Поворот не туда. Он делает безопаснее или убивает легендарную велогонку Париж – Рубе?
«Это что, шутка?» - таким сообщением в соцсетях действующий чемпион Париж-Рубе и один из главных фаворитов этого года Матье ван дер Пул встретил решение о внесении изменений в маршрут гонки за три дня до старта. Тем более, что речь шла об одном из ключевых секторов «Северного ада» - знаменитом Аренбергском лесе, о котором мы подробно рассказывали год назад.
К счастью, сам живописный сектор «паве» остается нетронутым, но меняется подъезд к нему. Непосредственно перед самой «траншеей Аренберга» появляется шикана, которая призвана сильно замедлить пелотон при заходе на битую лесную брусчатку, на которою ранее гонщики залетали на скоростях в районе шестидесяти километров в час. Но сделает ли это Париж-Рубе безопаснее?
«Я думаю, что теперь перед Аренбергом будет еще важнее оказаться впереди, - отмечает ван дер Пул, - На самом деле, это даже не шикана, а фактический поворот на 180 градусов. И если туда вместе приедет весь пелотон, как это обычно и бывает, то спокойно его преодолеть смогут не больше десяти человек, а всем остальным придется чуть ли ни спешиваться. Поэтому я не считаю, что такое решение улучшит безопасность гонки, хотя хорошо, что над этим вопросом задумываются. Проезд по Аренбергскому лесу – это действительно один из самых опасных моментов сезона».
Запрос на изменение этого участка поступал от многих команд и гонщиков, и большинство высказывались за корректировку маршрута. Но в краткосрочной перспективе найти оптимальное решение не представлялось возможным – альтернативные дороги подъезда к «траншее Аренберга» либо слишком узкие для пелотона, либо находятся в плохом состоянии с множеством ям и выбоин от автомобилей.
«Это временное решение с шиканой, - подтверждает директор гонки Тьерри Гувену, - В следующем году оно будет однозначно улучшено. Будут проведены дорожные работы, но за имеющиеся три-четыре дня нам не уложиться. Мы осознаем, что этот поворот приведет к резкому торможению, и гонщики из хвоста группы могут либо упасть, либо сойти с велосипедов. Но в конце концов, будет гораздо лучше, если гонщики упадут при торможении на асфальте, чем на высоких скоростях на булыге».
Такой подход, конечно, вызывает множество вопросов. И в первую очередь критические стрелы летят в сторону главы Ассоциации профессиональных велосипедистов Адама Хансена: «Все, что он предлагает – худшие вещи, которые происходят в нашем спорте». Подобные посты собирают тысячи лайков в интернете, но здесь надо помнить, что непосредственно сам запрос шел от гонщиков и коллективов, а Хансен только откликался на их просьбы. «У нас было три варианта решения проблемы, но на деле рабочим оказался только один – с этой шиканой. О возможных изменениях мы говорили еще несколько недель назад, но окончательное решение было принято только сейчас, когда получили обратную связь от команд», - отмечает Адам.
«Я был одним из тех, кто просил организаторов вмешаться, - признается опытнейший 35-летний гонщик Тим Деклерк по прозвищу «Трактор», - Аренберг превращается в настоящее безумие, поскольку с каждым годом секция выглядит все хуже и хуже. Из-за этого сломалось уже столько карьер, что больше так продолжаться не может. Все говорят, что велоспорт должен быть безопаснее, но как только поступают какие-то предложения, их авторам сразу указывают на недостатки и критикуют».
Масла в огонь подливает еще и плохая погода во Франции, там несколько дней уже поливают дожди, и к самой гонке условия по прогнозам синоптиков вряд ли сильно улучшатся. Поэтому неустанная работа волонтеров и пасущихся местных коз, которые всеми возможными способами избавляют булыгу Аренберга от травы, дает слабые результаты. Лужи и покрытые огромным слоем грязи булыжники делают этот участок настолько же опасным и сложным, как это было осенью 2021 года. И это обещает нам вновь крайне драматичную гонку.
«Гонщики, полностью залитые кровью после падения лицом в острые камни на высокой скорости – это то, что хотят видеть фанаты?» - задается вопросом 24-летний американский гонщик Маттео Йоргенсон. Впрочем, в ответ на это он получает комментарии следующего содержания: «Если вы не готовы ездить булыгу на таких скоростях, то вы слабаки. Просто держитесь подальше от Рубе». Собственно, так американец и сделал – его нет в финальном протоколе гонки.
Все эти споры стали еще более яростными после того страшного завала, что произошел в четверг во время четвертого этапа Тура Страны Басков, в котором получили различные травмы более десятка гонщиков, включая мировых суперзвезд: Йонаса Вингегора, Ремко Эвенпула и Приможа Роглича.
На фоне этого происшествия высказался и Матье ван дер Пул: «Знаете, главная опасность в нашем спорте кроется в самих гонщиках. Мы осознанно идем на риски, и в этом и есть самая большая проблема. Все хотят оказаться впереди, а это попросту невозможно. Мы гоняемся на шоссе, здесь можно изменить некоторые вещи, но далеко не все. Велоспорт никогда не будет полностью безопасным, поэтому порою надо рассчитывать исключительно на свою удачу. Это, конечно, плохо, но как есть».
Париж-Рубе: маршрут, фавориты, трансляция
Если отбросить в сторону скандальную шикану, то в остальном маршрут Париж-Рубе не претерпел серьезных изменений. Старт 260-километровой гонке будет вновь дан в Компьене, который уже почти полвека является отправной точкой «Северного ада». Стоит заметить, что это отнюдь даже не пригород Парижа, до столицы отсюда на машине ехать более часа.
Компьень давно известен, поскольку в местном дворце еще со Средних веков находилась резиденция французских королей. Здание многократно перестраивалось, и в последний раз во времена Наполеона Бонапарта, который вскоре после реставрации назначил там встречу будущей императрице Марии-Луизе Австрийской. А последним жившим там монархом стал Наполеон III. Сегодня дворец вместе с прилегающим парком открыт для посетителей в качестве музея.
Привычно первые сто километров пути из Компьеня относительно простые и позволяют гонщикам вкатиться в ритм, после чего начинаются те самые 29 секторов «паве», предлагающие почти 56 километров тряски по брусчатке. Правда, стоит отметить, что в последнее время даже стартовый отрезок на Париж-Рубе едут очень быстро, практически не давая шансов сформироваться отрывам. Особенно важно контролировать гонку, если воскресный прогноз подтвердится, и «Северный ад» будет проходить в дождевых условиях.
Не изменились три ключевых участка, на которых обычно и происходят все ключевые события гонки. Наличие шиканы не отменяет тот факт, что именно с «траншеи Аренберга» (2,3 километра брусчатки) начнется серьезный развал пелотона, которому, к сожалению, традиционно способствуют, в том числе, и серьезные падения гонщиков. Знаменитый лес проходится внутри последней сотни километров маршрута, и к тому моменту в ногах гонщиков будет уже десять пройденных участков «паве».
Второй серьезный отбор в головной группе традиционно приходится на сектор Монс-ан-Певель (3 километра брусчатки), который почти непрерывно используется на Париж-Рубе с 1978 года. Кстати, изначально его планировали использовать в маршруте Тур де Франс-2014, но из-за плохих погодных условий он был исключен для безопасности спортсменов. Впрочем, если главная гонка мира может себе позволить такие вольности, то «Северный ад» никаких поблажек своим участникам обычно не дает.
Наконец, финальное испытание, обычно окончательно определяющее будущего победителя гонки, состоит из связки «паве» Камфин-ан-Певель (1,8 километра брусчатки) и Карфур де л’Арбр (2,1 километра брусчатки). Первый из них носит еще альтернативное название «Сектор Эдди Меркса», и он является частью древней римской дороги между городами Эстер, что ныне в Бельгии, и Турне, неподалеку от Лилля. Второй считается последним пятизвездочным сектором в гонке и имеет достаточно богатую историю, в том числе и не самую лицеприятную, но об этом мы поговорим в каком-нибудь из будущих материалов о «Северном аде».
После прохождения Карфур де л’Арбр останется всего 15 километров до финиша, и если к этому моменту все еще не будет единоличного лидера, то победитель будет определяться уже в спринте на велодроме в Рубе. Чемпиону традиционно достанется приз в виде огромного булыжника на подставке, который вручается с 1977 года, то есть именно с того момента, как старт гонки переехал в Компьень.
Имя главного фаворита Париж-Рубе никто не скрывает – это уже не раз упомянутый ранее Матье ван дер Пул. Он попытается защитить титул прошлого года, что никому не удавалось сделать аж с 2009 года, когда трофей повторно достался бельгийцу Тому Боонену.
Умудренный опытом босс команды Soudal - Quick-Step Патрик Лефевр, неоднократно со своим коллективом побеждавший на Париж-Рубе, согласен с тем, что голландца можно назвать главным фаворитом: «Трудно переломить ситуацию, и у меня нет волшебной палочки, как думают многие. Пока дела идут не очень хорошо, хоть парни и стараются изо всех сил. Мы должны быть реалистами. Если Матье оторвется, нам придется бороться за второе место – надеюсь, нам это удастся. Не тешим себя ложными надеждами, потому что, если Ван дер Пул атакует за десятки километров до конца и уедет, гонка будет окончена. Хотя у нас были случаи, когда мы не являлись фаворитами, а затем финишировали на подиуме или даже побеждали на Париж-Рубе. Так что, все возможно».
«Северный ад» знаменит тем, что это совершенно непредсказуемая гонка. Любой прокол или падение на многочисленных брусчатых секциях может резко спутать карты лидерам и выкинуть в мусорное ведро все предстартовые расклады. А возможный дождь добавит еще один элемент случайности. Именно поэтому так трудно выиграть Париж-Рубе дважды подряд, даже если ты находишься в потрясающей форме. Кто же может помешать Матье ван дер Пулу?
Забавно, что одним из главных конкурентов голландца считается его собственный партнер по команде Яспер Филипсен, взявший этой весной другой Монумент Милан – Сан-Ремо. Впрочем, сам он предпочитается оставаться в тени чемпиона мира: «Мы хотим победить, и у нас есть команда, которая делает это возможным. Конечно, мы не забываем о соперниках, но за исключением Матье суперфаворитов в гонке нет. Мадс Педерсен – один из конкурентов, но нам гораздо важнее, чтобы на Рубе все шло без проблем».
Датчанин также скромничает, хотя на одной из гонок в этом году он уже обыгрывал ван дер Пула: «Будем откровенны, у Матье несколько больше побед на Монументах, чем у меня, да и в целом он более сильный гонщик. Поэтому я бы даже не говорил о каком-то серьезном соперничестве с ним. Я просто порою стараюсь его обыгрывать, когда выдается такая возможность. И уж точно у нас не такое противостояние, какое есть у Матье с Воутом ван Артом. Хотя я все равно верю, что могу выиграть в это воскресенье». Также среди основных соперников голландца часто называют победителя 2022 года Дилана ван Барле и опытного Штефана Кюнга, в последнее время регулярно попадающего в топ-5 на Париж-Рубе.
Топ-5 фаворитов: Матье ван дер Пул (Нидерланды), Мадс Педерсен (Дания), Штефан Кюнг (Швейцария), Яспер Филипсен (Бельгия), Дилан ван Барле (Нидерланды)
Прочие претенденты на победу: Джонатан Милан (Италия), Ойер Ласкано (Испания), Кристоф Лапорт (Франция), Том Пидкок (Великобритания), Оливер Насен (Бельгия), Альберто Беттиоль (Италия), Нильс Политт (Германия), Джон Дегенкольб (Германия), Тим Мерлир (Бельгия), Лоренс Пити (Новая Зеландия), Лука Моццато (Италия), Тим Велленс (Бельгия), Расмус Тиллер (Норвегия), Каспер Асгрен (Дания), Иван Гарсия Кортина (Испания), Лоренц Рекс (Бельгия)
Официальный старт гонки намечен на 12:10 по московскому времени, но телеканал Eurosport 1 привычно намерен начать трансляцию заранее, сразу после окончания показа легкоатлетического марафона в Париже. Прямой эфир 121-го выпуска Париж-Рубе в воскресенье 7 апреля с 11:30 до 18:45 по московскому времени.
Для тех, кто не сможет посмотреть гонку с самого начала, отметим некоторые ключевые «таймкоды». Прохождение первых брусчатых секций ожидается в районе 14:30 мск, к Аренбергскому лесу пелотон подъедет не ранее 15:45 мск, протяженный сектор «паве» Монс-ан-Пенвель по графику стоит в районе 17:00 мск. Разумеется, погода может внести некие коррективы в эти планы.
В любом случае, будет ли дождь или выглянет солнце, есть ли шикана перед Аренбергским лесом или нет, победит ли главный фаворит Матье ван дер Пул или нас ждет очередной сюрприз, «Северный ад» остается одной из самых любимых классических гонок фанатов велоспорта в календаре.
Тем удивительнее, что в 1896 году, когда Париж-Рубе только создавался, эта гонка протяженностью всего 280 километров считалась легкой разминкой перед куда более значимой и популярной 560-километровой Бордо-Париж. Да и брусчатка тогда совсем не пугала гонщиков, в те времена они ездили на абсолютно любых покрытиях.
Со временем супермарафон стал терять свою престижность, поскольку требовал особой подготовки и мешал участию спортсменов в Джиро д’Италия и Вуэльте Испании. В последний раз на профессиональном уровне гонка Бордо-Париж состоялась в 1988 году. Десять лет назад ее попробовали возродить на любительском уровне, но попытка была признана неудачной.
И теперь некогда скромный «Северный ад» - это жемчужина сезона, а о монструозной Бордо-Париж никто даже и не вспоминает. Такие разные бывают повороты судьбы. Главное, чтобы решения организаторов не оказывались «поворотом не туда».
От автора: Недавно наш велоблог преодолел отметку в 150 подписчиков. Этот маленький юбилей еще раз доказывает, что нишевые и далеко не самые популярные виды спорта находят свою аудиторию. Правда, очень хочется, чтобы живой интерес к ним просыпался не только в связи с драматическими событиями, как в случае с гигантским завалом на Туре Страны Басков, или на ключевом горном этапе Тур де Франс, но и в другие дни. Велоспорт бывает очень интересным, надеемся, и мы надеемся, что монументальная гонка с более чем вековой историей это подтвердит. Привычно будем рады любой вашей активности: донатам, лайкам, подпискам, комментариям.
Photo: hautsdefrance.fr, rtbf.be, hlimg.com, dhnet.be, wielerflits.nl, leparisien.fr, rudyprojectna.com, directvelo.com, cyclinguptodate.com, pelotonpost.com/A.S.O./Pauline Ballet
А решение с шиканой кажется каким-то нелепым. Кажется, будет очень нелепо выглядеть.
Спасибо вам за статью, продолжайте в том же духе.