Трибуна
19 мин.

Ловушка Анкареса. Охота на «галисийского зверя»

Самая горячая в плане температуры воздуха часть гонки позади, но настоящая жара в спортивном смысле только подбирается к испанскому Гранд-Туру. Приближаются большие горные этапы Вуэльты, борьба в генеральной классификации с каждым днем становится все острее, а в пелотоне начинают разгораться конфликты. Наступает время нервов и активных действий.

Поводом для шумихи стало совершенно незначительное падение Ричарда Карапаса в толкучке, образовавшейся в пелотоне из-за того, что помощники лидера гонки Бена О’Коннора массово встали впереди группы и не давали никому лишнему уехать в отрыв. Эквадорец никаких травм не получил, но вместе с командой подал жалобу, которую судьи удовлетворили и наказали трех грегари австралийца и спортивного директора формальными желтыми карточками (тестовый эксперимент UCI проводится с августа), а также наложили денежные штрафы.

С одной стороны, примеры подобной тактики мы видели и в исполнении многих других команд на различных гонках, и крайне редко подобное наказывалось комиссарами. С другой стороны, случилось падение одного из фаворитов гонки, и закрывать полностью глаза на это было бы странно. Четкой последовательности действий в таких ситуациях добиться сложно, поэтому любое решение принималось бы в штыки. Решили показательно наказать, но без лишней жестокости.

Тем не менее, Бена О’Коннора такой вердикт не устроил, и он выложил пост с критикой: «Дорогой UCI, а в чем заключалась опасность действий моих партнеров по команде Бушара, Лафея и Амираля, да еще и заслуживавшая выдачи желтой карточки? Дорогу заблокировали ровно также, как это делают другие в любых прочих гонках сразу после того, как основной отрыв уехал. Мы никого не хотели выдавливать с трассы и, тем более, устраивать падения». Правда, впоследствии австралиец решил удалить не только пост, но и вообще всей свой аккаунт в соцсети, которая сейчас носит название Х.

Команда лидера гонки Бена О’Коннора наказана за блокировку соперников

Впрочем, это не значит, что Бен согласился с позицией судей. Позже он добавил еще немного от себя: «Желтую карточку выдают за опасную езду. Хорошо, допустим, если мы выстроились впереди, а нас пытаются объехать по гравийным дорогам сбоку, это, разве, не опасно и не должно караться? Кроме того, в голове группы тогда находился и я, и Воут ван Арт, но никому из нас предупреждения не выписали».

Команда EF Education-EasyPost, которая оказалась по другую сторону баррикад и выступила в качестве обвинителя, имеет свою правду: «Инциденты в велогонках случаются, мы все это прекрасно знаем. У нас контактный вид спорта, это правда. Но то, что случилось на этапе Вуэльты – совсем не инцидент, а нарушение правил, и UCI за этим должен следить». А ведь Карапас совсем не пострадал во время падения, представьте, что было бы в случае серьезных травм или вообще схода Ричарда?

Причины такой острой реакции всех сторон проста – эта Вуэльта очень конкурентная, и до сих пор есть немало гонщиков, которые реально способны на ней победить. И сейчас, когда приходит время показывать всю свою силу, «нервы звенят, как стальные канаты, а пламя пожара жжет сердце и мозг». В пятницу, воскресенье и понедельник испанский Гранд-Тур готовит нам настоящие горные испытания с сумасшедшими вертикальными стенками, то есть Вуэльта такая, какую мы все любим.

Генеральная классификация (Maillot Rojo): 1. Бен О’Коннор (Австралия, AG2R), 2. Примож Роглич (Словения, Red Bull-BORA) +3:16, 3. Энрик Мас (Испания, Movistar) +3:58, 4. Ричард Карапас (Эквадор, EF Education) +4:10, 5. Микель Ланда (Испания, Quick-Step) +4:40, 6. Карлос Родригес (Испания, INEOS) +5:23

Очковая классификация (Maillot Verde): 1. Воут ван Арт (Бельгия) – 243 балла, 2. Кэйден Гроувз (Австралия) – 162, 3. Павел Биттнер (Чехия) – 81

Горная классификация (Maillot de Puntos Azules): 1. Адам Йейтс (Великобритания) – 22 балла, 2. Воут ван Арт (Бельгия) – 22, 3. Примож Роглич (Словения) – 18

Молодежная классификация (Maillot Blanco): 1. Карлос Родригес (Испания), 2. Флориан Липовиц (Германия) +0:06, 3. Маттиас Скьелмозе (Дания) +1:18

Кому Адам Йейтс передаст гороховую майку в ближайшие дни? И передаст ли?

30 августа (пятница). Луго – Пуэрто-де-Анкарес, 176 км (горный этап). Трансляция: 15:30-19:00 мск

Пятница – день, которого генеральщики ждут с большими надеждами и одновременно трепетом. Горными этапами на Вуэльте трудно удивить, их только официально насчитывается восемь штук, а уж если учитывать и менее «эпические» дни, то к таковым с некоторой натяжкой можно отнести едва ли ни пятнадцать маршрутов гонки. Но заключительное путешествие по Галисии всеми спортивными директорами наверняка помечено звездочкой, поскольку ожидается возвращение «галисийского зверя», который, кажется, за время своего отсутствия на испанском Гранд-Туре стал еще голоднее. Сожрет любого, кто не готов к встрече с ним.

Впрочем, поначалу ничего не будет предвещать беды на тринадцатом этапе. Стартовать будут из благословенного Луго, единственного в мире города, в котором полностью уцелели римские стены. Их общая протяженность более двух километров, и все это расстояние можно пройти по проложенной наверху пешеходной дорожке. Что же касается встроенных оборонительных башен, то большинство из них сохранилось в исходном состоянии, но некоторые все же частично разрушены. Но это и неудивительно, поскольку в среднем им всем где-то около 1700 лет. Даже страшно называть эти цифры…

C 2001 года в Луго даже проводится специальный фестиваль Арде Лукус, напоминающий о жизни в те древние времена – люди одеваются в типичную римскую одежду, устраивают гонки на колесницах, разбивают военные лагеря и даже имитируют продажи рабов. Среди множества мероприятий отдельно хотелось бы отметить свадьбы по древним кельтским обрядам. В чем они заключаются? Это любовный союз, который заключается на один год, и каждый раз во время следующего фестиваля влюбленные должны решить, будут ли они дальше держать данные ими клятвы. Притом особенно важно в данном случае мнение женщины, хочет ли она возобновить союз или нет. Так продолжается раз за разом, и только если отношения продлеваются семь лет подряд, то считается, что союз является окончательным, и тогда пара получает свидетельство о браке. Как вам такой формат взаимоотношений?

Римские стены в Луго

Из Луго гонщики поедут в юго-восточном направлении в сторону Кастилии-Леона, границу которого они и пересекут ближе к финишу этапа. Дорога будет не самой простой, участникам Вуэльты придется проходить через несколько перевалов, правда, все они будут иметь вполне рабочие градиенты. Покруче станет, когда пелотон преодолеет Понферраду и начнет забираться на гору Пуэрто-де-Лумерас (6,6 километра со средним градиентом 6%), на вершине которой будут разыграны бонусные секунды. Как утверждают местные велолюбители, этот подъем очень приятный, ровный, в меру живописный, и потому не слишком заслуживающий внимания, если бы они не знали, что буквально за углом прячется «галисийский зверь». И уже во время короткого спуска с Лумераса можно заметить его тень.

Итак, кого же там спрятали организаторы Вуэльты? Гора Пуэрто-де-Анкарес (7,5 километра со средним градиентом 9,3%) трижды отметилась на испанском Гранд-Туре с 2011 по 2014 годы, после чего, как и преодоленная накануне Мансанеда, довольно надолго выпала из маршрута гонки. Ее, к слову, не совсем справедливо называть галисийской, поскольку вершина расположена ровно на границе этого региона с Кастилией-Леоном. Однако, поскольку большинство подъездов к ней начинается именно в Галисии, и именно оттуда проходили памятные восхождения в рамках Вуэльты, то ареал обитания «зверя» негласно привыкли относить именно к этому автономному сообществу.

Маршрут 13-го этапа Вуэльты

Но в этом году Анкарес впервые будет покоряться с юга, то есть со стороны Кастилии-Леона. Вы уже наверняка обратили внимание на его альтиметрию, показатели действительно внушительные, но даже они не отражают всего ужаса, что предстоит испытать гонщикам. Первые два километра довольно пологие, и их смело можно исключить из расчетов. Тогда останется около 5,5 километров на которых средний (!) градиент будет составлять 12%, при этом имеются сразу несколько участков с уклоном в 15%.

Анкарес в любом своем варианте восхождения является тяжелым подъемом, где вы не избежите двузначных градиентов, и при этом они будут держаться на достаточно протяженном отрезке дистанции. Но этот южный склон Кастилии-Леона по цифрам самый сложный. Его очень долго не решались ставить на Вуэльте, и все же в 2024 году голод и зверский интерес у организаторов проснулись. В списке победителей на Пуэрто-де-Анкарес до пятницы значились Дани Морено, Хоаким Родригес и Альберто Контадор. Не беремся утверждать, что его пополнит еще один испанец, но то, что им окажется человек достойный и безумно любящий горы – несомненно. Других «галисйийский зверь» проглатывает заживо.

«Галисийский зверь» Пуэрто-де-Анкарес

Достопримечательность этапа: В этот раз в рамках нашей постоянной рубрики расскажем не о самом популярном туристическом месте, где вы встретите толпы народа, а о локальной пешей тропе, которая ведет к своеобразным трем музеям под открытым небом. Начало ее находится неподалеку от местечка Сесамо, которое пелотон Вуэльты проедет за 27 километров до финиша, попутно разыграв спринтерские очки.

Во-первых, там вы увидите развалины замка на горе Пенья-Пиньейра, у которого некогда были очень внушительные оборонительные стены, общая длина которых достигла почти двух километров. То есть это даже не крепость, а скорее небольшой защищенный город еще доримских времен. К сожалению, сейчас все эти постройки находится в достаточно плачевном состоянии, и полноценного замка, как многие себе его представляют, не напоминают. Впрочем, виды с развалин открываются вполне симпатичные.

Совсем неподалеку от него находятся наскальные рисунки конца Бронзового века и начала Железного века, то есть где-то 2000-1000 лет до нашей эры. Сделаны они были типичной для того времени красной охрой, и многие ученые удивлены, что несмотря на все природные воздействия они сохранились в очень неплохом виде – под защиту их взяли только в 1985 году. Писали эти картины преимущественно пальцем, но для более тонких мазков применялись ветки или перья птиц. В основном, это классические изображений людей, животных, либо того, что их окружало.

Наконец, третья достопримечательность на пути – это Corral de los Lobos, то есть ловушка для волков. Она представляет из себя круглый загон с достаточно высокими каменными стенами по периметру и с очень небольшим входом, из которого практические невозможно выбраться. Внутрь обычно помещался барашек или козел, становившийся приманкой, волк шел на запах и блеяние, после чего оказывался в ловушке.

Так вот он какой «галисийский зверь»! Люди в окрестностях Анкареса всегда опасались волков и относились к ним с должным уважением. Загоны много столетий назад являлись элементами обороны от этих хищников, а сейчас больше уже стали магнитами не для волков, а для людей – любопытных туристов. Посмотрим, кто в чьей ловушке окажется на сей раз.

Ловушка для волков неподалеку от Анкареса

31 августа (суббота). Вильяфранка-дель-Бьерсо – Вильяблино, 200 км (среднегорный этап). Трансляция: 14:30-19:00

Последний день лета будет очень долгим на Вуэльте, потому что организаторы решили в субботу провести самый длинный этап гонки, единственный, который длится 200 километров. Кроме того, на маршруте есть две горы, а это значит, что и быстрым он не получится – ожидаемое время в пути составляет около пяти часов. Нечто подобное было в Португалии в самом начале, но тогда скорости пелотона совсем не впечатляли, посмотрим, поторопятся ли гонщики попрощаться с велосипедным летом после тяжелейшего Анкареса накануне.

Кстати, об Анкаресе. Начало этапа будет проходить ровно по тем же дорогам, по которым Вуэльта ехала в пятницу. Различия начнутся после преодоления Понферрады, поскольку днем ранее от нее сразу поворачивали на север для заезда в горные массивы, а в этот раз возьмут то же направление, но двадцать километров восточнее. Сделано это с очевидной целью обогнуть Анкарес, поскольку дважды за два дня предлагать преодолевать «галисийского зверя» даже жестокие организаторы Вуэльты не решились.

Дорога, правда, все равно потянется вверх, но это будет преимущественно тягун с градиентами в пару процентов максимум. На пути встретится пара горбиков, но в глобальном смысле это будет едва заметный подъем на протяжении почти сотни километров. Да и завершающий этот участок категорийный подъем Пуэрто-де-Серредо (7 километров со средним градиентом 4,6%) своими характеристиками не впечатляет. О нем стоит знать только две вещи: начинается восхождение из Вильяблино, где спустя несколько часов этап будет финишировать, и находится гора строго на границе Астурии и Кастилии-Леона.

С вершины Серредо начинается безумный по продолжительности спуск, который в общей сложности составляет почти пятьдесят километров и ведет к Кангас-дель-Нарсеа. Это старейшей, крупнейший и важнейший муниципалитет на западе Астурии с развитой экономикой. Здесь есть практически все, начиная от исходной сельскохозяйственной и животноводческой деятельности до всяческой коммерции, образования и медицины. Разумеется, уделяется внимание и туризму, например, из архитектуры стоит выделить располагающийся по соседству монастырь Кориас, который многие называют Астурийским Эскориалом, а любители природы отправляются в местный биосферный заповедник с крупнейшим в Европе дубовым лесом.

Кангас-дель-Нарсеа

Любителям Вуэльты эти места прекрасно знакомы, поскольку пять лет назад из Кангас-дель-Нарсеа начинался подъем к святилищу Асебо, где свою первую победу в рамках гонок Мирового тура одержал американец Сепп Кусс, будущий победитель испанского Гранд-Тура. Подъем, к слову, получился очень избирательным – практически все финишировали по одному, и очень жаль, что в этот раз организаторы не стали делать подобный финиш.

Вместо этого поедут нестерпимо длинную, но крайне пологую гору Пуэрто-де-Лейтарьегос (22,8 километра со средним градиентом 4,5%). Достаточно сказать, что самый крутой участок на ней лишь 7%, и он такой всего один. То есть потенциальный расклад во время такого восхождения – это безумные скорости, которые будут постепенно высасывать силы из соперников, в надежде, что кто-то все же «капнет» и пойдет в своем темпе. Насколько это реально, трудно сказать, подъем действительно несложный для профессионалов, однако, его протяженность и совокупность всех прочих факторов, включая усталость, могут дать результаты. Будут ли вообще пробовать, а также когда и кто? На этот вопрос даст ответ только сама гонка.

Важно также отметить, что после преодоления вершины Лейтарьегос будет оставаться еще 16 километров до финиша, большую часть которых составит спуск, а также равнинный подъезд к Вильяблино. И этот момент дает еще меньше вариантов атакующим, поскольку отставшие несильно гонщики вполне способны подтянуться назад в группу. Веет скептицизмом, но, как есть.

Что же касается самого Вильяблино, который мы будем иметь возможность лицезреть в субботу аж дважды, то его нельзя назвать особенно популярным туристическим центром, есть несколько старых построек еще доримских времен, но здешние места скорее про природу: леса, луга, заповедники… Отсюда и местная гастрономия завязана на тех, кто здесь пасется: всяческие колбасы, любые виды блюд из свинины или ягненка, плюс капустный бульон. Так что, и выбор места финала тоже вызывает некие вопросы.

Маршрут 14-го этапа Вуэльты

Достопримечательность этапа: В последний день лета при таком проложенном организаторами Вуэльты маршруте, на мой взгляд, лучшее, что можно вам предложить посмотреть – это природа.

Неподалеку от вершины Пуэрто-де-Лейтарьегос и ее горнолыжной станции начинается тропа к самому высокому пику этого муниципалитета – Куэту-д’Арбас. Первую часть пути можно назвать семейной, вполне доступной для путешествия с детьми. Дорога идет немного вверх, но без всяческих экстремальных уклонов, по приятной песчаной дорожке вплоть до зоны отдыха в районе лагуны. Рядом есть парочка столов, мангалы, но помните, что это все же не курорт. Никаких кафешек, баков для сбора мусора или оборудованных пляжей, тем более, что вода в ледниковом озере всегда холодная и не самая прозрачная.

Вторая часть пути – непосредственный подъем к вершине по козьим тропам с относительно крутыми склонами. Как вы понимаете, сложность этого участка дороги резко возрастает, и детей брать сюда уже не стоит по мерам безопасности (хотя потенциально они смогли бы преодолеть такие неровности). Тем не менее, открывающиеся живописные виды с высоты двух тысяч метров над уровнем моря трудно описать словами. Практически все, кто был на Куэту-д’Арбас остались под впечатлением. По одну руку от вас будет Астурия, по другую – Кастилия-Леон. И этим регионам Вуэльта Испании традиционно уделит особое внимание.

Пик Куэту-д’Арбас

1 сентября (воскресенье). Инфьесто – Куйту-Негру, 143 км (горный этап). Трансляция: 14:30-19:30

В воскресенье состоится обещанный переезд в Астурию. И если накануне был самый длинный этап нынешней Вуэльты, то в первый день осени организаторы предложили, наоборот, короткий, да еще и с финишем в гору высшей категории, которая на испанском Гранд-Туре именуется Categoría Especial. Таких всего две на маршруте 2024 года, при этом именно Куйту-Негру названа «вершиной Альберто Фернандеса», где выдаются максимальные очки в зачет гороховой майки. Нас ждет самый высокогорный финиш этапа текущей Вуэльты на отметке в 1847 метров над уровнем моря.

Путь к Куйту-Негру начинается в не самом известном местечке Инфьесто, которое знакомо многим исключительно как ближайшая деревня к святилищу Пещерной Богородицы. Находится оно под огромной плоской, но слегка наклоненной вперед скалой, из-за чего и получило свое название. Летописи утверждают, что некогда здесь было целых три скита, но в середине XIX века весь комплекс был полностью заброшен, из-за чего впоследствии потребовалась серьезная реконструкция.

Но настоящим поводом для посещения Инфьесто стала отнюдь не пещерная святыня, а одноименный детективный триллер, вышедший на Netflix в 2023 году. В нем рассказывается о двух инспекторах, которые прибывают в нашу «вуэльтовскую» деревню, чтобы расследовать дело женщины, которую нашли раненой и грязной на парковке возле сельской дороги, хотя она до этого числилась пропавшей без вести около трех месяцев. Следствие усложняется тем, что в Испании бушует ковид, и детективы могут рассчитывать лишь на минимальную помощь коллег. Дальнейший сюжет пересказывать не будем, отметим лишь, что съемки велись в Галисии и Астурии, в частности и в Инфьесто.

Святилище Пещерной Богородицы рядом с Иньфесто

В воскресенье дорога будет постепенно уходить в южном направлении к границе с Кастилией-Леоном, однако, совсем немного до нее в этот раз не доедет. Зато она доберется до проверенных временем гор, в частности, отдельно стоит отметить Альто-де-ла-Кольядиэлья (6,4 километра со средним градиентом 8,2%), которую на маршруте преодолеют дважды. Первый раз ее вершину пройдут за 105 километров до финиша, потом через более легкий перевал вернутся назад, чтобы еще раз встретить Кольядиэлью. Правда, тогда после ее макушки, где спортсмены разыграют бонусные секунды, будет оставаться уже вдвое меньше до конца этапа.

Сам по себе подъем непростой, на большей его части градиенты стабильно держатся в районе 8-9%, но при этом там практические нет экстремальных рамп. Гора тяжелая, но рабочая, и чаще всего она идет в связке с какими-то эпическими астурийскими восхождениями. Далеко за примерами ходить не надо. В 2023 году после преодоления Кольядиэльи гонщики устремились на спуск и затем быстро подъехали к Пола-де-Лена, и первым это сделал Ремко Эвенпул. Правда, затем бельгиец пожалел о своей прыткости, поскольку после этого уважаемого всеми любителями Вуэльты городка дорога повернула на север к убийственной связке Кордаль-Англиру. И уже на них подопечный Патрика Лефевра набрал гигантское отставание от главных звезд того испанского тура в лице Кусса, Вингегора и Роглича. А этап, к слову, забрал словенец, и всем было видно, как он хотел вписать свое имя в список победителей на легендарной вершине Англиру.

На сей раз из Пола-де-Лены поедут на юг в сторону Куйту-Негру (18,9 километра со средним градиентом 7,4%), который официально проходился на Вуэльте лишь один раз в 2012 году. Но по факту это дорога к одному из самых старых горнолыжных курортов Испании Вальгранде-Пахарес, и впервые сюда приезжали еще в 1945 году, когда зимняя станция еще даже не существовала. В общей же сложности по этому склону поднимались почти два десятка раз, что довольно нетипично для Вуэльты, которая традиционно старается максимально разнообразить маршруты.

Тем не менее, с начала XXI века про Пахарес начали постепенно забывать, и тогда организаторы решили разнообразить объезженный маршрут, специально под Гранд-Тур проложив дорогу далее к Куйту-Негру. Суть инноваций заключалась в том, что к подъему добавили дополнительные пять километров, но какие! Первые два – разминка перед стеной с постоянными уклонами в 12-13% и отдельными участками с нечеловеческими 24%. Раньше это были фактически козьи тропы к вершине, которые намеренно заасфальтировали и пустили туда пелотон.

В 2012 году на вершине Куйту-Негру победил Дарио Катальдо из отрыва, посмотрим, кому этот брутальный подъем покорится на сей раз. Наверху там сейчас находится уютный ресторан, к которому можно подняться не только по этой адской дороге, открытой 12 лет назад ради Вуэльты, но и по «канатке». И многие, разумеется, выбирают второй вариант.

Вообще, возвращение к курорту Пахарес неслучайно – в последние годы там ведутся активные работы по совершенствованию зоны катания и установке новых подъемников. А установленные ранее современные снежные пушки, формирующие искусственный снег, заметно помогают в зимний период. Бывало уже немало случаев, когда из-за теплых температур многие соседние горнолыжные курорты, типа Лейтарьегоса или Мансанеды, которые мы проезжали в рамках Вуэльты на днях, не работали или открывались в довольно усеченном режиме, а Пахарес в это же время предлагал солидное количество километров для проката.

Маршрут 15-го этапа Вуэльты

Достопримечательность этапа: После проезда Пола-де-Лены и розыгрыша там спринтерской премии, но еще до начала официальной части восхождения к Куйту-Негру можно будет увидеть одиноко стоящую церковь на холме.

Санта-Кристина-де-Лена – яркий пример постройки дороманского периода примерно середины IX века. Полное отсутствие сохранившейся документации о церкви привело к тому, что вокруг нее велось много споров среди историков, из-за чего существуют только теории ее появления. Чаще всего храму приписывают вестготское происхождение несколькими столетиями ранее, а современное здание связывают уже с периодом правления астурийского короля Рамиро I, при котором в соседнем городе Овьедо (полчаса езды на машине) на склонах горы Монте-Наранко были выстроены другие похожие церкви.

Первые же документальные упоминания храма Санта-Кристина-де-Лена относятся лишь к XVII веку, а широкую известность ему принес приезд в 1793 году испанского писателя и общественного деятеля Гаспара Мельчора де Ховельяноса, подготовившего серию планов и рисунков церкви. Кроме того, как утверждается постройка оказалась на грани разрушения и полного исчезновения в 1934 году, когда во время забастовки шахтеров в Астурии храм использовали в качестве оборонительной башни, и в него попал снаряд, частично повредивший юго-западную сторону. К счастью, все удалось восстановить, и с 1985 года церковь объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

Имейте ввиду, что подъезжать на машине к храму Санта-Кристина-де-Лена крайне неудобно, да и не рекомендуется, хотя формально и существует грунтовая дорога с огромными ямами. Говорят, что сейчас там даже поставили запрещающие знаки для водителей. Лучше оставить транспорт на общественной парковке и дойти пешком, к слову, вход сейчас вроде платный – 2 евро с человека.

Церковь Санта-Кристина-де-Лена на холме

От автора: Помимо волков, косуль и диких кабанов в Анкаресе водятся еще и бурые медведи. Здешние земли являются его последним пристанищем на галисийских землях и самым юго-западным пределом популяции этих «косолапых» в Европе. Впрочем, в пятницу такими же мощными зверями и временными хозяевами Анкареса предстоит стать гонщикам, сражающимся за красную майку. Ближайшие дни на Вуэльте нас не должны повести. Если нравятся наши тесты, не забывайте про плюсы, комментарии, подписки и донаты.

Photo: lavuelta.es, espanafascinante.com, altimetrias.net, turismo-bierzo.es, lesfartures.com, destinosinteligentes.es, guiadeasturias.com, cope.es, elconfidencial.com, msn.com