Кристофер Фрум и худший контракт в истории
Шоссейный велоспорт, равно как и любой другой вид спорта на сегодняшний день - это большой бизнес, в котором порой речь идёт о многомиллионных сделках и контрактах. По информации спортивных СМИ самым высокооплачиваемым велогонщиком на сегодняшний день является Тадей Погачар с ежегодной зарплатой в 6 миллионов евро в год. Источник: https://le10sport.com/cyclisme/le-salaire-dalaphilippe-critique-ils-font-encore-pire-que-lui-630352
В случае словенца подобная зарплата кажется заслуженной: лучший гонщик в мире, двукратный победитель Тур де Франс, а также гонщик, вызывающий ажиотаж одним лишь своим появлением в стартовом протоколе. Однако не всегда контракты, которые подписываются с гонщиками являются объективно оправданными, порой гонщики не способны и на малую толику окупить те затраты, которые команда несёт на их заработную плату. Как же может быть, что вторым самым высокооплачиваемым гонщиком в мире является тот, кто за четыре года лишь раз попал в сотню на гранд-турах, а также единожды заехал в топ-3 на этапе Тур де Франс? Речь пойдёт про Криса Фрума и его невероятный контракт с Israel-Premier Tech.
Кристофер (Крис) Фрум - один из лучших велогонщиков на шоссе в XXI веке. К своим 38 годам он является победителем шести, а с учётом дисквалификации Хуана Хосе Кобо с Вуэльты Испании 2011, целых семи гранд-туров. В его активе масса знаковых достижений, которые позволяют вписать его в пантеон величайших: это и четыре титула Тур де Франс, три из которых подряд (2015-2017 гг.), это и беспрецендентная серия выступлений на трёхнедельных гонках, когда Фрум, начиная со своей победной Вуэльты 2011 года, лишь раз за 12 доеханных гранд-туров не попал в тройку призёров - на Вуэльте Испании 2012 года, когда вне зоны досягаемости любого смертного была испанская тройка: Контадор, Вальверде, Родригес. Также, Фрум последним на настоящий момент являлся действующим победителем всех трёх гранд-туров: Тур де Франс и Вуэльта Испании 2017 года и Джиро д'Италия 2018 года. Помимо многодневок Крис преуспел и в отдельных гонках с раздельным стартом, где выиграл три бронзовые медали на главных стартах - две с олимпиад и одна с чемпионата Мира. Казалось бы... Как мы можем вести речь о том, что Крис может быть переоценён, когда у него такой ряд достижений? Однако нам нужно обратиться к истории.
Этот эпизод знаком многим любителям велоспорта со стажем, вспомнить его точно не будет лишним. Сезон 2019 года Кристофер Фрум начинает в качестве одного из лидеров Team Ineos - лучшей команды в мировом пелотоне. Основной целью на сезон Кристофер выбирает Тур де Франс 2019, куда он отправляется в погоню за пятым титулом, чтобы сравняться с величайшими: Эдди Мерксом, Бернаром Ино и Мигелем Индурайном, в чьём активе по пять побед на "Большой петле". Но сезон у Криса не задаётся с самого начала: он как турист проезжает Тур Колумбии и Вуэльту Каталонии, а к серьёзной борьбе приступает лишь на Туре Альп и Туре Йоркшира, но и там не попадает даже в топ-10. Последней остановкой на пути к Тур де Франс у Фрума был назначен Критериум Дофине, где во время разведки 4 этапа - гонки с раздельным стартом Крис падает и получает серьёзные повреждения правой стороны тела, включая многочисленные переломы.
Фрума отправляют на лечение и восстановление, которое идёт не по плану. Спортивный директор Ineos Дарио Чиони в интервью итальянскому изданию Bicisport произнёс слова, которые станут пророческими для последующей карьеры Фрума: "...Он не в порядке, кто знает, сможет ли он восстановиться". Слова эти были сказаны после того как Крис, уже приступивший к тренировкам с командой, был вынужден покинуть тренировочный лагерь команды спустя всего два дня.
2020 год должен был стать решающим в карьере Фрума, но... Пандемия! Фрум успел проехать лишь Тур ОАЭ, где показал неутешительные результаты, что, однако, списали на первый старт в сезоне.
Далее через Рут Окситании и Тур де л'Эн, где результаты постепенно улучшались, но ограничивались попаданием в топ-50, Фрум подошёл к знаковой гонке - Критериуму Дофине 2020, который ему было важно проехать с психологической точки зрения. Он смог, пускай и ограничился скромным 71 местом в генеральной классификации.
На очереди был последний гранд-тур Фрума в рядах Ineos - Вуэльта Испании 2020 года. Именно на ней Крису вручили приз победителю Вуэльты 2011. Это было очень символично, так как всем было понятно, что в нынешнем состоянии Фруму остаётся лишь доехать своё и почевать на лаврах прошлого. Хотя... Может и не всем.
Сам Фрум упрямо твердил, что продолжает восстановление и готовится навязать борьбу за пятую жёлтую майку в Париже. Возможно, что босс Israel-Premier Tech - Сильван Адамс подписан исключительно на социальные сети Криса и не общался с кем-либо, кто мог дать совет, что не стоит подписывать на тот момент уже 35-летнего гонщика после тяжелейшей травмы, лучшим результатом которого стало 30 место на этапе Тура де л'Эн. Этот совет так и не был дан и Фрум переходит в стан Israel-Premier Tech, получает трёхлетний контракт (как сейчас поговаривают с возможностью продления ещё на год) и зарплатой в 5.5 миллиона евро в год. До продления Погачара в UAE Team Emirates и перехода Сагана в Totalenergies, где словак получит такую же личку как и Фрум, британец станет самым высокооплачиваемым гонщиком в мире.
За последующие три года лучшим результатом Кристофера Фрума станет 11 место на Классике Меркантур и то самое 3-е место на 12-м этапе Тур де Франс 2022 года с восхождением на Альп д'Юэз. Команда же, с Фрумом в составе, в прошлом сезоне потеряла лицензию Мирового Тура и вылетела в дивизион Континенталь Про. Дошло до того, что Крис в этом сезоне не проехал ни одной трёхнедельной гонки. С точки зрения спортивных достижений Фрум уже и близко не будет котироваться в качестве звезды, однако же, безусловно, он дал огромный медийный толчок Israel-Premier Tech. Это как ситуация с Кэвендишем в Астане, всем было интересно посмотреть на продолжение карьеры сбитого лётчика. Однако, если изначально риторика была такой: "О, Фрум поедет на Тур де Франс, посмотрим как там он восстановился и что покажет.", то в итоге она стала следующей: "О, что, опять Фрум в составе? Неужели всё ещё пытается что-то доказать...", как вы понимаете, здоровый скепсис вытеснил романтическое ожидание чудесного возрождения.
А если попробовать без эмоций? Окей, сухие цифры. За всё время пребывания в Israel-Premier Tech Кристофер Фрум заработал 66 очков UCI. Для тех, кто не читал мою статью про Астану или забыл масштабы катастрофы, у лидера рейтинга UCI - Тадея Погачара - 7832 балла. За всё время в составе Israel-Premier Tech Кристофер Фрум заработал 16.5 миллионов евро. Путём нехитрых математических манипуляций мы получаем, что за каждый миллион евро, попавший на счёт Фрума, он приносил 4 очка UCI, а значит цена одного балла, принесённого Фрумом была равно 250000 евро. Это - космос, если бы Адамс платил Погачару в таких же пропорциях, то даже за прошедший сезон Тадей уже стал бы богаче самого Сильвана Адамса.
Думаю не все читатели понимают систему рейтинга в велоспорте. Можно провести аналогию: представьте, что условный Криштиану Роналду вдруг получает тяжёлую травму ещё в составе Манчестер Юнайтед. Восстанавливается, но никак не может набрать тонус и начать забивать. В итоге Эрик Тен Хааг от него отказывается, но вместо того, чтобы ехать в Саудовскую Аравию он принимает предложение от обезумевшего владельца условного Ноттингем Форест, который предложил зарплату за сезон больше, чем у Килиана Мбаппе. Роналду принимает это предложение из-за желания поиграть в Европе и огромной лички, а также начинает везде провозглашать, что он, несмотря на травму всё ещё лучший, а Ноттингем Форест с ним в составе будет бороться за чемпионство. Однако в итоге забьёт лишь два гола за сезон и вместе с командой вылетит в Чемпионшип. Согласитесь подобная история очень походит на бред сумасшедшего, но именно такая ситуация произошла в шоссейном велоспорте с Кристофером Фрумом.
В следующем году Крису 39 лет. Он в одном из своих интервью заявил, что в следующем году точно выступит на Тур де Франс. Либо он нашёл новые рычаги давления на Адамса, с которым может продлить контракт ещё на год, либо нашёл ещё одного безумца, который согласится поставить уже угасшую звезду в состав команды на "Большую петлю".
Спойлер: парню уже 28 лет, он до сих пор ездит в хвосте Ф2, один из личных спонсоров - производитель барьеров (не шутка)
Это чтобы вы лучше понимали уровень понимания реальности Адамсом:)