Погоня за счастьем и «семью чудесами Португалии». Стартует Вуэльта
«В неприятных воспоминаниях есть одна хорошая сторона: они убеждают человека в том, что он теперь счастлив, даже если секунду назад он в это не верил. Счастье — такое относительное понятие! Кто это постиг, редко чувствует себя совершенно несчастным». Это цитата Эриха Марии Ремарка из книги «Ночь в Лиссабоне», которая в эти дни очень символична.
Лучшие велогонщики мира, не добившиеся своих целей в основной части сезона, отправляются в Португалию, где буден дан старт последнему Гранд-Туру сезона Вуэльте. Испанская многодневка – это та самая погоня за счастьем, которое как будто назло, все время до этого выскальзывало из их рук. И это совершенно точно последний шанс в году показать команде и доказать что-то самому себе в рамках больших длинных гонок. Три тяжелейшие недели, чтобы не чувствовать себя совершенно несчастным.
Взгляните, например, на Приможа Роглича – сколько человек должен пережить падений на Тур де Франс, чтобы смириться и расстаться с большой мечтой? Он летал с трамплина, он много летал кубарем через свое многострадальное плечо, и он продолжает летать на горных шоссе, получая удовольствие. Как за него не переживать? Или Воут ван Арт, у которого были грандиозные планы, наконец, начать кататься для себя и даже, возможно, попробовать себя в роли генеральщика. Перелом ключицы и нескольких ребер на второстепенной гонке во Фландрии почти уничтожили сезон бельгийца. Хорошо, хоть он смог взять медаль на Олимпиаде. А как же Адам Йейтс и Жуан Алмейда, которые с весны готовились к тому, чтобы стать ключевыми помощниками Погачара во время его охоты за сумасшедшим дублем Джиро-Тур. Наконец, сейчас у них появляются свои собственные шансы. И этот список страдальцев и жертв обстоятельств можно продолжать почти бесконечно.
«Поймите, что Вуэльта без Вингегора, Погачара и Эвенпула – это совсем другая гонка, не то, что вы видели раньше. Да, есть Примож, но он возвращается после травмы, и я с ним уже сражался пару лет назад, – отмечает олимпийский чемпион (2021) и победитель Джиро (2019) Ричард Карапас, – Это была славная дуэль за красную майку, в которой тогда все же выиграл Примож. Но мы тогда много атаковали и не раз сменяли друг друга в роли лидера. Я часто в карьере гонялся в Испании, и рад вернуться сюда вновь».
Эксперты называют эквадорца одним из фаворитов нынешней Вуэльты, хотя этот список довольно обширен: от действующего чемпиона Сеппа Кусса до летавших весь сезон словно на крыльях гонщиков UAE Team Emirates. Тем более, старт в 2024 году будет на родине Жуана Алмейды.
Вообще, Вуэльта Испании считается самым невыездным Гранд-Туром. Заехать не территорию Андорры или заглянуть на денек во Францию – это уже сродни подвигу. А уж сделать большой торжественный старт за пределами родных земель долгое время и вовсе представлялось невозможным, пока в 1997 году организаторы ни решились отправиться в гости к соседям португальцам. Тогда проехали этап из Лиссабона в Эшторил, во второй день заглянули в прекрасный Алгарве, и затем быстро ретировались обратно домой.
После той дерзкой вылазки боссы гонки то ли испугались, то ли им что-то не понравилось, но более десяти лет снова была международная тишина. Казалось, Вуэльта опять стала внутренним испанским междусобойчиком. Но на самом деле организаторами вынашивался план грандиозного четырехдневного вояжа в Нидерланды с заездом в бельгийский Льеж и даже на территорию Германии. И именно тот «евротур», наконец, развязал руки устроителям испанской гонки. С тех пор Вуэльта действительно стала гораздо более открытой миру, и теперь торжественными стартами за пределами родины никого не удивишь. Спустя 27 лет испанский Гранд-Тур возвращается на территорию Португалии, где случилась первая робкая попытка «ночевки вне дома». Исходя из предложенного организаторами маршрута, картинки мы должны получить неописуемой красоты.
В качестве тизера Вуэльты-2024 можем привести слова Воута ван Арта: «Знаете, я сюда приезжаю в первый раз, и по картинке все их местные подъемы кажутся мне просто ужасными». Общий набор высоты на испанской гонке превысит 61 тысячу метров по вертикали, и это больше и чем на Джиро, и чем на Тур де Франс этого года. Высокие температуры, безумные скорости и жуткие градиенты – приглашаем вас провести ближайшие три недели в компании с нашим велоблогом и традиционно красочной Вуэльтой. Подробнее к представлению маршрута перейдем сразу после знакомства со списками фаворитов гонки. Их погоня за счастьем начинается.
Главные фавориты генеральной классификации (Maillot Rojo): Примож Роглич (Словения, Red Bull–BORA), Даниэль Мартинес (Колумбия, Red Bull–BORA), Жуан Алмейда (Португалия, UAE), Адам Йейтс (Великобритания, UAE), Сепп Кусс (США, Visma), Микель Ланда (Испания, Quick-Step), Ричард Карапас (Эквадор, EF Education)
Прочие претенденты на топ-10 и горную классификацию (Maillot de Puntos Azules): Лоренцо Фортунато, Джулио Чикконе, Филиппо Дзана (все – Италия), Энрик Мас (Испания), Александр Власов (Россия), Тео Гейган Харт (Великобритания), Бен О’Коннор, Крис Харпер (оба – Австралия), Давид Годю, Гийом Мартан (оба – Франция), Феликс Галл (Австрия), Джордж Беннетт (Новая Зеландия), Эйнер Рубио (Колумбия)
Прочие претенденты на топ-10 и молодежную классификацию (Maillot Blanco): Антонио Тибери (Италия), Карлос Родригес (Испания), Маттиас Скьелмозе (Дания), Киан Эйтдебрукс (Бельгия), Исаак дель Торо (Мексика), Макс Пул (Великобритания), Леннерт ван Этвельт (Бельгия), Мэттью Риччителло (США), Ленни Мартинес (Франция), Таймен Аренсман (Нидерланды)
Главные фавориты очковой классификации (Maillot Verde):Воут ван Арт (Бельгия), Кэйден Гроувз (Австралия), Бриан Кокар (Франция), Корбин Стронг (Новая Зеландия), генеральщики
17 августа (суббота). Лиссабон – Оэйраш, 12 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 18:00-22:00 мск
Вуэльта Испании приучила нас к тому, что третий Гранд-Тур сезона открывается разделкой. Чаще всего это бывают командные гонки на время, но порою их заменяют и индивидуальными прологами. Достаточно сказать, что за последние десять лет классический групповой этап был проведен лишь единожды в 2020 году в период ковидных ограничений глубокой осенью, когда гонка стартовала из Страны Басков, а спортсмены поехали подниматься к знаменитому святилищу Аррате. Тогда успех праздновал Примож Роглич, впоследствии ставший победителем генеральной классификации. Как будет в этот раз?
Пролог ожидается привычно короткий – всего 12 километров преимущественно по равнине вдоль берега реки Тахо в месте впадения ее в Атлантический океан. Значимость этой водной артерии трудно переоценить, поскольку она является прямым путем из Лиссабона в Толедо, где долгое время располагалась резиденция королей Кастилии и всей объединенной испанской монархии, вплоть до переноса столицы в Мадрид в конце XVI века. Собственно, отсюда же следуют и два варианта названия реки: приведенное выше Тахо используют испанцы, а португальцы называют ее Тежу. Здесь существует даже два региона: Рибатежу, то есть буквально «над Тежу», и Альтежу – «за Тежу».
Лично мне более привычен и мягче ложится на слух вариант Тахо, тем более, что мы говорим все же о Вуэльте Испании, с другой стороны, стартует гонка в этом году в Португалии, и из уважения к организаторам вполне резонно именовать ее и иначе. Впрочем, как ни называй реку, в любом случае она является самой длинной на всем полуострове, и берет свое начало в Иберийских горах, где по стечению обстоятельств Вуэльта этого года будет проводить свои финальные этапы. Так что, образно маршрут всей гонки можно обозначить, как дорога из Тежу в Тахо.
Как мы уже отметили выше, разделка первого этапа является равнинной и короткой, поэтому не должна привести к большим разрывам в генеральной классификации, да и не имеет подобной цели. Скорее, она задумана, как яркая туристическая презентация Лиссабона и его окрестностей с прекрасными водными видами ближе к закатным часам. Нечто подобное было запланировано и в Барселоне год назад, но тогда очень сильно подвела погода в Каталонии. Надеемся, что в этот раз мы все же сможем насладиться живописными телевизионными картинками.
Стартуют на помпезной площади Империи возле монастыря Жеронимуш, которую открыли в 40-е годы прошлого века в связи с проведением в Лиссабоне Всемирной португальской выставки. Здесь был разбит парк с огромным фонтаном и фигурами гиппокампов – морских лошадей с рыбьими хвостами. Считается, что эти мифологические существа имеют греческое происхождение, но получили широкое распространение и в финикийской, и в этрусской, и в римской культурах. Поэтому нет ничего удивительного, что их изображения в разное время появлялись в далеких друг от друга уголках мира, например, на автомобильном мосту в Дублине, гербе английского футбольного клуба «Ньюкасл» или знаменитом фонтане Треви в Риме. Кроме того, считается, что гиппокампы тесно связаны с Козерогами. Так что, если вы родились в конце декабря или первой половине января, как автор этого блога, то можете считать, что частичка вас в субботу будет присутствовать на площади Империи, где берет стартовать Вуэльта.
Что же касается монастыря Жеронимуш, то он считается одним из красивейших зданий во всей португальской столице, напоминающим о процветании страны в эпоху Великих географических открытий. Основали его почти шесть сотен лет назад в честь открытия морского пути в Индию Васко да Гамой. Знаменитый мореплаватель провел в местной часовне целую ночь в молитвах перед своим путешествием. Оказалось, все не зря, выручка от привезенных товаров превысила затраты на экспедицию в шестьдесят раз. Более того, на средства от перепродажи индийских пряностей впоследствии здесь и был построен этот великолепный монастырь, в котором захоронен сам Васко да Гама.
Вернее, его останки перезахоронили в 1880 году в Жеронимуше в непосредственной близости от гробниц королей, которым он служил. Притом, во время всех этих процедур случилась большая путаница, то якобы эксгумировали не то тело, то внезапно внутри обнаружились кости нескольких человек. В общем, развернулась целая детективная история, которая до сих пор будоражит умы португальцев. Не так давно один из членов семьи, которой принадлежит поместье, где был изначально захоронен Васко да Гама, сообщил, что настоящие кости мореплавателя были в свое время перепрятаны и по-прежнему лежат где-то на его территории.
Вообще, место старта Вуэльты выбрано действительно идеально с точки зрения промо Португалии. Рядом находятся несколько музеев, в том числе музей карет, расположенный в старинном здании конного манежа. Он является один из самых популярных в Лиссабоне, и там можно найти довольно редкие экземпляры, в частности, возраст некоторых карет достигает 400 лет. По соседству вы найдете президентскую резиденцию Беленский дворец, выполненный в непривычных розовых цветах. Когда-то он стоял непосредственно возле моря, но со временем вода немного отошла, поэтому его стало удобно разглядывать со стороны, тем более, что внутрь обычно не пускают, хотя практически никто из руководителей Португалии в нем постоянно не жил, и не живет.
Что же касается набережной, куда гонщики выедут почти сразу после старта, то там стоит обратить внимание на маяк, памятник первооткрывателям и, конечно же, величественную башню Торри-ди-Белен. А далее по пути спортсменов окажутся уже более курортные достопримечательности: пляжи, бассейны, океанариумы и различные тематически парки. Дорога будет постоянно идти вдоль побережья, поэтому все неровности будут носить условный характер, и главную проблему будут создавать совсем не они, а роза ветров, которая будет либо благоволить, либо мешать специалистам разделки. Крутые повороты на маршруте также практически отсутствуют, поэтому скорости должны быть очень высокими – по расчетам организаторов, 12 километров будут преодолевать в среднем за 12-13 минут.
Финиш оборудован в пригороде столицы Оэйраше, который в последние сорок лет превратился в важнейший экономический центр страны, сделав акцент на продвижении научной деятельности, всевозможных исследований, информационных технологий. Это помогло не просто поднять уровень жизни некогда окраинного спального района Лиссабона, а в некоторых смыслах даже затмить его.
Хотя мы, как зрители и потенциальные туристы, разумеется, будем обращать внимание не на городские постройки, а на популярный среди серферов пляж и расположенную рядом бастионную крепость Сан-Жулиан-де-Барра. В свое время она была едва ли ни самым важным укреплением в стране, контролировавшим доступ к лиссабонскому порту. В наши дни форт превратился в официальную резиденцию министра национальной обороны Португалии, где принимают членов правительства и высокопоставленных гостей. В разное время его посещали Генерал армии США и будущий президент Эйзенхауэр, а также канцлер Германии Ангела Меркель.
Достопримечательность этапа: В нашей традиционной рубрике мы хотим остановить наше внимание не на финишной крепости в пригороде, а на той самой башне Торри-ди-Белен. Почему? Хотя бы потому, что она официально включена в список «Семи чудес Португалии», куда из столичного региона вошли только она, да являющийся визитной карточкой этой Вуэльты монастырь Жеронимуш, подробно представленный выше.
Башня Белен на самом деле является фортом, построенным на острове на реке Тежу (она же Тахо, как вы помните) по настоянию короля, который считал, что имевшихся на тот момент укреплений было недостаточно. Ходила легенда, якобы крепость изначально находилась в центре реки, но после страшного землетрясения 1755 года поменялось ее русло, и форт оказался близко к берегу. Документы подтверждают обратное – башня Белен всегда располагалась близко к берегу португальской столицы.
После поражения от испанских войск в 1580 году и сдачи гарнизона в плен, крепость превратилась в тюрьму, а впоследствии она была переоборудована в пункт таможенного контроля для навигации по реке; здесь суда платили налог при входе в гавань Лиссабона. Некоторое время башня даже умело комбинировала все эти функции, попеременно выполняя то одну, то другую, в зависимости от необходимости. Но со временем конструкции серьезно износились и Торри-ди-Белен законсервировали. Только в 1990-х годах после попадания в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и перехода ее в ведение главного управления культурного наследия Португалии началась полная реставрация здания. Сейчас она вновь является символом морской и колониальной мощи страны, пусть и с исторической уже точки зрения.
Кстати, в летний период башня пользуется огромной популярностью, и по рассказам туристов, часы ожидания в очереди не слишком оправданны. Внутри крепость не настолько изящна, как снаружи, да и смотровая площадка на располагающемся по соседству памятнике первооткрывателям значительно лучше в плане обзора – имейте это ввиду при планировании отпуска. Лучше сразу двигаться в сторону монастыря Жеронимуш и отстоять очередь в местной кондитерской за знаменитыми пирожными паштейш-де-Белен. Говорят, что секретом его приготовления поделились монахи, которых взяли на работу в это кафе после закрытия монастыря.
18 августа (воскресенье). Кашкайш – Орен, 194 км (холмистый этап). Трансляция: 15:30-18:30
Второй день португальских путешествий Вуэльты, в противовес короткому прологу накануне, станет одним из самых длинных этапов испанского Гранд-Тура этого года. Почти две сотни километров по холмистой местности с общим набором высоты 2700 метров по вертикали. При этом как таковых гор на пути гонщиков не встретится, в начале и конце маршрута две возвышенности получили четвертую категорию сложности, но обе вполне проходимы. Тем не менее, директор Вуэльты Фернандо Эскартин утверждает, что массового спринта на финише в воскресенье мы не увидим.
И все же организаторы подстраховываются. Согласно опубликованному коммюнике на этом этапе, а также на третьем и пятом в рамках эксперимента будет увеличена зона нейтрализации до 4 километров до линии финиша вместо привычных трех. А на семнадцатом этапе, который завершается в Сантандере, она составит и вовсе 5 километров. Все это тестовые меры для обеспечения большей безопасности спортсменов во время спринтерских разборок.
Стартуем из самого сердца Португальской Ривьеры. Город Кашкайш вместе с расположенным по соседству Эшторилом давно стали центрами богемной жизни страны. Первый из старинной рыбацкой деревушки превратился в крупный курорт для португальской знати с песчаными пляжами, шикарными виллами, а также всевозможными барами, ресторанами и музеями. А Эшторил и вовсе считается самым дорогим местом для проживания во всей Португалии, где часто гостят королевские семьи и знаменитости, которые с большим удовольствием посещают местный кинофестиваль, теннисные и гоночные соревнования и проводят время в крупнейшем казино Европы.
Правда, гонщики из Кашкайша отправятся не в Эшторил на радость «денежным мешкам», а в обратном направлении вдоль побережья Атлантики до символической развилки. Здесь организаторы стояли перед непростым выбором, ведь если бы они пустили гонщиков налево, то это было бы направление к самой западной точке континентальной Европы, мысу Рока с его знаменитым маяком. Но испанский Гранд-Тур завернет вправо, чтобы зацепить богатую на всевозможные достопримечательности Синтру. Дворцы, замки, поместья, монастыри, парки и даже уникальная линия с ходящими по путям столетними трамваями – все это найдете здесь.
Нас в Синтре интересует дворец Пена на высокой скале, некогда являвшийся летней королевской резиденцией. Он возник на месте скромного монастыря, который сначала пострадал от пожара из-за удара молнии, а затем и от разрушительного Великого Лиссабонского землетрясения. Молодой принц, а впоследствии и король Португалии, Фернанду II приобрел эти земли и распорядился построить на месте руин роскошный дворец в духе романтизма, однако, по его же указу были внесены некоторые конструктивные изменения, в частности, там в здании появились сводчатые арки, а также некоторые исламские и средневековые элементы. Довольно быстро его классифицировали как национальный памятник и превратили в музей. И это третье из семи чудес Португалии, мимо которых проедет Вуэльта. Жаль только, что из-за особенностей показа это не попадет в эфир.
А вот следующее, четвертое чудо, уже должно быть в телетрансляции канала Eurosport. Появление в кадре замка Обидуш, возникшего на месте древнеримских укреплений в XII веке, будет означать, что гонщики уже преодолели середину этапа и находятся в самой равнинной его части, а впереди их ждет наиболее активная фаза гонки. В частности, спринтерский финиш в городке Алкобаса за 54 километра до финиша, где на Вуэльте традиционно разыгрываются не только очки в зачет зеленой майки, но и бонусные секунды. К слову, место выбрано неслучайно, в Алкобасе находится цистерианский монастырь, на первых порах служивший королевской усыпальницей.
Отдельно стоит выделить могилы короля Педру I и его фаворитки Инеш де Каштру. Несмотря на совместную жизнь и наличие трех детей, официальной свадьбы у них так и не состоялось, что категорически не нравилось его отцу, тогда еще действующему монарху, который обвинил Инеш в государственной измене и казнил ее. Но после своего восхождения на престол Педру I заявил о том, что они якобы тайно поженились, и потребовал переместить останки возлюбленной в монастырь Алкобасы. Себя он завещал похоронить в гробнице напротив, чтобы после воскрешения в Судный день они смогли смотреть снова друг другу в глаза. История получила печальное продолжение, когда во время французского вторжения вражеские войска распечатали их саркофаги и надругались над останками, но впоследствии монахи вернули Педру I и Инеш на место, чтобы они снова обрели покой. И да, вы, наверняка, догадались, что монастырь Алкобасы – это пятое чудо Португалии на маршруте Вуэльты.
В плане борьбы за этап ключевые события должны произойти приблизительно за 25 километров до финиша, когда гонщики будут подниматься на Альту-да-Баталья (7,1 километра со средним градиентом 3,3%). Притом решающими станут несколько первых километров, где уклон будет стабильно в районе 6-7%. Дальше гора будет гораздо более пологой, даже с небольшими спусками. Тем не менее, босс Вуэльты Фернандо Эскартин уверяет, что здесь смогут отцепить многих сильных финишеров, и развязка не будет классическим спринтом из большой группы.
Откровенно скажу, лично мне не кажется, что такого подъема будет достаточно, чтобы заметно проредить группу, но, возможно, организаторы знают некоторые нюансы маршрута, которые не видятся нам. После преодоления вершины Батальи останется около двадцати километров пути под спуск или по равнине до финиша в Орене. Старый город разместился на холме, но развязку сделали именно в современных кварталах, поэтому никаких неприятных подъемов в конце гонщиков не ждет.
Достопримечательность этапа: Финальный подъем дня Альту-да-Баталья ведет к одноименной деревушке, где находится доминиканский монастырь, созданный в готическом стиле. Постройка его велась с 1385 года после восхождения на престол короля Жуана I, который попал в период смутного времени сражения за власть, где братьям пришлось посылать армии на войну друг с другом. И решающий успех на поле боя как раз стал катализатором для начала строительства монастыря Батальи.
Продолжалось оно более сотни лет, за это время сменилось семь королей и пятнадцать архитекторов, часть из которых носили чисто номинальное звание. И на самом деле строительство могло бы и не остановиться даже спустя век, но у монарха возникло желание свернуть долгострой и пустить все ресурсы, в том числе и людские, на возведение монастыря Жеронимуш в Лиссабоне – то самого, с которого мы и начали знакомство с семью чудесами Португалии.
Тем временем, землетрясение и наполеоновские войны нанесли огромный ущерб Баталье. То, что строилось сотню лет, было практически полностью уничтожено в короткие сроки. В 1840 году в Португалии вновь задумались о реставрации монастыря. Как это и водится с Батальей, работы велись совсем неспешно, и еще где-то почти через семьдесят лет он был заново отстроен.
Особый интерес у туристов всегда вызывает так называемая недостроенная часовня с восьмиугольной ротондой под открытым небом. По изначальной задумке там предусматривался купол, но сначала умер король, который там должен был быть похоронен, а затем и архитектор. В итоге, приняли решение оставить все как есть, что является негласным напоминаем о том, что монастырь Батальи так окончательно и не достроили, хотя работы в нем велись в общей сложности более двух веков. Но галочку все же надо поставить – это шестое чудо Португалии.
19 августа (понедельник). Лозан – Каштелу-Бранку, 191 км (холмистый этап). Трансляция: 15:30-19:00
Маршрут третьего и заключительного дня в Португалии, признаюсь откровенно, стал для меня большим разочарованием. Организаторы решили повести пелотон в сторону горного хребта Серра-да-Эштрела, где находится самая высокая точка континентальной части страны – вершина Торре. Подъем на нее является классическим для Волты Португалии, одной из самых сложных многодневок с точки зрения маршрута (но не в плане конкуренции), которая забирается на эту макушку уже не менее полувека. Но… давайте по порядку.
Поедут в понедельник из небольшого поселка Лозан, расположенного в живописной местности и окруженного небольшими горами. Они являются частью большой системы, в которую входит и величественная Серра-да-Эштрела, фактически замыкающая этот массив. Люди поселились в этих местах еще с древних времен, но активно развиваться они стали только во второй половине XI века, когда был построен небольшой замок. Как гласит легенда, создан он был по заданию исламского эмира, который хотел защитить свою дочь и богатства в период своих путешествий в Северную Африку. Там он искал подкрепления для своих войск в борьбе с христианскими силами, которые все активнее захватывали земли, тогда еще принадлежавшие мусульманам.
Покатавшись немного по холмам, пелотон подберется к подножию той самой Серра-да-Эштрела, и… фактически туда не поедет. Формально в маршруте стоит подъем Альту-де-Тейшейра (17,5 километра со средним градиентом 3,2%), который даже получил вторую категорию сложности. Но по факту это объездная дорога, позволяющая не подниматься на устрашающую гору Торре, а оставить ее в стороне, добравшись до высоты всего около 850 метров, после чего постепенно спуститься в «португальский Манчестер». Такое название в свое время дали городку Ковильян, поскольку он традиционно славился текстильной промышленностью.
Его также порою именуют городом шерсти и снега, поскольку максимальная высота хребта Серра-де-Эштрела достигает почти двух тысяч метров, и поэтому на нем располагается единственный горнолыжный курорт Португалии. Правда, в летний период, конечно, разговоры об этом несколько неактуальны. Именно из Ковильяна начинается классическое восхождение на Торре, которое пугает не только своей протяженностью (более 20 километров) и крутизной (постоянные градиенты от 7 до 10%), но и тем, что оно идет по пустынной местности, открытой палящему солнцу и гуляющим ветрам.
Предложенный организаторами Вуэльты подъем на Тейшейру, конечно, позволит немного проникнуться местными горами и насладиться их видами, но его даже близко нельзя сравнить с тем, что гонщики испытывают во время восхождения на Торре. Да и, в целом, привозить Гранд-Тур на главный массив страны Серра-да-Эштрела и попросту провожать его взглядом – идея так себе. Когда еще настолько престижное велоспортивное событие заглянет на территорию Португалии? Еще 27 лет ждать?
В качестве оправдания прокладчики маршрута, наверняка, укажут тот факт, что спортсменам желательно как можно ближе оказаться к испанской границе, чтобы минимизировать время переезда. Но в реальности, если взглянуть на карту, организаторы для команд выигрывают меньше часа, что с легкостью можно было бы отыграть за счет меньшей протяженности третьего этапа.
Другая потенциальная причина отказа от восхождения на Торре заключается в том, что такая гора может быть слишком тяжелой для начальной стадии гонки. Но на той же Волте Португалии, которую, кстати, в этом году выиграл российский гонщик из Кемерово Артем Ныч, этот подъем также зачастую ставят в первые дни. При этом среди лидеров все же не случается гигантских разрывов, которые бы ломали ход всего тура. Тем более, что испанцы сами на вторник спроектировали тяжелый горный этап в Толедских горах. Возможно, дело просто в зависти? Босс Педро Эскартин и его команда опасались, что Торре вызовет гораздо больший интерес, чем их домашние восхождения? Тогда это совсем странная логика для тех, в чьи задачи входит реклама и развитие гонки.
Так или иначе, высшая точка материковой Португалии останется в стороне, после Ковильяна будет разыграна спринтерская и бонусная премия в промышленном городке Фундан. В нем, к слову базируется футзальная команда, которая не так давно становилась призером чемпионата и обладателем кубка страны. Для скромного клуба из глубинки – это довольно большие достижения.
Практически сразу за Фунданом начнется второй и последний категорийный подъем дня Альту-де-Альпедринья (6,4 километра со средним градиентом 3,4%) к одноименной деревне. Это малая родина кардинала Жорже да Кошты. Из-за разногласий с монархом он был вынужден покинуть Португалию и отправиться в Рим, где сделал себе отличную «карьеру» и стал очень популярен. Прожил он долгую счастливую жизнь, более сотни лет, и мог даже быть избран Папой Римским, но сам отказался от должности. После смерти одна из триумфальных арок «Вечного города» была названа Португальской в его честь, хотя до наших дней она не сохранилась.
Опять же, восхождение к Альпедринье нельзя назвать слишком сложным, и на нем не должно произойти раскола группы. А учитывая тот факт, что последние сорок километров пути до Каштелу-Бранку идут либо под спуск, либо по равнине с небольшими тягунами, то практически никакого варианта, кроме массового спринта на финише этапа, эксперты не ждут. И очень непривычно, что в первые три дня на Вуэльте Испании по холмистым португальским дорогам специалисты гор и панчеры будут сидеть на голодной пайке. К счастью, это ненадолго…
Достопримечательность этапа: Думаю, вы заметили, что впервые при представлении этапа мы ни разу не вспомнили о «Семи чудесах Португалии». C шестью мы уже познакомились ранее, оставалось всего одно, но судьба и организаторы решили иначе. В конце материала мы обязательно расскажем, что же было упущено, а у вас пока есть время попробовать угадать недостающий объект, хотя это, наверное, сложно, если вы не так близко знакомы с португальской культурой.
Тем не менее, несмотря на обстоятельства, мы все же не хотим отходить от темы чудес принимающей старт Вуэльты страны, и постараемся красиво закольцевать эту историю. Поселок Лозан, где начинается третий этап, расположен всего в получасе езды от крупного города Коимбра, и есть подозрения, что все команды накануне разместятся именно в его отелях.
Почему же мы решили заглянуть туда? Там находится самый древний университет страны с богатейшей библиотекой и очень высоким рейтингом. Кроме того, он является также и одним из старейших во всей Европе, поэтому неудивительно, что его включили в список финалистов конкурса «Семь чудес Португалии», правда, до призового места он все же не добрался.
Его история интересна тем, что образован он был 1290 году по указу тогдашнего короля… в Лиссабоне. Не прошло и пары десятков лет, как планы поменялись, власть сменила приоритеты, и университет благополучно переехал в Коимбру. Обосновался, утвердился, прижился и снова отправился в столицу, потом опять вернулся в Центральный регион Португалии, и так эти бесконечные студенческие странствия между двумя городами продолжались почти 250 лет. Только в 1537 году университет окончательно прописался в Коимбре.
Как раз в те времена одним из преподавателей в нем стал находившийся в эмиграции шотландский историк и гуманист Джордж Бьюкенен. Труды его оценили далеко не все, он был осужден за еретичество и отправлен на год в тюрьму. Впоследствии, после возвращения домой, он был принят при дворе Марии Стюарт и стал одним из ее наставников, а позже был назначен воспитателем будущего короля Якова VI, которого признали одним из самых высокообразованных монархов в истории Великобритании.
С университетом Коимбры связаны имена множества выдающихся португальских деятелей, ученых и даже лауреатов Нобелевской премии. Одним из его выпускников был и диктатор Антониу ди Салазар, при фактическом руководстве которого наступили тяжелые дни и для его Альма-матер. В частности, было задержано и отправлено в тюрьму множество студентов. По рассказам, перед одной из демонстраций они даже всю ночь мыли тротуары улиц мылом, чтобы осложнить погоню конной полиции. К счастью, те темные времена остались в прошлом.
Сейчас Коимбрский университет проводит множество развлекательных мероприятий. Например, первокурсники устраивают костюмированное шествие с привязанными к ногам жестяными банками, студенты постарше традиционно отправляются на рынок за репой, а затем получают в подарок специальные ленты в цветах их факультета, которые они через несколько лет торжественно сжигают после сдачи выпускных экзаменов.
Что же касается самого здания, то долгие годы университет теснился в здании бывшего королевского дворца. Но в 40-е годы прошлого века была снесена огромная часть жилого района, на месте которого и был выстроен современный монументальный комплекс, а сам дворец реконструирован. Работы велись более двадцати лет, но главное, что они все же были доведены до конца, и результат не разочаровал.
От автора: Не знаю, как для вас, но лично для меня Вуэльта – одна из любимых гонок не только из-за прекрасной Испании (или как в этом случае, еще и Португалии), но еще и из-за того, что это последний большой велопраздник в сезоне. Да, будет еще чемпионат мира, Ломбардия, другие гонки, но их нельзя сравнить с тремя грандиозными неделями человеческого преодоления себя и обстоятельств в погоне за ускользающим счастьем. Поэтому наш велоблог традиционно приглашает провести их в нашей компании.
Как и было обещано, в конце несколько слов о седьмом чуде Португалии. Если бы из Лозана гонщики в понедельник отправились в северном направлении, то могли бы добраться до Гимарайнша, где находится одноименный средневековый замок, который еще негласно называют «колыбелью Португалии». Дело в том, что именно на этих землях в 1128 году состоялась битва, положившая конец властвованию Королевств Леона и Кастилии (которые впоследствии объединились) и ознаменовавшая скорое формирование независимого государства Португалии.
Вернемся к вам с новым анонсом в понедельник, и тогда уже будем говорить об Испании. А пока напоминаем, что нам очень важна ваша поддержка. Если нравится читать о велоспорте, не забывайте подписываться, комментировать, донатить и ставить плюсы.
Photo: lavuelta.es, torrebelem.com, lisbontravelplanner.com, a.travel-assets.com, res.klook.com, visitsintra.travel, cms.infoportugal.info, climbfinder.com, brujulabike.com, dn.pt
Вообще, на мой взгляд, у испанцев самая живая гонка. Автору респект за то, что продолжает красочно освещать велогонки.
На вечерний Лиссабон классно будет посмотреть. За текст спасибо, привычно качественно сделано. С удовольствием почитываю при возможности.
а по Торре - просто субординация, никто ведь не будет плакать от того что Гран Депар французского Тура, заглянув в Италию, оставит в стороне Стельвио или Этну, это испанский гранд-тур и основные горные приключения - испанские
спасибо, очень интересный рассказ