Astana. Как канадцы «разрушили» команду
Astana Qazaqstan - единственная на настоящий момент профессиональная команда по шоссейному велоспорту (Прим. автора: под профессиональными подразумеваются команды, которые имеют специальные лицензии от международного союза велосипедистов. Профессиональные лицензии включают в себя два уровня: Continental Pro и World Tour, также имеется и другая соревновательная лицензия Continental) на всём постсоветском пространстве. Таковой она стала после развала Катюши и отстранения от соревнований Газпром-Русвело.
Однако, в высшем эшелоне мирового велоспорта Астана сейчас является самой низкорасположенной командой в общем мировом рейтинге UCI. Казахстанская команда идёт на 20 позиции и, учитывая тенденции последних лет, рискует через два года не попасть в заветные топ-18 команд, сохраняющих прописку в Мировом туре, так как уже сейчас отставание от спасительной 18 позиции составляет 2300 очков и после Вуэльты Испании ситуация вряд ли кардинально изменится. Но как же так вышло, что команда, которая в год до пандемии, была пятой командой мира, сейчас скатилась до борьбы за сохранение прописки в высшем дивизионе?
До конца 2021 года Astana-Premier Tech была крайне боеспособной командой, которая, пускай и не очень часто, но всё-таки время от времени, навязывала борьбу на крупнейших состязаниях, включая грандтуры (4 место на Джиро д'Италия 2021 у Александра Власова).
Однако, в случае Астаны проблемы у команды начались из-за руководства, а именно разногласий управленцев команды с акционерами. Мы не знаем точно всех событий, протекавших внутри организации, но многие источники, прежде всего казахстанские, связывают возникшие проблемы с некомпетентностью руководства в целом и, в частности, практически везде отмечается роль управляющего директора Яны Зель. Канадские совладельцы и сотитульные спонсоры - компания Premier Tech, которые обеспечивали около 50% финансирования команды и, ввиду этого, имели рычаги давления на организацию, настояли на принятии решения об отстранении от работы, а после и увольнении из числа руководителей команды двух известных спортивных директоров - Александра Шефера и Дмитрия Седуна, которые, в том числе, отвечали за вопросы комплектования состава Астаны. Генеральный менеджер Астаны - Александр Винокуров был возмущён произошедшим и вступился за коллег, ввиду чего и сам был отстранён от руководства командой. Также, подобное решение связывают с тем, что руководство боялось слишком большой власти Винокурова внутри команды, однако это - лишь догадки. Интересен тот факт, что после этого события Астана проваливает концовку сезона 2021 года и лишь в конце октября добывает две победы на небольших итальянских однодневках.
Казахстанское руководство Астаны, судя по всему, настаивало на необходимости возвращения в руководство команды Винокурова и не принимало позицию канадских коллег, ввиду чего канадцы из Premier Tech приняли решение уйти и в итоге стали сотитульным спонсором Israel Startup Nation. Следом из команды ушла и сама Яна Зель, которая так и не нашла нужные каналы коммуникации со спонсорами, что входило в её непосредственные задачи.
Интересный факт: в том же 2021 году Яна становится управляющим директором команды Lotto Soudal. В следующем же 2022 году Лотто вылетает в дивизион Continental Pro, а многолетний сотитульный спонсор - Soudal, уходит к Квик-Степ под проект Рэмко Эвенпула. Ни на что не намекаю, как говорится.
В свою очередь, Александр Винокуров и, чуть позднее, Александр Шефер вернулись в руководство Астаны, но столкнулись с одной весомой проблемой...
Так как канадский спонсор выделял около 50% финансирования, то после расхода с ними в бюджете команды образовалась огромная дыра. Кроме того, большой проблемой стало то, что в период пандемии фонд национального благосостояния Казахстана уменьшил инвестиции в спорт. Исходя из этого, руководству команды пришлось выкручиваться из сложившейся ситуации путём урезания затрат на состав.
Лишь за одно трансферное окно казахстанскую команду покинул целый ряд высококлассных гонщиков и некоторые многолетние лидеры:
Александр Власов
Якоб Фульсанг
Йон Изагирре
Горка Изагирре
Алекс Аранбуру
Маттео Собреро
Оскар Родригез
Уго Уль
Омар Фрайле
Луис Леон Санчес и др.
Закрыть возникшую дыру в составе были призваны, возращённые в состав:
Винченцо Нибали
Мигель Анхель Лопес
Андрей Зейц
А также новички, которые хоть и были известны в мировом пелотоне, но всё же были и близко не того же уровня, что ушедшие звёзды:
Джанни Москон
Симоне Веласко
Давид де ла Круз и др.
В следующее трансферное окно ситуация не изменилась, а команде лишь прибавилось проблем: отстранение и следствие над "Суперменом" Лопесом, завершение карьеры Нибали, допинг в пробах Микеле Гадзоли...
Винокуров и его 7 спортивных директоров в имеющихся условиях не смогли сделать ничего лучше, кроме как сделать ставку на престарелого Марка Кэвендиша и спринтерскую группу вокруг него. К чести менеджерского состава Астаны, карта Кэва сыграла и он сейчас лучший гонщик состава по баллам UCI.
Однако многие предыдущие трансферы провалились: вернулись ментальные проблемы потенциального многолетнего лидера команды - Джанни Москона, которые, возможно, вызваны тем, что у него были некоторые проблемы с сердцем, которые почему-то при подписании не учли. Ввиду этого гонщику было сложно войти в нужное русло и за два года в Астане он набрал лишь 51 балл в рейтинг UCI, а его лучший результат - 5 место на этапе Тура Лангкави и 12 место на Копа Бернокки (Для понимания проблемы: у лидера рейтинга UCI - Тадея Погачара 7832 балла). Если бы не трансфер Криса Фрума, о котором я расскажу чуть позднее, то именно этот переход был бы худшим на моей памяти.
Но не Москоном единым ограничились провалы: Валерио Конти вообще не дал результата, Антонио Нибали и Леонардо Бассо абсолютно незаметно провели эти два сезона в команде. К большому сожалению, про добрую половину состава Астаны можно высказаться в негативном ключе. Сейчас состав Астаны - гремучая смесь из качественных гонщиков и абсолютно ненужных отбывателей места в команде.
В это трансферное окно Астана начала подписания более или менее качественных гонщиков, способных стабильно давать маломальский результат:
Иде Шеллинг
Макс Кантер
Антон Чармиг
Однако пока что этого мало. Когда-то высококлассная команда сейчас лишь собственная тень конца 2010-х, в составе которой нет гонщика, способного дать гарантированный результат на крупных стартах. Остаётся лишь верить, что казахстанская команда найдёт источники финансов на грамотные подписания или же мы увидим повторение судьбы когда-то грозной, но развалившейся Катюши.