Топ-7 лучших молодых гонщиков 2023 года
Вы читаете последний выпуск сезона. Букв вышло много, но эти люди заслуживают того, чтобы о них написали.
Уходить всегда сложно. Но уйти и оставить о себе добрую память сложнее вдвойне. Большие чемпионы, как правило, окружены как толпами поклонников, так и десятками тысяч ненавистников. Иметь великолепную карьеру и оставаться любимцем всех и каждого попросту невозможно. Но своим трудом и достижениями заставить себя уважать, как прекрасного спортсмена, вполне возможно.
3-кратный чемпион мира и 7-кратный обладатель зеленой майки Тур де Франс словак Петер Саган. 2-кратный покоритель Турмале и победитель Ломбардии француз Тибо Пино. Олимпийский чемпион и триумфатор «Северного ада» бельгиец Грег ван Авермат. Специалист гонок с раздельного старта Роан Деннис, выдающийся «доместик» Луис Леон Санчес и несравненная королева Женского Тура Аннемик ван Флёйтен. Это лишь часть списка прекрасных гонщиков, которые по окончании этого сезона завершают свои карьеры. Они подарили нам яркие гонки и стали авторами красивых побед. Мы же с достоинством их провожаем и благодарим за все те прекрасные моменты, что пережили вместе с ними. Мы не обязаны каждого из них любить как человека, но уважения как спортсмены они точно заслуживают.
Многие выдающиеся гонщики уходят, но время не стоит на месте, и на арене появляются новые имена, готовые и дальше писать историю большого велоспорта. Сегодня, когда сезон на шоссе можно считать официальном закрытым, пришло время не только оглянуться назад, но и с надеждой взглянуть вперед. Мы предлагаем вашему вниманию список ярких талантов, которые в этом году уже заявили о себе, и, возможно, в скором будущем выйдут на ведущие роли в Мировом Туре.
Ниже список топ-7 гонщиков, которые своими успехами обратили на себя внимание велоспортивной общественности в 2023 году. Важно отметить, что мы в него включили только совсем молодых спортсменов, которым на текущий момент (то есть до конца сезона) еще не исполнился 21 год. Граница эта проведена не случайно, поскольку в 21-летнем возрасте есть уже немало зарекомендовавших себя ранее гонщиков, которые успели за несколько сезонов обвыкнуться в пелотоне среди элиты, как, например, те же Хуан Аюсо, Арно де Ли или Магнус Шеффилд.
Вне рейтинга: итальянец, мексиканец и эстонец
Но прежде хочется сказать несколько слов о спортсменах, которые не вошли в заветную семерку, однако, заслуживают отдельного упоминания. Например, 19-летний итальянец Джулио Пеллицари из континентальной команды Green Project-Bardiani, который на днях на Туре Турции въехал в шестерку сильнейших на королевском горном этапе, где преодолевался, пожалуй, самый сложный подъем современного профессионального велоспорта – Бабадаг. Ранее Джулио также здорово смотрелся во время покорения знаменитого горного серпантина Трансфагарашана в Румынии и легендарного Коль-де-ла-Лоз во время Тура Авенира. К слову, на молодежной версии Тур де Франс итальянец стал вторым в общем зачете.
Выиграл же Тур Авенира достаточно неожиданно 19-летний мексиканец Исаак дель Торо, который совершил невероятное, завоевав абсолютно все майки гонки: очковую, горную, молодежную и, разумеется, знаменитую желтую победителя общего зачета. Любопытно, что несмотря на выигрыш королевского этапа до Коль-де-ла-Лоз в районе Куршевеля и Мерибеля, мексиканец не стал лидером гонки. И только в последний день на еще одном горном этапе они вместе с Пеллицари сбросили желтую майку американца Ричителло и вдвоем уехали к триумфу на Туре Авенира. Отметим, что до этого момента Исаак выступал за скромный велосипедный клуб из Сан-Марино, но с нового сезона его взяла под свое крыло UAE Team Emirates, которая уже ищет следующего вундеркинда после Тадея Погачара.
Наконец, нельзя не упомянуть и 20-летнего эстонского спринтера из Тарту Мадиса Михкелса, который в первую очередь запомнился громким скандалом на китайском Туре Гуанси, где он так и не смог выступить. Все дело в том, что в соцсетях выложили шуточное видео, где Мадис специально руками сузил глаза, пародируя китайцев. Разумеется, это было воспринято как расизм, а команда немедленно сняла Михкелса с гонки. Позже эстонец принес извинения за инцидент и заверил, что никого тем самым не хотел оскорбить. Так или иначе, осадочек остался, хотя ранее в сезоне он успел несколько раз ярко проявить себя. Например, в конце лета Мадис выиграл спринтерский этап с финишем в пригорок на Туре Германии, опередив таких серьезных гонщиков как Данни ван Поппель, Фил Баухаус и Мадс Педерсен. А в сентябре на моложеном чемпионате Европы он остановился в шаге от медали, всего секунду уступив бронзовому призеру. Дальнейшее развитие карьеры эстонца пока предположить сложно, хотя действующий контракт на следующий сезон у Мадриса есть.
7 место. Пер Странд ХАГЕНЕС (Норвегия, 20 лет, Jumbo-Visma Development Team)
Главный успех сезона: Победа на гонке «Мюнстерланд Джиро» в Германии
Пер Странд - уроженец Саннеса, фактически пригорода Ставангера, который в последние годы традиционно принимает финал Тура Норвегии. Вместе эти города образуют третью по численности агломерацию в стране после Осло и Бергена, и неслучайно эти места считают одними из самых велосипедных регионов Северной Европы.
Отец Хагенеса любил кататься на велосипеде по городу, и сын пошел по его стопам, беря своего двухколесного друга в какие-то короткие поездки, чтобы, например, попить кофе в кафешке или купить продукты в магазине. Затем к велосипеду пристрастился и его сосед, и они стали вместе кататься. Правда, у Пера Странда, в отличие от соседа, это переросло в профессию.
Хагенес впервые обратил на себя внимание еще в 2021 году, когда стал чемпионом мира среди юниоров. И уже к тому моменту он был на карандаше у Jumbo-Visma, которая вела активные переговоры о его переходе в их молодежную команду развития. В следующем сезоне норвежец выиграл молодежную версию Париж-Тур, и, наконец, теперь пришло время первых успехов на элитном уровне.
Сначала Пер Странд победил на гонке в голландском Дренте, которая обычно завершается спринтом, но в этот раз многочисленные атаки при сильных боковых ветрах раздергали пелотон, а сам норвежец успешно ушел в отрыв из небольшой группы на последних километрах: «Я знал, что не самый быстрый спринтер, поэтому постарался заранее избавиться от своих соперников и поехал газ в пол, когда до финиша оставалась пара километров. Надеялся оторваться от них, и мне это удалось – оглянулся, увидел, что разрыв был уже солидный и понял, что смогу победить».
В мае Хагенес выиграл королевский этап гонки «4 Дня Дюнкерка» из Рубе в Кассель через череду городских подъемов с брусчатыми секциями. А в сентябре норвежец повторил свой трюк с поздней атакой на престижной немецкой гонке «Мюнстерланд Джиро». Из-за сильного дождя и ветра пелотон развалился достаточно быстро, и Пер Странд вновь оказался в группе лидеров. На последних километрах в ней осталось менее десяти человек, каждый из которых пытался сбросить соперников. Но именно атака норвежца за два с половиной километра до финиша оказалась успешной. Любопытно, что сам он не знал, что гонка закончилась, когда в очередной раз пересекал линию финиша, поскольку запутался в кругах.
Еще за пару недель до своего успеха в Германии Jumbo-Visma объявила о том, что со следующего сезона переводит Хагенеса из молодежной в основную команду. «Считаю, что у меня выдался отличный год, - признает Пер Странд, - Я получил определенный опыт в гонках среди элиты, благодаря чему мой переход в профессионалы должен пройти гладко. Сам бы я хотел выступить на классиках, и, если бы мне дали проехать какую-нибудь бельгийскую гонку, это была бы фантастика. По крайней мере, в долгосрочной перспективе планирую сосредоточиться именно на них: Омлоп Хет Ньювсблад, Гент-Вевелгем, Тур Фландрии… Это все мои любимые гонки». Правда, больше всего норвежец хочет победить на Париж-Рубе, повторив успех своего кумира детства Петера Сагана.
6 место. Тибо НЕЙС (Бельгия, 20 лет, Lidl – Trek)
Главный успех сезона: Победа на гонке «Гран-При кантона Аргау» в Швейцарии
Тибо – сын Свена Нейса, одного из самых успешных специалистов циклокросса в истории. Он, как это часто и бывает, пошел по стопам отца и гоняется в команде Trek Lions, где папа является его непосредственным боссом. Но не думайте, что это какой-то блат, Тибо действительно очень талантлив.
В 2020 году он стал чемпионом мира среди юниоров, а этой зимой добился такого же успеха на молодежном первенстве. Параллельно с этим среди профессионалов титул оба раза брал сам Матье ван дер Пул, и велоспортивная пресса уже начала сравнивать Нейса с выдающимся голландцем. Впрочем, сам Тибо скромничает и такие сравнения не готов проводить, поскольку только начинает соревноваться на высочайшем элитном уровне: «Мне пока за счастье будет просто побороться со звездами и попытаться оказать им сопротивление в финале. А всего что удастся добиться сверх того – просто приятный бонус. Не хочу себя сравнивать с Матье, очевидно, что разница между нами сейчас достаточно велика, потому что он просто с другой планеты».
Впрочем, пока ван дер Пул пропускает стартовые гонки нового сезона в циклокроссе, Нейс показывает себя во всей красе, одерживая победы на гонке в бельгийском Берингене и на первом этапе Кубка мира в США. «Откровенно говоря, я удивлен этим успехом, поскольку очень плохо стартовал и потерял много позиций, вывалившись из десятки сильнейших. Однако, мне удалось быстро вернуться в группу фаворитов, что меня подстегнуло, а на холме со ступеньками мне удавалось выигрывать у них по несколько секунд на каждом круге, что и стало залогом успеха. Впрочем, гонка вышла непростой, и я был рад пересечь линию финиша», - подытожил Тибо.
«Он имеет хороший спринтерский финиш, что является большим преимуществом в таких дисциплинах, - отмечает его отец, - Но важно и то, что он постоянно оттачивает свою технику в кроссе, приобретая дополнительную уверенность на тяжелых участках. Поначалу ему было непривычно гоняться с «большими мальчиками», но сезон на шоссе с профессионалами очень помог. Надо иметь смелость с достоинством проигрывать, чтобы впоследствии побеждать – таков мой совет. Считаю, что Тибо уже достаточно взрослый, чтобы справляться с серьезным давлением без моей опеки».
Что касается шоссе, то здесь Нейс также преуспел. Он победил на этапе Тура Норвегии до Ставангера, за три дня ни разу не выпадал из десятки сильнейших на финише, за счет чего выиграл очковую классификацию гонки. А всего через пару недель Тибо добился успеха на Гран-При кантона Аргау, отобравшись в группу лидеров на холмистых швейцарских кругах, и в спринтерском броске опередил таких мастеров как Марк Хирши и Пейо Бильабо. Пару раз он был близок к успеху и на Туре Бельгии, но один раз уступил Матье ван дер Пулу, который отметился ранней атакой, а в другой раз проиграл сильнейшим спринтерам современности – Фабио Якобсену и Ясперу Филипсену.
Главным разочарование для Тибо стал молодежный чемпиона мира в Глазго, где в групповой гонке он не попал даже в двадцатку сильнейших: «По ощущениям у меня были хорошие ноги, и, в целом, мы допустили не так много тактических ошибок. Однако, эту гонку было практически невозможно контролировать, я никак не находил подходящего времени для решающего ускорения, а атаки соперников шли в противофазу. В итоге, мы отпустили отрыв, а дальше найти возможности отыграться так и не нашлось».
Зимой Нейс намерен сосредоточиться на циклокроссе, но пока он не делал громких заявлений о том, что планирует всерьез бороться за Кубок мира. А с весны менеджеры Lidl – Trek вновь начнут подобрать холмистые гонки, где Тибо сможет показать свой класс в спринте из небольшой группы.
5 место. Ленни МАРТИНЕС (Франция, 20 лет, Groupama - FDJ)
Главный успех сезона: Победа на гонке «Мон-Ванту» во Франции
О прекрасном будущем «Мышонка Мартинеса» неоднократно в своих репортажах на Eurosport говорил Сергей Курдюков. Сын Олимпийского чемпиона по маунтинбайку Мигеля Мартинеса и внук горного короля Тур де Франс Мариано Мартинеса, разумеется, не мог пройти мимо велоспорта, хотя всерьез занялся им только в четырнадцать лет. Французы возлагают на Ленни большие надежды в первую очередь в Гранд-Турах. Тем более, что «трехцветные» уже очень давно не имеют гонщика, всерьез способного бороться за победу в генеральном зачете на Тур де Франс, и это их крайне тяготит.
В этом сезоне благодаря финишу на втором месте на горном этапе к астрофизической обсерватории Хаваламбре, Ленни на несколько дней даже получил красную майку лидера Вуэльты Испании, став вторым самым молодым гонщиком в истории всех Гранд-Туров. Моложе него был только Анри Корне, который возглавил общий зачет Тур де Франс в возрасте 19 лет и 344 дней, правда, было это в далеком 1904 году. «Меня пришли поздравить с этим успехом столько ребят из других команд, что я даже не ожидал», - отмечал ошеломленный своим достижением Ленни. Впрочем, уже на второй неделе на этапе до Турмале француз заметно просел, потеряв больше восьми минут. А в итоговой классификации Вуэльты не смог попасть даже в двадцатку сильнейших.
Нечто похожее было и на Вуэльте Каталонии, и на Критериум Дофине, где Мартинес выдавал отдельные неплохие горные этапы, но провести гонку целиком без срывов не удавалось. Поэтому неудивительно, что большая победа в сезоне пришла к нему в однодневной гонке с покорением легендарной вершины Мон-Ванту, где он опередил Майкла Вудса, Доменико Поццовиво и Хесуса Эрраду. Результат неплохой, но надо помнить, что из-за погодных условий на «Гиганта Прованса» спортсмены забирались всего лишь раз, вместо привычных двух восхождений. «Когда пересекал линию финиша, все время смотрел, нет ли там уже какого-то гонщика. Никак не мог поверить, что моя первая профессиональная карьера случится на Мон-Ванту, на такой горе… Просто невероятно», - не мог подобрать слова Ленни.
С учетом всех выше оговорок, стоит признать, что Мартинес действительно неплохой горняк, способный в свои лучшие дни бороться за победы на тяжелых этапах. Но смогут ли из него сделать высококлассного многодневщика? Пока Ленни, по его же собственным словам, мечтает выиграть просто отдельный этап.
4 место. Макс ПУЛ (Великобритания, 20 лет, Team dsm – firmenich) feat. Оскар Онли
Главный успех сезона: 4 место в генеральной классификации Тура Романдии
Макс Пул, наравне с соотечественником Оскаром Онли, планомерно накатывается голландским коллективом dsm-firmenich в качестве потенциального претендента на топ-10 генеральной классификации в многодневных гонках. Поначалу казалось, что он несколько уступает чуть более старшему коллеге, но в этом сезоне Макс оказался даже чуть успешнее. Хотя глобально британцы сопоставимы, на разных гонках в зависимости от профиля и самочувствия они способны помогать друг другу, развозя партнера в качестве «грегари».
Так было в этом году на Туре Романдии, где Макс занял высокое четвертое место в общем зачете, а Оскар при этом проводил прекрасные смены в горах. Успех Пула связан во многом с тем, что гонка с раздельного старта в Швейцарии была достаточно короткой и горной, что максимально подходит британцу. Как только профиль интервального старта становится пологим, а протяженность переваливает за 20 километров, Макс начинает терять минуты по сравнению с прямыми конкурентами, и это очень серьезная проблема. На Туре Польши британцы поменялись ролями, благодаря чему уже Оскар вошел в десятку сильнейших, и снова главные проблемы возникли в индивидуальной гонке на время. Именно там британцы каждый раз набирают свое основное отставание от соперников.
Любопытно, что в отличие многих, семья Макса очень далека от спорта. Хотя если считать работу отца мойщиком окон разновидностью физических нагрузок и спортивных упражнений, то и не совсем далека. Как-то во время очередного рабочего дня папа Макса разговорился с одним из клиентов, который забирал своих детей на тренировку на велодром в Квибел-Парке, и отправил сына посмотреть, на что это вообще похоже. Пул осмотрелся, ему понравилось, и он стал увлекаться велокроссом, треком и гонками на шоссе, совмещая это еще и с футболом. Впрочем, когда пришло время делать выбор, вы сейчас понимаете, на чем он в итоге остановился. «Как видите, Дэвида Бекхэма из меня не вышло», - шутит сейчас Пул.
На Вуэльте Испании Макс занял четвертое место на горном этапе до Крус-де-Линарес, где убедительную победу одержал Ремко Эвенпул: «Нам удалось отобраться в отрыв, как мы это изначально и планировали с командой. На предпоследнем подъеме я попытался зацепиться за Ремко, и поначалу это даже получилось, но в итоге я загнал себя в красную зону. У меня совсем не осталось сил на последние километры, хотя я и упирался до конца. Конечно, обидно, что не добрался до подиума, но, по большому счету, я сделал все, что мог».
Время бороться с Ремко и прочими мировыми звездами еще не пришло, но в обоих британцев в команде сильно верят, поэтому голландский коллектив продлил с ними контракт аж до 2027 года. Сам Макс утверждает, что ставит перед собой задачу просто совершенствоваться изо дня в день, не зацикливаясь на конкретных результатах. Он спокоен, непринужден и немного дерзок – типичный житель британской деревни, который вдруг захотел вырасти в большого звездного велогонщика.
3 место. Ромен ГРЕГУАР (Франция, 20 лет, Groupama – FDJ)
Главный успех сезона: Победа в генеральной классификации гонки «4 Дней Дюнкерка»
Ромен – второй проспект команды Groupama-FDJ, которому наравне с Ленни Мартинесом пророчат большие успехи в многодневках, и судя по последним результатам, его перспективы как генеральщика выглядят даже немного солиднее, чем у примерявшего красную майку Вуэльты соотечественника. Правда, когда журналисты начинают говорить о том, что он похож на Погачара и Эвенпула, Ромен сразу пытается вернуть собеседника на землю: «Не хочу сравнивать себя с этими инопланетянами. Если моя карьера будет развиваться также быстро как у них, здорово! Но если мне потребуется гораздо больше времени, то это тоже вполне нормально. А возможно я вообще никогда не доберусь до такого уровня. Хотя, я, конечно, постараюсь».
«Ромен прекрасно знает, какая печальная судьба ждала многих французских гонщиков, которые по своему потенциалу были способны побороться за победу на Тур де Франс. В этом смысле он не по годам взрослый, и старается не забивать свою голову излишними ожиданиями», - признается тренер Грегуара. Пока он скорее хороший панчер, которому идеально подходят те же арденнские классики. Но когда подъемы становятся слишком длинными или очень крутыми, это уже не его территория. Вспомните те же этапы на Вуэльте до Турмале ила Англиру, где Ромен проигрывал очень много – десятки минут.
Но это и не должно удивлять, поскольку всерьез шоссейным велоспортом Ромен занялся не так давно, всего пять-шесть лет назад. Отец увлек его маунтинбайком уже в шесть лет, однако, всерьез заниматься им и участвовать в соревнования по кроссу он начал только в двенадцать. При этом Грегуар совмещал это еще с занятиями конным спортом: «Я долго занимался верховой ездой и был очень предан этому делу. На конюшню я ходило с трех лет, и мне это нравилось. Бывал там каждую неделю, участвовал в соревнованиях. Национальной федерацией признаны семь уровней, и я их все прошел. Так что, думаю, я был не так уж и плох. И сегодня я очень скучаю по лошадям».
С конями Ромен окончательно распрощался в шестнадцать лет, когда он остановил свой выбор на велоспорте. При этом он больше был сосредоточен на велокроссе, а шоссе долгое время оставалось лишь вспомогательным методом подготовки, хотя и там он показывал неплохие результаты. «В одни их выходных я должен был выступать на Кубке Франции по велокроссу, но за несколько дней до старта соревнования отменили. Тогда я обратил внимание на юниорский национальный чемпионат по шоссе и заявился туда. Маршрут мне совсем не подходил, да и в целом не очень планировал свое участие в нем, но решил не тратить выходные в пустую». Так в 2020 году Грегуар стал чемпионом Франции среди юношей на велошоссе, а в 2021 году он повторил свое достижение. И сразу после это все французские СМИ начали сходить с ума. А когда он в одной из гонок опередил талантливого бельгийца Киана Эйтдебрукса, слава окончательно накрыла его с головой.
В этом сезоне Грегуар стал победителем общего зачета Тура Лимузена и 4 Дней Дюнкерка – это холмистые и среднегорные многодневки, где нет монструозных подъемов, что идеально подходит французу. Там Ромен пополнил свою коллекцию пятью победами на этапах, за счет чего стал самым успешным гонщиком команды в сезоне. Прекрасно выступил он и в начале сезона на Страде Бьянке, заняв в итоге восьмое место, сразу за Матеем Мохоричем и Пейо Бильбао.
Говорить о перспективах Ромена на Гранд-Турах пока рано, скорее речь должна идти о недельных гонках, где организаторы обычно стараются избегать сверхсложных подъемов. Хотя сам Грегуар в интервью не раз признавал, что ему интересно защищать лидерскую майку. «Я готов упорно работать и отдавать всего себя до самого финиша, чтобы сохранять первое место в общем зачете, даже если это будет значить, что из-за этого я упущу победу на этапе», - отмечал француз.
2 место. Джошуа ТАРЛИНГ (Великобритания, 19 лет, INEOS Grenadiers)
Главный успех сезона: Бронза чемпионата мира в гонке с раздельного старта
«Немноголюдно, довольно тихо. Там всегда приятно тренироваться: многие дороги проложены вдоль побережья, рядом пляжи и море, а когда сворачиваешь немного вглубь страны внезапно вырастают холмы. Идеалистичная картина, правда. Хотя здесь действительно часто идут дожди, но, на самом деле, это не так и плохо. Другое дело, что все большие соревнования далеко отсюда. Пытался участвовать в гонках в Шотландии, но качество их организации так себе. Приходилось проводить в дороге минимум по три часа, чтобы добраться до более или менее нормальных треков. Благо, у нашей семьи был кемпер, и мы могли оставаться по несколько дней во время соревнований», - так описывает свое детство в родном Уэльсе Джошуа Тарлинг. Сейчас, живя в Андорре со своей девушкой, и пользуясь поддержкой профессиональной команды, многие организационные проблемы британца остались в прошлом.
Тарлинг, как и многие мастера велоспорта на треке, прекрасно умеет ездить гонки на время на шоссе. Однако, несмотря на то, что к своим девятнадцати годам он успел завоевать золото и серебро среди юниоров в гонке с раздельного старта, переход в профессиональный спорт ожидался не таким легким. И даже успех в национальном первенстве, где Джошуа стал самым молодым в истории чемпионом, не слишком убеждал специалистов.
На чемпионате мира в Глазго ему предсказывали место максимум в шестерке сильнейших, но он значительно превзошел все ожидания, завоевав бронзу. Выше оказались только признанные специалисты этого вида программы – взявший золото Ремко Эвенпул и его партнер по команде INEOS Grenadiers Филиппо Ганна. Именно итальянец стал ролевой моделью для молодого Тарлинга. «Нет никого лучше Пиппо. Но я сильный и люблю атаковать», - с улыбкой заметил Джошуа.
Ганна же добавил: «Хотя он и молод, у него уже очень мощный мотор. За ним будущее. Не могу сказать, что фокусируюсь конкретно на нем, но отмечу, что его позиция на байке уже очень аэродинамична, даже мне есть чему поучиться». Действительно, так идеально складываться в нужную посадку при росте в 194 сантиметра нужно уметь.
Итальянец пропустил разделку на чемпионате Европы, сосредоточившись на групповой гонке, и в отсутствие двух фаворитов Тарлинг довольно уверенно забрал титул себе, привезя ближайшим конкурентам более полуминуты. Ганна, когда узнал результат партнера по команде, не удержался и пошутил: «Неплохой парень. Я пропустил разделку, потому что тогда бы я полностью облажался, ха-ха». Впрочем, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
Это на себе испытал Ремко Эвенпул в самом конце сезона, когда на знаменитой гонке на время «Хроно Наций» (Chrono des Nations) проиграл Тарлингу, и оказался единственным, кто вписался в минуту проигрыша британцу. «Ехал хорошо, и не думаю, что мог бы прибавить еще по дистанции. Стартовал достаточно быстро, но он был еще быстрее, и это преимущество, добытое на первых километрах, он смог удержать до самого финиша», - отметил бельгиец. Кроме того, Ремко пожаловался на яму, из-за которой он ударился локтем, и мешавший сильный ветер, но все же признал, что Тарлинг в этот день оказался сильнее. Разумеется, гонки в конце сезона не всегда показательны, но определенные выводы все же позволяют сделать.
«Конечно, мне нравятся разделки, хотя больше всего я люблю ездить Классики, - признается Джошуа, - очень хочу показать себя на Туре Фландрии и Страде Бьянке. Последняя – вообще классная гонка, которая просто обязана стать одним из Монументов велоспорта. Она очень престижна и заставляет бороться до последнего».
Всего за период с июня по октябрь Джошуа одержал четыре победы, и все они были добыты в гонках с раздельного старта. Учитывая, что в копилке есть также бронза чемпионата мира и золото Европы, сезон валлийца стоит признать сверхуспешным. Тем не менее, Тарлингу очевидно есть куда прибавлять в групповых гонках – там валлиец ни разу не был близок даже к десятке сильнейших на финише.
1 место. Киан ЭЙТДЕБРУКС (Бельгия, 20 лет, BORA - hansgrohe)
Главный успех сезона: 8 место в генеральной классификации Вуэльты Испании
Многие его называют «новым Ремко», и он к этому привык. Однако, порою журналисты задают каверзные вопросы – совсем не те, что ждешь. «На кого ты больше похож, на Погачара или Вингегора»? Киан сначала задумался, а потом отшутился: «Разница между мной и Тадеем в том, что он очень взрывной. А я пока не могу проделывать такую фантастическую работу за короткое время, хоть рассчитывая и прибавить в этом компоненте. Так что, больше похож на Вингегора. С другой стороны, Йонас очень худой. Тадей хотя бы чуть побольше, как и я по комплекции».
В этом году улыбчивый бельгиец полностью проехал пять многодневок, включая Вуэльту Испании, и во всех финишировал в десятке сильнейших генерального зачета. Победитель Тура Авенира-2022, молодежной версии Тур де Франс, начал оправдывать надежды с самых первых стартов, и всего за один сезон зарекомендовал себя одним из самых стабильных гонщиков пелотона. Да, возможно, сейчас пока не идет речи о больших победах, но то огромное количество очков, которые Киан принес команде своими выступлениями, крайне ценны.
Весь этот сезон бельгиец провел в экспериментальном режиме, находясь в поисках своего предела. Никто не требовал от него топ-выступления на Вуэльте в по-настоящему первый профессиональный сезон в элите, но Киан превзошел все ожидания и даже навязал борьбу своему лидеру Александру Власову. Из-за этого даже возникли некие трения в команде: «Удивился, когда он пытался меня атаковать. Я еще довольно молод, поэтому являюсь не самой сложной целью. Думаю, это решение не лучшее для команды. Надо работать вместе, а не пытаться обогнать друг друга. Будет глупо отдать свои места из-за борьбы внутри команды. Но я вижу, что он очень хочет оказаться выше меня в классификации».
В итоге, на последних этапах Вуэльты Власову все же удалось обогнать бельгийца, но тот сохранил свое место в десятке сильнейших. «Я счастлив, что добился своей цели. Этим я доказал команде и всем другим, что способен быть конкурентоспособным все три недели. Мы также поняли свои слабые места: гонки с раздельного старта и короткие подъемы, требующие взрывной работы, над этим надо будет еще много работать. Впрочем, это задача на ближайшие несколько лет, а пока стоит просто радоваться достигнутому результату», - резюмировал Киан, ставший самым молодым бельгийцем в истории, которому удалось попасть в топ-10 на Гранд-Туре.
В следующем сезоне Эйтдебрукс рассчитывает вновь проверить свои силы на Гранд-Туре, и будет выбирать гонку, в маршруте которой будет большой набор высоты и мало километров разделки. «В этом смысле я являюсь некой противоположностью Ремко Эвенпулу», - с иронией отметил Киан. Хотя если бельгиец продолжить следовать своему изначальному плану (Вуэльта-23, Джиро-24, Тур-25), то мы увидим его в мае на «Корса Роза». Маршрут этой гонки уже представлен, и к ужасу бельгийца организаторы отвели свыше 60 километров для гонок на время.
Фламандец, выросший в Валлонии, свободно говорит на голландском и французском языках. В своей команде он, разумеется, научился немецкому, а еще в обязательно порядке подтянул до хорошего уровня и английский. Такой человек будет своим практически везде. Тем не менее, в BORA-hansgrohe не скрывают, что рассчитывают сохранить его и уже в ближайшем будущем получить в лице Эйтдебрукса одного из выдающихся генеральщиков современности. Однако, после коллизий с Власовым, и с приходом Приможа Роглича, в прессе все чаще стали появляться слухи о том, что молодого талантливого бельгийца не прочь получить в свои ряды многие команды Мирового Тура.
Подлил масла в огонь и инцидент на «Хроно Наций», где Киан планировал поработать над своей техникой в гонках с раздельного старта. На дистанции у бельгийца возникли проблемы с переключением передач, он быстро заменил велосипед, но запасной совсем не подходил ему, и это вызвало гнев обычно спокойного Эйдтебрукса: «Я приехал сюда, чтобы учиться, поэтому было бы здорово, чтобы мои байки были в порядке. У нас есть проблемы и с точки зрения аэродинамики, и в плане конструкции самого велосипеда. Нам действительно есть, что улучшать. На этом я теряю минуты, и это очень много. У меня есть контракт на следующий год, и команда мне помогла добиться большого прогресса за минувший сезон. Но надо реально смотреть на вещи и работать над тем, чтобы быть конкурентоспособными в Гранд-Турах. Если здесь мне не смогут этого предложить, то придется искать новую команду».
Кажется, эти слова, хоть они и довольно резки, похожи на слова большого будущего чемпиона, и именно поэтому мы отдаем Киану первое место рейтинга самых талантливых молодых гонщиков 2023 года. Надеемся, он подтвердит их результатами в будущем сезоне, и уже будет не «новым Ремко», а единственным в своем роде Кианом.
К слову, фамилия Эйтдебрукс в буквальном переводе означает «Из штанов». Но в действительности название пошло не от этого, как и в случае с город Брюсселем, еще именовавшимся Брукзелем. «Брук» в данном случае является старым голландским словом, означавшим болото. Поэтому следует сделать вывод о том, что предки Киана проживали в болотистой местности.
От автора: Этот рейтинг, как и почти любой другой, крайне субъективен. Тем более, когда речь идет о молодых гонщиках, раскрытие которых зависит от многих факторов и обстоятельств. В комментариях оставляйте свои мнения, кто из этих ребят должен стать новой суперзвездой в будущем. Всегда приятно находить талантливых людей.
А еще очень приятно, что за восемь месяцев (с марта по октябрь) наш блог о велоспорте смог собрать свыше 120 подписчиков, а отдельные материалы неоднократно становились выбором пользователей sports.ru. Спасибо за ваши подписки, отзывы, комментарии и лайки – всегда важно получать обратную связь.
Наконец, последнее по порядку, но не по значимости. В течение всего сезона пользователи оставляли донаты за наши публикации. Перечислим их поименно: Горный Велосипедист, Спринтер, Rihanna (дважды), Олег Осипов, Глеб Лукьянов и Даниил Рогов. Спасибо огромное за вашу поддержку!
На этом велосезон 2023 года завершен, пришло время перезарядить батарейки, задорно провести зимние праздники, возможно, насладиться снегом, и по весне со свежими силами вернуться к ярким событиям из мира большого велоспорта. Встретимся в новом сезоне.
Photo: escapecollective.com, raisport.rai.it|GettyImages, cicloweb.it|Tour de l’Avenir, teamjumbovisma.com, globalcyclingnetwork.com, ciclismoafondo.es, cyclingweekly.com|Cor Vos, letelegramme.fr, cyclismerevue.be, wielerkrant.be|Cor Vos, mensjournal.com
А бельгиец уже очень многого хочет уже после первого сезона, точно похож на Ремко.
Да, и автору спасибо за отличный материал и весь сезон.
За материал спасибо, ждем в следующем сезоне.
Позвольте лишь один небольшой вопрос перед отпуском - уже опубликованы маршруты двух Гранд-Туров из трёх, в формате блитца - заинтересовали или нет?
Что касается опубликованных маршрутов. В последние годы маршруты Джиро на бумаге мне нравились больше, чем на ТДФ. Но в 2024 все несколько иначе. На мой взгляд, на итальянском Гранд-Туре есть немало странных и спорных решений от организаторов, хотя некоторые интересные этапы для себя отметил. А вот Тур произвел целостное положительное впечатление - он кажется крайне сбалансированным. Единственное, гонщики много жаловались на 30+ км белых дорог. Понять их можно, но это только подогревает интерес.