Ломбардия – место дани велосипедным богам
Из Бергамо в прекрасный город Комо на берега одноименного озера, и через год – в обратном направлении. Именно в таком формате мы привыкли видеть заключительную монументальную гонку сезона в последнее десятилетие. Однако, так было не всегда. Изначально Иль Ломбардия стартовала и финишировала в Милане, и вообще задумана была как отдельная гонка, в рамках которой должен был состояться матч-реванш для Пьерино Альбини в сражении с Джиованни Куньоло за поражение в итальянском королевском кубке. Забавно, что ни тот, ни другой в итоге до финиша не добрались, а победил Джованни Джерби, который лучше других перебрался через железнодорожные пути, а затем уехал от соперников в точку и привез им более 40 минут.
Несмотря на конфуз с рельсами, гонка Милан-Милан пришлась по нраву, и быстро завоевала популярность среди гонщиков. Всего через пару лет она получила привычное нам название Джиро ди Ломбардия, постепенно став настоящей «классикой опавших листьев» и большим финалом велосипедного сезона, традиционно закрывая его в октябре-ноябре месяце. Из Милана в Комо финиш переехал только в 1961 году, то есть более полувека спустя проведения дебютной гонки, с целью создания более тяжелой горной развязки. И тогда же на маршруте Ломбардии впервые появился подъем Мадонна-дель-Гизалло, ставший ее настоящим символом, который с тех пор практически всегда включается в маршрут гонку.
Согласно легенде, в Средние века возле озера Комо путешествовал и охотился граф Гизалло. Он подвергся нападению бандитов, когда проезжал мимо деревни Магрельо, расположившейся на вершине холма. Спасаясь бегством, граф умолял о спасении, и тут увидел образ Девы Марии у придорожного алтаря. Она услышала его молитвы и защитила от разбойников, прекративших свое преследование, и якобы после этого по указанию графа на этом месте была построена церковь, которая вместе со всем холмом получила название Мадонна-дель-Гизалло.
Впоследствии трудная дорога наверх и открывающиеся отсюда прекрасные виды завоевали большую любовь велосипедистов, которые традиционно делали остановку возле церкви. По этой причине местный священник предложил объявить Мадонну их покровительницей, и в 1949 году папа Пий XII утвердил данный статус. Он благословил и зажег в Риме большой бронзовый факел, который доставили в святилище два легендарных итальянских гонщика Фаусто Коппи и Джино Бартали, бюсты которых сейчас можно видеть перед входом в храм.
С тех пор в церкви горит вечный огонь по погибшим велосипедистам, а одним из главных артефактов является смятый велосипед, на котором уроженец Комо, олимпийский чемпион Фабио Казартелли, разбился во время Тур де Франс 1995 года. Во время спуска он ударился головой о бетонные блоки, расположенные вдоль проезжей части, получил серьезные травмы и потерял сознание, а во время транспортировки в госпиталь перестал дышать и умер в возрасте 24 лет. Как утверждали впоследствии многие врачи, трагедии можно было избежать, если бы Фабио носил шлем. Но тогда он еще не был обязательным элементом формы во время велогонок.
В целом, с момента объявления Мадонны-дель-Гизалло покровительницей всех велосипедистов, практически все победители больших гонок приезжали сюда и жертвовали вещи, которые так или иначе связаны с их успехами, в первую очередь чемпионские майки. С течением времени их стало так много, что они просто не помещались в храме, и было принято решение о создании специального велосипедного музея рядом с церковью. Он был торжественно открыт в октябре 2006 года, в день проведения юбилейной сотой гонки Джиро ди Ломбардия. Символично, что ее победителем стал Паоло Беттини, у которого всего за пять дней до этого в автомобильной аварии погиб брат. И вы прекрасно понимаете, насколько эмоциональным и трогательным стал тот финиш.
Беттини также является последним на данный момент гонщиком, которому в один год удалось выиграть и Ломбардию, и чемпионат мира. Почему такое сравнение? Дело в том, что долгое время мировой титул разыгрывался летом, а Ломбардию из-за сложности дистанции и представительного состава называли неофициальным осенним мировым первенством, подводившим итоги сезона. С переездом чемпионата мира на сентябрь-октябрь итальянская гонка стала частью «осеннего дубля» или шансом для остальных скрасить разочарование от неполученной радужной майки.
Всего обладателей дубля «чемпионат мира + Ломбардия» в течение одного календарного года насчитывается семь: Альфредо Бинда (Италия, 1927), Том Симпсон (Великобритания, 1965), Эдди Меркс (Бельгия, 1971), Феличе Джимонди (Италия, 1973), Джузеппе Саронни (Италия, 1982), Оскар Камензинд (Швейцария, 1998) и Паоло Беттини (Италия, 2006). Как видите, список крайне достойный, и пополнить его в этом году не получится, поскольку Матье ван дер Пул от участия в Иль Ломбардии отказался, поскольку не имеет нужной физической формы для борьбы за победу, да и в целом ее профиль слишком горный для голландца. Кто же является фаворитом в «Классике опавших листьев», и как проложили маршрут в 2023 году?
Маршрут и фавориты Иль Ломбардии
Стартуют в этот раз из Комо, поэтому знаменитый холм Мадонна-дель-Гизалло проедут первым, но не с классической стороны, из-за чего организаторы даже не располагают там горной премии. Реальную сложность представляют только последние два километра восхождения, до этого гонщики будут ехать по дороге вверх с малыми градиентами в районе 2-3%. Настоящая же легендарная Мадонна-дель-Гизалло начинается от озера возле деревушки Белладжио – там гора имеет протяженность почти десять километров со средним градиентом 6%. В этот раз туда будут спускаться, тем не менее, традиционно, когда пелотон окажется рядом со святилищем мы должны услышать колокольный звон. Дань всем велосипедным богам обязательно должна быть отдана.
Реальная борьба за победу на Иль Ломбардии начнется только после того, как гонщики окончательно покинут берега озеро Комо и начнут извилистый горный подъезд к Бергамо, то есть где-то через два часа после старта. Именно тогда участники «Классики опавших листьев» начнут штурмовать подъем Ронкола Альта (9,4 километра со средним градиентом 6,6%), который мы видели в мае на Джиро д’Италия. На пятнадцатом этапе «Корса Роза» это была финальная гора дня, после чего следовал относительно равнинный подъезд к Бергамо. Ирландец Бен Хили был первым на вершине, но не смог окончательно уехать от соперников, и затем в финишном спринте проиграл американцу МакНалти.
На Ломбардии же Ронкола Альта является лишь первым из череды горных испытаний, и ключевыми должны стать три заключительные подъема, расположенные на последних 90 километрах пути после въезда в Сан-Пеллегрино-Терме. Название должно быть вам знакомо благодаря одноименной газированной и минеральной воде. Впрочем, и внешне этот термальный курорт, разделенный ровно посередине рекой, с его Казино и Гранд-отелем производит яркое впечатление на гостей. Не зря его многие хвалят, но всегда при этом отмечают, что цены там вполне себе кусачие. Всего пара часов в местных термах обойдется минимум в 44 евро, а если захотите сделать массаж или заказать небольшую оздоровительную программу, умножайте это число в несколько раз.
Из Сан-Пеллегрино-Терме начнется двуглавый подъем общей протяженностью более двадцати километров, который организаторы разбили на два независимых: Пассо-делла-Крочетта (11 километров со средним градиентом 6,2%) и Дзамбла-Альта (9,5 километра со средним градиентом 3,5%). Эта связка не является сверхсложной, но из-за своей длины должна заметно проредить пелотон. Реальный же развал должен состояться на следующем за ними Пассо-ди-Ганда (9,2 километра со средним градиентом 7,3%), который многие местные жители считают одним из самых живописных в провинции Бергамо. Большая часть восхождения вполне ровная с рабочими градиентами в 5-6%, но здесь важно не перестараться, поскольку ближе в вершине гонщиков ждет «сюрприз» в виде заметного повышения сложности с участками до 15%. И именно эти финальные километры Пассо-ди-Ганда по прогнозам должны стать ключевым отрезком в формировании финальной группы претендентов на победу.
Вершина Ганды находится за 30 километров до финиша, затем идет длинный технический спуск и въезд непосредственно в Бергамо. В дальнейшем развязка Ломбардии схожа с тем, что мы видели на Джиро д’Италия – сначала будет короткое полуторакилометровое восхождение к Читта-Альта (Верхнему городу) с элементами булыги, а затем нырок вниз к Читта-Басса (Нижнему городу). Именно там в мае победу упустил Бен Хили, поэтому до спринта многие специалисты-горняки и панчеры доводить не хотят. Впрочем, те же Роглич и Эвенпул кажутся вполне готовыми к такой развязке.
Готов ли к этому двукратный действующим чемпион «Классики опавших листьев» Тадей Погачар? Кажется, что он бы предпочел отвязаться от главных соперников на том же Читта-Альта за счет своего резкого и короткого рывка, но не факт, что текущая физическая готовность словенца позволит ему это сделать. «Это длинная и тяжелая гонка с крутыми подъемами, где ты должен быть в очень хорошей форме, чтобы финишировать среди лидеров. Я тут уже выигрывал два года назад, поэтому профиль подходит мне. Мне нравятся гонки с большим набором высоты, как и этот хитрый финиш в Бергамо. Но нужно понимать, что в конце сезона и ноги, и голова уже порядочно устали», - отметил Тадей. Посмотрим, как выйдет на деле, на Иль Ломбардии гонщики преодолеют по вертикали вверх свыше 4 400 метров.
Главные фавориты: Ричард Карапас (Эквадор), Энрик Мас (Испания), Тадей Погачар (Словения), Примож Роглич (Словения), Ремко Эвенпул (Бельгия)
Прочие фавориты: Ромен Барде (Франция), Сантьяго Буитраго (Колумбия), Илан ван Вилдер (Бельгия), Александр Власов (Россия), Майкл Вудс (Канада), Феликс Галл (Австрия), Серхио Игита (Колумбия), Адам Йейтс (Великобритания), Саймон Йейтс (Великобритания), Микель Ланда (Испания), Гийом Мартан (Франция), Бен О’Конор (Австралия), Тибо Пино (Франция), Карлос Родригес (Испания), Бен Хили (Ирландия), Джей Хиндли (Австралия)
На Иль Ломбардии свою профессиональную карьеру заканчивает француз Тибо Пино, который выиграл эту гонку в 2018 году. Его многолетний босс Марк Мадио признал, что никак не может пропустить это событие: «На Ломбардии будут совсем другие эмоции, нежели в предыдущих гонках. Не могу точно знать какие, но понимаю, что точно хочу присутствовать там, вот и всё. Все, кто был с Тибо в одной команде понимают, что вместе с ним мы пережили невероятные, восхитительные эмоции. Мы будем здесь все вместе и как следует отпразднуем это событие. Нельзя сказать, что всегда все было легко и гладко, но мы с достоинством прожили все эти времена».
117-й выпуск «Классики опавших листьев» пройдет 7 октября (суббота), прямой эфир на телеканале Eurosport 2 с 11:15 до 18:00 мск. Нас ждет почти семь часов трансляции с дорог Ломбардии, где традиционно завершается сезон больших велогонок, хотя формально впереди еще китайская многодневка в Гуанси, также входящая в календарь Мирового Тура. Подробнее об Италии и пятом Монументе сезона вам, несомненно, расскажет Сергей Курдюков в эфире.
От автора: Пару недель назад мы задавались вопросом, успеем ли набрать 120 подписчиков в блоге до конца сезона? Что ж, мы справились, и сейчас имеем почти столько же людей, сколько подписано на блог профессиональной команды «Катюша». Уровень! Жаль только, что он не обновлялся с 2011 года, а сама команда несколько лет назад прекратила свое существование, последние годы проведя уже под швейцарской лицензией. Впрочем, это уже детали. ;)
Спасибо за вашу поддержку в течение всего сезона. Он подходит к концу. Думается, что один-два материала еще выйдут, прежде чем мы вместе с гонщиками отправимся на зимний перерыв, чтобы в 2024 году со свежими силами вернуться в мир большого велоспорта.
Звон колоколов Мадонны-дель-Гизалло услышим уже совсем скоро. Напоследок надо обязательно отдать дань велосипедным богам, которые защищают от бед. Жаль только, что далеко не всех им удается спасти…
Эстела Домингес (19 лет, Испания, 09.02.2023), Херман Чавес (28 лет, Колумбия, 03.06.2023), Джино Медер (26 лет, Швейцария, 16.06.2023), Тийл де Декер (22 года, Бельгия, 25.08.2023). Хочется, чтобы на этом в данном списке можно было поставить точку, а не ужасающее троеточие.
Photo: capovelo.com, montagnelagodicomo.it, eurosport.com, lust-auf-italien.com, sportal.eu, cyclingweekly.com, eccolecco.it, ilombardia.it
Понятно только то, что Приможу нужен ТДФ. Тогда Джиро получается точно вакантна для Хиндли или Власова. Вуэльта - всегда определяется по остаточному принципу. Посмотрим, кто кого и когда будет возить. )