17 мин.

Турмале – пиренейская дорога к звездам

На Вуэльте Испании наступает час истины – сразу шесть горных этапов подряд, два их которых можно назвать королевскими. Один из них пройдет по территории Франции, другой организуют непосредственно в стране-хозяйке. И вопросов пока больше, чем ответов. Останется ли Сепп Кусс одним из лидеров и защищенных гонщиков в Jumbo-Visma? Проявит ли себя в больших и длинных горах Йонас Вингегор? Как не на своей территории будет чувствовать себя Ремко Эвенпул? Готов ли Марк Солер вновь стать генеральщиком? И сколько вообще претендентов на победу останется после сумасшедшего по сложности этапа в пятницу?

«Для нас Вуэльта и вовсе стартует только в Пиренеях, - отметил Энрик Мас. Собственно, в них гонка и въезжает, притом, как! С разбега в лоб на легендарные Обиск и Турмале. Сегодня мы совершим путешествие от самых звезд до дорог с дрожащими подвесными мостами, а закончим его, спустившись под землю на шестой континент.  Вверх и вниз – в точности, как поедут гонщики в ближайшую неделю на Вуэльте. Пока же зафиксируем текущее положение в ключевых классификациях гонки. Уже в следующем материале нашего блога в понедельник эти списки будут выглядеть совсем иначе.

Генеральная классификация: 1. Сепп Кусс (США), 2. Марк Солер (Испания) +0:26, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия) +1:09, 4. Примож Роглич (Словения) +1:32, 5. Ленни Мартинес (Франция) +2:02, 6. Жуан Алмейда (Португалия) +2:16, 7. Йонас Вингегор (Дания) +2:22, 8. Хуан Аюсо (Испания) +2:25, 9. Энрик Мас (Испания) +2:50, 10. Александр Власов (Россия) +3:14

Очковая классификация: 1. Кэйден Гроувз (Австралия) – 208 баллов, 2. Хуан Себастьян Молано (Колумбия) – 98, 3. Марин ван ден Берг (Нидерланды) - 84

Горная классификация: 1. Хесус Эррада (Испания) – 22 балла, 2. Эдуардо Сепульведа (Аргентина) – 21, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия) – 20

Молодежная классификация: 1. Ремко Эвенпул (Бельгия), 2. Ленни Мартинес (Франция) +0:53, 3. Жуан Алмейда (Португалия) +1:07

Хесус Эррада

8 сентября (пятница). Формигаль – Коль-дю-Турмале , 135 км (горный этап). Трансляция: 14:30-19:00

День, который мы все ждали – тринадцатый и королевский горный этап до легендарного Турмале. Он будет показан в полном объеме от старта и до финиша, и это наглядное подтверждение того, насколько важным его считают для судьбы Вуэльты. Короткий этап с тремя тяжелейшими горами и общим набором высоты больше четырех тысяч метров. Нечто подобное должны были проехать на испанском Гранд-Туре еще три года назад, но тогда пандемия Covid-19 вынудила организаторов изменить маршрут и отказаться от посещения Франции. Надеемся, что в этот раз обойдемся без форс-мажоров, и все задуманные горные испытания состоятся.

Старт будет дан на высоте полутора тысяч метров возле горнолыжного курорта Фомигаль, который неоднократно сам принимал финиши этапов Вуэльты. Он считается одним из самых популярных в испанских Пиренеях и идеально подходит для семейного катания. А едва ли ни единственным его минусом считаются периодически задувающие сильные ветра. Но если с погодой гонщикам еще теоретически может повезти, то от «старта с места в карьер» отказаться не получится. От Формигаля первые пять километров сразу же пойдут в гору, без возможности «прогреть ноги», до французской границы в районе вершины Порталет.

После этого последует длинный-длинный спуск до Ларёна, который проезжается на Тур де Франс едва ли ни ежегодно, и затем начнется восхождение на первый классический подъем дня Коль-д’Обиск (16,5 километра со средним градиентом 7,1%). Перевал был открыт благодаря жене Наполеона III, которая хотела как можно быстрее попадать к термальным курортам Аржелес-Газоста. Впрочем, поначалу это была только небольшая тропа, составлявшая часть так называемого термального маршрута, а полноценная дорога открылась только в 30-х годах прошлого века. Сейчас Обиск узнаваем благодаря знаменитым гигантским скульптурам велосипедов, окрашенных в цвета Тур де Франс: желтый, зеленый и белый в красный горошек. Как понимаете, это намек на три наградные майки «Большой Петли».

Обиск

Спустившись через Сулор гонщики окажутся у подножия второго большого подъема дня Коль-де-Спандель (10,3 километра со средним градиентом 8,3%), на вершине которого будут разыграны бонусные секунды. В отличие от именитых соседей, он долгое время оставался обделен вниманием Гранд-Туров, пока в прошлом году туда, наконец, не решились заехать на Тур де Франс. Все очень опасались скользкого сыпучего спуска со Спанделя, и оказались правы. Именно там сначала чуть не поскользнулся Вингегор, а затем совершил ошибку и упал Погачар. И теперь Спандель навсегда вошел в историю по тем самым кадрам, когда датчанин ждал своего принципиального соперника из Словении, после чего они пожали руки, продемонстрировав принципы честной игры и взаимного уважения.

После спуска в Аржелес-Газост спортсменов ждет спринтерская премия и дорога в тягун к Люс-сен-Совёру для эпического финального восхождения дня на Коль-дю-Турмале (18,9 километра со средним градиентом 7,4%), где будет разыграна специальная горная премия Чима Альберто Фернандес. Как мы знаем, Турмале и так самая посещаемая вершина в истории всех Гранд-Туров, но в этом году она, кажется, побила все рекорды. На нее забирался сначала мужской Тур де Франс, затем женский Тур де Франс, а теперь еще и Вуэльта Испании. Летом Йонас Вингегор с Тадеем Погачаром создали на Турмале минутный запас над основными соперниками, а затем разыграли победу на финальном подъеме дня к Котре-Камбаску. Тогда Йонас потерпел довольно чувствительное поражение в отдельно взятой конкретной дуэли, но на Вуэльте после Турмале уже не будет спусков и подъемов. Как говорится, все решится здесь и сейчас.

Интересно, что самое первое велосоревнование на Турмале состоялось в августе 1902 года. Оно проходило при поддержке Туристического клуба Франции, который был одной из первых организаций, развивавших велосипедный туризм. Правда, со временем они расширили свою деятельность и предлагали путешествия не только на велосипедах, но и пешком, на автомобилях, мотоциклах, различные кемпинги, спелеологию и многое другое. Тем не менее, именно этот клуб предложил гонку со стартом и финишем в Тарбе с двойным преодолением Турмале. Интересно, что несмотря на то, что на вершине первым был Жан-Баптист Фишер, он в дальнейшем столкнулся с несколькими проколами и проиграл восемь минут победителю. Менее чем через десять лет после этого события легендарную гору включили в маршрут Тур де Франс.

13 этап

Достопримечательность этапа: Неподалеку от Турмале находится Пик-дю-Миди-де-Бигор. К слову, о нем очень часто любит вспоминать Сергей Курдюков во время репортажей. Эта горная вершина на высоте 2877 метров над уровнем моря с располагающейся на макушке астрономической обсерваторией, которой в скором времени стукнет уже полтора века. В ясный день оттуда можно рассмотреть почти все пики Пиренейской цепи вплоть до баскского побережья в Биаррице. Но чтобы добраться туда, придется воспользоваться либо канатной дорогой, либо своими двумя ногами. На Бигор есть несколько пешеходных троп, одна из которых начинается на Турмале.

Разумеется, большинство туристов предпочитают просто прокатиться на вершину и полюбоваться открывающейся красотой, но сейчас Пик-дю-Миди-де-Бигор предлагает и эксклюзивную программу с проведением «Волшебной ночи». Когда день постепенно подходит к концу и все гости спускаются вниз, вы, как привилегированный гость, наоборот, поднимаетесь по канатке из Ла-Монжи наверх.

По прибытии, как правило, предлагают прогуляться по террасе, насладиться закатными видами Пиренеев и угоститься приветственными коктейлями. С наступлением ночи вы отправляетесь на традиционный ужин от шеф-повара и слушаете рассказ гида о звездах, после чего вас ждет местный телескоп. Во время вечерних прогулок обязательно надо утепляться, поскольку температуры падают очень резко и в момент становится очень холодно. После этого вас проводят в ваш номер с видом на горы и звезды, в котором ранее размещались сотрудники обсерватории. А затем короткий сон и раннее пробуждение, чтобы застать рассвет. После завтрака программа продолжится посещением куполов научных объектов, который традиционно закрыты для прочих посетителей. И только после этого канатная дорога доставит вас обратно в Ла-Монжи.

Программа ограничена максимальным количеством в 27 человек за ночь (достаточно большая группа), при этом цена с человека не менее 200 евро – это, пожалуй, два главных минуса. Третий и последний из них – то, что программа очень популярна и бронировать ее надо сильно заранее. А это значит, что вы не можете предугадать, какая будет погода в назначенный день. Обидно попасть на густую облачность в Пиренеях, но, если вам повезет – это будет прекрасное приключение в вашей жизни.

Пик-дю-Миди

9 сентября (суббота). Совтер-де-Беарн – Ларра-Белагуа, 156 км (горный этап). Трансляция: 13:30-19:00

Четырнадцатый этап стартует во французском средневековом городе Совтер-де-Беарн. Одно время, благодаря своему расположению на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела, а также ввиду крепких оборонительных сооружений он являлся одним из ключевых в регионе. Но в XVI веке в результате различных войн былой статус был утрачен, и сейчас он является просто одним из типичных милых французских городков в Атлантических Пиренеях, в котором есть что посмотреть.

Например, Легендарный мост XII века, единственный из всех местных мостов переживший жуткое наводнение 1732 года. Название же он получил после того, как вдову умершего виконта Беарна обвинили в смерти ее новорожденного сына. Для того, чтобы удостоверить ее вину король Наварры приказал кинуть ее связанной по рукам и ногам с моста в воды реки. Но удивительным образом в присутствии тысяч жителей ее немедленно выбросило на берег, и все обвинения с нее были сняты.

Легендарный мост

Из Совтер-де-Беарн гонщики будут двигаться в южном направлении обратно в сторону испанской границы, заезжая на несколько гор, и, хотя по общим характеристикам этап выглядит чуть проще, нежели тот, что ехали накануне с финишем на Турмале, надо помнить, что это будет уже второй подряд тяжелый день для спортсменов, и их усталость с каждым метром восхождения только накапливается.

Если в пятницу старт был сразу в гору, то в субботу гонщикам дают полсотни километров, чтобы раскатиться, пусть дорога и будет идти в небольшой тягун. Однако, затем их ждут два подряд подъема высшей категории сложности. Первой идет гора Коль-де-ла-Урсер (11,1 километра со средним градиентом 8,8%), которая сразу же начинается с максимальных двузначных градиентов, и только ближе к вершине немного выполаживается до рабочих 6-7%.

За ней последует перевал Пуэрто-де-Ларрау/Ларро (14,9 километра со средним градиентом 7,9%), где будут разыграны бонусные секунды. Он известен тем, что стал последним большим подъемом для Мигеля Индурайна на Тур де Франс. Тот этап финишировал в Памплоне совсем неподалеку от дома легендарного испанца, но Мигель проиграл победителю больше восьми минут и потерял шансы завоевать свой шестой титул на «Большой Петле».

Сам Индурайн недавно в интервью вспоминал: «Ларрау становится тяжелым еще до того, как ты начинаешь на него забираться. Уже два первые километра от деревушки требуют от тебя больших усилий, и дальше становится только тяжелее. Тебе кажется, что ты не едешь, а просто идешь пешком». От автомобильной стоянки на Ларрау можно дойти до горы Орхи – самого западного пика Пиренеев высотой более двух тысяч метров.  

Ларрау

Финальный подъем дня Пуэрто-де-Белагуа (9,5 километра со средним градиентом 6,3%) формально впервые появляется на маршруте Гранд-Туров, но по факту это вполне известная дорога на перевал Пьер-сен-Мартен. На него ездили в 2007 году на Тур де Франс в рамках этапа до Обиска, а также в 2015 году, когда финиш обустроили поблизости на горнолыжной станции во французском Аретте. Белагуа – аналогичная горнолыжная станция, только расположенная на испанской стороне в нескольких километрах от вершины Пьер-сен-Мартен.

Вообще, пограничное положение между двумя странами не способствовало благоприятной обстановке в этих местах. Пастухи из долин Наварры и Беарна постоянно спорили о том, кто имел право пасти здесь скот. И с каждым годом склоки становились все жарче, в частности из-за непонятной принадлежности водных источников на перевале. В итоге, один из испанских пастухов убил французского коллегу. В ответ двоюродный брат погибшего собрал банду, пришел в дом испанца и убил его беременную жену. И дальше череда расправ прокатилась по жителям обеих долин. Все закончилось большой битвой, в которой погибли свыше 250 человек.

По результатам расследования суд постановил установить границу на вершине Пьер-Сен-Мартен, четко разграничить все водные ресурсы для каждой из сторон, а также утвердил права выпаса скота на высотных пастбищах, согласно определенными датам. Кроме того, была введена так называемая Дань трех коров в качестве компенсации за конфликт. Фактически таким образом французы платили за право пользоваться высотными пастбищами и источниками воды на испанских территориях.

Официальная церемония передачи коров проводилась ежегодно 13 июля, начиная с 1477 года (тогда есть первое упоминание в записях, хотя ученые предполагают, что начало было положено гораздо раньше), и только несколько раз по разным форс-мажорным причинам была нарушена. В последнее время это превратилось в большей степени в туристическое событие, привлекающее гостей близлежащих курортов. Считается, что это один из старейших международных договоров, который до сих пор действует.

Сам подъем на Белагуа относительно прост по сравнению с Урсером и Ларрау, но общая усталость может сказаться на отдельных гонщиках и вынудить их потерять время в генеральной классификации. Победу на этапе способны разыграть беглецы из отрыва, однако, у генеральщиков могут быть и свои планы на этот день.

14 этап

Достопримечательность этапа: Перед началом восхождения на Пуэрто-де-Ларрау или Ларро (в зависимости от того, испанский или французский вариант названия вы предпочитаете) от одноименной деревушки гонщики проедут поблизости с подвесным пешеходным мостом Хольцарте. Его название в переводе с баскского языка означает «между стенами», что вполне соответствует его местоположению над ущельем. К нему идет пешеходная тропа, которая начинается у отеля и идет вдоль бурной реки, поднимается по достаточно крутым каменным склонам, и пересекает лес. Только после этой часовой прогулки вы подойдете к самому мосту, который расположен на высоте ста пятидесяти метров над ущельем. Рискнули бы на него выйти?

После этого есть два варианта – либо вернуться назад, либо продолжить путь и дойти до конца, совершив полный круг приблизительно за пять часов. Многие писали о том, что совершали прогулку к мосту Хольцарте семьями с детьми 10-12 лет. Другие отмечали, что делать это можно только в хорошую погоду, имея соответствующую экипировку и определенную спортивную подготовку, и даже это не гарантирует, что вы не подвернете лодыжку, забираясь вверх и спускаясь вниз с камней. Что называется, на ваш страх и риск.

Исторически здесь располагалась одна из крупнейших буковых рощ Европы. Работники лесопилок поначалу постоянно объезжали ущелья, перевозя деревья на другой берег, и для того, чтобы не тратить на это огромное количество времени построили пешеходный мост. В итоге, им стали пользоваться не только сами лесорубы, которые гоняли мулов с древесиной, но и контрабандисты, действовавшие между Францией и Испанией. В наше же время мост Хольцарте стал популярной достопримечательностью, которую ежегодно посещают свыше пятидесяти тысяч человек.

Мост Хольцарте

10 сентября (воскресенье). Памплона - Лекумберри, 158 км (холмистый этап). Трансляция: 15:30-19:00

Пятнадцатый этап предлагает участникам уже проверенный Вуэльтой путь из Памплоны в Лекумберри. По такому маршруту гонщики следовали на втором этапе 2020 года, но совсем по другим дорогам. Тогда ближе к концу было знаменитое восхождение к святилищу Сан-Мигель-де-Аралар, спуск с которого запомнился благодаря вышедшим на дорогу пони, между которыми спортсмены изящно лавировали. В этот раз организаторы приготовили подъезд к финишному городу с юго-восточной стороны через относительно легкий подъем Пуэрто-де-Суаррарате (7,3 километра со средним градиентом 4,8%). Его в воскресенье пройдут дважды, совершив два круга вокруг Лекумберри.

Лекумберри в переводе с баскского языка означает «Хорошее новое место». Связано это с тем, что город неоднократно был уничтожен в результате войн и пожаров, но каждый раз возрождался. За него сражались и баски из Гипускоа, и кастильцы, и французы. Начиная с XIII века здесь собирали таможенные пошлины с купцов, а позже сюда стали свозить всю почту, которая доставлялась по Королевской дороге из Памплоны в Страну басков. В Лекумберри на ночлег останавливалось и много известных людей, ехавших в Сан-Себастьян. Например, доподлинно известно, что в местном отеле гостил американский писатель Эрнест Хемингуэй, лауреат Нобелевской премии по литературе.

В старом городском вокзале Плазаола сейчас находится туристический офис, где вас подробно познакомят со всеми достопримечательностями этих краев. Место выбрано неслучайно, больше сотни лет назад здесь проходила старая железнодорожная линия, связывавшая Памплону с Сан-Себастьяном. Извилистый путь был проложен через красивые природные ландшафты меж склонами буков и дубов с использованием множества длинных туннелей.

Плазаола зеленый путь

Дорогу закрыли в середине XX века, и теперь по тем самым местам предлагаются пешеходные и велосипедные прогулки для любителей девственной природы – так называемый «Зеленый путь Плазаолы». Велосипеды можно взять сразу же в соседнем здании с вокзалом. Есть даже ироничный видеоролик Plazaola Audiovisual, который наглядно показывает, что можно увидеть по дороге, при этом он недвусмысленно намекает, что это развлечение подходит для всей семьи.

В целом же, если возвращаться к этапу, то поскольку здесь нет тяжелых гор, но достаточно вполне рабочих холмов, в воскресенье всеми экспертами прогнозируется победа отрыва, где наилучшие шансы есть даже не столько у хороших горняков, сколько у мастеров классик. Тот, кому удастся отвязаться от своих соперников во время второго прохождения Суаррарате, должен забрать победу, поскольку оттуда будет достаточно простой и скоростной спуск к финишу в Лекумберри.

Генеральщики же после нескольких тяжелых дней в горах, скорее всего, предпочтут взять тайм-аут и проехать день в размеренном темпе. Впрочем, учитывая, что впереди будет день отдыха, вполне может найтись горячая голова, которая захочет еще раз проверить бдительность соперников. И к этому им тоже надо быть готовыми.

15 этап

Достопримечательность этапа: В паре минут езды от Лекумберри находится пещера Мендукило, которая долгое время была закрыта для посещения, и только в 2005 году проведены массивные работы для приема туристов. Находится она на высоте 750 метров над уровнем моря на горном массиве Аралар, правда, ехать надо не по той дороге, которая ведет к известному нам по Вуэльте святилищу, а по соседней, но в том же направлении.

Гостям в пещере за 9 евро предлагается часовая экскурсия по несколькими открытым для доступа залам с постепенным погружением на глубину сорока метров. Для спелеотуристов доступны еще несколько участков, которые не обустроены для широкой публики. Важно помнить, что для посещения требуется удобная обувь и теплая одежда, поскольку даже в самые жаркие летние дни в самой пещере температура воздуха никогда не поднимается выше десяти градусов.

Интересно, что некоторые ученые считают подземелье последним неисследованным континентом на планете, поэтому легенды о жившем здесь когда-то драконе Аралара совершенно не должны вас смущать. Например, внутри есть одно образование, очень похожее на его рот. Детям такие истории очень нравятся, впрочем, и некоторые взрослые вполне готовы их в этом восторге поддержать.

Пещера Мендукило

От автора: Будем откровенны, если вынести за скобки роскошный этап к астрофизической обсерватории Хаваламбре, генеральщики по большей части ездили единой группой и вырвали отдельные секунды друг у друга в спринтерских финишах. Временный переезд на территорию Францию должен, наконец, разбудить их и заставить вспомнить о том, что тяжелые горы созданы для того, чтобы разрывать весь пелотон в клочья. Тем более, что возле Турмале находится еще одна обсерватория. Возможно, близость к звездам на небе заставляет велоспортивных звезд сиять и радовать нас своими выступлениями. Проверим эту теорию уже в пятницу, а обсудим в понедельник во время дня отдыха. Привычно всем спасибо за отзывы и комментарии, надеемся, вам по-прежнему интересно следить за Вуэльтой вместе с нашим блогом. Турмале, мы тебя ждем.

Турмале

Photo: aso.fr, lespiedssurterre.blog, sudouest.fr, ville-bagneresdebigorre.fr, guide-du-paysbasque.com, tourisme-bearn-gaves.com, puertos-en-bici.com, guiarepsol.com, mendukilo.com, qatar-tribune.com, cycling-passion.com