Трибуна
18 мин.

Альпийский визит к дамам в шляпах

После пиренейского этапа, включавшего восхождение на знаменитый перевал Турмале, на котором Погачар выиграл десятки секунд у Вингегора и Эвенпула, произошла забавная сценка. Многие заметили, что в финишной зоне очень странным способом располагались велотренажеры для закатки после гонки. Так получилось, что Тадей буквально упирался лицом в пятую точку Ремко и соответствующе прокомментировал это: «Слушай, я вижу только твою задницу». На что бельгиец нашел достойный ответ, с явным намеком на результат этапа: «Знаешь, я бы с удовольствием смотрел на твою, но не с расстояния в пятьсот метров».

Погачар, очевидно, пожелание коллеги услышал и на следующий день своеобразно на него отреагировал, привезя бельгийцу на финише уже не пятьсот метров, а свыше километра. Впрочем, главным соперником словенца является все же не Рекмо, а Йонас, который по итогам двух недель проигрывает в общем зачете более трех минут. И хотя некоторые утверждают, что судьба Тура решена, далеко не все с этим согласны. В том числе и команда Visma | Lease a Bike, чья тактика понятна. Их надежда заключается в том, чтобы давить на Тадея каждый день и надеяться, что на каком-то этапе словенец все же поймает глубокий кризис, помня, что у него позади три тяжелейшие недели на Джиро.

Решение вполне логичное, но несколько рискованное. Если бы Йонас приехал во Францию на своих 100% готовности, никаких вопросов бы не возникало. Но мы помним, что датчанин вернулся в Тур буквально с больничной койки, у него не было возможности провести полноценную подготовку, а значит, в таком сражении может внезапно надломиться и сам Вингегор. Но его команда уверена в одном: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Кстати, как вы заметили, официального шампанского у нынешнего Тура нет, что довольно странно. Собственно, что может потерять Йонас – второе место? При катастрофическом раскладе он может лишиться подиума. Но так ли важен подиум для двукратного чемпиона Тура? Посмотрим.

Все ждут грандиозной развязки в последние три альпийских дня Тур де Франс, но и начало недели достаточно коварное – эти этапы никак нельзя называть транзитными, и потеря концентрации может стать фатальной. О них мы и поговорим чуть ниже, но сначала вспомним текущее положение гонщиков в различных классификациях «Большой Петли».  

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Тадей Погачар (Словения/Emirates), 2. Йонас Вингегор (Дания/Visma) +3:09, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step) +5:19, 4. Жуан Алмейда (Португалия/Emirates) +10:54, 5. Микель Ланда (Испания/Quick-Step) +11:21, 6. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +11:27

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Биниам Гирмай (Эритрея/Intermarche) – 363 балла, 2. Яспер Филипсен (Бельгия/Alpecin) – 277, 3. Брайан Кокар (Франция/Cofidis) – 147

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Тадей Погачар (Словения/Emirates) – 77 баллов, 2. Йонас Вингегор (Дания/Visma) – 58, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step) – 42

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step), 2. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +6:08, 3. Сантьяго Буитраго (Колумбия/Bahrain) +11:13

Уважаемые люди на старте очередного этапа Тура

16 июля (вторник). Грюиссан – Ним, 188 км (равнинный этап). Трансляция: 13:45-19:15 мск

Первый день третьей недели Тур де Франс – он же последний шанс для спринтеров. Когда такое было? Дальше только горы, разделки и холмы, на которых быстрые финишеры будут выживать и надеяться добраться до конца Тура, не выпав из лимита времени. Хотя есть предположения, что некоторые из них могут и сойти, особенно, если окажутся вне сражения за зеленую майку. При этом стоит помнить, что весь этап будет проходить неподалеку от побережья Средиземного моря, и дующий там Мистраль способен сформировать эшелоны, нарушив планы некоторых спринтерских команд.

Стартуют из Грюиссана, который впервые в истории принимает у себя пелотон Тур де Франс в качестве города-организатора этапа. Хотя, например, та же Вуэльта в 2017-ом уже здесь финишировала, в спринтерском поединке выиграл бельгиец Ив Лампарт. А в минувшем году Грюиссан посетил и Тур Окситании – победил молодой Марейн ван ден Берг, который буквально пару недель назад стал ключевым помощником успеха Романа Барде на первом этапе Тура, принесшем ему заодно и желтую майку, пусть и всего на один день.

Впрочем, если конкретно для Грюиссана это большой дебют, то, в целом, здешние места давно облюбованы «Большой Петлей». Соседняя Нарбонна и ее пляжи, находящиеся буквально в паре минут езды отсюда, уже неоднократно видели развязки спринтерских этапов Тура. Впрочем, есть свои пляжи и у Грюиссана, на которых любят отдыхать виндсерферы и кайтсерферы, что нам в очередной раз напоминает о достаточно сильном Мистрале вблизи побережья. А символом этих пляжей являются деревянные шале на сваях, которые изначально были прямо у самого берега.

Другой особенностью этой изначально рыбацкой деревни являются ее солончаки, которые в свое время называли «белым золотом Грюиссана». Сейчас они несколько утратили свой вес, но солеварение все еще остается достаточно важной промышленной отраслью в экономике коммуны. Проводятся даже экскурсии, которые в тончайших подробностях рассказывают все производственные процессы и указывают на тесную связь с винодельческой средой, также являющейся одной из ключевых в регионе.

Грюиссан впервые принимает Тур де Франс

Практически вся первая половина маршрута будет проходить по равнинным дорогам, которые частично проложены среди виноградников. Однако, перед бонусным спринтом гонщиков ждет некатегорийный холм, на котором они поднимутся на двести метров к несуществующему на картах Les Matellettes – вроде как там находится какое-то частное шато. За ним последует гора четвертой категории без особо сложных участков, которую можно было бы даже отдельно не отмечать, ну и далее уже пойдет постепенный спуск в сторону финишного города Ним.

Отдельно на этом отрезке, пожалуй, стоит выделить лишь местечко Кальвиссон, его пелотон Тур де Франс минует приблизительно за сорок километров до финиша. Там есть холм Рок-де-Гашон, на котором стоят четыре ветряные мельницы XVII и XVIII веков. Нас интересует только одна из них, в свое время выбранная в качестве геодезической точки для создания Карты Кассини – первой подробной карты Франции, которая отличалась удивительной точностью дорожной сети. Фактически она стала делом всей жизни астронома в третьем поколении, а также геодезиста Цезаря Франсуа Кассини.

Вскоре после Кальвиссона команды начнут постепенно занимать удобные позиции в пелотоне, формировать свои «поезда» и готовиться к последнему спринту Тур де Франс-2024, если не вмешается коварный Мистраль. Последний крутой поворот будет пройден за два с половиной километра до финиша, но после этого будет еще несколько круговых развязок, что обязательно внесет определенный хаос в командные построения. За последние десять лет Ним становился развязкой этапа Тура трижды, дважды побеждали спринтеры, но в последний раз в 2021 году успех праздновал немец Нильс Политт из отрыва.

Профиль 16-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: На скале, возвышающейся над морем рядом с Грюиссаном, расположена белоснежная часовня Нотр-Дам-де-Узиль. В 1080 году монахи здесь возвели церковь, которая принимала путешественников, решившихся пересечь местный горный массив. Но до наших дней от нее сохранились только отдельные фрагменты. Часовня же появилась примерно в XVII веке, и на ее долю выпало немало испытаний.

Здание не было защищено от влаги, и поэтому многие ценные вещи со временем покрывались плесенью. В итоге, местные жители добились того, чтобы часовню в 1964 году признали историческим памятником. Это означало, что власти взяли на себя некие обязательства по ее сохранению и защите.

Однако, всего через пару лет пришла другая беда – часовню взломали и украли огромное количество вотивных вещей, то есть тех, что были принесены в дар храму. Многие из них были подарены моряками, которые оказались в опасности, но смогли спастись. Неудивительно, что доступ к часовне осуществляется по тропе, идущей через кладбище, где стоят кенотафы – погребальные памятники погибших моряков без тел внутри. Самый старый из них датируется 1844 годом, и на каждом указана история кораблекрушения. После взлома пропали картины, иконы, статуи, рукописи, гравированные таблички и модели лодок. К счастью, фотографии многих из них хранились у местного священнослужителя, и их удалось впоследствии восстановить.

Наконец, в 1978 году возникла еще одна проблема – часовню заполонили термиты, разрушившие все деревянные предметы в галерее вместе со скамейками верующих, и вновь при помощи добровольцев все удалось вернуть в прежнее состояние.  

Неподалеку от кладбища расположился «сад отшельника», за которым ухаживают сотрудники местной консерватории. Раньше здесь жили люди, которые с незапамятных времен поклялись посвятить свою жизнь тому, чтобы проводить прохожих по этой суровой и красивой природе. Последний отшельник, Мишель Сиприен, умер в 1888 году. Легенда гласит, что под подпорной стеной часовни в скале вырыта яма, которая должна была стать его могилой, но этого так и не случилось.

Зато три раза в год к часовне совершаются паломничества. Первое связано с исчезновением десятков моряков во время шторма, второе – с эпидемией холеры, а третье выпадает на конец августа в ожидании урожая винограда.

Часовня Нотр-Дам-де-Узиль

17 июля (среда). Сен-Поль-Труа-Шато – Супердеволю, 178 км (горный этап). Трансляция: 13:15-18:45

Добро пожаловать в Альпы! Пока это еще не те супервосхождения, которые мы привыкли видеть на данном горном хребте, но уже набор высоты на этапе под три тысячи метров. Отсутствие больших подъемов дает шанс победить из отрыва, но генеральщики приучили нас к тому, что такая логика на Тур де Франс не всегда работает, и даже за бонусные секунды они отнюдь не прочь побороться.

Первые восемьдесят километров пути – это, по сути, длинный тягун, в который пелотон должен заезжать крайне неспешно после формирования отрыва. Но при отсутствии серьезных гор на первой части маршрута и при наличии немалого числа желающих сбежать из группы, процесс этого формирования будет довольно сложным и долгим. По крайней мере, надеемся, что закончится он до Муадана, где интерес представляет астрономическая обсерватория Баронни Провансаль. Ее особенность заключается в том, что здесь параллельно могут находить себе занятия как профессионалы, так и просто любители. Но что самое важное – через Интернет каждому желающему есть доступ к полностью автоматизированному телескопу больших размеров (82 сантиметра в диаметре и весом в 3 тонны), что является уникальным опытом для всей Европы.

Спринтерскую премию разыграют за 63 километра до финиша в городке Вен, который добился наибольшего расцвета в конце XIX века, когда одна из крупнейших частных французских железнодорожных компаний решила сделать его пунктом пересечения дорог в Марсель, Гренобль и Бриансон. По путям не только перевозились пассажиры, но и экспортировались местные груши и яблоки, в дальнейшем отправлявшиеся по морю из того же Марселя в Африку.

В Вене также было огромное локомотивное депо, которое могло обслуживать до сотни паровозов. Но после перехода на электрическую тягу оно потеряло свою былую значимость, спешно было закрыто, а сотни работников сокращены. В 1971 году взрывотехники сравняли депо с землей. Вен же теперь превратился просто в транзитную и пересадочную станцию. Зимой ее пассажиропоток возрастает, поскольку многие едут в сторону высокогорных курортов, в частности Супердеволю, куда в среду отправится и караван Тур де Франс, правда, конечно, не на поездах.

Железнодорожная станция в Вене

После Вена проедут Гап, который очень любит посещать «Большая Петля», и именно с этого момента и начнутся горные сражения этого этапа. Гонщики начнут забираться на Коль-Байар (6,8 километра со средним градиентом 7,3%) или Баярд, как еще ее иногда указывают. Предвещая вопросы, отмечу сразу, что гора не имеет ничего общего с именитым французским фортом, она даже пишется по-другому – через «а». На самом деле, долгое время перевал носил имя дофина Гига, владевшего здешними землями. Переименование многие связывают с известным полководцем Пьером де Байаром или опять же Баярдом, получившим прозвище «рыцарь без страха и упрека» после опубликования его биографами двух романов сразу после смерти. Проблема в том, что первые упоминания горы Байяр в документах найдены еще за 150 лет до рождения прославленного полководца, однако, укоренилось оно уже действительно после его рыцарских подвигов.

На маршруте Тур де Франс Коль-Байар появилась в 1905 году и стала первым альпийским перевалом, преодоленным гонщиками «Большой Петли». Гору регулярно использовали вплоть до начала Второй мировой войны, но затем о ней словно бы забыли – 23 раза ее проходили в гонке до 1937 года, и только в четвертый раз она появится после. Забавно, что в послевоенной истории Байар каждый раз покорялась исключительно испанцам: Федерико Бахамонтесу, Пейо Кабестани и Хоакиму Родригесу. Кто сможет продолжить традицию? Родригес? Аюсо? Ланда?

Решающие атаки на этапе стоит ждать на следующей горе Коль-дю-Нуайе (7,5 километра со средним градиентом 8,1%), которая в последнее время популярна среди любителей трейлраннинга. На ее вершине находится одно из шести убежищ Наполеона, которые ныне переоборудовано в бар-ресторан. Кстати, там же будут разыграны и бонусные секунды.

Развить или потерять добытое преимущество можно на финальном подъеме дня к зимнему курорту Супердеволю (3,8 километра со средним градиентом 5,9%). Правда, он достаточно короткий и пологий, поэтому если лидеры к его подножию приедут вместе, то скорее всего победа на этапе решится в финишном спринте, как это было, например, в Ле-Лиоране, где Вингегор на полколеса объехал Погачара. Супердеволю несколько раз входил в маршрут Критериум Дофине, но на Тур де Франс он дебютирует. Посмотрим, кто станет его первым покорителем на Гранд-Турах.

Маршрут 17-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: Уже на пятом километре пути пелотон проедет местечко Сюз-ла-Рус, известное своим замком XI века с сухим рвом вокруг, который когда-то был наполнен водой. Ну, замок и замок, сколько замков мы уже повидали во время просмотра нынешнего Тур де Франс. Справедливое замечание, да, вот, только это уже не совсем, чтобы замок.

Последний владелец его умер в 1958 году, наследника не оставил и завещал строение благотворительной организации, которой сей проблемный подарок был не очень-то и нужен. В итоге, через несколько лет замок отошел генеральному совету местного департамента, возглавлял который Жак Менье, по совместительству являвшийся президентом синдиката виноградарей. Недолго думая, он решил обустроить там штаб-квартиру винодельческих организаций, проводить дегустации и курсы повышения квалификации. Но затем эта идея развилась, и в замке был основан университет вина, который выдает дипломы, признающиеся на международном уровне. Например, вы там можете получить диплом консультирующего сомелье или пройти курс менеджмента, маркетинга и экономики винодельческого сектора.

Если вино вас не интересует, то в замке есть помещение XVI века постройки, которое оборудовано было как теннисный корт. Там играли в же-де-пом – это аналог известного нам вида спорта, где мяч перекидывается через натянутую веревку или сетку, только тогда для удара чаще использовали не ракетки, а голые руки, иногда надевали перчатки или даже брали биты. Во Франции игра получила огромную популярность, в одном только Париже было более полутора тысяч залов. А в 1908 году же-де-пом был включен в программу Олимпийских Игр, но по забавному стечению обстоятельств в соревнованиях не приняли участие ее основатели, а за медали боролись только представители Великобритании и США.

Замок, он же винный универститет, в Сюз-ла-Рус

18 июля (четверг). Гап – Барселоннет, 179 км (холмистый этап). Трансляция: 13:45-19:15

Хитрый холмистый день, в котором альтиметрия подъемов не дает толком проявить себя горянкам, и в то же время маршрут создан совсем не под чистых спринтеров, поскольку общий набор высоты превышает три тысячи метров по вертикали. В нормальных условиях должен быть отрыв, который отпускают на десяток минут, а генеральщики и спринтеры превращают этап в транзитный перед тяжелыми днями в больших Альпах. Но вдруг опять уедет с беглецами какой-нибудь образный Адам Йейтс или Жуан Алмейда, за которым начнется хаотичная охота с торгами ведущих команд, которые будут решать кто кого должен догонять.

Всего в четверг будет пять гор, и все они получили третью категорию сложности, то есть идеально подходят для формирования отрыва. Притом первая из них Коль-дю-Фестр (3,9 километра со средним градиентом 6,3%) является едва ли ни самой тяжелой на этапе. Дело в том, что категорийную часть присвоили только макушке этого подъема, но по факту дорога будет идти вверх на протяжении почти 14 километров, и на неучтенных участках несколько раз будут встречаться стенки с градиентами в 6-7%. То есть, если бы вы ехали с туристической целью, то восхождение на Фестр приятное с выполаживаниями, но в начале этапа Тура, где все будут дергать, такая аритмия будет не очень располагающей к покою.

Если на этом длинном подъеме отрыв не сформируется, то затем будет еще один шанс на коротком, но более крутом Кот-де-Корп (2,1 километра со средним градиентом 7,2%). Дорога ведет к одноименной деревеньке, расположенной на берегу живописного искусственного озера Лак-дю-Соте. Совсем неподалеку, буквально в получасе ходьбы от центральной улицы, находится дамба с электростанцией, там же проложена виа феррата для любителей альпинизма, а также оборудован зиплайн, проходящий прямо над озером.

Дамба на озере Лак-дю-Соте возле местечка Корп

Кстати, дорога из Гапа в Корп – это один из участков так называемой «дороги Наполеона», которую он прошел после бегства с острова Эльба в 1815 году. Правда, тогда император шел кратчайшим путем как раз через вышеупомянутую Коль-Байар, здесь же гонщиков пустили по параллельной дороге, чтобы не повторять маршрут предыдущего этапа. Впрочем, как известно, те «сто дней» возвращения к власти не принесли Наполеону ничего хорошего. После поражение в битве при Ватерлоо он осознал бедственное положение страны и во второй раз отрекся от престола. При попытке бегства был задержан англичанами и впоследствии сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где впоследствии и умер.

Борьба непосредственно за победу на этапе должна начать разворачиваться приблизительно за 65 километров до финиша, после того, как гонщики проедут Шорж. В 1790 году, когда был образован департамент Верхние Альпы, именно эта деревушка временно стала ее административным центром, поскольку географически находился в самом сердце новоиспеченной территориально-административной единицы Франции. Уже летом того года в местной церкви прошло собрание, которое после долгих споров и разногласий приняло решение перенести столицу в Гап, где и стартовал этот этап Тур де Франс. А спустя 200 лет потомки решили повторить ту историческую встречу, явившись в церковь в костюмах XVIII века, для решения насущных проблем Верхних Альп. Как многие впоследствии заметили, повестка дня несильно отличалась от той, что была в 1790 году. Снова в центре внимания оказались вопросы распределения средств бюджета и строительства дорог. Разве что, переносить административный центр никто в этот раз не планировал.

После Шоржа гонщиков ждут два заключительных подъема дня:Кот-де-Сент-Аполлинер (7 километров со средним градиентом 5,5%) и Кот-де-Демуазель-Куаффе (3,6 километра со средним градиентом 5,4%), на которых стоит попробовать добыть преимущество над соперниками, поскольку дальше последует спуск и около 25 километров в небольшой тягун, на которых беглецам будет необходимо показать мастерство индивидуального хода. Только в непосредственной близости от финиша дорога станет преимущественно равнинной, позволяя в случае групповой развязки разыграть классический спринтерский финиш.

Профиль 18-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: Последняя категорийная гора дня ведет к скальному образованию Демуазель-Куаффе, название которого можно перевести как «дамы в шляпах» (или, как вариант, «девичьи прически»). Эти тонкие высокие колонны, образованные из осадочных пород в результате эрозии, действительно сверху увенчаны такими большими камнями, которые внешне напоминают головные уборы. Хотя есть у них и еще одно название, французы часто именуют эти причудливые скалы «волшебными дымоходами». 

Особое изящество данному месту придает тот факт, что расположены эти природные творения на краю одного из крупнейших водохранилищ Европы Сер-Понсон. Идея его создания возникла после нескольких серьезных наводнений в долине, повлекших гибель десятков людей в середине XIX века. Однако, реализована она была лишь сотню лет спустя. Постройка плотины привела к тому, что долина постепенно заполнилась водой, затопив несколько деревень, в результате чего полутора тысячам людей пришлось покинуть свои дома.

Нетронутой осталась только часовня Сен-Мишель, которая была воздвигнута на холме еще в XII веке. Правда, в 1692 году армии герцога Савойского ее разрушили, но местные жители не допустили такого варварства и в скором времени восстановили часовню. Теперь же она является одним из символов этих мест – зимой и ранней весной до Сен-Мишель можно добраться по суше, но затем, когда вода прибывает, холм с часовней превращается в небольшой остров.

Говорят, что лучший вид на водохранилище Сер-Понсон открывается со смотровой площадки возле деревушки Ле-Соз-дю-Лак, которую пелотон также проедет в четверг сразу после восхождения к скалам Демуазель-Куаффе. Словом, виды на восемнадцатом этапе Тур де Франс нас ждут чудесные.

Те самые альпийские дамы в шляпах Демуазель-Куаффе

От автора: Мы с вами вступаем в последнюю неделю Тур де Франс, и у кого-то уже через семь дней интерес к велоспорту угаснет до следующего лета. Но мы все же призываем вас не торопиться, еще будет Олимпиада, чемпионат мира, Вуэльта Испании и всегда прекрасная Ломбардия. Надеемся, что для кого-то Тур де Франс, прожитый вместе с нашим велоблогом, станет поводом почаще заглядывать на трансляции гонок в будущем. Уже не раз убеждались, что яркие события случаются и за пределами «Большой Петли», хотя и она еще далеко не завершена. Если желаете поддержать наш проект, то будем рады вашим подпискам, плюсам, комментариям и донатам.

Photo: aso.fr, gruissan-mediterranee.com, lacalade.fr, bienvenueenprovence.fr |Loic Julien, ateliermazine.fr, pinterest.fr, touescabaneesdulac.com, s.france24.com, en.advisor.travel.