногда каламбурно называют самой южной северной классикой. Более того, неофициально ее даже считают шестым Монументом сезона.
Разумеется, у столь статусной гонки должен быть и достойный ее приз, который выпускается все той же компанией Penello Mario SRL в окрестностях Падуи. Его красивое название Trofeo Polvere di Gloria на русский переводится не очень складно – согласитесь, не каждый захочет владеть «пыльной славой» или «славой пыли».
Сам трофей состоит из колеса, в которое вставлены песочные часы с двумя велосипедистами внутри. Признаюсь честно, лично мне всегда казалось, что песок в данном случае является символом того самого знаменитого белого тосканского гравия, который то и дело приходится преодолевать гонщикам на Страде Бьянке. Однако, сами производители заверяют, что посыл несколько другой – это напоминание чемпионам, о том насколько длинным и утомительным является путь этой гонки. Ты все едешь-едешь, а в часах еще так много песка, что порою кажется, что этим мучениям нет предела.

Париж – Рубе
Нет предела страданиям спортсменов и на одном из самых зрелищных Монументов сезона – «Северном аде», проходящем по суровым французским булыжным дорогам. Неудивительно, что именно с ними и связан главный приз гонки Париж – Рубе. Хотя, в каком смысле связан, собственно, огромный кусок гранита на подставке и вручают чемпиону, начиная с 1977 года.
Здесь важно отметить, что берется он, как правило, не просто где-то с французских дорог, а специально добывается в окрестностях Аренберга, где расположен самый известный булыжный участок гонки – Аренбергская траншея или, как ее принято именовать в русскоязычном велоспортивном сообществе, Аренбергский лес. На этом опаснейшем участке, идущем слегка под спуск, ежегодно бьются лучшие гонщики мира, получая серьезные травмы, которые минимум на несколько месяцев выводят их из строя.
Трофей Париж – Рубе считается символом упорства и выносливости, рассказывая нам историю борьбу велогонщика с препятствиями на дорогах. И хотя сам по себе он довольно скромен, в мире шоссейного велоспорта этот приз является одним из самых заветных. Возможно, потому что, в отличие практически от любого другого трофея, здесь каждый будет оригинальным, поскольку природа не делает ничего одинакового.
Уже больше десятка лет изготовление приза заказывают на мраморной фабрике Slosse. Это семейные каменщики из Орши на севере Франции, ведущие отсчет своей деятельности с 1898 года, то есть они почти что ровесники знаменитой гонки, которая проходит буквально за их окнами. Спектр их услуг довольно обширен – от плиток для ванных комнат до надгробий, но вот уже второй десяток лет у них работает отдельное направление по производству трофеев для Париж-Рубе.
Мастером является Жан-Жак Аллу, за год изготавливающий около двадцати булыжных призов. По договору он не имеет права раскрывать тайну, кому достаются остальные девятнадцать, но догадаться легко – есть женская версия гонки, молодежная, юниорская, а еще, вероятно, их приобретают в свою частную коллекцию VIP-гости. Сам Жан-Жак признается, что Париж – Рубе является единственной гонкой, на которую он приходит посмотреть лично в момент проезда пелотоном Орши, а затем возвращается к телевизору с надеждой, что усталый чемпион во время празднования не уронит себе на голову тяжеленный трофей.

Омлоп Хет Ниувсблад
Бельгийские классические гонки обычно не отличаются оригинальностью в плане призов: фигурки велосипедистов, шестеренки, традиционные кубки. Пусть и банально, но хотя бы вполне понятно, за что получен трофей. Однако, в уик-энд на стыке зимы и весны, когда официально открывается сезон булыжных классик, сразу две гонки выделяются своими оригинальными подарками для чемпионов.
Проходящая традиционно в субботу Омлоп Хет Ниувсблад вручает такую статуэтку, которая, как шутят в сети, идеально подходит для проведения теста Роршаха, исследующего нарушения психики человека. Суть сводится к тому, что испытуемый, глядя на чернильные кляксы на бумаге, называет образы, слова и идеи, которые у него всплывают в голове.
Чаще всего трофей Омлопа сравнивают с подсвечником, в который по случайности забыли воткнуть саму свечу, а вместо нее прикрутили некие круги бесконечности. Более изощренные зрители видят в нем старомодный микрофон, который просто до блеска протирают перед вручением велогонщикам. Третьи считают, что это необычная статуэтка, придуманная абстракционистом. В любом случае, все сходятся во мнении, что в доме трудно найти место, где этот приз не смотрелся бы странно.
На самом деле, разработчиком идеи является Патрик Реувис, художник визуальных эффектов и компьютерной графики, предложивший данный макет трофея в 2008 году. Дадим слово самому автору: «Это классический постамент с колесом без спиц на нем. Тормозной трос проходит через отверстия в колесе и символизирует саму гонку, у которой есть начало и конец, а между ними – множество поворотов и подъемов, делающих ее настолько сложной».
Теперь-то стало понятно? В интервью Ройвис еще сетовал на то, что не знает, информируют ли гонщиков о том, кто является автором этого трофея, поскольку не получал обратной связи от них. Патрик, может это и к лучшему?

Кюрне – Брюссель – Кюрне
В воскресенье, на следующий день после Омлопа, традиционно проходит эта спринтерская классика, которая вопреки названию уже более полувека в Брюссель не заезжает, ограничиваясь его отдаленными пригородами. Ее приз куда более понятен и прост, однако, вряд ли его с гордостью будут показывать дорогим гостям, скорее, отдадут детям на потеху.
История тянется еще с древних времен, когда торговцы из Кюрне рано утром отправлялись на повозках, запряженных ослами, к соседям в Кортрейк на рынок. Их шум будил местных жителей, и те, выглядывая из окон, кричали им вслед: «Опять эти ослы из Кюрне!». Со временем к этому прозвищу не просто привыкли, но и стали при случае вспоминать с особой гордостью. Поэтому неудивительно, что в качестве приза на гонке в Кюрне вручается плюшевый ослик.
За основу был взят талисман муниципалитета – осел Ambroos, разработанный художником-карикатуристом в 2003 году. Его огромная несколько стилизованная статуя стоит в городе перед ратушей и слегка напоминает персонажа Эдди Мерфи из «Шрека». А вот его плюшевая копия, вручаемая победителю велогонки, по общему мнению, выглядит несколько милее и симпатичнее.

Тур Польши
Пожалуй, самая скромная гонка из представленных в нашем списке, однако, поскольку к ней приложил свою руку итальянский мастер, трофей превратился в произведение искусства. Речь идет о художнике из Тренто Мирко Дематте, который уже более десяти лет готовит уникальный приз к Туру Польши.
«Моя связь с велоспортом берет свое начало еще с 2009 года, когда одна из моих работ была вручена розовой майке на Джиро д’Италия, а позже возникла вот эта коллаборация с Польшей. Я много ездил по стране, проводил выставки в разных городах, в том числе в Варшаве и Кракове, познакомился со многими людьми здесь, и затем возникла идея выпуска трофея к местной велогонке», – вспоминает Мирко.
«Суть заключается в том, чтобы передать образ развивающейся Польши, желающей продемонстрировать Европе и миру красоту ее природы, местные традиции и обычаи ее жителей. Спорт здесь играет огромную роль, и велоспорт в том числе. Поэтому основная идея трофея – это дорога, устремленная в небеса, и открывающая новые горизонты. Он имеет керамическое основание ручной работы и корпус из полностью перерабатываемого дерева. Приз всегда выполняется в красных и белых цветах флага Польши», – добавляет он.
Ценность трофея заключается в том, что каждый год Дематте вносит какие-то изменения в цветовые решения, и, хотя основа остается прежней, каждый раз главный приз выглядит немного по-разному.

А что еще дарят?
На самом деле, в велоспорте существует немало необычных призов. Многие из них так или иначе связаны с животными и едой. Например, победитель горной номинации Арктической гонки Норвегии получает в подарок гигантского лосося, а именно 500 килограммов этой рыбы. Один из обладателей такого «трофея» Одд Кристиан Эйкинг признался, что ему этих запасов хватил на ближайшие 17 лет, и в ближайшей перспективе побеждать в данной номинации он, очевидно, не планирует.
Пиво можно получить на некоторых бельгийских и голландских гонках, в Италии и Австрии часто дарят огромную колбасу, а в Швейцарии – куски сыра. На французской гравийной гонке Тро-Бро Леон лучший гонщик из Бретани обзаводится собственным поросенком. А победитель Классики Хаэна в Испании забирает себе в коллекцию огромную позолоченную оливку, размером почти с человеческую голову.
Безусловно, любой приз ценен, поскольку вне зависимости от формы и содержания он напоминает о главном – победе спортсмена над соперниками, обстоятельствами и самим собой. Хотя бывают разные казусные случаи, какой, например, не так давно произошел на соревнованиях по прыжкам с трамплина, где победителю квалификации у мужчин полагалось несколько тысяч евро, а у женщин немка Фрайтаг довольствовалась сумкой с шампунем, гелем для душа и парочкой полотенец. Как понимаете, никаких денег внутри гигиенического набора не оказалось.

От автора: На днях нашему велоблогу исполнилось два года. За это время мы собрали аудиторию из нескольких сотен подписчиков и вошли в список финалистов конкурса сайта на лучший авторский блог Трибуны. Впрочем, нас интересуют не призы, а ваши отзывы и активность. Не забывайте ставить лайки, подписываться на блог, комментарии и донаты также приветствуются.
Photo: eurosport.com, welovecycling.com, cyclingmagazine.ca, cyclist.co.uk, tntsports.co.uk, Luc Claessen | Getty Images, diariovasco.com, ARN/Gautier Demouveaux
А норвеги - монстры. Рыбные викинги. )))
ASO - позор, что до сих пор ничего нормального не придумали на своих гонках.
Не кубок, но ценный приз!