Чемпиона Тур де Франс определят дороги ралли и «Формулы-1»
Большинство разговоров о спорте сейчас связано с парижской Олимпиадой. Кто-то ожидает ее с нетерпением, предвкушая яркие результаты и красивые истории чемпионов, кто-то уже поливает грязью (видимо, из Сены) и говорит о множестве проблем. Наше велосообщество сейчас далеко от обоих лагерей, поскольку Игры нас интересуют пока только с той точки зрения, что они дали нам возможность увидеть необычный финал Тур де Франс. Вместо Парижа и Елисейских Полей – море, горы и извилистые дороги, на которых обычно гоняют пилоты мирового ралли и «Формулы-1».
Необычно, ярко и несколько пугающе. И все эти характеристики касаются не только маршрута «Большой Петли», но и сюжета, который нам дарят Тадей Погачар, Йонас Вингегор и Ремко Эвенпул. Кажется, что на этом Туре родилась та самая «большая тройка» достойных друг друга спортсменов, которые со временем в велоспорте могут стать чем-то вроде легенд тенниса: Федерера, Джоковича и Надаля. Кому из них отдать чью роль вы в праве решить сами. А если захотите добавить Энди Маррея, то пусть им будет старина Примож, который не теряет надежду их однажды обыграть и завоевать заветный трофей. У словенца, конечно, не металлическое бедро, но мы знаем, какое у него плечо после десятков падений и проведенной операции.
Возможно, такое сравнение для фанатов тенниса покажется неуместным, но видя то абсолютное доминирование над всеми и невероятные цифры, которые они показывают в горах, невольно приходят соответствующие аналогии. Тем более, что и армии поклонников у гонщиков огромные –они действительно любимы в велоспорте, и многие фанаты приезжают на гонки, готовясь часами стоять вдоль трасс, только ради них. А Тадей, Йонас и Ремко отвечают им шикарными спектаклями, привнося в велоспорт некий элемент величия при том, что в жизни остаются вполне обычными людьми со своими эмоциями, чувствами и слабостями.
Не будем дожидаться финала в Альпах, здесь может случится все, что угодно: кризис, болезнь, падение. За восемнадцать минувших дней мы уже увидели достаточно, чтобы еще раз убедиться в их невероятном уровне. И если эта троица сможет на ближайшие три-четыре года стать главной афишей Тур де Франс, привлекая эпизодами Роглича – в истории велоспорта этот период станет настоящей вехой. А что же остальные? Остальные пусть пытаются подтянуться. В спорте не бывает одновременно 20 или 30 одинаково сильных лидеров. Всегда есть фаворит, и хорошо, если он не один, а их несколько, а все остальные – готовьтесь, улучшайтесь и ловите свой шанс, в этом спорт тоже заключается.
Что ж, не будем больше оттягивать неизбежное – впереди рассказ о финальных днях Тур де Франс-2024, но прежде вспомним положение гонщиков в различных классификациях.
Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Тадей Погачар (Словения/Emirates), 2. Йонас Вингегор (Дания/Visma) +3:11, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step) +5:09, 4. Жуан Алмейда (Португалия/Emirates) +12:57, 5. Микель Ланда (Испания/Quick-Step) +13:24, 6. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +13:30
Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Биниам Гирмай (Эритрея/Intermarche) – 387 баллов, 2. Яспер Филипсен (Бельгия/Alpecin) – 354, 3. Брайан Кокар (Франция/Cofidis) - 188
Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Тадей Погачар (Словения/Emirates) – 77 баллов, 2. Йонас Вингегор (Дания/Visma) – 58, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step) - 42
Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step), 2. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +8:21, 3. Сантьяго Буитраго (Колумбия/Bahrain) +13:26
19 июля (пятница). Амбрён – Изола 2000, 144 км (горный этап). Трансляция: 13:00-18:15 мск
Короткий горный этап с преодолением самой высокой точки Тур де Франс, который можно назвать королевским. Вот, только под это определение попадает и субботний с бесконечной извилистой Турини, и воскресная разделка на Лазурном берегу, да и Пиренеи с Турмале были совсем не хуже. Поэтому, пожалуй, не будем навешивать ярлыки, предоставив каждому право себе выбрать наиболее интересный этап, а гонка покажет, какой из них окажется ближе всего к королевскому.
Уже через двадцать километров после старта в Гийестре будет разыграна спринтерская премия. Такая спешность организаторов связана с тем, что дальше больше попросту негде – там идут три горы со спусками почти без равнины, притом забираться каждый раз придется выше двух тысяч метров. Как понимаете, никаких спринтеров вскоре после проезда Гийестра не будет видно даже на горизонте. К слову, это один из самых засушливых городов Франции, где крайне редко выпадают осадки. Видимо, окружающие его со всех стороны горы попросту не пропускают воздушные массы, несущие в себе дожди.
Горной разминкой для пелотона в пятницу должна стать Коль-де-Вар (18,8 километра со средним градиентом 5,7%), которую в этот раз идут с более протяженной, но при этом относительно пологой стороны. Наиболее тяжелая часть приходится на первые 5-6 километров, которые позволяют отсеять всех спринтеров и их помощников, а далее будет полочка и вполне рабочий участок ближе к макушке. Вот если бы на Вар поднимались с другой стороны, то там как раз последние пять километров идут с постоянными градиентами под 10%, и это было бы гораздо тяжелее для гонщиков.
Впрочем, Вар в очередной раз используется в качестве перевалочного пункта к настоящим «альпийским монстрам», и в этот раз его роль сыграет самая высокая вершина, которая когда-либо включалась в маршрут Гранд-Туров – Сим-де-ла-Бонет (22,9 километра со средним градиентом 6,9%), находящаяся на высоте 2 802 метров над уровнем моря. Признаюсь честно, всегда хочется ее называть Чима-де-ла-Бонет на итальянский манер, тем более что и граница находится совсем близко, но это именно «сим», что с французского переводится как «пик». На обоих склонах до сих пор остаются различные военные комплексы, являвшиеся частью линии Мажино в Альпах, и напоминающие о непростых отношениях Франции и Италии в былые годы.
Одним из самых известных является лагерь Фурш, состоящий из двадцати шести шале, часть из которых стоят прямо по бокам от дороги. Первые постройки датируются еще концом XIX века, другие были возведены несколько позже. Предназначались они для долгосрочного размещения солдат, потому что кроме казарм там были оборудованы кухни, туалеты, склады и даже хлебная печь. Кроме того, сюда вела канатная дорога, которая могла доставлять продовольствие и снаряжение, а также эвакуировать раненых. Несмотря на то, что лагерь не пострадал во время боев в период Второй мировой войны, сейчас его состояние достаточно печально. Вход во все казармы закрыт из соображений безопасности, поскольку они находятся в аварийном и частично разрушенном состоянии, хотя, вроде как, определенные ремонтные работы недавно проводились.
Само восхождение на Бонет впервые появилось на маршруте Тура в 1962 году, всего через несколько месяцев после того, как дорога была официально открыта. Поначалу здесь была тропа для мулов, затем ее несколько расширили в военных целях, но полноценным перевалом это назвать было никак нельзя. В 1860 году Наполеон III издал указ, согласно которому в этих местах следовало проложить императорскую дорогу, но с его исполнением все время возникали какие-то сложности. В итоге, в реальности работы начались только девяносто лет спустя, уже после завершения Второй мировой войны. Притом план строительства пришлось менять, когда дело близилось к развязке.
На место приехал местный префект, который от одного из советников узнал, что Бонет может побить рекорд Тур де Франс по высоте восхождения, но для этого придется пустить дорогу через самый пик. Мысль настолько вдохновила чиновника, что внезапным образом нашлись дополнительные деньги, чтобы переложить часть уже уложенного полотна и забраться на сотню метров выше запланированного. Как итог, можно сказать, что именно специально для «Большой Петли» был сделан дополнительный виток на Сим-де-ла-Бонет, который позволяет гонщикам подниматься на 2802 метра над уровнем моря, что на 30 метров выше, чем результат предыдущего рекордсмена – другого легендарного перевала Изеран.
Тур де Франс с гордостью приехал на Бонет в 1962 и 1964 годах, когда оба раза победил испанец Федерико Бахамонтес. Но, как известно, вся слава мимолетна, и о высокогорном перевале также быстро забыли. Почти тридцать лет сюда не приезжали большие велогонки, пока в 1993 году через Бонет не решили пустить этап с финишем на горнолыжном курорте Изола 2000. С тех пор, сюда стали возвращаться примерно каждые пятнадцать лет, и чаще всего маршрут строился аналогичным образом.
Вот и в этом году после тяжелейшего восхождения на Бонет также последует подъем к Изоле 2000 (16,1 километра со средним градиентом 7,1%), которая долго время была высотной тренировочной базой для таких команд как Arkea-Samsic и Cofidis. Правда, не очень понятно, кто из их нынешнего состава мог бы отметиться на подобном тяжелейшем этапе, если наивно предположить, что генеральщики его решат подарить отрыву – приходит в голову, разве что, Гийом Мартан, да и то крайне сомнительно.
Именно на Изоле 2000 провел свое детство и юность уроженец Ниццы Матьё Фавр. Здесь работал инструктором его отец, и он изначально ставил сына на лыжи, что в дальнейшем переросло в его профессию. В 2021 году Фавр совершенно неожиданно для всех завоевал два титула чемпиона мира, не входя в число изначальных главных фаворитов ни в классическом гигантском слаломе, ни в аналогичной параллельной дисциплине. Таким образом, Матьё стал первым французским горнолыжником за 53 года, кому удалось выиграть две золотые медали на одном мировом первенстве. А в следующем сезоне Фавр пополнил свою коллекцию еще и бронзой Олимпиады. Большую часть прошедшего сезона 32-летний спортсмен пропустил из-за перелома ключицы.
Вообще, отдельно хочется отметить, что на этом этапе будет несколько длинных и очень крутых спусков, поэтому мы рассчитываем на благоразумие пелотона. Например, на том же Бонет в прошлый раз со спуска очень сильно упал лидировавший южноафриканский гонщик, который пролетел чуть ли ни тридцать метров. К счастью, сам он сильно не пострадал, но велосипед оказался в нерабочем состоянии. Спортсмену пришлось ждать приезда машины спортивного директора команды с запасным «железным конем», но на это ушло очень много времени, и на финише он проиграл более пяти минут победителю. Надеемся, в этот раз обойдется без драм.
Достопримечательность этапа: Восхождение к вершине Бонет начинается из небольшого городка Жозье, который славен сразу несколькими мексиканскими виллами. Разумеется, такое странное сочетание не может быть случайностью, а является результатом целой запутанной истории.
Дело в том, что в 1805 году местный житель Жак Арно решил эмигрировать в американскую Луизиану в поисках больших денег и лучшей жизни. Там он успешно влился в академическое сообщество, женился и позвал к себе своих братьев и знакомых. Все вместе они стояли у истоков основания города Арновиль, а затем перебрались в соседнюю Мексику и открыли там собственный магазин. Заработав приличные деньги, они уже в солидном возрасте, когда им было около шестидесяти, решили вернуться на Родину.
Этот успех послужил хорошим примером для многих других молодых людей, которые пошли по их пути. Так в Жозье появилось немало «мексиканцев», некоторые из которых занялись строительством необычных вилл. Самой известной из них, пожалуй, является шато Маньян, которое по мнению многих внешне очень похоже на знаменитый немецкий замок Нойшванштайн. Как человек, который бывал в баварском «лебедином камне», могу сказать, что определенные элементы действительно напоминают его, в частности круглая башня со шпилем, и на некоторых ракурсах замки выглядят братьями-близнецами, но внимательные туристы все же вряд ли их спутают. Сейчас Маньян превращен в апарт-отель с крытым бассейном, джакузи и сауной, где цена за номер начинается от 100 евро с человека. Находится он на выезде из Жозье перед началом подъема на Бонет. Уверены, бдительные операторы его не пропустят в телетрансляции.
20 июля (суббота). Ницца – Коль-де-ла-Куйоль, 132 км (горный этап). Трансляция: 14:15-19:00
Позволю себе немного вкусовщины, но на мой взгляд, суббота - самый страшный альпийский день в этом году. Короткий этап с четырьмя тяжелыми горами, вообще без равнины в промежутках. То есть очень долго вверх, и очень быстро вниз, третьего не дано. Вроде бы, всего три с половиной часа работы, но больше двух из них – это подъемы.
Если ты словил небольшой кризис и потерялся, то это насовсем, поскольку команде тут просто негде тебя подвезти. Если ты недоел и недопил, то это десятки минут отставания на финише. Если ты - спринтер, то лучше не выходи на этот этап. А если все же вышел, молись, чтобы впереди лидеры не били рекорды скорости, а ты сам уложился в лимит времени, который на коротком этапе крайне жесток.
Вот такими напутствиями встречает пелотон лучезарная Ницца, которая получила Гранд-Финал самой престижной веломногодневки в мире. Правда, на прекрасный Лазурный берег и искрящееся голубыми красками Средиземное море мы посмотрим всего пару минут, после чего гонщики сразу уедут вглубь страны в горы, и больше в субботу оттуда уже не вернутся. По крайней мере, в рамках телеэфира, номера в отелях у них наверняка забронированы именно в Ницце.
Итак, четыре горы, и все они нам хорошо известны по «гонке к солнцу» Париж-Ницца. Правда, поскольку она традиционно открывает европейский велосезон многодневок, то декорации и погодные условия на этих известных перевалах заметно отличаются от того, что мы увидим на Тур де Франс в эти выходные. Зато лица, в последние годы успешно выступавшие здесь в марте, должны остаться прежними: Тадей Погачар, Йонас Вингегор, Ремко Эвенпул, Маттео Йоргенсон, в этом списке мог бы быть и Примож Роглич, но он как будто проклят «Большой Петлей».
Первое испытание дня – подъем второй категории сложности Коль-де-Бро (10 километров со средним градиентом 6,6%), который многие иностранцы не заморачиваясь читают также, как он и пишется, то есть Браус. Его известность связана в первую очередь не с велоспортом, а с Ралли Монте-Карло, которое довольно часто заглядывает на этот перевал в зимних условиях с периодически встречающимися снежными сугробами на краю дороги. Это одна из самых простых гор субботнего маршрута, хотя, поставь организаторы ее ближе к концу, то легко могли бы дать и первую категорию. Протяженность, градиент, красивые изгибающиеся петли и завораживающие виды – все есть на Бро, только больших велогонок здесь давно не было, на Тур де Франс гора не использовалась 63 года.
Кстати, поскольку итальянская граница отсюда совсем недалеко, то и Джиро посещала Коль-де-Бро, правда, было это еще раньше – в 1955 году. Вообще, существует такое понятие, как Итальянский географический регион, которое несколько выходит за переделы непосредственно государства. Он на 93% состоит из территории самой страны, но также полностью поглощает в себя Мальту, Монако, Сан-Марино и Ватикан, а еще присваивает некоторые земли Хорватии, Словении, Швейцарии и Франции. И вот что касается последней, то как раз где-то в районе перевала Бро и проходит граница этого самого Итальянского географического региона. Для чего это понятие ввели, и как его использовать на практике – решайте сами.
Вторая гора дня – это Коль-де-Турини (20,7 километра со средним градиентом 5,7%), которая также прекрасно известна всем поклонникам ралли, одно время ее проезжали в темное время суток, превращая в так называемую «ночь длинных ножей» из-за ярких лучей дальнего света фар, буквально прорезавших тьму. На Тур де Франс едут в направлении обратном тому, что считается классическим на Ралли Монте-Карло, и это значит, что наиболее крутой вариант Турини будет пройден спортсменами со спуска.
Нашлись какие-то добрые люди, которые посчитали, что на длинной стороне перевала 35 поворотов, и приблизительно столько же на другой. Не проверял, можете посчитать во время трансляции, но важно помнить, что ширина полотна на некоторых участках составляет всего четыре метра, поэтому спуск с Коль-де-Турини считается одним из самых опасных на нынешнем Тур де Франс. Надеемся, что тот факт, что он стоит все же в первой части этапа, сдержит горячие головы, и никто не будет слишком рисковать. Даже боюсь представить, чем может закончиться ошибка и падение с этой скалы.
Третье восхождение дня носит официальное название на Туре Коль-де-ла-Кольмиан (7,5 километра со средним градиентом 7,1%) в честь расположенного там зимнего курорта, хотя сам перевал именуется Сен-Мартен. Понятное дело, что рекламные цели имеют первостепенное значение. И хотя курорт не самый раскрученный, тоже имеет свои «фишки». Например, там располагается один из самых больших во всей Франции зиплайнов, длина которого превышает 2600 метров. Есть и популярный в последнее время аттракцион – сани, скользящие по монорельсу.
Гора использовалась всего трижды в истории «Большой Петли», но один из этих этапов запомнился многим надолго. Перематываем пленку назад, на дворе 13 июля 1975 года. Через Сен-Мартен едут в сторону другого горнолыжного курорта Пра-Лу. Француз Бернар Тевене навязывает серьезную конкуренцию в общем зачете легендарному Эдди Мерксу. Местные болеют за своего, а во время одного из подъемов какой-то неадекватный болельщик даже бьет знаменитого бельгийца по печени. Впрочем, ни это происшествие, ни многочисленные атаки Тевене во время восхождений, в том числе и на Сен-Мартене, не приносят должного результата. Меркс при помощи партнеров по команде раз за разом возвращается к сопернику, а перед последней горой и вовсе оказывается впереди. Но вот здесь у «Каннибала» случается сбой, он вдруг не может держать скорость и стремительно проваливается в пелотоне, в итоге финишируя в двух минутах от победителя. Тевене забирает у Меркса желтую майку, и, как впоследствии выясняется, Эдди прощается с ней навсегда. Счетчик бельгийца останавливается на непреодолимой отметке в 111 желтых маек в рамках Тур де Франс.
На этих дорогах, к слову, была еще одна велоистория, правда, уже на гонке Париж-Ницца в 2021 году. Если помните, тогда Примож Роглич внезапно сам превратился в «Каннибала», беря этап за этапом. В предпоследний день с финишем в Кольмиане словенец также не стал дарить подарки, и на последних метрах обошел недавно трагически покинувшего наш мир Джино Медера. Эти кадры с глубоким разочарованием швейцарца потом еще несколько лет настойчиво крутили на «Евроспорте» во время рекламы. В итоге, усталость из-за «жадности» Приможа настигла его на последнем этапе, где он внезапно провалился и потерял абсолютно все. К слову, больше Роглич в подобных «всепоглощающих действиях» замечен не был.
Финалом всего этого горного альпийского безумия станет подъем Коль-де-ла-Куйоль (15,7 километра со средним градиентом 7,1%), который также был на маршруте памятного этапа 1975 года, и тот день остается пока единственным разом, когда эту гору использовали в рамках Тур де Франс. Красивая дорога со стабильными рабочими градиентами без жестоких рамп, но и без выполаживаний – для терпеливых и целеустремленных.
В 2023 году на Куйоль забирались в рамках предпоследнего этапа гонки Париж-Ницца, где борьба развернулась между Погачаром, Вингегором и Годю, просто летавшим на крыльях той весной. Раннесезонная форма датчанина традиционно была не самой пиковой, поэтому он несколько раз выпадал из этой тройки, но затем каждый раз ровным темпом возвращался, и все же финишный спринт в гору предсказуемо остался за Тадеем.
Это была хорошая разведка для фаворитов, но проецировать те результаты на Тур, разумеется, нельзя. Где сейчас тот же Годю, блиставший в марте? Да и форма Йонаса по весне, как мы знаем, заметно уступает его пиковым показателям, которые традиционно приходятся на «Большую Петлю». Разве что, Погачар носится и весной, и летом, и осенью. Кстати, словенец признавал, что с нетерпением ждет субботнего этапа, поскольку это его домашние дороги, на которых он проводит очень много тренировочных дней. Но помогут ли домашние альпийские стены Тадею?
Достопримечательность этапа: Откровенно говоря, любоваться красотами на субботнем этапе, где горы идут одна за одной, особенно некогда. Гонщики будут проезжать несколько красивых деревушек, и у каждой есть своя история, но в этот раз хотелось бы остановиться не на самой раскрученной и не очень богатой с точки зрения концентрации достопримечательностей.
Речь пойдет о многострадальном поселении Рокбилье, которое за свою историю пережило и землетрясения, и наводнения, и оползни, погибали люди, разрушались дома, но каждый раз это место бережно восстанавливали, и жизнь возвращалась в привычное русло. Последний раз стихийное бедствие обрушилось всего три с небольшим года назад – водными потоками снесло мост, штормовой ветер оборвал электрические провода, и восстанавливали все это более месяца.
Некоторые ошибочно называют Рокбилье единственным термальным спа-курортом на Французской Ривьере, который принимал у себя еще жену римского императора Галлиена. Здесь действительно протекают серные источники, но в действительности оздоровительные центры и летние лагеря находятся в соседней деревне, до которой идти около десяти минут пешком. И просто поскольку формально она принадлежит муниципалитету Рокбилье, то, не вдаваясь в подробности, славу относят непосредственно к самой коммуне.
Другие исторические хроники здешних мест можно прочитать в книге британского писателя с венгерскими корнями Артура Кёстлера «Отбросы Земли». Там он описывает Рокбилье в августе 1939 года, где он с товарищами провел последнее лето перед началом Второй мировой войны. Вообще, весь цикл мемуаров посвящен Падению Франции. Сам писатель, к слову, поначалу был помещен в тюрьму как нежелательный иностранец, хотя и был известен своими антифашистскими взглядами. Правда, уже в 1941 году его освободили, и он немедленно записался в британскую армию, параллельно работая над своей книгой.
Рокбилье в субботу проедут на 77-м километре пути, и именно оттуда начинается некатегорийная часть подъема на гору Коль-де-ла-Кольмиан.
21 июля (воскресенье). Монако – Ницца, 33 км (горная разделка). Трансляция: 15:15-21:30
В воскресенье, 21 июля, будет официально объявлен чемпион Тур де Франс-2024. И если чаще всего с точки зрения генерального зачета последний день становится формальностью, то в этом году из-за Олимпиады никакого Парижа, никаких Елисейских Полей, никакого «этапа дружбы» с шампанским в руках. Впереди гонка на время с горой посередине.
Если говорить откровенно, организаторам уже давно пора отступить от традиции, и, хотя бы раз в три-четыре года, проводить финальный этап Тур де Франс за пределами столицы, вывозя гонку в другие регионы. Холмистые маршруты, горные финиши или индивидуальные разделки – разве это плохо? А классический парижский этап, при необходимости, в этом случае можно перенести на начало, дав на Елисейских Полях торжественный старт «Большой Петли». Как известно, финиш в Париже проводится с 1975 года, и, вероятно, пятьдесят лет спустя пришло время несколько переосмыслить эту традицию, но не отказываться полностью.
Разделка начинается в Монте-Карло на бульваре Альберта I в районе стартовой прямой Гран-При Монако «Формулы-1» - еще одна параллель между велоспортом и автогонками. Правда, довольно скоро дорога уйдет в сторону от привычных мест для фанатов Макса Ферстаппена, Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо, свернув на менее объезженные улочки княжества. Хотя знаменитый «разворот вокруг пальмы» возле Гранд-Отеля (который ныне носит название Fairmont Hotel), являющийся самым медленным поворотом в королевских гонках, разумеется, не могли не включить в престижнейший финальный этап «Большой Петли».
Немного покрутившись в Монако, участники Тур де Франс окажутся у подножия подъема Ла-Тюрби (8,1 километра со средним градиентом 5,6%), ведущему к одноименной деревушке, с которой открывается замечательный вид на Монте-Карло и Средиземное море. Вот как эту панораму описывали в прошлые века: «Вся береговая линия лежит перед нами… вплоть до холмов над Сан-Ремо. Мыс за мысом, уходящие в голубую воду, белые городки, приютившиеся в глубинах солнечных бухт или прилепившиеся к коричневым склонам холмов, виллы, выглядывающие из темно-оливковых масс, а паруса кораблей сверкают на фоне пурпурного моря».
Главной достопримечательностью Ла-Тюрби является Альпийский трофей, созданный в честь побед, одержанных императором Октавианом Августом на здешних землях над различными племенами, коих насчитывалось около полусотни. Изначально он носил чисто декоративное значение, но в Средние века оброс укреплениями. И когда в начале XVIII века разразился военный конфликт между Францией и Савойским герцогством, то большинство крепостей, в том числе и Альпийский Трофей были разрушены по приказу короля во избежание попадания объектов в руки врага. Его камни использовались при строительстве располагающейся неподалеку церкви Сен-Мишель. В наше время монумент частично восстановлен, но внешне производит довольно странное впечатление.
На вершине Ла-Тюрби горные приключения Тур де Франс не заканчиваются. Последует небольшой спуск, после чего будет вторая «голова» подъема к довольно известной горе Коль-д’Эз (1,6 километра со средним градиентом 8,8%). Как понимаете на гонке задействована только ее небольшая часть, поскольку классическое восхождение идет со стороны Ниццы, но участники разделки по ней будут в этот раз спускаться для финиша на знаменитой Английской набережной. Хотя формально финишная линия находится не на ней, а в сотне метров в сторону на центральной площади города, носящей имя генерала армии Наполеона маршала Андре Массена. Забавно, что сам французский император, который на 11 лет был младше, однажды к нему обратился так: «Вы ведете себя как ребенок, избалованный победами». Можно ли так будет сказать о победителе Тур де Франс?
На протяжении четверти века Коль-д’Эз являлась символом гонки Париж-Ницца, поскольку ее финальный этап включал в себя разделку с восхождением на эту гору. Ирландец Шон Келли пять раз первенствовал на вершине Эз и семь раз подряд становился победителем этой многодневки с 1982 по 1988 годы. От традиционной горной разделки отказались только в 1995 году, но Ла-Тюрби и Коль-д’Эз все равно еще долгие годы оставались важнейшими подъемами финального этапа «гонки к солнцу», который привычно накручивался вокруг Ниццы.
Использовались они и этой весной, когда победа на этапе досталась Ремко Эвенпулу, а финишировавший с ним рядом в отрыве Маттео Йоргенсон выиграл общий зачет. Разумеется, эти результаты нельзя в полной мере переносить на Тур де Франс, поскольку и формат гонки другой, и готовность спортсменов иная, да и конкуренция на «Большой Петле» значительно выше. Тем не менее, бельгийца мы все равно относим к фаворитам в воскресенье, да и молодой американец при необходимости может показать очень достойное время в разделке. Хотя вы точно можете назвать еще минимум двух человек, способных триумфально финишировать на Английской набережной в Ницце. И может даже такое случится, что один из них выиграет этап, а другой заберет Тур. Впрочем, давайте не будем гадать, а просто дождемся красивого финала Тур де Франс-2024.
Достопримечательность этапа: Голос русскоязычного велоспорта Сергей Курдюков не раз признавался, что на этом побережье в районе Ниццы и Монако, его любимыми местами являются холмы в районе деревеньки Эз. Там внизу суета и подобие роскошной городской жизни, а наверху – тишина, умиротворение и прекрасная природа.
Чтобы подняться сюда, совершенно необязательно брать велосипед и штурмовать на нем гору. Для любителей пеших прогулок есть так называемая тропа «Путь Ницше». Знаменитый немецкий философ впервые прибыл на Лазурный берег приблизительно 140 лет назад. Состояние его было крайне депрессивным: книги не продавались, любовные отношения не клеились, а еще недавно умер друг Рихард Вагнер.
В Ниццу он приехал за творческими эмоциями, которые бы помогли ему написать третью часть романа «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Говорят, что оттуда он мог на 7-8 часов уйти в близлежащие горы, бродя по местным серпантинам и черпая вдохновения от открывавшихся пейзажей. Впоследствии, Фридрих еще несколько лет подряд возвращался на Лазурный берег, пока у него не случилось помутнение рассудка из-за припадка, вызванного жестоким избиением лошади на его глазах. И дальше болезнь только постепенно брала свое.
В память о тех событиях и была создана туристическая тропа имени Ницше, петляющая среди скал и ведущая в сторону деревушки Эз. Ее протяженность составляет более двух километров, а перепад высот – около 400 метров. Для прогулки по ней вверх-вниз стоит выделить минимум пару часов, чтобы насладиться видами и ненадолго почувствовать себя настоящим философом. К слову, многие на этом не останавливаются и продолжают хайкинг по указателям к вершине Мон-Бастид.
Велоспорт – этот тоже в какой-то степени жизненная философия, и мы в этом блоге ее пытаемся хотя бы немного постичь.
От автора: Друзья, спасибо большое за внимание! Мы рады, что вы пережили еще один Тур де Франс в нашей компании и надеемся, что вам понравилось. Эта запись юбилейная 75-я в нашем блоге, и с гордостью отмечаем, что благодаря вашей поддержке мы близки к тому, чтобы по статистическим показателям стать самым популярным велоблогом в истории Sports. Если хотите поддержать нас, не забывайте подписываться, ставить плюсы, оставлять комментарии и донаты.
И напоминаем, что несмотря на то, что самая престижная велогонка мира в эти выходные завершается, велосезон на этом еще отнюдь не заканчивается. Впереди нас ждет немало крупных событий и ярких гонок, которые мы обязательно постараемся осветить в нашем блоге. До новых встреч на нашем «пути ВелоНицше»! :)
Photo: aso.fr, chateau-des-magnans-hotel-jausiers.nochi.com, fortlitroz.ch, rivieraloisirs.com, rallyssimo.it, cafeducycliste.com, menton-riviera-merveilles.fr, eurosport.com
Кстати интервью Виктора после победы, для меня запомнится больше всего на этом Туре. Ничего круче вы не увидете. Советую посмотреть эти 5 минут. Тут не только про спорт, а про жизнь.
https://www.youtube.com/watch?v=ElDaQGfFLpI
Сравнение с большой тройкой тенниса и Маррей/Роглич просто огонь)))
Может что-нибудь напишите и про олимпийскую главную гонку, было бы интересно.
До следующих встреч! 🚴♀️💪✌️
Меня тоже задолбало превосходство Эмиратов, но надеюсь, что и в других командах появятся деньги, сопоставимые с бюджетом Эмиратов. Я, правда, сомневаюсь, что у Инеос бюджет прямо сильно меньше, чем у Эмиратов, или той же Астаны (за нашими тоже нац.фонд, считай, Казахстан), значит, дело не столько в деньгах, а в грамотном управлении