12 мин.

Вперед, за кенгуру! В Австралии стартует новый велосезон

Пока в Северном полушарии царят зима, холода, снег, да лыжи с биатлоном, в жаркой летней Австралии традиционно открывается новый большой велосезон. Уже полтора десятка лет страна кенгуру, коал и утконосов радушно принимает у себя дома мировую элиту этого двухколесного шоссейного спорта, и в этом году организаторы подготовили особенный маршрут.

Но прежде давайте вспомним, как эта гонка вообще появилась в международном велоспортивном календаре. Как ни странно, непосредственное влияние оказала автомобильная серия «Формула-1», которая перенесла проведение своего этапа Гран-При в Мельбурн. В итоге, власти Аделаиды и всего штата Южная Австралия, оставшиеся без королевских автогонок, в срочном порядке искали адекватную замену. Они хотели вернуть большой спорт в регион, и так появилась идея создания веломногодневки Тур Даун Андер.

Если дословно перевести название гонки, то выйдет что-то наподобие «Тура внизу под землей». На самом деле, это разговорное выражение, которое широко распространено у жителей Австралии и Новой Зеландии. Оно связано с тем, что эти две страны расположены в Южном полушарии, «ниже» большинства стран земного шара, поэтому и выходит, что они находятся где-то там внизу под землей.

Первый же выпуск гонки в 1999 году, несмотря на низкий присвоенный дебютный рейтинг, привлек вполне достойный состав участников, а первым чемпионом австралийской многодневки стал известный спринтер-классик Стюарт О’Грэйди. К огромной радости болельщиков он был еще и уроженцем здешних мест – олимпийский чемпион и многократный призер Игр родился именно в Аделаиде. Через два года он сумел повторно победить на Тур Даун Андер, а ныне Стюарт закончил карьеру и является директором этой гонки.

Стюарт О'Грэди

Первые же старты показали огромный интерес жителей Южной Австралии, да и в целом всего континента, к большому велоспорту. Всего за пять лет молодая многодневка заметно выросла в цене, став самой высокорейтинговой за пределами Европы. А в 2008 году было принято знаменательное решение о включении Тур Даун Андер в календарь ПроТура, который в дальнейшем преобразовался в Мировой Тур. Так эксклюзивные права Европы на проведение всех главных велогонок были попраны, а все ведущие команды впервые отправились за пределы Старого Света.  

ВЕЛИКИЙ ОППИ, СТАВШИЙ КЕНГУРЕНКОМ

Экономические выгоды от проведения многодневки также с годами заметно росли – от изначальных 10-15 миллионов долларов до 60 с лишним в последние годы. Создавались новые рабочие места, а зрители охотно приходили посмотреть на ведущих гонщиков современности – общая аудитория Тур Даун Андер в настоящее время стабильно держится на уровне около 800 тысяч человек. Это позволило гонке получить награды лучшего спортивного события страны, а также войти в тройку наиболее привлекательных мероприятий с точки зрения туризма. А сам Тур Даун Андер разросся в глобальное десятидневное событие с мужской и женской многодневками, велосипедным фестивалем для любителей, а также множеством сопутствующих мероприятий с уличными вечеринками и живой музыкой.

За всеми этими многочисленными культурными событиями можно забыться и пропустить саму гонку. Впрочем, как это бывает и на всех других престижных соревнованиях мирового уровня, приблизительно за полчаса до прибытия основного пелотона перед зрителями проезжает красочный караван автотранспорта, который одновременно исполняет функцию ревизора трассы и развлечения для публики. В Австралии эту процессию традиционно возглавляет кенгуренок Оппи, а также шесть гигантских велосипедистов – все они находятся на крышах машин сопровождения гонки.

Имя Оппи выбрано не случайно. Талисман-кенгуру назван в честь знаменитого австралийского велогонщика 20-х и 30-х годов прошлого века Хуберта Оппермана. Он стал широко известен после своей победы на суточном веломарафоне Bol d’Or, став одним из последних чемпионов в истории 24-часовой гонки. Его успех громкими овациями встретили пятьдесят тысяч человек, собравшихся на велодроме в Париже. Однако, после финиша его менеджер уговаривал продолжить гонку, чтобы проехать рекордную тысячу километров. Хуберт отказался, но тренер и кричащая «Allez Oppy!» толпа все ж убедили австралийца сесть обратно на велосипед, и через 1 час 19 минут нужная дистанция была покорена, принеся ему огромную славу во Франции.

А еще через несколько лет Опперману покорилась другая знаменитая гонка тех времен Париж-Брест-Париж, которая считалась самой длинной и сложной в мировом велоспорте. Ее протяженность составляла почти 1200 километров, и преодолевались они не в рамках отдельных этапов, как это принято сейчас на многодневках, а как единый марафон. Несмотря на ужасные погодные условия с дождем и ветром австралиец доехал до финиша за 49 часов, назвав этот успех величайшим в своей карьере.

Опперман

Как потом признавался австралиец, его секретом успеха стал сельдерей – по его собственным признаниям он съел около пяти килограммов за гонку. И при этом никакого допинга, хотя он был уже вполне распространен в те времена среди гонщиков. Опперман всегда был ярым противником применения допинга спортсменами и отчаянно отстаивал эту точку зрения вплоть до самой своей смерти: «Употребление наркотиков - порочная практика, лично я бы разослал экспертные медицинские заключения о его побочных эффектах каждому участнику, потребовал бы, чтобы они подписали его как прочитанное и понятое, а затем, если бы они сдали положительный результат, отстранил бы их от участия на всю жизнь. Слава – это то, что нужно завоевать. Честь – это то, что нельзя терять».

МАРШРУТ-2024: ДВЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ГОРЫ

В этом году старт Тур Даун Андер доверен небольшому городку Танунда. Поселение были основано здесь прусскими иммигрантами. Они впоследствии начали печатать первые в регионе газеты, выходившие на немецком языке. А еще позже именно Танунда стала местом, где нацистская партия пыталась распространить свое влияние по территории Австралии. Впоследствии это темное прошлое пытались стереть из памяти, в частности переименовывая многие немецкие названия.

Сейчас город Танунда славен старейшими в мире (по крайней мере, согласно имеющимся документам) коммерческими виноградниками, посаженными еще в середине XIX века. И именно среди них будет по большей части проходить первый этап Тур Даун Андер, имеющий преимущественно равнинный характер. Вообще, первые четыре дня австралийской многодневки имеют относительно плоский рельеф с небольшими холмами и предполагают спринтерский финиш из большой или малой группы. Настоящая же борьба за генеральную классификацию развернется в выходные, для чего организаторы подобрали наиболее известные горы в окрестностях Аделаиды.

За время проведения Тур Даун Андер большую славу снискал себе подъем Виллунга Хилл (3 километра со средним градиентом 7,4%), долгие годы являвшийся решающим в борьбе за генеральную классификацию. Его безумно полюбили фанаты, которые зачастую называют эту гору настоящим символом австралийской гонки - для местных это почти как Турмале, Англиру или Дзонколан на Гранд-Турах, хоть и с куда более скромными цифрами, но с такими же потрясающими толпами болельщиков вдоль трассы.

Сам подъем начинается непосредственно из небольшого провинциального городка Виллунга, который был учрежден одним из первых в Южной Австралии, сразу после открытия здесь сланцевого карьера. Собственно, музей сланца, непосредственно возле которого и начинается само восхождение, напоминает об истории зарождения этого места. Хотя название происходит от слова «вилланга», то есть «места зеленых деревьев», и действительно, растительности здесь тоже достаточно.

Виллунга Хилл

Директор гонки Стюарт О’Грэйди старается периодически вносить коррективы в маршрут Тур Даун Андер и не мыслить стереотипно. В последний раз подъем на Виллунгу использовался аж в 2020 году, затем была двухлетняя пауза из-за ковида, а в маршруте прошлого года любимого австралийцами подъема не оказалось. «Не хочу превращать гонку во что-то одноликое, - говорит Стюарт, - Надо перетряхивать маршрут, использовать разные подъемы и места. В следующем году нас ждет юбилейный 25-й выпуск Тур Даун Андер, и я очень постараюсь поискать что-то особенное, что окажется еще более захватывающим, чем восхождение на Виллунгу. Хотя она и остается настоящим любимцем фанатов».

Но в этом 2024 году О’Грэйди все же доверился старой и проверенной Виллунге, которая встретится на пятом этапе Тур Даун Андер, и будет пройдена дважды, притом финишный створ привычно обустроят на самой макушке подъема. Субботний этап должен значительно перекроить генеральную классификацию, но это лишь часть задумки организаторов.

В минувшем году ключевым подъемом вместо Виллунги была выбрана гора Маунт Лофти (1,3 километра со средним градиентом 7,3%), и она также понравилась зрителям и руководителям гонки. Поэтому в 2024 году было принято решение сюда вернуться. «Тогда это был очень быстрый этап, парни летали по трассе. Ты все время едешь то вверх, то вниз, поэтому у тебя просто нет времени разобраться, кто и где находится. Из-за сложного субботнего этапа в этот раз мы сделали только два с половиной круга вместо четырех, но с тремя подъемами на Маунт Лофти».

Вообще эта гора считается первой в регионе, на которую взошли европейцы после заселения Аделаиды почти две сотни лет назад. Из-за расположенного на вершине обелиска, нехитрыми способами превратившегося в навигационный ориентир по типу маяка, Лофти была закрыта для посещения во время Второй мировой войны. Однако, с возвращением мирного времени она вновь стала центром притяжения туристов, которые с высоты любуются красотами местного национального парка, а также расположенной внизу Аделаиды.

Маунт Лофти

Таким образом, Виллунга Хилл в субботу и Маунт Лофти в воскресенье станут ключевыми на нынешнем Тур Даун Андер. Такая связка из двух тяжелых дней ранее не была типичной для стартовой гонки сезона в Австралии, но курс на усложнение маршрутов в тренде в современном велоспорте, и мы с большим нетерпением ждем яркого зрелища в окрестностях Аделаиды.   

ФАВОРИТЫ

Подъем на Виллунгу должен очертить список главных фаворитов на победу в Тур Даун Андер. Неудивительно, что за минувшие две недели с начала года немало спортсменов в рамках тренировок посещали эту гору и отмечали свои результаты в популярном приложении Strava. Но многие были впечатлены, когда увидели в числе лучших время гонщика «Формулы-1» Валттери Боттаса.

Финн известен своей любовью к велоспорту, даже его девушка – профессиональная гонщица на шоссе, но все же пересаживаться с четырех колес на два ему, пожалуй, все же не стоит. Несмотря на очень хороший показатель для любителя, от показателей «профиков» Боттаса на Виллунге отделяет более трех минут, а сильнейшие гонщики пелотона способны ехать и вовсе вдвое быстрее Валттери. Поэтому его ждем в скором времени в Мельбурне на автогоночной трассе в Альберт-Парке, а мы пока огласим список фаворитов на велосипедных кольцах Южной Австралии.

Главные фавориты: Милан Вадер (Нидерланды), Саймон Йейтс (Великобритания), Люк Плапп (Австралия), Лоренс де Плюс (Бельгия), Джек Хейг (Австралия)

Прочие фавориты: Жюлиан Алафилипп, Джордж Беннетт (Новая Зеландия), Филиппо Ганна (Италия), Дерек Джи (Канада), Джонантан Нарваес (Эквадор), Оскар Онли (Великобритания), Майкл Сторер (Австралия), Исаак дель Торо (Мексика), Стивен Уилльямс (Великобритания), Диего Улисси (Италия), Финн Фишер-Блэк (Новая Зеландия), Бен Цвихофф (Германия)

Призер прошлого года Саймон Йейтс надеется шагнуть на одну ступеньку выше и все же выиграть Тур Даун Андер, и именно его имя называют одним из первых в числе главных фаворитов на победу в Австралии. А вот пока еще действующий чемпион гонки Джей Вайн в этот раз перед домашней публикой не выступит: «Я поставил себе срок в десять лет в велоспорте, после чего планирую вернуться в Австралию. Как только в 2030 году закончится мой контракт, я выйду на пенсию. Если к тому моменту я не выиграю еще какую-то гонку, я все равно буду счастлив, поскольку в приоритете будут уже личные и семейные цели – а именно иметь столько детей, сколько позволит жена. Хоть семьи пока у меня еще и нет, но приоритеты уже расставлены. Более того, стоит помнить, что, когда ты будешь на смертном одре, приз Тур Даун Андер в виде тарелки тебе уже никак не поможет. Он останется только будущим поколениям».  

Вайн с трофеев

В отсутствие Вайна надежды хозяев связаны в первую очередь с новоиспеченным чемпионом страны Люком Плаппом, партнером Саймона Йейтса по команде. В Австралию они приезжают в качестве двух капитанов команды с четко определенной целью завоевать охровую майку, но в дальнейшем в сезоне их программы сильно расходятся. К слову, изначально на Тур Даун Андер лидерская майка была привычного желтого цвета, но затем организаторы сделали выбор в пользу охры, которая напоминала им о родине.

Этот древний пигмент был ценным и крайне востребованным товаром среди аборигенов Австралии. Доступ к лучшей охре был всего у нескольких племен, и места ее добычи считались священными. Коренные жители рисовали с помощью охры карты, и если сейчас посмотреть на австралийские земли с высоты птичьего полета, то виды будут очень похожи на те цвета и узоры, что изображены на тех самых древних картах.

Правами на показ австралийской многодневки в большинстве стран мира обладает телеканал Europsort, однако, из-за проходящего параллельно в соседнем Мельбурне теннисного турнира Большого шлема, эфирная сетка перегружена, и в обычной ТВ-трансляции увидеть Тур Даун Андер с русскими комментариями в этом году не получится. Тем не менее, у кого-то наверняка есть подписки на различные платформы, кроме того, в нашем сообществе VK постараемся дать ссылки на имеющиеся бесплатные прямые эфиры гонки.

Первая трансляция с «винного этапа» в Танунде начнется уже 16 января (вторник) в 3:30 мск. Ключевые же события на горных этапах развернутся в субботу и воскресенье, также поздней ночью и ранним утром для тех, кто живет в Европе (или европейской части России). Разумеется, при желании посмотреть их можно будет в записи в любое удобное время. Пропускать старт сезона не стоит, Тур Даун Андер – всегда колоритная и крайне неожиданная в плане результатов гонка.

Тур Даун Андер

От автора: Рассказом об Австралии мы решили немного напомнить о себе и о том, что шоссейный велоспорт постепенно выходит из зимней спячки. Но в полноценном формате наш блог должен вернуться уже ближе к весне, когда начнутся всемирно известные гонки с богатой историей. Уверены, что впереди нас ждет потрясающий сезон. Надеемся, что вновь проведем его вместе с вами. Под статьей пишите комментарии, делитесь своими мыслями, оставляйте плюсы. Всегда рады вашей активности и откликам. Велоспорт снова здесь!

Photo: bikeraceinfo.com, adelaidenow.com.au, nma.gov.au, adelaidehillclimbs.files.wordpress.com, parks.sa.gov.au, news.com.au, assets.auscycling.org.au